УДК 349
Веселкова Е.Е.,
кандидат юридических наук, доцент кафедры авторского права, смежных прав и частноправовых дисциплин Российской государственной академии интеллектуальной собственности
О ПОНЯТИИ «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ»
Эволюция современного российского общества, параллельно с процессом расширения охвата правового регулирования общественных отношений, объективно требует совершенствования и самого качества регламентации, формирования адекватного порядка, который позволил бы предельно эффективно, действенно и в строгом соответствии с законом урегулировать ту или иную жизненную ситуацию (юридическое дело), гарантировать законность и правопорядок в обществе. Этой особой конструкцией, отдельным явлением, которое характеризует постоянство, и одновременно динамика, и которое отличает допустимость своевременно отвечать на сбои в социальной жизни и предотвращать нарушения в правовом регулировании, является правовой режим. В данной статье автор формулирует понятие «правовой режим иностранных инвестиций», основываясь на анализе существующих определений, представленных в доктрине, а также в национальном и международном законодательстве. Особое внимание уделяется анализу правового режима, предоставляемого иностранным инвесторам в России.
Ключевые слова: правовой режим иностранных инвестиций, иностранные инвестиции, иностранный инвестор
Veselkova E.,
PhD in Law, Associate Professor of Chair of Copyright Law, Neighboring Rights and Private Law Disciplines of the Russian State Academy of Intellectual Property
ON THE CONCEPT "LEGAL REGIME FOR FOREIGN INVESTMENTS"
Alongside with the process of expanding the legal regulation scope of social relations the evolution of the contemporary Russian society is objectively required an improvement and the regulation quality, the development of sufficient order, which would arrange any given life situation (the legal life) very effectively, effectually and in strict accordance to law, to guarantee legitimacy and legal order in the society. The legal regime is the special design; it is a special phenomenon, characterizing the regularity and the dynamics simultaneously, it is this which distinguishes the validity to response timely to social life disruptions and to prevent violations in the legal regulation. After the analysis of existing definitions, having been presented in the doctrine as well as in the national and international legislation, in this article the author is formulated the concept "Legal regime for foreign investments". Special attention is given to the analysis of the legal regime, which is providing for foreign investors in Russia. Keywords: legal regime of foreign investments, foreign investments, foreign investor
В доктрине отмечается, что динамика развития современного российского общества, наряду с расширяющейся сферой правовой регуляции общественных отношений, объективно требует модернизации самого качества регулирования, создания такого оптимального порядка, который позволил бы максимально эффективно и в строгом соответствии с законом разрешить ту или иную жизненную ситуацию (юридическое дело), обеспечить законность и правопорядок в целом.
Именно таким специально организованным механизмом, отличающимся стабильностью, и в то же время динамичностью, возможностью своевременно реагировать на отклонения в социальной ситуации и
предотвращать сбои в правовом регулировании, выступает правовой режим.
Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование общественных отношений, что особенно важно в период экономических, политических и социальных преобразований. Они олицетворяют функциональную характеристику права - определенный порядок правового регулирования, воплощаемый в комплексе правовых средств, с помощью которых и достигаются цели правового регулирования.
Сегодня понятие «правовой режим» активно используется как в нормативно-правовых актах различного уровня, так и в научной литературе, являясь
ип
одной из важнейших и широко распространенных категорий в общей теории права и государства и в отраслевых науках.
В самом общем виде правовой режим определяется как комплексная система таких составляющих его элементов, как правовые средства и способы правового регулирования, правовые принципы и правовые гарантии, определяющих специфический порядок правового регулирования [1].
Встречаются и другие понятия правового режима. Например, правовой режим - это порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования [2]. Правовой режим - одно из проявлений нормативности права, но на более высоком уровне. Он соединяет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими целями [3].
Расхождение во взглядах учёных, изучающих феномен «правового режима» как в определении понятия, так и в структуре правовых режимов и их функциях, показывает дискуссионность и неоднозначность восприятия данного правового явления ввиду его сложности и многоаспектности [4].
Применительно к иностранным инвестициям также отсутствует единообразное понятие правового режима. В самом общем виде правовой режим деятельности иностранных инвесторов определяется как совокупность условий инвестиционной деятельности, комплекс льгот и гарантий прав и законных интересов иностранных инвесторов.
