References and Sources
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020)
2. Zakonodatel'nyj process v zarubezhnyh stranah: ucheb. posobie / Yu.I. Lejbo i dr. M.: MGIMO-Universitet, 2012.
3. Elektronnyj resurs: Informacionno-analiticheskie materialy Gosudarstvennoj Dumy [http://iam.duma.gov.ru/node/8/4979/20022] Data obrashcheniya: (16.07.2020)
4. Panov A.A. Uchastie sub"ektov Rossijskoj Federacii v prinyatii reshenij na federal'nom urovne // Lex Russica. 2017. №1(122).
5. Abramova A. I. Pravo zakonodatel'noj iniciativy: problemy obespecheniya i zashchity // ZHurnal rossijskogo prava. 2006. N° 3.
6. Piskunova E.A. (Anisimova). Zakonodatel'nyj process v sub"ektah Rossijskoj Federacii /monografiya. M.: ID «YUrisprudenciya», 2017. 160 s.
7. Konstitucionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnyh stran. Obshchaya chast': Uchebnik dlya vuzov / Ruk. avt. koll. i otv. red. d.yu.n. prof. B. A. Strashun. 4-e izd., obnovl. i dorab. M.: Norma, 2007.
8. Postanovlenie Gosudarstvennogo Soveta - Hase Respubliki Adygeya ot 25.10.2006 № 169-GS «O Reglamente Gosudarstvennogo Soveta - Hase Respubliki Adygeya» // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Adygeya. 2006. №10.
9. Trofimova G.A. Avtorstvo na zakonoproekt: chastnyj i publichnyj aspekty problemy pravovogo regulirovaniya // Zakonodatel'stvo i ekonomika. 2015.
10. Harlamov S.O., Lomakin V.V. Konsolidirovannaya zakonodatel'naya iniciativa // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 4.
АНИСИМОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). ANISIMOVA, EKATERINA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of State-Legal Disciplines, North-West Institute (branch) University named after O.E. Kutafin (MSAL) (Vologda) ([email protected]).
УДК 342.922
СМОРЧКОВА Л.Н.
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ В СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Ключевые слова: экспериментальный правовой режим, регуляторная песочница, технологический законодательный пакет, административно-правовое регулирование, регулирование экономической деятельности.
В статье анализируется один из инновационных способов содействия цифровой трансформации реального сектора российской экономики и внедрению в российское производство новых технологий - установление экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций, то есть применение в отношении участников экспериментального правового режима в течение определенного периода времени специального правового регулирования по установленным законом направлениям разработки. Экспериментальные правовые режимы позволяют гибко и эффективно реагировать на прогрессивные достижения в различных сферах социально-экономических отношений и внедрять инновационные продукты и технологии в условиях сохранения общего правового регулирования и устоявшихся общественных отношений.
SMORCHKOVA L.N.
ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE MECHANISM OF EXPERIMENTAL LEGAL REGIMES IN THE
SOCIO-ECONOMIC SPHERE
Keywords: experimental legal regime, regulatory sandbox, technological legislative package, administrative and legal regulation, regulation of economic activity.
The article analyzes one of the innovative ways of promoting the digital transformation of the real sector of the Russian economy and the introduction of new technologies into Russian production - the establishment of experimental legal regimes in the field of digital innovations, that is, the application of special legal regulation to participants in an experimental legal regime for a certain period of time according to the established law directions of development. Experimental legal regimes make it possible to respond flexibly and effectively to progressive achievements in various spheres of socio-economic relations and introduce innovative products and technologies while maintaining general legal regulation and well-established social relations.
Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года прежде всего обозначил важность решения масштабных социальных, экономических, технологических задач, перед которыми стоит страна. На тот момент невозможно было предсказать особенности социально-экономического развития Российской Федерации, как и практически всех государств, в 2020 году в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 [1]. Вынужденные ограничения хозяйственной деятельности, неизбежно повлекшие существенный экономический спад, потребовали разработки общенационального плана восстановления экономики России, в соответствии с которым рост национальной экономики ожидается только к концу 2021 года по завершении стабилизационного и восстановительного этапов [2]. Тем не менее, наряду с реализацией мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции, необходимо продолжать плановую работу по развитию отраслей российской экономики, безусловно, в той степени, в которой это представляется возможным.
Самым актуальным вопросом сейчас является цифровая трансформация реального сектора экономики, внедрение в российское производство новых технологий, соответствующих мировому уровню научных достижений. Это предполагает переход крупнейших предприятий на собственные технологии, учитывающие новые материалы, новые источники энергии, современные экологические решения, определяемые уже имеющимися знаниями в сферах искусственного интеллекта, генетики, цифровизации.
