Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2112
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
LEGAL EDUCATION / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL LITERACY / RESPECT FOR LAW AND LAW / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / УВАЖЕНИЕ К ЗАКОНУ И ПРАВУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хренова Анжела Алексеевна, Адаева Ольга Викторовна

В статье рассматриваются вопросы правового воспитания граждан в различные периоды развития нашей страны. Раскрываются разнообразные подходы к трактовке правового воспитания. Представлен анализ процесса правового воспитания на разных этапах развития российского государства. Сформулированы основные проблемы правового воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

УДК 340

Юридические науки

Хренова Анжела Алексеевна, студентка НИ Мордовский государственный

университет им. Н. П. Огарева, Адаева Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин НИ Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И

СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы правового воспитания граждан в различные периоды развития нашей страны. Раскрываются разнообразные подходы к трактовке правового воспитания. Представлен анализ процесса правового воспитания на разных этапах развития российского государства. Сформулированы основные проблемы правового воспитания.

Ключевые слова: правовое воспитание; правовое сознание; правовая грамотность, уважение к закону и праву.

Abstract: the article deals with the issues of legal education of citizens in different periods of development of our country. Various approaches to the interpretation of legal education are revealed. The analysis of the process of legal education at different stages of the development of the Russian state is presented. The main problems of legal education are formulated.

Keywords: legal education; legal consciousness; legal literacy; respect for law and law.

Важность вопроса осуществления правового воспитания населения сохраняется с момента возникновения первых форм организации человеческого общества. Актуальность этой проблемы обусловлена целым рядом экономических, духовных и политических факторов развития российского

общества, один из них - отсутствие единой рационально организованной системы правового воспитания [4, с. 3-4].

Правовоспитательная деятельность играет важную роль в воплощении права в жизнь, является частью всего процесса духовного развития личности, которому необходимо уделять должное внимание [1, с. 26].

В настоящее время проблема эффективного осуществления правового воспитания принимает неотложный характер, так как от правовой воспитанности граждан в прямой зависимости находится результат правового преобразования и претворения в жизнь идеи правового государства. Несформированная система правового воспитания в России отрицательно сказывается на состоянии законности и правопорядка [3, с. 3].

Непосредственным результатом отсутствия правового воспитания населения является кризис ценностей, падение нравов, неуверенность в будущем, негативное отношение к законам и власти.

Правовое воспитание является частью общего воспитания, и имеет глубокие исторические корни. Оно начинает складываться с момента появления права. Но о правовом воспитании, как об отдельном явлении начали говорить лишь в XVIII веке.

В системе развития правового воспитания в России можно выделить следующие этапы:

1 этап. ХУШ век - начало XX века;

2 этап. Советский период (1917 - 1991 г.);

3 этап. Современность (с 1990-х -2020 г.).

Свое начало, как самостоятельного явления, правовое воспитание в России связывают с именем Петра I. Реформы Петра I содействовали значительному развитию правовой культуры российского общества из-за заметно возросшей роли права. Норма права стала чаще применяться как средство государственных реформирований, для укрепления общественного порядка.

Это обусловило необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, в т.ч. в области юриспруденции. Царь на предложенном ему докладе «О нетрудном воспитании и обучении российских младых детей, чтоб оных в малое время в совершенство поставить» от 1718 г. обнародовал указ создать академию, отыскать способных к обучению, а также приступить к переводу книг по юриспруденции [9, с. 40].

Екатерина II внесла значительный вклад в формирование культуры и образования в России. В период её правления считалось, что обучение может быть самым эффективным средством формирования «безупречного гражданина». В поддержку воспитания «истинного сына Отечества» императрица провела ряд реформ. Были созданы народные училища, открыты школы, важным моментом является и то, что обучатся могли люди всех сословий. Екатерина II в своем «Наказе» 1767 году писала о распространении в массы сведений о действующем законодательстве, а также «чтобы во всех школах детей учили грамоте из духовных книг и из тех книг, в которых право содержится». Был издан указ для чтения пособия «О должностях человека и гражданина» в городских училищах. Это было направлено на воспитание безусловного повиновения власти, закону во всех слоях населения. Но все эти указания долгое время оставались лишь рекомендациями [9, с. 41].

