Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ: СРАВНЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ИНВЕСТИЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ'

ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ: СРАВНЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ИНВЕСТИЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
721
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИЙ / FOREIGN INVESTMENT / COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA / INVESTMENT ACTIVITIES / INVESTMENT LEGISLATION / COOPERATION IN THE FIELD OF INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гребнева Екатерина Андреевна

В статье рассмотрены основные черты инвестиционной политики России и Китая, а также анализируются основные нормативно-правовые акты государств в сфере иностранных инвестиций. Автор приходит к выводу о том, что инвестиционная политика Китая на данный момент представляется более последовательной. Однако в России существуют проблемы, связанные с несовершенством инвестиционного законодательства и не всегда прозрачным процессом осуществления иностранных инвестиций в РФ. На примере ряда совместных инвестиционных проектов автор показывает перспективы российско-китайского инвестиционного сотрудничества и его преимущества для каждого из государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA: COMPARISON OF INVESTMENT POLICY AND INVESTMENT LEGISLATION OF STATES

The article examines the main features of the investment policy of Russia and China, as well as analyzes the main legal acts of States in the field of foreign investment. The author comes to the conclusion that the investment policy of China seems to be more consistent. However, there are problems in Russia related to imperfect investment legislation and not always transparent process of foreign investment in the Russian Federation. Using a number of joint investment projects as an example, the author shows the prospects for Russian-Chinese investment cooperation and its advantages for each of the States.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ: СРАВНЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ИНВЕСТИЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ»

УДК 343.146

Гребнева Екатерина Андреевна Финансовый университет при Правительстве РФ

Юридический факультет Москва, Россия ekaterina.grebneva22@icloud.com Grebneva Ekaterina Andreevna Financial university under the Government of the RF

Moscow, Russia

ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ:

СРАВНЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ИНВЕСТИЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ Аннотация: в статье рассмотрены основные черты инвестиционной политики России и Китая, а также анализируются основные нормативно-правовые акты государств в сфере иностранных инвестиций. Автор приходит к выводу о том, что инвестиционная политика Китая на данный момент представляется более последовательной. Однако в России существуют проблемы, связанные с несовершенством инвестиционного законодательства и не всегда прозрачным процессом осуществления иностранных инвестиций в РФ. На примере ряда совместных инвестиционных проектов автор показывает перспективы российско-китайского инвестиционного сотрудничества и его преимущества для каждого из государств.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, сотрудничество России и Китая, инвестиционная деятельность, инвестиционное законодательство, сотрудничество в сфере инвестиций.

INVESTMENT COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA: COMPARISON OF INVESTMENT POLICY AND INVESTMENT

LEGISLATION OF STATES

£ Ш

Annotation: The article examines the main features of the investment policy of Russia and China, as well as analyzes the main legal acts of States in the field of foreign investment. The author comes to the conclusion that the investment policy of China seems to be more consistent. However, there are problems in Russia related to imperfect investment legislation and not always transparent process of foreign investment in the Russian Federation. Using a number of joint investment projects as an example, the author shows the prospects for Russian-Chinese investment cooperation and its advantages for each of the States.

Key words: foreign investment, cooperation between Russia and China, investment activities, investment legislation, cooperation in the field of investment.

В настоящее время Россия и Китай осуществляют активное сотрудничество во многих важных для экономического развития государств сферах. Количество договоренностей и совместных проектов этих стран с каждым годом увеличивается, а результаты реализации данных проектов создают перспективы для дальнейшего сотрудничества России и КНР.

На сегодняшний день Китайская Народная Республика является одним из мировых лидеров по темпам экономического развития. За последнее десятилетие ежегодные темпы прироста ВВП Китая составляет от 6,6 % до 10% [12], особенно показательным является тот факт, что в период ощутимого кризиса мировой экономики 2008-2009 гг. динамика ВВП Китая оставалась достаточно высокой, что говорит о стабильности экономического развития КНР в целом, о его нечувствительности к внешним неблагоприятным факторам. Более того, в последние годы Китай, в рамках осуществления стратегии открытости, поощряет иностранные инвестиции и активно содействует привлечению иностранного капитала.

Выходу же российской экономики из инвестиционного кризиса в

настоящее время во многом препятствует отсутствие в стране необходимых

объемов внутренних ресурсов для накоплений. Более того, очевидным является

то, что для дальнейшего развития невозможно обойтись без привлечения 259

i ш

капитала извне и проведения активной инвестиционной политики. Таким образом, опыт Китая в сфере создания благоприятных условий и механизмов накопления национального капитала и его трансформации в реальные инвестиции может быть полезным в рамках осуществления инвестиционной политики России. В рамках исследования сравним инвестиционную политику России и КНР, а также рассмотрим реализацию совместных проектов данными государствами.

