ГАРАНТИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ИНОСТРАННЫМ
ИНВЕСТОРАМ Мирная А.Ю. Email: Mirnaya692@scientifictext.ru
Мирная Анна Юрьевна - студент, кафедра международного частного и предпринимательского права, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар
Аннотация: в статье анализируются гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам в Российской Федерации, а также здесь говорится об особенностях осуществления деятельности иностранными инвесторами в Российской Федерации, а также о процессе изъятия ограничительного характера из правового режима деятельности иностранных инвесторов в Российской Федерации, говорится о факторах, которые влияют на инвестиционный климат, относящийся к правовым гарантиям, предоставляемым инвесторам, направленным на обеспечение стабильности и неизменности правил ведения бизнеса, а также льготы и преференции.
Ключевые слова: анализ, гарантии, иностранные инвесторы.
GUARANTEES PROVIDED TO FOREIGN INVESTORS
Mirnaya A.Yu.
Mirnaya Anna Yuryevna - Student,
DEPARTMENT OF INTERNATIONAL PRIVATE AND BUSINESS LAW, FACULTY OF LAW, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION KUBAN STATE AGRARIAN UNIVERSITY NAMED AFTER I.T. TRUBILIN, KRASNODAR
Abstract: the article analyzes the guarantees provided to foreign investors in the Russian Federation, and also discusses the features of the activities of foreign investors in the Russian Federation, guarantees provided to foreign investors in the Russian Federation, as well as the process of removing restrictive from the legal regime offoreign investors in the Russian Federation , it says, it says about factors that affect the investment climate, related to legal guarantees provided to investors, aimed at ensuring stability and invariance of the rules of doing business, as well as benefits and preferences. Keywords: analysis, guarantees, foreign investors.
УДК 341.1/8
Прежде чем дать характеристику гарантиям, которые предоставляются иностранному инвестору, важно определиться с определением гарантии. Указанный термин по-разному определяется в гражданском и международном законодательстве. Обобщая все нормы можно сформулировать, что под гарантией понимается система обеспечения реализации законодательства. Под международно-правовыми гарантиями в инвестиционной сфере понимаются конкретные обязательства государства, направленные на обеспечение прав иностранных инвесторов в ходе осуществления ими деятельности в России [1].
Ученым Трапезниковым отмечается, что под институтом международно-правовых гарантий иностранных инвестиций понимаются такие международные нормы, которые представляют собой определенную систему, состоящую из однородных общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения неприкосновенности иностранной частной собственности и реальной реализации иностранными
инвесторами своих прав на территории суверенной страны - реципиента иностранных инвестиций [2, с. 84 - 94, с. 166].
Имеются гарантии, обеспечивающие не только правовой режим иностранных инвестиций в соответствии с международным правом и практикой инвестиционного сотрудничества, но и обусловленные участием России в международных договорах.
Для того, чтобы обеспечить благоприятный инвестиционный климат и привлечение иностранных инвестиций в Россию иностранные инвесторы пользуются режимом наибольшего благоприятствования. Под которым понимается, что правовой режим иностранных юридических лиц не может быть менее благоприятным, чем правовой режим иностранных инвесторов из любых третьих стран.
Следует отметить, что к факторам, которые влияют на инвестиционный климат, относятся правовые гарантии, предоставляемые инвесторам, направленные на обеспечение стабильности и неизменности правил ведения бизнеса, а также льготы и преференции [3, с. 96]. К примеру, иностранные инвестиции привлекаются посредством таких общих гарантий, которые регулируют предпринимательскую деятельность, в частности, возмещение убытков, причиненных незаконными действиями органов государства, и специальных гарантий, закрепленных в гражданском законодательстве, законе об иностранных инвестициях, а также в положениях международных двусторонних договоров России с другими государствами о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Специальные гарантии направлены на обеспечение реализации таких прав иностранных инвесторов, как:
1) право на суброгацию, которое означает право на передачу своих прав и обязанностей на основании уступки требования и перевода долга другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ. Например, если иностранное государство производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии, предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории России (договор страхования политических рисков), к этому иностранному государству переходят права иностранного инвестора на указанные инвестиции;
2) право на компенсацию при реквизиции или национализации, которое означает право на возмещение стоимости изъятого имущества, а также на возмещение убытков при национализации. Надо отметить, что гарантия российского законодательства в отношении компенсации при реквизиции или национализации содержит существенно худшие условия по сравнению с международными соглашениями, которые обычно предусматривают право инвестора (и, соответственно, обязанность государства) на «быструю, адекватную и эффективную компенсацию» (формула Хэлла). Для иностранного инвестора принципиально важно, чтобы принимающее инвестиции государство обеспечивало надлежащую защиту и безопасность объектов инвестиционной деятельности. Во всех международных соглашениях РФ о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций вопросам компенсации на случай национализации или иных мер, аналогичных ей по последствиям, уделяется первостепенное значение.
