8. Federal'nyj zakon ot 24.11.1995 № 181-FZ (red. ot 24.04.2020) «O social'noj zashchite invalidov v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 1995. № 48. St. 4563.
9. Rybkova K.O. O voprosah federal'nogo i regional'nogo pravovogo regulirovaniya instituta administrativnoj otvetstvennosti za narushenie prav invalidov v Rossii. // Vestnik Nizhegorodskogo universitet N.I. Lobachevskogo. 2018. № 1. S. 116-122.
10. Shergin A.P. Administrativno-deliktnoe zakonodatel'stvo Rossii: sostoyanie, problemy, perspektivy // Administrativnoe pravo i administrativnyj process: aktual'nye problemy. M., 2004. S.171.
ТАРАН ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА - старший преподаватель кафедры административного и финансового права СевероКавказского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (г.Краснодар). TARAN, OLGA A. - Senior Lecturer, Department of Administrative and Financial Law, North-Caucasian branch of Russian State University of Justice (Krasnodar) ([email protected]).
УДК 342.95
ФАРИКОВА Е.А. БЕЛКАНИЯ В.В. ПООЩРИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Ключевые слова: государственное управление, правовая политика, поощрение, поощрительная политика, государственная служба.
В статье проанализированы основные направления и тенденции поощрительной политики в сфере государственного управления в России. Отмечены важные события последних лет, положительно влияющие на становление поощрительной правовой политики. Проанализированы предложения по формированию правовой основы поощрительной политики. Необходимость применения метода поощрения продиктована экономической ситуацией в стране, повышением значимости аксиологического компонента в государственном управлении, потребностью в повышении уровня доверия к государственным институтам. Хотя в последние годы поощрительным мерам воздействия уделяется большое внимание, все же результатом становления поощрительной политики видится принятие единого нормативно-правового акта, который закрепил бы материально-правовой и процедурный базис применения поощрительных мер. В сфере государственной службы необходимо особое внимание уделять нематериальному поощрению, что должно найти отражение в систематизированном правовом акте.
FARIKOVA, E.A. BELKANIA, V.V.
INCENTIVE POLICY IN PUBLIC ADMINISTRATION SPHERE
Keywords: public administration, legal policy, stimulation, incentive policy, public service.
In the article analyzes the main directions and trends of the incentive policy in public administration in Russia. It noted the important events of last years that have a positive effect on the formation of incentive legal policy. It analyzed the proposals to creating legal basis of the incentive policy. The necessity to use the promotion method is dictated by the economic situation in the country, the increasing importance of the axiological component in public administration, the need to increase the level of trust in government institutions. Although much attention has been paid to promotional measures in recent years, nevertheless, the result of the establishment of the promotional policy is the adoption of a single regulatory act that would consolidate the substantive and procedural basis for the application of promotional measures. In the field of public service, special attention should be paid to intangible incentives, which should be reflected in a systematic legal act.
Современное российское государство находится в процессе трансформации многих сфер общественной жизни. Наиболее приоритетным и основным направлением развития государственности и системы права выступает построение правового государства, обозначенного в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ [1]. Для достижения поставленных целей, в условиях продолжающегося перехода к рыночной экономике, адаптации к новому государственно-правовому режиму, государственная и правовая политика во всех сферах социальной жизни должна соответствовать происходящим изменениям, своевременно реагировать на тенденции развития общества. Как пишет А.В. Пикулькин, политика должна соответствовать времени, ожиданиям населения и учитывать при этом социальную дифференциацию общества [2, с.133]. От выбора направления политики в государстве напрямую зависит уровень доверия населения власти. В России уровень доверия оценивается неудовлетворительно. Так, в мировом рейтинге доверия граждан власти, составленном американской исследовательской компанией «Edelman» в 2019 г., Россия почти по всем позициям занимает одно из последних мест [3]. В 2019 г. ВЦИОМ также зафиксировал снижение доверия к государственным институтам [4].