На первых этапах реализации в КНР стратегии открытости существовала

ощутимая нехватка капитала, а развитие наукоемких сфер протекало крайне

медленно, для привлечения инвестиций в Китае был принят ряд законов,

регламентирующих правовое положение иностранных инвесторов: Закон КНР

«О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала» 1979

г., Закон КНР «О предприятиях иностранного капитала» 1986 г., Закон КНР «О

совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного

капитала» 1988 г. [5], которые «заложили правовую основу для использования

иностранных инвестиций в Китае, а также внесли значительный вклад в

продвижение политики реформ и открытости в Китае» [11, с. 155]. В

приведенных нормативно-правовых актах регламентируется порядок участия

иностранных инвесторов в китайских предприятиях, а также создание

предприятий со стопроцентным иностранным участием. В законах также

раскрываются основные понятия, закрепляющие правовой статус иностранных

инвесторов, так, в соответствии со ст. 2 Закона КНР «О предприятиях

иностранного капитала» к данной категории предприятий относятся созданные

на территории Китая в соответствии с китайским законодательством

организации, капитал которых полностью оплачен иностранными инвесторами,

при этом подчеркивается, что филиалы иностранных предприятий и других

хозяйствующих субъектов не являются предприятиями иностранного капитала.

Кроме того, для разъяснения и реализации указанных законов Государственный

Совет КНР и федеральные органы исполнительной власти Китая разработали

положения и рекомендации иностранным инвесторам. В частности, большая 260

Ш

часть данных подзаконных актов была принята в 2013 году в рамках следующего этапа реализации инвестиционной политики. В качестве наиболее значимых документов можно отметить:

1. Положение об упрощении правил осуществления прямых иностранных инвестиций от 13.05.2013 г., предусматривающее отмену ограничений по обмену валюты в связи с осуществлением платежей, обслуживающих международные операции;

2. Руководящие мнения относительно привлечения иностранных инвестиций от 14.03.2013 г., определяющие основные меры по повышению инвестиционной привлекательности Китая;

3. Некоторые рекомендации Государственного совета КНР «О дальнейшем выполнении работы по использованию иностранных инвестиций» и др.

Указанные акты стали логичным продолжением государственной политики КНР по улучшению инвестиционной привлекательности страны, начало которой связано с принятием основных законов в сфере иностранных инвестиций.

Однако, с развитием экономики и накоплением валютных и резервных фондов КНР, применение указанных Законов становилось все более затруднительным. Специалисты отмечают, что «процесс системы официального утверждения иностранных инвестиций в существующих трех законах оказался очень сложным» [11, с. 154], кроме того, в статьях законов часто встречались дублирующие друг друга, либо противоречащие друг другу нормы. В связи с этим с 2013 г. назрела необходимость унификации законодательства, регулирующего иностранные инвестиции в КНР, в 2015 г. Министерством коммерции КНР был разработан проект Закона КНР «Об иностранных инвестициях» [6], который был принят с поправками 15.03.2019 г. и вступил в действие 01.01.2020 г. и одновременно с этим были признаны утратившими силу три приведенных выше Закона КНР.

Анализируя некоторые положения Закона КНР «Об иностранных

инвестициях» стоит отметить следующие моменты: во-первых, в гл. 1 Закона 261

Ш

дается определение иностранных инвестиций, в котором также устанавливаются формы инвестиционной деятельности. Так, «Под иностранными инвестициями в настоящем законе понимается инвестиционная деятельность, прямо или косвенно осуществляемая на территории КНР иностранными физическими лицами, предприятиями или иными организациями». Указанные формы осуществления инвестиционной деятельности подразумевают как прямое инвестирование в уставный капитал китайских предприятий (прямые иностранные инвестиции), так и осуществляемые иностранными инвесторами на территории КНР инвестиции в иных формах, установленных законодательством КНР (в том числе портфельные инвестиции). Также в указанном законе закрепляется принцип внешней открытости и поощрения инвестиционной деятельности иностранными инвесторами на территории Китая (ст. 3 Закона). Важным моментом всей инвестиционной политики Китая, получившим закрепление в ст. 3 и 28 Закона является разделение отраслей для размещения иностранных инвестиций на 3 группы - сферы, инвестиционная деятельность в которых:

1. поощряется - например, современное производство, высокие технологии, энергосбережение, альтернативные источники энергии, современное сельское хозяйство;

2. ограничивается - в данных сферах вводятся повышенный размер минимального уставного капитала для предприятий иностранного капитала, дополнительные требования к их учредителю, ограничения на деятельность в Китае, ограничение максимальной доли участия в предприятии иностранного инвестора. К таким сферам относятся: производство биотоплива, добыча и переработка драгоценных металлов, производство определенных алкогольных напитков, коммерческая недвижимость [8, с. 191];

3. запрещены - в основном под запретом находятся отрасли, наносящие

урон природному и культурному наследию, а также национальной безопасности.

