Раздел 9. Проблемы юридической науки и правоохранительной практики: взгляд молодых исследователей
ГОРБУНОВА М.Ю., [email protected] Кафедра теории государства и права; Саратовская государственная юридическая академия, 410056, г. Саратов, ул. Вольская, 1
GORBUNOVA M.Yu.,
Chair of theory of state and law;
Saratov State Law Academy,
Volskaya St. 1, Saratov, 410056,
Russian Federation
ПРИНЦИПЫ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ПООЩРЕНИИ В ПРАВЕ КАК ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Аннотация. Целью статьи является обоснование необходимости исследования технико-юридического оформления поощрений и изучение особенностей их закрепления в российском законодательстве, а также рассмотрение принципов установления и применения поощрений в качестве основных правил юридической техники. Актуальность выбранной темы обусловлена существованием определенных технико-юридические правил, соблюдение которых является необходимым условием эффективного использования регулирующего потенциала данных юридических средств, максимально полной защиты прав и свобод личности. Благодаря правильному оформлению поощрений в нормативно-правовом материале, грамотному их применению выявляется предназначение и ценность права как социального регулятора. В статье при помощи различных методов (системного, функционального, формально-юридического и других) рассматриваются основные требования к формулированию положений нормативных правовых актов, регламентирующих поощрения, и правила, определяющие их реализацию. В результате проведенного исследования предлагается авторское определение понятия правил юридической техники в сфере поощрительной деятельности, а также их перечень, включающий принципы объективной обусловленности (детерминированности), обоснованности (адекватности), индивидуализации (персонификации), системности (иерархичности), исключительности (значимости) и обязательности (гарантированности) поощрений.
Ключевые слова: поощрение; поощрительные нормы; установление поощрений; применение поощрений; юридическая техника; правила юридической техники; государственные награды.
PRINCIPLES OF ESTABLISHING AND APPLICATION OF ENCOURAGEMENTS MEASURES IN THE LAW AS THE BASIC RULES OF LEGAL TECHNIQUE
Annotation. The purpose of the research is to substantiate the need to investigate the technical and legal implementation of encouragement measures and to analyze the peculiarities of fixing them in the Russian legislation, as well as to consider the principles of establishing and application of encouragements measures as the basic rules of legal technique. The relevance of the chosen topic is based on the fact that there are certain technical and legal rules, the observance of which is a necessary condition for the effective use of the regulatory potential of these legal means and the maximum protection of personal rights and freedoms. Due to the correct fixing of encouragement measures in the legislation and their proper application, the purpose and value of law as a social regulator is revealed. The main requirements for the formulation of the provisions of normative legal acts regulating the encouragement measures and the rules governing their implementation are considered in the article by means of different methods (systemic, functional, formal legal and others). As a result of the research, the author offers her own definition of the concept of the rules of legal technique in the sphere of encouraging activities, as well as their list including the principles of objective conditionality (determinism), validity (adequacy), individualization (personification), consistency (hierarchy), exclusivity (significance) and obligatoriness (guarantee) of encouragement measures.
Keywords: encouragement; encouraging rules; establishing the encouragement measures; application of encouragement measures; legal technique; rules of legal technique; state awards.
Любое направление человеческой деятельности основывается на определенных базовых идеях - началах, которые воплощают ее сущность (природу) и выполняют роль непререкаемого абсолюта. Их традиционно называют принципами и рассматривают в качестве неотъемлемой характеристики юридического явления, в том числе деятельности, связанной с установлением и применением поощрений.
Вопрос основных начал (принципов) поощрений в праве, их закрепления и реализации неоднократно становился предметом научного анализа. Исследователями используется различная терминология для определения основного объекта исследования, при этом подразумевается, в сущности, одно и то же явление.
Например, В.В. Волкова оперирует понятием «принципы поощрительной деятельности», к которым относит обоснованность, гласность, разнообразие и оперативность [1, с. 44]. Н.А. Гущина выделяет принципы поощрительных норм права, которыми, по ее мнению, выступают: 1) принцип глобального гуманизма; 2) следование только за заслуженное социально полезное поведение; 3) сочетание стимулирования и ограничения; 4) законность и юридическая гарантированность; 5) справедливость; 6) социальная свобода; 7) персонифицированный характер [2, с. 225-228].
