Научная статья на тему 'ПООЩРЕНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ'

ПООЩРЕНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1022
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПООЩРЕНИЕ / ПООЩРИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC SERVICE / LABOR MOTIVATION / INCENTIVES / PROMOTION / INCENTIVE POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фарикова Екатерина Александровна

В статье рассмотрены основы поощрительной политики в сфере государственной службы, нормативное регулирование государственно-служебных отношений в области применения мер поощрения к государственным служащим. Дана оценка эффективности и преимуществам морального поощрения в сфере государственной службы. Отмечается, что стимулирование государственных служащих посредством применения к ним мер материального поощрения выступает одним из важных методов антикоррупционной политики в сфере государственной службы. Рассмотрены основные проблемы реализации поощрительной политики в сфере государственной службы. В частности, отмечено, что одной из проблем применения мер поощрения в сфере государственной службы выступает необъективная оценка руководителем деятельности государственного служащего, в отношении которого применяется мера поощрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTION IN THE PUBLIC SERVICE SPHERE

In the article considers the basics of incentive policy in the sphere of public service, the normative regulation of public-service relations in the sphere of the application of incentive measures to civil servants. It given an assessment of the effectiveness and benefits of moral incentives in the sphere of public service. It is noted that the stimulation of civil servants through the application of material incentives to them is one of the important methods of anti-corruption policy in the field of public service. The main problems of the implementation of incentive policy in the field of public service are considered. In particular, it was noted that one of the problems of applying incentive measures in the field of civil service is the biased assessment by the head of the activities of a civil servant in relation to whom the incentive measure is applied.

Текст научной работы на тему «ПООЩРЕНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

4. Recommendation CM/Rec (2014) of the Committee of Ministers to member States on the protection of whistleblowers. (Adopted by the Committee of Ministers on 30 April 2014, at the 1198-th meeting of the Ministers Deputies) // https://search.coe.int/cm/Pages/result_details.aspx7ObjectID =09000016805c5ea5

5. Rezolyuciya PASE 2060 (2015) «Improving the protection of Whistleblowers». http://assembly.coe.int/nw/xml/XRef/Xref-XML2HTMLen.asp?fileid=21931&lang=en

6. G20 High-Level Principles for the Effective Protection of Whistleblowers. https://anticor.hse.ru/assets/upload/42_g_highlevelprinciples_

whistleblowers.pdf

7. Directive (EU) 2019/1937 of the European Parliament and of the Council of 23 October 2019 on the protection of persons who report breaches of Union law PE/78/2019/REV/1. // https://eur-lex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/?uri=CELEX:32019L1937

8. Neil Hodge. EU whistleblower protection law gets go-ahead. Complianceweek Oct 8, 2019 // https://www.complianceweek.com/whistleblowers/eu-whistleblower-protection-law-gets-go-ahead/27845 .article

9. Press release «Whistleblower protection: Commission sets new, EU-wide rules». 23 April 2018. Brussels // https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52018DC0214

10. Trofimov E.V., Aleksenko A.A., Trofimova N.P. Institut denunciacii v antikorrupcionnom regulirovanii // Protivodej stvie korrupcii i tenevym processam: izbrannye materialy nauch. konf. (Sankt-Peterburg, 8-11 dek. 2020 g.) / redkol.: D. V. Rybin (pred.) [i dr.]. SPb.: S.-Peterb. in-t (fil.) VGUYU (RPA Minyusta Rossii), 2020.

11. Mark Worth. Whistleblowing in Europe legal protections for whistleblowers in the EU. 2013 Transparency International. // https://images.transparencycdn.org/images/2013_WhistleblowingInEurope_EN.pdf

12. Balog M.M. Protivodejstvie korrupcii v Rossii: zashchita zayavitelej // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Pravo. Upravlenie. 2018. № 8. S. 39-44.

13. Volosova N.Yu., Zhurkina O.V. K voprosu o programme zashchity razoblachitelej (informatorov) po delam korrupcionnoj napravlennosti // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2018. T. 12. N° 5.

14. Spektor E.I., Seval'nev V.V. Voprosy pravovoj zashchity lic, soobshchayushchih o faktah korrupcii // ZHurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2015. № 4.

15. Artamonova I. Voprosy pravovogo statusa i zashchity zayavitelej o korrupcii («whistleblowers») // [Elektronnyj resurs]: URL: https://lap.hse.ru.

