С.В. Грибанов
Правовое воспитание студентов как основа правовой культуры на водном транспорте
[2] Абухова И.Ю. К вопросу о проблемах воспитания ценностных ориентаций / Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе / Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции / И.Ю. Абухова, Ж.Б. Сулейменова. - Барнаул. -2010.
[3] Владимиров А.А. Философские проблемы модернизации водного транспорта: проект-разработка /А.А. Владимиров, Л.А. Зеленов. - Н.Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2013. - 28 с.
[4] Голикова, В.В. Роль индивидуально-типологических свойств курсанта в процессе формирования профессионально важных качеств судового оператора / В.В. Голикова, Л.М. Шафран. -Судовождение: Сб. научн. трудов / ОНМА, Вып. 20. - Одесса: «ИздатИнформ», 2011.
[5] Гусева С.Г. Социокультурный образ достатка в русском национальном сознании / С.Г. Гусева. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Н. Новгород. - 2007.
[6] Профессиональное воспитание = воспитание профессионалов? / Аккредитация в образовании. - 2009. - Декабрь. - № 35.
[7] Медведев Д.А. Своими словами / Высшее образование сегодня / Д.А. Медведев. - 2013. -№3.
[8] Шафранов-Куцев Г.Ф. Современному обществу - современный университет / Университетское управление / Г.Ф. Шафранов-Куцев. - 2005. - № 5(38).
[9] Известия Саратовского университета. - 2012. - Т.12. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - выпуск 2.
LEGAL EDUCATION OF STUDENTS AS A BASIS OF LAW CULTURE AT THE WATER TRANSPORT
S.V. Gribanov
Keywords: legal education, education, transport
The article is devoted to the problem of legal education among students
УДК 378
О.Ю. Гусева, старший преподаватель, ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО» СО СТУДЕНТАМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Ключевые слова: конституционное право, ролевая игра, высшее образование
Статья посвящена одному из видов инновационных технологий в обучении - учебно-деловой ролевой игре по дисциплине «Конституционное право» со студентами высших учебных заведений водного транспорта, а именно, по избирательному праву и процессу в Российской Федерации. В статье отражены этапы подготовки и проведения ролевой деловой игры и охарактеризованы предполагаемые роли участников.
К одному из видов инновационных технологий в обучении можно отнести деловые игры. Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее
Вестник ВГАВТ, выпуск 36, 2014 г.
Раздел III. Проблемы преподавания юридических дисциплин и воспитательной работы _в транспортном вузе. Правовая культура
выполнения. Деловая игра выступает как средство и метод подготовки и адаптации к профессиональной деятельности [1].
Рассмотрим организацию учебно-деловой игры по избирательному праву и процессу в Российской Федерации.
Цель предлагаемой игры заключается в том, чтобы посредством воплощения возможных политических технологий и применения положений современного российского избирательного законодательства создать и апробировать действующую модель выборов в России с получением конечного результата.
Основная учебная задача - применить полученные студентами в данной сфере теоретические знания. Главной воспитательной задачей является формирование у студентов активной гражданской позиции и сознательного участия в делах общества и государства.
Нормативно-правовую базу для проведения игры составляют Конституция РФ 1993 года, федеральное избирательное законодательство. Оснащением игры становится агитационный материал команд (листовки, плакаты, газеты, фотографии, слоганы, видео- и аудиоматериал, флаги, эмблемы, таблицы, значки, календари, сувениры и т.п.), бюллетени для голосования, протоколы и другая необходимая документация избирательной комиссии, избирательная кабина и урна.
Игра проводится в 4 этапа:
1. теоретическая подготовка как на учебных занятиях, так и самостоятельная,
2. собственно моделирование избирательного процесса,
3. получение результата и подведение итогов,
4. анализ игры и ее результатов.
Преподаватель назначает дату проведения игры. Суть занятия состоит в моделировании предвыборных выступлений и дебатов политических партий, выдвигающих на выборную должность своего кандидата. Действие должно разворачиваться свободно, без перерывов. Время на проведение ролевой игры ограничивается заранее - два академических часа. Представители политических партий выступают в произвольно определенной последовательности. При этом время выступления строго регламентировано.