В связи с этим в последние годы во многих областях государственного управления стала формироваться поощрительная правовая политика, которая предполагает ранее не развитый в России подход к регулированию общественных отношений в области государственного управления. Метод принуждения, несомненно, в государственном управлении занимает
центральное место, поскольку доказывал свою эффективность тысячелетиями. Однако принуждение не единственный метод, который может быть эффективным.
Несмотря на то, что научный и практический интерес к поощрительной политике появился относительно недавно, наградная система в нашей стране - это отнюдь не новое явление. История поощрительной системы в России берет свое начало в Древней Руси (IX-XI вв.), где наградами считались доспехи, кони, ювелирные изделия, меха, деньги и др. Официальным знаком отличия выступала гривна. Впоследствии система наград постепенно совершенствовалась. Так, с 1807 г. законодательно регламентировано награждение оружием за службу царю и Отечеству [5, с.134]. Существенно система наград изменилась вследствие отечественной войны 1812 г. («Дворянская медаль», медаль «участника Отечественной войны» и др.) [6, с.157]. К началу ХХ в. награды в России представляли собой четко организованную сложную систему, ориентированную на иерархию сословий и чинов [7, с.131]. Закономерно, что после 1917 г. начинали изменяться основополагающие принципы награждения как такового. В то же время советская наградная система во многом заимствовала дореволюционные традиции в части предоставления преимуществ награжденным гражданам, как материальных, так и моральных. Поощрительная система СССР, в частности, была представлена такими орденами и медалями, как «За отвагу», Ушакова, Нахимова, «За трудовое отличие» и др. [8, с.126]
В настоящее время система государственных наград имеет строгую систему, урегулированную законодательно [9]. Однако поощрительная система включает в себя не только награды, но и иные поощрения.
Поощрение как социальное правовое явление в современной юридической науке рассматривается под различными углами. Так, по мнению Н.А. Гущиной, поощрение в праве выступает своеобразным инструментом развития социально-правовой активности индивида, который закладывается на законодательном уровне и срабатывает в процессе правореализации [10, с.8]. А.В. Малько полагает, что правовое поощрение - это форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия [11, с.165].
В.В. Попова раскрывает поощрение через его нормативное выражение - поощрительные нормы [12, с.9]. Е.В. Дьяченко рассматривает поощрение как социальную санкцию [13, с.10]. О.А. Шабаева раскрывает поощрение через так называемый поощрительный правовой режим [14, с.8]. Часто в доктрине поощрение рассматривается и как метод правового регулирования, наряду с методами принуждения и убеждения [15, с.25].
Представляется, поощрение в праве должно быть рассмотрено через множество правовых категорий, которые могут предполагать поощрение. Поощрение - это и инструмент воздействия на поведение субъектов права, и позитивная санкция, и метод правового регулирования и др.
Поощрительная правовая политика выражает посредством государственных, общественных и правовых институтов позитивное воздействие на социально значимое поведение субъектов права. В научной литературе поощрительно-правовая политика определена как «научно обоснованная и системная деятельность государственных и муниципальных органов, общественных объединений по созданию и совершенствованию эффективного механизма поощрительно-правового регулирования, направленного на активизацию позитивного поведения субъектов права» [16, с.7].
В рамках настоящего исследования представляется весьма актуальным понятие позитивной (перспективной) юридической ответственности. На наш взгляд, одностороннее понимание юридической ответственности как обязанности лица, совершившего правонарушение, претерпевать неблагоприятные последствия и лишения [17, с.405] уже не вписывается в современные реалии, когда все большее значение приобретает поощрительная политика. Поэтому целесообразно выделять позитивную (перспективную) ответственность, которая понимается как долг, обязанность субъекта действовать в соответствии с требованиями социальных норм [18, с.632]. В свою очередь, перспективная ответственность может рассматриваться как осознание субъектом того, что он будет вынужден нести определенные лишения, если он не справится с возложенной на него задачей, а также как долг, моральная категория, качество личности. Такой подход доказывает свою состоятельность ввиду развивающихся поощрительных правоотношений, особенно в системе государственного управления.
