Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ПЕРСПЕКТИВА РЕАЛИЗАЦИИ ПООЩРИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ'

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ПЕРСПЕКТИВА РЕАЛИЗАЦИИ ПООЩРИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПООЩРИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПООЩРЕНИЕ / НАГРАДА / МОТИВАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ / ПРАВОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПОЗИТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / POSITIVE BEHAVIOR / PUBLIC CONTROL / INCENTIVE POLICY / PROMOTION / REWARD / MOTIVATION / STATE CIVIL SERVANT / LEGAL STIMULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волкова Виктория Владимировна

В статье анализируются понятия общественного контроля, условия его эффективности. Рассматриваются вопросы содержания основных понятий, связанных с поощрительной политикой по стимулированию государственных гражданских служащих. Выделяются методологические приемы, используемые для реализации поощрительной правовой политики и общественного контроля. Отмечается важность качественного осуществления государственной службы для достижения общего благополучия государства. Делается вывод о том, что в настоящее время роль общественного контроля в качестве мотивационного фактора на современной государственной гражданской службе явно недооценено. Автор акцентирует внимание на необходимости разработки общих подходов к пониманию юридического содержания используемых понятий и терминов. По результатам исследования, формулируются практические рекомендации по влиянию общественного контроля на систему поощрений государственных гражданских служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волкова Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC CONTROL AS A PROSPECT FOR THE REALIZATION OF INCENTIVE POLICY IN RELATION TO STATE CIVIL SERVANTS

In the article analyzes the concepts of public control, the conditions of its effectiveness. It considered the questions of content of the basic concepts related to the incentive policy to stimulate state civil servants. It highlighted the methodological techniques used for the realization of incentive legal policy and public control. It is noted the importance of high-quality implementation of public service to achieve the general welfare of the state. It is concluded that at present the role of public control as a motivational factor in the modern state civil service is clearly underestimated. The author emphasizes the necessity to develop of common approaches to understanding the legal content of the used concepts and terms. According to the results of the research, it formulated the practical recommendations on the influence of public control to the system of incentives for state civil servants.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ПЕРСПЕКТИВА РЕАЛИЗАЦИИ ПООЩРИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ»

необходимому минимуму путем автоматизации процессов. Также, это позволит повысить привлекательность вступления в Союз, ведь благодаря наличию готового решения, под которое необходимо лишь подстроить имеющуюся систему, время на интеграцию в Союз значительно снизится. В целом, это поспособствует улучшению качества предоставления сервисных услуг участникам ВЭД - во многом благодаря повышению прозрачности системы и уменьшению времени на обработку запросов, требующих участия таможенных органов нескольких государств.

Литература и источники

1. Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанному в г. Москве 11 апреля 2017 года) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 12.04.2017.

2. Приказ ФТС России от 23 октября 2015 года № 324 «Об эксперименте по разделению операций, связанных с принятием ДТ, подаваемых в электронной форме, и операций, предшествующих подаче ДТ, и проведением таможенного контроля» // Таможенные ведомости. 2012. № 12.

3. Приказ ФТС России от 31 мая 2018 года № 833 «Об утверждении Общего положения о таможне» // В данном виде документ опубликован не был. СПС Консультант Плюс.

4. Начало работы Приволжской электронной таможни // Официальный сайт Приволжского таможенного управления ФТС России [Электронный ресурс] URL: http://ptu.customs.ru (дата обращения 21.05.2019).

5. ФТС России подвела первые итоги работы электронных таможен // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс] URL: http://customs.ru (дата обращения 21.05.2019).

6. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» (ред. от 15.04.2014) // СЗ РФ. 2013. № 2. Ст. 109; 2014. № 18 (ч. IV). Ст. 2220.

7. Доклад о реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза // Официальный сайт Евразийского экономического союза [Сайт] URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 21 мая 2019 г.).

References and Sources

1. Tamozhennyj Kodeks Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza (prilozhenie № 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza, podpisannomu v g. Moskve 11 aprelya 2017 goda) // Oficial'nyj sajt Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii http://www.eurasiancommission.org/, 12.04.2017.

2. Prikaz FTS Rossii ot 23 oktyabrya 2015 goda № 324 «Ob eksperimente po razdeleniyu operacij, svyazannyh s prinyatiem DT, podavaemyh v elektronnoj forme, i operacij, predshestvuyushchih podache DT, i provedeniem tamozhennogo kontrolya» // Tamozhennye vedomosti. 2012. № 12.

