Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЖИМ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуляев А.В.

Проблема осмысления правового режима как инструмента правового регулирования достаточно актуальна. На сегодняшний день понятие правового режима остаётся также дискуссионным. Следует отметить, что научные взгляды на феномен правового режима достаточно неоднозначны. Неоднозначность понятия «правового режима» связана со сложностью указанного понятия и его многоаспектностью. Не смотря на часто употребляемый термин «правовой режим» в научно-правовой литературе сегодня не существует не только определенного консенсуса по данному понятию, но и имеются многочисленные спорные моменты относительно структуры и целей указанного правового явления. Кроме того, правовой режим как общеправовая категория все также недостаточно исследована в рамках современной правовой действительности, что порождает многочисленные проблемы указанных явлений. Исходя из сложившейся ситуации в правовом научном сообществе по теме дискуссионности понятия «правового режима», давно назревает особая необходимость комплексного представления сущности правового режима как инструмента правового регулирования, указанные представления будут способствовать совершенствованию правовой доктрины, чем подтверждается актуальность данной темы. Необходимо подчеркнуть, что исследование, переоценка механизмов и регуляторов общественных отношений нуждаются в постоянном развитии и анализе, так как современная среда развития общества постоянно обновляет свои базисы правового регулирования, что, безусловно, влияет на правовые средства, специфику объектов и субъектов права и многие другие элементы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

А.В. Гуляев

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

Проблема осмысления правового режима как инструмента правового регулирования достаточно актуальна. На сегодняшний день понятие правового режима остаётся также дискуссионным. Следует отметить, что научные взгляды на феномен правового режима достаточно неоднозначны. Неоднозначность понятия «правового режима» связана со сложностью указанного понятия и его многоаспектностью. Не смотря на часто употребляемый термин «правовой режим» в научно-правовой литературе сегодня не существует не только определенного консенсуса по данному понятию, но и имеются многочисленные спорные моменты относительно структуры и целей указанного правового явления. Кроме того, правовой режим как общеправовая категория все также недостаточно исследована в рамках современной правовой действительности, что порождает многочисленные проблемы указанных явлений.

Исходя из сложившейся ситуации в правовом научном сообществе по теме дискуссионности понятия «правового режима», давно назревает особая необходимость комплексного представления сущности правового режима как инструмента правового регулирования, указанные представления будут способствовать совершенствованию правовой доктрины, чем подтверждается актуальность данной темы.

Необходимо подчеркнуть, что исследование, переоценка механизмов и регуляторов общественных отношений нуждаются в постоянном развитии и анализе, так как современная среда развития общества постоянно обновляет свои базисы правового регулирования, что, безусловно, влияет на правовые средства, специфику объектов и субъектов права и многие другие элементы.

Ключевые понятия: режим, правовой режим, правовое регулирование, общественные отношения.

С течением времени и правовой действительности менялось и понятие правового режима. Даже само понятие «режим» имело различные трактовки. В сущности, этимология понятия режим происходит от латинского слова «regimen» [4, с. 495], что в переводе означает «управление».

Если проанализировать понятие в толковых словарях, то можно встретить различные трактовки. Так, например, С.И. Ожегов описывает понятие «режима» многозначно: «1. Государственный строй. 2. Установленный порядок чего-то. 3. Условия деятельности, труда, существование чего-то» [5, с. 665]. Большой энциклопедический словарь подразумевает под режимом в первую очередь «государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти», а также «систему обязательных правил, требований, норм, принципов, установленных для какого-либо вида деятельности» [3, с. 1007].

Многие исследователи трактуют понятие режима в узком смысле, характеризуя его как совокупность правил поведения. Если анализировать данное понятие в более широком смысле, то оно охватывает многочисленные аспекты и механизмы мер, которые используются для достижения поставленных перед ними целей.

Следует подчеркнуть, что хотя и имеется огромное число значений, базовым представлением о режиме является его принадлежность функции управления в контексте упорядочивания общественных отношений. Таким образом, упорядочивание общественных отношений - является базисом для понятия режима. Регулятор общественных отношений, который выстраивает впоследствии всю систему координат для правового поля, в определенной степени это - главный элемент правового режима. Благодаря всему

© А.В. Гуляев, 2021.

Научный руководитель: Талевлин Андрей Александрович - кандидат юридических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Россия.

вышесказанному правовой режим можно рассматривать как инструмент управляющего воздействия государства, выраженный в правовой форме, непосредственно направленный на правоотношения и косвенно влияющий на жизнедеятельность общества в целом.

Таким образом, правовой режим выступает регулятором правовой системы общества, однако, ошибочно считать, что этот регулятор довольно статичный.

Правовой режим как инструмент правового регулирования довольно сложное явление, который действует не только в определенном правовом поле и правовых отношениях, но и в системе общества в целом. А как известно, со временем, все правовые явления подвергаются постоянной модернизации и воздействию различных элементов систем общества, поэтому механизм правового режима как инструмент правового регулирования постоянно модифицируется, и приобретает свои особенные черты. Данные изменения постоянно вызывают определенные диссонансы, и даже сбои в реализации четкого механизма правового режима как инструмента правового регулирования. В связи с указанными диссонансами образуются определенные проблемы и в реализации государственного управления, ведь установление правового режима является прерогативой государственной власти.

Следует отметить, что правовой режим рассматривается также как элемент правового регулирования, который содействует «совершенствованию процессов юридической регламентации общественных отношений» [6, с. 178], данное понимание правового режима весьма оправдано. Указанное определение способствовало использованию этой категории за пределами традиционной административно-управленческой среды.

