УДК 340.12
Пивоварова И.А.
магистрант
Всероссийский государственный университет юстиции (г. Ростов-на-Дону, Россия)
Научный руководитель: Коженко Я.В.
канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Всероссийский государственный университет юстиции (г. Ростов-на-Дону, Россия)
ПРАВОВОЙ ПОДХОД ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ «ЭКСТРЕМИЗМ»
Аннотация: в работе приводится обзор понятия «экстремизм» и подход к его толкованию в области права. Отмечается тенденция широкого толкования в отечественном законодательстве данного феномена, путем перечисления перечня деяний, не обязательно связанных с категорией насилия. Это приводит к возможности привлечения к уголовной ответственности широкого круга лиц.
Ключевые слова: экстремизм, насильственный экстремизм, ненасильственный экстремизм, политический экстремизм.
Согласно общепринятому понятию, экстремизм (от лат «ех^ешиБ» -крайний, чрезмерный) - антисоциальное общественно-политическое явление, связанное с формированием определенной идеологии, основанной на нелегитимных и противоправных действиях. Многоаспектность понятия «экстремизм» создает сложности в его закреплении как юридической дефиниции. В международном праве до сих пор нет единого подхода к
определению экстремизма и экстремистской деятельности. «Каждое государство стремится закрепить собственное понятие, с учетом исторических, культурных, национальных и религиозных особенностей» [1].
На субъективный и конструируемый характер понятия «экстремизм» в смысловом поле указывает С.А. Сергеев: «....в теоретическом плане проблема определения экстремизма зависит, в конечном итоге, от того, что в данном обществе считается нормой, а что - отклонением от нее, девиацией. Поэтому в демократических обществах экстремистами называются те индивиды или группы, которые выступают за устранение демократии и установление авторитарного режима, а в авторитарных и тоталитарных обществах - наоборот» [2, 15].
Рассматривая категорию «экстремизм» с точки зрения права, можно с полной уверенностью говорить о том, что в отечественном законодательстве она стала осмысляться в качестве формы политической борьбы уже в конце 1990-х годов. Сам общий процесс по формированию правовой базы по противодействию экстремизму в России начался с конца ХХ века. Особенной датой в отношении российской правовой системы, а также в отношении формирования механизмов правового противодействия данному феномену, считается 23 марта 1995 года, когда Президентом РФ Б.Н. Ельцином, был подписан особый Указ под №310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в РФ». В рамках данного Указа внимание было обращено на опасность повсеместного распространения и проникновения идей фашизма, которые в полной степени влияли бы на разжигание расовой, а также национальной и религиозной розни, что создавало бы угрозу конституционному строю Российской Федерации [3]. При этом сам термин «экстремизм» долгое время находился за пределами официальных документов, что следует рассматривать как правовой парадокс.. Только к концу 2001 года в отечественной правовой науке в полной мере начинается осмысление такого явления как «экстремизм». Связано это отчасти с террористической атакой на
Соединенные Штаты Америки, которая была спланирована и организована 11 октября 2001 года членами террористической организации «Аль-Каида», запрещенной в России. Данный акт способствовал активизации современного осмысления феномена экстремизма.
Уже в начале следующего года в Российской Федерации был принят ФЗ №114-ФЗ от 25 июля 2002 «О противодействии экстремисткой деятельности», в рамках которого отечественный законодатель в первый раз вводит данное понятие «экстремизм» и старается использовать метод обобщения, опираясь на конкретный список экстремистских действий. Важно также отметить тот факт, что в ст. 1 ФЗ от 25.07.2022 №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» был впервые включен обособленный перечень действий, которые относятся к экстремизму. Более подробно обозначим все действия, закрепленные в ФЗ:
- насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации). За исключением делимитации, демаркации, а также редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;
- публичное оправдание основ терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной
розни;
- пропаганда исключительности, а также превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и
религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также процесс подстрекательства к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг [4]
Как можно отметить, отечественные законодатели стремятся раскрывать понятие «экстремизм» за счет перечисления тех или иных общественно-опасных деяний, которые не всегда бывают связаны с насилием
(насилие рассматривается как родовой признак экстремистских деяний - И.П.) . По этому поводу В. Фуртат пишет: «экстремизм может проявляться законно до тех пор, пока эти активные действия не будут негативно влиять на какие-либо общественные отношения, охраняемые уголовным законодательством. Феномен экстремистской деятельности может посягать на закон, но и может представлять собой правомерное явление» [5].
Метод обобщения, используемый отечественным законодателем при определении экстремизма, дает возможность широкого толкования при квалификации преступлений и привлечении граждан к уголовной ответственности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кузнецов Р.Д. К вопросу о понятии экстремизма в современной юридической науке и законодательстве Российской Федерации // КиберЛенинка - научная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-ekstremizma-v-sovremennoy-yuridicheskoy-nauke-i-zakonodatelstve-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 20.10. 23)
2. Сергеев, С.А. Исследования экстремизма и радикализма в зарубежных и отечественных социальных науках. Конфликтология / С.А. Сергеев. - Казань: КФУ, 2011. С. 1-17. Назарова, Е.В. Экстремизм как угроза основам конституционного строя и безопасности государства // КиберЛенинка - научная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekstremizm-kak-ugroza-osnovam-konstitutsionnogo-stroya-i-bezopasnosti-gosudarstva (дата обращения 20.10.2023).
3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»: в ред. от 21.07.2014 г. // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - ст. 3031.
4. Фуртат В.В. История экстремизма и ее отражение в понятийном аппарате//Вестник РПА №3, 2019. [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663588081 _(дата обращения 20.10.2023).
Pivovarova I.A.
All-Russian State University of Justice (Rostov-on-Don, Russia)
Scientific advisor: Kozhenko Y.V.
All-Russian State University of Justice (Rostov-on-Don, Russia)
LEGAL APPROACH OF DOMESTIC LEGISLATION ON INTERPRETATION OF THE CONCEPT OF «EXTREMISM»
Abstract: in paper provides an overview of the concept of "extremism " and an approach to its interpretation in the field of law. There is a tendency for a broad interpretation of this phenomenon in domestic legislation, by listing a list of acts that are not necessarily related to the category of violence. This leads to the possibility of bringing a wide range of persons to criminal responsibility.
Keywords: extremism, violent extremism, nonviolent extremism, political extremism.