3. Prikaz FTS Rossii ot 31 maya 2018 goda № 833 «Ob utverzhdenii Obshchego polozheniya o tamozhne» // V dannom vide dokument opublikovan ne byl. SPS Konsul'tant Plyus.

4. Nachalo raboty Privolzhskoj elektronnoj tamozhni // Oficial'nyj sajt Privolzhskogo tamozhennogo upravleniya FTS Rossii [Elektronnyj resurs] URL: http://ptu.customs.ru (data obrashcheniya 21.05.2019).

5. FTS Rossii podvela pervye itogi raboty elektronnyh tamozhen // Oficial'nyj sajt FTS Rossii [Elektronnyj resurs] URL: http://customs.ru (data obrashcheniya 21.05.2019).

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 28 dekabrya 2012 g. № 2575-r «O Strategii razvitiya tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii do 2020 goda» (red. ot 15.04.2014) // SZ RF. 2013. № 2. St. 109; 2014. № 18 (ch. IV). St. 2220.

7. Doklad o realizacii osnovnyh napravlenij integracii v ramkah Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza // Oficial'nyj sajt Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza [Sajt] URL: http://www.eaeunion.org/ (data obrashcheniya: 21 maya 2019 g.).

МИЛЬШИНА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры таможенного, административного и финансового права Юридического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского (milshina_irina@mail.ru)

ОВСЯННИКОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - начальник Саратовской таможни, генерал-майор таможенной службы, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой таможенного, административного и финансового права Юридического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. MILSHINA, IRINA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Customs, Administrative and Financial Law, Faculty of Law, Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky (milshina_irina@mail.ru). OVSYANNIKOV, SERGEY A. - Ph.D. in Law, Head of the Saratov Customs, Major General of the Customs Service, Head of the Department of Customs, Administrative and Financial Law, Faculty of Law, Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky.

УДК 35.089.7

волкова в.в.

общественный контроль как перспектива реализации поощрительной политики в отношении государственных

гражданских служащих

Ключевые слова: общественный контроль, поощрительная политика, поощрение, награда, мотивация, государственный гражданский служащий, правовое стимулирование, позитивное поведение.

В статье анализируются понятия общественного контроля, условия его эффективности. Рассматриваются вопросы содержания основных понятий, связанных с поощрительной политикой по стимулированию государственных гражданских служащих. Выделяются методологические приемы, используемые для реализации поощрительной правовой политики и общественного контроля. Отмечается важность качественного осуществления государственной службы для достижения общего благополучия государства. Делается вывод о том, что в настоящее время роль общественного контроля в качестве мотивационного фактора на современной государственной гражданской службе явно недооценено. Автор акцентирует

внимание на необходимости разработки общих подходов к пониманию юридического содержания используемых понятий и терминов. По результатам исследования, формулируются практические рекомендации по влиянию общественного контроля на систему поощрений государственных гражданских служащих.

VOLKOVA, V.V.

PUBLIC CONTROL AS A PROSPECT FOR THE REALIZATION OF INCENTIVE POLICY IN RELATION TO

STATE CIVIL SERVANTS

Keywords: public control, incentive policy, promotion, reward, motivation, state civil servant, legal stimulation; positive behavior.

In the article analyzes the concepts of public control, the conditions of its effectiveness. It considered the questions of content of the basic concepts related to the incentive policy to stimulate state civil servants. It highlighted the methodological techniques used for the realization of incentive legal policy and public control. It is noted the importance of high-quality implementation of public service to achieve the general welfare of the state. It is concluded that at present the role of public control as a motivational factor in the modern state civil service is clearly underestimated. The author emphasizes the necessity to develop of common approaches to understanding the legal content of the used concepts and terms. According to the results of the research, it formulated the practical recommendations on the influence of public control to the system of incentives for state civil servants.

В настоящее время в Российской Федерации приобретает актуальность вопрос качественного взаимодействия государства с гражданским обществом. Одним из наиболее важных средств в обеспечении такого взаимодействия является развитая система государственного и общественного контроля. Данный вид контроля присутствует в государственных системах многих стран и выражается в проведении представителями различных институтов гражданского общества контрольных мероприятий в отношении органов государственной власти.

В 2014 году в Российской Федерации был принят комплексный нормативный правовой акт, в котором были урегулированы общественные отношения по поводу осуществления общественного контроля за органами государственной власти - Федеральный закон от 21.04.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (Далее - ФЗ «Об основах общественного контроля»). В указанном законе определяется легальное определение общественного контроля, его цели и иные аспекты, связанные с его осуществлением.

