Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / LEGAL CONSCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутченко В. Н., Кручинин М. В.

Рассматриваются проблемы формирования правосознания студентов неюридических направлений подготовки в высшем профессиональном образовании. Дано определение, правосознания, указаны его составляющие, виды и составные части. Формулируются цели профессиональной подготовки в области права. Описываются модель и дидактические условия формирования правосознания студентов неюридических направлений подготовки. Акцентируется внимание на использовании средств информационных и коммуникационных технологий в обучении правоведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутченко В. Н., Кручинин М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF LEGAL CONSCIENCE OF NON-LAW SPECIALTIES

The article gives an insight into the problems of the formation of legal conscience of non-law specialties in higher professional education. The concept of legal conscience is defined alongside with its main categories, types and components. Targets of professional training in law are formulated. The model and teaching-learning conditions of the process under consideration are described. Much attention is paid to the usage of information technologies in law study.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ»

В.Н. Большакова

Формирование и развитие общекультурных компетенций на занятиях по дисциплине ...

V.N. Bolshakova

Keywords: competencies, education, law-study

The article takes a look at some aspects of forming cultural competencies stated by the Federal State Education Standard for students of technical specialties in law-study-classes.

УДК 378

В.Н. Бутченко, к.э.н., заведующий кафедрой ФБОУ ВПО «ВГАВТ», М.В. Кручинин, к.п.н., доцент ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Ключевые слова: правосознание студентов, высшее образование

Рассматриваются проблемы формирования правосознания студентов неюридических направлений подготовки в высшем профессиональном образовании. Дано определение, правосознания, указаны его составляющие, виды и составные части. Формулируются цели профессиональной подготовки в области права. Описываются модель и дидактические условия формирования правосознания студентов неюридических направлений подготовки. Акцентируется внимание на использовании средств информационных и коммуникационных технологий в обучении правоведению.

Происходящие процессы преобразований в социально-политической сфере жизни общества диктуют необходимость формирования правового государства, вместе с тем в сознании людей фактически отсутствует доминанта идеи верховенства права, незыблемости закона. Чтобы изменить указанную ситуацию, каждому человеку необходимы определенные знания в области права, позитивное отношение к нему, т.е. необходимо формирование правосознания личности. Правовое сознание является в гражданском обществе одной из важнейших форм общественного сознания, вследствие чего развитие правосознания граждан в современной России является процессом повышенной общественной значимости. Даже очень хорошие законы могут оказаться бездейственными без обязательного механизма их реализации - адекватного правосознания.

Правосознание является сложным явлением, объединяющим совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоенность навыков правового поведения. Формирование высокого уровня правосознания - необходимое условие эффективного процесса реализации прав, свобод и обязанностей личности. Уважение к праву, закону должно стать и становится убеждением каждой личности, должно превращаться в привычку, навык.

Решение этих проблем зависит не только от изменений в экономике или законодательстве, но и от человеческого фактора, отношения граждан к значимости института права, правовым гарантиям личности. По мере обновления и накопления соответствующей правоприменительной практики все более явным становится разрыв между современным законодательством и невысоким правосознанием выпускников вуза. Усиливается потребность в деятельных, юридически грамотно мыслящих профессионалах, способных самостоятельно выдвигать и решать многообразные социальные и профессиональные вопросы.

Правосознание студентов в вузе формируется в системе правовой подготовки. Правовую подготовку как часть профессиональной подготовки студентов вуза в своих трудах рассматривали Р.А. Абуталипов, С.В. Болонина, Т.Ю. Годнева, М.В. Горбу-шина, И.А. Захаров, В.М. Мотехина, В.Н. Паршин, Е.А. Певцова, В.П. Пономарева, Е.В. Шиврина и др. Отдельные аспекты профессионально-правовой подготовки студентов освещаются в работах С.А. Беличевой, Е.Л. Болотовой. Г.Я. Буша, В.А. Луко-ва, А.М. Матюшкина, Н.Н. Нечаевой, М.Ю. Посталюка, В.А. Смирнова и др. Для анализа проблемы большое значение имеют работы И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Петрова, В.А. Сластенина, В.И. Черниченко, Е.Н. Шиянова и др. В них обсуждаются проблемы профессиональной подготовки студентов вуза и формирование их профессиональных качеств. Процесс формирования правосознания студентов представляет собой движение от поставленных целей к конкретным результатам путем обеспечения целостности процесса обучения [5, 6].

Современная ситуация развития российского общества, повышение роли права в жизни людей, одновременно происходящее реформирование образования предъявляют новые требования к подготовке бакалавра, специалиста, магистра любого профиля.

