Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРИОБРЕТЕНИЯ СТАТУСА СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРИОБРЕТЕНИЯ СТАТУСА СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Цуканова Татьяна Георгиевна, Пономарева Екатерина Владимировна

В статье раскрывается содержание понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель», рассматривается правовой механизм приобретения статуса сельхозтоваропроизводителя учреждениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Приведены статистические данные, характеризующие сельскохозяйственную деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы по федеральным округам, указаны лидеры по реализации сельскохозяйственной продукции; даются рекомендации по получению статуса сельхозтоваропроизводителя учреждениями ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Цуканова Татьяна Георгиевна, Пономарева Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL MECHANISM FOR ACQUIRING THE STATUS OF AN AGRICULTURAL PRODUCER BY INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM

The article reveals the content of the concept of "agricultural commodity producer", considers the legal mechanism for acquiring the status of an agricultural commodity producer by institutions of the penitentiary system of the Russian Federation. Statistical data characterizing the agricultural activities of the institutions of the penal system by federal districts are given, leaders in the sale of agricultural products are indicated; recommendations are given on obtaining the status of an agricultural producer by institutions of the penal system.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРИОБРЕТЕНИЯ СТАТУСА СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

юнидюииии

Д

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_3_259 УДК 338.43:343.8

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРИОБРЕТЕНИЯ СТАТУСА СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Цуканова Татьяна Георгиевна,

кандидат географических наук, доцент, начальник кафедры экономической теории, географии и экологии, Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, е-mail: tsukanova.ta@yandex.ru

Пономарева Екатерина Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории, географии и экологии, Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, е-mail: scanderbeg@mail.ru

В статье раскрывается содержание понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель», рассматривается правовой механизм приобретения статуса сельхозтоваропроизводителя учреждениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Приведены статистические данные, характеризующие сельскохозяйственную деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы по федеральным округам, указаны лидеры по реализации сельскохозяйственной продукции; даются рекомендации по получению статуса сельхозтоваропроизводителя учреждениями ФСИН России.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; сельскохозяйственный товаропроизводитель; подсобное хозяйство.

UDC 338.43:343.8

THE LEGAL MECHANISM FOR ACQUIRING THE STATUS OF AN AGRICULTURAL PRODUCER BY INSTITUTIONS

OF THE PENAL SYSTEM

Tsukanova Tatyana Georgievna,

Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economic Theory, Geography and Ecology, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia, e-mail: tsukanova.ta@yandex.ru

Ponomareva Ekaterina Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Theory, Geography and Ecology, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia, e-mail: scanderbeg@mail.ru

The article reveals the content of the concept of "agricultural commodity producer", considers the legal mechanism for acquiring the status of an agricultural commodity producer by institutions of the penitentiary system of the Russian Federation. Statistical data characterizing the agricultural activities of the institutions of the penal system by federal districts are given, leaders in the sale of agricultural products are indicated; recommendations are given on obtaining the status of an agricultural producer by institutions of the penal system.

Keywords: penitentiary system; agricultural commodity producer; subsidiary farm.

Продовольственное обеспечение имеет большое значение для нормального функционирования уголовно-исполнительной системы, а также выполнения основных задач, возложенных на нее российским законодательством. Учреждения УИС функционируют в качестве полнокровных субъектов агропромышленного комплекса страны, осуществляя производство сельскохозяйственной продукции, первичную и последующую (промышленную) переработку и использование этой продукции для собственных нужд и реализации. В настоящее время сельскохозяйственное производство ФСИН России приобретает все большее значение в решении вопросов улучшения обеспечения личного состава и спецконтингента необходимыми продуктами питания. Подсобные хозяйства организуется на землях, закрепленных за УИС, или на землях государственного фонда, возможно и заключение договоров с коммерческими организациями. В подсобном хозяйстве разрешается содержать свиней, крупный рогатый скот, овец, лошадей, кроликов, птицу, иметь теплицы, парники, фруктовые сады и водоемы для разведения рыбы. Исходя из местных условий и возможностей, может организовываться рыбная

ловля, сбор и переработка съедобных плодов, ягод, грибов, зелени. В перечне видов деятельности учреждений УИС есть сельскохозяйственное производство, а в составе учреждений исполнения наказаний в виде лишения свободы в 2021 году функционировало 564 участка по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. На основании данных официальной статистики ФСИН России, на 01.01.2021 общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 210577,5 га, посевные площади -6054,15 га, на которых выращивают пшеницу, рожь, ячмень и другие зерновые и технические культуры. Поголовье животных в учреждениях УИС в том же году составляло: 16,3 тыс. голов крупного рогатого скота, 80,8 тыс. голов свиней; 10,2 тыс. голов мелкого рогато -го скота; 1,2 тыс. голов лошадей и 106,5 тыс. голов птицы.

