обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Сам термин мультимедийный означает соединение нескольких потоков передачи информации: видео, звук, текст и графику (от лат. multum - много, medium - средство). Понятно, что информация, воспринимаемая через несколько каналов, будет более полной, концентрация внимания обучаемого выше.
Принимая во внимание, что выпускникам ВГАВТ предстоит работать в современном информационном мире, необходимо уже на стадии обучения вооружать основными навыками современных компьютерных технологий студентов ВГАВТ, в связи с чем, в 2013 г. кафедрой уголовно-правовых дисциплин планируется рекомендовать им более широко использовать мультимедиа на защите выпускных квалификационных (дипломных) работ, при подготовке докладов, сообщений на конференциях и т.п.
Для широкого внедрения в учебный процесс ВГАВТ современных информационных технологий необходимо соответствующее оборудование аудиторного фонда ВГАВТ: аудиторий для потоковых лекций проекторами и проекционными экранами, небольших аудиторий для проведения семинарских и практических занятий плазменными панелями.
INNOVATION TEACHING METHODS, QUALITY CONTROL TECHNOLOGIES OF TEACHING
Y.V. Golovlev
Keywords: teaching methods, jurisprudence, quality control of teaching
The article is based on the example of the Criminal Law Chair of the Volga State Academy of
Water Transportation and dwells on modern teaching methods and its quality control targeted at educating highly-qualified Bachelors of Law
УДК 378
С.В. Грибанов, кандидат философских наук, доцент ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ
Ключевые слова: правовое воспитание, высшее образование, транспорт
Статья посвящена проблеме правового воспитания в студенческой среде.
Сегодня много говорится о том, что будущее нашей страны во многом зависит от нынешнего молодого поколения, от того насколько эффективно молодой специалист сможет выстраивать межличностные отношения, уважать мнения других, быть толерантным, способным находить выход из сложных производственных и бытовых конфликтных ситуаций. Студент XXI века должен выйти из стен вуза разносторонне образованным, нестандартно мыслящим, обладающим широким кругозором профессионалом, с активной гражданской позицией, духовно, нравственно и профессионально подготовленным к работе по избранной специальности. Он должен отличаться активным интересом к практическому участию в социальных преобразованиях России, вы-
соким уровнем стремления к личностно-профессиональному самоутверждению. Подобные качества формируются именно в студенческие годы, когда интенсивно развивается система ценностных ориентаций, направленных на профессиональное и нравственное становление, утверждение жизненных ориентиров. В этой связи перед вузом стоит непростая задача - сформировать у студентов потребность в профессиональном самосовершенствовании, саморазвитии, формировании ответственности за уровень своих профессиональных знаний и качество труда.
Современная высшая школа в основном ориентирует учащихся на самостоятельное обучение и самообучение, на развитие творческих способностей. Но в большинстве своем современная молодежь к этому не готова. Многие из студентов не умеют самостоятельно вырабатывать суждения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, логически правильно мыслить, убедительно формулировать свои идеи и грамотно аргументировать выводы [2]. При этом ни для кого не секрет, что у современных студентов мотивация к обучению сместилась с приобретения профессии на получение диплома [6]. Материальное благополучие, стремление к «красивой жизни» по западным образцам, ставшие основными жизненными ориентирами для части молодежи, во многом перечеркнули прежние идеалы, традиционные представления о добре и зле, чести, справедливости [1]. Жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием [2]. Это подтверждается и социологическими опросами, проводимыми в среде студенческой молодёжи. Так, например, в одном из курских вузов студентам было предложено выразить свою социальную позицию с помощью пословиц и поговорок. В качестве своего социального, нравственного и духовного кредо будущие специалисты в большинстве своем выбрали: «Что наша честь, если нечего есть?», «Работа - не волк...», «От трудов праведных не нажить палат каменных», «С волками жить - по волчьи выть», «Стыд - не дым, глаза не выест», «Своя рубашка ближе к телу», «Скупость -не глупость», «Не делай добра, не получишь зла», «Говоришь правду - теряешь дружбу», «Две собаки грызутся, третья не лезь!». Минимальные позиции заняли поговорки «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «Правда в огне не горит и в воде не тонет», «Где родился, там и пригодился», «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей», «Родина - мать, умей за нее постоять», «Чужое добро впрок не пойдет», «Бедность - не порок» [6].