Однако в научной литературе общепризнанным является классификация правовых режимов в области иностранных инвестиций на абсолютные и относительные. Под абсолютным режимом понимается полная и абсолютная защита, гарантированность иностранных инвестиций. В отличие от абсолютного режима относительные режимы предоставляют иностранным инвесторам больший или меньший объем прав, по сравнению с инвесторами из своей страны или какой-либо другой, определенной в договоре страны или стран, то есть относительно других инвесторов. Наиболее часто, как отмечают отдельные авторы, государства придерживаются следующих режимов иностранных инвестиций:
а) национальный режим. При использовании данного режима иностранные инвесторы приравниваются в правах к инвесторам своей страны, то есть одно государство предоставляет на своей территории другому государству такие же права, льготы и привилегии, какие предоставляются ее собственным физическим и юридическим лицам и торговым судам;
б) режим наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования понимается предоставление одним государством инвесторам другого государства такого же широкого объема гарантий, прав, преимуществ и льгот, какими пользуется и (или) будет пользоваться в дальнейшем любое третье государство на территории первого. То есть режим наибольшего благоприятствования подразумевает предоставление максимально благоприятного для других стран режима и является наглядным воплощением принципа недискриминации;
в) преференциальный режим - особый экономический режим, предоставленный одним государством инвесторам определенного другого государства, не распространяющийся на какие-либо третьи страны;
г) специальный режим является договорным режимом и устанавливается путем указания конкретных специальных прав, предоставляемых, как правило, на основе взаимности, договаривающимися государствами друг другу. Конкретные права, льготы и привилегии должны быть четко указаны в договоре;
д) специальный и дифференцированный (более благоприятный режим) - режим, как правило, предоставляемый развивающимся странам. В общей форме эти льготы выражаются в виде права использовать преференциальные ставки таможенных пошлин в развитых странах при экспорте своих товаров; обязательства развитых стран оказывать техническое содействие в деле приведения законодательных и иных инструментов развивающихся стран в соответствие с требованиями ВТО [5].
Вопрос режима инвестиционной деятельности закреплен в подавляющем большинстве международных соглашений в рассматриваемой сфере, а также абсолютно во всех двусторонних договорах, включая двусторонние договоры Российской Федерации.
Большое значение в регулировании вопроса режима иностранных инвестиций имеют резолюции Генеральной ассамблеи ООН, в которых отстаивается право государства на национализацию и предусматривается выплата компенсации собственнику национализированного имущества. В немалой степени рассмотрением этого вопроса занимаются международные организации, страны-участницы которых активно занимаются иностранным инвестированием. Сюда относятся Кодекс либерализации движения капиталов ОЭСР, Кодекс либерализации текущих невидимых операций ОЭСР и Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций Международного банка реконструкции и развития.
В Руководстве по регулированию прямых иностранных инвестиций предусматривается, что «каждое государство сохраняет за собой право регулировать допуск иностранных частных инвестиций в национальную экономику и что открытым может признаваться допуск
шз
иностранных инвестиций в рамках списка отраслей, открытых для иностранных частных инвестиций (при существовании списка ограниченного числа отраслей, видов деятельности, закрытых для иностранных инвестиций или требующих оценки условий допуска, лицензирования)». Подобные приемы допуска иностранных инвестиций в национальную экономику кажутся максимально оправданными. Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций вполне резонно отмечает, что принимающее иностранные инвестиции государство должно избегать нагромождений и усложнений процедуры допуска иностранного капитала или закрепления в национальном законе запутанных условий, выполнение которых необходимо для выполнения допуска иностранного капитала. Руководство исходит из того, что равный режим инвесторов, работающих в равных условиях, свободная конкуренция между ними являются предпосылками для формирования благоприятного инвестиционного климата в стране, принимающей инвестиции. В итоге, говоря обобщенно, Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций закрепляет национальный режим в качестве международного стандарта.
В научной литературе встречаются разные мнения относительно того, какой именно режим установлен в России для иностранных инвесторов. Зачастую высказывается мнение, что в российском законодательстве закреплён национальный режим в отношении иностранных инвесторов [6].
Эта позиция подвергается критике Т.Н. Неша-таевой. По её мнению, а с ним следует согласиться, в законодательстве РФ для иностранных инвесторов последовательно регламентируется режим наибольшего благоприятствования [7].
В своём современном международно-правовом толковании режим наиболее благоприятствуе-мой нации был закреплён в Генеральном Соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). Статья 1 ГАТТ озаглавлена «Общий режим наиболее благоприятствуемой нации» и предусматривает следующее правило: «любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и, безусловно, предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон, или предназначенному для территории всех других договаривающихся сторон» [8].
Из текста ГАТТ следует, что режим наибольшего благоприятствования уравнивает всех иностранных граждан при введении действия какой-либо льготы или ограничения. Если в договаривающемся государстве была установлена преференция для инвесторов из какой-то одной страны, то после вступления в силу
ГАТТ эта преференция должна касаться также инвесторов из всех других договаривающихся стран.
При этом необходимо отметить, что вследствие приведённой статьи предполагаются в основном таможенные пошлины, сборы и расчеты за экспорт и импорт товаров.