16. Makarova O.V. Obespechenie bezopasnosti lic, sposobstvuyushchih preduprezhdeniyu i raskrytiyu korrupcionnyh prestuplenij // Zhurnal rossijskogo prava. 2015. № 7. S. 97-105.

17. Cirin A.M. Pravovaya zashchita lic, soobshchayushchih o faktah korrupcii // Korrupciya: sostoyanie protivodejstviya i napravleniya optimizacii bor'by/ Pod red A.I. Dolgovoj. M.: Rossijskaya kriminologicheskaya associaciya, 2015.

18. Sheverdyaev S.N. Konceptual'nye probely v sisteme Rossijskogo antikorrupcionnogo zakonodatel'stva // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2020. № 1. S. 121-131.

БАТИЩЕВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)», заместитель директора по научной работе.

BATISHCHEVA, NATALIA A. - Ph.D. in History, Associate Professor, St. Petersburg Institute (Branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Deputy Director for Research (nbatisheva@yandex.ru).

УДК 937(092) DOI: 10.24412/2411-2275-2021-1-44-49

ФАРИКОВА Е.А. ПООЩРЕНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Ключевые слова: государственная служба, трудовая мотивация, стимулирование, поощрение, поощрительная политика.

В статье рассмотрены основы поощрительной политики в сфере государственной службы, нормативное регулирование государственно-служебных отношений в области применения мер поощрения к государственным служащим. Дана оценка эффективности и преимуществам морального поощрения в сфере государственной службы. Отмечается, что стимулирование государственных служащих посредством применения к ним мер материального поощрения выступает одним из важных методов антикоррупционной политики в сфере государственной службы. Рассмотрены основные проблемы реализации поощрительной политики в сфере государственной службы. В частности, отмечено, что одной из проблем применения мер поощрения в сфере государственной службы выступает необъективная оценка руководителем деятельности государственного служащего, в отношении которого применяется мера поощрения.

FARIKOVA, E.A. PROMOTION IN THE PUBLIC SERVICE SPHERE

Key words: public service, labor motivation, incentives, promotion, incentive policy.

In the article considers the basics of incentive policy in the sphere of public service, the normative regulation of public-service relations in the sphere of the application of incentive measures to civil servants. It given an assessment of the effectiveness and benefits of moral incentives in the sphere of public service. It is noted that the stimulation of civil servants through the application of material incentives to them is one of the important methods of anti-corruption policy in the field of public service. The main problems of the implementation of incentive policy in the field of public service are considered. In particular, it was noted that one of the problems of applying incentive measures in the field of civil service is the biased assessment by the head of the activities of a civil servant in relation to whom the incentive measure is applied.

В условиях меняющейся государственной правовой политики, которая должна соответствовать современным тенденциям развития государственной и общественной жизни, трансформируется подход к основам организации государственной службы. Организационные вопросы государственной службы имеют прикладное значение для практики реализации государственными служащими возложенных на них задач и полномочий.

В последние годы наблюдается постепенное возрастание роли поощрительной политики, которая предполагает ранее не развитый в России подход к регулированию общественных

отношений в области государственного управления. Историческая преемственность российского государства обусловливает приоритет метода принуждения, который положен в основу государственного управления. Не вызывает сомнений действенность метода принуждения и на государственной службе. Вместе с тем, принуждение не единственный метод, который может быть эффективным.

В юридической науке поощрение рассматривается как своеобразный инструмент развития социально-правовой активности индивида, который закладывается на законодательном уровне и срабатывает в процессе правореализации [1, с.8]. По мнению А.В. Малько, в сфере государственной службы поощрительная политика связана с использованием поощрительного метода правового регулирования государственно-служебных отношений, с расширением области поощрительно-правового воздействия на основе побуждения государственных служащих к заслуженному поведению, а также с поиском новых и оптимизацией существующих видов поощрений для них [2, с.71].