Приоритеты, казавшиеся ранее незыблемыми, сменяются другими, определяющими сегодняшние жизненные реалии и формирующими иной тип личности. Рыночные отношения постсоветской России привели к трансформации прежних ценностей, к формированию «общества потребления» и соответствующего ему человека нового типа - «Homo economicus» [5]. Образовательная среда не стала в этом процессе исключением. Эффективность вуза теперь определяется, главным образом, спросом на его специальности, количеством трудоустроенных выпускников, положением на рынке труда. По мнению Д.А. Медведева «Первый и главный критерий эффективности вузов - это потребность общества в их выпускниках, оценка молодых специалистов рынком, научным сообществом, университетским миром» [7]. Однако проблема заключается в том, что функциональные критерии эффективности вуза как образовательного и научного учреждения по определению противоречат основным экономическим критериям эффективности вуза как субъекта рыночных отношений [8]. Речь идёт о противоречии между принятыми в обществе критериями и мотивами предпринимательской деятельности (гибридизация академических и бизнес-структур) и соответствием их основным уставным видам деятельности вуза и миссии университета как центра образования, науки и культуры (неэкономические интересы вуза). Возникает вопрос: нужны ли «обществу потребления» специалисты, которых должны готовить вузы в соответствии с новыми компетенциями (ФГОС) и задачами Федеральной программы развития образования? Последняя определяет в числе приоритетных задач усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование
гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе [1]. По словам члена-корреспондента РАО (по отделению философии образования и теоретической педагогики), декана факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, Николая Розова, он не верит в то, что нормальный работодатель, интересующийся прежде всего прибылью, будет выдвигать предложения по улучшению воспитательной работы. Основным ее заказчиком может и должно являться государство, которому необходимо точно определить цели, формы, организационное обеспечение, ресурс времени и оценки результатов [6]. Тем самым воспитание является ключевым звеном в триединстве «образование - обучение - воспитание». Подготовка профессионально грамотных и гармонично развитых специалистов диктует необходимость развития различных направлений воспитания, приоритетными среди которых должны стать умственное, нравственное, патриотического, правовое [1]. Воспитание всегда носит конкретно-исторический характер, отражает состояние, менталитет общества. Если не преодолеть, элементарного неумения работать, безответственности, нелюбви к своему делу, т.е. всего того, что присуще российскому менталитету и что на 90 процентов определяет причины всех наших техногенных катастроф, ничего хорошего страну в перспективе не ждет [6].
Причиной многих неудач, ошибок или криминальных действий является так называемый «человеческий фактор» (низкий уровень профессиональной культуры и компетентности кадров), негативно проявляющийся и в системе водного транспорта [3]. Более 70% аварий морских судов происходит по вине членов экипажа, главным образом, капитанов, механиков, лоцманов [4]. Субъективный человеческий фактор проявил себя в авариях на Волге с теплоходами «Александр Суворов», «Булгария», в трагических событиях в Баренцевом море с подводной лодкой, в Охотском море с грузовыми и охранными судами [3]. Летом 2012 года новостные агентства запестрили сообщениями о произошедшем 16 августа ЧП: «На Волге пьяный капитан протаранил мост и теплоход», «Пьяный капитан устроил две аварии на Волге», «На Волге теплоход вывел из строя понтонный мост» и т.п.
Для недопущения в будущем подобных ситуаций вузовское воспитание должно быть личностно-ориентированным, социально-профессиональным, а главное - нравственно-правовым. Задача нравственно-правового воспитания состоит в том, чтобы достичь такого уровня правосознания, когда каждый соблюдал бы правовые нормы исключительно в силу внутренней потребности, собственных нравственных убеждений, а не под страхом принуждения. В качестве критериев эффективности нравственно-правового воспитания студентов выделяют: 1) когнитивный (интериоризация нравственного и правового опыта); 2) мотивационный (стремление к активному осознанному участию в социальных отношениях и противодействию негативным проявлениям окружающей среды); 3) практический (поиск путей реализации своих возможностей) [3].
Правовое воспитание личности необходимо для повышения уровня правовой культуры - развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированности прав и свобод человека в социуме. Цель и смысл правового воспитания заключаются в том, чтобы поднять индивидуальное или групповое правосознание до уровня правосознания общества (социальной группы). Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном (групповом) правосознании, должны быть «доставлены» при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, постольку правовое воспитание во многом предполагает их усвоение.