Следует отметить, что масштабы сельскохозяйственного производства в хозяйственной деятельности УИС так же, как и в экономике России, необходимо увеличивать в связи с последними событиями, а именно -введением санкций, направленных против России. Но, имея существенную специфику, учреждения УИС не смогут составить серьез-

ную конкуренцию на рынке другим производителям без поддержки со стороны государства. Недостаточное финансирование не позволяет в полном объеме осуществлять приобретение элитных семян, минеральных удобрений, ядохимикатов, своевременно обновлять изношенную технику с законченными сроками амортизации. Поэтому вопрос присвоения статуса сельхозтоваропроизводителя учреждениям УИС является актуальным и значимым, так как это позволит участвовать в программах государственной поддержки и увеличить производство сельскохозяйственной продукции, решить вопросы продовольственного самообеспечения учреждений УИС. На региональном уровне меры государственной поддержки могут включать обеспечение подсобных хозяйств учреждений УИС техническими средствами, семенами, молодняком скота и птицы, кормами, удобрениями, пестицидами, оказание услуг по ветеринарному обслуживанию и искусственному осеменению скота, оказание содействия в реализации продукции, осуществление правового и сельскохозяйственного консультирования и т.д.

Определение понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» приводится в Федеральном законе № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 [1]. Сельскохозяйственными товаропроизводителями считаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым

Правительством Российской Федерации [2], и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. Из приве -денного понятия следует, что для того, чтобы организация или учреждение были признаны сельскохозяйственными товаропроизводителями, они должны осуществлять весь цикл работ: производить, перерабатывать и реа-лизовывать сельскохозяйственную продукцию не для собственного потребления, а на продажу [3-5].

Анализ ведомственной статистической отчетности сельскохозяйственной деятельности в учреждениях УИС показал (см. табл. 1), что лидерами по производству и реализации сельскохозяйственной продукции являются учреждения УИС Сибирского, Приволжского и Центрального федеральных округов. Кроме того, в некоторых учреждениях УИС доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции составляет более 70 %, и имеются возможности значительного увеличения объемов производства, а в отдельных исправительных учреждениях Псковской, Белгородской, Владимирской, Волгоградской, Свердловской областей, Краснодарского Ставропольского, Пермского, Красноярского краев доля дохода, полученного от реализации сельскохозяйственной продукции, составляет от 90 до 100 %. Территориальные органы ФСИН России, имеющие преобладающую долю доходов, полученных от реализации сельскохозяйственной продукции, могут получить статуса сельхозтоваропроизводителя.

Федеральный округ Производство продукции растениеводства (зерно), ц Рентабельность продукции, % Производство продукции животноводства, ц Рентабельность продукции%0

Северо-западный 4055,0 11,2 4454,6 6,5

Центральный 99004,0 6,1 8660,5 10,5

Южный 33838,3 82,3 2048,1 2,6

Северо-Кавказский 53933,1 17,3 667,2 1,6

Приволжский 57746,0 9,6 19235,6 2,7

Уральский 2825,8 0,0 6780,6 1,2

Сибирский 167520,8 61,8 30222,6 2,3

Дальневосточный 13282,8 0,0 3994,1 0,8

Итого по УИС 712861,7 50,3 76063,3 3,4

Таблица 1 - Производство продукции сельского хозяйства в учреждениях УИС (по федеральным округам)

Правовой механизм получения статуса сельхозтоваропроизводителя в целях получения государственной поддержки сельскохозяйственной деятельности в учреждениях УИС должен представлять определенный алгоритм действий. Руководству территориальных органов ФСИН по субъектам Российской Федерации необходимо обратиться в региональные министерства сельского хозяйства с заявкой о введении в реестр субъектов агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации учреждений ФСИН, имеющих долю выручки от реализации сельскохозяйственной продукции к общей выручке от реализации учреждений более 70 %. С этой целью необходимо внести следующие изменения (дополнения) в законы субъектов Российской Федерации «О государственной поддержке агропромышленного комплекса субъекта Российской Федерации»: в Перечень «Категории получателей государственной поддержки» или «Иные получатели государственной поддержки» должны быть включены «федеральные казенные учреждения Федеральной службы исполнения наказаний, расположенные на территории края, области, занимающиеся производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции».

Закон субъекта Российской Федерации «О государственной поддержке агропромышленного комплекса» целесообразно дополнить статьей следующего содержания:

1. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства учреждениями системы исполнения наказаний осуществляется в соответствии с государственными программами (наименование субъекта Российской Федерации) посредством закупок органом исполнительной власти в сфере агропромышленного комплекса:

а) изделий автомобильной промышленности, тракторов, сельскохозяйственных машин, оборудования и (или) линий, предназначенных для производства молочной продукции и племенных сельскохозяйственных животных;

б) минеральных удобрений, оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений для их последующей безвозмездной передачи учреждениям системы исполнения наказаний.

