Научная статья на тему 'Понятие и юридическая природа правовых режимов'

Понятие и юридическая природа правовых режимов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1697
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / РЕЖИМ / ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА / ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ / LEGAL REGIME / REGIME / THE DEFINITION OF A LEGAL STATUS / LEGAL NATURE / LEGAL FRAMEWORK / IMPLEMENTATION OF LAW / LEGAL DEFINITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барзилова И.С.

Рассматривается понятие правового режима, юридические основания и механизмы формирования правовых режимов. Автор особое внимание уделяет концептуализации понятия правового режима, осуществляя логический анализ данного понятия. В работе под правовым режимом понимается товокупность нормативно-правовых установлений и мероприятий, посредством которых создается особая упорядоченность правового регулирования в соответствии с поставленными в действующем законодательстве целями и задачами, обуславливающая характер взаимодействия между субъектами в рамках правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and legal nature of legal regimes

The article discusses the concept of a legal regime, the legal grounds and mechanisms of legal regime. The author pays special attention to the conceptualization of the definition of the legal regime, carrying out a logical analysis of the definition. In the article the legal regime is understood as a set of normative and legal establishments and activities, through which a special ordering of legal regulation is created in accordance with the aims and objectives in the current legislation.

Текст научной работы на тему «Понятие и юридическая природа правовых режимов»

УДК 340.12 ББК 67.0

ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ

ИННА СЕРГЕЕВНА БАРЗИЛОВА,

доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» E-mail: ktgp@msal.ru

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается понятие правового режима, юридические основания и механизмы формирования правовых режимов. Автор особое внимание уделяет концептуализации понятия правового режима, осуществляя логический анализ данного понятия. В работе под правовым режимом понимается cовокупность нормативно-правовых установлений и мероприятий, посредством которых создается особая упорядоченность правового регулирования в соответствии с поставленными в действующем законодательстве целями и задачами, обуславливающая характер взаимодействия между субъектами в рамках правоотношений.

Ключевые слова: правовой режим, режим, понятие правового режима, юридическая природа, правовой механизм, реализация права, юридические понятия.

Annotation. The article discusses the concept of a legal regime, the legal grounds and mechanisms of legal regime. The author pays special attention to the conceptualization of the definition of the legal regime, carrying out a logical analysis of the definition. In the article the legal regime is understood as a set of normative and legal establishments and activities, through which a special ordering of legal regulation is created in accordance with the aims and objectives in the current legislation.

Keywords: the legal regime, the regime, the definition of a legal status, legal nature, legal framework, the implementation of law, legal definitions.

В современной юридической науке проблема выстраивания единого понятийного ряда приобретает особую важность. В большей степени это касается межотраслевых институтов, статус которых в условиях высокой динамики российского законодательства значительно возрастает. Не случайно за последнее время актуализировались дискуссии по логико-гносеологическим, методологическим, лингвистическим вопросам юридических дефиниций1. Необходимость проведение логического анализа применяемых определений предопределена их особым статусом в правовой сфере, связанной с институционализацией всех государственно-правовых явлений в юридических актах. Дефиниции позволяют придать известную упорядоченность, логичность и стройность в правовом регулировании, унифицировать законодательство в целом. Они выступают в качестве долговременной и продуктивной связи между элементами российской правовой системы, структурно оформляя ее.

Однако довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда в правовых актах для обозначения от-

дельных институтов, средств, механизмов не всегда верно подбирается термин, в определении не совсем точно выделяются их специфические характеристики. Это связано, например, с несовершенством технико-юридического инструментария, «перегрузкой» или наоборот существованием пробелов, противоречий в понятийном строе юриспруденции, отсутствием как отраслевых, так и общетеоретических фундаментальных исследований. В результате в отраслевых нормативных правовых актах может совершенно по-разному трактоваться одно и тоже правовое явление, что приводит к возникновению трудностей в правореализацион-ном процессе.