Национальный режим закреплен в том же документе. Статья 3 ГАТТ «Национальный режим в отношении внутреннего налогообложения и регулирования» устанавливает, что товары, происходящие с территории какой-либо договаривающейся стороны, не должны облагаться, прямо или косвенно, внутренними долгами или другими внутренними сборами любого рода, превышающими, прямо или косвенно, налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения. Следовательно, национальный режим для иностранцев означает их уравнивание в правах и обязанностях с резидентами. При этом следует отметить, что статья 3 ГАТТ охватывает внутренние налоги и сборы, ничего не упоминая о таможенных пошлинах и режиме осуществления трансграничных коммерческих платежей.
Особо ГАТТ освещает вопросы преференций. Практически в каждой статье ГАТТ имеются оговорки по этим вопросам. Преференциальный режим отличается исключительностью. В случае предоставления преференциального режима не взимаются никакие таможенные пошлины, налоги и сборы. В большинстве случаев он назначается для продукции и товаров из развивающихся стран.
В научной литературе указывается на двусмысленность «записи о режиме иностранных капиталовложений в российском законодательстве», поскольку легальные формулировки содержат «элементы как режима наибольшего благоприятствования, так и национального режима» [7]. Однако, при этом не обращается внимание на одновременное сочетание сразу трёх режимов в самом ГАТТ. А именно: при совершении таможенных процедур на иностранцев распространяется режим наибольшего благоприятствования, при налогообложении - национальный, в исключительных случаях могут устанавливаться национальные преференции. Следовательно, и в одновременном существовании нескольких режимов для иностранных инвесторов в РФ нет ничего удивительного. Почти всегда для иностранных инвесторов государства предоставляют и льготы и ограничения. Это вполне естественно, так как «внутреннее право государства, находясь в действии, образует правовой режим, состоящий из множества режимов с разным сочетанием способов, методов, типов правового регулирования [9].
Очевидно, что в России для иностранного инвестирования одновременно существуют режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Было бы неправильно заявлять, что существует
только режим наибольшего благоприятствования или национальный режим.
В отдельных сферах хозяйственной деятельности закон не разграничивает субъекты разной национальности, а, даже напротив, указывает на их равенство. В таких случаях речь идет о национальном режиме. В других случаях прямо указывается на различие между деятельностью национальных и иностранных лиц. Тогда говорится о режиме наибольшего благоприятствования. Но изъятия ограничивающего характера устанавливаются одинаково для всех
иностранных граждан независимо от страны происхождения инвестора, либо в нормативном документе напрямую фиксируется правило о режиме наибольшего благоприятствования.
Таким образом, применительно к иностранным инвестициям понятие правовой режим можно определить как совокупность правовых средств и методов правового регулирования инвестиционных правоотношений, включающую правовые начала и правовое обеспечение, определяющие специальный регламент деятельности иностранных инвесторов.
Список литературы
1. Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: автореферат дисс....д.ю.н. 12.00.01. Курск, 2013.
2. Ситников А. П. Вопросы соотношения категорий «правовой режим», «правовое состояние», «правовой порядок» // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 31.
3. Романовская В. Б. Правовой режим как общетеоретическая категория: проблемные аспекты понимания / В.Б. Романовская, В.В. Пужаев // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 4.
4. Братановский С.Н. Понятие и виды правовых режимов в российском законодательстве и правовой науке // Специальные правовые режимы информации. М.: Директ-Медиа, 2014.
5. www.underlaw.ru Дата обращения 10.03.2016
6. Международное частное право / Отв. ред. Н.И. Марышева. М., 2000. С. 148.
7. Нешатаева Т.Н. Иностранные инвестиции в Российской Федерации: правовое регулирование и судебная практика // Вестник ВАС. 2000. № 7.
8. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) от 30 октября 1947 года (вступило в силу 1 января 1948 года) // Международное частное право. Сборник документов. М., 1997.
9. Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. М., 2001. С. 36.
Reference list
1. Belyaeva G. Legal regime: Theoretical study: Synopsis of a thesis of Doctor of Law. 12.00.01. Kursk, 2013.
2. Sitnikov A. The correlation of categories "legal regime", "legal state", "legal order" // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2009. №. 31.
3. Romanovskaya V. The legal regime as a theoretical category: The problematic of understanding aspects / V. Romanovskaya, V. Puzhaev / Bulletin of the Kostroma State University named after N. Nekrasov. 2014. Vol. 20. №. 4.
4. Bratanovskiy S. The concept and types of legal regimes in the Russian legislation and legal science // Special legal regimes of information. M.: Direkt-Media, 2014.
5. www.underlaw.ru Date of access:10.03.2016.
6. Private international law / Executive editor N. Marysheva. M., 2000. P. 148.
7. Neshataeva T. Foreign investments in the Russian Federation: legal regulation and court practice // Bulletin of the Supreme Commercial Court. 2000. №. 7.
8. The General Agreement on Tariffs and Trade (GATT) of 30th of October, 1947 (entered into force on 1st of January, 1948) // International Private Law. A collection of documents. M., 1997.
9. Shumilov V. Public international economic law. M., 2001. P. 36.