Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ И КИТАЕ: ПРАВОВЫЕ УРОКИ ДВУХ МОДЕЛЕЙ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ И КИТАЕ: ПРАВОВЫЕ УРОКИ ДВУХ МОДЕЛЕЙ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
447
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / КИТАЙ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / RUSSIA / CHINA / INVESTMENT LAW / FOREIGN INVESTMENT / LEGAL REGIME / NATIONAL REGIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жилкибаев Санат Нурболович

В данной статье автор исследует теоретико-практический вопрос правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации и Китайской Народной Республике, представленного в виде национального правового режима с изъятиями ограничивающего и стимулирующего характеров. Проводимое сравнительно-правовое исследование крайне важно для совершенствования инвестиционного права России и развития правового обеспечения российско-китайского стратегического всеобъемлющего экономического сотрудничества и партнерства в новую эпоху. Исследование приходит к выводу о политэкономическом и общеправовом родстве двух стран, но разному подходу к законотворчеству и правоисполнению. Это требует надлежащей теоретической концептуализации и практической апробации в целях развития российского инвестиционного законодательства, а также в целях гармонизации российского и китайского правопорядков в целях наиболее эффективного правового обеспечения российско-китайских экономических связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGIME OF FOREIGN INVESTMENT IN RUSSIA AND CHINA LEGAL LESSONS OF TWO MODELS OF TRANSITION ECONOMY

In this artide, the author examines the theoretical and practical issue of the legal regime of foreign investment in the Russian Federation and the People's Republic of China represented by the national legal regime with the exception of the restrictive and stimulating nature. The ongoing comparative legal research is extremely important for improving the investment law of Russia and developing the legal framework for Russian-Chinese strategy comprehensive economic cooperation and partnership in the new era. The study comes to the conclusion about the political, economic and general legal relationship of the two countries, but a different approach to lawmaking and enforcement. This requires proper theoretical conceptualization and practical testing in order to develop Russian investment legislation, as well as to harmonize the Russian and Chinese legal order in order to provide the most effective legal support for Russian-Chinese economic relations.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ И КИТАЕ: ПРАВОВЫЕ УРОКИ ДВУХ МОДЕЛЕЙ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ»

Правовой режим иностранных инвестиций в России и Китае: правовые уроки двух моделей переходной экономики

Жилкибаев Санат Нурболович,

аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: prozrach@mail.ru

В данной статье автор исследует теоретико-практический вопрос правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации и Китайской Народной Республике, представленного в виде национального правового режима с изъятиями ограничивающего и стимулирующего характеров. Проводимое сравнительно-правовое исследование крайне важно для совершенствования инвестиционного права России и развития правового обеспечения российско-китайского стратегического всеобъемлющего экономического сотрудничества и партнерства в новую эпоху. Исследование приходит к выводу о политэ-кономическом и общеправовом родстве двух стран, но разному подходу к законотворчеству и правоисполнению. Это требует надлежащей теоретической концептуализации и практической апробации в целях развития российского инвестиционного законодательства, а также в целях гармонизации российского и китайского правопорядков в целях наиболее эффективного правового обеспечения российско-китайских экономических связей.

Ключевые слова: Россия, Китай, инвестиционное право, иностранные инвестиции, правовой режим, национальный режим.

Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ставит долгосрочной целью экономической политики современного российского государства и общества «переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели социально-ориентированного типа экономического развития». Одним из направлений чего является активное привлечение и накопление иностранных инвестиций.

В последнее время одним из самых главных внешнеполитических и внешнеэкономических партнеров России является Китай. Что вызвано стратегической активизацией сотрудничества РФ с КНР: «поворот на Восток» (2014 г.) и «сопряжение ЕАЭС и инициативы «Один пояс-один путь»» (2015 г.) в условиях сложной международной политики западных стран в отношении России в лице «Политики санкций. Китайско-российские отношения всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства продолжают развиваться на высоком уровне в двустороннем и многостороннем формате поступательно из года в год. О чем свидетельствует, в частности, последнее «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху» от 05.06.2019.