Правосознание студентов, как показывают результаты социологического опроса, проведенного во ВГАВТ, остается на уровне индивидуального (группового) правосознания, «недотягивая» до уровня правосознания общества в целом. Результаты анке-
тирования среди студентов 2-го курса дневного обучения ВГАВТ по теме «Общественные проблемы и защита прав глазами молодёжи» показали, что подавляющее большинство опрошенных связывают причины общественных проблем с бездействием лиц и органов, ответственных за решение этих проблем (70%), а не с равнодушием людей (с этим пунктом связывают общественные проблемы 30% опрошенных). Это свидетельствует о том, что молодое поколение выбирает более лёгкий путь: поиск виновных из числа ответственных лиц, нежели проявление общественной инициативы (в деле преодоления равнодушия людей к решению общественных проблем). И это при том, что общественные проблемы, с которыми чаще всего сталкивались опрошенные, можно было бы решить главным образом при помощи механизмов общественного самоуправления: нарушения прав студентов, учащихся, потребителей, призывников и др. (30%), «социальные несправедливости» - проблемы ЖКХ, высокая стоимость образования и др. (60%). Всего 10% опрошенных сталкивались с общественными проблемами, решение которых потребовало бы кроме общественной инициативы внутри страны, ещё и выхода на уровень международных отношений (международного права).
Указанная стратегическая линия поведения молодёжи («своя рубашка ближе к телу») прослеживается в основном при ответах опрошенных на вопросы, содержащие неявный смысл: «каково твоё отношение (как представителя социальной группы «молодёжь») к тому, что ТВОИ права нарушают?». Представители молодого поколения либо не хотят (в силу каких-то причин) проявлять социальную активность для решения общественных проблем, либо не усматривают связи между своей личностью (своим статусом), социальной группой, к которой относятся и обществом в целом. Последнее связано с непониманием системного характера общественных проблем, т.е. с привязкой фразы «ТВОИ права» к своей персоне независимо от принадлежности к той или иной социальной группе. Человек же, как известно, выступает носителем множества социальных статусов, в соответствии с которыми он (как представитель социальной группы) выражает групповые интересы. Личные же интересы, определяемые личными способностями, потребностями, облекаются в форму групповых интересов. Это означает, что «мои права», «мои проблемы» - это ещё и права (и проблемы) молодёжи, т.к. по «статусу я принадлежу к молодёжи». А поскольку «молодёжь» -социальная группа общества, то эти «мои права (и проблемы)» - «права (и проблемы)» общества в целом. Другими словами, результаты анкетирования наводят на мысль о том, что у молодого поколения отсутствует осознание общности групповых интересов.
Сказанное выше подтверждается тем, что при определении степени важности общественных проблем:
а) «для тебя лично»
большинством опрошенных на 1 -е место было поставлено «право на получение образования», на 2-е место - «права молодёжи», на 3 и 4 место - политические права и экологические проблемы соответственно;
б) «для молодёжи»
приоритет был отдан «правам молодёжи», 2-е место было отдано «праву на получение образования», 3-е место - проблеме нетерпимости в обществе (ксенофобия, национализм и др.), 4-е - гражданско-политическим правам (участие граждан в принятии решений);
в) «для общества в целом»
1-е место заняли «фундаментальные права человека», 2-е - экологические проблемы, 3-е - проблема милитаризации российского общества, 4-е - проблема нетерпимости в обществе.
Как известно, все граждане страны имеют право на получение образования. В данном случае «право на образование» и «права молодёжи» соотносятся как общее и частное. Но, несмотря на общность указанных положений, респонденты их уверенно
разграничили на «своё» и «чужое». Здесь прослеживается зависимость: чем абстрактнее категория в ряду «человек - социальная группа - общество», тем более общий уровень прав (и проблем) характерен для неё. В частности, из результатов анкетирования следует (как уже было показано выше), что «фундаментальные права человека» важны исключительно для общества в целом, а не для отдельного человека.
В том случае, когда респондентам было предложено определить степень важности общественных прав и проблем применительно только к своей персоне (т.е. без привязки к категориям «человек - социальная группа - общество в целом») большинство опрошенных проигнорировало важность тех прав, которые, как нам представляется, играют ключевую роль в реализации всех остальных прав. В частности, последнее место по степени важности заняли «право на публичное выражение своего мнения» и «право на вступление в общественные организации». На 1 -е же место было поставлено «право на неприкосновенность жилища и частной собственности». Затем по степени важности следуют «социально-трудовые права молодёжи», «право на равенство перед законом», «право на гласный и справедливый суд», «право на получение образования» и др. Таким образом, неявно молодёжь выбирает капитализм, но без демократии (т.е. без своего активного общественного участия в решении общественных проблем).