Одной из основных проблем современной государственной службы России остается коррупция, которая, несмотря на все предпринимаемые со стороны государства попытки, остается на высоком уровне. В 2020 г. Россия заняла 129 место из 180 (в 2019 г. - 137 место) в Индексе восприятия коррупции-2020, опубликованном Международным антикоррупционным движением «Transparency International» [3]. Согласно представленным данным, состояние коррупции в Россия находится на одном уровне с такими странами, как Азербайджан, Габон, Малави и Мали. В 2018 г. ВЦИОМ опубликовал аналитический обзор, согласно которому наиболее коррумпированными россияне считают сферы медицины (23%), ГИБДД (ГАИ) и полиции (по 16%), ЖКХ (16%) [4]. Вместе с тем, более 23% жителей нашей страны в 36 регионах России отметили снижение уровня коррупции в 2020 г. [5]. Изучение государственной службы с точки зрения уровня коррупции имеет значение потому, что данный фактор существенно влияет на уровень доверия граждан к государственным институтам. В последние годы наблюдается положительная динамика в отношении уровня доверия населения государственным служащим. Так, по результатам опроса, проведенного ВЦИОМ в 2010 г., на последних строках рейтинга доверия россиян располагались именно государственные служащие (2,47 баллов из 5), однако в 2016 г. доверие к ним возросло с 2,47 до 2,97 [6], что можно считать определенным успехом. Кроме того, по состоянию на 2018 г. более трети россиян считают, что органы власти различных уровней стали более открытыми, обратного мнения придерживаются только 10% опрошенных [7].

Одним из методов антикоррупционной политики в сфере государственной службы выступает стимулирование государственных служащих посредством применения к ним мер материального поощрения.

Как отмечается в литературе, «крайне низкий уровень оплаты, а в особенности система ее формирования, которая не ориентирована на результат служебной деятельности, является актуальной и нерешенной в государственной службе Российской Федерации» [8, с.226]. Более того, низкая оплата труда большинства государственных служащих выступает одной из причин коррупции, которая может быть минимизирована посредством материального поощрения. Такое поощрение остается одним из наиболее эффективных средств стимулирования государственных служащих, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации в стране. Стремление к разрешению проблемы низкой оплаты труда государственных служащих отражается в нормативных актах стратегического характера. Так, в Указе Президента РФ от 24 июня 2019 г. № 288 [9] среди основных направлений развития государственной службы выделено обеспечение денежного содержания государственных служащих путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет.

При формировании поощрительной политики в сфере государственной службы необходимо опираться и на положительный зарубежный опыт. Как отмечает П.В. Павлова, за рубежом институт поощрения государственного служащего в большинстве случаев как раз и сводится к установлению фиксированных мер поощрения, т.е. он в основном ориентирован на денежные вознаграждения [10, с.43]. Действительно, в социальной психологии универсальным средством мотивационного подкрепления считаются деньги, т.к. за них можно приобрести почти все: пищу, жилье, комфорт, одежду и т.п. [11, с.26]. Деньги как средство изменения и контроля

деятельности людей наиболее надежны и эффективны, поскольку сочетаются с огромным количеством предметов внешнего мира.

Вместе с тем в современных условиях развивающегося гражданского общества и повышения роли личной перспективной ответственности моральное стимулирование государственных служащих становится настолько же важным, насколько и материальное, поскольку трудовая мотивация молодых работников изменилась. Представители современного поколения специалистов отличаются предприимчивостью, амбициозностью, стремлением к личностному саморазвитию. В связи с этим в научной литературе акцентируется внимание на том, что моральное стимулирование играет одну из ключевых ролей в мотивировании государственных служащих на эффективную работу, добросовестное выполнение своих служебных обязанностей, стремление «продвигаться вверх по карьерной лестнице», добиваться выдающихся результатов [12, с.165].

Моральное поощрение - это такие стимулы, которые нацелены на удовлетворение духовных потребностей человека. В сфере государственной службы моральное поощрение проявляется в таких мерах, как объявление благодарности, награждение почетными грамотами, званиями и знаками отличия и др.

На сегодняшний день законодательство о государственной службе включает множество различных по своему содержанию поощрительных нематериальных мер. Определение мер поощрения зависит от вида государственной службы. Например, для государственных гражданских служащих предусмотрены такие меры морального поощрения, как объявление благодарности, награждение почетной грамотой, награждение государственными наградами. Более того, в 2019 г. Минтрудом России разработана Методика нематериальной мотивации государственных гражданских служащих Российской Федерации [13], в которой содержится перечень мероприятий, направленных на повышение уровня мотивации служащих. К таким мерам относятся: предоставление комфортного служебного места, поддержание в рабочем состоянии оборудования и мебели, отдых, доверие, честность при выстраивании взаимоотношений в коллективе, публичное выражение руководителем благодарности, предоставление преимущества при составлении графика отпусков, проведение торжественных мероприятий, включающих в том числе публичную похвалу, предоставление возможностей для профессионального развития, повышения сложности и ответственности выполняемых задач и др.