Е.В. Трофимов концентрирует внимание на высшем уровне поощрения и занимается разработкой категории «принципы наградного дела», к которым причисляет принципы:
- наградной автономии;
- исключительности;
- защищенности наград;
- гарантированности статуса награжденных;
- стабильности;
- демонстрации;
- социальной справедливости;
- целесообразности;
- непринудительности [3, с. 567-578].
Кроме того, предпринимаются попытки сформулировать специальные принципы поощрений в той или иной отрасли (сфере) общественных отношений. Например, Т.Р. Сабитов в качестве специальных принципов поощрения позитивного пове-
дения в уголовном праве рассматривает принципы гарантированности, экономии мер поощрения и персонального поощрения [4, с. 54-57]. Однако перечисленные принципы, на наш взгляд, имеют универсальный характер и в полной мере могут быть распространены на иные сферы общественных отношений.
Вопрос принципов (условий, требований) установления и применения поощрений (в целом либо конкретного вида) так или иначе затрагивается в нормативных правовых актах различного уровня. Чаше всего подобные положения касаются наград как наиболее значимой (высшей) формы поощрений. Например, согласно Закону г. Москвы от 5 сентября 2001 г. N 38 «О наградах и почетных званиях г. Москвы» принципами вручения наград являются: единство требований и равенство условий, законодательно установленных к порядку награждения наградами и представления к присвоению почетных званий для всех граждан и организаций; гласность; разграничение полномочий органов власти г. Москвы в области наград и почетных званий на основе соблюдения принципа разделения властей; поощрение граждан исключительно за личные заслуги и достижения*.
В соответствии с Законом Алтайского края от 12 декабря 2006 г. N 135-ЗС «О наградах Алтайского края» награждение наградами Алтайского края производится на основе следующих принципов:
1) равенства условий награждения наградами Алтайского края;
2) открытости и гласности;
3) награждения исключительно за личные заслуги и достижения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства**.
В проект предлагаемого в литературе Наградного кодекса Российской Федерации также включают специальную главу, посвященную основным принципам национальной наградной системы, в качестве которых называют:
1) равенство всех перед законом;
* См.: Ведомости Московской городской Думы. 2001. N 10. Ст. 166.
** См.: Сборник законодательства Алтайского края. 2006. N 128. Ч. 1. Ст. 57.
2) законность;
3) обоснованность и объективность;
4) многоуровневость заслуг;
5) обязательность и справедливость;
6) однократность;
7) последовательность;
8) альтернативность;
9) признание;
10) исключительность [5, с. 65-69].
Анализ приведенных выше точек зрения, а также иной литературы по данному вопросу дает основания утверждать, что системное видение по вопросу основных начал закрепления и применения поощрений в праве на настоящий момент времени отсутствует. Между тем значимость соблюдения принципов как основных правил юридической техники установления и реализации поощрений сложно переоценить. Они выполняют роль ориентирующих начал для законодателя при подготовке поощрительных норм и руководящих положений для правоприменителя в процессе их претворения в жизнь. Итак, рассмотрим, что следует расценивать в качестве отправных, исходных начал, то есть принципов, в рассматриваемой сфере.
Объективная обусловленность. Данный принцип, на наш взгляд, является одним из основных, поскольку поощрение (как и любое юридическое средство) представляет ценность для социума не само по себе, а ввиду того, что помогает решать конкретные задачи, актуализирующиеся на определенном историческом этапе развития. Н.А. Гущина верно подчеркивает, что поощрительные нормы, как и правовая система в целом, не должны быть «выше» общества [6, с. 10]. Общество, напротив, является источником их развития, нуждаясь в юридических средствах, адекватно отражающих развитие общественных отношений, торжество свободы и демократии.
А.В. Малько справедливо замечает, что существующая в определенный исторический момент времени система поощрений в государстве представляет собой своеобразную «зеркальную реакцию» на злободневные проблемы и наиболее важные потребности, выступая одновременно мощным правовым инструментом решения актуальных задач, стоящих перед страной на данном этапе развития [7, с. 11].
