Научная статья на тему 'Правовой режим деятельности иностранных инвесторов в Российской Федерации'

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1425
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихонов И. М.

В настоящей статье исследуется вопрос, какой правовой режим распространяется на иностранных инвесторов. Исследуются национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Проведенный анализ показывает, что в России на иностранных инвесторов распространяются оба режима, которые не противоречат друг другу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой режим деятельности иностранных инвесторов в Российской Федерации»

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Тихонов И.М.*

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, г. Москва

В настоящей статье исследуется вопрос, какой правовой режим распространяется на иностранных инвесторов. Исследуются национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Проведенный анализ показывает, что в России на иностранных инвесторов распространяются оба режима, которые не противоречат друг другу.

Ключевые слова: иностранные инвесторы, правовой режим, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования.

Последние несколько лет одной из основных политических и экономических задач Правительства РФ является улучшение инвестиционного климата и привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику. К этой задаче регулярно возвращаются в публичных выступлениях как политики [1], так и специалисты [2]. Однако в последнее время наблюдается отток иностранного капитала из российской экономики [3], что вызывает определенное беспокойство. Нет сомнений, что причины данной тенденции многочисленны и связаны не только с экономкой как таковой.

В связи с этим представляется интересным исследовать базовый и на первый взгляд довольно несложный вопрос о правовом режиме деятельности иностранных инвесторов. Именно данный правовой институт лежит в основе правового статуса иностранных инвесторов, определяет порядок и рамки их деятельности. Однако, как показывает практика, в России нет единого подхода к определению данного режима. Единый подход не сформулирован и на теоретическом уровне, что подтверждается наличием разных, порой диаметрально противоположных точек зрения.

То есть представляется интересным узнать, какой правовой режим распространяется на иностранных инвесторов в Российской Федерации. Для этого необходимо проанализировать доводы сторон и рассмотреть нормативный материал. Однако прежде чем перейти непосредственно к разбору каждого из вышеперечисленных элементов, требуется дать определение ключевым терминам.

Правовой режим - «это совокупность правил, регулирующих ту или иную сферу деятельности» [4]. Приведенное определение подразумевает,

* Студент.

что правовой режим представляет собой систематизированную совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Из этого можно сделать вывод, что, во-первых, правовой режим закрепляется законом (то есть носит обязательный характер и гарантируется государством), а во-вторых, то что он распространяется на ограниченный круг общественных отношений.

Определение термину «иностранный инвестор» дано в ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Под иностранным инвестором понимается иностранное лицо (иностранный гражданин; юридическое лицо; организация, не являющаяся юридическим лицом), гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации [5, ст. 2]. Иностранными инвесторами являются также лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются в соответствии с законодательством государства их постоянного места жительства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международные организации, которые вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами [5, ст. 2].

Иностранная инвестиция представляет собой «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации» [5, ст. 2].

Под российским законодательством понимается, прежде всего, Конституция РФ, ФКЗ и ФЗ, среди которых необходимо выделить как уже упоминавшийся ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», так и ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», иные нормативные акты РФ, а также международные договоры.

Итак, прежде всего, рассмотрим аргументы, подтверждающие наличие в России национального режима деятельности иностранных инвесторов.

Данный режим означает, что иностранные инвесторы пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и российские предприниматели. Они выступают равноправными субъектами возникающих правоотношений, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Как утверждает Ю.Я. Великомыслов, при национальном режиме «права иностранцев на территории принимающего государства определяются в основном местными (национальными) законами, а не законами страны происхождения капитала» [6].

Сторонники данной точки зрения ссылаются на ст. 4 и 6 ФЗ «Об иностранных инвестициях». П. 1 ст. 4 устанавливает, что «правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами» [5, ст. 4]. То есть законодательная формулировка почти дословно воспроизводит определение национального режима, выработанное наукой. Однако законодатель воздерживается от прямого указания термина «национальный режим». Как следует из приведенной нормы, иностранные инвесторы обладают такой же право- и дееспособностью, как и отечественные инвесторы, могут пользоваться такими же средствами и способами защиты своих прав, регулируются той же нормативной базой. В то же время в отношении иностранных инвесторов устанавливаются ряд изъятий, которые раскрываются в ч. 2 ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях».