С точки зрения отношений в области государственного управления как предмета регулирования административного права наиболее ярко поощрение проявляется в мерах, установленных для государственных служащих. События последних лет говорят о том, что государство стремится повысить престиж государственной службы. В последние годы в этих целях проводятся мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных служащих. Так, в 2019 г. Президентом России был подписан Указ об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 20192021 гг. [19], среди которых выделено обеспечение денежного содержания гражданских служащих путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет.
Материальное стимулирование (финансовое поощрение) государственных служащих остается наиболее эффективным, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации в стране. В то же время, по нашему представлению, внимание должно уделяться и моральному поощрению государственных служащих различных видов государственной службы. В психологии считается, что меры морального поощрения оказывают свое мотивационное воздействие только в тех учреждениях, где принята многолетняя традиция таких поощрений [20, с.45].
Под моральным поощрением понимаются стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей. В государственной службе моральное поощрение может выражаться в благодарности, почетных грамотах, дипломах, публикациях в прессе, почетных званиях, досках почета и др. Учитывая особенности трудовой деятельности в органах государственной власти, можно предположить, что меры морального поощрения играют большую роль в мотивации и стимулировании труда.
В 2019 г. Минтрудом России была разработана Методика нематериальной мотивации государственных гражданских служащих Российской Федерации [21]. В Методике сделан акцент на аксиологическую и психологическую составляющие содержания деятельности государственных служащих, определены основы нематериальной мотивации, ценности, мотивы, инструменты для определения мероприятий по нематериальной мотивации государственных гражданских служащих. Также разработана рекомендуемая анкета оценки государственными гражданскими служащими уровня развития профессиональной культуры государственного органа, установлен порядок анализа результатов анкетирования, сформулированы рекомендации руководителю структурного подразделения государственного органа по формированию комфортных организационно-технических и психофизиологических условий профессиональной деятельности государственных гражданских служащих.
Несмотря на наметившийся прогресс, так называемое поощрительное законодательство содержит множество пробелов и недоработок. Несовершенство правового регулирования поощрительных мер в отношении государственных служащих отражается в неопределенности оснований применения таких мер. В законодательстве в качестве фактического основания поощрения называются «особые отличия» и «безупречная и эффективная служба» [22], «особые личные заслуги» [23] и др. Причем для каждого вида государственной службы критерии применения поощрений неодинаковы и, более того, весьма неопределенны, что приводит к излишней субъективной оценке поведения, основанной на собственном усмотрении руководителя, который уполномочен применять меры поощрения.
На данную проблему обращается внимание в науке, предлагаются пути ее разрешения. Так, А.В. Малько и И.В. Типикина убеждены, что во всех нормах о поощрении государственных служащих в качестве основания применения позитивных мер должна быть названа только заслуга [24, с.37]. А.В. Малько и И.В. Типикина также предлагают на законодательном уровне закрепить унифицированное понятие заслуг государственного служащего, под которыми понимаются «добровольные, желательные, сознательно-волевые, добросовестные, общественно полезные, социально активные правомерные поступки государственного служащего, связанные со сверхисполнением им своих служебных обязанностей либо с достижением общепризнанных полезных результатов, превосходящих по своим масштабам результаты обычной добросовестной (безупречной) службы и выступающие основанием для применения поощрения» [25, с.72].
Отдельно следует отметить поощрительную политику государства в сфере военной службы. Военнослужащие представляют собой отдельную, обособленную категорию
государственных служащих, специфика служебной деятельности которых обусловливает острую необходимость в совершенствовании поощрительной политики. Долгое время поощрению как мере воздействия на военнослужащих уделялось мало внимания, поэтому поощрительные средства не доказывали свою эффективность в полной мере.
