Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "КРИМИНАЛИСТИКА" С ПОМОЩЬЮ ОБУЧАЮЩЕЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ "ФОРВЕР"'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "КРИМИНАЛИСТИКА" С ПОМОЩЬЮ ОБУЧАЮЩЕЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ "ФОРВЕР" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИКА / CRIMINALISTIC / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА "ФОРВЕР" / COMPUTER PROGRAM "FORVER"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстолуцкий В.Ю., Большакова В.Н.

В статье рассматривается содержательная часть компетенций, формируемых у студентов при изучении дисциплины «Криминалистика», описываются широкие возможности применения компьютерной программы «Форвер» в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстолуцкий В.Ю., Большакова В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCY APPROACH IN THE STUDY OF CRIMINOLOGY WITH ASSIST OF COMPUTER PROGRAM "FORVER"

The article considers the content of the competencies of the students formed the study discipline «Criminalistic», describes the wide range of applications of the computer program «Forver» in the learning process.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "КРИМИНАЛИСТИКА" С ПОМОЩЬЮ ОБУЧАЮЩЕЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ "ФОРВЕР"»

Список литературы:

[1] Кручинина Г.А. Информационная подготовка учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство» [Текст]: монография / Г.А. Кручинина, И.А. Большакова; Нижегородский государственный педагогический университет. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2010. - 205 с.

[2] Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Формирование правосознания студентов в вузе / Под ред. Ю.Н. Петрова: Монография. - Нижний Новгород: НФ УРАО, 2010. - 310с.

[3] Большакова В.Н. Дидактические аспекты преподавания темы «Информационные технологии в криминалистичекой методике расследования убийств» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2013. № 11 (37): в 2-х ч. 4.II. с. 33-35.

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN STUDYING «ECONOMICS» THE FIRST YEAR STUDENTS OF 080114.51 «ECONOMICS AND ACCOUNTING (BY SECTORS)» OF NIZHNY NOVGOROD RIVER SCHOOL

E.N. Dvornikova

Keywords: information and legal systems, information technology, economics, educational process.

The article the questions of application of the reference -legal systems in studying Economics by students, why are in getting a secondary professional education on 080114.51 Economics and Accounting Department (by sectors).

УДК 343.98

В.Ю. Толстолуцкий, д.м.н., профессор ФБОУВПО «ВГАВТ» В.Н. Большакова, старший преподаватель ФБОУ ВПО «ВГАВТ»

603600, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «КРИМИНАЛИСТИКА» С ПОМОЩЬЮ ОБУЧАЮЩЕЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРВЕР»

Ключевые слова: криминалистика, компетентностный подход, информационные технологии, компьютерная программа «Форвер»

В статье рассматривается содержательная часть компетенций, формируемых у студентов при изучении дисциплины «Криминалистика», описываются широкие возможности применения компьютерной программы «Форвер» в учебном процессе.

В результате присоединения России к Болонской конвенции компетентностный подход стал необходимым условием интеграции российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство.

На основе формирования компетенций (общекультурных и профессиональных) разработаны федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, которыми в настоящее время руководствуются все российские вузы.

Целью при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании является формирование компетентного выпускника.

В отечественной образовательной среде сформировалось следующее представление об основных понятиях компетентностного подхода, которые в данной статье приняты нами за теоретическую основу. По мнению А.В. Хуторского компетенция включает в себя «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним», а компетенция определяется данным автором как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности» [1].

Приведенное определение основных понятий носит весьма общий характер, поэтому требуется детализация их содержания. Тем самым, реформирование системы высшего образования поставило перед исследователями и преподавателями непростую задачу по осмыслению структурно-содержательных характеристик компетенций.

Для решения этой задачи делаются определенные попытки. Так, коллективом преподавателей Нижегородского государственного педагогического университета было проанализировано несколько вариантов декомпозиции компетенций, что позволило им создать свою модель, «которая отражает важнейшие компоненты компетенции» [2].