2. Перечень изделий автомобильной промышленности, тракторов и сельскохозяйственных машин, оборудования и (или) линий, предназначенных для производства молочной продукции, минеральных удобрений, оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений, приобретаемых посредством закупок, утверждается Правительством (наименование субъекта Российской Федерации).

Объекты собственности (наименование субъекта Российской Федерации) в виде изделий автомобильной промышленности, тракторов, сельскохозяйственных машин, оборудования и (или) линий, предназначенных для производства молочной продукции и племенных сельскохозяйственных животных, могут передаваться в федеральную собственность для нужд учреждений системы исполнения наказаний в соответствии с действующим законодательством. Порядок безвозмездной передачи минеральных удобрений, оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений учреждениям системы исполнения наказаний, в том числе перечень и формы документов, необходимых для получения и подтверждения целевого использования удобрений и семян, должен утверждаться Правительством субъекта Российской Федерации. Необходимо также заключить соглашения между региональными министерствами сельского хозяйства с территориальными органами ФСИН России о сотрудничестве, направленными на создание условий для стабильного и эффективного функционирования и развития агропромышленного комплекса, рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в конкретном субъекте Российской Федерации.

В территориальных органах ФСИН России важно разработать долгосрочные целевые программы: «Развитие сельскохозяйственного производства (наименование территориального органа ФСИН России) на ... годы», одобрить и утвердить их в региональных министерствах сельского хозяйства и министерствах финансов. При содействии региональных министерств сельского хозяйства необходимо внести законопроект о внесении изменений в закон субъектов Российской Федерации «О государственной поддержке агропромышленного комплекса субъекта Рос-

сийской Федерации» в представительный (законодательный) орган субъекта Российской Федерации и нормативные правовые акты регионального Министерства сельского хозяйства, касающиеся утверждения Порядка ведения реестра субъектов агропромышленного комплекса субъекта Российской Федерации, претендующих на получение государственной поддержки».

Совершенствование правового регулирования деятельности сельскохозяй-

ственных товаропроизводителей является важнейшей проблемой, поскольку от аграрного производства и состояния рынка сбыта сельскохозяйственной продукции зависит продовольственная безопасность уголовно-исполнительной системы и решение проблемы занятости спецконтингента. В настоящее время развитие сельскохозяйственного производства в учреждениях УИС является одной из важнейших и приоритетных задач.

Список литературы_

1. О развитии сельского хозяйства : федер. закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 01.01.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1 (Ч. 1). Ст. 27.

2. Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую промышленную переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования в процессе своей научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности : распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.01.2017 № 79-р (ред. от 20.11.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 5. Ст. 852.

3. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей : федер. закон от 09.07.2002 № 83-Ф3 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 28. Ст. 2787.

4. Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства : постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 № 458 (ред. от 23.05.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (Ч. 2). Ст. 3500.

5. ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности: утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 27.09.2019. URL: http//www.consultant.ru (дата обращения: 01.08.2022).

References_

1. On the development of agriculture: feder. the law of 29.12.2006 No. 264-FZ (ed. from 01.01.2020). Collection of legislation of the Russian Federation. 2007. No. 1 (Part 1). Article 27.

2. On approval of the list of agricultural products, the production, primary and subsequent industrial processing of which is carried out by agricultural producers, as well as scientific organizations, professional educational organizations, educational organizations of higher education in the course of their scientific, scientific-technical and (or) educational activities: Decree of the Government of the Russian Federation No. 79-r of 25.01.2017 (ed. dated 20.11.2018). Collection of legislation of the Russian Federation. 2017. No. 5. St. 852.

3. On the financial recovery of agricultural producers : feder. Law No. 83-FZ of 09.07.2002 (ed. of 21.07.2014). Collection of Legislation of the Russian Federation. 2002. No. 28. St. 2787.

4. On the attribution of types of products to agricultural products and to products of primary processing produced from agricultural raw materials of own production: Decree of the Government of the Russian Federation No. 458 of 25.07.2006 (ed. of 23.05.2019). Collection of Legislation of the Russian Federation. 2006. No. 31 (Part 2). Article 3500.

5. OK 034-2014 (KPES 2008). The All-Russian classifier of products by types of economic activity: approved. By Order of Rosstandart dated 31.01.2014 No. 14-st (ed. dated 27.09.2019. URL: http//www.consultant.ru (accessed 01.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.