В итоге можно констатировать, что понятие правового режима весьма многозначно, правовой режим как элемент правового регулирования получил признание как сложное междисциплинарное понятие, вошедшее в «юридическую терминологию для обозначения различных правовых состояний в среде отраслей права» [2, с. 33].

В целом, многие исследователи отмечают неоднозначность понятия и сущности правового режима.

Правовой режим для некоторых правоведов служит порядком и системой регулирования, является социальным режимом объекта, а также средством защиты действующего строя, регулирования, охраны отношений, воздействия на поведение субъектов. Все вышеназванные подходы к определению правового режима имеют место быть, однако, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Так, например, в подходе «правовой режим - «порядок регулирования...», недостатком является акцентирование внимания на направленности правового регулирования (формальном признаке). Из проведенного нами анализа следует, что преобладающим подходом является трактовка правового режима как категории, направленной на регулирование определенных общественных отношений, что позволяет рассматривать его как элемент правового регулирования.

Необходимо отметить, что категория правового режима постоянно нуждается в уточнении, а значит в комплексном подходе и постоянной модернизации понятия.

По-нашему мнению, данное понятие не только многозначное и собирательное, оно является подвижным, т.е. постоянно изменяющимся, исходя из условий систем общества и его обновления. Понятие правового режима представляет собой не только сложное правовое явление, но и особую проблему для всей системы права, так как сущность данного правового явления не статична.

Исходя из вышеизложенного, закономерно появляются и другие проблемы в указанной области. Так, например, появляется проблема классификации правового режима по различным критериям.

На сегодняшний день, многие правоведы используют понятия «льготный правовой режим», «специальный правовой режим», «отраслевой правовой режим», «режим наибольшего благоприятствования» и др., однако характеристика отдельных видов юридических режимов, является весьма фрагментарной.

Как указывал С.С. Алексеев, отраслевые режимы обусловлены предметом правового регулирования и отличаются спецификой приемов регулирования, действием собственных отраслевых принципов, характером возникновения, формирования и реализации отраслевых прав и свобод, спецификой санкций, институциональным признаком - наличием законодательства во главе с кодифицированным актом [1, с. 256].

Собственно правовой режим, реализовываясь посредством правового регулирования, представляет собой процесс действия права. В сравнении с категорией «механизм правового регулирования», которая характеризует пути и способ воздействия, правовой режим представляет его содержание через определенные правовые средства.

Главная особенность правового режима заключается в том, чтобы упорядочить и урегулировать жизненные ситуации, на разрешение которых направлено правовое регулирование.

Сложность понятия правового режима, порождает многоликость и неоднозначность его как инструмента правового регулирования. Все элементы понятия правового режима абсолютно не статичные явления, которые подвергаются постоянным изменениям и модификациям, поэтому, правовой режим необходимо рассматривать сложноаспектно, комплексно вне категоричного правового явления.

На наш взгляд, правовые режимы предполагают непростую структуру, которая позволяет эффективно достигать целей правового регулирования в определенной сфере общественных отношений. Ситуация с пониманием сложности структуры правового режима исходит из понимания многоаспектности самого понятия правового режима. На наш взгляд, будет также недостаточно выделять какие-то определенные элементы структуры правового режима.

Таким образом, понятие правового режима как инструмента правового регулирования достаточно проблематично и многозначно.

Итак, правовой режим как инструмент правового регулирования довольно сложное явление, который действует не только в определенном правовом поле и правовых отношениях, но и в системе общества в целом. А как известно, со временем, все правовые явления подвергаются постоянной модернизации и воздействию различных элементов систем общества, поэтому механизм правового режима как инструмент правового регулирования постоянно модифицируется, и приобретает свои особенные черты. Данные изменения постоянно вызывают определенные диссонансы, и даже сбои в реализации четкого механизма правового режима как инструмента правового регулирования. В связи с указанными диссонансами образуются определенные проблемы и в реализации государственного управления, ведь установление правового режима является прерогативой государственной власти.

Таким образом, правовой режим, как и правовое регулирование - категории весьма неоднозначные, по-нашему мнению, совершенно некатегоричные, нуждаются в постоянном уточнении, модернизации.

Следует также подчеркнуть, что рассматривать сущность правового режима только как систему правовых средств, которая объединяет множество правовых норм и других аспектов будет весьма недальновидно. В итоге, можно констатировать, что правовой режим как инструмент правового регулирования заточен, прежде всего, на поддержание общества и государства в непостоянных условиях развития общественных отношений. Все эти непостоянные константы общественных отношений мобилизуют к пересмотру и постоянному анализу правового режима. Постоянная корректировка правового режима как инструмента правового регулирования обеспечивает не только стабильность в общественных отношениях, но и эффективность государственного управления. Поэтому комплексность подходов к инструментарию правового регулирования должен обеспечить своевременное и грамотное управление конфликтами различного генеза, и сохранить механизм реализации правовой системы в целом.

Библиографический список

¡.Алексеев, С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве / С.С. Алексеев. - М.: Юрайт., 2019. -

289 с.

2.Беляева, Г.С. Правовой режим: к определению понятия / Г.С. Беляева // Бизнес в законе. - 2012. - № 3. - С.

33-34.

3.Большой энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Рос. энцикл.: Норинт, 2017. - 1435 с.

4.Латино-русский словарь : 16 000 слов: [для студентов вузов и колледжей] / [сост. Д. И. Фомицкий ; авторы современной редакции словаря: Л. Ф. Цымлова, Т. А. Ширяева]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 701 с.

5.Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 2019. - 956 с.

6.Романовская, В.Б. Правовой режим как общетеоретическая категория: проблемные аспекты понимания / В.Б. Романовская, В.В. Пужаев // Вестн. КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2014. - № 4. - С. 178-181.

ГУЛЯЕВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ - магистрант, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.