Несмотря на некоторую изученность понятия «правосознание» применительно к различным социальным сферам и системе юридического образования, правосознание студентов, формирование которого осуществляется в условиях информатизации общества и образования в высшем неюридическом профессиональном образовании, остается недостаточно исследованным. Научный поиск решения проблемы формирования правосознания студентов неюридических направлений подготовки направлен на разрешение следующих противоречий: между потребностью общества в высоком уровне правосознания бакалавров, специалистов, магистров и отсутствием целостной системы ее формирования; между современными требованиями к уровню правосознания выпускников вуза и неразработанностью научно-методического обеспечения процесса его формирования в условиях информатизации общества и образования.

Мы считаем, что формирование правосознания студентов неюридических направлений подготовки в вузе будет более эффективным, если: разработана и реализована в учебном процессе модель и дидактические условия формирования правосознания студентов неюридических направлений подготовки; разработана технология формирования правосознания студентов неюридических направлений подготовки в вузе с использованием в правовой подготовке средств информационных и коммуникационных технологий; сформулированы критерии и разработаны диагностические материалы для определения уровня сформированности правосознания студентов неюридических направлений подготовки в вузе; осуществлен мониторинг качества формирования правосознания студентов неюридических направлений подготовки в вузе [3, 5, 6].

Формирование высокого уровня правосознания способствует повышению эффективности механизма правового воздействия. В отечественной науке над проблемой правосознания активно работали такие ученые-правоведы, как С.С. Алексеев, Н.Л. Гранат, Н.М. Кейзеров, В.И. Каминская, П.М. Рабинович, А.Р. Ратинов, И.Ф. Рябко, В.П. Сальников, А.П. Семитко, В.Н. Синюков, И.Е. Фарбер и др. Они доказали, что обеспечение высокого уровня правосознания невозможно без системы профессионально-правовой подготовки.

Структура правосознания включает две взаимосвязанные и взаимодействующие составляющие - правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология -это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права. Правовая психология - это эмоционально -чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы. Это стихийный, интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания. Эмоциональное состояние человека

непосредственно влияет на выбор того или иного поведения - правомерного или неправомерного. Человек воспринимает право не только интеллектуально - разумом, рассудком, но и эмоционально. Правосознание, таким образом, включает в себя элементы как правовой идеологии, так и правовой психологии.

В зависимости от глубины и всесторонности познания закона и иных правовых явлений выделяют в отечественной научной литературе следующие виды правосознания: обыденное (массовые представления людей, их оценки, эмоции по поводу права и законности, которые порождаются повседневными условиями жизни, практическим опытом и носят эмпирический характер); специализированное (его часто называют профессионально-юридическим) (взгляды, традиции, убеждения, складывающиеся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы); научное (теоретическое) (теории, концепции, взгляды - глубокое и всестороннее осмысление права). Каждая личность является носителем определенного правосознания: высокого или низкого, развитого или незрелого, правильного или искаженного. Верное, адекватное осознание права имеет важнейшее значение для жизнедеятельности человека, его поведения, юридического мировоззрения, культуры, гражданской позиции. Неразвитое или деформированное правосознание служит питательной средой для многих правонарушений, других антиобщественных аномалий. Это актуализирует вопрос о формировании более развитого, преодолевающего архаичные стереотипы, правового поведения и значительно более высокого правосознания граждан.

Правосознание включает по крайней мере три составные части: знание права, отношение к праву и навыки правового поведения. В проводимом нами исследовании мы в большей степени будем рассматривать первые две части - знание права и отношение к нему. По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное. Нами будет рассматриваться формирование индивидуального правосознания, представляющего собой знание права, суждение о праве и отношение к праву отдельной личности [2, 7, 8].

Различными авторами выделяются разные функции правосознания. Мы придерживаемся положений, выдвинутых академиком РАН, профессором В.С. Нерсесянц, который отмечает, что правосознание выполняет следующие основные функции: познавательную, оценочную и регулятивную. Основное внимание мы уделяем познавательной функции правосознания, которая выделяется всеми специалистами в области теории государства и права, рассматривающими вопросы правосознания общества и личности. Познавательная функция состоит в том, что правосознание как форма отражения и освоения правовой действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у той или иной личности правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности [5, 8].