3) стабилизационная («дедушкина») оговорка, которая предоставляет гарантии от неблагоприятного для инвесторов изменения законодательства в целях обеспечения стабильности правового режима иностранных инвестиций, обусловленного налоговым, валютным и таможенным законодательством, иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями. Стабильность условий инвестирования и правового режима гарантируются инвестору в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет с начала его финансирования. Приоритетным является инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором доля
(вклад) иностранного инвестора в уставный капитал составляет не менее 100 млн руб., включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ.
Суть гарантии стабильности заключается в следующем: не применяются новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, изменяющие размеры федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, произведенные на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ), а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций. Это означает, что в течение срока реализации инвестиционного проекта, но не более 7 лет со дня начала его финансирования инвестор и российская организация с участием иностранного инвестора будут платить налоги и таможенные пошлины, существующие на момент начала финансирования проекта.
В отдельных случаях, предусмотренных законом, этот срок может быть продлен по решению Правительства РФ. Если налоги в силу закона уменьшаются, они платят меньше налогов, если размер налогов законом увеличивается, налоговая нагрузка сохраняется в размере, существовавшем на день начала финансирования инвестиционного проекта.
4) право на использование доходов от инвестиций, т.е. право на свободное использование доходов и прибыли для реинвестирования в объекты предпринимательства на территории России, а также на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными инвестициями, включая прибыль, дивиденды, проценты в связи с исполнением гражданско-правовых обязательств, с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала или компенсацией при реквизиции и национализации, после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов. Действующими в Российской Федерации правовыми актами иностранным инвесторам предоставлены гарантии соблюдения их прав и законных интересов при налогообложении, а также могут быть установлены налоговые и таможенные льготы. В целях поощрения инвестиций двусторонними международными соглашениями Российской Федерации об избежание двойного налогообложения может быть предусмотрено применение пониженных ставок налога для отдельных видов доходов, выплачиваемых иностранным инвесторам, либо освобождение таких доходов от налогообложения в Российской Федерации. Изменениям законодательства, устанавливающего правовой режим иностранных инвестиций в части использования налоговых льгот, не может быть придана обратная сила, если такие изменения ухудшают положение иностранного инвестора (созданной в Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями) в длящихся правоотношениях, связанных с реализацией инвестиционного проекта.
Обратимся к примеру, из судебной практики, так хозяйственное общество с иностранными инвестициями приступило к осуществлению инвестиционного строительного проекта на территории субъекта Российской Федерации, правовым актом которого обществу гарантировано предоставление режима наибольшего благоприятствования на период реализации проекта, включая предоставление льготы по налогу на имущество в соответствии с законодательством о налогах и сборах, действовавшим в этот момент.
Налоговая инспекция пришла к выводу об отсутствии у общества права на применение налоговой льготы в очередном налоговом периоде, поскольку после
начала реализации инвестиционного проекта, установленные законом субъекта федерации условия для ее применения были изменены и деятельность общества перестала соответствовать вновь установленным условиям.
Не согласившись с решением инспекции об отказе в предоставлении налоговой льготы, общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласились суд апелляционной инстанции и суд округа, признал позицию налогового органа необоснованной [4, с. 26 - 27].
