Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ РЕЖИМ И ЗАЩИТА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ'

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ И ЗАЩИТА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1590
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ИНВЕСТОР / ВЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яннова Екатерина Васильевна, Ахмедьянова Резеда Гаязовна, Бикташева Гульназира Раилевна

Привлечение иностранных инвестиций является одним из актуальных аспектов экономического развития России. В настоящей статье исследуется вопрос, какой правовой режим распространяется на иностранных инвесторов. Именно данный правовой институт лежит в основе правового статуса иностранных инвесторов, определяет порядок и рамки их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ И ЗАЩИТА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ»

Юриспруденция

УДК 34.037

РС! 10.21661/Г-554288

Яннова Е.В., Ахмедьянова Р.Г., Бикташева Г.Р. Научный руководитель: Сакаева Э.З.

Правовой режим и защита иностранных инвестиций

Аннотация

Привлечение иностранных инвестиций является одним из актуальных аспектов экономического развития России. В настоящей статье исследуется вопрос, какой правовой режим распространяется на иностранных инвесторов. Именно данный правовой институт лежит в основе правового статуса иностранных инвесторов, определяет порядок и рамки их деятельности.

I Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, правовой режим, инвестор, вложения.

Курс России на осуществление рыночных реформ и либерализацию внешнеэкономических связей обусловил необходимость создания полноценной правовой базы для осуществления иностранных инвестиций.

Классически определил понятие правового режима С.С. Алексеев, определивший, что это «режим» жесткой юридической регламентации при имеющихся ограничениях и льготах, допускающий активность субъектов и пределы их правовой самостоятельности [1, с. 279].

Если спроецировать понятие правового режима на сферу иностранных капиталовложений, то оно останется таким же дискуссионным и не единообразным. В общем виде его можно будет определить как сочетание условий, преференций, гарантий иностранным инвесторам. Очевидно, что участвующие в международной инвестиционной деятельности государства пользуются довольно разнообразными режимами в отношении инвестиций со стороны иностранных граждан: при национальном режиме права иностранных и отечественных инвесторов приравниваются по отношению друг к другу.

При режиме наиболее благоприятствуемой нации реализуется принцип «не дискриминации». То есть страна позволяет иностранным инвесторам пользоваться такими же гарантиями, правами, преимуществами и льготами, которыми могут пользоваться любые лица третьих государств. При преференциальном (особом) режиме государство предоставляет определенные условия только в отношении определенной страны. При специальном режиме (договорном) устанавливаются конкретные (четко обозначенные в соглашениях) специальные права, обычно согласно принципу взаимности, а при дифференцированном режиме (более благоприятном) развивающиеся страны, как правило, получают различные преференции на экспорт своих товаров.

Можно встретить различные точки зрения о режимах, представляемых Россией иностранным инвесторам. Но наиболее часто упоминается так называемый «национальный» режим, хотя некоторые исследователи полагают, что более перспективным является «режим наибольшего благоприятствования» [4, с. 173]. Современное разъяснение указанного режима закрепляет Генеральное соглашение по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) [3].

Статья 1 ГАТТ говорит о следующем: если государство получает привилегии, преимущества, благоприятствование в отношении своих товаров от иных договаривающихся стран и для любых иных стран, то оно немедленно и безусловно обязано действовать аналогичным образом в отношении товаров иных договаривающихся стран и для территорий всех иных сторон. В законах России закреплены оба режима, однако в ГАТТ не сказано, что возможно одновременное сочетание всех режимов. Наряду с этим, можно встретить и суждения о противоречивости описаний режимов, предоставляемых иностранным инвесторам. Понимание «правового режима иностранных инвестиций» с учетом отсутствия легального определения в законодательстве сводится к тому, что таковой определяется совокупностью требований к деятельности в сфере иностранных инвестиций, комплексу преференций и гарантий прав и законных интересов субъектов, участвующих в инвестиционной деятельности в Российской Федерации [6, с. 126].

Федеральный закон №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», вступивший в силу 14 июля 1999 г., по своему основному содержанию является законом о гарантиях прав иностранных инвесторов, прежде всего тех, которые осуществляют прямые инвестиции в реальный сектор экономики на территории России. Одновременно концепция этого закона базируется на стремлении государства привлечь дополнительные источники финансирования за рубежом в целях развития отечественной экономики.