Плюс поучителен сравнительно-правовой опыт наших стран в области привлечения и накопления иностранных инвестиций на основе общих принципов континентальной правовой семьи и переходного статуса экономик.

Начало правового регулирования какого-либо общественно важного отношения состоит в правильном определении и применении мер правового режима, отвечающем экономической выгоде и общественному прогрессу одновременно.

Общеизвестно, что, в общем виде, правовой режим - это комплекс определенных элементов системы механизма правового регулирования: правовое средство, способ правовой регламентации, правовой принцип, а также государственные гарантии. Однако в правовой доктрине существуют некоторые разночтения в определении термина «правовой режим».

Классическое определение понятия «правовой режим» издал правовед С.С. Алексеев: это «режим» жесткой правовой регламентации при имеющихся ограничениях и льготах, допускающий активность субъектов и пределы их правовой са-

мостоятельности». [1, с. 334]. А также «порядок регулирования общественных отношений, выраженный в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования» [2, с. 185].

Вопрос правового режима иностранных инвестиций является предметом норм международного и национального инвестиционного права в различных формах: «режим наибольшего благоприятствования»; «национальный режим»; «преференциальный режим»; «специальный режим»; «режим, который не менее благоприятный, чем национальный»; «справедливый и равный режим»; «минимальный международный стандарт» [3, с. 203-205].

Сегодня «национальный режим» для правоотношений, осложненных иностранным элементом, воспринят большинством современных международных и национальных актов, регулирующих привлечение иностранных инвестиций, договоров о торговле и мореплавании, который означает уравнивание правового статуса иностранного бизнеса с отечественным [4, с. 16-29] [5, с. 61-64] [6, с. 237] [7, с. 107-109] [8, с. 234-240] [9, с. 90-93].

Федеральный закон (далее - ФЗ) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» устанавливает гарантию национального правового режима осуществления инвестиционной деятельности в России. Аналогичное положение закреплено ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Изъятия из данного положения возможны только федеральным законодательством РФ.

Правовая доктрина РФ подробно выявила и исследовала ограничения из принципов свободы и равноправия в виде изъятий ограничительного характера (ограничивающие права лиц в публичных целях) и изъятия стимулирующего характера (предоставление лицам большего объема прав и льгот, чем иным, в целях поощрения общественно-полезного поведения). Меры ограничительного характера могут носить:

1) Географическо-территориальные меры (связаны с особенностями учреждения и функционирования коммерческих организаций с иностранными инвестициями в отдельных частях территории страны);

2) Экономическо-отраслевые меры (предполагают ограничения на ведение предпринимательской деятельности в отдельных отраслях экономики и на заключение некоторых видов сделок);

3) Материально-объектные меры (предусматривают запрет или ограничение на использование в инвестиционном деятельности некоторых объектов гражданских прав);

4) Организационно-управленческие меры (указывают ограничения по организационно-правовой форме коммерческих организаций с иностран-

ными инвестициями (далее КОИИ) и осуществления корпоративного управления). Так первая разновидность мер проявляется в законе РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» и Постановлении Правительства РФ «О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями», усложняющее процедуру учреждения КОИИ в связи с повышенным публичным статусом данной территории для безопасности и обороны страны. В случае положительного разрешения и согласования КОИИ проходит обычную государственную регистрацию в территориальном управлении органа госрегистрации юридических лиц и вправе законно функционировать.

Следующая мера проявляется в ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Закон устанавливает осложненный порядок совершения сделок, приводящих к установлению контроля иностранных инвесторов над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение. Например, приобретение 25% и более балансовой стоимости имущества или приобретения права прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% (либо более чем 5%) общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли). Законность данных сделок предварительно утверждаются Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций и Федеральной антимонопольной службой РФ.

Исключение составляют сделки, одной из сторон в которых являются международные финансовые организации, участником которых является Российская Федерация, или, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.

Следует заметить, что закон «Об иностранных инвестициях» не распространяется на вложения иностранного капитала в финансовые организации на территории РФ, которые регулируются ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ФЗ «О банках и банковской деятельности» и законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» с некоторыми изъятиями, связанными с повышенной рискованностью ведения операций на финансовом рынке.