Важность высоких технологий для российской цивилизации подтверждается тем, что в период пандемии и реального экономического спада меры государственной поддержки, в том числе посредством проведения налогового маневра, были оказаны в том числе 1Т-отрасли, хотя она представлялась широкому кругу населения как наименее пострадавшая. В этой связи повышается значение осуществления регулирования оборота больших данных, поддержания высокотехнологичного экспорта, расширения спроса на инновации внутри самой страны, установления требования, чтобы национальные проекты осуществлялись главным образом на основе программных продуктов отечественного производства.
Содержание и ориентиры обозначенных Президентом Российской Федерации в Послании масштабных задач отражены в национальных проектах (программах). Одной из наиболее важных для решения поставленных задач является Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 4 июня 2019 г. № 7). Национальная программа включает в себя шесть федеральных проектов, системно связанных между собой. Ими предусмотрены не только совершенствование технологической составляющей, но также нормативное правовое, кадровое, инфраструктурное обеспечение, новое качество государственного управления.
Обеспечение ускорения технологического развития Российской Федерации в качестве одной из национальных целей развития Российской Федерации обозначено Правительству Российской Федерации в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (п/п «ж» п. 1 Указа). В частности, это предусматривает увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от общего их числа.
Для реализации ускорения технологического развития необходимо принятие технологического законодательного пакета, который бы позволил обеспечить исследователям и производственникам свободу для работы, научного и инновационного поиска.
В последнее десятилетие словосочетание «технологический пакет» стало устойчивым применительно к управлению инновационными процессами. В экономической науке под технологическим пакетом понимается совокупность технологий и научно-технических решений, обладающая системными свойствами. Пакет состоит не только из физических (технических), но и из гуманитарных технологий. Под гуманитарными технологиями подразумеваются необходимые для развития и освоения техники управленческие, социально-коммуникативные, образовательные, кадровые, культурологические, тренинговые технологии. Технологический пакет также включает в себя связи между технологиями (функциональные, генетические, структурные), базовую инфраструктуру (предельную форму реализации технологического пакета), базовую институциональную форму (институциональные решения, определяющие развитие технологического пакета), базовую научную дисциплину или их совокупность [3].
Реализация технологического пакета подразумевает осуществление технологической деятельности, под которой в науке предлагается понимать циклически повторяющийся деятельностный акт совместно распределенной активности социального элемента, структурно разворачивающийся в логике системной закономерности осознание и формализации потребности, содержательно состоящий из взаимосвязанных параллельно-последовательным чередованием видов деятельности, ориентированный на преобразование социальных практик в направлении устойчивого (бескризисного) развития общества путем наиболее полного удовлетворения всех уровней и видов полезнопознавательных потребностей социального элемента [4]. При этом логика системной закономерности обусловливает схему развития технологической деятельности: потребность - цель - исполнительная система - результат.
Внедрению инновационных пакетов необходимо правовое сопровождение посредством принятия соответствующего технологического законодательного пакета. По мнению Президента Российской Федерации, технологический законодательный пакет должен предусматривать гибкий механизм экспериментальных правовых режимов для разработки и внедрения в России новых технологий. При этом в правовой механизм необходимо заложить такие условия финансирования и реализации инновационных проектов, при которых недостижение поставленной цели инновационной разработки не толковалось бы в качестве нецелевого использования выделенных денежных средств, но в то же время стимулировали различные технологические стартапы [5].
Технологические инициативы, частично озвученные Президентом Российской Федерации в своем послании 15 января 2020 года, в том или ином объеме заложены в план мероприятий Федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Этот Федеральный проект призван создать систему правового регулирования цифровой экономики, основанную на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий. Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» предусматривает поэтапную разработку и реализацию законодательных инициатив, направленных на снятие первоочередных барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики, и созданию благоприятного правового поля для реализации в российской юрисдикции проектов цифровизации [6].