На основе представленной системы мер морального поощрения можно дифференцировать такие меры на формальные (определенные в законодательстве) и неформальные (не отраженные в законодательстве, однако фактически применяемые на практике и имеющие значение морального стимулирования). К формальным мерам морального поощрения относятся уже названные объявление благодарности, награждение почетной грамотой, награждение государственными наградами и др. К неформальным мерам морального поощрения можно отнести предоставление дополнительных отгулов, отдельных кабинетов, новой офисной техники и мебели [14, с.233] и др.

Несмотря на наметившуюся тенденцию к увеличению роли поощрительной политики в сфере государственной службы, многие ее положения не могут быть реализованы в полной мере из-за несовершенства законодательства и механизма применения мер поощрения. По справедливому замечанию В.В. Анфимовой, необходимо объективным образом оценивать реальные профессиональные достижения государственных служащих и, в соответствии с этим, материально стимулировать их деятельность, поскольку уровень денежных выплат должен напрямую зависеть от достижений работника [15, с.34]. Такой же вопрос актуален для мер морального поощрения, ценность которых должна быть определена исходя из объективных заслуг государственного служащего. В литературе отмечается, что институт поощрения государственных служащих не может быть в полной мере эффективно реализован, т.к. отсутствуют четкие основания для применения мер поощрения [16, с. 292]. Законодательство не позволяет однозначно определить критерии оснований применения мер поощрения к государственным служащим. Например, в сфере государственной гражданской службы, согласно законодательству, основанием применения мер поощрения выступает «безупречная и эффективная гражданская служба». При этом содержание данного термина не раскрывается.

Попытка определить конкретные критерии оценки деятельности государственного гражданского служащего была предпринята Минтрудом России в 2016 г., когда была разработана

Методика всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего [17] (далее - Методика). В Методике основными критериями оценки профессиональной служебной деятельности названы: эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; квалификация; профессиональные и личностные качества (компетенции). В Методике достаточно конкретно определены критерии оценки деятельности гражданского служащего. По результатам оценки гражданский служащий может быть отнесен к одному из пяти уровней: «А» (очень высокий уровень); «Б» (высокий уровень); «В» (достаточный уровень); «Г» (недостаточный уровень); «Д» (неудовлетворительный уровень). Для каждого из указанных уровней предусмотрен перечень объективных оценок. Например, уровень «А» характеризует гражданского служащего как продемонстрировавшего высокую ориентацию на результат, заинтересованность в достижении поставленных целей, эффективную работу в команде, высокую организованность, очень высокую работоспособность. Уровень «Д», наоборот, предполагает, что гражданский служащий продемонстрировал отсутствие ориентации на результат и процесс, не взаимодействовал с коллегами при выполнении задач и подготовке документов, когда это было необходимо, проявил очень низкую работоспособность, необдуманность в действиях, безответственность и полное отсутствие самостоятельности при решении проблем.

Разработка Методики - несомненно значимый шаг на пути к развитию поощрительной политики в сфере государственной службы. Вместе с тем, как утверждается в новейшей литературе, внедрение Методики на федеральном уровне не принесло ожидаемых успехов из-за отсутствия единого метода комплексной оценки для всех государственных органов власти, с учетом специфики государственного органа, трудоемкости внедрения данной методики и в связи с невозможностью оценить индивидуальный вклад государственного гражданского служащего в достижение целей и задач государственного органа власти [18, с.14].

Кроме того, одной из проблем применения мер поощрения в сфере государственной службы выступает необъективная оценка руководителем деятельности государственного служащего, в отношении которого применяется мера поощрения. В частности, поскольку выбор мер поощрения обычно принадлежит руководителю, ввиду своего субъективного отношения к тому или иному подчиненному, не всегда удается оценить достаточность оснований для применения меры поощрения. В науке предлагается введение единой для соответствующего государственного органа системы оценки и рейтинга государственного служащего, включив во все должностные регламенты государственных служащих критерии эффективности и результативности их профессиональной деятельности [19, с.99]. С одной стороны, проблема субъективизма вышеназванной Методикой не разрешена, поскольку оценка профессиональной служебной деятельности производится непосредственным руководителем государственного служащего. С другой стороны, в Методике предусмотрено выделение сотрудника кадровой службы, в число обязанностей которого входит контроль за проведением всесторонней оценки. Тем не менее, по мнению А.В. Баскаевой, сами сотрудники кадровых служб пока плохо знакомы с современными методами работы с кадрами и не могут обеспечить внедрение необходимых технологий [20, с.49].

