Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПРАВОВЕДЕНИЕ"'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПРАВОВЕДЕНИЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРАВОВЕДЕНИЕ / LAW-STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Большакова В.Н.

В статье рассматриваются аспекты формирования общекультурных компетенций, установленных федеральным государственным стандартом для технических специальностей при изучении дисциплины «Правоведение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMING AND DEVELOPING OF CULTURAL COMPETENCIES IN LAW-STUDY CLASSES

The article takes a look at some aspects of forming cultural competencies stated by the Federal State Education Standard for students of technical specialties in law-study-classes.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПРАВОВЕДЕНИЕ"»

Вестник ВГАВТ, выпуск 36, 2014 г.

Раздел III. Проблемы преподавания юридических дисциплин и воспитательной работы _в транспортном вузе. Правовая культура

УДК 378:34

В.Н. Большакова, старший преподаватель ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

Ключевые слова: компетенции, образование, правоведение

В статье рассматриваются аспекты формирования общекультурных компетенций,

установленных федеральным государственным стандартом для технических специальностей при изучении дисциплины «Правоведение».

В Волжской государственной академии водного транспорта дисциплина «Правоведение» изучается практически на всех технических специальностях в соответствии с государственными стандартами - на первом курсе. Федеральные государственные стандарты третьего поколения содержат перечень требований к результатам освоения основных образовательных программ, которые сформулированы в виде общекультурных и профессиональных компетенций (ОК и ПК), каждой из них присвоен порядковый номер. В разделе «Требования к структуре основных образовательных программ» в рамках учебных циклов и проектируемых результатов их освоения приводится перечень дисциплин и соответствующие им формируемые компетенции. Дисциплина «Правоведение» включена в гуманитарный, социальный и экономический цикл (базовую часть).

Рассмотрим общекультурные компетенции, приведенные в отдельных ФГОС высшего профессионального образования, выбранные преподавателями для формирования в процессе изучения дисциплины «Правоведение».

Так, ФГОС ВПО по специальности 180405 «Эксплуатация судовых энергетических установок», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2060, устанавливает, что выпускник должен обладать:

- способностью к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, самообразованию и постоянному совершенствованию в профессиональной, интеллектуальной, культурной и нравственной деятельности (ОК-1);

- нацеленностью на урегулирование конфликтов, обеспечение социальной сплоченности и ответственности в коллективе, навыками профессиональной и корпоративной этики, хранения конфиденциальной информации (ОК-6);

- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом моральных и правовых норм (ОК-8);

- способностью научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умением использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-12);

- способностью собирать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-13);

- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-16);

- умением работать с информацией из различных источников (ОК-19).

Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 270800 «Строительство» вы-

В.Н. Большакова

Формирование и развитие общекультурных компетенций на занятиях по дисциплине ...

пускник после завершения изучения курса дисциплины «Правоведение (Основы законодательства в строительстве)» должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- готовностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-11).

Указанные компетенции связаны с формированием правосознания, под которым понимается «совокупность представлений, взглядов, убеждений, оценок, настроений и чувств людей к праву и государственно-правовым явлениям» [1], а также способствуют формированию навыков работать в коллективе, способности самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Как видно из приведенного перечня компетенций, перед преподавателем поставлена непростая задача по созданию благоприятных условий на занятиях по правоведению в целях формирования и развития соответствующих знаний, умений, навыков у студентов. По мнению коллектива преподавателей ФГБОУ ВПО Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, для реализации стандартов третьего поколения предполагаются следующие основные направления деятельности преподавателя:

- переработка учебных планов и программ с целью увеличения доли самостоятельной работы над изучаемым материалом, включение тем, выносимых для самостоятельного изучения, в том числе и с помощью компьютерных методических средств;

- оптимизация методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих эффективность труда преподавателей;

- совершенствование системы текущего контроля работы студентов, широкое внедрение компьютеризированного тестирования;

- совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов [2].

При подготовке к занятиям по правоведению хорошо себя зарекомендовали такие виды самостоятельной работы студентов как анализ научной и учебной литературы, подготовка докладов, рефератов, презентаций по заданной преподавателем теме, составление опорно-логических схем, анализ нормативных правовых актов.

А.Н. Фоминова указывает на то, что мышление студентов характеризуется гибкостью при решении задач, особенно практического плана. Они быстрее выходят за пределы привычных способов решения, более креативны [3]. Поэтому для привлечения интереса студентов к познавательной деятельности целесообразно использовать такие виды учебной деятельности как организация студенческих конференций, тематических олимпиад, викторин и т.п.

Рассмотрим пример практического задания, которое, по мнению автора, отвечает требованиям общекультурных компетенций. В 2013 учебном году в начале второго семестра студентам первого курса специальностей 180405, 180407, а также направлений подготовки бакалавров 270800, 280700 в рамках изучения функций государства было предложено следующее задание: за период февраль-апрель фиксировать основные новости, представляющие основные направления деятельности государства, транслируемые в средствах массовой информации и дифференцировать данные события по заранее составленной таблице.

