Научная статья на тему 'Экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций как способ интеграции национальной экономики Российской Федерации в мировое экономическое пространство'

Экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций как способ интеграции национальной экономики Российской Федерации в мировое экономическое пространство Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
911
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European and Asian Law Review
Область наук
Ключевые слова
правовой режим / цифровые инновации / государственный орган / правовой механизм / глобализация / legal regime / digital innovation / state body / legal mechanism / globalization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Борисовна Носкова, Никита Михайлович Лупашко

Введение: Государственной Думой РФ 12 мая 2020 г. в первом чтении принят законопроект «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций». Его главная цель легализация отступлений от действующего законодательства, которое мешает свободе предпринимательской деятельности в сфере применения цифровых инноваций. В работе авторы рассматривают значение такого правового механизма, который позволит способствовать интеграции национальной экономики. Российская Федерация пытается создавать специальные правовые режимы для избранных субъектов с гибким правовым механизмом с целью введения в экономическое пространство ранее неизвестных цифровых систем. Подобного рода правовые режимы направлены на создание правовой среды, целью которой является снижение юридической неопределенности в отношении использования данных искусственного интеллекта, робототехники, квантовой технологии, беспроводной связи и т. д. Методы: методологическую основу научной статьи составляют как общенаучные, так и специально-юридические методы исследования. К числу общенаучных методов стоит отнести анализ, синтез, моделирование, дедукцию, индукцию. Кроме того, использовались системный и компаративный подходы. Анализ: в рамках исследования изучаются мировой опыт эффективности «песочниц», субъектный состав участия в «регуляторной песочнице», содержание экспериментального правового режима, его цели и перспективы существования. Результаты: в ходе научного исследования авторы приходят к выводу о необходимости создания механизма правового регулирования ранее неизвестных цифровых систем и инновационных технологий в форме введения экспериментальных правовых режимов с целью реализации принципа государственного регулирования предпринимательской деятельности, обеспечения экономической безопасности государства и субъектов хозяйственной деятельности, сочетания частноправовых и публично-правовых начал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL LEGAL REGIMES IN THE FIELD OF DIGITAL INNOVATION AS A WAY OF INTEGRATION OF THE NATIONAL ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE WORLD ECONOMIC SPACE

Introduction: the State Duma of the Russian Federation is discussing the draft law «On experimental legal regimes in the field of digital innovation». Its main purpose is to legalize derogations from the current legislation, which prevents freedom of business. In the paper, the authors consider the importance of such a legal mechanism, which will contribute to the integration of the national economy. The Russian Federation is trying to create special legal regimes for selected entities with a flexible legal mechanism to introduce previously unknown digital systems into the economic space. Such legal regimes aim to create a legal environment that aims to reduce legal uncertainty regarding the use of artificial intelligence, robotics, quantum technology, wireless communication, etc. Methods: the methodological basis of the scientific article consists of both general scientific and special legal research methods. General scientific methods include: analysis, synthesis, modeling, deduction, and induction. In addition, a systematic and a comparative approach were used. Analysis: the study examines the world experience of the effectiveness of «sandbox», the subjective composition of participation in the «regulatory sandbox», the content of the experimental legal regime, its goals and prospects for existence. Results: the authors come to the conclusion that it is necessary to create a mechanism for legal regulation of previously unknown digital systems and innovative technologies in the form of introducing experimental legal regimes to implement the principle of state regulation of entrepreneurial activity, ensuring the economic security of the state and economic entities, and combining private and public law principles.

Текст научной работы на тему «Экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций как способ интеграции национальной экономики Российской Федерации в мировое экономическое пространство»

Информация для цитирования:

Носкова Ю. Б., Лупашко Н. М. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МИРОВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО // Herald of the Euro-Asian Law Congress. 2020. № 1. С. 43-50.

Noskova Yu. B., Lupashko N. M. EXPERIMENTAL LEGAL REGIMES IN THE FIELD OF DIGITAL INNOVATION AS A WAY OF INTEGRATION OF THE NATIONAL ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE WORLD ECONOMIC SPACE. Herald of the Euro-Asian Law Congress. 2020. Is. 1. Pp. 43-50.