В последние десятилетия коренным образом изменились роль и значение правовых знаний в российском обществе и сознании людей. Право приобретает конкретные черты и практическое значение для каждого. Переход к правовому государству невозможен без формирования у будущих специалистов соответствующих правовых знаний и правосознания, которые в свою очередь зависят от профессиональной подготовки, осуществляемой в учебных заведениях. Формирование правосознания студентов неюридических направлений подготовки происходит в процессе их профессионального обучения. Правосознание студентов в вузе - отношение к праву и готовность применять систему правовых знаний и умений на практике с целью повышения эффективности своей учебной и будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка в области права студентов неюридических направлений подготовки преследует достижение следующих целей: развитие личности выпускника вуза в конкретной области знания, направленное на формирование правосознания, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости

соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку; освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности в решении практических задач социально-правовой сферы; формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Включение учебной дисциплины «Правоведение» в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (цикл «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» федерального компонента) позволило обеспечить базовую подготовку студентов в области права, повысило мотивацию к её изучению и интерес к правовым знаниям. Имея базисную (инвариантную) составляющую, в зависимости от специфики будущей профессиональной деятельности, учебный предмет «Правоведение» имеет (в вариативной части) свою специфику. Так, для студентов экономических специальностей в вариативной части правоведения представлены основы таких отраслей права, как финансового, налогового и др., для студентов-экологов - экологическое право и т.д. [1, 6].

Практически все исследователи, занимающиеся вопросами правового образования студентов-неюристов, акцентируют необходимость включения правового обучения в единый процесс их профессионального становления. Ориентация на модель специалиста того или иного профиля требует строить содержание правоведческого курса в соответствии с характером и содержанием будущей профессиональной деятельности, т.е. на основе принципа профессиональной направленности (А.Р. Абута-липов, Е.Л. Болотова, В.В. Бондуровский, Т.Ю. Годнева, М.В. Горбушина, И.А. Захаров, В.В. Мищенко и др.).

Нами разработана модель формирования профессионального правосознания студентов вуза неюридических направлений подготовки в условиях информатизации высшей профессиональной школы. Правосознание студента вуза неюридических направлений подготовки включает следующие взаимосвязанные компоненты: моти-вационно-ценностный (обеспечивается проявлением мотивов, убеждений для реализации профессиональной деятельности); когнитивно-деятельностный (характеризует «базу знаний» - совокупность профессионально важных знаний и представлений об особенностях профессиональной деятельности, определяет уровень сформированных профессионально важных умений для решения профессиональных задач), эмоционально-волевой (самооценка знаний; уверенность в возможности выполнения различных видов деятельности, оценка возможности управления процессом обучения; удовлетворение от возможности использования полученных знаний и умений для будущей профессиональной деятельности и т.п.). Компонентами процесса формирования правосознания специалиста являются: целевой (конкретизация и структурирование целей и задач формирования профессионального правосознания, выделение соответствующих его уровней); структурно-содержательный (отбор, структурирование и конкретизация формирующего профессиональное правосознание содержания образования); организационно-процессуальный (разработка технологий, направленных на формирование правосознания студентов неюридических направлений подготовки, широкое использование информационных и коммуникационных технологий на базе компьютерной техники); контрольно-оценочный (оценка эффективности процесса формирования правосознания) [4, 6].

Основные подходы, которые необходимо использовать при формировании профессионального правосознания студентов, - системный, личностно-деятельный, ком-петентностный, модульный, контекстный. Кратко охарактеризуем некоторые из них. Личностно-деятельностный подход (Е.В. Бондаревская, М.А. Викулина, В.В. Николи-на, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.) определяют как единство его личностного и деятельностного компонентов. Учет личностного компонента лич-ностно-деятельностного подхода предполагает, что в процессе преподавания правовых дисциплин максимально учитываются индивидуально-психологические особенности студентов. Этот учет осуществляется через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения со студентами. Контекстный подход (А.А. Вербицкий и др.) позволяет воссоздавать предметный контекст профессионально-правовой деятельности и социально-бытовых ситуаций в учебном процессе. Модульный подход (Т.И. Шамова, П.А. Юцявичене, М.А. Чошанов и др.) обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атрибутивных характеристик. необходимо внедрение в учебный процесс модульного построения курса «Правоведение» как основы формирования правосознания студентов неюридических направлений подготовки в вузе. Учебный модуль по правоведению -это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Функции преподавателя варьируются от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

Любая дидактическая система может успешно функционировать лишь при соблюдении определенных условий. Опираясь на исследования О.А. Абдуллиной, В.П. Беспалько, С.М. Марковой и др., посвященные проектированию, разработке и совершенствованию дидактических систем, мы выделили ряд дидактических условий эффективного функционирования системы формирования правосознания студентов неюридических направлений подготовки в вузе. К дидактическим условиям формирования правосознания студентов вуза мы относим: ориентацию на формирование правосознания (инвариантной и вариативной его составляющих) в системе правовых дисциплин; компьютерную поддержку аудиторной и внеаудиторной работы студентов (в том числе активное использование правовых ресурсов сети Интернет) при изучении правоведения и других правовых дисциплин; внедрение технологий формирования правосознания студентов в вузе; внедрение в учебный процесс электронного учебно-методического комплекса «Кейс по правоведению» в нескольких вариантах; разработку критериев сформированности правосознания студентов в вузе для осуществления его мониторинга.