В предлагаемой игре действуют несколько участников, каждый из которых выполняет свою важную роль:
Кандидаты в Президенты и их команды. Команды кандидатов самостоятельно определяют собственное название, основной девиз или слоган, символику и атрибутику, создают программу и выдвигают кандидата.
После выступления каждого из кандидатов его политические оппоненты задают ему вопросы, преследующие цель выявить недостатки в речи политика или скомпрометировать его пред избирателями. Продолжительность дебатов не должна превышать 15 минут. За нарушение регламента на партию налагается санкция - снятие балла при итоговом голосовании. Такая деятельность способствует формированию ораторских навыков, умению отстаивать свою точку зрения и выслушать речь своих политических противников.
Избиратели. Электоратом являются все студенты учебной группы.
Избирательные комиссии (Центральная, субъекта РФ, окружная, территориальная, участковая). Избирательная комиссия, исходя из применяемого избирательного законодательства, принимает принципиальные решения по порядку выдвижения и регистрации кандидатов, соответствию их программ и проводимых мероприятий действующему законодательству, пресечению нарушений. Избирательная комиссия имеет право в случае грубых нарушений правил предвыборной агитации выносить предупреждения или отстранять кандидатов от участия.
В избирательную комиссию направляются заявления, жалобы и предложения участников игры и избирателей, на которые избирательная комиссия должна прореагировать соответствующим образом.
О.Ю. Гусева
Методика проведения ролевой деловой игры по дисциплине «Конституционное право» со...
СМИ. Освещают процесс, после окончания игры выпускают информационный аналитический листок, газету.
Наблюдатели. Их задача - постоянное наблюдение за ходом игры, фиксация начальных и конечных параметров, промежуточных результатов (начальный, текущий, итоговый мониторинг), а также анализ игры в целом после ее завершения. Наблюдатели оценивают действия команд и кандидатов (выполнение заданий, применение наглядной агитации, точность и нестандартность принимаемых решений), исходя из их политической эффективности, отмечают реакцию электората, оценивают деятельность избирательной комиссии.
Особая роль принадлежит группе анализа (в нашем случае - ведущий). Одной из наиболее сложных задач для него, как и для избирательной комиссии, является обеспечение всем участникам равных игровых условий. Участники моделируемого действия выполняют определенные задания (например, проводят дебаты, пресс- конференцию, встречу с избирателями, выступают с заявлением и т.п.).
Итогом занятия является голосование избирателей. При этом используются избирательные бюллетени, которые раздаются зрителям и заполняются ими. Подсчет голосов производит избирательная комиссия. А ведущий объявляет победившую партию. Таким образом, студентами усваиваются различные виды и формы электоральной деятельности [2].
Представляется, что игровое моделирование является весьма перспективным направлением в развитии обучающих технологий в сфере высшего профессионального образования. Несмотря на свою кажущуюся простоту, оно требует от организаторов основательной теоретической подготовки, наличия хотя бы минимального практического опыта участия в моделируемом процессе, четкой организации планируемых мероприятий и значительных временных затрат [3].
Список литературы:
[1] Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб: Прайм -Еврознак- 2009. - С. 28.
[2] Бирштейн М.М. Деловые игры в мире: СПб.- 2007. - С. 12.
[3] Зуева Е.Н. Деловые игры в процессе обучения // Секретарское дело. 2004, №1. - С. 59-61.
METHODS OF ROLEPLAY IN CONSTTUTIONAL LAW CLASSES AMONG STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
O.Y. Guseva
Keywords: Constitutional Law, role-play, higher education
The article is devoted to role-play in Constitutional Law classes as one of the innovation teaching methods in law-study among students of higher educational institutions of water transportation. The role-play is mainly used in classes studying election law and process in Russia. The article analyses the stages of preparation and conducting role-play activities and characterizes the assumed roles of the participants.