Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА "ЭКОНОМИКА" СТУДЕНТАМИ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114.51 "ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)" НИЖЕГОРОДСКОГО РЕЧНОГО УЧИЛИЩА ИМ. И.П. КУЛИБИНА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА "ЭКОНОМИКА" СТУДЕНТАМИ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114.51 "ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)" НИЖЕГОРОДСКОГО РЕЧНОГО УЧИЛИЩА ИМ. И.П. КУЛИБИНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВОЧНО-ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / INFORMATION AND LEGAL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворникова Е.Н.

В статье рассматриваются вопросы применения справочно-правовых систем при изучении дисциплины «Экономика» студентами, получающими среднее профессиональное образование по специальности 080114.51 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN STUDYING "ECONOMICS" THE FIRST YEAR STUDENTS OF 080114.51 "ECONOMICS AND ACCOUNTING (BY SECTORS)" OF NIZHNY NOVGOROD RIVER SCHOOL

The article the questions of application of the reference -legal systems in studying Economics by students, why are in getting a secondary professional education on 080114.51 Economics and Accounting Department (by sectors).

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА "ЭКОНОМИКА" СТУДЕНТАМИ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114.51 "ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)" НИЖЕГОРОДСКОГО РЕЧНОГО УЧИЛИЩА ИМ. И.П. КУЛИБИНА»

УДК 33

Е.Н. Дворникова, преподаватель НРУ ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603600, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИКА» СТУДЕНТАМИ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114.51 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям)» НИЖЕГОРОДСКОГО РЕЧНОГО УЧИЛИЩА им. И.П. КУЛИБИНА

Ключевые слова: справочно-правовые системы, информационные технологии, экономика, образовательный процесс.

В статье рассматриваются вопросы применения справочно-правовых систем при изучении дисциплины «Экономика» студентами, получающими среднее профессиональное образование по специальности 080114.51 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 080114 экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденным приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06.04.2010 № 282, предусмотрена базовая подготовка по квалификации бухгалтер. Знакомство с дисциплинами данного профессионального цикла начинается с изучения дисциплины экономика, включенной в общеобразовательный блок дисциплин учебного плана.

Для изучения данной дисциплины отводится 100 часов практических занятий. В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

- функции денег и банковской системы;

- причины различий в уровне оплаты труда;

- основные виды налогов;

- организационно-правовые формы предпринимательства;

- виды ценных бумаг;

- факторы экономического роста.

Студент должен уметь:

- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

- описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, роль профсоюзов, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, причины инфляции, проблемы международной торговли.

Студент должен иметь навыки:

- получать экономическую информацию и оценивать её;

- составлять семейный бюджет;

- оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;

- владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;

Е.Н. Дворникова

Использование информационных технологий в изучении предмета «Экономика» студентами...

- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

- брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения.

В целях повышения эффективности изучения указанной дисциплины ряд занятий проводится в компьютерном классе, студентам предоставляется возможность ознакомиться с основными документами в сфере экономики непосредственно на практическом занятии.

На основании того, что «развитие экономики и социальной сферы требует от специалистов среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, среди которых: информационная и коммуникативная культура; способность к осознанному анализу своей деятельности, приобретению новых знаний; творческая активность» [1] актуальным является широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс, что предполагает использование компьютерных средств не только при изучении дисциплин информационного направления, но и других дисциплин [2, 3].

Применение информационных технологий в учебном процессе способствуют развитию личностных качеств студента. Так, Кручинин М.В., Кручинина Г.А. отмечают, что применение информационных технологий в обучении также способствует «индивидуализации и дифференциации обучения, осуществлению контроля, самоконтроля и самокоррекции, эффективности восприятия учебного материала, возможности моделирования будущей профессиональной деятельности, повышению качества информационного обеспечения учебного процесса, усилению мотивации обучения, поддержке и развитию системности мышления студента, развитию коммуникативных способностей, информационной культуры, стимулированию и активизации самостоятельности студентов» [2].

Рассмотрим пример проведения занятия в компьютерном классе по теме: «Экономические функции и цели фирмы»

Цели проведения занятия: усвоение понятия и признаков юридического лица и ознакомление с установленным законодательством порядком государственной регистрации юридического лица.

Основные задачи занятия:

1. Ознакомление обучающихся с трактовкой юридического лица в соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Перечисление признаков юридического лица.

3. Ознакомление с видами организационно-правовой формы юридического лица.

4. Определение в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых документов для регистрации юридического лица.

В начале занятия под руководством преподавателя студенты знакомятся с теоретическим материалом. Для эффективного изучения темы обучающимся предлагается ряд вопросов по теме «Экономические функции и цели фирмы». При подготовке ответов студенты обращаются к справочно-правовым системам ГАРАНТ, Консультант плюс, которые содержат текст нормативных правовых актов.

В рамках указанных занятий студенты получают возможность изучить теоретические аспекты данной темы на основании непосредственного ознакомления с нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в сфере экономики, а также приобретают знания и навыки по использованию в своей деятельности справочно-правовых систем, что позволит им в будущем решать проблемные вопросы своей профессиональной деятельности на основе положений действующих нормативных правовых актов. 32

Список литературы:

[1] Кручинина Г.А. Информационная подготовка учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство» [Текст]: монография / Г.А. Кручинина, И.А. Большакова; Нижегородский государственный педагогический университет. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2010. - 205 с.

[2] Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Формирование правосознания студентов в вузе / Под ред. Ю.Н. Петрова: Монография. - Нижний Новгород: НФ УРАО, 2010. - 310с.

[3] Большакова В.Н. Дидактические аспекты преподавания темы «Информационные технологии в криминалистичекой методике расследования убийств» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2013. № 11 (37): в 2-х ч. Ч.П. с. 33-35.

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN STUDYING «ECONOMICS» THE FIRST YEAR STUDENTS OF 080114.51 «ECONOMICS AND ACCOUNTING (BY SECTORS)» OF NIZHNY NOVGOROD RIVER SCHOOL

E.N. Dvornikova

Keywords: information and legal systems, information technology, economics, educational process.

The article the questions of application of the reference -legal systems in studying Economics by students, why are in getting a secondary professional education on 080114.51 Economics and Accounting Department (by sectors).

УДК 343.98

В.Ю. Толстолуцкий, д.м.н., профессор ФБОУВПО «ВГАВТ» В.Н. Большакова, старший преподаватель ФБОУ ВПО «ВГАВТ»

603600, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «КРИМИНАЛИСТИКА» С ПОМОЩЬЮ ОБУЧАЮЩЕЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРВЕР»

Ключевые слова: криминалистика, компетентностный подход, информационные технологии, компьютерная программа «Форвер»

В статье рассматривается содержательная часть компетенций, формируемых у студентов при изучении дисциплины «Криминалистика», описываются широкие возможности применения компьютерной программы «Форвер» в учебном процессе.

В результате присоединения России к Болонской конвенции компетентностный подход стал необходимым условием интеграции российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.