круглый стол
богатство создается
с помощью инноваций, а не оптимизации. нельзя создать богатство, шлифуя
уже известные вещи.
КЕВИН КЕЛЛИ
Правовой и финансовый аспекты научно-технической политики
Петр Бровкин,
заместитель начальника управления научно-технической политики ГКНТ, начальник юридического отдела
Александр топольцев,
начальник управления научно-технической политики Государственного комитета по науке и технологиям
Алексей чечко,
начальник отдела экономического регулирования научно-технического развития управления научно-технической политики ГКНТ, кандидат экономических наук
Андрей Старжинский,
главный специалист управления научно-технической политики ГКНТ
Научно-практический центр НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства
Международная научно-практическая конференция «Научно-технический прогресс в сельскохозяйственном производстве»
Минск, 19-20 октября
220049, Минск, ул. Кнорина, 1 Тел./факс: (017) 280-02-91;
е-таУ: [email protected] _ _ _/
Залогом построения сильного и процветающего государства, сохранения за ним достойного места в современном мире становится конкурентоспособная наукоемкая экономика, основанная на науке и инновациях. Основной инструмент ее создания - проводимая в нашей стране научно-техническая политика, важнейшими составляющими которой являются законодательная и финансовая системы, регулирующие инновационную деятельность. За их формирование и реализацию в системе Государственного комитета по науке и технологиям отвечает управление научно-технической политики. За круглым столом со специалистами этого узлового структурного подразделения беседует наш корреспондент Ирина Емельянович.
- Законодательная среда в научно-инновационой сфере достаточно пространна и включает в себя комплекс нормативных правовых актов, на-
правленных на решение проблем, связанных с инновационным концептом. Однако смею предположить, что жизнь вносит в них свои коррективы и требует дальнейшего совершенствования и уточнения.
Александр Топольцев: Действительно, несмотря на значительное количество документов, практика их применения показывает на отдельные недоработки, нуждающиеся в коррективах. До настоящего времени на законодательном уровне не определены такие основополагающие понятия, как «инновационная политика», «субъект инновационной деятельности», «инновационно активная организация», не выработаны четкие критерии для определения инновационной продукции и др. Также отсутствуют правовые нормы, обеспечивающие достаточные экономические стимулы для осуществления инновационной
№9(103) Сентябрь 2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ 23
до настоящего времени на законодательном уровне не определены такие основополагающие понятия, как «инновационная политика», «субъект инновационной деятельности», «инновационно активная организация», не выработаны четкие критерии для определения инновационной продукции.
деятельности как субъектами малого бизнеса, так и крупными хозяйствующими предприятиями. Решить обозначенные проблемы поможет принятие Закона «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», проект которого в настоящее время направлен на рассмотрение в Палату представителей. Документ представляет собой этакий инновационный концентрат, определяющий правовые и организационные основы реализации государственной инновационной политики и обеспечивающий создание благоприятных условий для эффективной инновационной работы. При этом значительное число терминов, определений и понятий в сфере инноваций, содержащихся в проекте, являются новыми в рамках отечественного законодательства и приведены в соответствие с современными научными взглядами и международным опытом.
- Какие аспекты не в полной мере отражены в национальном законодательстве либо напрочь отсутствуют в нем?
Петр Бровкин: Для обеспечения комплексного правового регулирования сферы, связанной с созданием и реализацией инноваций, нужны коррективы в налоговое законодательство, касающиеся предоставления реальных и значимых льгот для субъектов научной и инновационной деятельности, стимулирования труда авторов научных исследований и разработок. В части расширения механизмов финансирования следует сконцентрировать усилия на организации венчурной деятельности и создании рисковой индустрии в наших условиях. Необходимо оптимизировать порядок и условия проведения научно-технической экспертизы проектов заданий программ и инновационных проектов. Не стоит
забывать, что трамплином для экономического роста в современной экономике является интеллектуальная собственность, а посему требуется всячески стимулировать создание и более активное использование объектов промышленной собственности, усилить их правовую охрану, обеспечить комплексное правовое регулирование общественных отношений, связанных с этой сферой.