В последующем государство практически не занималось правовым воспитанием населения, хотя были указы отдельных руководителей государства по этому вопросу. Такая ситуация сохранялась достаточно долго.

После прихода к власти большевиков во главе с В. И. Лениным, было поручено ввести во всех школах и учебных заведения изучение положений Конституции РСФСР 1918 г., а также их пояснений и толкований. В 1919 г. Энгелем Г. А. был написан первый советский учебник по социологии для школ, где говорилось о взаимосвязи права и морали, о значении правового воспитания. Во многих гимназиях начали преподавать курс по этому учебнику, который имел разные названия: «Законоведение», «Обществоведение», «Введение в теорию государства и права» [2, с. 40].

Основным средством правового воспитания в первую половину XX века являлись курсы, направленные на изучение советского права, а не права в целом.

В 20-е-30-е г. XX в. А. С. Макаренко сформировал свою воспитательную систему, положительное поведение детей по которой было связано с сознательным отношением к праву и к дисциплине. Но эта идея не была должным образом реализована [2, а 40].

В 1936 г. была принята Конституция СССР. Затем в школах был введен предмет «Конституция СССР». Предмет включал в себя изучение структуры советского общества, систему власти, а также основных прав и обязанностей граждан.

Затем в предвоенные годы, в период ВОВ и до 60-х г. XX в. государство не уделяло должного внимания правовому воспитанию, так как в этот период у государства были иные важные задачи. В это время ограничивались преподаванием основных положений действующей на тот момент конституции.

В 70-е-80-е г. XX в. государственные органы и общественные организации стали вести активную работу по правовому воспитанию. В 1970 г. было опубликовано постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся», в документе говорилось о том, что правовая неосведомленность населения снижает предупредительную силу закона. Это постановление было направлено на проведение правовой пропаганды среди всех слоев населения, на формирование у населения уважения к закону [9, а 41].

В 1975 г. для улучшения правового просвещения был введен новый курс «Основы советского государства и права». Курс состоял из нескольких разделов, в нем изучалась история развития советского государства, советское законодательство. Центральное место занимала Конституция СССР [8, а 90].

Все органы государства в период 1970-х - 1980-х г. активно осуществляли правовую пропаганду. Велась деятельность по выпуску кинофильмов и изданию соответствующей литературы [3]. Были сформированы

специализированные отделы правовой пропаганды, проводились мероприятия по правовому воспитанию с различными министерствами, организациями, ведомствами. Так же в этот период осуществлялась пропаганда соблюдения Конституции СССР 1977 г. Кроме того, большое значение отводилось средствам массовой информации, газетам, журналам, телевизионным передачам, радио. Они уделяли большое значение правовой тематике [3, с. 84]. Формами распространения правовых знаний в этот период были: лекции, вечера вопросов и ответов, беседы, викторины, консультации, тематические вечера.

Однако стоит признать, что с ростом числа форм правового воспитания положительных тенденций в этой области не происходило, что связано с противоречиями права и моралью в советском обществе. Это привело к негативным явлениям в правосознании населения и росту преступности.

С распадом СССР коренным образом видоизменились политические и экономические институты, состоялась «перестройка» ценностей. Советскую систему правового воспитания заменила система, направленная на привитие обществу демократических ценностей. На первый план вышла необходимость формирования демократического сознания.

В 90-е г. появился новый курс «Человек и общество», в нем были собраны положения из различных общественных наук. В 1994 г. в школах стало обязательным изучение Конституции РФ.