В настоящее время порядок применения поощрений в отношении военнослужащих регламентирован в Законе о воинской обязанности и военной службе, а также в Дисциплинарном уставе [26]. Действует ряд нормативно-правовых актов, регулирующих поощрение с учетом специфики службы. Например, многие вопросы поощрительных мер, применяемых в отношении служащих военной прокуратуры, урегулированы в соответствующем Положении, утвержденном Приказом Генпрокуратуры России от 18 сентября 2019 г. [27] В частности, здесь нашли свое отражение: система поощрений, применяемых к указанной категории государственных служащих, полномочия руководителей органов прокуратуры в данной области и порядок применения поощрительных мер.
Однако ни общие ни специальные нормативно-правовые акты не содержат четких оснований применения поощрительных мер. Поэтому военной службе свойственна та же проблема, что и другим видам государственной службы, заключающаяся в неоправданном расширении возможностей собственного усмотрения руководителя (командира, начальника) при применении мер поощрения к подчиненным. О.Л. Зорин в связи с этим предлагает установить более конкретный перечень заслуг военнослужащих, а именно в Дисциплинарном уставе закрепить их классификацию (особые личные, исключительные, значительные, особо выдающиеся, выдающиеся, особые заслуги, личные, собственно заслуги и др.) [28, с.126]. По задумке автора, каждому виду заслуг соответствует определенное поощрение. По мнению О.Л. Зорина, «установление более конкретных перечней заслуг военнослужащих в определенной мере ограничивает проявление необъективности со стороны правоприменителя при выборе того или иного вида поощрения» [29, с.36].
Несмотря на положительную динамику в разработке поощрительной политики в разных областях государственного управления, поощрительные нормы не систематизированы, поощрение в сфере государственного управления в недостаточной степени освещается в научной литературе. В этой связи представляется интересным предложение А.В. Малько, во-первых, о формировании самостоятельной науки и учебной дисциплины - поощрительного (наградного) права, во-вторых, о становлении самостоятельной отрасли законодательства - законодательства о поощрениях (наградах). Результатом формирования отрасли поощрительного законодательства А.В. Малько видит принятие Наградного кодекса РФ, который бы систематизировал имеющиеся нормативные акты о поощрениях [30, с.30-31].
За реализацию данной идеи выступает и В.А. Сытюгина, которая считает, что даже в сложившихся условиях в системе норм поощрительного права четко вырисовываются общая и особенная части, которые требуют, с одной стороны, доктринального сопровождения, с другой стороны, оформления в кодифицированный акт - Наградной кодекс. Он не только систематизирует разрозненные поощрительные нормы, но и устранит устаревшие положения [31, с.387]. В современной науке также озвучивается предложение принять Поощрительный кодекс, который объединит в себе материальные и процессуальные нормы поощрительного права [32, с.63].
В целях упорядочения норм о поощрении предлагаются и иные меры. Так, В.Ф. Дьяченко в качестве альтернативы правового регулирования поощрительных отношений предлагает принятие Федерального закона «О поощрениях в Российской Федерации», который бы объединил и систематизировал существующие нормы о поощрениях [33, с.62]. Подобной точки зрения придерживаются Н.Г. Богатырева и Ю.Б. Юлтыева, которые считают целесообразным принятие закона о системе поощрений в Российской Федерации [34, с.32]. Е.В. Антонова и К.А. Струсь предлагают сделать акцент на поощрительной политике и, в связи с этим, принять закон об основах федеральной поощрительной политики в Российской Федерации [35, с.82-83].
Резюмируя сказанное, отметим, что в современной России продолжает формироваться поощрительная политика в сфере государственного управления. Необходимость применения метода поощрения продиктована экономической ситуацией в стране, повышением значимости аксиологического компонента в государственном управлении, потребностью в повышении уровня
доверия к государственным институтам. В последние годы поощрительным мерам воздействия уделяется большое внимание. Все же результатом становления поощрительной политики видится принятие единого нормативно-правового акта, который закрепил бы материально-правовой и процедурный базис применения поощрительных мер. В сфере государственной службы необходимо особое внимание уделять нематериальному поощрению, что должно найти отражение в систематизированном правовом акте.