Резюмируя сказанное, мы приходим к выводу об общей тенденции развития поощрительной политики в сфере государственной службы. Меры поощрения, как материального, так и морального, постепенно показывают свою действенность в сфере регулирования государственно-служебных отношений, в дополнение к мерам принуждения. Наиболее прогрессивной в отношении формирования поощрительной политики оказалась гражданская служба, поскольку в рамках данного вида государственной службы чаще разрабатываются методические рекомендации по нормативному регулированию и применению мер поощрения. Однако далеко не все предпринятые государством меры по регулированию поощрительной системы гражданской службы принесли ожидаемые результаты. Мы солидарны с мнением тех ученых, которые считают необходимым разрабатывать конкретные критерии оценки профессиональной служебной деятельности государственных служащих применительно к определенному государственному органу посредством разработки соответствующих регламентов, в которых учитывались бы особенности работы именно в этом государственном органе [21]. Для практического внедрения поощрительной политики государственным служащим, сотрудникам

кадровых служб и их непосредственным руководителям необходимо разъяснять значение поощрительной политики, потенциальную эффективность применения мер поощрения. В более глобальном смысле необходимо, чтобы поощрение стало укоренившейся традицией в механизме трудовой мотивации государственных служащих.

Литература и источники

1. Гущина Н.А. Поощрение в праве: теоретико-правовое исследование. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. СПб, 2004.

2. Малько А.В., Типикина Е.В. Поощрительная правовая политика в сфере государственной службы: проблемы оптимизации // Современное право. 2012. №7.

3. Индекс восприятия коррупции-2020 // Официальный сайт Международного антикоррупционного движения «Transparency International». - URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2020-30-ballov-i-129-mesto.html. (дата обращения: 13.02.2021).

4. Коррупция в России: мониторинг: аналитический обзор ВЦИОМ, 2018 // Официальный сайт ВЦИОМ. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9139. (дата обращения: 13.02.2021).

5. Доклад Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей - 2020 г. // Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. - URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/ doklad_2020.html. (дата обращения: 13.02.2021).

6. Рабочие, учителя, военные, или рейтинг доверия профессиональным группам: аналитический обзор ВЦИОМ // Официальный сайт ВЦИОМ. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115542. (дата обращения: 13.02.2021).

7. Государство и общество в России: запросы, ожидания, надежды: аналитический обзор ВЦИОМ, 2018 // Официальный сайт ВЦИОМ. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=8945. (дата обращения: 13.02.2021).

8. Синькевич К.В. Мотивация и поощрение государственных служащих // Научное сообщество студентов: сборник материалов IX Международной студенческой научно-практической конференции. Чебоксары, 2016.

9. Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019-2021 годы: Указ Президента РФ от 24 июня 2019 г. № 288 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_327379/. (дата обращения: 18.02.2021).

10. Павлова П.В. Роль системы поощрений в стимулировании антикоррупционного поведения государственных служащих // Государство и право: материалы 58-й Международной научной студенческой конференции. Новосибирск, 2020.

11. Соломанидина Т. О. Мотивация трудовой деятельности персонала. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2015.

12. Шолохова Д.Л. Меры поощрения и меры административной ответственности государственных служащих // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты: сборник научных статей 6-й Международной научно-практической конференции. М., 2016.

13. Методика нематериальной мотивации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Минтрудом России // ИПС «Гарант». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72108066/. (дата обращения: 14.02.2021).

14. Архиреева А.С., Мороз Е.С. Вопросы развития государственной гражданской службы в Краснодарском крае // Эпомен. 2019. № 26.

15. Анфимова В.В. Система комплексной оценки государственных гражданских служащих // Государственное регулирование социально-экономических процессов региона и муниципалитета: вызовы и ответы современности: сборник научных трудов магистрантов и преподавателей. Челябинск, 2020.