Учебная дисциплина «Правоведение» изучается студентами всех специальностей в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (федеральный компонент) и входит в образовательный стандарт всех специальностей высшего профессионального образования. Она ориентирует студентов на усвоение минимума знаний по юриспруденции, необходимых для понимания юридических норм, знание законов и осознанное их выполнение. Базовыми в процессе формирования инвариантной составляющей профессионального правосознания всех студентов в вузе являются отдельные разделы правоведения (теория государства и права, а также основы нескольких отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, административного и др.), права в сфере образовательной деятельности. Вариативная составляющая правосознания студентов формируется в зависимости от специфики будущей профессиональной деятельности при изучении разделов вариативной части правоведения. Предполагается, что все студенты до изучения правоведения, получили необходимую информационную подготовку в курсе информатики.

Формы и средства организации процесса обучения при формировании правосознания студентов неюридических направлений подготовки в вузе представлена традиционными и инновационными (с применением средств информационных и коммуникационных технологий) формами обучения. Наряду с традиционными формами

обучения (лекции, семинары), при формировании профессионального правосознания студентов в вузе необходимо разрабатывать и апробировать инновационные формы обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий: лекции-визуализации (с использованием компьютерных презентаций); «кейс»-технологии; семинарские и практические занятия с использованием электронных справочно-правовых систем; творческую работу студентов с применением средств ИКТ; самостоятельную работу студентов с образовательными (по правовым дисциплинам) и правовыми ресурсами сети Интернет; контроль знаний студентов с применением в учебном процессе Интернет-технологий с интерактивным тестированием. При всем многообразии форм организации образовательного процесса преимущественными могут считаться те, которые ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого. Особое место должна занимает технология проектной учебной деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучаемых, умений самостоятельно структурировать и актуализировать свои правовые знания. Мы считаем, что формирование профессионального правосознания будущих специалистов будет более эффективным, если в профессиональной подготовке студентов неюридических направлений подготовки в вузе будет использован потенциал информационных и коммуникационных технологий как педагогических информационных инноваций.

Список литературы:

[1] Бутченко В.Н., Кручинин М.В. Формирование правовых компетенций бакалавров направления подготовки «Экономика» в условиях информатизации образования. Тезисы Всероссийской научно-методической конференции «Новые педагогические технологии: содержание, управление, методика» (26-28 марта 2013 г.). - Н.Новгород, ННГУ, 2013. - С. 290.

[2] Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2005. -512 с. (Глава 20. Правосознание и правовая культура. - С. 357-369.)

[3] Кручинин М. В. Информационные и коммуникационные технологии в правовой подготовке студентов вузов: учебно-методическое пособие. - Н. Новгород: ННГУ, 2010. - 70 с.

[4] Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Моделирование процесса формирования профессионального правосознания студентов неюридических специальностей в высшем образовании // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского. Серия «Инновации в образовании».. - № 3. - 2012.- С. 17-24.

[5] Кручинин М.В. Специфика реализации познавательной функции правосознания в условиях информатизации общества и образования // Современные проблемы юридической науки и практики. Сборник научных трудов. Выпуск 5. - Н. Новгород, НФ МНЭПУ, 2006. - С. 143-155.

[6] Кручинин М.В. Формирование профессионального правосознания студентов в вузе. Автореферат дисс...на соиск. Учен. степ. канд. педагог. Наук по специальности 13.00.08. -Н.Новгород, ВГИПУ, 2011. - 30 с.

[7] Матусов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 541 с. (Глава 10. Правосознание и правовая культура. - С. 244-269)

[8] Нерсесянц В.С. Теория государства и права. Учебник. - М.: Норма, 2005. - 272 с.

THE FORMATION OF LEGAL CONSCIENCE OF NON-LAW SPECIALTIES

V.N. Butchenko, M. V. Kruchinin

Keywords: legal conscience, higher education

The article gives an insight into the problems of the formation of legal conscience of non-law specialties in higher professional education. The concept of legal conscience is defined alongside with its main categories, types and components. Targets of professional training in law are formulated. The model and teaching-learning conditions of the process under consideration are described. Much attention is paid to the usage of information technologies in law study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.