Например, производство препаратов традиционной китайской медицины,

обработка слоновой кости, выращивание определенных сортов чая, средства 262

Ш

массовой информации, производство оружия, почтовые услуги, воздушное движение.

Стоит также отметить, что подробный список отраслей, в которых иностранные инвестиции запрещены или ограничены, содержится в Перечне отраслей для размещения иностранных инвестиций (ограничиваемые и запрещенные виды деятельности), принятом ранее Министерством коммерции КНР. Таким образом, отраслевой принцип регулирования потока иностранных инвестиций позволяет посредством предоставления национального режима и некоторых льгот иностранным инвесторам направить капитал в те сферы экономики и производства, где это более необходимо.

Соответственно, вступивший в действие Закон КНР «Об иностранных инвестициях» представляет собой единый документ, всесторонне регулирующий положение иностранных инвесторов в Китае. Кроме того, данный документ является логичным итогом проведения инвестиционной политики Китая по привлечению иностранного капитала. Закрепленные в Законе условия для развития и защиты иностранных инвестиций фактически обеспечивают равноправие между иностранными и китайскими инвесторами и делают сам процесс инвестирования более прозрачным и понятным, таким образом, данные условия создают благоприятную среду для аккумулирования иностранных инвестиций в КНР.

Относительно регулирования иностранных инвестиций в России можно

отметить, что основные нормативно-правовые акты, регулирующие

деятельность иностранных инвесторов на территории РФ, были приняты в конце

1990-х. На данный момент данные законы продолжают действовать с

внесенными изменениями: Федеральный Закон № 160-ФЗ «Об иностранных

инвестициях в РФ» [3] (здесь и далее - ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»),

Федеральный Закон № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской

Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [1], а также

принятый позднее Федеральный Закон № 57-ФЗ «О порядке осуществления

иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое 263

Ш

значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» [2]. В

данных нормативно-правовых актах закрепляется порядок осуществления

инвестиционной деятельности на территории РФ иностранными инвесторами.

Проанализировав некоторые положения данных законов, важно отметить, что:

во-первых, в ФЗ «Об иностранных инвестициях» и ФЗ «Об инвестиционной

деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных

вложений» по-разному раскрывается понятие инвестиций и объект

инвестиционной деятельности. Так, в ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» в

ст. 2 указывается, что под иностранными инвестициями понимаются «вложения

иностранного капитала, осуществляемые иностранным инвестором

непосредственно и самостоятельно в объект предпринимательской деятельности

на территории РФ» в виде объектов инвестиционной деятельности,

перечисленных в данной статье. Тогда как инвестиции в ФЗ «Об инвестиционной

деятельности, осуществляемой в форме капиталовложений» определяются как

объекты инвестиционной деятельности, вкладываемые в объекты

предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и

(или) достижения иного полезного результата. Таким образом, в определении

иностранных инвестиций отсутствует указание на цель вложения иностранными

инвесторами объектов инвестиционной деятельности, тогда как во втором

определении инвестиций указано на то, что инвестиционные вложения

осуществляются с целью получения прибыли и (или) иного полезного

результата. Во-вторых, сам перечень объектов инвестиционной деятельности в

данных статьях различен: объектами иностранной инвестиционной деятельности

являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, и

имеющие денежную оценку права на результаты интеллектуальной

деятельности, а также услуги и информация - то есть имеется закрытый перечень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

того, в отношении чего иностранные инвесторы могут осуществлять свою

деятельность. Тогда как Федеральный Закон №39-ФЗ дает открытый перечень

объектов инвестиционной деятельности. Также стоит отметить, что в ФЗ «Об

иностранных инвестициях в РФ» раскрывается понятие иностранных 264

Ш

инвесторов, которыми признаются иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическим лицом (если они не находятся под контролем гражданина РФ или юридического лица РФ), иностранные граждане и лица без гражданств. При этом, само определение инвестиционной деятельности в данном Федеральном Законе отсутствует, и также не определены формы осуществления иностранными инвесторами их деятельности на территории РФ: раскрывается понятие прямых иностранных инвестиций, однако не упоминается об иных формах, в частности, портфельных инвестициях (но стоит отметить, что ст. 6 Федерального Закона гарантирует использование иностранными инвесторами различных форм осуществления инвестиций).