16. Парфенова О.Н. Институт поощрения государственных служащих // NovaUm.Ru. 2017. № 10.

17. Методика всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего, утв. Минтрудом России // ИПС «Гарант». - URL: https://internet.garant.ru/#/document/71458518/paragraph/119/doclist/1375/ showentries/0:0. (дата обращения: 16.02.2021).

18. Знаменский Д.Ю., Гусаров А.С. Оценка эффективности государственных гражданских служащих Российской Федерации (теоретико-методологические основы) // Вестник университета. 2020. № 2.

19. Белоусова Ю.А. Поощрения и награждения государственных гражданских служащих: текущее состояние и перспективы развития // Современные проблемы правотворчества и правоприменения: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Иркутск, 2019.

20. Баскаева А.В. Особенности технологий оценки персонала государственной гражданской службы // Северный Кавказ: пространственное развитие и человеческий капитал: материалы по итогам работы дискуссионных площадок Международного форума, проводимых для молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. Пятигорск, 2018.

21. Комарова Л.В. Региональная инвестиционная политика и ее социальное регулирование в условиях модернизации российского общества: социально-философский анализ: научная работа. Краснодар, 2011.

References and Sources

1. Gushchina N.A. Pooshchreniye v prave: teoretiko-pravovoye issledovaniye. Avtoref. diss. ... dokt. yurid. nauk. SPb, 2004.

2. Mal'ko A.V., Tipikina Ye.V. Pooshchritel'naya pravovaya politika v sfere gosudarstvennoy sluzhby: problemy optimizatsii // Sovremennoye pravo. 2012. № 7.

3. Indeks vospriyatiya korruptsii-2020 // Ofitsial'nyy sayt Mezhdunarodnogo antikorruptsionnogo dvizheniya «Transparency International». - URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2020-30-ballov-i-129-mesto.html. (data obrashcheniya: 13.02.2021).

4. Korruptsiya v Rossii: monitoring: analiticheskiy obzor VTSIOM, 2018 // Ofitsial'nyy sayt VTSIOM. - URL: https://wciom.ru/index.php?id= 236&uid=9139. (data obrashcheniya: 13.02.2021).

5. Doklad Upolnomochennogo pri Prezidente RF po zashchite prav predprinimateley - 2020 g. // Ofitsial'nyy sayt Upolnomochennogo pri Prezidente RF po zashchite prav predprinimateley. - URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad 2020.html. (data obrashcheniya: 13.02.2021).

6. Rabochiye, uchitelya, voyennyye, ili reyting doveriya professional'nym gruppam: analiticheskiy obzor VTSIOM // Ofitsial'nyy sayt VTSIOM. -URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115542. (data obrashcheniya: 13.02.2021).

7. Gosudarstvo i obshchestvo v Rossii: zaprosy, ozhidaniya, nadezhdy: analiticheskiy obzor VTSIOM, 2018 // Ofitsial'nyy sayt VTSIOM. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=8945. (data obrashcheniya: 13.02.2021).

8. Sin'kevich K.V. Motivatsiya i pooshchreniye gosudarstvennykh sluzhashchikh // Nauchnoye soobshchestvo studentov: sbornik materialov IX Mezhdunarodnoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Cheboksary, 2016.

9. Ob osnovnykh napravleniyakh razvitiya gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii na 2019-2021 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 24 iyunya 2019 g. № 288 // SPS «Konsul'tantPlyus». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_327379/. (data obrashcheniya: 18.02.2021).

10. Pavlova P.V. Rol' sistemy pooshchreniy v stimulirovanii antikorruptsionnogo povedeniya gosudarstvennykh sluzhashchikh // Gosudarstvo i pravo: materialy 58-y Mezhdunarodnoy nauchnoy studencheskoy konferentsii. Novosibirsk, 2020.

11. Solomanidina T. O. Motivatsiya trudovoy deyatel'nosti personala. 2-ye izd., pererab. i dop. M., 2015.

12. Sholokhova D.L. Mery pooshchreniya i mery administrativnoy otvetstvennosti gosudarstvennykh sluzhashchikh // Trendy razvitiya sovremennogo obshchestva: upravlencheskiye, pravovyye, ekonomicheskiye i sotsial'nyye aspekty: sbornik nauchnykh statey 6-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. M., 2016.