По мнению авторов, компонентами профессиональной компетенции являются:

- профессионально-деятельностные, включающие в себя когнитивные (знает) и деятельностные (умеет) характеристики;

- профессионально-личностные компоненты, которые характеризуются интересом к изучаемой дисциплине, активностью, инициативностью студента, его готовностью к самостоятельной работе, потребностью в получении знаний, стремлением к творческой работе.

Очевидно, что указанным авторами двум компонентам (деятельность и субъект) требуется добавить предмет деятельности. Последний в области образования представлен областью знаний, а в юриспруденции - отраслью права, с конкретизацией в виде отдельной дисциплины. Учитывая все три компонента, можно осуществить декомпозицию компетенций при разработке образовательных программ и создания учебно-методических комплексов. В нашем случае предметной областью, в которой применяется компетентностный подход, является криминалистика и судебная экспертиза.

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 31.05.2011 №1975, в результате изучения криминалистики, как дисциплины базовой (обязательной) части, обучающийся должен:

- знать технико-криминалистические средства и методы, тактику производства следственных действий, формы и методы организации раскрытия и расследования преступлений, методики раскрытия и расследования преступлений отдельных видов и групп;

- уметь применять технико-криминалистические средства и методы, правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований, анализировать и правильно оценивать содержание заключений эксперта (специалиста), использовать тактические приемы при производстве следственных действий и тактических операций;

- владеть навыками применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств.

Приведенные выше знания, умения и навыки, отражают содержание классической криминалистики, сформировавшейся к концу ХХ в. Третье тысячелетие, характеризуемое переходом в информационное общество, делает актуальным внедрение информационных технологий в профессиональную деятельность будущего специалиста. Этот процесс диктует необходимость введения дополнительных компетенций, связанных с умениями и навыками применения компьютерных средств, непосредственно для изучения криминалистики. Закономерно, что в этом случае требуется определенная корректировка предложенного стандартом компетентност-ного подхода.

В пункте 7.1. стандарта указано, что «Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы». С нашей точки зрения, это означает, что развитие образовательных программ должно происходить одновременно по двум направлениям. Во-первых, программа дисциплины, входящей в профессиональный цикл, в частности криминалистики, должна включать в себя компетенции, которые представлены в информационно-правовом цикле.

Во-вторых, такое включение должно учитывать пункт 7.3. В нем указано, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций...) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся». Таким образом, следует шире использовать вновь появляющиеся возможности реконструкции следственных ситуаций на компьютерном полигоне и тех компьютерных программ, которые разрабатываются в качестве инструмента решения криминалистических задач, возникающих в данных следственных ситуациях.

На этих основаниях мы предлагаем отойти от жесткого регламентирования перечня компетенций, указанных в разделе: «Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата» стандарта третьего поколения. Так, например, при использовании в учебном процессе (при изучении отдельных разделов криминалистики) компьютерной программы «Форвер» («Формирование Версий следователем»), наряду с указанными для криминалистики, формируются и развиваются такие общекультурные компетенции, как ОК-11 («владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией»), ОК-12 («способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях») [3]. Однако формирование данных компетенций не предусмотрено при изучении криминалистики, поскольку ее содержание представлено только классической криминалистической парадигмой.

Необходимость включения в учебный процесс информационных технологий подтверждается тем, что уже устаревший учебный план, который предусматривался Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета Российской Федерации, назначенных на должности следователей следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации по городам, районам и приравненных к ним специализированных, в том числе военных следственных отделов1, содержал указания на изучение темы «Актуальные вопросы использования следовате-

1 Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 ноября 2011 г. № 2763, документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минобрнауки России от 29.11.2013 № 1292, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в «Российской газете» - 31.12.2013).

лем данных уголовной регистрации и криминалистических учетов при расследовании тяжких и особо тяжких преступлений против личности», и среди предлагаемых оперативно-справочных и розыскных учетов называл компьютерную программу «Фор-вер»1.