В качестве правовых результатов реализации Федерального проекта заложено, что будут созданы правовые условия: для формирования единой цифровой среды доверия (в том числе расширены возможности и способы идентификации субъектов и объектов, устранены правовые ограничения в целях расширения применения электронной подписи); для формирования сферы электронного гражданского оборота (с обеспечением возможности совершения сделок в письменной электронной форме и заключения автоматизированных («самоисполняемых») договоров); для сбора, хранения и обработки данных с использованием новых технологий; для внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке. Кроме того, должны быть приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие развитие цифровой экономики (в том числе в части установления условий налогообложения НДС операций по экспорту работ, услуг, аналогичных условиям налогообложения операций по импорту товаров), обеспечено нормативное регулирование цифрового взаимодействия предпринимательского сообщества и государства; сформировано отраслевое регулирование, необходимое для развития цифровой экономики в части регулирования правоотношений в сфере робототехники и применения технологий искусственного интеллекта; сформированы правовые условия для наиболее эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности, для внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке.
Крайне важным и сложным направлением работы по Федеральному проекту ««Нормативное регулирование цифровой среды» видится разработка законодательного регулирования вопросов создания и функционирования особых правовых режимов в условиях цифровой экономики, так называемых «регуляторных песочниц». Термином «регуляторная песочница» (или регулятивная песочница, от английского - Regulatory Sandbox) именуют особый правовой режим, позволяющий инновационным компаниям, занимающимся разработкой новых продуктов и услуг, проводить в ограниченной и контролируемой среде эксперименты по их внедрению (тестирование) без риска нарушения действующего законодательства. Идея регуляторных песочниц, возникшая и апробированная в мировой практике в последние годы, первоначально применялась исключительно к финансовой сфере общественных отношений [7].
Однако в российской науке все чаще возникали обоснованные идеи о возможном расширении сферы использования экспериментальных правовых режимов [8], в том числе при стимулировании инновационного развития в сфере цифровой экономики, поскольку регуляторные инструменты, созданные до наступления эпохи развития цифровых технологий, не позволяют эффективно управлять изменениями [9]. Задача регуляторных песочниц (экспериментальных правовых режимов) - гибкая и эффективная система управления изменениями в различных сферах общественного производства и внедрение инновационных продуктов и технологий с одновременным сохранением уже сложившихся экономических отношений.
Традиционная система правового регулирования обладает таким свойством как инертность, которое, с одной стороны, придает необходимую устойчивость регулируемым общественным отношениям, но, с другой стороны, не позволяет оперативно реагировать на изменения, связанные со стремительным развитием научно-технического прогресса. По сути, являясь исключением из общего правового режима того или иного рода объектов, особый (экспериментальный) правовой режим, введенный для определенного узкого круга субъектов (или даже одного) в отношении определенного узкого круга объектов (или даже одного) нарушает такие принципы права, как всеобщность, справедливость, равенство всех перед законом и т.д. Нахождение правового механизма, который позволил бы сгладить это противоречие и извлечь максимальный социально-экономический эффект от внедрения экспериментальных правовых режимов в цифровую экономику государства, является первоочередной задачей административно-правового регулирования в данной сфере. Прежде всего, речь должна идти о выработке объективных критериев оценки и отбора инновационной технологии и/или инновационного продукта, требующих экспериментального правового режима, поскольку в основе его формирования лежит управленческое решение со всеми присущими ему коррупционными рисками.
Также не малую важность составляют технико-юридические аспекты создания экспериментального правового режима, который должен предусматривать не только особые права и обязанности субъектов общественных отношений в отношении экспериментального объекта (технологии или продукта), но и учитывать возможные отрицательные (негативных) последствия такого эксперимента и предусматривать варианты их нивелирования. При то здесь крайне важны не только в технические, технологические и экономические аспекты, но и социально-правовые.
В юридической науке только появились первые исследования, посвященные проблемам разработки правового регулирования использования инновационных технологий в общественных отношения и возможностям использования регуляторных песочниц для их решения [10], а также вопросам юридической техники закрепления института регуляторных песочниц в российском законодательстве, начиная с терминологических особенностей и необходимых условий для введения нового правового подхода в российское законотворчество [11]. В то же время уже принят и в течение полугода вступит в законную силу Федеральный закон от 31 июля 2020года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». В нем определены цели и принципы экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций, круг участников экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций, а также урегулированы отношения, связанные с их установлением и реализацией, в том числе изменением, приостановлением, прекращением, мониторингом, оценкой их эффективности и результативности.
Экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций могут устанавливаться по направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций в наиболее значимых социально-экономических сферах - в медицинской деятельности; в проектировании, производстве и эксплуатации транспортных средств; в сельском хозяйстве, на финансовом рынке; в сфере продажи товаров, работ, услуг дистанционным способом; в архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, сносе объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений; в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; в промышленном производстве (промышленности); по иным направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, установленным Правительством Российской Федерации.