13. Metodika nematerial'noy motivatsii gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh Rossiyskoy Federatsii, utv. Mintrudom Rossii // IPS «Garant». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72108066/. (data obrashcheniya: 14.02.2021).

14. Arkhireyeva A.S., Moroz Ye.S. Voprosy razvitiya gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby v Krasnodarskom kraye // Epomen. 2019. N° 26.

15. Anfimova V.V. Sistema kompleksnoy otsenki gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh // Gosudarstvennoye regulirovaniye sotsial'no-ekonomicheskikh protsessov regiona i munitsipaliteta: vyzovy i otvety sovremennosti: sbornik nauchnykh trudov magistrantov i prepodavateley. Chelyabinsk, 2020.

16. Parfenova O.N. Institut pooshchreniya gosudarstvennykh sluzhashchikh // NovaUm.Ru. 2017. № 10.

17. Metodika vsestoronney otsenki professional'noy sluzhebnoy deyatel'nosti gosudarstvennogo grazhdanskogo sluzhashchego, utv. Mintrudom Rossii // IPS «Garant». - URL: https://internet.garant.ru/#/document/71458518/paragraph/119/doclist/1375/showentries/0:0. (data obrashcheniya: 16.02.2021).

18. Znamenskiy D.Yu., Gusarov A.S. Otsenka effektivnosti gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh Rossiyskoy Federatsii (teoretiko-metodologicheskiye osnovy) // Vestnik universiteta. 2020. № 2.

19. Belousova Yu.A. Pooshchreniya i nagrazhdeniya gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh: tekushcheye sostoyaniye i perspektivy razvitiya // Sovremennyye problemy pravotvorchestva i pravoprimeneniya: materialy Vserossiyskoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Irkutsk, 2019.

20. Baskayeva A.V. Osobennosti tekhnologiy otsenki personala gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby // Severnyy Kavkaz: prostranstvennoye razvitiye i chelovecheskiy kapital: materialy po itogam raboty diskussionnykh ploshchadok Mezhdunarodnogo foruma, provodimykh dlya molodykh uchenykh, aspirantov, magistrantov i studentov. Pyatigorsk, 2018.

21. Komarova L.V. Regional'naya investitsionnaya politika i yeye sotsial'noye regulirovaniye v usloviyakh modernizatsii rossiyskogo obshchestva: sotsial'no-filosofskiy analiz: nauchnaya rabota. Krasnodar, 2011.

ФАРИКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, г. Краснодар. FARIKOVA, EKATERINA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law SCF FGBOUVPO «RSUJ», Krasnodar (farikova.ekaterina@yandex.ru).

УДК 342.92 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-1-49-53

СМОРЧКОВА Л.Н. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ КАК СРЕДСТВА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, регулирование экономической деятельности, обязательные требования, государственный контроль (надзор), разрешительный режим, регуляторная гильотина.

В статье анализируется законодательная новация - установление унифицированного правового режима обязательных требований как средства административного-правового воздействия на предпринимательскую и иную экономическую деятельность в процессе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления так называемых «разрешительных режимов». Применение Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» должно не только нивелировать негативные стороны многосубъектности в осуществлении административно-правового регулирования экономических отношений в Российской Федерации, но и стать значимой ступенью в процессе упорядочивания правовых средств и инструментов, применяемых в данной сфере.

SMORCHKOVA, L.N. LEGAL REGIME OF MANDATORY REQUIREMENTS AS A MEANS OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION OF ECONOMIC RELATIONS

Key words: administrative-legal regulation, regulation of economic activity, mandatory requirements, state control (supervision), permissive regime, regulatory guillotine.

In the article analyzes the legislative innovation - the establishment of a unified legal regime of mandatory requirements as a means of administrative-legal impact to the entrepreneurial and other economic activities in the implementation of state control (supervision), municipal control, prosecution to administrative responsibility, providing the so-called "permissive regimes". The application of the Federal Law "On Mandatory Requirements in the Russian Federation" should not only neutralize the negative aspects of the multi-entity in the implementation of administrative-legal regulation of economic relations in the Russian Federation, but also is a significant step in the process of streamlining legal means and instruments used in this area.

Новый существенный шаг в развитии административно-правового регулирования экономической деятельности был сделан с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее - Закон об обязательных требованиях, Закон), в котором определены правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, связанных с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.