В области разведки и добычи драгоценностей ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» установлено, что российским публичным образованиям и частным организациям должно при- р надлежать большинство голосов при управлении Д организациями, осуществляющими деятельность Ч

т

по добыче алмазов на территории РФ. К

Ограничения накладываются также на сферу ё культуры: согласно закону РФ «О средствах мас- у совой информации», установлено ограничение А

участие иностранного капитала (до 50% уставного капитала) в организациях, занимающихся теле-, радио-, видео вещанием, охватывающим половину и более половины числа субъектов Российской Федерации либо территорию, населенной половиной и более половиной численности российского населения.

Транспорт также является сферой повышенного публичного интереса, поэтому, согласно Воздушному кодексу РФ, привлечение иностранных инвестиций в отрасль авиастроения ограничивается 49 процентами уставного капитала коммерческой организации, одновременно единоличным руководителем может быть только гражданином РФ, а количество иностранных лиц в коллегиальном руководящем органе предприятия не может превышать 1/3 состава.

В действующем законодательстве установлены имущественные материально-объектные ограничения для иностранных инвесторов на ограничение или невозможность вещного права на некоторые объекты гражданских прав, которые, в большинстве случаев, также обладают статусом общественного блага, принадлежащего всему народу. В частности, это запрет обладать на праве собственности отдельными видами земель (например, это земельные участки, находящиеся на приграничных территориях и земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, согласно Земельному кодексу РФ; земельные участки сельскохозяйственного назначения, согласно ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; земельные участки в границах морского порта, согласно ФЗ «О морских портах в Российской Федерации»). Одновременно ФЗ «О недрах» запрещает иностранные инвестиции при геологическом изучении участков недр внутренних морских вод и территориального моря РФ в целях поиска и оценки месторождений нефти, газа и газового конденсата под угрозой применения экспроприации данных иностранных инвестиций.

Международное право также предусматривает изъятия из национально-правового режима иностранных инвестиций. Так, например, исполняя Резолюцию Совета безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 г. «О режиме санкций на ядерную программу Ирана», российское государство ограничивает внешнеторговые и инвестиционные взаимоотношения с Ираном в сферах, близких с атомной энергией и вооружением. Аналогичные меры установлены в отношении КНДР Резолюцией Совета Безопасности ООН 2321 от 30 ноября 2016 г.

Но, гораздо чаще, мы самостоятельно налагаем на себя ограничения, будучи участником международных (Протокол о присоединении РФ к ВТО от 16.12.2011) и много-, двусторонних договоров (Договор о ЕАЭС от 29.05.2014 (ред. 5= от 15.03.2018), в котором сохранено большинство ^ ограничительных положений российского зако-^ нодательства). В целом, указанные соглашения предусматривают сохранение ограничений нацио-Ц нального режима иностранных инвестиций в неко-

торые сферы экономики страны, в силу публично-правовых интересов и суверенитета.

Изъятия стимулирующего характера представлены в виде преференций и льгот для иностранных инвесторов в интересах социально-экономического развития РФ. Льготы стимулирующего характера могут предоставляться различными актами федерального законодательства. В противовес этому изъятия ограничивающего характера устанавливаются исключительно и только федеральными законами, что отображает стремления российского законодателя поддерживать гарантии иностранным инвестициям. Однако, следует заметить, что последние намного подробнее и яснее прописаны законодательством, чем первые, что приводит к слабой проработке поощрения и привлечения иностранных инвестиций в стратегически важные и общественно полезные сферы национальной экономики.

Новейший системный закон КНР «Об иностранных инвестициях» от 15.03.2019 г., который вступил в силу 1.01.2020 г., аннулирует действие морально устаревших законов КНР «О совместных паевых предприятиях китайско-иностранного капитала», «О предприятиях иностранного капитала», и «О совместных кооперационных предприятиях китайско-иностранного капитала». Данную новацию кодификации и гармонизации инвестиционного и корпоративного законодательства КНР предлагали китайские ученые, начиная с 2000-х гг. [10, р. 101-106] [11, р. 51-54].