Решение об установлении экспериментального правового режима и утверждении программы экспериментального правового режима принимается Правительством Российской Федерации (кроме направления, связанного с разработкой, апробацией и внедрением цифровых инноваций в сфере финансового рынка, по которому решение принимает Банк России) по результатам рассмотрения инициативного об установлении экспериментального правового режима. Инициативное предложение вносится инициатором в уполномоченный орган с приложением к нему проекта программы экспериментального правового режима и документов, перечень которых утверждается уполномоченным органом. Уполномоченный орган - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской
Федерации на осуществление функций по нормативному правовому регулированию и полномочий по вопросам экспериментальных правовых режимов. Видимо, полномочия принимать и рассматривать инициативные предложения будут либо Минэкономики России, либо Минцифры России, ответственные за реализацию Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
В рассмотрении инициативного предложения по установлению экспериментального правового режима участвует регулирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию по одному из направлений, предусмотренных частью 2 статьи 1 Федеральном законе «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» в качестве направлений разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций. Кроме того, в процедуре принимает участие высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается установить экспериментальный правовой режим (при условии, что экспериментальный правовой режим вводится на территории отдельного субъекта Российской Федерации), а также координационный орган - орган, определяемый Правительством Российской Федерации для разрешения разногласий между государственными органами и организациями по результатам рассмотрения инициативных предложений и иных вопросов, регулируемых Федеральным законом.
Полномочия по вопросам присоединения к экспериментальному правовому режиму в качестве субъекта экспериментального правового режима (приостановления и прекращения этого статуса, изменения экспериментального правового режима, приостановления его действия, прекращения его действия, мониторингу и оценки его эффективности) распределены между уполномоченным органом, регулирующим органом и Правительством Российской Федерации.
Таким образом, установление экспериментального правового режима осуществляется в результате прохождения инициатором административно-правовой процедуры, установленной вышеуказанным Федеральным законом. В качестве исключения порядок рассмотрения инициативного предложения об установлении экспериментального правового режима по направлению, связанному с разработкой, апробацией и внедрением цифровых инноваций в сфере финансового рынка, устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России. В Федеральном законе «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» в той или иной мере решены многие из обозначенных в научных публикациях, в том числе в настоящей статье, проблемных вопросов. Установление первого экспериментального режима в соответствии с новым правовым регулированием будет уже само по себе очень важным социально-экономическим экспериментом.
Литература и источники
1. Сморчкова Л.Н. Особенности административного регулирования экономической деятельности в Российской Федерации в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Право и практика. 2020. №2. С.28-32.
2. Доработанный проект общенационального плана восстановления экономики направлен Президенту России Владимиру Путину // URL: http://government.ru/news/39899/
3. Скрыльникова Н.А. Управление инновационными процессами на основе концепции технологического пакета // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 4. С.52-58.
4. Готская И.Б., Лавренова Е.В. Особенности технологической деятельности в контексте инновационной концепции технологических пакетов // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2012. Т.3. №1-1. С.39-43.
5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/
6. Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» // URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/862/
7. Достов В.Л., Шуст П.М., Рябкова Е.С. Институт «регулятивных песочниц» как инструмент поддержки финансовых инноваций // Деньги и кредит. 2016. №10. С.51-56.
8. Толмачевец Ю.А., Лисовский М.И. Перспективные возможности и преимущества внедрения регулятивных песочниц // Экономика и социум. 2019. № 1-1. С.934-938.
9. Куклина Е.А. К вопросу об особы правовых режимах в условиях цифровой экономики («регуляторных песочницах») // Управленческое консультирование. 2019. №7. С.39-49.
10. Чагин И.Б. Регулятивная песочница как метод разработки правового регулирования // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С.34-40.
11. Макаров В.О. Юридическая техника закрепления института «регулятивных песочниц» в российском законодательстве // Правовая коммуникация государства и общества: отечественный и зарубежный опыт. Сборник трудов международной научной конференции. Воронеж, 2020. С.338-342.
References and Sources
1. Smorchkova L.N. Osobennosti administrativnogo regulirovaniya ekonomicheskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii v period rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19) // Pravo i praktika. 2020. №2. S.28-32.
2. Dorabotannyj proekt obshchenacional'nogo plana vosstanovleniya ekonomiki napravlen Prezidentu Rossii Vladimiru Putinu // URL: http ://government.ru/news/39899/
3. Skryl'nikova N.A. Upravlenie innovacionnymi processami na osnove koncepcii tekhnologicheskogo paketa // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 4. S.52-58.