УДК 340.2

LAW000000 LAW / General

DOI: 10.34076/2619-0672-2020-4-1-43-50

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МИРОВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

ЮЛИЯ БОРИСОВНА НОСКОВА, НИКИТА МИХАЙЛОВИЧ ЛУПАШКО,

Уральский государственный юридический университет (Екатеринбург, Россия)

Введение: Государственной Думой РФ 12 мая 2020 г. в первом чтении принят законопроект «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций». Его главная цель - легализация отступлений от действующего законодательства, которое мешает свободе предпринимательской деятельности в сфере применения цифровых инноваций. В работе авторы рассматривают значение такого правового механизма, который позволит способствовать интеграции национальной экономики.

Российская Федерация пытается создавать специальные правовые режимы для избранных субъектов с гибким правовым механизмом с целью введения в экономическое пространство ранее неизвестных цифровых систем. Подобного рода правовые режимы направлены на создание правовой среды, целью которой является снижение юридической неопределенности в отношении использования данных искусственного интеллекта, робототехники, квантовой технологии, беспроводной связи и т. д.

Методы: методологическую основу научной статьи составляют как общенаучные, так и специально-юридические методы исследования. К числу общенаучных методов стоит отнести анализ, синтез, моделирование, дедукцию, индукцию. Кроме того, использовались системный и компаративный подходы.

Анализ: в рамках исследования изучаются мировой опыт эффективности «песочниц», субъектный состав участия в «регуляторной песочнице», содержание экспериментального правового режима, его цели и перспективы существования.

Результаты: в ходе научного исследования авторы приходят к выводу о необходимости создания механизма правового регулирования ранее неизвестных цифровых систем и инновационных технологий в форме введения экспериментальных правовых режимов с целью реализации принципа государственного регулирования предпринимательской деятельности, обеспечения

экономической безопасности государства и субъектов хозяйственной деятельности, сочетания частноправовых и публично-правовых начал.

Ключевые слова: правовой режим, цифровые инновации, государственный орган, правовой механизм, глобализация

UDK 340.2

LAW000000 LAW / General

EXPERIMENTAL LEGAL REGIMES IN THE FIELD OF DIGITAL INNOVATION AS A WAY OF INTEGRATION OF THE NATIONAL ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE WORLD ECONOMIC SPACE

JULIA B. NOSKOVA, NIKITA M. LUPASHKO,

Ural State Law University (Yekaterinburg, Russia)

Introduction: the State Duma of the Russian Federation is discussing the draft law «On experimental legal regimes in the field of digital innovation». Its main purpose is to legalize derogations from the current legislation, which prevents freedom of business. In the paper, the authors consider the importance of such a legal mechanism, which will contribute to the integration of the national economy.

The Russian Federation is trying to create special legal regimes for selected entities with a flexible legal mechanism to introduce previously unknown digital systems into the economic space. Such legal regimes aim to create a legal environment that aims to reduce legal uncertainty regarding the use of artificial intelligence, robotics, quantum technology, wireless communication, etc.

Methods: the methodological basis of the scientific article consists of both general scientific and special legal research methods. General scientific methods include: analysis, synthesis, modeling, deduction, and induction. In addition, a systematic and a comparative approach were used.

Analysis: the study examines the world experience of the effectiveness of «sandbox», the subjective composition of participation in the «regulatory sandbox», the content of the experimental legal regime, its goals and prospects for existence.

Results: the authors come to the conclusion that it is necessary to create a mechanism for legal regulation of previously unknown digital systems and innovative technologies in the form of introducing experimental legal regimes to implement the principle of state regulation of entrepreneurial activity, ensuring the economic security of the state and economic entities, and combining private and public law principles.

Keywords: legal regime, digital innovation, state body, legal mechanism, globalization

Введение

В условиях развития технологических процессов и появления новых цифровых продуктов отдельному государству становится все труднее контролировать экономическое раз-

витие и определять его вектор [Макаренко 2018].

Появление таких явлений, как краудфан-динг и криптовалюта, все больше позволяет быть независимым субъектом хозяйственной деятельности, стирать экономические грани-

цы между государствами, не обращать внимания на сложности экономического и правового регулирования [Черешнева 2019: 158]. В одночасье национальные правовые системы оставили без необходимого правового регулирования отдельные сферы общественной жизни, связанные с возникшими инновационными продуктами [Шиповская 2018].

Классические способы правового регулирования были признаны негодными для таких инновационных процессов [Цурова, Мусаева 2019].