- Наиболее актуальными направлениями национальной научно-технической политики является последовательное наращивание экспорта высокотехнологичной продукции. Какие меры реализуются для повышения ее объемов?
Александр Топольцев: Правительством ведется последовательная работа по дальнейшему укреплению научно-технического потенциала страны, повышению эффективности его использования в интересах развития реального сектора экономики и увеличения наукоемкого экспорта. Для обеспечения этих процессов утверждена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., призванная решить важнейшие задачи по сбалансированности экономики, импортозамеще-нию, значительному росту доли экспорта высокотехнологичной продукции, созданию положительного торгового баланса. С этой целью имеющиеся ресурсы сконцентрированы на тех научных направлениях, которые должны стать прочной основой для хорошего инновационного старта. И надо сказать, что принятые меры начинают постепенно доказывать свою эффективность: в последние годы наметилось увеличение выпуска высокотехнологичных товаров. Важная роль в этом процессе отводится технологическому предвидению - форсайту. Государственный комитет по науке и технологиям делает упор на
этот широко распространенный в мире инструмент научно-технической политики и с его помощью определяет проблемы и направления перспективных и наиболее приемлемых технологических решений, способных обеспечить конкурентоспособность отечественных товаров с учетом социального контекста их развития и применения.
- Однако объективности ради нужно отметить, что пока мировой статус некоторых из них оставляет желать лучшего. Каковы основные системные проблемы, сдерживающие активное вхождение белорусской высокотехнологичной продукции на мировой рынок?
Александр Топольцев: Среди них назовем проведение негибкой ценовой политики и недостаточно активное использование современных форм расчетов - кредитования, лизинга и т.д. В перечне узких мест - несоответствие продукции заявленному качеству, техническим характеристикам, неготовность удовлетворять индивидуальные требования зарубежного потребителя, отсутствие сертификации продукции, неэффективная работа товаропроводящей сети и отсутствие сервисных центров. Слабо пока работают наши маркетинговые службы, усилия предприятий по поиску иностранных партнеров зачастую ограничиваются направлением соответствующих запросов МИД или загра-нучреждений, отсутствуют специалисты, владеющие иностранными языками, низок уровень подготовки презентационных материалов и коммерческих предложений, интернет-сайтов, особенно на иностранных языках, ведения рекламных кампаний. Особое внимание следует уделить соблюдению принципов деловой этики: уменьшить сроки замены некачественной продукции, четко выполнять контрактные условия поставок, активнее реагировать на коммерческие запросы и оперативно прорабатывать встречные предложения зарубежных партнеров. Ликвидировав указанные пробелы, мы сможем интенсивно наращивать объемы экспорта высокотехнологичной продукции. К слову, даже при имеющихся недоработках у нас наметилась положительная динамика роста ее доли в общем
круглый стол
объеме белорусского экспорта. Если в 2008 г. эта цифра составляла 1430,8 млн долл., или 3,9%, то в 2009-м - 2257,4 млн долл. - 9,1%, а в 2010-м - 2213 млн долл. - 7,4%.
- Одна из основ увеличения этого показателя - достойная материальная поддержка научной, научно-технической и инновационной деятельности. Какие перспективы у нашей науки на предстоящую пятилетку?