Литература и источники
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2015.
3. Trust barometer Global Report 2019 // Edelman. - URL: https://www.edelman.com/sites/g/files/aatuss191/files/2019-02/2019_Edelman_Trust_Barometer_Global_Report.pdf. (дата обращения: 17.03.2020 г.).
4. Рейтинги доверия политикам, одобрения работы государственных институтов, рейтинги партий // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9518. (дата обращения: 17.03.2020 г.).
5. Каширина Е.И. История наградной системы России // Кубанские исторические чтения: материалы первой межвузовской научно-практической конференции. Краснодар: ФГБУ «Российское энергетическое агентство», 2010.
6. Калашникова А.В. Память о войне в истории отечественной наградной системы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 6 (68).
7. Поветкин С.Ю. Историографический аспект исследований истории наградной системы периода великой отечественной войны // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2018. № 3 (20).
8. Гончаров А.И. Наградные традиции Российской Империи в системе наград Советского Союза // Вестник архивиста. 2010. № 1.
9. О государственных наградах Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 (ред. от 07.09.2010 г.) // Российская газета. 1994. 10 марта.
10. Гущина Н.А. Поощрение в праве: теоретико-правовое исследование: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2004.
11. Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.
12. Попова В.В. Поощрительные нормы современного российского права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2015.
13. Дьяченко Е.В. Поощрения как позитивные санкции нормы права: общетеоретический аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011.
14. Шабаева О.А. Поощрительные правовые режимы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
15. Уздимаева Н.И., Куслин А.С. Понятие, особенности и содержание поощрительного метода правового регулирования // Контентус. 2018. № 9 (74).
16. Дьяченко В.Ф. Поощрительно-правовая политика современной России: общетеоретический анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пятигорск, 2006.
17. Теория государства и права: учебник / под ред. А.А. Клишас. М.: Статут, 2019.
18. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016.
19. Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019-2021 годы: Указ Президента РФ от 24 июня 2019 г. № 288 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_327379/. (дата обращения: 18.03.2020 г.).
20. Байдаков А.Н., Черникова Л.И., Звягинцева О.С. и др. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2017.
21. Методика нематериальной мотивации государственных гражданских служащих Российской Федерации (утв. Минтрудом России) // Минтруд России. - URL: https://rosmintrud.ru/. (дата обращения: 18.03.2020 г.).
22. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019 г.) // Российская газета. 2004. 31 июля.
23. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 01.04.2020 г.) // Российская газета. 1998. 2 апреля.
24. Малько А.В., Типикина Е.В. Заслуженное поведение как основание для правового поощрения: необходимость формирования теории // Государство и право. 2019. № 11.
25. Малько А.В., Типикина Е.В. Поощрительная правовая политика в сфере государственной службы: проблемы оптимизации // Современное право. 2012. № 7.
26. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 (ред. от 06.05.2020 г.) // СЗ РФ. 2007. № 47(1 ч.). Ст. 5749.
27. Об утверждении Положения о полномочиях руководителей органов прокуратуры Российской Федерации по применению в органах военной прокуратуры поощрений и дисциплинарных взысканий в отношении прокурорских работников и военнослужащих, проходящих военную службу на иных должностях: Приказ Генпрокуратуры России от 18 сентября 2019 г. № 661 // Законность. 2019. № 11.
28. Зорин О.Л. Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению. М.: «За права военнослужащих», 2013.
29. Зорин О.Л. Совершенствование наградной системы в России продолжается, но вопросы остаются // Право в Вооруженных Силах. 2011. № 1.
30. Малько А.В. Поощрительно-правовая политика в современной России: необходимость формирования // Современное право. 2010. № 12.
31. Сытюгина В.А. Доктрина наградной политики современной России: проблемы теории и практики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 11 (127).
32. Караваев А.Н. Проблемы совершенствования института поощрения в государственно-служебных отношениях: перспективы развития // Правовая культура. 2017. № 2 (29).