Способом для разрешения возникшей неопределенности могут стать экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций. Перспективность такого воздействия на общественные отношения доказывает международный опыт. В Российской Федерации на сегодняшний день активно занимаются данной проблемой: с января 2019 г. обсуждается предлагаемый Министерством экономического развития проект федерального закона «Об экспериментальных цифровых режимах в сфере цифровых инноваций» [Филипенко 2010: 329].

Основываясь на знаниях общей теории права [Ефремов 2019], представленном проекте федерального закона, зарубежном опыте, под экспериментальным правовым режимом надлежит понимать краткосрочное целенаправленное взятое под контроль нормативное регулирование для обеспечения современных оперативных ресурсов проведения хозяйства и правовых приемов, влияющих на общественное развитие в области цифровых отношений.

Подобные проекты существуют в Великобритании и применяются уже в 20 странах -Гонконге, Малайзии, Сингапуре, Абу-Даби, Австралии, Нидерландах, Индонезии, Швейцарии и др. [Иванова, Слепцова 2018]. Схожий механизм может способствовать не только развитию бизнеса, но и благотворительности.

Принцип работы «цифровых песочниц» заключается в том, что уполномоченные государственные органы в силу особых правил позволяют субъектам бизнеса функционировать за пределами действующего законодательства с целью изыскания в наибольшей степени продуктивных возможностей участия

в экономическом пространстве. Внедрение такого механизма продиктовано энергично развивающимися процессами создания цифровых технологий и нереальностью разработки «широкоуниверсального» законодательного акта.

Данный шаг со стороны государства является вынужденным, поскольку эти процессы невозможно оставить без правового регулирования. Во-первых, экономический рост любого государства будет зависеть прежде всего от развития 1Т-сектора экономики. Во-вторых, определяющее значение имеет инвестирование, в том числе межнациональное. Это является важнейшим условием, так как использование новейших технологий, разработанных в иностранных государствах, позволяет не только находиться на одном уровне с развитыми странами, но и вести с ними конкурентную борьбу. Цифровые технологии в первом случае являются объектом деятельности, а во втором - способом достижения цели.

Это все подтверждает тезис, что не нормы права являются первоосновой в большинстве случаев, а экономические процессы [Бублик 2000: 53].

Работа в этом направлении Российской Федерацией ведется в рамках участия в Евразийском экономическом союзе. В апреле 2018 г. государства-участницы ЕАЭС провозгласили необходимость достижения поставленной цели совместными усилиями, что является правильным по нескольким основаниям [Карпович 2019].

В этом вопросе продвинулись Россия и Казахстан, Беларусь же только начинает работу в этом направлении1. Уже имеющиеся международные договоренности предусматривают согласованность действий по данному вопросу и недопустимость одностороннего развития в сфере цифровых инноваций, что приведет к нарушению конкуренции среди организаций стран-участниц. Это положение абсолютно правильно, поскольку в условиях все большей интеграции государств-участниц отдельные страны не должны злоупотреблять своим положением с возможностью причинения вреда партнерам.

1 Каримова Д. В ЕАЭС появятся регулятивные «песочницы» // URL: https://www.lsm.kz/v-eaes-poyavyatsya-regulyativnye-pesochnicy (дата обращения: 22.12.2019).

Цель исследования - выявление роли экспериментальных правовых режимов как малоизвестных оперативных конструкций функционирования бизнеса и приемов правового влияния на социальные связи в области цифровых инноваций.

Материалы и методы

Методологическую основу статьи составляют общенаучные (анализ, синтез, моделирование, дедукция, индукция) и специально-юридические методы исследования. Кроме того, использовались системный и компаративный подходы для определения такого правового инструмента, как экспериментальный правовой режим.

Результаты

Под экспериментальное правовое регулирование может попасть не любая деятельность, а только та, которая связана с направлениями, установленными в перечне, и при этом осуществляется с использованием цифровой инновации. Перечень направлений включает в себя внедрение медицинских, образовательных цифровых технологий; финансовый цифровой сегмент; инновации в сфере транспортного обслуживания; реализацию товаров, работ, услуг дистанционным способом при помощи цифровых технологий и т. п. В качестве особого направления стоит отметить внедрение и тестирование инновационных технологий для повышения эффективности оказания государственных и муниципальных услуг, а также осуществления государственного и муниципального контроля.