По всей видимости, имеет место и проблема неполного соответствия юридических дефиниций постоянно меняющейся правовой действительности, что придает на современном этапе особую значимость исследованиям в сфере социологии права, изучающей функционирование институтов права в общественной системе. Существенная роль отводится и методологическим вопросам юридической науки в целом, нужда-

ющейся в обширном философском и науковедческом контексте.

Так, использование в нормативных правовых актах на протяжении длительного времени понятия правового режима не привело, однако, к его конкретизации, что в известной степени явилось фактором дестабилизации при правовой регламентации отдельных групп общественных отношений. В отраслевом законодательстве правовой режим довольно часто отождествляется с юридической процедурой, правовым механизмом, способом правового регулирования и т.п., что не совсем верно.

Термин «режим» (от лат. regimen) довольно многогранен. Под ним понимается метод управления, совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели, распорядок дел, действий; условия деятельности, работы; государственный строй2.

Исследования, касающиеся терминологического дефинирования правовых режимов, ведутся в основном в рамках общей теории права, на отраслевом уровне практически не предпринимается попыток в подобном направлении. Более того, можно говорить о существовании различных подходов к определению режимов в сфере публичного и частного права, что предопределено самой спецификой регулируемых отношений.

В отраслях российского права существует множество режимов (например, таможенные, административные режимы, режимы землепользования, режим имущества супругов и т.д.), каждый из которых имеет свои особенности, обусловленные предметом правового регулирования.

Правовой режим, думается, можно определить как совокупность нормативно-правовых установлений и мероприятий, посредством которых создается особая упорядоченность правового регулирования в соответствии с поставленными в действующем законодательстве целями и задачами, обуславливающая характер взаимодействия между субъектами в рамках правоотношений.

Унификация применяемых в действующем законодательстве дефиниций правового режима связана, по всей видимости, с выделением специфических особенностей последнего независимо от его отраслевой принадлежности.

Правовые режимы всегда имеют нормативную основу, включающую в себя совокупность соответствующих приемов, средств, способов организации поведения субъектов правоотношений. «Как только право рассматривается в динамике, в функционировании, — пишет С.С. Алексеев, — оно сразу же раскрывается новыми существенными гранями, сторонами своей институционности, и возникает необходимость много-

планового освещения правового регулирования, таких его сторон, как механизм, способы, методы, типы регулирования, а теперь еще правовые режимы»3. Создаваемая посредством правовых режимов «схема» регулирования общественных отношений позволяет учитывать многие политические, социально-экономические, временные, пространственные и многие другие факторы развития социума.

Деятельность по подготовке, принятию и опубликованию подобных нормативно-правовых актов осуществляется в рамках закона, прежде всего Конституции Российской Федерации, устанавливающей общие принципы правовых режимов, в соответствии с демократическими принципами правотворчества. Более подробно режимы регламентируются различными по уровню и содержанию нормативными правовыми актами. В настоящее время наблюдается определенный отход от ведомственной регламентации правовых режимов, их регулирование переносится на уровень федеральных и региональных законов.

Правовые режимы всегда осуществляются с помощью специальных процедур, понимаемых как система последовательных юридически значимых действий, осуществляемых соответствующими субъектами, закрепленная в действующих нормах права. Юридические процедуры существуют в рамках правовых режимов как системы правового регулирования, основанной на единых принципах и подходах, состоящей из совокупности определенных правовых средств, оказывающих воздействие на общественные отношения. Процедуры являются выражением правовых режимов, они охватывают все виды правовой регламентации длящихся во времени юридических действий и наряду с правовыми средствами выступают в качестве составляющих их элементов4. Правовые процедуры в целом связаны с реализацией юридических норм, представляя собой последовательно сменяющиеся детально регламентированные поведенческие акты субъектов правоотношений. Они устанавливаются процедурно-организационными нормами и могут носить как нормативный, так и индивидуальный характер. Для юридических процедур характерна строгая последовательность действий связанная с претворением в практическую действительность норм материального права.