33. Дьяченко В.Ф. Правовое регулирование общефедеральной поощрительной системы // Право и государство: теория и практика. 2007. № 1 (25).
34. Богатырева Н.Г., Юлтыева Ю.Б. Поощрительная правовая политика: общетеоретический аспект // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и просвещение, 2017.
35. Антонова Е.В., Струсь К.А. Правовые основы в сфере поощрительного санкционирования: пути оптимизации // Право и государство: теория и практика. 2014. № 4 (112).
References and Sources
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 12 dekabrya 1993 g. (s uchetom popravok) // SZ RF. 2014. № 31. St. 4398.
2. Pikul'kin A.V. Sistema gosudarstvennogo upravleniya: uchebnik. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Yuniti, 2015.
3. Trust barometer Global Report 2019 // Edelman. - URL: https://www.edelman.com/sites/g/files/aatuss191/files/2019-02/2019_Edelman_Trust_Barometer_Global_Report.pdf. (data obrashcheniya: 17.03.2020 g.).
4. Rejtingi doveriya politikam, odobreniya raboty gosudarstvennyh institutov, rejtingi partij // Vserossijskij centr izucheniya obshchestvennogo mneniya (VCIOM). - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9518. (data obrashcheniya: 17.03.2020 g.).
5. Kashirina E.I. Istoriya nagradnoj sistemy Rossii // Kubanskie istoricheskie chteniya: materialy pervoj mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar: FGBU «Rossijskoe energeticheskoe agentstvo», 2010.
6. Kalashnikova A.V. Pamyat' o vojne v istorii otechestvennoj nagradnoj sistemy // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2015. № 6 (68).
7. Povetkin S.Yu. Istoriograficheskij aspekt issledovanij istorii nagradnoj sistemy perioda velikoj otechestvennoj vojny // Studencheskij elektronnyj zhurnal StRIZH. 2018. № 3 (20).
8. Goncharov A.I. Nagradnye tradicii Rossijskoj Imperii v sisteme nagrad Sovetskogo Soyuza // Vestnik arhivista. 2010. № 1.
9. O gosudarstvennyh nagradah Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 2 marta 1994 g. № 442 (red. ot 07.09.2010 g.) // Rossijskaya gazeta. 1994. 10 marta.
10. Gushchina N.A. Pooshchrenie v prave: teoretiko-pravovoe issledovanie: avtoref. dis. ... dokt. yurid. nauk. SPb., 2004.
11. Mal'ko A.V. L'gotnaya i pooshchritel'naya pravovaya politika. SPb.: Izdatel'stvo «YUridicheskij centr Press», 2004.
12. Popova V.V. Pooshchritel'nye normy sovremennogo rossijskogo prava: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Omsk, 2015.
13. D'yachenko E.V. Pooshchreniya kak pozitivnye sankcii normy prava: obshcheteoreticheskij aspekt: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2011.
14. Shabaeva O.A. Pooshchritel'nye pravovye rezhimy: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2013.
15. Uzdimaeva N.I., Kuslin A.S. Ponyatie, osobennosti i soderzhanie pooshchritel'nogo metoda pravovogo regulirovaniya // Kontentus. 2018. № 9 (74).
16. D'yachenko V.F. Pooshchritel'no-pravovaya politika sovremennoj Rossii: obshcheteoreticheskij analiz: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Pyatigorsk, 2006.
17. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik / pod red. A.A. Klishas. M.: Statut, 2019.
18. Marchenko M.N. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Prospekt, 2016.
19. Ob osnovnyh napravleniyah razvitiya gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby Rossijskoj Federacii na 2019-2021 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 24 iyunya 2019. №288 // SPS «Konsul'tantPlyus». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_327379/. (data obrashcheniya: 18.03.2020 g.).
20. Bajdakov A.N., Chernikova L.I., Zvyaginceva O.S. i dr. Motivaciya i stimulirovanie trudovoj deyatel'nosti. Stavropol': Stavropol'skij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2017.