Определенно действие режима может затронуть область технологий больших данных, нейротехнологий и искусственного интеллекта, системы распределенного реестра, квантовых технологий, новых производственных технологий, промышленного интернета, компонентов робототехники и сенсорики, технологий беспроводной связи, технологий виртуальной и дополненной реальности. В других государствах «цифровые песочницы» активно используются в области биометрических технологий, криптовалют, открытых интерфейсов, краудфандинга. В Сингапуре, например, экспериментальный регулятивный

режим эффективно действует в сфере энергетики.

Ценность внедрения таких проектов заключается в следующем:

1) устранение дефицита правовой регламентации или наличие запрета, установленного законом;

2) эвентуальная возможность создания принципиально новых форм хозяйственной деятельности;

2) повышение качества государственного или муниципального управления, в том числе предоставления государственных или муниципальных услуг;

4) осуществимость взаимодействия с иными субъектами экономических отношений.

5) появление результата, нацеленного на регулирование и содействие развитию цифровых процессов в различных сферах деятельности.

Обсуждение

Зарубежный опыт использования регу-ляторного режима, который был воспринят проектом, устанавливает определенные преимущества для субъектов, которые подпадают под действие специального правового режима. Применение особых правил в режимном «пространстве» для установленного круга участников можно рассматривать как проявление принципа соотношения социальных и государственных интересов. Под действие режима подпадают не только специальные субъекты предпринимательской деятельности, государственные органы и органы местного самоуправления, но и другие участники, которые с ними взаимодействуют. Государственные органы и органы местного самоуправления могут выступать как субъекты, устанавливающие экспериментальный правовой режим, а также в качестве участников такого режима. Взаимодействие участников может происходить в рамках гражданско-правовых отношений, в том числе с участием потребителей, но в пределах указанного экспериментального режима, связанного с апробацией инноваций.

К отношениям, которые возникнут в установленном «режимном пространстве» с использованием цифровых инноваций, планируется применять специальное регулирование в течение определенного временного про-

межутка. Под специальным регулированием понимается неприменение норм общего регулирования, которые действуют вне рамок эксперимента (лицензирование, аккредитация, сертификация, идентификация субъектов). Тем не менее специальное регулирование - это крайняя мера, вынужденная необходимость, оно должно в минимальной степени выходить за рамки общего регулирования. Специальное регулирование не может препятствовать государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и иных лиц, подлежащих защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. В круг специального регулирования не могут попасть правоотношения, связанные с высоким риском нанесения вреда жизненно важным интересам личности, всего общества и государства. Не допускается деятельность, связанная с внедрением товаров, работ, услуг, оборот которых запрещен или ограничен.

Введение экспериментального правового режима обусловлено установленными проектом принципами, которые связаны с невозможностью ущемления конституционных прав и свобод человека и гражданина; обеспечением безопасности; открытостью, равенством, добровольностью участников; ограниченностью специального регулирования временным характером, субъектным составом и пространством.

Несмотря на определенные послабления субъектам предпринимательской деятельности в пределах экспериментального правового режима или введения определенных ограничений, будут действовать гражданско-правовые нормы о договорной и деликтной ответственности. Помимо этого, должны соблюдаться законодательство о персональных данных и требования, связанные с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну и иные охраняемые законом виды тайн.

В качестве гарантии участникам, взаимодействующим с субъектами экспериментального режима, проект закона предусматривает возможность страхования ответственности специального субъекта за причинение вреда в связи с осуществлением такого режима. Вместе с тем испытание и внедрение цифровых инноваций, связанных, например, с эксплуатацией транспортных средств и беспи-

лотных воздушных судов, является деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Поэтому в целях защиты прав потерпевшего разумно установить обязанность субъекта экспериментального режима страховать ответственность за причинение вреда в пределах указанного направления.

Можно выделить виды экспериментальных режимов по субъектному составу, чтобы учесть интересы и предоставить возможность участия в эксперименте наибольшему количеству участников бизнес-сообщества:

индивидуальный, предусматривающий участие одного субъекта;

групповой, устанавливающий возможность присоединения субъектов к существующему правовому режиму и условия такого присоединения.

Государство контролирует и регулирует деятельность «регуляторных пространств», а также ограничивает возможность участия хозяйствующих субъектов, которые не соответствуют установленным требованиям и условиям, в какой-то степени определяя пределы свободы предпринимательской деятельности. Подобная модель в полной мере учитывает зарубежный опыт.