Требование объективной обусловленности подразумевает постоянную работу законодателя по приведению системы поощрений в соответствие с меняющимися условиями действительности. В частности, присоединение к Российской Федерации Республики Крым детерминировало принятие Федерального закона от 22 декабря 2014 г. N 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»*, в котором затрагиваются, помимо прочего, вопросы установления поощрения в виде дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
Принцип индивидуализации (персонификации) поощрений, согласно которому должны поощряться только личные достижения, на первый взгляд, аксиоматичен и не требует какого-либо пояснения либо закрепления. Однако случаи его нарушения на практике все-таки имеют место. Так, на локальном уровне (на отдельных предприятиях) иногда бывает, что за заслуги одного лица поощряется несколько работников или даже тот, кто не имеет прямого отношения к достигнутым результатам. Подобные ситуации, конечно, крайне нежелательны, однако их урегулирование, как правило, не выходит за рамки локального уровня.
Принцип адекватности применительно к поощрениям означает, что конкретная мера должна соответствовать, с одной стороны, характеру достигаемого результата, с другой - тем усилиям, которые для этого затрачиваются. Данный принцип основывается на взаимосвязи поощрения и заслуги как основания и результата, причины и следствия, корреспондируя такому базовому началу права, как справедливость.
* См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 52 (ч. I). Ст. 7532.
Впрочем, данный принцип, как и любое другое правило, имеет свои исключения. В частности, медалью «За спасение погибавших» согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации...» (далее -Указ Президента РФ N 1099) награждаются граждане за спасение людей во время стихийных бедствий, на воде, под землей, при тушении пожаров и при других обстоятельствах, сопряженных с риском для жизни*. Однако гражданин может быть награжден данной медалью даже в том случае, если при спасении погибавших непосредственно не подвергал свою жизнь опасности, но принес в жертву другие интересы, например, имущество, обладающее большой стоимостью. Это объясняется тем, полагает Е.В. Трофимов, что в заслуге рассматриваемого поощрения (награждения медалью «За спасение погибавших») определяющим моментом (условием) является спасение жизни человека, обладающей высшей ценностью [3, с. 571].
Принцип адекватности можно рассматривать еще в одном ключе. Нормы, закрепляющие поощрения для государственных служащих, в частности, сотрудников органов внутренних дел, как правило, «соседствуют» со статьями, предусматривающими ответственность за те или иные дисциплинарные проступки. При этом последние обычно занимают более значительное место, нежели поощрительные нормы, что вполне объяснимо, поскольку во взаимоотношениях с гражданами государственный служащий - всегда более «сильная сторона», что должно быть уравновешено перспективой наступления юридической ответственности за злоупотребление правами. В этом плане показателен Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором регулированию стимулов (мер поощрения) посвящена одна статья (ст. 48), а ограничений (дисципли-
нарных взысканий) - целый ряд статей (ст.ст. 49, 50, 50.1, 51, 51.1, 52)**.
Несмотря на отмеченную выше особенность правового статуса государственных служащих, нуждающегося в детальной регламентации, прежде всего, ограничительной сферы - рамок их полномочий, за которые они не могут выходить во избежание злоупотребления правами, вопросы их поощрения также должны быть качественным образом урегулированы. Повышенную ответственность за выполнение обязанностей необходимо адекватно «уравновешивать» возможностью получения особых преференций, дополнительных благ за безупречную службу, иные заслуги, иначе теряется привлекательность такого рода работы и ставится под угрозу реализация многих функций государства. Все это предполагает адекватную степень конкретности и практической реализуемости соответствующих ограничивающих и стимулирующих (поощрительных) норм.
Принцип системности поощрений охватывает два момента. Во-первых, системным должно быть само установление поощрений, иными словами, поощрительное законодательство. Это требование представляется особенно важным ввиду того, что появляются все новые и новые виды поощрений, в частности, наград, которые должны быть в обязательном порядке «вписаны» в уже существующую систему. Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2015 г. N 133 «Об учреждении медали "За заслуги в освоении атомной энергии" и установлении почетного звания "Заслуженный работник атомной промышленности Российской Федерации"»*** были не только введены указанные награды, но и внесены соответствующие изменения в Указ Президента РФ N 1099.
Во-вторых, системность необходимо соблюдать и в применении поощрений. Поощрительная система является многоуровневой, и поощрения в ней располагаются по степени значимости. Именно в таком порядке они, как правило, и применяются. За выдающиеся заслуги лицо может быть награждено наградой более высокой
* См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 37. Ст. 4643.