Правовые режимы включают целый набор методов и типов правового регулирования. По сравнению с юридическими процедурами правовые режимы характеризуются большей статичностью, так как направлены на закрепление того или иного статуса общественных отношений. Правовые процедуры — это динамическая часть режимов, существующих в рамках определенной отрасли.

Правовые режимы имеют формально-юриди-

ческий (закрепляются действующим законодательством), и содержательный (сами меры, действия, средства, применяемые в их рамках) аспекты.

В правовых режимах устанавливается правовой статус субъектов, закрепляются их субъективные права и юридические обязанности, определяется порядок взаимоотношений между ними. Думается, главное место принадлежит способам правового регулирования, среди которых в каждом конкретном случае выделяется главный, решающий, доминирующий, определяющий, в конечном счете, характер самого режима, степень жесткости правового воздействия, активности и самостоятельности субъектов.

Все правовые режимы направлены, в конечном счете, на упорядочение общественных отношений в соответствии с целями и задачами, обозначенными в нормативных правовых актах, что придает известную целостность правореализационному процессу. Создается своего рода правовой «климат», настрой в регулировании отдельных видов социальных связей, достигаемый с помощью средств государственного воздействия, заранее включаемых в структуру того или иного правового режима. Прежде всего, речь идет об юридических инструментах. Вместе с тем, как часть государственного режима, правовой режим может обеспечиваться и экономическими, политическими, идеологическими средствами, более объемными и масштабными по своему значению и характеру, во многом определяющими качество используемых правовых инструментов, степень и уровни государственного воздействия.

Экономические, политические, идеологические, культурные и иные средства гарантирующего характера можно рассматривать как своего рода вспомогательный элемент правовых режимов. Это система условий, факторов действующих опосредованно, через призму именно юридических норм, определяющих только «общую канву» праворегулирующего процесса. В контексте данных элементов более уместно говорить о режимах регулирования социальных связей в целом, в которых задействованы не столько правовые, сколько социальные нормы (нормы нравственности, морали, этические, религиозные, различного рода корпоративные правила поведения). Обозначенные социальные нормативные регуляторы играют роль гарантий общего характера, обеспечивающих надлежащую реализацию правовых норм, должный уровень общественного порядка, культуры, что, в конечном счете, влияет на правопорядок, законность.

Правовые режимы можно рассматривать и в качестве социокультурного явления в юридической действительности, аккумулирующей в той или иной степени сложившиеся и устоявшиеся в обществе

традиции. Они позволяют праву как государственно-властному регулятору быть высокочувствительным к природе и имманентной нормативности регулируемых им объектов, не подменяя развитие социальной среды, а усиливая, охраняя ее, создавать необходимые условия и ориентиры, давать общее направление и общие цели. Подобная совокупность правовых установлений и форм правореализационной практики играет существенную роль в поддержании авторитета власти, стабильности общественного порядка, в сглаживании различного рода социальных конфликтов путем согласования, гармонизации существующих законных интересов и потребностей, приведению конкуренции между индивидами в разумные рамки.

В правовых режимах нормативно устанавливается степень государственного упорядочивающего воздействия как на общественные отношения в целом, так и на поведение индивидов. Определяется уровень применения различного рода органичений, обязываний и запретов, а также дозволений, льгот и привилегий; очерчиваются границы использования так называемых юридических возможностей. Степень предоставляемых субъектам правоотношений свобод зависит от существующего в рамках той или иной отрасли типа правового регулирования (преобладание разрешительного в публичных отраслях права, общедозволительного — в отраслях частного права).