Согласно китайскому законодательству установлен общий национальный правовой режим с исключениями в виде мер преференциального (привилегированного) режима согласно международной договоренности и интересам инновационного развития экономики, развития отдельных экономически отсталых территорий (льготный режим налогообложения, таможенного и валютного регулирования, которые используются намного успешнее, чем у нас) и мер ограничительного характера для предприятий с иностранными инвестициями в целях защиты публичных интересов общества и государства, защиты национальной экономики, которые воплощены в едином негативном (ограничительного, запретительного характера) списке отраслей экономики для иностранного инвестирования постоянно и постепенно уменьшающимся ежегодными «Отрицательными списками иностранных инвестиций» Госкомитета по развитию и реформам и Министерства торговли КНР [12, с. 14-53] [13, с. 202-216].

Ограничительные меры в Китае имеют следующие разновидности:

1) Географическо-территориальный (связанный с особенностями учреждения и функционирования коммерческих организаций с иностранными инвестициями на отдельных территориях государства);

2) Экономическо-отраслевой (запрет и ограничение на занятие предпринимательской деятельности в отдельных отраслях народного хо-

зяйства (стратегически важных по экономическим и политическим соображениям), а также на совершение определенного вида сделок путем установления максимального лимита иностранных инвестиций и предварительного государственного утверждения);

3) Материально-объектный (запрет или ограничение на использование в инвестиционном обороте отдельных объектов гражданских прав, например, запрет права собственности на землю и природные ресурсы, ибо они могут находиться только в общенародной (государственной) и коллективной формах собственности);

4) Организационно-управленческий (ограничения по организационно-правовой форме (учреждение только СП с долей иностранного капитала в уставном фонде не более 50%), учреждению, реорганизации и ликвидации (предварительная стадия разрешения/утверждения специальными государственными органами) КОИИ и осуществления корпоративного управления (исключения в общей структуре корпоративного управления, указанные выше) характеры. Наиболее важными представляются два тесно

связанных с друг другом вида ограничений (экономический и организационный). Так, помимо отраслей запрещенных для иностранных инвестиций, выделяются ограничиваемые, предполагающие учреждение/реорганизацию и иные формы привлечения иностранного капитала только в организационно-правовой форме СП с долей иностранного капитала в уставном фонде не более 50% и предварительным утверждением специальным государственным органом, необходимость соответствия нормативному размеру минимального уставного капитала, предварительное временное законопослушное коммерческое присутствие в форме филиала/представительства иностранного инвестора, и высокие требования соответствия деловой репутации и добросовестности в стране личного закона/инкорпорации и международным профессиональным стандартам.[12, с. 14-53] [13, с. 202-216] [14, с. 64-93].

Помимо мер изъятия из национального режима для иностранных инвесторов, предусмотренных национальным правом, также следует рассмотреть аналогичные положения в нормах международного права, в частности в Протоколе о вступлении КНР в ВТО от 9-13 ноября 2001 г. В данном акте сосредоточены изъятия протекционистского характера. В целом, изъятия в международном договоре следуют фарватеру установленном в национальном праве: запрет и ограничения для иностранных инвестиций в ресурсно-добывающих отраслях экономики, производства запрещенных и ограниченных в обороте объектов, сельского хозяйства, транспорта, финансах, сфере развлечений, связи и профессиональных услуг [14, с. 93-120].

В целом, для РФ следует указать, что, следуя либеральной экономической политике, участие в международных экономических интеграционных

объединениях глобального (ВТО) и регионального (ЕАЭС) плана углубила и прежде достаточно давно установленный российским законодательством общий национальный правовой режим иностранных инвестиций с некоторыми изъятиями в публичных интересах экономической безопасности и национального суверенитета России (некоторые из них временного характера на переходный период). Для КНР данные положения аналогичны, однако страна более планомерно следует переходу от «режима наибольшего благоприятствования» к «национальному правовому режиму» в сфере внешнеэкономической деятельности, который стал достаточно растянут по времени, разыгрывая «преимущество опоздавшего» в целях предварительной разумной подготовки национальной экономики, государства и права, как и аналогичное по характеру участие Китая в международных экономических интеграционных объединениях глобального плана (ВТО, МВФ) [14, с. 93-105; 118-120] [15, с. 7-16].