** См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 49 (ч. I). Ст. 7020.
*** См.: Там же. 2015. N 12. Ст. 1738.
степени, минуя формально обязательные низшие (младшие) степени награды.
При этом в ряде случаев специально оговаривается вопрос сроков применения поощрений. В частности, в базовом Указе Президента РФ N 1099, регулирующем наградные отношения, установлено, что очередное награждение государственной наградой производится за новые заслуги и достижения не ранее чем через пять лет после предыдущего награждения, за исключением награждения за совершение подвига, проявленные мужество, смелость и отвагу. При этом повторное награждение лица государственной наградой может быть произведено и до истечения 5-летнего срока, но только по решению Президента Российской Федерации.
В то же время поощрение должно быть своевременным, иначе его ценность нивелируется. Следует согласиться с П.А. Сорокиным, что влияние одной и той же награды тем больше, чем она ближе [8, с. 120].
Одним из важнейших условий обеспечения эффективного воздействия поощрений на создание и поведение людей выступает их безусловная ценность и значимость для поощряемого субъекта. В особенности это касается высшей формы поощрений - государственных наград.
В некоторых случаях данный принцип закрепляется в нормативных правовых актах. Например, в Инструкции о порядке награждения наградами и почетными званиями г. Москвы определено, что представление граждан (коллективов, организаций) к награждению наградами и присвоению почетных званий не должно носить массового характера*. Оно является строго избирательным и применяется в тех случаях, когда другие меры поощрения исчерпаны, либо когда применение этих мер не будет соответствовать значимости заслуг или достижений.
Инициатива законодателя находит поддержку и в научном сообществе. В част-
* Инструкция о порядке награждения наградами и почетными званиями г. Москвы: утв. указом Мэра Москвы от 30 авг. 2002 г. N 35-УМ «О мерах по выполнению Закона города Москвы "О наградах и почетных званиях города Москвы"» (см.: Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2002. N 47).
ности, В.В. Волкова подчеркивает, что законодателю необходимо соблюдать принцип умеренности в применении высших форм правовых поощрений, чтобы избежать их обесценивания и в целях сохранения их особой значимости [9, с. 68-71].
Само существование принципа обязательности, относящегося не столько к закреплению, сколько к применению поощрений, является предметом научных дискуссий. Например, О.Ю. Кокурина отмечает, что востребование награды не соответствует наградной традиции в российском праве [10, с. 7]. В.М. Баранов занимает противоположную позицию: «традиция государственного наградного всевластия» чрезвычайно вредна и ее надо преодолевать всеми возможными способами. Наиболее перспективное направление в этом отношении - максимально четкая фиксация (при возможности - в количественном выражении) сущности заслуги, выступающей основанием для конкретной награды [11, с. 366].
Сегодня многие нормы о поощрении сформулированы таким образом, что их применение выступает лишь правом субъекта, но не его обязанностью. Например, согласно буквальному толкованию текста Трудового кодекса Российской Федерации, поощрять работников за добросовестный и эффективный труд - это именно право работодателя (ст. 22). Между тем специалисты в сфере трудового права настаивают на аксиоматичности того факта, что добросовестный труд должен быть отмечен работодателем [12, с. 200-203].
Однако возникает вопрос о том, что является некорректным - формулировка, избранная законодателем, или сам подход к сущности поощрения в рассматриваемой сфере.
Современный взгляд на сущность поощрения заключается в том, что возможность его получения рассматривается как неотъемлемое субъективное право граждан, а его применение - как обязанность соответствующих субъектов. При этом формулирование поощрительных норм должно основываться на сбалансированном сочетании прав и обязанностей сторон поощрительных (наградных) отношений: с одной стороны, необходимо четко определить заслуги перед государ-
ством или иным субъектом (условия, при которых осуществляется поощрение), с другой - параллельно следует закрепить ответственность (дисциплинарную, а возможно, и административную - в отношении государственных наград) - за непредставление к поощрению тех, кто его заслужил, то есть выполнил необходимые условия [13, с. 16].
Обязанность применить поощрения в определенных случаях можно (и нужно) устанавливать в юридических нормах. На этом настаивают, в частности, специалисты в сфере трудового права, предлагая закреплять (например, в трудовом договоре) обязанности работодателя применить к работнику поощрительные нормы за особые трудовые заслуги [14, с. 124-129].
