...ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ИДЕЯ И У МЕНЯ ЕСТЬ ИДЕЯ И МЫ ОБМЕНИВАЕМСЯ ЭТИМИ ИДЕЯМИ, ТО У КАЖДОГО ИЗ НАС БУДЕТ ПО ДВЕ ИДЕИ.
БЕРНАРД ШОУ
Международная техническая помощь и механизмы реализации
Научно-техническая кооперация научных организаций Беларуси в систему эффективного международного сотрудничества в сфере науки и техники приобретает особую значимость. С одной стороны, активизирует и повышает результативность работы ученых, с другой - способствует созданию механизмов межстранового научно-технического взаимодействия и с третьей - позволяет привлекать в науку так необходимые ей ресурсы. В качестве последних можно рассматривать, в частности, средства международной технической помощи (МТП), предполагающие их передачу донорами на безвозмездной основе разработчикам, оказание консалтинговых услуг, проведение экспертных оценок, обучение специалистов, подготовку бизнес-планов, реализацию демонстрационных проектов [1, 2]. Беларусь с момента обретения ею независимости является страной - получателем МТП [2]. Под последней в данном случае понимается «один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами МТП для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) МТП, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений» [3].
Действующие в республике доноры МТП подразделяются на двусторонних (к ним относятся государства) и многосторонних (международные организации). Наи-
более активными партнерами выступают государства - члены ЕС, Канада, США и Япония, со стороны международных программ и специализированных агентств -Программа развития ООН, Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИД, Фонд ООН в области народонаселения, Детский фонд ООН, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, Международная организация по миграции и Глобальный экологический фонд [2].
Европейский союз - крупнейший многосторонний донор МТП в Беларуси. С 1991 по 2006 г. помощь осуществлялась через Программу технического содействия странам СНГ и Монголии (Программа ТАСИС). В ее рамках в республике реализовано более 420 проектов с бюджетом свыше 210 млн евро [4]. Через инструменты внешней помощи ЕС, которые рассчитаны на период с 2007 по 2013 г., в настоящее время в Беларуси реализуется 59 проектов на сумму около 60,5 млн евро. Общий доступный финансовый ресурс по программам МТП только со стороны ЕС на период с 2007 по 2013 г. составляет около 437 млн евро. Из них по проектам, осуществляемым на основе технических заданий (Национальная и Восточная региональная программы Европейского инструмента добрососедства и партнерства (ЕИДП), около 87 млн евро и порядка 350 млн евро - по проектам программ трансграничного сотрудничества (ТГС) ЕИДП: «Регион Балтийского моря», «Латвия -Литва - Беларусь», «Польша - Беларусь - Украина», а также программ ТЕМПУС, ЭРАЗМУС-МУНДУС, ТАйЕКС, ССГРИД (сотрудничество в сфере городского развития и диалога), тематических программ [5].
Партнерами в программах МТП с белорусской стороны могут выступать
Рис. 1. Доля проектов МТП в Беларуси с участием различных категорий организаций: а) всех доноров в целом; б) всех доноров, кроме ЕС; в) ЕС
Республиканские органы госуправления и органы местной власти
Учреждения образования
Научные учреждения
Общественные объединения
Другие некоммерческие организации
4,9%
— 5,5%
4,7%
республиканские органы госуправления и органы местной власти, научные и учебные учреждения, фонды, предприятия, находящиеся в собственности органов местной власти, ассоциации, торгово-промышленные палаты, международные организации, общественные объединения, другие некоммерческие структуры. Коммерческие субъекты хозяйствования могут участвовать в проектах МТП с собственным финансированием [5].
Доля участия научных организаций НАН Беларуси и отраслевых научно-исследовательских институтов в этих программах не превышает 5%. Причем эта величина практически не зависит от типа донора МТП (рис. 1).