На отраслевом уровне, как уже отмечалось, нет единого подхода к определению правовых режимов, из которого в ряде случаев исключаются отдельные составляющие его элементы, компоненты или виды юридических средств. Обращает на себя внимание тот факт, что в публичных отраслях права в большей степени по сравнению с частноправовой сферой наблюдается терминологическое обозначение применяемых правовых режимов, что связано, по всей видимости, с особенностями используемых здесь методов правового регулирования, применяемом режимном управлении (административное, таможенное право). Повышение роли режимов в области публичного права обусловлено, думается, отходом от практики использования преимущественно ведомственного регулирования, заменяемого законодательством Российской Федерации, законами ее субъектов. При характеристике акцент делается в основном на ограничивающих правовых средствах (запретах, приостановлениях, ограничениях), юридический же инструментарий стимулирующей направленности (поощрения, льготы) остается без внимания, не обозначается в даваемом конкретному режиму определении.

В публичных отраслях правовой режим может применяться в отношении как конкретного объекта (таможенный режим (процедура) экспорта энергоно-

сителей, режим ввоза и вывоза культурных ценностей, режим государственной границы), так и определенной ситуации (режим контртеррористической операции, режим чрезвычайного и военного положения).

В сфере гражданского и семейного права правовые режимы, думается, связаны с обозначением в основном субъективных прав и юридических обязанностей, что подтверждается использованием таких категорий, как «режим общей долевой собственности», «режим совместной собственности», «правовой режим нежилых помещений», «правовой режим договора» и т.д. Вместе с тем в ряде случаев порядок режимного регулирования может устанавливаться и в отношении определенных объектов (например, конфиденциальной информации). Объем субъективных прав и юридических обязанностей, устанавливаемых в рамках гражданско-правовых режимов в отношении того или иного объекта, удовлетворяющего определенные потребности индивидов, позволяет выделять среди них средства производства и предметы потребления; потребляемые и не потребляемые, делимые и не делимые, движимые и недвижимые вещи.

Для более точного терминологического обозначения правовых режимов важно четко обозначить составляющие их компоненты. Сюда необходимо включать, прежде всего, цели правового регулирования определенных видов отношений, связанные с созданием идеальной модели, предвосхищением в сознании результата, на достижение которого направлены действия субъектов. Совершенствование правового регулирования связано с обозначением параметров телеологической информации в тексте нормативно-правового акта.

В состав правового режима входят и принципы регулирования, способствующие более точному отражению его сущность и назначение (например, является ли этот режим общим или специальным). Они выступают своеобразными ориентирами, позволяющими создать общую систему режимов, применяемых в той или иной отрасли права. Подобные основополагающие начала выступают в качестве фундаментальной основы конструирования каждого отдельного правового режима в целом, определяют перечень применяемых в его рамках юридических средств и правовых процедур. К числу принципов правовых режимов можно отнести следующие: законность, гласность, правовое равенство, объективность, профессионализм, системность, процессуальная экономия, защита прав и свобод человека и гражданина.

Немаловажное значение при терминологическом обозначении придается и объектам правового регулирования, по поводу которых во многих случаях и конструируются, создаются в действующем законо-

дательстве те или иные правовые режимы; правовому статусу субъектов, предусматривающему особый порядок реализации предоставленных им прав и возложенных обязанностей; нормативной основе.

Юридические режимы должны включать и определенные гарантии, инструменты обеспечения надлежащей реализации интересов и потребностей субъектов правоотношений.

Важность унификации применяемых законодательных дефиниций обусловлена и усложнением в целом юридических понятий и терминов, громоздкостью текстов нормативно-правовых актов. Это создает известные трудности и в плане осуществления интерпретационной деятельности, особенно в контексте активного «внедрения» в российскую правовую действительность такой формы права, как юридический прецедент.

Точность в формулировании дефиниций нормативно-правовых актов позволит избежать возникновения разночтений, тавтологии, неоднозначности в понимании правовых текстов, коллизий между общими и специальными юридическими нормами. Кроме того, правотворческими органами активно «внедряются» в правовую материю абсолютно новые термины, которые нуждаются в дефинировании. Высокую динамику лексики современной российской юриспруденции обуславливают и происходящие миграционные и глоба-лизационные процессы.