Литература

1. Алексеев, С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. / С.С. Алексеев - Москва: Норма, 2001. - 752 с. - ISBN 5-89123-536-6/

2. Алексеев, С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. / С.С. Алексеев - Москва: Юридическая литература, 1989. - 288 с. -ISBN 5-7260-0086-2.

3. Тарасова, Ю.А., Лурда, Р.В., Ясеницкая, М.И. Правовое регулирование режима иностранных инвестиций в Российской Федерации / Ю.А. Тарасова, Р.В. Лурда, М.И. Ясениц-кая // Вестник современных исследований. -2018. - № 12.11 (27). - С. 203-205.

4. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики / Н.И. Матузов,

A.В. Малько // Правоведение. - 1996. - № 1. -С.16-29.

5. Буслаева, Л.М. Правовой режим иностранных инвестиций / Л.М. Буслаева // Право и инвестиции. - 2013. - № 3-4. - С. 61-64.

6. Асланян, Н.П., Новикова, Т.В. К вопросу об основных началах правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации / Н.П. Асланян, Т.В. Новикова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 23. -С.107-109.

7. Инвестиционное право: учебник для бакалавриата и магистратуры: учебник / А.А. Овчинников [и др.] - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2015. - 273 с. - ISBN 978-5-9916-4491-4.

8. Кванина, В.В. Понятие и виды правовых режимов предпринимательской деятельности /

B.В. Кванина // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 424. -

C. 234-240.

9. Смоленский, М.Б. Правовой режим иностранных инвестиций и защита прав иностранных

5 -а

сз

<

инвесторов в Российской Федерации: проблемы организации и пути их решения / М.Б. Смоленский // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2020. - № 9 (124). - С. 90-93.

10. Sun, Nanshen, Sun, Wen. Legal system on foreign trade and investment in China (Китайская правовая система международной торговли и иностранных инвестиций) / Nanshen Sun, Wen Sun - Beijing: New star press, 2007. - 236 p. -ISBN 978-7-80225-273-8.

11. Shan, Wenhua. The Legal Framework of EU-China Investment Relations: A Critical Appraisal. (Правовые основы китайско-европейского инвестиционного сотрудничества: критический подход)/ Wenhua Shan - Oxford, Portland, Oregon: Hart Publishing, 2005. - 377 p. - ISBN-13: 978-184113-391-4. - ISBN-10: 1-84113-391-4.

12. Бажанов, П.В. Ведение бизнеса в Китае: правовые аспекты. Выпуск 1: Обзор правовой среды для бизнеса: книга для юристов, сопровождающих бизнес. / П.В. Бажанов - Москва: Ин-фотропик Медиа, 2015. - 212 с. - ISBN 978-59998-00209-5.

13. Правовые основы бизнеса в Китае: коллективная монография / отв. ред. А.Е. Молотни-ков, В. Шань - Москва: Издательство РКЮО, 2018. - 572 с. - ISBN 978-5-9909751-4-9.

14. Алексеенко, А.П. Правовое регулирование отношений в сфере прямых иностранных инвестиций в Российской Федерации и Китайской Народной Республике: сравнительно-правовой аспект: монография /А.П. Алексеенко / под общ. ред. В.С. Белых - Москва: Проспект, 2018. - 192 с. - ISBN 978-5-392-24102-6.

15. Носов, С. И. О некоторых аспектах ограничения деятельности иностранных организаций в стране (российский и зарубежный опыт) / С.И. Носов // Право и современные государства. - 2015. - № 1. - С. 7-16.

LEGAL REGIME OF FOREIGN INVESTMENT IN RUSSIA AND CHINA LEGAL LESSONS OF TWO MODELS OF TRANSITION ECONOMY

Zhilkibaev S.N.