Значительным шагом в сфере воспитания в 2001 г. было принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.». Программа была ориентирована на все общественные классы и возрастные категории населения Российской Федерации, устанавливались основные методы формирования системы патриотического воспитания людей.

В 2011 г. были разработаны Основы госполитики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Этот акт был ориентирован на развитие высокого уровня правовой культуры населения, почтения к

закону, правопорядку и суду. В акте выделяется важная задача государства, такая как пропаганда и объяснение обязательности соблюдения гражданами своих обязанностей, общественных правил, уважения прав и законных интересов других лиц. Однако значение этого документа сейчас особенно велико, так как после его утверждения стали больше внимания уделять борьбе с правовым нигилизмом, затрудняющим развитие России как современного государства.

В 2012 г. указом Президента был принят документ «О Национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы», в котором говорится об обеспечении правового обучения и воспитания несовершеннолетних, а также специалистов, работающих с ними.

Затем в 2014 г. были приняты «Основы государственной молодежной политики РФ в период до 2025 года», основной целью которых является воспитание патриотичной молодежи, понимающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия [5].

В 2015 г. Правительством России была одобрена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [6]. Она нацелена на становление общественных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе образования на основе рационального сочетания российских традиций и передового мирового опыта.

В 2016 г. была утверждена «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» [7], в которой выделялись следующие цели: воспитание граждан; создание условий для воспитания граждан; военно-патриотическое воспитание граждан.

Важно отметить, что принятие этих документов, на наш взгляд, мало что изменило в государстве. Каких-либо конкретных способов повышения правового сознания населения ни один из этих актов не содержит.

Существенным недостатком является отсутствие на сегодняшний день отдельного нормативного акта, посвящённому правовому воспитанию. Те,

документы, которые уже приняты, не могут решить проблемы, существующие на практике. Кроме этого, практически все акты, упоминающие о правовом воспитании, направлены на воспитание несовершеннолетних или молодежи. Однако, на наш взгляд, не только они нуждаются в повышении уровня правового сознания. Исходя из этого, полагаем, что целесообразно было бы принять отдельный нормативно-правовой акт о правовоспитательной деятельности, содержанием которого были бы основные положения о правовом воспитании, организационные основы, система конкретных мер, а также формы и порядок их реализации.

Таким образом, изучив историю развития правового воспитания в России, можно сделать вывод, что проблема низкого уровня правовой грамотности населения существовала всегда, и заключается в том, что в действиях органов власти в разные временные промежутки не было системности. Меры, принятые государством, не были упорядоченными и взаимосвязанными. Все попытки решить проблему носили бессистемный характер. Правовую культуру граждан необходимо повышать системными действиями, осуществляемыми на постоянной основе, путем пропаганды достоверной правовой информации. И этим должны заниматься не только власти федерального уровня, работа должна проводиться и на уровне субъектов, муниципалитетов.

Библиографический список:

1. Адаева О. В. Особенности осуществления правового воспитания сотрудников органов внутренних дел // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №6. С.26-27.

2. Гунибский М.Ш. Инновационные и интерактивные методы в процессе правового воспитания // Юридический мир. М.: Юрист, 2014. № 4 (208). С. 4044.

3. Долгополов О.А. Организация правового воспитания в Современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004. 229 с.

4. Матевосова Е. К. Правовое воспитание как средство борьбы с правовым нигилизмом: Дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2012. 26 а

5. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 нояб.2014 № 2403-р // Собрание законодательства. 2014. №50. Ст.7185.

6. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р// Рос. газета. 2015. №122.

7. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р// Собрание законодательства. 2016. №11. Ст. 1552.

8. Протасова, И. А. Правовое образование в советской школе // Правовое образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы региональной научно-практической конференции. Екатеринбург: Рос. гос. проф. -пед. ун-та, 2002. С. 89-94.

9. Цалиев А. М. Из истории правового воспитания граждан // Право и государство: теория и практика. 2011. №8(80). С.39-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.