4. Gotskaya I.B., Lavrenova E.V. Osobennosti tekhnologicheskoj deyatel'nosti v kontekste innovacionnoj koncepcii tekhnologicheskih paketov // Tekhnologicheskoe obrazovanie i ustojchivoe razvitie regiona. 2012. T.3. №»1-1. S.39-43.
5. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii 15 yanvarya 2020 goda // URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 342959/
6. Federal'nyj proekt «Normativnoe regulirovanie cifrovoj sredy» // URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/862/
7. Dostov V.L., SHust P.M., Ryabkova E.S. Institut «regulyativnyh pesochnic» kak instrument podderzhki finansovyh innovacij // Den'gi i kredit. 2016. №10. S.51-56.
8. Tolmachevec YU.A., Lisovskij M.I. Perspektivnye vozmozhnosti i preimushchestva vnedreniya regulyativnyh pesochnic // Ekonomika i socium. 2019. № 1-1. S.934-938.
9. Kuklina E.A. K voprosu ob osoby pravovyh rezhimah v usloviyah cifrovoj ekonomiki («regulyatornyh pesochnicah») // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2019. №7. S.39-49.
10. Chagin I.B. Regulyativnaya pesochnica kak metod razrabotki pravovogo regulirovaniya // Social'nye instituty v pravovom izmerenii: teoriya i praktika. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2020. S.34-40.
11. Makarov V.O. YUridicheskaya tekhnika zakrepleniya instituta «regulyativnyh pesochnic» v rossijskom zakonodatel'stve // Pravovaya kommunikaciya gosudarstva i obshchestva: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt. Sbornik trudov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Voronezh, 2020. S.338-342.
СМОРЧКОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА - доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук ([email protected]).
SMORCHKOVA, LARISA N. - Doctor of Law, Associate Professor, Leading Researcher at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).
УДК 342.571(470):35.072.1
ЧЕБОТАРЕВА И.Ю., СОЛОВЬЕВА С.В. ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНАХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Ключевые слова: общественный контроль, органы, осуществляющие публичное управление, взаимодействие государства и общества, государственно-правовой институт.
В статье рассматриваются вопросы законодательного определения «общественного контроля», его правового содержания, объединение данным понятием разных форм и видов общественного контроля, а также механизм его реализации в органах, осуществляющих публичное управлении. Делается вывод о том, что система общественного контроля замкнута только на тех субъектах, которые названы в федеральном законе об общественном контроле, тогда как законодательством предусмотрена возможность участия в общественном контроле граждан, негосударственных некоммерческих организаций и специальных организационных структур. В связи с тем, что в качестве единственного инструмента осуществления общественного контроля наблюдение, данный общественный институт лишен значимого способа воздействия на органы государственного управления, а именно контроля как такового.
CHEBOTAREVA, I.Y., SOLOVIEVA, S.V.
LEGAL CONTENT AND MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF PUBLIC CONTROL IN AUTHORITIES, EXERCISING PUBLIC ADMINISTRATION
Keywords: public control, authorities, interaction between state and society, state-legal institution.
In the article researched the issues of legislative definition of "public control", its legal content, the combination of this concept of different forms and types of public control, as well as the mechanism of its implementation in the authorities exercising public administration. It is concluded that the system of public control is closed only to those subjects that are named in the federal law on public control, while the legislation provides for the possibility of participation in public control of citizens, non-governmental non-profit organizations and special organizational structures. Due to the fact that observation as the only tool for exercising public control, this public institution is deprived of a significant way of influencing government bodies, namely control as such.
Одной из форм участия граждан в государственном управлении, как реализации права, закрепленного в статье 32 Конституции РФ, является создание и деятельность общественного контроля. На сегодняшний день в российской правовой системе институты взаимодействия граждан с органами государственной власти, а также правовые механизмы, гарантирующие интересы общественности в публичной сфере, находятся в состоянии становления. Как отмечают некоторые авторы, «современная юридическая наука проводит конструктивное осмысление таких сторон гражданского общества, как: принципы взаимоотношений личности, общества и государства; общественный контроль в отношении государственного аппарата» [1, с.11].
В вопросе взаимодействия российской общественности и государства наблюдается отчуждение и разобщенность этих участников политической системы общества, несмотря на имеющуюся конституционную основу и законодательную регламентацию. В связи с чем, рассмотрение правовой природы общественного контроля, как формы взаимодействия