Данная программа способна за короткое время создавать версии по поисковым признакам субъекта преступления с указанием условной и полной вероятности каждой версии. На этой основе пользователем создается вероятный портрет преступника, и определяются необходимые поисковые мероприятия. Дидактический аспект работы с программой «заключается в применении компьютерной программы как средства осуществления перехода от образа, наглядной модели преступления, к понятийному мышлению» [4]. Считаем, что знакомство и получение первых навыков работы с указанной программой целесообразнее осуществлять при изучении дисциплины «Криминалистика» и дисциплин информационно-правового цикла, и именно в вузе. Например, на юридическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского подготовка студентов по использованию информационных технологий в раскрытии и расследовании преступлений осуществляется в рамках спецкурса «Современные криминалистические средства в деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений». Однако, как указывает В.Ю. Толстолуцкий, «образовательное значение комплекса» [5] имеет широкий диапазон изучаемых разделов и вопросов в самой дисциплине криминалистика. Так, компьютерная программа «Форвер» хорошо себя зарекомендовала при изучении студентами ННГУ им. Н.И. Лобачевского и ФБОУ ВПО «ВГАВТ» разделов «Общая теория криминалистики», «Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений» и таких вопросов в них, как: «В ы-движение следственных версий и планирование расследования», «Криминалистическая характеристика преступлений и корреляционные связи между ее элементами», «Кибернетические и математические методы в криминалистике», «Следственные ситуации и их информационная составляющая», «Криминалистические учеты и электронные криминалистические базы данных», «Основы методики расследования «по горячим следам», «Расследование убийств, совершенных без свидетелей», «Расследование половых преступлений, сопряженных с убийством потерпевшей», «Расследование преступлений (убийств) прошлых лет», «Расследование «серийных» преступлений» [6].

Перечислим общекультурные и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»), и формируемые при изучении криминалистики с использованием компьютерной программы «Форвер» [7]:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально проблемы и процессы (ОК-9);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

1 Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2013660539 Толстолуцкий В.Ю., Рыбочкин А.В. «Программа формирования следственных версий (ФОРВЕР Следователь). Дата регистрации 8.11.2013. 36

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10).

Отметим, что обучающиеся с большим интересом овладевают навыками работы с программой «Форвер», тем самым реализуются профессионально-личностные компоненты (самостоятельность, углубленный интерес к изучаемой дисциплине, активность, стремление к творческой деятельности, мотивация к саморазвитию и др.), что является огромной движущей силой для формирования и профессионально-деятельностных компонентов.

Список литературы:

[1] Хуторской А.В. Гипотеза и цели эксперимента по модернизации образования// Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 25 августа. - Режим доступа: http://khutorskoy.ru/books/

[2] Компетентностно-ориентированная стратегия профессиональной подготовки педагога: коллективная монография / под ред. Л.Е. Шапошникова, В.В. Николиной, О.А.Сафоновой. -Н.Новгород: НГПУ, 2011, с. 96.

[3] Толстолуцкий В.Ю., Кузенкова Г.В. Обучение выдвижению версий на криминалистическом полигоне с помощью компьютерной программы «ФОРВЕР». International Journal of Open Information Technologies. Том. 2, №1 (2014). С. 23-31.

[4] Большакова В.Н. Дидактические аспекты преподавания темы «Информационные технологии в криминалистичекой методике расследования убийств» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2013. № 11 (37): в 2-х ч. 4.II. с. 35

[5] Толстолуцкий В.Ю. Использование информационных технологий в раскрытии и расследовании убийств. Электронное учебно-методическое пособие. Режим доступа: http://www.unn.ru/ books/resources.html., дата обр. 20.12.2013

[6] Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.unn.ru/law/index.php, дата обр.21.01.2014

[7] Толстолуцкий В.Ю. «Компьютерная программа «ФОРВЕР- Следователь» - повышает эффективность обучения на криминалистическом полигоне». Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №3, часть 2. Н.Новгород. Изд-во Нижегородского университета. 2013. С. 211-215.

IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCY APPROACH IN THE STUDY OF CRIMINOLOGY WITH ASSIST OF COMPUTER PROGRAM «FORVER»

V. U. Tolstolutskiy, V.N. Bolshakova

Keywords: criminalistic, competence approach, information technology, computer program «Forver»

The article considers the content of the competencies of the students formed the study discipline «Criminalistic», describes the wide range of applications of the computer program «Forver» in the learning process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.