Financial University under the Government of the Russian Federation

In this article, the author examines the theoretical and practical issue of the legal regime of foreign investment in the Russian Federation and the People's Republic of China represented by the national legal regime with the exception of the restrictive and stimulating nature. The ongoing comparative legal research is extremely important for improving the investment law of Russia and developing the legal framework for Russian-Chinese strategic comprehensive economic cooperation and partnership in the new era. The study comes to the conclusion about the political, economic and general legal relation-

ship of the two countries, but a different approach to lawmaking and enforcement. This requires proper theoretical conceptualization and practical testing in order to develop Russian investment legislation, as well as to harmonize the Russian and Chinese legal order in order to provide the most effective legal support for Russian-Chinese economic relations.

Keywords: Russia, China, investment law, foreign investment, legal regime, national regime.

References

1. Alekseev, S.S. Ascent to the right. Searches and solutions. / S.S. Alekseev -Moscow: Norma, 2001. - 752 p. - ISBN 5-89123-536-6/

2. Alekseev, S.S. General permissions and general prohibitions in Soviet law. / S.S. Alekseev - Moscow: Legal Literature, 1989. -288 p. - ISBN 5-7260-0086-2.

3. Tarasova, Yu.A., Lourda, R.V., Yasenitskaya, M.I. Legal regulation of the foreign investment regime in the Russian Federation / Yu.A. Tarasova, R.V. Lourdes, M.I. Yasenitskaya // Bulletin of modern research. - 2018. - No. 12.11 (27). - P. 203-205.

4. Matuzov, N.I., Malko, A.V. Legal regimes: questions of theory and practice / N.I. Matuzov, A.V. Malko // Jurisprudence. -1996. - No. 1. - P. 16-29.

5. Buslaeva, L.M. Legal regime of foreign investments / L.M. Buslaeva // Law and Investment. - 2013. - No. 3-4. -P. 61-64.

6. Aslanyan, N.P., Novikova, T.V. On the issue of the basic principles of the legal regime of foreign investments in the Russian Federation / N.P. Aslanyan, T.V. Novikova // Theory and practice of social development. - 2015. - No. 23. - P. 107-109.

7. Investment law: textbook for undergraduate and graduate programs: textbook / A.A. Ovchinnikov [and others] - 3rd ed., Revised. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2015. -273 p. - ISBN 978-5-9916-4491-4.

8. Kvanina, V.V. The concept and types of legal regimes of entrepreneurial activity / V.V. Kvanina // Bulletin of the Tomsk State University. - 2017. - No. 424. - S. 234-240.

9. Smolensky, M.B. Legal Regime of Foreign Investments and Protection of the Rights of Foreign Investors in the Russian Federation: Problems of Organization and Ways to Solve Them. Smolensky // Science and Education: Economy and Economy; entrepreneurship; law and governance. - 2020. - No. 9 (124). -P. 90-93.

10. Sun, Nanshen, Sun, Wen. Legal system on foreign trade and investment in China / Nanshen Sun, Wen Sun - Beijing: New star press, 2007. - 236 p. - ISBN 978-7-80225-273-8.

11. Shan, Wenhua. The Legal Framework of EU-China Investment Relations: A Critical Appraisal. / Wenhua Shan - Oxford, Portland, Oregon: Hart Publishing, 2005. - 377 p. - ISBN-13: 9781-84113-391-4. - ISBN-10: 1-84113-391-4.

12. Bazhanov, P.V. Doing Business in China: Legal Aspects. Issue 1: An Overview of the Legal Environment for Business: A Book for Business Lawyers. / P.V. Bazhanov - Moscow: Infotropic Media, 2015. - 212 p. - ISBN 978-5-9998-00209-5.

13. Legal foundations of business in China: collective monograph / otv. ed. A.E. Molotnikov, V. Shan - Moscow: Publishing House of the RKYUO, 2018. - 572 p. - ISBN 978-5-9909751-4-9.

14. Alekseenko, A.P. Legal regulation of relations in the field of foreign direct investment in the Russian Federation and the People's Republic of China: comparative legal aspect: monograph / A.P. Alekseenko / under total. ed. V.S. Belykh - Moscow: Prospect, 2018. - 192 p. - ISBN 978-5-392-24102-6.

15. Nosov, S.I. On some aspects of limiting the activities of foreign organizations in the country (Russian and foreign experience) / S.I. Nosov // Law and modern states. - 2015. - No. 1. - P. 7-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.