Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ ПОДХОД ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ «ЭКСТРЕМИЗМ»'

ПРАВОВОЙ ПОДХОД ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ «ЭКСТРЕМИЗМ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
экстремизм / насильственный экстремизм / ненасильственный экстремизм / политический экстремизм / extremism / violent extremism / nonviolent extremism / political extremism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пивоварова И.А., Коженко Я.В.

В работе приводится обзор понятия «экстремизм» и подход к его толкованию в области права. Отмечается тенденция широкого толкования в отечественном законодательстве данного феномена, путем перечисления перечня деяний, не обязательно связанных с категорией насилия. Это приводит к возможности привлечения к уголовной ответственности широкого круга лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL APPROACH OF DOMESTIC LEGISLATION ON INTERPRETATION OF THE CONCEPT OF «EXTREMISM»

In paper provides an overview of the concept of "extremism" and an approach to its interpretation in the field of law. There is a tendency for a broad interpretation of this phenomenon in domestic legislation, by listing a list of acts that are not necessarily related to the category of violence. This leads to the possibility of bringing a wide range of persons to criminal responsibility.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ ПОДХОД ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ «ЭКСТРЕМИЗМ»»

УДК 340.12

Пивоварова И.А.

магистрант

Всероссийский государственный университет юстиции (г. Ростов-на-Дону, Россия)

Научный руководитель: Коженко Я.В.

канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Всероссийский государственный университет юстиции (г. Ростов-на-Дону, Россия)

ПРАВОВОЙ ПОДХОД ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ «ЭКСТРЕМИЗМ»

Аннотация: в работе приводится обзор понятия «экстремизм» и подход к его толкованию в области права. Отмечается тенденция широкого толкования в отечественном законодательстве данного феномена, путем перечисления перечня деяний, не обязательно связанных с категорией насилия. Это приводит к возможности привлечения к уголовной ответственности широкого круга лиц.

Ключевые слова: экстремизм, насильственный экстремизм, ненасильственный экстремизм, политический экстремизм.

Согласно общепринятому понятию, экстремизм (от лат «ех^ешиБ» -крайний, чрезмерный) - антисоциальное общественно-политическое явление, связанное с формированием определенной идеологии, основанной на нелегитимных и противоправных действиях. Многоаспектность понятия «экстремизм» создает сложности в его закреплении как юридической дефиниции. В международном праве до сих пор нет единого подхода к

определению экстремизма и экстремистской деятельности. «Каждое государство стремится закрепить собственное понятие, с учетом исторических, культурных, национальных и религиозных особенностей» [1].

На субъективный и конструируемый характер понятия «экстремизм» в смысловом поле указывает С.А. Сергеев: «....в теоретическом плане проблема определения экстремизма зависит, в конечном итоге, от того, что в данном обществе считается нормой, а что - отклонением от нее, девиацией. Поэтому в демократических обществах экстремистами называются те индивиды или группы, которые выступают за устранение демократии и установление авторитарного режима, а в авторитарных и тоталитарных обществах - наоборот» [2, 15].

Рассматривая категорию «экстремизм» с точки зрения права, можно с полной уверенностью говорить о том, что в отечественном законодательстве она стала осмысляться в качестве формы политической борьбы уже в конце 1990-х годов. Сам общий процесс по формированию правовой базы по противодействию экстремизму в России начался с конца ХХ века. Особенной датой в отношении российской правовой системы, а также в отношении формирования механизмов правового противодействия данному феномену, считается 23 марта 1995 года, когда Президентом РФ Б.Н. Ельцином, был подписан особый Указ под №310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в РФ». В рамках данного Указа внимание было обращено на опасность повсеместного распространения и проникновения идей фашизма, которые в полной степени влияли бы на разжигание расовой, а также национальной и религиозной розни, что создавало бы угрозу конституционному строю Российской Федерации [3]. При этом сам термин «экстремизм» долгое время находился за пределами официальных документов, что следует рассматривать как правовой парадокс.. Только к концу 2001 года в отечественной правовой науке в полной мере начинается осмысление такого явления как «экстремизм». Связано это отчасти с террористической атакой на

Соединенные Штаты Америки, которая была спланирована и организована 11 октября 2001 года членами террористической организации «Аль-Каида», запрещенной в России. Данный акт способствовал активизации современного осмысления феномена экстремизма.

Уже в начале следующего года в Российской Федерации был принят ФЗ №114-ФЗ от 25 июля 2002 «О противодействии экстремисткой деятельности», в рамках которого отечественный законодатель в первый раз вводит данное понятие «экстремизм» и старается использовать метод обобщения, опираясь на конкретный список экстремистских действий. Важно также отметить тот факт, что в ст. 1 ФЗ от 25.07.2022 №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» был впервые включен обособленный перечень действий, которые относятся к экстремизму. Более подробно обозначим все действия, закрепленные в ФЗ:

- насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации). За исключением делимитации, демаркации, а также редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;

- публичное оправдание основ терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной

розни;

- пропаганда исключительности, а также превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и

религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также процесс подстрекательства к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг [4]

Как можно отметить, отечественные законодатели стремятся раскрывать понятие «экстремизм» за счет перечисления тех или иных общественно-опасных деяний, которые не всегда бывают связаны с насилием

(насилие рассматривается как родовой признак экстремистских деяний - И.П.) . По этому поводу В. Фуртат пишет: «экстремизм может проявляться законно до тех пор, пока эти активные действия не будут негативно влиять на какие-либо общественные отношения, охраняемые уголовным законодательством. Феномен экстремистской деятельности может посягать на закон, но и может представлять собой правомерное явление» [5].

Метод обобщения, используемый отечественным законодателем при определении экстремизма, дает возможность широкого толкования при квалификации преступлений и привлечении граждан к уголовной ответственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кузнецов Р.Д. К вопросу о понятии экстремизма в современной юридической науке и законодательстве Российской Федерации // КиберЛенинка - научная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-ekstremizma-v-sovremennoy-yuridicheskoy-nauke-i-zakonodatelstve-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 20.10. 23)

2. Сергеев, С.А. Исследования экстремизма и радикализма в зарубежных и отечественных социальных науках. Конфликтология / С.А. Сергеев. - Казань: КФУ, 2011. С. 1-17. Назарова, Е.В. Экстремизм как угроза основам конституционного строя и безопасности государства // КиберЛенинка - научная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekstremizm-kak-ugroza-osnovam-konstitutsionnogo-stroya-i-bezopasnosti-gosudarstva (дата обращения 20.10.2023).

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»: в ред. от 21.07.2014 г. // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - ст. 3031.

4. Фуртат В.В. История экстремизма и ее отражение в понятийном аппарате//Вестник РПА №3, 2019. [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663588081 _(дата обращения 20.10.2023).

Pivovarova I.A.

All-Russian State University of Justice (Rostov-on-Don, Russia)

Scientific advisor: Kozhenko Y.V.

All-Russian State University of Justice (Rostov-on-Don, Russia)

LEGAL APPROACH OF DOMESTIC LEGISLATION ON INTERPRETATION OF THE CONCEPT OF «EXTREMISM»

Abstract: in paper provides an overview of the concept of "extremism " and an approach to its interpretation in the field of law. There is a tendency for a broad interpretation of this phenomenon in domestic legislation, by listing a list of acts that are not necessarily related to the category of violence. This leads to the possibility of bringing a wide range of persons to criminal responsibility.

Keywords: extremism, violent extremism, nonviolent extremism, political extremism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.