5) право на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации, которые были первоначально ввезены на территорию России в качестве иностранной инвестиции. В этом случае к инвестору не могут быть применены такие меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, как квотирование, лицензирование и т.п. Правительство РФ уполномочено осуществлять контроль за деятельностью иностранных инвесторов в России (в частности, утверждать перечень приоритетных инвестиционных проектов), а также разрабатывать и обеспечивать реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций. Речь идет об инвестициях в виде объектов гражданских прав, первоначально не переданных в собственность принявшей инвестиции организации: о возврате имущества по истечении срока лизинга, о возврате документов, содержащих коммерческую тайну (например, ноу-хау) по истечении срока использования информации, о вывозе имущества, оставшегося после ликвидации филиала организации и других подобных случаях. Если же имущество первоначально было передано в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества (в их собственность), возврат имущества инвестору, как правило, невозможен;
6) гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество. Данная гарантия осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения передаются иностранным инвесторам, а также организациям с участием иностранных инвестиций, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных инвесторов составляет более чем 50%, только в аренду [5].
Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств. Так, согласно законодательству Краснодарского края органами государственной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления в Краснодарском крае гарантируются: обеспечение равных прав инвесторов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края; гласность и открытость при рассмотрении инвестиционных проектов; защита капитальных вложений; невмешательство в хозяйственную деятельность инвесторов, осуществляемую в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление гражданских прав в отношениях с инвесторами без злоупотребления правом способами, достаточными для защиты законных общественных интересов, государственных интересов Краснодарского края в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, рассчитанными на их применение в случаях, когда содержащимися в них предписаниями не установлено иное; выполнение предоставленных полномочий с соблюдением принципов законности, обоснованности, своевременности и эффективности принимаемых решений; объективное, всестороннее, своевременное рассмотрение по существу обращений инвесторов; участие граждан, общественных объединений и
иных организаций в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив по наиболее актуальным вопросам инвестиционной деятельности в Краснодарском крае; совершенствование законодательства Краснодарского края в целях обеспечения осуществления инвестиционной деятельности на территории Краснодарского края при соблюдении условий стабильности законодательства Краснодарского края, регулирующего инвестиционную деятельность, и создание процедур и механизмов, защищающих инвесторов от неправомерных действий органов государственной власти Краснодарского края и их должностных лиц; применение мер гражданско-правовой ответственности на основании законности, объективности, соразмерности мер ответственности по допущенным нарушениям и их последствиям, сбалансированности публичных и частных интересов [6].
Зачастую предоставление преференций, с одной стороны, является стимулом для обозначенной в законодательстве категории инвесторов, а с другой стороны, представляет собой ограничение для инвесторов, не получивших таких преференций в результате изменения состояния конкуренции на рынке, когда одни участники рыночных отношений имеют изначально «лучший старт» по сравнению с другими. Интересно отметить, что в научной литературе правовые стимулы и правовые ограничения рассматриваются как взаимосвязанные в праве явления [7]. Сами по себе правовые ограничения не могут служить цели активизации инвестиционной деятельности, напротив, они зачастую сдерживают ее развитие, однако грамотно сбалансированная система правовых стимулов и ограничений приводит к достижению наилучшего результата.
Правовые гарантии наряду с национальным законодательством государств -реципиентов иностранного капитала также содержатся в различных многосторонних международных инвестиционных соглашениях.
Для решения поставленных экономических задач соседствующие государства сотрудничают в международной инвестиционной сфере, предоставляя правовые гарантии иностранным инвесторам в соответствии с режимом, предусмотренным в региональных многосторонних международных инвестиционных соглашениях.
Важным региональным многосторонним международным соглашением на территории постсоветского пространства можно назвать Договор о Евразийском экономическом союзе [8, с. 45]. Важной гарантией для иностранного инвестора являются положения п. 81 приложения № 16 к Договору о ЕАЭС: компенсация в случаях экспроприации должна быть выплачена без задержек в срок, предусмотренный законодательством государства-реципиента, но не позднее трех месяцев с даты экспроприации. Такая правовая гарантия, создающая для иностранных инвесторов предсказуемость в международных инвестиционных отношениях, выступает важным фактором в сфере привлечения иностранных инвестиций. Так, согласно п. 3 ст. 5 «Экспроприация» Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений [9] компенсация должна быть выплачена без необоснованной задержки и в любом случае в течение трех месяцев с даты, когда будет определен размер компенсации.
