Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЭКСТРЕМИЗМА: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ'

СПЕЦИФИКА ЭКСТРЕМИЗМА: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ / КОНЦЕПТ И ПОНЯТИЕ «ЭКСТРЕМИЗМ» / НАСИЛИЕ / ТЕРРОРИЗМ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Римский А.В., Лысенко В.А.

В статье авторы дают анализ и характеристику основных подходов к пониманию и определению категории и понятия «экстремизм» в политико-правовом и философском дискурсах. Основные определения экстремизма рассмотрены на основе анализа этимологический традиций и обыденного толкования, научной и философской литературы, а также словарей и энциклопедий. Предложены собственные, оригинальные определения экстремизма, как политико-правового и культурного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF EXTREMISM: POLITICAL-LEGAL AND PHILOSOPHICAL DEFINITIONS

In the article the authors give analysis and characteristics of the main approaches to understanding and definition of the category and concept of «extremism» in political-legal and philosophical discourse. The main definitions of extremism are considered on the basis of analysis of etymological traditions and commonplace interpretation, scientific and philosophical literature, as well as dictionaries and encyclopedias. The author offers her own, original definitions of extremism as a political-legal and cultural phenomenon.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЭКСТРЕМИЗМА: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 130.2

СПЕЦИФИКА ЭКСТРЕМИЗМА: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А.В. Римский1), В.А. Лысенко2)

1 2)

' ) Белгородский юридический институт МВД РФ им. И.Д. Путилина, г. Белгород

1) e-mail: alex.rimskiy@yandex.ru 2) e-mail: lisenko.vik.2013@yandex.ru

В статье авторы дают анализ и характеристику основных подходов к пониманию и определению категории и понятия «экстремизм» в политико-правовом и философском дискурсах. Основные определения экстремизма рассмотрены на основе анализа этимологический традиций и обыденного толкования, научной и философской литературы, а также словарей и энциклопедий. Предложены собственные, оригинальные определения экстремизма, как политико-правового и культурного феномена.

Ключевые слова: экстремизм, экстремальность, концепт и понятие «экстремизм», насилие, терроризм, преступление.

На сегодняшний день экстремизм в любой форме его проявления остается одной из важных проблем человечества, так как часто на глобальном и региональном социально-политическом уровне существует в качестве атрибута таких феноменом, как насилие, терроризм и многочисленные преступления разного вида. При этом география экстремизма расширяется, а субъектный состав затронутых экстремизмом групп и сообществ включает новые категории граждан. Очевидно, что к различным видам экстремизма причастны сотни тысяч людей.

Помимо тех, кто непосредственно осуществляет экстремистские действия, к этим сообществам также можно отнести тех, кто снабжает их различными средствами (оружием, деньгами, поддельными документами и т. д.), кто разрабатывает технологии и идеологию экстремизма, вовлекает в экстремистские организации, обучает, финансирует и т. п. Также причастны к экстремизму по принципу отталкивания и те, кто ему противостоит. Речь идет о тех службах и социальных институтах, прежде всего полицейских и антитеррористических, которые противодействуют экстремизму, организуя и проводя оперативно-розыскные, профилактические, уголовно-процессуальные мероприятия, кто создает правовую базу, основу для борьбы с экстремизмом.

Наконец растет и число жертв. Только за 2022 год число преступлений экстремистской направленности увеличилось на 38,4% [5]. В результате совершения преступлений экстремисткой направленности люди погибают, получают тяжкий вред здоровью, у них возникает чувство страха и недоверия к власти и государству.

Более того преступления экстремисткой направленности, затрагивая различные сферы жизнедеятельности человека и общества, напрямую влияют на уровень национальной безопасности государства. Такие преступления могут повлечь за собой массовые нарушения общественного порядка, что может привести к многочисленным жертвам. Экстремизм на сегодняшний день выступает в качестве одной из сложнейших общественных, политических, правовых проблем современной России. Об этом свидетельствует репрезентация различных экстремистских проявлений, оказывающих дестабилизирующее влияние, создающих угрозу национальной безопасности, территориальной целостности, государственному суверенитету, законности и правопорядку российского государства.

Если обратиться к данной проблематике с точки зрения научного понимания экстремизма, то следует отметить, что основное место занимают вопросы, связанные с истоками, сущностью, содержанием и формами проявления экстремизма. На этот аспект многократно акцентировали свое внимание как российские, так и зарубежные исследователи в своих трудах правового, политического, социального характера. Следует констатировать, что существует множество дефиниций данного понятия, поэтому в социально-гуманитарном

дискурсе не сложилось единого подхода к пониманию и определению концепта «экстремизм», как неформализованного понятия, нагруженного образными коннотациями, которые часто укоренены в обыденном сознании.