Данные о поданных заявках в наиболее востребованные в республике программы ТГС ЕИДП и принятых в их рамках к финансированию проектов приведены
на рис. 2. Как видно на рис. 2а, заявочная активность научных учреждений в этих программах достаточно высокая и составляет от 7 до 18%, однако доля принятых к финансированию проектов не превышает 4%, причем этот результат достигается только за счет программы ТГС ЕИДП «Регион Балтийского моря» (рис. 2б). Низкий показатель участия исследовательских организаций в проектах МТП не согласуется с их относительно высокой активностью на стадии подачи заявок. Вероятно, это связано с недопониманием возможностей такого рода программ и роли в них научных учреждений.
В научном сообществе наиболее известны и востребованы программы международного научно-технического сотрудничества (МНТС), к которым относится, в частности, 7-я Рамочная программа ЕС, программы Международного научно-
технического центра, а также ряд других программ, финансируемых отдельными странами [1].
Сравнительный анализ содержания МНТС и МТП, приведенный в таблице, показывает, что основным отличием проектов программ МТП и МНТС является то, что в первом случае с их помощью можно решить нежелательные ситуации, во втором - научные проблемы, сложные теоретические или практические вопросы, ответы на которые неизвестны или известны не полностью. Поэтому научные организации при подготовке проектных предложений в программы МТП должны исходить из наличия текущих и стратегических проблем развития Республики Беларусь. Это означает, что программы МТП являются тем инструментом, с помощью которого можно развить и воплотить в жизнь (профинансировать) научные наработки, созданные в
Количество поданных в программы ТГС ЕИДП заявок I Доля принятых программами ТГС ЕИДП к финансированию проектов различными категориями белорусских организаций (%) I различных категорий белорусских организаций (%)
Республиканские органы госуправления и органы местной власти
Учреждения образования
Научные учреждения
Общественные объединения
Другие организации
Регион Балтийского моря
(по результатам четырех конкурсов)
Латвия - Литва - Беларусь
(по результатам первого конкурса)
Польша - Беларусь - Украина
(по результатам первого конкурса)
Рис. 2
№4(110) Апрель 2012 НАУКА И ИННОВАЦИИ 71
результате проведения фундаментальных исследований и предполагающие обязательное решение конкретной проблемы, созвучной с приоритетами выбранной программы МТП, в партнерстве с заинтересованными республиканскими органами госуправления, органами местной власти или иными организациями.
Партнерство - важная составляющая обоих типов программ. Как правило, проекты в их рамках готовятся и реализуются несколькими международными участниками. Для научных учреждений партнерство приобретает особое значение не только с точки зрения международного взаимодей-
ствия, но и сотрудничества внутри страны, поскольку позволяет глубже сформулировать проблему и предложить пути ее решения за счет высокой квалификации собственных специалистов и сотрудников других государственных структур.
Для участия в конкурсах программ МТП необходимо вести постоянный поиск соответствующих доноров, программ, а также партнеров для подготовки совместных проектных предложений. Как показывают опросы, чаще всего инициаторами проектов выступают отдельные энтузиасты, продвигающие свои идеи. Однако возможно использование и иного под-
хода, когда фандрайзинг и планирование участия в программах МТП (или МНТС) становятся частью политики научной организации. В таком случае важно иметь выделенную структуру или сотрудников, занимающихся подготовкой и реализацией международных проектов, в числе задач которых - отслеживание открывающихся конкурсов в международных программах, информирование, совместная подготовка и продвижение проектных предложений в международные программы. При планировании участия в программах МТП необходимо также учитывать, что часть затрат, связанных с софинансированием проектов, реализуемых в ее рамках, ложится на саму организацию.
Владимир Белицкий,
эксперт по вопросам международной технической помощи, кандидат технических наук, доцент
Дмитрий Березовский,
завотделом международной технической помощи Научно-исследовательского экономического института (НИЭИ) Министерства экономики Республики Беларусь
Евгений Одинец,
научный сотрудник отдела международной технической помощи НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь
Андрей Шмелёв,
младший научный сотрудник отдела международной технической помощи НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь
Литература
1. Электронный ресурс: М1р:/М.Ьу^^/Ро|1а18/0/Ппап-sirovanie_proektov_kommercializacii_RCTT_2007.pdf.