Государственные органы, созданные в России и предназначенные для определенного вида деятельности, довольно многочисленны. Они взаимосвязаны общими принципами, одним из которых является принцип профессионализма. Данный принцип предполагает создание соответствующих условий, для использования наиболее подготовленных специалистов в деятельности государственных органов, а также гарантий надлежащего уровня решения ключевых вопросов жизни государства с учетом гражданских интересов. Как бы ни была стройна система государственных органов, какие бы функции не возлагались, результат их деятельности зависит от людей, их наполняющих.

Успешное выполнение задач, возложенных на государственного гражданского служащего, во многом зависит от соблюдения им принципов прохождения государственной службы в повседневной деятельности. Это основано на психологической составляющей человеческой личности. В настоящее время, мы часто слышим о всевозможных нарушениях и злоупотреблениях должностным положением со стороны чиновников. Это негативное явление в системе государственных органов встречается довольно часто. Поэтому на протяжении многих лет делаются многочисленные попытки реформирования системы государственной гражданской службы. Наиболее существенным способом заинтересовать служащих в результатах их профессиональной деятельности и соблюдение установленных правил является стимулирование. Цель настоящего исследования - исследование перспектив использования общественного контроля в качестве элемента поощрительной политики в отношении государственных гражданских служащих.

На официальном ресурсе издательства «Ведомости» в 2019 г. установлено, что в настоящее время процент россиян, считающих, что чиновники скрывают реальное положение дел в государстве, которое является результатом их деятельности составляет около 52%. При этом, отмечается, что качество государственного управления не зависит от состояния экономики государства и зарплаты госслужащих. Данная зависимость является обратной - за повышением качества управления государством, наблюдается рост показателей его благополучия [2].

Одним из основных направлений функционирования современной правовой политики является практика создания и реализации юридических норм, обеспечивающих стимулирование и

активизацию правомерного поведения индивидов. Использование поощрительного инструментария в процессе правового воздействия присутствует на всех этапах государственного развития общества. При этом нетрудно заметить устойчивую тенденцию к расширению спектра применения поощрительных средств и возрастание интереса к столь универсальному способу воздействия как со стороны институтов государства, так и гражданского общества [5, с. 106].

Эффективное и добросовестное исполнение возложенных обязанностей на государственных гражданских служащих, соблюдение ими служебной дисциплины невозможны без поощрительной правовой политики государства. Правовая и нравственная составляющие государственной службы сами по себе не имеют преобладающей силы в гражданской службе. Гражданская служба представляет собой тот политический инструмент, который используется политической властью для исполнения полномочий государственных органов. Однако многими учеными отмечается, что система в системе государственной гражданской службы существуют проблемы, которые проявляются как на законодательном, так и на структурном уровне.

Поощрительную правовую политику в сфере государственной службы можно определить следующим образом: это научно обоснованная деятельность, основанная на принципах последовательности и системности, осуществляемая органами государственной власти и общественными организациями, направленная на оптимизацию механизма поощрительного воздействия на государственных служащих. Цель данного механизма состоит в своевременном одобрении и адекватном положительном стимулировании деятельности государственных гражданских служащих на выполнение ими своих обязанностей на высочайшем уровне [3, с. 272].

При реализации поощрительной правовой политики используются:

- поощрительные методы, закрепленные в действующем законодательстве, регулирующем общественные отношения, связанные с осуществлением государственных гражданских служащих;

- поощрительно-правовое воздействие с целью побуждения государственных гражданских служащих к безупречному и эффективному исполнению служебных обязанностей;

- оптимизация и поиск новых методов и средств мотивации.

Меры поощрения, применяемые ко всем государственным служащим, признаются юридической наукой одними из наиболее действенных стимулов, оказывающих непосредственное влияние на эффективность их деятельности. В первую очередь, они воздействуют на сознательно-волевые психологические категории, а также поведение и круг интересов служащих. Поощрение является мощным средством, оказывающим побуждающее воздействия на государственных служащих, которое склоняет его к совершенствованию своей служебной деятельности в сторону безупречности и эффективности и понижает их негативную активность. Все вышеизложенное способствует повышению результативности профессиональной деятельности государственных гражданских служащих и укрепляет их служебную дисциплину.

Поощрительная политика в отношении государственных гражданских служащих является направлением государственной политики, осуществляющим выработку идей долговременного характера, содействует принятию, реализации и совершенствованию поощрительного законодательства.