Александр Топольцев: Финансирование - одно из важнейших направлений Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь по разделу «Наука и инновации». При его формировании Государственный комитет по науке и технологиям учитывает основные задачи прогнозируемого периода, которые определены в решениях Главы государства, постановлениях Правительства и в основных стратегических документах: Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.; Комплексном прогнозе научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2006-2025 гг.; Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.; Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Кроме того, Прогноз вырабатывается исходя из основных результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности, оценки выполнения научно-технических программ и проектов в отчетном и текущем периодах, а также потребностей бюджетных ассигнований на перспективу. Так, в соответствии с заданиями Программы социально-экономического развития один из основных показателей - «наукоемкость ВВП» - к 2015 г. должен выйти на уровень соответствующих индикаторов передовых стран мира и достичь цифры 2,5-2,9%. При этом доля собственных средств организаций и иных источников внебюджетного финансирования в общем объеме затрат на научные исследования и разработки определена в размере не менее 52-54%. Достижение основных параметров Прогноза социально-экономического
развития на 2011-2015 гг. должно закрепить наметившиеся за последние годы устойчивые положительные тенденции в развитии отечественной науки и усилить ее влияние на эффективность социально-экономических преобразований в нашей стране.
- Не за горами следующий, 2012 год. Просчитаны ли затраты по основным направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности на этот период?
Алексей Чечко: Согласно Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. на следующий год показатель «внутренние затраты на научные исследования и разработки в процентах к ВВП» прогнозируется на уровне 1,4-1,6%. Исходя из сложившейся в прошлые годы динамики данного показателя, общая потребность расходов на научную, научно-техническую и инновационную деятельность за счет бюджетных источников определена в размере 1,85 трлн руб. Вместе с тем прогнозные показатели расходов по направлениям учитывают не только установленные вышеуказанными программами и другими решениями Президента и Правительства задания по решению основных задач, но и предложения республиканских органов управления, облисполкомов, НАН Беларуси, других государственных заказчиков научно-технической и инновационной сфер деятельности.
- Есть ли возможность ознакомиться с показателями в разрезе каждого из направлений научной деятельности?
Алексей Чечко: Да, такие цифры уже имеются. На организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе выполняемых в рамках государ-
ственных программ научных исследований, а также обеспечение уставной деятельности НАН Беларуси в следующем году прогнозируется направить 522 142,7 млн руб., что составляет 28,2% от общего объема расходов республиканского бюджета на науку и в 2,1 раза превышает соответствующий показатель текущего года. На научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, выполняемые по президентским, государственным народнохозяйственным и социальным программам, государственным, отраслевым и региональным научно-техническим программам, будет затрачено 733 221,7 млн руб., или 39,6% от общей суммы бюджетных расходов. Это в 2 раза больше, чем в нынешнем году. Указанные средства предполагается направить на выполнение 28 государственных научно-технических программ, 9 отраслевых, 19 народнохозяйственных и социальных, 6 региональных научно-технических программ.
На реализацию инновационных проектов в части организации и проведения научных исследований и разработок в 2012 г. предусмотрено 44 437,7 млн руб., или 2,4% от общего объема затрат бюджета на науку, в 3 раза больше, чем запланированный показатель расходов на это направление в 2011 г. На выполнение планов научных исследований и разработок общегосударственного, отраслевого назначения, нацеленных на научно-техническое обеспечение деятельности органов государственного управления, Национальной академии наук Беларуси прогнозируются расходы в сумме более 42 млн руб., или 2,3% от бюджетных затрат на науку. Этот показатель остался практически на уровне текущего года, увеличился всего в 1,14 раза.
трамплином для экономического РОСТА в современной экономике ЯВЛЯЕТСЯ интеллектуальная собственность, а посему требуется обеспечить комплексное правовое регулирование общественных отношений, связанных с этой сферой
НАУКА И ИННОВАЦИИ 25
- Повышение эффективности научной работы напрямую зависит от материально-технической базы, без которой нельзя вести серьезные исследования и разработки. В свою очередь, ее укрепление невозможно без соответствующего финансирования. О каких тратах на новое оснащение может идти речь?