2. Доноры международной технической помощи Республики Беларусь / Сост. Белицкий В.Ф. - Мн., 2009.
3. Указ Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 г. №460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь».
4. Белицкий В.Ф., Смолин Б.М. Программа ТАСИС в Беларуси. Главные итоги / Под. ред. Л.П. Орлова. - Мн., 2010.
5. Белицкий В.Ф., Смолин Б.М. Реализация проектов в программах международной технической помощи Европейского союза / Под. ред. Л.П. Орлова. - Мн., 2010.
6. Положение о международных научно-технических проектах, выполняемых в рамках международных договоров Республики Беларусь (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.08.2003 г. №065).
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.11. 2003 г. №1522 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 г. №460» (с изменениями и дополнениями).
Таблица. Сравнение содержания МНТС и МТП
МНТС МТП
Направленность (определение) проекта Комплекс мероприятий, взаимоувязанных для решения проблемы (достижения единой цели) по исполнителям, срокам и ресурсам, реализуемых совместно сотрудничающими организациями двух или нескольких государств-участников и направленных на: - создание и (или) освоение новых технологий и (или) видов продукции (работ, услуг); - улучшение технико-экономических параметров применяемых технологий и (или) производимой продукции (работ, услуг), обеспечивающих их конкурентоспособность на мировом рынке; - развитие фундаментальных научных знаний и перспективных способов их применения; - обеспечение выхода ориентированных на экспорт технологий на зарубежные рынки путем стимулирования выставочно-ярмарочной деятельности и участия в международных мероприятиях [6] Комплекс согласованных организационно-технических мероприятий, объединенных общей целью и обеспеченных частично или полностью за счет предоставления донорами международной технической помощи денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), выполнения работ, оказания услуг [3]
Возможность проведения научных исследований Да Как правило, нет
Постановка проблемы Научная проблема - это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Нежелательная, подразумевающая решение существующая ситуация [5]
Возможность софинансирования из бюджетных средств Да. Лимиты расходов на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности [6] Да. Источниками средств софинансирования могут быть: - республиканский и местные бюджеты; - инновационные фонды республиканских органов государственного управления; - собственные средства юридических лиц и граждан Республики Беларусь; - другие источники средств софинансирования, использование которых не противоречит законодательству Республики Беларусь [3]
Соответствие национальным интересам Государственная экспертиза через государственные научно-технические экспертные советы соответствующего профиля [6] Заключение МИД [5]
Включение в национальные программы Да. В программу научно-технического сотрудничества, утверждает ся ГКНТ [6] Да. В Национальную программу международного технического сотрудничества (НПМТС). Минэкономики устанавливает ее приоритеты, подходы по формированию и реализации и формирует НПМТС, которая утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь [7]
Процедура одобрения Через включение в программу научно-технического сотрудничества [6] Через: - НПМТС; - постановление Совета Министров; - решение Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь [7]
Госрегистрация Да. В ГКНТ (БелИСА) Да. В Минэкономики [7]
Требование к результату Научно-техническая продукция, создаваемая в результате выполнения проекта, должна обладать научной новизной, иметь спрос на рынке [6] Основной результат - социальная значимость, инвестиции в людей, инвестиции в инфраструктуру (редко) [2, 4]
Партнерство Обязательно Обязательно
Освобождение от налогов и сборов Частично. Только от налога на добавленную стоимость на основании регистрации в ГКНТ Да. От всех видов налогов и сборов (после одобрения и регистрации, а также утверждения Перечня товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг) [3, 5, 7]
72 НАУКА И ИННОВАЦИИ №4(110) Апрель 2012