Установлению экспериментальных правовых режимов предварительно должна предшествовать оценка рисков причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, а также обороне и безопасности государства.

Законодательное регулирование хозяйственной деятельности субъектов, эффективно применяющих и испытывающих цифровые инновационные технологии, должно учитывать гармоничное соотношение публичных и частных интересов1.

Стоит выделить возможные проблемы, которые могут возникнуть в случае принятия проекта федерального закона «Об экспериментальных режимах в сфере цифровых инноваций».

Участниками проекта, скорее, смогут стать только большие компании с преимущественным участием государства. К сожалению, для этого есть все предпосылки. В подобном про-

1 Международный опыт применения «песочниц» // URL: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/dmi/work-group/materials/Documents/ (дата обращения: 22.12.2019).

екте, запущенном Центральным банком РФ в 2017 г., в сфере финансов участвовал в большинстве случаев Сбербанк. При таком развитии ситуации достичь желаемой цели будет невозможно.

Возникновение монополий. В ходе осуществления деятельности в рамках экспериментального правового режима участники рынка смогут существенно снизить издержки, улучшить информационную инфраструктуру, тем самым снизить себестоимость и занять место монополиста.

Чрезмерное вмешательство государства. Зарубежный опыт показывает, что точные критерии определения возможности установления экспериментального правового режима заранее не устанавливаются, существуют лишь общие оценочные установки. Предлагаемый законопроект такой же по своему характеру. Все основные условия установления экспериментального правового режима будут согласовываться с уполномоченными органами, а точнее с целой системой компетентных органов, четкое разграничение полномочий между которыми отсутствует.

Выводы

Быстроразвивающиеся технологические процессы создают огромный пласт неурегулированных отношений, которые существенно могут влиять на права и свободы граждан, а также имущественные интересы субъектов предпринимательской деятельности. Все больше отдельные государства не просто применяют зарубежный опыт, а именно присоединяются к мировому экономическому правопорядку. Это подтверждается тем, что, устанавливая

экспериментальное регулирование, прогрессивные страны приходят к тем показателям и критериям, которые уже используют не одно и не два государства, получающие эффективный результат. Предлагаемый законопроект «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций» создаст нормативную основу для сопровождения деятельности, связанную с цифровыми технологиями в экономической и социальной сфере, в области государственных и муниципальных услуг.

Экспериментальное правовое регулирование в сфере цифровых инноваций - мера, направленная на установление, развитие и совершенствование «цифровой экономики».

Экспериментальный правовой режим создает механизм, в котором предусмотрены определенные льготы, ограничения, требования и условия к установленному кругу субъектов, границы их автономности и самостоятельности в целях использования и внедрения цифровых инноваций в различных сферах экономики в течение определенных временных границ. Такой режим позволит придать правовую определенность деятельности с ранее неизвестными цифровыми и инновационными продуктами, гарантируя развитие науки и образования, поддержание строительства и отечественной промышленности, содействие социальной сфере и медицине, доступности качественных продуктов, работ и услуг, оптимально обеспечит экономическую безопасность государства и субъектов предпринимательской деятельности, соблюдая баланс публичных и частных интересов.

Список литературы

Башкатов А. Д. Экономическая система и свобода экономической деятельности в конституционном праве России и зарубежных стран // URL: Шр://отрасли-права.рф/а111с1е/15982 (дата обращения: 23.12.2019).

Бублик В. А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000. 53 с.

Ефремов А. А. Проблемы экспериментального нормотворчества в сфере цифровых инноваций // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2019. № 12. С. 53-60.

Иванова А. Н., Слепцова Л. А. Краундфандинг как способ финансирования социально-ориентированных проектов // Вестник современных исследований. 2018. Вып. 10-8. С. 108-111.

Карпович Е. С. Правовое регулирование краундфандинга в Республике Беларусь // Государство и право: актуальные проблемы формирования правового сознания: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Могилев: Могилев. гос. ун-т им. А. А. Кулешова, 2019. С. 222-225.

Макаренко А. В. Цифровая модель современной экономики России // Горизонты экономики. 2018. № 5. С. 84-89.

Филипенко А. С. Экономическая глобализация: истоки и результаты: моногр. М.: Экономика, 2010. 329 с.