Не стоит забывать, что, являясь наиболее действенным стимулом, который может положительно воздействовать на государственных гражданских служащих, поощрение является очень тонким инструментом, находящемся в арсенале соответствующих субъектов. При их практическом применении, необходимо учитывать все имеющиеся в настоящее время научные разработки в данной области [8, с. 247], поскольку неумелое использование поощрений влечет противоположенный результат, вызывающий общественный резонанс и снижающий его значимость в глазах самих государственных гражданских служащих.

Следует отметить, что в научной литературе все правовые нормы подразделяются на виды по различным основаниям. Поэтому поощрительные правовые нормы можно рассматривать как стимулирующие нормы [4, с.70].

Развитие социально-экономических отношений обусловило необходимость наиболее широкого использования поощрения, как особого способа воздействия на поведение личности, позволяющего открыть безграничный простор для развития ее творческого потенциала. В этой связи вполне объяснимо бурное нормотворчество субъектов различных уровней, стремящихся

использовать этот социально-правовой феномен для решения стоящих перед ними задач. Однако анализ современной действительности не позволяет сделать вывод о том, что количественное увеличение поощрительных актов привело к качественному изменению, то есть формированию в обществе особого климата, способствующего реально увидеть результаты поощрительного воздействия. Объяснение сложившейся ситуации видится, с одной стороны, в разобщенности усилий создателей поощрительных норм, а с другой - в отсутствии научно-обоснованного восприятия широко распространенного феномена в качестве системного образования.

Поощрение является формой почета, общественного признания заслуг государственного гражданского служащего. Перспектива быть отмеченным с положительной стороны, выделенным из общей массы повышает самооценку человека и его общественную оценку. По этому критерию государственная гражданская служба является уникальной сферы, поскольку основной идеей любой государственной службы является служение на благо общества. В данном институте изначально присутствует механизм внешнего признания заслуг служащих.

Целью общественного контроля государственных гражданских служащих является повышение эффективности и добросовестности их деятельности. Он является реализацией формы права, способной положительно повлиять на результаты исполнения, использования и применения норм законодательства гражданами, проходящими государственную службу в их деятельности, что отмечается как в отечественной, так и в зарубежной правовой науке [7]. Мотивация является одним из наиболее важных факторов обеспечения добросовестной и эффективной деятельности государственных гражданских служащих. Использование общественного контроля в качестве мотивационного фактора на современной гражданской службе в настоящее время явно недооценено. Отсутствует системный подход в оценке влияния общественного контроля в качестве мотивации государственных гражданских служащих, который мог бы дать адекватную оценку потенциалу отдельно взятого государственного служащего и сформировать для него эффективную карьерную траекторию.

Методологические основы института общественного контроля системы государственной гражданской службы выражаются в сочетании методов и средств сбора, обработки и анализа информации, используемых для понимания проблем, возникающих при осуществлении прав человека. и свободы, злоупотребления и нарушения закона государственными гражданскими служащими управления, повышение качества работы должностных лиц и т. д. Привлекать внимание властей и общественности к значительным проблемам и стимулировать их решение путем наблюдения (на избирательном участке, исполнение судебных процедур), опрос общественного мнения, документальный метод (анализ документов, официальная статистика), метод экспертной оценки (международный, общественный) и т. д.

Молодые люди активно участвуют в формировании нетерпимого отношения к коррупции. Таким образом, возможно одновременное решение следующих задач: Общественная палата, как основной субъект контроля получает помощь и оригинальные свежие идеи, а молодые люди оттачивают свои профессиональные навыки и компетенции в конкретной социально значимой работе. Кроме того, эта практика также способствует повышению правовой грамотности. Ученые и практики подчеркивают особую важность юридического образования [1, с. 8].

Влияние общественного контроля на механизм поощрительной политики в отношении государственных гражданских служащих возможно повысить путем достижения следующих задач.

1. В систему общественного контроля должно быть вовлечено большее количество граждан.

Для этого необходимо внести изменения и дополнения в законодательство о принципах общественного контроля, направленных на создание эффективных и понятных гражданам механизмов их участия в управлении государственными делами. Предлагается разделить общественный контроль над органами государственной власти на два типа: общий и специальный. В рамках общего контроля должны быть рассмотрены процедуры общественного мониторинга и общественного обсуждения, а также другие формы, не запрещенные законом. Правила организации этих форм контроля должны быть максимально упрощены, для того, чтобы их могли инициировать и организовывать лица, не обладающие юридической профессией либо специальными знаниями в области права.