Таким образом, основными началами - принципами установления и применения правовых поощрений выступают:
- принцип объективной обусловленности (детерминированности), предполагающий зависимость особенностей системы поощрений конкретного государства от условий реальной действительности на определенном историческом этапе развития общества;
- принцип обоснованности (адекватности), заключающийся в соответствии вида (меры) поощрения сложности и общественной значимости заслуженного поведения, а также требующий сбалансированного сочетания (уравновешения) позитивных и негативных стимулов;
- принцип индивидуализации (персонификации) поощрений, обозначающий то, что поощрение следует только за личные заслуги и достижения;
- принцип системности (иерархичности) поощрений, отражающий много-уровневость поощрительной системы, разнообразие видов поощрений, последовательность их применения и необходимость соблюдения установленных сроков;
- принцип исключительности (значимости) поощрений, основывающийся на редкости, ценности и востребованности благ, полагающихся за заслуженное поведение, и способствующий формированию действенных побудительных мотивов к такому поведению;
- принцип обязательности (гаран-тированности) применения поощрения,
предполагающий закрепление права лица на поощрение в определенных случаях и корреспондирующей обязанности уполномоченных субъектов его применить.
Перечисленные требования (условия) к установлению и применению поощрений можно рассматривать как правила юридической техники в соответствующей сфере. Это означает, что любой нормативный или правоприменительный акт должен как по форме, так и по содержанию соответствовать данным основополагающим идеям и не может им противоречить.
Однако парадоксальным является тот факт, что, несмотря на их безусловную значимость, закрепить их на уровне нормативного правового акта вряд ли получится. Если допустить такую возможность, то возникают вопросы о форме настоящего акта и его юридической силе, способах обеспечения его исполнения и, как следствие, ответственности за нарушение его положений.
В связи с этим, на наш взгляд, принципы поощрительной деятельности не подлежат закреплению в какой-либо отдельной, самостоятельной норме, выступая доктринальными положениями (как и принципы права в целом), однако они должны быть отражены как в принимаемых поощрительных нормах, так и в действиях правоприменителя при их реализации, что подтверждает их статус как правил юридической техники.
Другое дело - принципы, определяющие правила установления и применения высшей формы поощрения - государственных наград. Их закрепление на уровне соответствующих нормативных правовых актов представляется оправданным. В случае издания предлагаемого в литературе кодифицированного закона, регулирующего наградные отношения (наградного кодекса), целесообразно закрепить перечень основополагающих начал, то есть принципов, в соответствующей сфере.
На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Правила юридической техники в сфере поощрительной деятельности - это основные начала (принципы) установления и применения правовых поощрений, отражающие их сущность как юридическо-
го средства, а также способствующие достижению максимальной эффективности в процессе правового регулирования.
2. Основными началами - принципами установления и применения правовых поощрений выступают требования объективной обусловленности (детерминированности), обоснованности (адекватности), индивидуализации (персонификации), системности (иерархичности), исключительности (значимости) и обязательности (гарантированности) поощрений, которым должен соответствовать по форме и по содержанию любой норматив-
ный или правоприменительный акт в рассматриваемой сфере.
3. Вышеперечисленные принципы не подлежат официальному закреплению, однако должны быть отражены как в принимаемых поощрительных нормах, так и в действиях правоприменителя при их реализации. В то же время закрепление принципов, определяющих правила установления и применения высшей формы поощрения - государственных наград, на уровне соответствующих нормативных правовых актов представляется оправданным и целесообразным.
Список литературы
1. Волкова В.В. Поощрение государственных служащих: понятие, основные принципы // Право и практика. 2010. N 1. С. 41-47.
2. Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. 294 с.
3. Трофимов Е.В. Принципы наградного дела // Право и политика. 2011. N 4. С. 567-578.
4. Сабитов Т.Р. Принципы поощрения в уголовном праве // Уголовное право. 2006. N 1. С. 54-57.
5. Сарсембаев А.С. О кардинальном реформировании и консолидации государственного наградного механизма в Российской Федерации // Вестник Курганского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2016. N 1 (40). С. 65-69.
6. Гущина Н.А. Поощрение в праве: теоретико-правовое исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2004. 37 с.
7. Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. 233 с.