Отечественное законодательство об иностранных инвестициях закрепляет основные гарантии прав иностранных инвесторов в отношении: юридической защиты функционирования (ст. 5); применения различных форм инвестиций (ст. 6); перераспределения прав и обязанностей (ст. 7); выплаты компенсаций, когда совершаются национализация и реквизиция собственности (ст. 8); законного и компетентного разрешения спора (ст. 10); использования доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11) и иное.

Юриспруденция

Гарантии прав иностранного инвестора по данному закону носят универсальный характер, т.е. применяются при осуществлении иностранных инвестиций любым инвестором и в любой форме.

В пункте 2 статьи 3 Федерального закона 1999 г «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» говорится о праве субъектов Российской Федерации принимать законы и иные нормативные акты, регулирующие иностранные инвестиции. В связи с этим возникает возможность для правового регулирования вопросов, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации или в ведении субъектов Российской Федерации.

Регламентация правовых отношений - это процесс или совокупность процессов, при которых государство целенаправленно воздействует на правовые отношения в целях достижения стабильности и упорядоченности определенными средствами и методами. А.Г. Богатырев ввел в оборот получившее распространение суждение о том, что правовая регламентация инвестиционных правоотношений с иностранным элементом осуществляется в современных условиях путем соединения международно-правовой и внутренней (национальной) регламентации [2, с. 78].

Для государств, стремящихся увеличить приток иностранного капитала, существенное значение имеет участие в многосторонних международных соглашениях, позволяющих обеспечить гарантии и защиту прав инвесторов и снизить возможные риски при зарубежном инвестировании. Российская Федерация также старается наверстать упущенное. В 2016 году был утвержден Регламент, согласно которому Россия подписывает двусторонние соглашения в сфере поощрений и взаимной защиты капиталовложений с зарубежными странами. При этом почти все действующие в настоящий момент двусторонние инвестиционные договоры разрабатывались на основе двух самых распространенных моделей - европейской, предложенной ОЭСР в 1962 году, и североамериканской, подготовленной в 1980-е годы.

Правила инвестирования должны быть прозрачными и предсказуемыми. Для бизнеса важна стабильность и достижимость поставленных целей. Поэтому необходимо принять законы, которые создадут условия для развития нашей экономики». Наряду с этим, законодателями отмечается, что поправки в Налоговый кодекс РФ предусматривают стабильность и неизменность налоговых условий на ближайшие, как минимум, 20 лет, а поправки в Бюджетный кодекс РФ позволят бюджетам всех уровней оказать поддержку тем инвестиционным проектам, которые нужны на той или иной территории. Представляется очевидным, что в такой ситуации необходимо выработать более четкий и совершенный механизм работы по защите инвестиций, что является важнейшим условием их привлечения.

Итак, следуя мировой практике, в статье 4 Федерального закона «Об иностранных инвестициях» в отношении деятельности иностранных инвесторов и использования полученной прибыли предусматривается национальный режим, т.е. режим не менее благоприятный, чем для отечественных инвесторов, но с изъятиями ограничивающего и стимулирующего характера.

Литература

1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения / С.С. Алексеева. - М., 2002. С. 279.

2. Богатырев А.Г. Инвестиционное право / А.Г. Богатырев. - М., 1992. - С. 78.

3. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) от 30 октября 1947 г. (вступило в силу 1 января 1948 г.) // Собрание законодательства РФ. 2012. №37. Ст. 2916.

4. Лиликова О.С. Особенности правового режима иностранных инвестиций в России / О.С. Лиликова // Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре. Сборник материалов международной научно-теоретической конференции в рамках VIII Международного молодежного форума. - Белгород, 2020. - С. 173-178.

5. Пожилова Н.А. Правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов в Европейском союзе и в Российской Федерации / Н.А. Пожилова // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - №2. - С. 176

6. Трефилов В.О. Понятие и основные элементы правового режима иностранных инвестиций в России / В.О. Тре-филов // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам LXVШ международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 126-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.