2. Право на осуществление общественного должно возникать не только у субъектов контроля, но и у различных групп граждан, обеспечивая их участия без образования юридических лиц аналогично с религиозными группами. При этом, необходимо законодательно установить правосубъектность данных участников правоотношений.

3. Если при проведении общественной проверки, общественной экспертизы или общественных публичных слушаний была произведена положительная оценка результатов деятельности государственных гражданских служащих, необходимо вносить предложения по их поощрению. Представляется, что подобная конструкция позволит расширить круг субъектов, способных инициировать поощрительную практику в государственных органах, где осуществляют свою деятельность государственные гражданские служащие.

4. Необходимо скорректировать нормы, регламентирующие порядок проведения общественного контроля. В частности, необходимо дополнить ч. 1 ст. 10 ФЗ «Об основах общественного контроля», в которой закрепить право субъектов общественного контроля вносить предложения представителю нанимателя гражданского служащего о применении поощрений, перечень которых определен в статье 55 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

5. Необходимо разработать действенную систему оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих, на основе выделения основных компонентов результативности данной деятельности. При этом, необходимо принимать во внимание уже сформулированные в науке и практике методики [6].

6. В российском законодательстве необходимо четко и детально сформулировать понятие «заслуженное поведение государственных гражданских служащих», так как этот шаг законодателя будет способствовать оптимизации поощрительной правовой политике Российского государства в сфере государственной службы. Законодательное закрепление вышеперечисленных терминов будет способствовать более объективному применению норм о поощрении, исключит возможности субъективизма, тем самым придаст действенность правотворческому и правоприменительному процессу.

7. Кроме того, целесообразным представляется создание единых информационных площадок по проведению мониторингов, обсуждений, экспертиз. Сформулированные по результатам данных мероприятий документы необходимо расценивать как полноценные результаты общественного контроля, которые необходимо учитывать при оценке деятельности государственных служащих.

Анализ новых форм общественной контрольной деятельности показал, что созданные в последнее десятилетие нормативная база и Интернет-ресурсы позволяют гражданам активно участвовать в процессе контроля за нормотворчеством, правоприменением и деятельностью органов государственной власти. Однако его эффективность нельзя признать высокой. Сегодня требуется совершенствование механизма вовлечения граждан в этот процесс как через информирование и стимулирование, так и через повышение ответственности органов исполнительной власти за рассмотрение учет и принятие конкретных мер по результатам контрольной деятельности граждан.

Литература и источники

1. Астанин В.В. Историография работ А.Я. Сухарева: от пропаганды правового просвещения до обеспечения международной законности // Мониторинг правоприменения. 2014. № 3(12). С. 7-11.

2. Более половины россиян обвиняют чиновников во лжи о положении дел в стране [Электронный ресурс] // Доступ: https://www.vedomosti.ru/ politics/articles/2019/02/10/793734-chinovnikov-lzhi (Дата обращения: 23.07.2019).

3. Клочко Е.Н., Кравцова Р.Е. Понятие государственной гражданской службы, принципы организации: кадровая работа в органах государственной гражданской службы // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 10 (26). С. 271-275.

4. Малько А.В., Типикина Е.В. Поощрительная правовая политика в сфере государственной службы: проблемы оптимизации // Современное право. 2012. № 7. С. 70.

5. Нигметзянов А.А., Султанов Е.Б., Никитенко И.Г. К вопросу о поощрительной правовой политике государства // Евразийский юридический журнал. 2018. № 10 (125). С. 105-107.

6. Ручкин А.В. Ключевые показатели эффективности (KPI) деятельности муниципальных служащих: особенности, правовые основы и примеры построения //Муниципалитет: экономика и управление, 2016. №2. [Электронный ресурс] // Доступ: URL: http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2016/02/09/ (Дата обращения: 20.07.2019).

7. E.A. Ross Social Control: A Survey of the Foundations of Order. Transaction Publishers. 2009.

8. Удалов Р.С. Поощрительные нормы как неотъемлемый компонент демократического общества // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". 2018. Т. 4. № 10-2. С. 247-251.

References and Sources

1. Astanin V.V. Istoriografiya rabot A.YA. Suhareva: ot propagandy pravovogo prosveshcheniya do obespecheniya mezhdunarodnoj zakonnosti // Monitoring pravoprimeneniya. 2014. №2 3(12). S. 7-11.