По нашему мнению, целесообразно существующие точки зрения градировать по трём направлениям. Во-первых, следует обратиться к доктринальному (научному) направлению, которое представлено целым спектром различных научных подходов в социально-гуманитарном знании, в том числе в словарно-энциклопедических тезаурусах. Во-вторых, законодательному направлению, так как на сегодняшний день существует большая нормативно-правовая, документальная база для рассмотрения феноменологии экстремизма. И, в-третьих, дать обобщение в философском осмыслении существующих определений с целью большей формализации и рационализации концепта «экстремизм».

Считаем необходимым сначала обратиться к истокам толкования термина и концепта «экстремизм». Данный термин был образован от латинского слова «ехйетш», который дословно переводится, как «последний», но в обыденном и научном словотворчестве стал этимологически определяться, как «чрезмерный, крайний», то есть выходящий за определенные нормы, правила поведения и установленные в обществе и культуре рамки. Следует признать, что более родовым термином по отношению к «экстремизму», является концепт «экстремальный», который перекрывает коннотации «экстремизма» и разворачивается в более широкий смысловой ряд: необычный, необычайный, чрезвычайный, трудный, сложный, крайний, невообразимый, несусветный, пиковый, граничный, предельный, аномальный, незапланированный, нетрадиционный. Однако, требуется специальное рассмотрение концептов «экстремизм» и «экстремальный» не только на лингвистическом и логическом уровнях, но и содержательно, с обращением к конкретной культурной феноменологии, что выходит за рамки нашей статьи.

Особенно популярным термин «экстремизм» стал в Европе времён протестантской Реформации, а позже прижился и в научном дискурсе. М.Ю. Зеленков по этому поводу отмечал: «Категория "экстремизм" пришла в научный язык различными путями, причем сначала никто не задумывался о ее терминологической сущности. Известный немецкий

политолог U. Backes отмечает, что ее появление в лексиконе относится к эпохе религиозных войн (XVI-XVII вв.). Связано это было с тем, что во времена политической и религиозной поляризации общепринятые слова, словосочетания и выражения, не позволяли достаточно точно описать явление, воспринимаемое как экзистенциальную угрозу» [3, с. 58]. Всё это нашло отражение и в энциклопедических тезаурусах.

Например, в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова экстремизм определяется как: «приверженность крайним взглядам и методам» [4, с. 787]. Советский энциклопедический словарь также рассматривает экстремизм как «приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике)» [12, с. 52]. Иные определения доктринального характера представлены различными учеными. Мы не претендуем на их всеохватывающий анализ, так как в последнее время появилось довольно большое количество работ, посвященных дефинитивному ряду «экстремизм», «терроризм» остановимся на наиболее интересных.

В.В. Бирюков рассматривает «экстремизм как идеологию, предусматривающую принудительное распространение её принципов, нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление» [1]. Такая точка зрения довольно распространена среди отечественных и зарубежных ученых, которые делают уклон на насильственный характер данной деятельности. Здесь интересным является подход к экстремизму как к особому идеологическому феномену, хотя сама специфика «идеологического бытия» экстремизма не выявлена [см.: 8; 11]. Здесь открывается также специальное исследовательское пространство для более углублённого анализа, так как идеологическая природа экстремизма фактически не исследована на категориальном, концептуальном уровне.

А.Г. Хлебушкин в рамках правового дискурса пишет: «... экстремизм представляет собой противоправную деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений» [16, с. 27]. Углубленное исследование экстремизма требует его логического и феноменологического отграничения от смежных, взаимосвязанных, сущностно близких ему явлений и процессов. В правовом дискурсе остаётся не реализованным

сравнительное - философско-логическое, культурологическое и содержательно-правовое - исследование отличия экстремизма от преступления. В целях дальнейшего изучения указанной категории необходимо разграничить экстремизм, насилие и терроризм. Это очень существенно может нас продвинуть в плане понимания специфики экстремизма.

В частности, определения террора и терроризма, как мы писали ранее, «в своем большинстве возводят рассматриваемую проблему на уровень взаимодействия государства и его политических оппонентов, не рассматривая ни религиозного терроризма, ни современного глобального, которые характеризуются надгосударственным и порой цивилизационным уровнями и часто не обусловлены политической борьбой. Среди недостатков общепринятого подхода можно указать сведение терроризма к физическому устранению политических лидеров, что подменяет понятие» [10]. Как в научном, так и в законодательном и законотворческом плане разграничение вышеуказанных понятий имеет огромное значение, прежде всего превентивного характера, для предотвращения угроз терроризма и экстремизма.