Иные положения ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» закрепляют ряд гарантий предоставляемых иностранным инвесторам, в частности: национальный режим (ст. 4 ФЗ), правовая защита деятельности (ст. 5), компенсация при национализации и экспроприации имущества иностранного инвестора (ст. 8), гарантия использования иностранным инвестором на территории РФ правомерно полученной им прибыли и других денежных средств (ст. 11) и др.

Таким образом, анализ общих положений документов, регулирующих иностранные инвестиции на территории РФ, позволяет сделать вывод о том, что неясности в правовом режиме и порядке осуществления иностранной инвестиционной деятельности в России не способствуют созданию благоприятного инвестиционного климата в РФ. Специалисты отмечают, что: «причиной неблагоприятного инвестиционного климата в России является, в первую очередь, несовершенство инвестиционного законодательства» [7, а 202].

Однако, если характеризовать инвестиционную политику России в целом, стоит отметить, что за последние годы выносится множество предложений по обеспечению большей привлекательности для иностранных инвестиций. Так, разработанные Минэкономразвития РФ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период

265

I-

2021 и 2022 годов» [4] определяет ряд мер, которые будут способствовать улучшению инвестиционного климата, в частности:

1. разработка законопроекта «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности»;

2. введение новых «бюджетных правил»;

3. конкретизация алгоритма получения инвестиционного налогового кредита, увеличение перечня оснований для его получения [9, а185];

4. предоставление налоговых льгот и вычетов компаниям с высокой долей иностранного участия;

Кроме того, важно отметить, что и в ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», аналогично Закону КНР «Об иностранных инвестициях», предусматриваются изъятия стимулирующего и ограничивающего характера для иностранных инвесторов. Так, к изъятиям ограничивающего характера относятся ограничения, устанавливаемые в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц. В рамках ограничивающих изъятий принят ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». К изъятиям стимулирующего характера относятся льготы, устанавливаемые для иностранных инвесторов в интересах социально-экономического развития РФ. Так, например, по ст. 251 Налогового Кодекса РФ инвестиции от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения не учитываются при исчислении налоговой базы налога на прибыль организаций, то есть данные средства не облагаются налогом.

Таким образом, инвестиционная политика России на данный момент

направлена на максимальное оживление инвестиционной деятельности и

создание наиболее благоприятного климата для привлечения иностранных

инвесторов и создания для них привлекательных условий. Но без

реформирования инвестиционного законодательства данные процессы будут

протекать крайне медленно, поэтому считаем целесообразным провести 266

Ш

унификацию инвестиционного законодательства и создать единый акт, в котором будут закреплены не только гарантии осуществления инвестиционной деятельности иностранными лицами, но и порядок осуществления такой деятельности.

Как отмечалось ранее, развитие взаимного инвестирования между КНР и РФ на данный момент является одним из ключевых моментов стратегического сотрудничества государств. В 2012-2014 гг. между Россией и Китаем было заключено несколько десятков соглашений о сотрудничестве, первые результаты осуществления которых можно увидеть уже на данный момент. На протяжении последних пяти лет основными отраслями российско-китайского сотрудничества остаются: энергетика (проекты в атомной энергетике, транспортировка и переработка российской нефти, строительство и реконструкция объектов электрогенерации), освоение месторождений полезных ископаемых, переработка древесины, строительство, производство [10, с. 69].

Ярким примером реализации такого сотрудничества является запуск газопровода «Сила Сибири». ОАО «Газпром» и китайская компания СЫРС в мае 2014 года подписали договор о поставках российского газа в Китай по восточному маршруту. Также в 2015 г. было подписано соглашение о поставках газа в Китай по западному маршруту, который получил название «Сила Сибири-2».

Другим важным направлением инвестиционного сотрудничества России и

Китая является участие КНР в Российских территориях опережающего развития

(здесь и далее - ТОРы). В 2015 г. в рамках реализации российской

инвестиционной политики вступил в действие Федеральный Закон РФ №2 473-ФЗ

«О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» от

29.14.2014 г. согласно данной инициативе в утвержденных Правительством

ТОРах и моногородах закрепляются особые льготные условия для ведения

бизнеса, что дает перечисленным моногородам и особым территориям

возможность привлекать новые инвестиционные проекты, которые должны

снизить зависимость экономики от деятельности градообразующих 267

Ш

предприятий. Так, согласно статистическим данным, доля участия китайских инвесторов в российских ТОРах на данный момент составляет порядка 35 % [13], а на территории Свободного порта Владивосток - 64%. Также по данным Министерства развития Дальнего Востока и Арктики в 2016 г. на рассмотрении Корпорации развития Дальнего Востока находилось порядка семи заявок для работ в ТОР от китайских предпринимателей на сумму инвестиций - 138,5 млн рублей и пять заявок для работы в приморском порто-франко на сумму инвестиций - 937 млн рублей.