Цурова Л. А., Мусаева Б. М. Некоторые подходы к исследованию инструментов финансирования инноваций // Вестник Академии знаний. 2019. № 1. С. 232-235.

Черешнева И. А. Экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций: в поисках направления // Modern Science. 2019. № 9-1.

Шиповская А. А. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий в условиях глобализации экономики // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 4. С. 387-395.

References

Bashkatov A. D. Ehkonomicheskaya sistema i svoboda ehkonomicheskoi deyatel'nosti v konstitutsionnom prave Rossii i zarubezhnykh stran [Economic system and freedom of economic activity in the constitutional law of Russia and foreign countries], available at: http://industry-law.RF/ article/15982 (accessed: 23.12.2019).

Bublik V. A. Publichno- i chastnopravovye nachala v grazhdansko-pravovom regulirovanii vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti [Public and private law principles in the civil law regulation of foreign economic activity]: auto-abstr. of doct. jur. sc. thesis, Yekaterinburg, 2000, 53 p.

Chereshneva I. A. Ehksperimental'nyi pravovoi rezhim v sfere tsifrovykh innovatsii: v poiskakh napravleniya [Experimental legal regime in the sphere of digital innovations: in search of direction], Modern Science, 2019, no. 9-1, 158 p.

Efremov A. A. Problemy ehksperimental'nogo normotvorchestva v sfere tsifrovykh innovatsii [Problems of experimental rulemaking in the field of digital innovations], Bulletin of the University named after O. E. Kutafin, 2019, no. 12, pp. 53-60.

Filipenko A. S. Ehkonomicheskaya globalizatsiya: istoki i rezul'taty [Economic globalization: origins and results], Moscow, Ekonomika, 2010, 329 p.

Ivanova A. N., Slepczova, L. A. Kraundfanding kak sposob finansirovaniya sotsial'no-orientirovannykh proektov [Crowdfunding as a way to finance socially oriented projects], Bulletin of modern research, 2018, vol. 10-8, pp. 108-111.

Karpovich E. S. Pravovoe regulirovanie kraundfandinga v Respublike Belarus' [Legal regulation of crowdfunding in the Republic of Belarus], Gosudarstvo i pravo: aktual'nye problemy formirovaniya pravovogo soznaniya [State and law: current issues of formation of legal consciousness]: conference papers, Mogilev, Mogilev State University named after A. A. Kuleshov, 2019, pp. 222-225.

Makarenko A. V. Tsifrovaya model' sovremennoi ehkonomiki Rossii [Digital model of the modern economy of Russia], Horizons of economics, 2018, no. 5, pp. 84-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shipovskaya A. A. Perspektivy razvitiya vneshneehkonomicheskoi deyatel'nosti rossiiskikh predpriyatii v usloviyakh globalizatsii ehkonomiki [Prospects for the development of foreign economic activity of Russian enterprises in the context of economic globalization], Bulletin of science and practice, 2018, vol. 4, no. 4, pp. 387-395.

Tsurova L. A., Musayeva B. M. Nekotorye podkhody k issledovaniyu instrumentov finansirovaniya innovatsii [Some approaches to the study of innovation financing tools], Bulletin of the Academy of knowledge, 2019, no. 1, pp. 232-235.

Информация об авторах

Юлия Борисовна Носкова - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права, Уральский государственный юридический университет (ул. Комсомольская, д. 21, Екатеринбург, Россия, 620137; e-mail: ju_noskova@mail.ru).

Никита Михайлович Лупашко - студент 3-го курса Института прокуратуры, Уральский государственный юридический университет (ул. Комсомольская, д. 21, Екатеринбург, Россия, 620137; e-mail: lupashko99@inbox.ru).

Information about the authors

Yulia B. Noskova - candidate of juridical sciences, associate professor of the Department of civil law, Ural State Law University (21 Komsomol'skaya St., Yekaterinburg, Russia, 620137; e-mail: ju_noskova@mail.ru).

Nikita M. Lupashko - 3rd year student of the Institute of prosecutor's office, Ural State Law University (21 Komsomol'skaya St., Yekaterinburg, Russia, 620137; e-mail: lupashko99@inbox.ru).

Дата поступления в редакцию / Received: 27.03.2020

Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 01.07.2020

© Ю. Б. Носкова, 2020 © Н. М. Лупашко, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.