Рассматривая законодательную основу противодействия экстремизму, мы в первую очередь должны обратиться к международно-правовой и отечественной нормативной базе, так как экстремизм всегда есть нелегитимное и чрезмерное нарушение правовых норм. Например, Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1994 г. № 49/60 содержит такое суждение: «Генеральная Ассамблея глубоко озабочена тем, что во многих регионах мира все чаще совершаются акты терроризма, в основе которых лежат нетерпимость или экстремизм» [2]. Как мы видим, в Декларации не определено понятие экстремизма, а лишь обозначается его связь с терроризмом. Считаем, что это связано с тем, что международное сообщество, в лице ООН, не до конца осознало общественную опасность экстремизма в качестве международной и внутригосударственной угрозы, получающей глобальное распространение в планетарном масштабе.

В Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г. в ней дается такое определение экстремизма, как: «... деяния, направленного на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение

конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон» [17]. Эта дефиниция играет важную роль и имеет существенной значение, так как рассматривает экстремизм как противоправное деяние, выявляет его сущность и указывает на ключевой признак экстремизма - насилие (принуждение).

Двадцать первый век ставил своей целью противодействие угрозе экстремизма, основа которой была заложена в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 22 декабря 2003 г. № 58/174. В понятие экстремизм вкладывается смысловая характеристика в качестве серьезной угрозы для международной законности и правопорядку в мире [6]. Как мы видим, Организация Объединенных Наций обходит стороной определение и регламентацию в международных документах понятие «экстремизм». В них не перечислены деяния, которые государства - члены ООН должны признать экстремистскими, но следует констатировать, что в международных актах четко указывается, что наиболее радикальными проявлениями экстремизма является терроризм. Это говорит о разработке комплекса мер противодействия экстремизму через призму борьбы с терроризмом. Такое положение дел, по нашему мнению, на сегодняшний день является неправильным. Важность и значимость указанной дефиниции именно в международном праве является очевидной для всего мирового сообщества. Потому что это позволило бы повысить эффективность противодействия экстремистским проявлениям на международном и внутригосударственном уровнях.

Следующим шагом правовой регламентации указанной дефиниции является резолюция № 1344 от 2003 года Парламентской ассамблеи Совета Европы. В ней закрепляется, что «независимо от своей природы экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультранационализма» [7]. Рассматриваемое определение содержит анализ экстремизма как формы политической деятельности, где ключевым моментом является идеологический фактор. Указание идеологической подсистемы, выступающей в качестве базиса

данной деятельности, на наш взгляд, является более чем обоснованным, так как общественные отношения (политические, национальные, религиозные, духовные и др.) основываются на идеологии.

Недостатком правового регулирования Совета Европы в исследуемой нами области является то, что в нем также отсутствует дефиниция экстремизма, и не отражена его сущность. Так же как и на уровне Организации Объединенных наций необходимо в ближайшее время выработать и закрепить единое для всех стран, входящих в Совет Европы понятие и сущность экстремизма, для успешного противодействия ему.

Правовая характеристика экстремизма и форм его проявления дана в Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с изменениями и дополнениями от 28.12.2022. С точки зрения закона, «экстремистская деятельность (экстремизм) - это:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий,

общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

- использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг» [14]. Таким образом, в Законе дается в основном правовая и политическая характеристика экстремизма, в том числе связанного и с религиозностью граждан, в совокупности определенных взглядов, действий, поступков.

Схожие трактовки существуют и в определении терроризма, что нашло отражение в Федеральном законе РФ «О противодействии

терроризма», принятом в 6 марта 2006 г., в котором терроризм определяется, как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [15].

В мае 2020 принята «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». Экстремизм здесь рассматривается, как угроза национальной безопасности России, и «проявляется в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расы, национальности, языковой, религиозной или социальной группе. А также в вовлечении в деятельность экстремистских групп или организаций, в проведении несогласованных акций, организации массовых беспорядков и совершении террористических актов. Так же в Стратегии используются следующие основные понятия: «идеология насилия», «радикализм», «экстремистская идеология», «проявления экстремизма», «субъекты противодействия экстремизму», «противодействие экстремизму». В последней редакции указанного документа определен курс и важнейшие функции реализации политики в государства в области противодействия экстремизму. Установлены основные этапы и целевые показатели, показывающие эффективность антиэкстремистских мероприятий и озвучены ожидаемые результаты этой деятельности» [13].

Таким образом, проанализировав категорию «экстремизм» в нормативных правовых актах можно сделать следующий вывод, что экстремизм является особо опасным антиобщественным явлением, угрожающим национальным интересам государства, общества, граждан, в связи с чем противодействие экстремизму должно стать одной из главных задач нашего государства по обеспечению безопасности общества и государства.