2. Bolee poloviny rossiyan obvinyayut chinovnikov vo lzhi o polozhenii del v strane [Elektronnyj resurs] // Dostup: https://www.vedomosti.ru/ politics/articles/2019/02/10/793734-chinovnikov-lzhi (Data obrashcheniya: 23.07.2019).

3. Klochko E.N., Kravcova R.E. Ponyatie gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby, principy organizacii: kadrovaya rabota v organah gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby // Alleya nauki. 2018. T. 4. № 10 (26). S. 271-275.

4. Malko A.V., Tipikina E.V. Pooshchritelnaya pravovaya politika v sfere gosudarstvennoj sluzhby: problemy optimizacii // S ovremennoe pravo. 2012. № 7. S. 70.

5. Nigmetzyanov A.A., Sultanov E.B., Nikitenko I.G. K voprosu o pooshchritelnoj pravovoj politike gosudarstva // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2018. № 10 (125). S. 105-107.

6. Ruchkin A.V. Klyuchevye pokazateli effektivnosti (KPI) deyatelnosti municipalnyh sluzhashchih: osobennosti, pravovye os novy i primery postroeniya //Municipalitet: ekonomika i upravlenie, 2016. №2. [Elektronnyj resurs] // Dostup: URL: http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2016/02/09/ (Data obrashcheniya: 20.07.2019).

7. E.A. Ross Social Control: A Survey of the Foundations of Order. Transaction Publishers. 2009.

8. Udalov R.S. Pooshchritelnye normy kak neot"emlemyj komponent demokraticheskogo obshchestva // Vestnik studencheskogo nauchnogo obshchestva GOU VPO "Doneckij nacionalnyj universitet". 2018. T. 4. № 10-2. S. 247-251.

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права, доцент Северо-Кавказского филиала Российского университета правосудия (г. Краснодар). VOLKOVA, VICTORIA V. - Ph.D. in Law, Assistant Professor of the Department of Administrative and Financial Law of the Northern Caucasian Branch of "Russian State University of Justice" (Krasnodar) (www.truba.ru@mail.ru).

УДК 343.132:351.761

шахкелдов ф.г.

особенности расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных

веществ

Ключевые слова: незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, расследование преступлений, доказательства, презумпция невиновности, уголовное дело, экспертиза, фальсификация доказательств.

Рассматриваются особенности расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Методика и тактика расследования преступлений о наркотиках для установления доказательств виновности лица в совершении преступления может быть различной, но при этом не должна нарушаться презумпция невиновности. Проведен анализ проведения необходимых следственно-оперативных мероприятий в ходе расследования уголовных дел о наркотиках.

SHAKHKELDOV, F.G.

FEATURES OF THE INVESTIGATION OF CRIMES RELATED TO ILLEGAL TORNOVER OF NARCOTIC DRUGS

AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES

Keywords: illegal turnover of narcotic drugs and psychotropic substances, investigation of crimes, evidences, presumption of innocence, criminal case, examination, falsification of evidence.

It considers the features of the investigation of crimes related to illegal turnover of narcotic drugs and psychotropic substances. Methods and tactics of investigating of crimes on the drugs to establish an evidence of a person's guilt in committing a crime may be different, but at that it should not be violated the presumption of innocence. It carried out the analysis of the necessary investigative-operational events in the course of the investigation of criminal cases on drugs.

Вопросы обнаружения и раскрытия преступлений о наркотиках всегда были актуальными. Государство принимает огромное количество мер для наказания лиц виновных в незаконном распространении наркотических средств и психотропных веществ, что подтверждается строгими санкциями за данные виды преступления в УК РФ. При раскрытии преступлений, установлении и наказании всех лиц, причастных в незаконном распространении наркотических средств и психотропных веществ, огромное значение имеют обстоятельства, чтобы ни один невиновный в совершении данного преступления, не был необоснованно привлечен к уголовной ответственности. Поэтому методика и тактика расследования преступлений о наркотиках с целью установления доказательств виновности лица в совершении преступления становится еще более актуальной.

При проведении ОРМ оперативные сотрудники ОВД обычно первыми получают информацию о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Данная информация может поступать и в другие службы, например, участковых инспекторов полиции, ГИБДД, 1111С, медицинских учреждений. Первоначальная информация о рассматриваемых преступлениях может содержаться при обращениях граждан, в сообщении должностных и иных лиц, в средствах массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.