21. Metodika nematerial'noj motivacii gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih Rossijskoj Federacii (utv. Mintrudom Rossii) // Mintrud Rossii. -URL: https://rosmintrud.ru/. (data obrashcheniya: 18.03.2020 g.).
22. O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 27 iyulya 2004 g. № 79-FZ (red. ot 16.12.2019 g.) // Rossijskaya gazeta. 2004. 31 iyulya.
23. O voinskoj obyazannosti i voennoj sluzhbe: Federal'nyj zakon ot 28 marta 1998 g. № 53-FZ (red. ot 01.04.2020 g.) // Rossijskaya gazeta. 1998. 2 aprelya.
24. Mal'ko A.V., Tipikina E.V. Zasluzhennoe povedenie kak osnovanie dlya pravovogo pooshchreniya: neobhodimost' formirovaniya teorii // Gosudarstvo i pravo. 2019. № 11.
25. Mal'ko A.V., Tipikina E.V. Pooshchritel'naya pravovaya politika v sfere gosudarstvennoj sluzhby: problemy optimizacii // Sovremennoe pravo. 2012. № 7.
26. Ob utverzhdenii obshchevoinskih ustavov Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 10 noyabrya 2007 g. № 1495 (red. ot 06.05.2020 g.) // SZ RF. 2007. № 47(1 ch.). St. 5749.
27. Ob utverzhdenii Polozheniya o polnomochiyah rukovoditelej organov prokuratury Rossijskoj Federacii po primeneniyu v organah voennoj prokuratury pooshchrenij i disciplinarnyh vzyskanij v otnoshenii prokurorskih rabotnikov i voennosluzhashchih, prohodyashchih voennuyu sluzhbu na inyh dolzhnostyah: Prikaz Genprokuratury Rossii ot 18 sentyabrya 2019 g. № 661 // Zakonnost'. 2019. № 11.
28. Zorin O.L. Pooshchrenie voennosluzhashchih: rukovodstvo po prakticheskomu primeneniyu. M.: «Za prava voennosluzhashchih», 2013.
29. Zorin O.L. Sovershenstvovanie nagradnoj sistemy v Rossii prodolzhaetsya, no voprosy ostayutsya // Pravo v Vooruzhennyh Silah. 2011. № 1.
30. Mal'ko A.V. Pooshchritel'no-pravovaya politika v sovremennoj Rossii: neobhodimost' formirovaniya // Sovremennoe pravo. 2010. № 12.
31. Sytyugina V.A. Doktrina nagradnoj politiki sovremennoj Rossii: problemy teorii i praktiki // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2013. № 11 (127).
32. Karavaev A.N. Problemy sovershenstvovaniya instituta pooshchreniya v gosudarstvenno-sluzhebnyh otnosheniyah: perspektivy razvitiya // Pravovaya kul'tura. 2017. № 2 (29).
33. D'yachenko V.F. Pravovoe regulirovanie obshchefederal'noj pooshchritel'noj sistemy // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2007. № 1 (25).
34. Bogatyreva N.G., YUltyeva YU.B. Pooshchritel'naya pravovaya politika: obshcheteoreticheskij aspekt // Sovremennaya yurisprudenciya: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii: sbornik statej IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: Nauka i prosveshchenie, 2017.
35. Antonova E.V., Strus' K.A. Pravovye osnovy v sfere pooshchritel'nogo sankcionirovaniya: puti optimizacii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2014. № 4 (112).
ФАРИКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права СКФ ФГБОУВО «РГУП», г. Краснодар. ([email protected])
БЕЛКАНИЯ ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА- ведущий специалист ГАУ КК МФЦ КК, г. Краснодар. ([email protected]) FARIKOVA, EKATERINA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor of Department of the Administrative and Financial Law of the North-Caucasus branch of the Russian State University of Justice (Krasnodar).
BALKANIA, VIKTORIYA V. - leading specialist of the State Autonomous Institution of the Krasnodar Region "Multifunctional Center for the Provision of State and Municipal Services of the Krasnodar Region" (Krasnodar).