Законодатель выделяет две группы изъятий из общего правила. Одна группа носит ограничительный характер и устанавливается «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [5, ст. 4]. Эти ограничения призваны защитить основополагающие сферы жизни от иностранного капитала, не допустить его чрезмерное влияние на институты, определяющие базовые принципы функционирования государства и жизни общества. Вторая группа состоит из изъятий стимулирующего характера, которые устанавливаются «в интересах социально-экономического развития Российской Федерации» [5, ст. 4]. Данные изъятия не только не ухудшают положения иностранных инвесторов, но даже предоставляют им преимущество перед отечественными предпринимателями. Государство устанавливает определенные льготы в целях привлечения иностранного капитала, повышения инвестиционной привлекательности страны.

Ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об иностранных инвестициях» определяет, что «иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Рос-

сийской Федерации» [5, ст. 4]. Из этого также делается вывод, что на иностранных инвесторов по общему правилу распространяются те же законодательные положения, что и на российских инвесторов, что свидетельствует о существовании национального режима.

Национальный правовой режим иностранных инвесторов зафиксирован также и в международных договорах Российской Федерации. В качестве примера можно привести Минскую конвенцию стран СНГ 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Ст. 1 устанавливает, что «граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся Стороны» [7].

Еще одним аргументом в поддержку приведенной точки зрения является существование так называемого явочно-нормативного порядка, действующего в отношении иностранных инвесторов. Этот порядок означает, что для осуществления инвестиции не требуется предварительное согласие государственного органа или даже его информирование. Исключительно в тех сферах предпринимательской деятельности, где для ее осуществления требуется лицензия, иностранные инвесторы должны получить предварительное разрешение в виде лицензии. То есть и в этом отношении иностранные инвесторы не ущемлены в правах по сравнению с российскими предпринимателями.

Таким образом, сторонники существования в РФ национального режима в отношении иностранных инвесторов подчеркивают, что последние в целом приравнены к отечественным инвесторам. Косвенно это подтверждается и ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» [8]. То есть подчеркивается отсутствие в российском праве дискриминации по признаку происхождения капитала. Более того, как было уже установлено выше, иностранные инвесторы зачастую пользуются более благоприятным положением, чем российские инвесторы. В частности, речь идет о так называемой «дедушкиной оговорке», когда в отношении иностранных инвесторов действуют законодательные положения, существовавшие на момент начала их деятельности, даже если эти положения впоследствии были изменены.

Рассмотрев аргументы, выдвигаемые в поддержку теории национального режима иностранных инвесторов, перейдем к анализу доводов сторонников противоположной точки зрения.

Итак, что же представляет из себя режим наибольшего благоприятствования? Этот режим означает, что государство - сторона международного до-

говора принимает на себя обязанность обеспечить на своей территории физическим и юридическим лицам, зарегистрированным на территории другого государства - стороны международного договора, тот же правой режим, какой оно предоставляет или предоставит иному государству - третьему лицу. То есть в отличие от национального режима здесь речь идет, прежде всего, о недопустимости дискриминации инвесторов по национальному признаку. Данный режим обеспечивает равенство физических и юридических лиц - представителей разных государств на территории третьего государства между собой. Причем основанием для введения подобного режима выступает международный договор, заключенный между в нашем случае Российской Федерацией и иным государством.

Таким образом, режим наибольшего благоприятствования является договорным. Из этого следует, что именно в договоре стороны должны предусмотреть те области и сферы деятельности, на которые этот режим будет распространяться. То есть принимая на себя обязательство по обеспечению режима наибольшего благоприятствования, Россия тем самым фактически закрепляет равенство всех иностранных инвесторов между собой на своей территории.