8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
9. Волкова В.В. Некоторые вопросы повышения эффективности применения мер правового поощрения // Современное право. 2014. N 10. С. 68-71.
10. Кокурина О.Ю. Государственные награды в России: телеологические и аксиологические основания правового регулирования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015. 58 с.
11. Баранов В.М. Логико-гносеологические, аксиологические, технико-юридические проблемы наградного права // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. N 1 (33). С. 361-370.
12. Кармова А.Б. О мерах поощрения за труд // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. N 4-3 (76). С. 200-203.
13. Винокуров В.А. Юридическая обязанность государства пожаловать награду // Юрист. 2010. N 17.
С. 9-16.
14. Попова В.В. Проблемы поощрительных норм современного российского трудового права // Вестник Омского университета. Сер.: Право. 2011. N 3. С. 124-129.
References
1. Volkova V.V. Pooshchrenie gosudarstvennyh sluzhashchih: ponyatie, osnovnye printsipy [Encouragements of state services: notion, basic principles]. Pravo i praktika - Law and practice, 2010, no. 1, pp. 41-47.
2. Gushchina N.A. Pooshchritel'nye normy rossiyskogo prava: teoriya i zakonodatel'naya praktika [Encouraging rules of the Russian law: theory and legislative practice]. St. Petersburg, Yuridicheskiy tsentr Press Publ., 2003. 294 p.
3. Trofimov E.V. Printsipy nagradnogo dela [Principles of awarding rules]. Pravo i politika - Law and policy, 2011, no. 4, рр. 567-578.
4. Sabitov T.R. Printsipy pooshchreniya v ugolovnom prave [Principles of encouragements in criminal law]. Ugolovnoe pravo - Criminal law, 2006, no. 1, рр. 54-57.
5. Sarsembaev A.S. O kardinal'nom reformirovanii i konsolidatsii gosudarstvennogo nagradnogo mehanizma v Rossiyskoy Federatsii [About cardinal reform and consolidation of state awarding mechanism in the Russian Federation]. Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Bulletin of the Kurgan State University. Series: Humanities, 2016, no. 1 (40), рр. 65-69.
6. Gushchina N.A. Pooshchrenie v prave: teoretiko-pravovoe issledovanie. Avtoref. Dokt. Diss. [Encouragement in law: theoretical-legal research. Autoabstract Doct. Diss.]. St. Petersburg, 2004. 37 p.
7. Mal'ko A.V. L'gotnaya i pooshchritel'naya pravovaya politika [Preferential and encouraging legal policy]. St. Petersburg, Yuridicheskiy tsentr Press Publ., 2004. 233 p.
8. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Human. Civilization. Society]. Moscow, Politizdat Publ., 1992. 543 p.
9. Volkova V.V. Nekotorye voprosy povysheniya effektivnosti primeneniya mer pravovogo pooshchreniya [Some questions of increasing of application of measures of legal encouragements'efficiency]. Sovremennoe pravo - Modern law, 2014, no. 10, pp. 68-71.
10. Kokurina O.Yu. Gosudarstvennye nagrady v Rossii: teleologicheskie i aksiologicheskie osnovaniya pravovogo regulirovaniya. Avtoref. Dokt. Diss. [State awards in Russia: theological and axiological basis of legal regulation. Autoabstract Doct. Diss.]. Moscow, 2015. 58 p.
11. Baranov V.M. Logiko-gnoseologicheskie, aksiologicheskie, tehniko-yuridicheskie problemy nagradnogo prava [Logical-gnoseological, aksiological, technical-legal problems of awarding law]. Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii - Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia, 2016, no. 1 (33), pp. 361-370.
12. Karmova A.B. O merax pooshhreniya za trud [About measures of encouragement for labour]. Novaya nauka: Strategii i vektory" razvitiya - New science: Strategies and vectors of development, 2016, no. 4-3 (76), pp. 200-203.
13. Vinokurov V.A. Yuridicheskaya obyazannost' gosudarstva pozhalovat' nagradu [Legal obligation of a state to give an award]. Yurist - Lawyer, 2010, no. 17, pp. 9-16.
14. Popova V.V. Problemy pooshchritel'nyh norm sovremennogo rossiyskogo trudovogo prava [Problems of encouraging norms of the modern Russian labour law]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Pravo - Vestnik of Omsk university. Series: Law, 2011, no. 3, pp. 124-129.