Указанный в данном Соглашении срок выплаты компенсации при экспроприации в зависимости от даты определения размера компенсации может быть весьма длительным.
В документах ЮНКТАД предлагается определять сроки в свете конкретных случаев выплаты компенсации исходя из специфики каждого государства и обычных процедур в месте проведения эффективных платежей. Во многих странах обычное время для такого перевода денежных сумм могло бы составить период между тремя и шестью месяцами [10].
Однако компенсация убытков иностранного инвестора со стороны государства-реципиента в достаточно сжатые сроки не всегда возможна. Следует учитывать
период времени, необходимый для определения стоимости экспроприированной собственности иностранного инвестора.
Как подчеркивает Г. Шварценбергер, право на быструю (незамедлительную) компенсацию не означает немедленную компенсацию. Под этим следует понимать предоставление компенсации после разумного периода времени, необходимого для обсуждения всех аспектов, касающихся экспроприации, включая рыночную стоимость экспроприированной собственности.
Вместе с тем в многосторонних международных соглашениях, двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений, контрактах, заключаемых с иностранным инвестором, а также актах об экспроприации должны содержаться предельные сроки выплаты компенсации с даты экспроприации, что могло бы создавать предсказуемость относительно сроков выплаты компенсации в случае изъятия собственности иностранного инвестора.
Немаловажными правовыми гарантиями для иностранного инвестора также являются правовые гарантии разрешения международных инвестиционных споров. Более того, гарантию разрешения международных инвестиционных споров можно назвать основной гарантией в инвестиционных отношениях с учетом иностранного происхождения инвестора, а также участия государства в качестве стороны в гражданско-правовом или административно-правовом отношении.
Пункт 85 приложения № 16 к Договору о ЕАЭС содержит гарантии для иностранных инвесторов в части разрешения инвестиционных споров, которые могут возникнуть в связи с осуществлением международной инвестиционной деятельности.
Обращаясь к зарубежному опыту, отметим, что в других странах с федеративным устройством, например, в США, иностранным инвесторам правовые гарантии предоставляются как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. В США в силу федеративного устройства государства регулирование вопросов иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: на федеральном уровне и на уровне штатов. При этом на федеральном уровне, как правило, устанавливаются общие требования, а конкретные предписания в отношении участия иностранных инвесторов в проектах на территории соответствующих штатов устанавливаются органами местного управления таких штатов.
Таким образом, регулирование иностранных инвестиций призвано, с одной стороны, обеспечивать благоприятные условия для привлечения иностранного капитала в развитие экономики страны, а с другой - защищать стратегические отрасли экономики от нежелательного контроля со стороны зарубежных государств и контрагентов. Государственное регулирование и поддержка в целом имеют важное значение для развития инвестиционной деятельности, что, в свою очередь, является обязательным условием развития экономики.
Список литературы /References
1. Тагашева О.В. Комментарий к Федеральному закону от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (постатейный). [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.07.2020).
2. Юлов Д.В. Понятие и виды национально-правовых гарантий прав иностранных инвесторов // Актуальные проблемы российского права, 2016. № 7. С. 84-94, 166.
3. Трапезников В.А. Валютное регулирование в международном инвестиционном праве. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 96.
4. Терехова Е.В. Финансово-правовые аспекты современного управления инвестициями // Финансовое право, 2008. № 8. С. 26 - 27.
5. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2018. № 7.
6. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: федер. закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ (ред. от 06.06.2019) // СЗ РФ, 2002. № 30. Ст. 3018.
7. О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 02.07.2004 г. № 731-K3 (ред. от 05.05.2019) // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края, 2004. № 19.
8. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов, 1994. С. 45.
9. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018). [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.07.2020).
10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (заключено в г. Риме 09.04.1996) // СЗ РФ, 1999. № 6. Ст. 758.