Вестник ВГАВТ, выпуск 36, 2014 г. Раздел III. Проблемы преподавания юридических дисциплин и воспитательной работы _в транспортном вузе. Правовая культура

Таблица 1

Функции государства

Дата Внутренние ( ункции государства Внешние функции государства

Экономич Политич Социальн Правоохр Развитие науки, культуры, образован Экологич Дипломатическая Обороны страны Междунар со-трудн Поддерж мирового порядка

Заполнение таблицы осуществлялось вначале каждого практического занятия. За каждым из студентов закреплялся определенный день недели, новости которого и являлись основой содержания таблицы.

Целью указанного вида деятельности является развитие способности собирать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по актуальным социальным проблемам, а также способности научно анализировать социально значимые проблемы с использованием методов гуманитарных наук.

Задачи проведения подобных работ можно представить следующим образом:

1) выработать у студентов умение работать с различными источниками информации;

2) развитие компетенций, связанных с представлением анализа полученных из средств массовой информации данных;

3) расширение познавательной сферы путем ознакомления с различными направлениями деятельности государства и другими социальными процессами, представленными средствами массовой информации.

По окончании периода наблюдения студенты подводят итог проделанной работе в виде написания реферата, план которого предлагается преподавателем и включает следующие пункты: функции государства, их содержание; описание статистических данных, приведенных в таблице, и их графическое представление; характеристика источников информации (Интернет-сайты, программы телевидения и т.п.); вывод об основных функциях государства, в наибольшей степени проявившиеся в событиях, представленных в таблице. При этом студенты используют такие методы, как наблюдение, анализ и синтез, сравнение, статистический метод. Многие студенты подошли творчески к подготовке итоговой работы и представили её в виде презентации с использованием информационных технологий.

Кроме того, в процессе решения указанных задач обучения решаются основные задачи воспитания, направленные на формирование личности студента.

Список литературы:

[1] Кожевников С.Н. Общая теория права: Курс лекций. - Н.Новгород: Издательство ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2010, 259 с.

[2] Компетентностно-ориентированная стратегия профессиональной подготовки педагога: коллективная монография / под ред. Л.Е.Шапошникова, В.В.Николиной, О.А.Сафоновой. -Н.Новгород: НГПУ, 2011, 248с.

[3] Психологические аспекты воспитания студентов : метод. пособие для кураторов и преподавателей / А.Н.Фоминова [и др.] - Н.Новгород : Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2011,48 с.

THE FORMING AND DEVELOPING OF CULTURAL COMPETENCIES IN LAW-STUDY CLASSES

В.Н. Большакова

Формирование и развитие общекультурных компетенций на занятиях по дисциплине .

V.N. Bolshakova

Keywords: competencies, education, law-study

The article takes a look at some aspects of forming cultural competencies stated by the Federal State Education Standard for students of technical specialties in law-study-classes.

УДК 378

В.Н. Бутченко, к.э.н., заведующий кафедрой ФБОУВПО «ВГАВТ», М.В. Кручинин, к.п.н., доцент ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Ключевые слова: правосознание студентов, высшее образование

Рассматриваются проблемы формирования правосознания студентов неюридических направлений подготовки в высшем профессиональном образовании. Дано определение, правосознания, указаны его составляющие, виды и составные части. Формулируются цели профессиональной подготовки в области права. Описываются модель и дидактические условия формирования правосознания студентов неюридических направлений подготовки. Акцентируется внимание на использовании средств информационных и коммуникационных технологий в обучении правоведению.

Происходящие процессы преобразований в социально-политической сфере жизни общества диктуют необходимость формирования правового государства, вместе с тем в сознании людей фактически отсутствует доминанта идеи верховенства права, незыблемости закона. Чтобы изменить указанную ситуацию, каждому человеку необходимы определенные знания в области права, позитивное отношение к нему, т.е. необходимо формирование правосознания личности. Правовое сознание является в гражданском обществе одной из важнейших форм общественного сознания, вследствие чего развитие правосознания граждан в современной России является процессом повышенной общественной значимости. Даже очень хорошие законы могут оказаться бездейственными без обязательного механизма их реализации - адекватного правосознания.

Правосознание является сложным явлением, объединяющим совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоенность навыков правового поведения. Формирование высокого уровня правосознания - необходимое условие эффективного процесса реализации прав, свобод и обязанностей личности. Уважение к праву, закону должно стать и становится убеждением каждой личности, должно превращаться в привычку, навык.

Решение этих проблем зависит не только от изменений в экономике или законодательстве, но и от человеческого фактора, отношения граждан к значимости института права, правовым гарантиям личности. По мере обновления и накопления соответствующей правоприменительной практики все более явным становится разрыв между современным законодательством и невысоким правосознанием выпускников вуза. Усиливается потребность в деятельных, юридически грамотно мыслящих профессионалах, способных самостоятельно выдвигать и решать многообразные социальные и профессиональные вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.