Андрей Старжинский: На обеспечение МТБ научных учреждений и организаций, включая капитальные расходы, необходимо предусмотреть 276 809,7 млн руб., что составляет 15% от общей суммы бюджетных трат на науку и в 3,2 раза больше, чем запланировано на текущий год. Такое значительное увеличение обусловлено тем, что за последние 4 года фактические затраты на приобретение уникального оборудования, приборов и комплектующих изделий для научных организаций имели тенденцию к снижению и составили около 6%, в то время как в предыдущие годы этот показатель равнялся 10%. Кроме того, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. прямо указано о необходимости укрепления материально-технической базы науки. Уже второй год будут предусмотрены расходы на организацию деятельности и развитие МТБ субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы. От деятельности инновационных подразделений в значительной степени зависит, насколько эффективно будут выполнены задачи развития Национальной инновационной системы. Прогнозные затраты республиканского бюджета на 2012 г. по этому направлению должны составить 55 547,1 млн руб., или 3% общих расходов на науку. Этот показатель в 1,85 раза выше, чем в текущем году.
Алексей Чечко: В 2,1 раза больше средств будет направлено на развитие системы научно-технической информации, содержание научно-технических библиотек, информационных центров и фондов, подготовку и издание научно-технической и научно-методической литературы, в том числе периодических изданий, проведение научных и научно-практических мероприятий -конференций, семинаров, симпозиумов, выставок, иных мероприятий. Объем бюджетных ассигнований должен составить 75 753,8 млн руб., что обеспечит удельный вес расходов на это направление равный 4,1% в общем объеме расходов республиканского бюджета на науку. Показатель «объем средств на другие цели, связанные с научной, научно-технической и инновационной деятельностью», в который включаются расходы республиканского бюджета, определенные в предыдущие годы для государственных заказчиков решениями Правительства Республики Беларусь и законодательными актами, в 2012 г. будет обеспечен суммой 12 985,7 млн руб., что в 2,1 раза больше, чем запланировано на текущий год. А удельный вес этих средств в общем объеме расходов республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность должен составить 0,7%. На осуществление международного научно-техническое сотрудничества в соответствии с принятыми страной обязательствами, а также проведение мероприятий по его обеспечению из республиканского бюджета в 2012 г. предусмотрено выделить 57 794,7 млн руб., или 3,1% от общего объема бюджетных расходов на науку. Эта сумма в 2,14 раза выше уровня текущего года.
Во столько же раз вырастут затраты на подготовку и аттестацию научных работников высшей квалификации. На эти цели планируется направить 24 646,9 млн руб. Почти такое же увеличение намечено на организацию и проведение государственной экспертизы и государственной научно-технической экспертизы.
- Следует заметить, что задачи по финансированию научной, научно-технической и инновационной деятельности поставлены довольно амбициозные. От чего зависит их решение?
Александр Топольцев: В первую очередь, от выделения ассигнований на науку из средств республиканского бюджета в размере, как уже было сказано, не менее 1,85 трлн руб. Кроме того, требуется неукоснительное выполнение каждым министерством, госкомитетом, концерном, исполкомами, другими заказчиками предусматриваемых Законом о республиканском бюджете показателей и, как установлено Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., обеспечение доли собственных средств организаций и иных источников внебюджетного финансирования в общем объеме затрат на научные исследования и разработки в размере не менее 52-54%.
Отрадно, что возрастающая роль науки и техники постоянно декларируется высшими эшелонами власти и находится в поле их зрения. И на повестку дня ставятся серьезные задачи по созданию условий для фундаментальных научных исследований и ведущих научных школ, повышению престижности научного труда и уровня жизни ученых, а также реформированию науки путем совершенствования принципов управления и финансирования. Поэтому есть все основания полагать, что благодаря законодательной и материальной поддержке государства достижения в сфере науки и техники будут умножаться и решать важнейшие социально-экономические задачи, поставленные перед страной.
в перечне узких мест - несоответствие продукции заявленному качеству, техническим характеристикам, неготовность удовлетворять индивидуальные требования зарубежного потребителя, отсутствие сертификации продукции, неэффективная работа товаропроводящей сети и отсутствие сервисных центров