Таким образом, инвестиционное сотрудничество России и КНР с каждым годом становится все более тесным, об этом можно судить как исходя из статистических данных по уже реализуемым совместным проектам, так и по количеству вновь заключенных соглашений между российскими и китайскими инвесторами. Более того, на политическом уровне в ходе встреч российского и китайского лидеров была закреплена задача по доведению двустороннего товарооборота к 2020 году до 200 млрд долларов США.

Но существует определенные трудности и риски, связанные с инвестиционным сотрудничеством государств. В частности, многие иностранные инвесторы уже после заключения соглашений не могут долгое время приступить к реализации проекта из-за неясности и отсутствия четких правил регулирования инвестиционной деятельности в РФ. Кроме того, иностранные инвесторы зачастую сталкиваются с определенным недоверием со стороны местных властей того региона, где инвестиционная деятельность осуществляется. Что касается рисков, то многие специалисты говорят о возможности получения китайскими инвесторами в ходе долгосрочного сотрудничества полного контроля за российскими предприятиями, в импорте товаров которых, заинтересован Китай. Кроме того, инвестирование исключительно в добывающую промышленность зачастую приводит к полному выкачиванию ресурсов из той территории, на которой осуществляют свою деятельность китайские иностранные инвесторы.

В заключение стоит отметить, что на данный момент инвестиционная политика КНР представляется более последовательной и нацеленной на привлечение капитала в те сферы, где это более необходимо. Относительно инвестиционной политики России стоит отметить, что на данный момент принимается большое количество мер по привлечению иностранного капитала и созданию благоприятного инвестиционного климата, однако не всегда последовательный характер данных мер и несовершенства российского инвестиционного законодательства определенно замедляют данные процессы. Российско-китайское сотрудничество в сфере инвестиций также положительным образом сказывается на развитии государств, но при дальнейшем сотрудничестве необходимо учитывать и те риски, которые могут возникнуть при реализации совместных проектов.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» / «Собрание законодательства Р». 01.03.1999. № 9. ст. 1096.

2. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» / «Собрание законодательства Российской Федерации». 05.05. 2008. № 18. ст. 1940.

3. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ». 12.07.1999. № 28. ст. 3493.

4. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утв. Минфином России / Официальный сайт Минфина России [электронный ресурс] URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 15.03.2020).

5. Инвестиционное законодательство КНР: Законодательство КНР на русском языке. Пекин. 2015. [электронный ресурс] URL: https://docplayer.ru/43261864-Investicionnoe-zakonodatelstvo-knr.html (дата обращения: 14.03.2020).

6. Закон Китайской Народной Республики «Об иностранных инвестициях», принятый 15 марта 2019 года на второй сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва [электронный ресурс] URL: http://chinawindow.ru/china/legal-information-china/zakon-kitajskoj-narodnoj-respubliki-ob-inostrannyh-investitsiyah/ (дата обращения 14.03.2020).

7. Гургулия А.А. Анализ развития правового регулирования иностранных инвестиций в России // Правовое государство: Теория и практика. 2018. №1 (51). С. 199-202.

8. Ромашкина В.А. Влияние прямых иностранных инвестиций на развитие экономики Китая // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2018. №1 (97). С. 189-198.

9. Слепцова Е. В., Будкова М. А. Направления и эффективность современной Российской инвестиционной политики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №9. C. 183-186.

10. Тарасова С. Ю. Инвестиционное сотрудничество России и Китая // Вестник науки и образования. 2017. №6 (30). С. 68-71.

11. Чжан Л. Реформа инвестиционного законодательства и проект Закона КНР «Об иностранных инвестициях» // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. №2. С. 154-156.

12. Мировой атлас данных: Китай - Темп прироста ВВП, в постоянных ценах. [электронный ресурс] URL: https://knoema.ru/atlas (дата обращения: 14.03.2020).

13. Рейтинговое агентство RAexpert [электронный ресурс]: Свободные экономические зоны Дальнего Востока - опыт привлечения иностранных инвесторов. URL:https://www.raexpert.ru/researches/regions/2019 far east (дата обращения: 15.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.