Реализация правовых режимов осуществляется целой системой органов государственного управления различного уровня, осуществляющих в ходе своей деятельности процедурное обеспечение проводимой правовой политики в современной России. Посредством режимного регулирования государство оказывает существенное влияние на социальные процессы, изменяя в необходимых случаях их направленность, интенсивность, качественные и количественные характеристики. В рамках режимного регулирования фактически определяется значимость объекта с учетом его особенностей и характеристик, а также придается особый статус конкретной ситуации. Это придает известную целостность правовой системе, обеспечивая, в конечном счете, ее нормальное и единообразное развитие и функционирование при воздействии на нее факторов объективной и субъективной реальности.

Правовые режимы в условиях довольно высокой динамики современных общественных отношений позволяют придать им известную устойчивость. Социальные процессы с помощью режимного нормативного упорядочивающего воздействия одинаково протекают на всей территории государства, характеризуясь определенным постоянством, в той или иной степени прогнозируемыми изменениями. В рамках

правовых режимов определяется предназначение предмета правового регулирования, характер должного и возможного поведения. Немаловажное значение в этом плане приобретает и нормативно установленная система гарантирующих средств, включающих, в том числе, и средства государственного принуждения. Таким образом, достигается заранее запрограммированный социальный эффект.

Режимное управление, осуществляемое государственными органами различного уровня и функциональной направленности, довольно часто приобретает превентивный характер.

Одним из методологических приемов, с помощью которого возможно унифицировать весь понятийный ряд устанавливаемых действующим законодательством правовых режимов, является проводимая по определенным основаниям классификация.

Проведение видовой градации позволит, думается, определить и наиболее вероятные «участки» возникновения противоречий в терминологическом дефини-ровании правовых режимов, что особенно актуально в контексте формирования новых отраслей и институтов права, модернизации федеративных отношений в современной России.

Так, в зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционный, гражданский, административный, финансовый, земельный, информационный, таможенный и т.д. режимы.

В соответствии с содержанием обозначаются общие, специальные и комплексные правовые режимы; материальные (валютный режим) и процессуальные режимы (таможенный режим перемещения товаров через таможенную границу).

В зависимости от субъектов, в отношении которых они устанавливаются, выделяют режим беженцев, вынужденных переселенцев; граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством; объектов — режим недвижимого имущества, режим земель

сельскохозяйственных организаций, режим иностранных инвестиций, режим имущественного комплекса; времени — постоянные и временные режимы; формы выражения — режим, установленный в действующем законодательстве и договорной режим; сферы использования — международный и внутригосударственный режим; уровня нормативных актов — общефедеральный, региональный, муниципальный и локальный режим; направленности правового регулирования — стимулирующие и ограничивающие правовые режимы.

Верное терминологическое обозначение правовых режимов будет направлено на повышение качества правореализационного процесса, позволит с информационной точки зрения более точно отразить волю законодателя, те идеи и замыслы, претворению которых и должен способствовать тот или иной нормативно-правовой акт. Унификация законодательных дефиниций приобретает особое звучание и в плане совершенствования ведомственного нормотворчества, определения которого должны вписываться в общую логически выверенную систему применяемой юридической терминологии как на общефедеральном, так и региональном уровнях.

1 Законодательная техника/ под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2000; Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы: Материалы Международного «круглого стола»/ под ред. В.М. Баранова, И.С. Пацуркивского, Г.О. Матюшкина. Н. Новгород, 2007; Власенко Н.А. Судебные правовые дефиниции: природа, функции, основания деления и виды// Журнал российского права. № 12. 2009. С.58-67 и др.

2 Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.-СПб., 2000. С.1005; Ожегов С.И Толковый словарь русского языка./ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М., 1993. С. 696.

3 Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 243.

4 Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971. С.122-123; Он же. Структура советского права. М., 1975. С. 237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.