Мы приходим к выводу о необходимости осуществления новых различных комплексных мер по противодействию экстремизму. Пристального внимания требует изучение зарубежного опыта в сфере планирования противодействия экстремизму и развития всех общественных отношений. Необходимо совершенствование механизма межведомственного взаимодействия, обмен оперативной информации об

угрозах экстремистского характера, а также деятельность по выявлению причин и условий организации данных угроз, а также необходимо анализировать теоретическую и правовую базы изучения указанных явлений современных ученых, касающиеся сущности современных форм проявления религиозного экстремизма, чтобы найти новые действующие методы преодоления и искоренения этого явления, а также выработать способы последующей профилактики.

Если давать понятийное определение политико-правового экстремизма, то он, по нашему мнению, представляет собой специфическую деятельность индивидов и сообществ, которая предполагает достижение политических целей нелегитимным способом с использованием радикальных целей и методов, антисистемных идеологий и культурных смыслов. В этом плане экстремистские деяния носят чаще всего преступный характер. Можно выделять религиозные и культурные формы экстремизма, но и они будут чаще всего связаны с политико-правовым экстремизмом, как наиболее фундаментальным по отношению к любым видам и формам экстремизма.

С философской, обобщённой точки зрения избыточность, чрезмерность и сверхмерность (нарушение меры), маргинальность, антисистемность и возникновение в условиях чрезвычайных ситуаций (бунты, революции и т. п.) - вот самые простые характеристики и маркеры культурно-исторических и политико-правовых практик, видов и форм любого экстремизма.

Список литературы

1. Бирюков, В. В. Еще раз об экстремизме / В. В. Бирюков // Адвокат. - 2006. -№ 12. - С. 66-71.

2. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 г. № 49/60. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/terrdec1/ (дата обращения: 02.02.2023).

3. Зеленков, М. Ю. Политико-правовой аспект многозначности подходов к сущности и содержанию категории экстремизм / М. Ю. Зеленков // Политика и Общество. -2017. - № 8. - С. 57-75.

4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - Москва : Рус. яз., 1987. -798 с.

5. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2022 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации. -URL: httpsV/мвд. рф/reports/item/28021552/ (дата обращения: 02.03.2023).

6. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 22 декабря 2003 г. № 58/174. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901933671/ (дата обращения: 02.03.2023).

7. Резолюция 1344 «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе» (2003 г.). - URL: http://www.coe.ru (дата обращения: 02.03.2023).

8. Римский, А. В. Идеологический вакуум и экстремизм в эпоху цифровизации / А. В. Римский // Противодействие экстремизму в условиях цифровизации и информатизации общества и государства : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 17 ноября 2022 г.). -Москва : Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2023. - С. 176-181.

9. Римский, А. В. Культурно-экзистенциальные трансформации религиозного экстремизма : 09.00.014 : дис. ... канд. филос. н. / Римский Алексей Викторович -Белгород, 2012. - 159 с.

10. Римский, А. В. Экстремизм и терроризм: понятие и основные формы проявления / А. В. Римский, А. В. Артюх // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2009. - № 16 (71). -С. 244-249.

11. Римский, А. В. Парадоксальная идеология народничества в правовой культуре русского интеллигента / А. В. Римский, М. М. Исмагилова // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. - 2022. - Том 47, № 2. - С. 230-237

12. Советский энциклопедический словарь. - Москва, 1981. - 1600 с.

13. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753).

14. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. -29.07.2002, № 30. - Ст. 3031.

15. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. - 13.03.2006, № 11. -Ст. 1146.

16. Хлебушкин, А. Г. Экстремизм: уголовно-правовой и уголовно-политический анализ : монография / А. Г. Хлебушкин ; отв. ред. Н. А. Лопашенко. - Саратов : Саратовский юридический институт МВД России. 2007.

17. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в г. Шанхае 15.06.2001) // Собрание законодательства РФ. - 2003. -№ 41. - Ст. 3947.

THE SPECIFICS OF EXTREMISM: POLITICAL-LEGAL AND PHILOSOPHICAL DEFINITIONS

A.V. Rimsky1}, V.A. Lysenko2)

1,2) Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

named after I.D. Putilin, Belgorod 1) e-mail: alex.rimskiy@yandex.ru 2) e-mail: lisenko.vik.2013@yandex.ru

In the article the authors give analysis and characteristics of the main approaches to understanding and definition of the category and concept of «extremism» in political-legal and philosophical discourse. The main definitions of extremism are considered on the basis of analysis of etymological traditions and commonplace interpretation, scientific and philosophical literature, as well as dictionaries and encyclopedias. The author offers her own, original definitions of extremism as a political-legal and cultural phenomenon.

Keywords: extremism, extremity, concept and notion of «extremism», violence, terrorism, crime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.