В поддержку этого утверждения приводятся следующие международные договоры: Соглашение между правительствами РФ и Вьетнамиа о поощрении и взаимной защите капиталовложений 1994 г., Соглашение между правительствами РФ и Японии о поощрении и взаимной защите капиталовложений 2001 г, Соглашение о торговых отношениях между СССР и США. В разных формулировках все договоры содержат положение о том, что «каждая из Договаривающийся Сторон будет обеспечивать справедливый и равноправный режим капиталовложний инвесторов другой Договаривающееся Стороны и не будет путём принятия неоправданных или дискриминационных мер препятствовать эксплуатации, управлению капиталовложениями, осуществляемых этими инвесторами. Каждая из Договаривающихся Сторон обеспечивает таким капиталовложениям полную безопасность и защиту» [9].

Подобные соглашения заключены между Российской Федерацией также с Францией, Бельгией, Великобританией и другими государствами.

В то же время из общего правила есть исключения. В силу различных причин (политические отношения, историческая традиция, экономическая выгода) в отношении некоторых стран действуют некоторые привилегии или ограничения. Ярким примером может выступать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. Данное соглашение содержит положение, согласно которому Российская Федерация может предоставлять странам СМГ больше преимуществ, чем другим государствам [10].

Кроме того, прямое указание на существование в России режима наибольшего благоприятствования содержится в Информационном письме Президиума ВАС РФ № 58 от 18.01.2001. П. 4 данного Письма прямо закрепля-

ет, что «правовой режим иностранных юридических лиц не может быть менее благоприятным, чем правовой режим иностранных инвесторов из любых третьих стран (режим наибольшего благоприятствования)» [11].

На основании приведенных выше аргументов можно сделать вывод, что нельзя противопоставлять национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. В России эти режимы сочетаются друг с другом, что призвано гарантировать положение иностранных инвесторов на российском рынке. Национальный режим обеспечивает равенство иностранных инвесторов по отношению к российским предпринимателям, тогда как режим наибольшего благоприятствования гарантирует равенство иностранных инвесторов по отношению друг к другу на российском рынке.

Разница между ними заключается не только в направленности, но и в источниках. Если национальный режим устанавливается, в основном, российским законодательством, то режим наибольшего благоприятствования фиксируется в международных договорах. Важно, что оба режимы имеют общую цель - не допустить дискриминацию иностранных инвесторов по тому или иному признаку. Таким образом, сочетание их применения в Российской Федерации в полной мере отвечает целям, поставленным в Преамбуле ФЗ «Об иностранных инвестициях» - привлечение и эффективное использование иностранных ресурсов и обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов.

Список литературы:

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12.12.2012 «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Кудрин А. Пенсионная реформа: Назад в собес / А. Кудрин // Ведомости. - 2012. - № 168 (3182).

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : официальная статистика; динамика иностранных инвестиций. - Режим доступа: http://www.gks.rU/bgd/regl/b 13_01ЛssWWW.exe/Stg/d07Лmage 13.gif.

4. Пушкин А. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации / А. Пушкин. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - С. 32.

5. Об иностранных инвестициях: федеральный закон РФ от 09.07.1999 № 160-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 28.

6. Великомыслов Ю.Я. Иностранные инвестиции. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование деятельности предприятия с иностранными инвестициями / Ю.Я. Великомыслов. - М.: АЬЬРЯАУО, 2005. - 320 с.

7. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 // Бюллетень международных договоров - 1995. - № 2. - Ст. 1.

8. Конституция РФ от 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. -2009. - № 4. - Ст. 62.

9. Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений между СССР и Королевством Нидерландов от 05.10.1989 // Сборник международных договоров СССР и РФ. - 1994. - № 47. - Ст. 2.

10. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны от 24.06.1994 // Бюллетень международных договоров. - 1998. - № 8.

11. Информационное письмо Президиума ВАС РФ N° 58 от 18.01.2001 // Вестник ВАС РФ. - 2006. - № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.