Проблемы, которые хотели бы решить опрошенные в первую очередь, связаны с обеспечением социально-трудовых прав молодёжи (1 место), прав, связанных с экологической ситуацией (2 место), а также с проблемами получения образования (3 место). При этом 40% готовы поставить свою подпись под обращением к властям, 25% готовы принять участие в образовательном мероприятии или дискуссии по волнующей проблеме, 18% - принять участие в уличной акции, и только 17% хотели бы присоединиться к молодёжной организации. Небольшой процент желающих участвовать в социально-политической деятельности объясняется тем, что только 23% опрошенных считают молодёжные организации способными решать общественные проблемы, а 47% согласны с тем, что молодёжные организации лишь информируют молодёжь об их общественных проблемах и гражданских правах.
В том случае, когда перед респондентами был прямо (явно) поставлен вопрос «как ты действуешь когда твои права нарушаются?», 50% ответили, что борются за восстановление своих прав, 30% пытаются сделать так, чтобы виновные были наказаны, 10% никак не действуют, т.к. «всё равно невозможно ничего сделать», и, наконец, 10% вообще никогда не сталкивались с нарушением своих прав.
Но как же молодёжь борется за свои права, если «право на публичное выражение своего мнения» занимает, согласно результатам анкетирования, последнее место по степени важности прав? Сам собой напрашивается вопрос: «нарушение ТВОИХ прав - это ТВОЯ личная проблема или ещё и общественная?; один ты решаешь подобную проблему или другие люди (с таким же социальным статусом) также как и ты пытаются её решить в одиночку?».
Таким образом, умение отстаивать и защищать свои права напрямую связано с осознанием личностью общности групповых, общезначимых интересов, потребностей, норм, с пониманием системного характера социальных отношений, с правосознанием, для которого характерно наличие всех уровней осознания правовой культуры - «человек - социальная группа - общество в целом - человеческая цивилизация». Ведущая роль в процессе формирования основ правовой культуры в сфере водного транспорта должна принадлежать нравственно-правовому воспитанию в единстве с обучением.
Список литературы:
[1] Абухова И.Ю. Приоритетные направления воспитания в вузе / Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе / Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции / И.Ю. Абухова. - Барнаул. - 2010.
[2] Абухова И.Ю. К вопросу о проблемах воспитания ценностных ориентаций / Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе / Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции / И.Ю. Абухова, Ж.Б. Сулейменова. - Барнаул. -2010.
[3] Владимиров А.А. Философские проблемы модернизации водного транспорта: проект-разработка /А.А. Владимиров, Л.А. Зеленов. - Н.Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2013. - 28 с.
[4] Голикова, В.В. Роль индивидуально-типологических свойств курсанта в процессе формирования профессионально важных качеств судового оператора / В.В. Голикова, Л.М. Шафран. -Судовождение: Сб. научн. трудов / ОНМА, Вып. 20. - Одесса: «ИздатИнформ», 2011.
[5] Гусева С.Г. Социокультурный образ достатка в русском национальном сознании / С.Г. Гусева. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Н. Новгород. - 2007.
[6] Профессиональное воспитание = воспитание профессионалов? / Аккредитация в образовании. - 2009. - Декабрь. - № 35.
[7] Медведев Д.А. Своими словами / Высшее образование сегодня / Д.А. Медведев. - 2013. -№3.
[8] Шафранов-Куцев Г.Ф. Современному обществу - современный университет / Университетское управление / Г.Ф. Шафранов-Куцев. - 2005. - № 5(38).
[9] Известия Саратовского университета. - 2012. - Т.12. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - выпуск 2.
LEGAL EDUCATION OF STUDENTS AS A BASIS OF LAW CULTURE AT THE WATER TRANSPORT
S.V. Gribanov
Keywords: legal education, education, transport
The article is devoted to the problem of legal education among students
УДК 378
О.Ю. Гусева, старший преподаватель, ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО» СО СТУДЕНТАМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Ключевые слова: конституционное право, ролевая игра, высшее образование
Статья посвящена одному из видов инновационных технологий в обучении - учебно-деловой ролевой игре по дисциплине «Конституционное право» со студентами высших учебных заведений водного транспорта, а именно, по избирательному праву и процессу в Российской Федерации. В статье отражены этапы подготовки и проведения ролевой деловой игры и охарактеризованы предполагаемые роли участников.
К одному из видов инновационных технологий в обучении можно отнести деловые игры. Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее