Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / METHOD OF PROJECTS / ПРАВОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / LEGAL COMPETENCE / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATION-EDUCATION OF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кручинин М.В., Бутченко В.Н.

Рассматривается проблема формирования правовых компетенций студентов неюридических направлений подготовки транспортного вуза при изучении правоведения. Акцентируется внимание на использовании средств информационных и коммуникационных технологий и метода проектов в обучении правоведению. Приводятся результаты экспериментальной работы по оценке студентами отдельных аспектов информатизации образования, использования метода проектов при обучении в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кручинин М.В., Бутченко В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE METHOD OF PROJECTS IN THE FORMATION OF LEGAL COMPETENCE OF STUDENTS OF NON-LEGAL TRAINING AREAS IN TERMS OF THE TRANSPORT OF HIGH SCHOOL EDUCATION INFORMATIZATION

The problem of formation of legal competence of students of non-legal areas of training in the study of the transport of high school of jurisprudence. Focuses on the use of information and communication technologies and project methods in teaching jurisprudence. The results of experimental-mental evaluation work by students of certain aspects of informatization of education, the use of project-based learning at the university.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

знания, но и конкретные умения применять законодательные и подзаконные акты в профессиональной деятельности.

Как мы уже отмечали, при модульном построении курса правоведения для студентов неюридических направлений подготовки в транспортных вузах необходимо кроме традиционно изучаемых модулей курса включить модуль «Транспортное право».

Транспортное право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий, отношения между транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, а также между самими предприятиями как одного, так и разных видов транспорта [8].

Практически все исследователи, занимающиеся вопросами правового образования студентов-неюристов, акцентируют необходимость формирования правовых компетенций в едином процессе их профессионального становления.

Нами была организована при формировании правовых компетенций студентов вуза учебно-познавательная деятельность по методу проектов в курсе правоведения с использованием средств ИКТ. При реализации данной формы организации учебного процесса формируются не только правовые компетенции, но и продолжают свое развитие информационные и самоорганизационные компетенции, как составляющие профессиональной компетентности будущего бакалавра и специалиста.

В Интернет представлены тематические порталы, электронные библиотеки, материалы научно-практических конференций по проблемам права. Наиболее широко представлены различные вопросы права на Федеральном правовом портале «Юридическая Россия» и официальном Интернет-портале правовой информации министерства образования и науки (http://www.pravo.gov.ru).

Интернет-версия системы правовой информации «Гарант» представлена на правовом портале ГАРАНТ (законодательство и комментарии - ежедневно и достоверно) (http://www.garant.ru). Новая Интернет-версия системы ГАРАНТ позволяет бесплатно работать с информационной подборкой «Основные нормативные акты» и комплектом «ГАРАНТ-Классик». Ресурсы, находящиеся в свободном доступе: «Основные нормативные акты» - это подборка документов, регулирующих основы российской законодательной системы. В подборку включены Конституция РФ, действующие федеральные Законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, а также нормативные акты, зарегистрированные Министерством юстиции РФ. Подборка «Основные нормативные акты» включает в себя более 10 тысяч документов; ресурсы, доступ к которым осуществляется только в нерабочее время: Интернет-версия комплекта ГАРАНТ-Классик, в котором представлены информационные блоки «Законодательство России» и «Архивы ГАРАНТа. Россия». «Законодательство России» является базовым блоком для формирования профессиональных комплектов системы ГАРАНТ (более 70 тысяч документов).

Использование метода проектов при изучении правоведения, как одного из методов активного обучения, является лучшим способом интеллектуального развития студентов. Он нужен прежде всего для того, чтобы: развивать у студентов самостоятельное критическое мышление, умение работать с правовой информацией; учиться размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей права, делать обоснованные выводы; научиться принимать самостоятельные аргументированные решения в области изучаемых правовых учебных дисциплин; научиться работать в команде, выполняя различные социальные роли. Перечисленные умения относятся к группе компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Использование метода проектов в правовой подготовке студентов в силу его комплексности, проблемной направленности, ориентации в большинстве случаев на групповую работу в большей степени соответствует контекстному подходу в обучении будущих бакалавров и специалистов. Студенты учатся работать в команде, поочередно выполняя то

роль лидера, отвечающего за успех всего проекта, распределение заданий в группе, принятие окончательных согласованных решений, то роль исполнителей, умеющих слушать и слышать своих партнеров по команде, рассматривать альтернативные точки зрения, выполнять порученные задания. Помимо формирования правовых компетенций студентов, использование метода проектов позволяет параллельно формировать необходимые социальные компетенции, связанные с культурой общения в команде, организации совместной деятельности по проекту.

На лекции осуществляются следующие виды деятельности по подготовке к работе по методу проектов: представление проблемной ситуации, обсуждение проблемы и способов ее решения, формулирование гипотез, распределение исследовательских заданий по группам, планирование проектной деятельности и обсуждение способов регистрации результатов. На семинарах - обсуждение полученных результатов, эвристическая беседа, дискуссия, рефлексия своей деятельности - аргументированная оценка собственной деятельности и деятельности других студентов в малой группе. Создаются условия, когда студенты начинают управлять своими действиями, рефлексировать их результаты и оперативно корректировать образовательный процесс. Этого мы добиваемся самооценкой студентов своей работы по методу проектов, отмечая его преимущества перед другими видами познавательной деятельности. Использование проектного метода в образовательной деятельности студентов зависит от личности, уровня профессиональных компетенций и опыта практической деятельности самого преподавателя, а также требует особых условий организации учебного процесса.

В условиях информатизации образования аудиторная (лекции-визуализации, семинарские занятия в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет) и внеаудиторная самостоятельная работа студентов дополнены применением новых средств информационных и коммуникационных технологий не только в ходе выполнения проекта, но и при его презентации. На начальных этапах работы по методу проектов целесообразно использование монопроектов (в рамках одной учебной дисциплины, в данном конкретном случае - правоведения). Характер контактов в этом случае определяется кругом студентов группы или учебного потока (2-4 группы); продолжительность работы по проекту - краткосрочная (несколько занятий).

Так, в ходе изучения правоведения нами использовались следующие проекты, имеющие явную учебную направленность: электронная студенческая конференция по проблемам правового образования в мире (материал для докладов подбирался на образовательных и правовых порталах, в том числе иноязычных) - коллективный проект; веб-квесты по конкретным проблемам юриспруденции (в зависимости от направлений подготовки) - групповой проект; разработка компьютерных обучающих программ по отдельным направлениям права (по отдельным модулям курса «Правоведение»: финансовое право, экологическое право, транспортное право) - индивидуальный проект; интерактивный вариант тестирования по правоведению в целом или по отдельным его модулям - групповой проект и т.п. Студенты контрольной (изучение правоведения по традиционной технологии) и экспериментальной (по разработанной нами технологии с использованием метода проектов и системного применения в учебном процессе информационных и коммуникационных технологий) групп достоверно различно оценивали необходимость применения метода проектов в учебном процессе (Мэ = 4, 11 балла, Мк = 2, 13 балла. Здесь и далее - по пятибалльной шкале, где 1 балл - наименьшее значение оценки, 5 баллов - наивысшее) [10].

Использование в процессе изучения правоведения современных образовательных (в частности, метода проектов) и информационных технологий (электронный вариант справочных правовых систем «Кодекс», «Гарант»; порталов и сайтов правовой направленности в сети Интернет и т.п.) способствует формированию не только соответствующих правовых компетенций но и развитию информационных компетенций студентов в вузе, сформированных в курсах информатики и информационных технологий (таблица 1 и 2).

Рассмотрим этапы работы над учебным проектов по правоведению (подготовительный, организационный, этап представления готового продукта, оценка процессов и результата работы) по двум основным направлениям - содержание работы на соответствующем этапе проекта и деятельность студентов на нем. Нами адаптированы положения, разработанные Е.Л. Болотовой [5]. Алгоритм работы по проекту представлен в таблице 3.

Особое внимание мы уделяем использованию при формировании правовых компетенций студентов Интернет-проектов, реализация которых возможна лишь в условиях информационно-образовательного пространства вуза. Укажем некоторые из разрабатываемых нами проектов:

- студенческая конференция по проблемам высшего профессионального образования в мире в области права (групповой проект);

- компьютерные обучающие программы в области различных отраслей права (по курсу «Правоведение» (индивидуальный проект);

- модель веб-сайта кафедры права (групповой проект, где каждый из студентов, после совместного обсуждения модели целостного сайта (использовался метод «мозгового штурма»), разрабатывает конкретную веб-страничку) с использование программы Microsoft Publisher;

- модель компьютерного учебника по курсу «Правоведение» в зависимости от получаемой студентом специальности (индивидуальный или групповой проект);

- лекция-визуализация по отдельному направлению права (в курсе «Правоведение» (индивидуальный проект) в виде презентации по конкретной теме (использование программы Microsoft PowerPoint);

- веб-квесты по проблемам юриспруденции (по различным модуля курса «Правоведение» - групповой проект) - осуществляется поиск информации в сети Интернет; дается краткая характеристика основных юридически порталов и сайтов; оформление осуществляется с помощью текстового процессора Microsoft Word и запись с расширением .html, чтобы данный документ мог быть выставлен (говорят - опубликован) в сети Интернет и т.п.

Важную роль в формировании правовых компетенций студентов играет правовая информация, представленная на сайтах и порталах сети Интернет. Обозначим некоторые из них: «Юридическая Россия», «Консультант-плюс», «Гарант», «Кодекс», «Интернет-Юриспруденция».

В проведенных нами ранее исследованиях по формированию правовых компетенций студентов вуза в условиях информатизации образования достоверно более высокие результаты были у студентов экспериментальной группы, системно использовавших средства ИКТ и метод проектов в своей учебно-познавательной деятельности, по сравнению с результатами студентов контрольной группы, занимавшихся по традиционной методике (данные представлены в таблице 4) [9].

В 2013/14 учебном году нами проведено исследование по оценке студентами направления подготовки 26.03.02-62 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры (квалификация (степень) «Бакалавр» (студенты 4 курса; n = 40) использования метода проектов при изучении правоведения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

Разработанный нами проект по учебной дисциплине «Правоведение» включал пять составляющих его частей. Приведем название частей проекта: юридические порталы и сайты, их краткая характеристика; персональные сайты юристов - теоретиков и практиков, их краткая характеристика; учебники и учебные пособия по правоведению в сети Интернет, их краткая характеристика; электронные юридические библиотеки, их краткая характеристика; журналы и газеты юридической направленности с сети Интернет, их краткая характеристика. Во всех случаях необходимо было указать соответствующие электронные адреса. Этот проект можно проводить в двух вариантах. Первый вариант работы: каждая из составляющих проекта выполняется в течение

определенного времени группами по 2 - 4 студента и обсуждение полученных результатов происходит на семинарском занятии (или его части). Некоторые из порталов и сайтов, безусловно, будут анализироваться неоднократно, однако с учетом взглядов конкретной группы студентов, основные же элементы проекта, как правило, различаются. При таком варианте работы все группы студентов выполнят все составляющие проекта, однако он требует большего времени. Второй вариант работы предполагает выполнение группами студентов отдельных составляющих проекта и обсуждение его результатов на семинарском занятии. Именно этот вариант и использовался нами при проведении педагогического эксперимента. Учебная работа осуществлялась в течение 4-х учебных недель.

После обсуждения выполненных студентами учебных проектов по праву на семинарских занятиях, студентами была дана оценка работы по проекту по некоторым, выделенным нами критериям: использования ИКТ в деятельности человека в современном информационном обществе; использования ИКТ в профессиональной деятельности выпускника вуза; необходимости каждого современного образованного человека работать с персональным компьютером в качестве пользователя; работы с компьютером в вузе по специальным предметам; свою работу с ИКТ по методу проектов; уровень знакомства с порталами и сайтами в сети Интернет по правоведению; представление о правовой информации в сети Интернет; опыт работы с правовой информацией в сети Интернет (таблица 5). Кроме того, в свободной форме они высказали свои впечатления, полученные при работе над проектом, оценили свой вклад в коллективную работу по проекту, оценили полезность использования метода проектов (данных его составляющих) при изучении правоведения.

Студентами, обучающимися по направлению подготовки 26.03.02-62 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры (квалификация (степень) «Бакалавр») высоко оценивается необходимость использования средств ИКТ в высшем профессиональном образовании (М = 4.76; в = 0.44); необходимость использования средств ИКТ в профессиональной деятельности выпускника вуза (М = 4.67; в = 0.48); несколько ниже у некоторых студентов (высокий разброс экспериментальных данных) - работа с компьютером в вузе по специальным предметам (М = 3.76; в = 0.70).

Все студенты, принимавшие участие в исследовании имеют возможность работать в сети Интернет с информацией по учебному проекту в домашних условиях; высоко оценивается как использование ИКТ в деятельности человека в современном информационном обществе, так и в будущей профессиональной деятельности. Отмечая свою работу по методу проектов положительно (М = 3.90 балла; в = 0.44) студенты хотели бы использовать данный вид учебной деятельности в большей степени (М3 = 4.90 балла; в = 0.30). Уровень знакомства с порталами и сайтами в сети Интернет по правоведению студентами оценивается несколько ниже (М = 3.57; в = 0.51), как и опыт работы с правовой информацией в сети Интернет ( М = 3.48; в = 0.38). Однако представление о правовой информации, представленной в сети Интернет в целом студентами оценивается достаточно высоко (М = 4.05; в = 0.75). Высокий показатель стандартного отклонения указывает на большой разброс экспериментальных данных. По этому критерию оценки студентов различаются значительно.

Включение элементов транспортного права в традиционно изучаемый курс правоведения способствует осознанию социальной значимости своей будущей профессии, формированию высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

Работая над учебными проектами в условиях информатизации образования, студенты учатся отбирать знания по конкретному учебному предмету, самостоятельно находить новую информацию, применять ее для решения практических задач, получать конкретный результат, отстаивать свою позицию, доказывать ее реальную состоятельность.

Таблица 1

Компетенции, формируемые и получающие свое развитие в процессе изучения правоведения в бакалавриате (квалификация (степень) «бакалавр»)

Направления подготовки Формируемые правовые компетенции Компетенции, получающие свое развитие - общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК)

26.03.02-62 Кораблестроение, океанотех-ника и системотехника объектов морской инфраструктуры Умеет использовать нормативные правовые акты в своей деятельности (ОК-5) Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14) и др.

23.03.03-62 Эксплуатация транс-портно-технологических машин и комплексов Умеет использовать нормативные правовые акты в своей деятельности (ОК-5) Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); способен приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-17) и др.

23.03.01-62 Технология транспортных процессов Умеет использовать нормативные правовые акты в своей деятельности (ОК-5); готов применять право-вые...в различных условиях (ПК-12) Владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); способен приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-17) и др.

26.03.01-62 Управление водным транспортом и гид-рографиче-ское обеспечение судоходства Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-4) Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановкой цели и выбора путей ее достижения (ОК-1); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-7); владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ПК-3); способность работать с компьютером как средством управления информацией (ПК-4) и др.

Таблица 2

Компетенции, формируемые и получающие свое развитие в процессе изучения правоведения в специалитете (квалификация (степень) «специалист»)

Направления подготовки

Формируемые правовые компетенции

Компетенции, получающие свое развитие - общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК)

26.05.05-65 Эксплуатация судового электро-оборудования и средств автоматики

Способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом моральных и правовых норм (ОК-8)

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, высокая мотивация к работе (ОК-2);

способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-12);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умение использовать ресурсы Интернет (ОК-17) и др.

26.05.06-65 Эксплуатация судовых энергетических установок

Способность осуществлять свою деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом моральных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2). Способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-6)

Способность действовать в соответствии с конституцией РФ, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1); способность анализировать социально-значимые явления и процессы, применять основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-3); способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций, изменения вида своей профессиональной деятельности (0К-10); способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения современных информационных технологий для поиска и обработки информации по профилю деятельности в глобальных компьютерных системах, сетях, в библиотечных фондах и в иных источниках информации (ПК-4); способность к освоению новых образцов программных, технических средств и информационных технологий (ПК-8) и др.

Таблица 3

Этапы работы над учебным проектом по правоведению

Содержание работы на этапе Деятельность студентов

Подготовительный этап

1 Выбор темы конкретного проекта в области правовых дисциплин, формулирование целей проекта (беседа, анкетирование и т.п.) Обсуждают тему проекта в конкретном учебном предмете в области права, консультируются с преподавателем

2 Определение ресурсов проекта, в том числе ресурсов сети Интернет в области права, количества участников, формирование состава группы Формулируют название проекта в конкретной области права, его цели и гипотезу

3 Письменные рекомендации участникам проектной группы: требования, сроки, форма отчетности, график консультаций Распределение обязанностей и составление индивидуальных планов работы студентов в группе

Содержание работы на этапе Деятельность студентов

Организационный этап

1. Планирование деятельности

1 Определение источников информации, в том числе электронных баз данных, правовых ресурсов сети Интернет Составление плана поиска правовых документов и распределение ответственных за его проведение

2 Планирование способов сбора и анализа информации правового содержания Уточнение сроков сбора материала для проекта и анализа их содержания

3 Планирование подготовки итогового продукта проекта Выбор формы отчета, определение этапов его создания, распределение ответственных за их выполнение

2. Выполнение исследования

1 Сбор информации по теме исследования с использованием различных источников, в том числе - ресурсов сети Интернет правового характера Знакомство с различными источниками информации, в том числе - ресурсами сети Интернет правового характера; развитие поисковых умений

2 Анализ собранной информации Систематизация и классификация собранного материала, оценка его содержания, выявление наиболее актуальных правовых документов и их оценка

3 3. Подготовка отчета о проведенном исследовании Оформление результатов работы, создание презентационных материалов. Подготовка устного доклада, апробация выступления

Этап представления готового продукта

1 Представление разработанных форм результата работы в области права Выступление с отчетом о проделанной работе в области права, демонстрация наглядных материалов, формулирование выводов по теме проекта

Оценка процесса и результатов работы

1 Подведение итогов работы Представление результатов работы в области права, анализ качества его выполнения, оценивание значения выполненной работы

2 Определение вклада каждого участника проекта в достижение результата Характеристика наиболее сложных моментов выполнения работы, описание удач и затруднений при выполнении правового задания

3 Постановка новых задач в проектной деятельности по правовым дисциплинам в вузе Определение возможностей развития проекта конкретного проекта в области права и внедрения его результатов в практику

Таблица 4

Виды учебно-познавательной деятельности студентов при формировании правовых компетенций в условиях информатизации образования

Оцениваемые виды учебно-познавательной деятельности Среднее значение Доверительный интервал Достов. разл. Мэ/Мк

Мэ Мк Мэ Мк

работа с электронными справочными правовыми системами 3,68 2,65 0,25 0,35 *

работа с Интернет-ресурсами по проблемам права 3,63 2,65 0,24 0,41 *

работа по методу проектов (парная/групповая /индивидуальная) 3,93 3,12 0,23 0,28 *

Примечание: оценка по пятибалльной шкале: 1 балл - минимальное значение оценки; 5 баллов - максимальное; * - различие в показателях статистически достоверно.

Таблица 5

Оценка студентами некоторых аспектов информатизации образования и использования метода учебных проектов в новых условиях деятельности

Оцениваемые параметры Среднее значение оценки (М) Стандартное откло-нение(G) Доверительный интервал для M

Необходимость использования средств ИКТ в высшем профессиональном образовании 4,76 0,44 0,14

Необходимость использования средств ИКТ в профессиональной деятельности выпускника вуза 4,67 0,48 0,15

Работа с компьютером в вузе по специальным предметам 3,76 0,70 0,22

Работа со средствами ИКТ по методу проектов: - сейчас 3,90 0,44 0,14

- хотелось бы 4,90 0,30 0,09

уровень знакомства с порталами и сайтами в сети Интернет по правоведению 3,57 0,51 0,16

представление о правовой информации в сети Интернет 4,05 0,75 0,22

опыт работы с правовой информацией в сети Интернет 3,48 0,38 0,16

Примечание: оценка по пятибалльной шкале: 1 балл - минимальное значение оценки; 5 баллов - максимальное.

Список литературы:

[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации отмечается, что необходимо «использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения». - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/2974. Дата просмотра: 24 мая 2014 г.

[2] Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. - Режим доступа: М1р://фцпро.рф. Дата просмотра: 5 февраля 2015 г.

[3] Федеральная целевая программа «Электронная Россия» - Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/erus.htm. Дата просмотра: 5 февраля 2015 г.

[4] Федеральная целевая программа «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации....» - Режим доступа: www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html. Дата просмотра: 6 февраля 2015 г

[5] Национальная доктрина образования в российской федерации до 2025 года. - Режим доступа: http://sinncom.ru/content/main/main.htm. Дата просмотра: 6 февраля 2015 г.

[6] Болотова Е.Л. Система непрерывной правовой подготовки педагогических кадров: автореф. дисс. ... доктора пед. наук:13.00.08. - М.: МПГУ, 2007. - 47 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Бутченко В.Н., Кручинин М.В. Формирование правосознания студентов неюридических направлений подготовки / Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. -2013. - № 36. - С. 150-155.

[8] Егиазаров В.А Транспортное право. 6-е изд., доп. и перераб. - М.: Юстицинформ, 2008. -592 с.

[9] Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Дидактические условия формирования правовых компетенций студентов вуза в условиях информатизации образования // Современные научные исследования. Выпуск 2 - Концепт. - 2014. - ART 55161. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55161.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

[10] Кручинин М. В., Кручинина Г. А. Моделирование процесса формирования профессионального правосознания студентов неюридических специальностей в высшем образовании //

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Инновации в образовании». - 2012. - № 3. - С. 17-24. [1,2,3]

[11] Кручинина Г.А., Кручинин М.В. Кейс-технологии в профессионально-правовой подготовке студентов вуза в условиях информатизации образования / Приволжский научный журнал. -2010. - № 1. - С. 206-212.

[12] Кручинина Г.А., Кручинин М.В., Учебный проект как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в условиях информатизации/ Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - № 3 (35). - 2014. - С. 169-176.

USING THE METHOD OF PROJECTS IN THE FORMATION OF LEGAL COMPETENCE OF STUDENTS OF NON-LEGAL TRAINING AREAS IN TERMS OF THE TRANSPORT OF HIGH SCHOOL EDUCATION INFORMATIZATION

M. V. Kruchinin, V.N. Butchenko

Keywords: method of projects, legal competence, information-education of, the means of information and communication technologies.

The problem of formation of legal competence of students of non-legal areas of training in the study of the transport of high school ofjurisprudence. Focuses on the use of information and communication technologies and project methods in teaching jurisprudence. The results of experimental-mental evaluation work by students of certain aspects of informatization of education, the use of project-based learning at the university.

УДК 34

И.И. Мясников, студент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Л.Ю. Гарник, преподаватель ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Ключевые слова: лицензия, законодательство, статистические данные, судебная практика, железнодорожный транспорт.

В настоящей статье автор предпринимает попытку на основе краткого анализа правотворческой и правоприменительной практики выявить проблемы лицензирования на железнодорожном транспорте.

Автор ставит перед собой цель, выяснить какие, правовые особенности необходимы для деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, для перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов, для погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. Актуальность темы заключается впоследствии несоблюдения требований лицензирования.

Лицензия - это специальное разрешение на право осуществлять юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям заниматься конкретным видом деятельности. Лицензирование - это деятельность лицензирующего органа по предоставле-

ние, переоформление лицензии, продление срока лицензии предусмотрено федеральным законом, осуществляющий лицензионный контроль: приостановления, прекращения и аннулирование лицензии; формирование государственного информационного ресурса, а также предоставление в установленном порядке информацию по вопросу лицензирования, формирование реестра лицензий. Отмечу, что лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба, прав, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среды, объекта культурного наследия, обороне и безопасности государства, возможно нанесение, которого связано с осуществлением юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем отдельной видов деятельности.

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Также во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов:

- устойчивость работы железнодорожного транспорта;

- доступность, безопасность и качество оказываемых услуг;

- развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта;

- согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.

Российская Федерация обеспечивает решение стоящих перед железнодорожным транспортом задач путем эффективного регулирования и контроля в области железнодорожного транспорта, а также путем участия в развитии железнодорожного транспорта. В Российском Законодательстве устанавливается порядок лицензирования деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом, перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочной деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте осуществляемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Лицензирование деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, погру-зочно-разгрузочной деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами. Для получения лицензии представляется в лицензирующий орган заявление и документы, предусмотренные Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензионными требованиями по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются:

а) соблюдение лицензиатом порядка и условий осуществления перевозок пассажиров, которые установлены федеральными законами «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в части требований к перевозчику, в том числе правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании железнодорожного подвижного состава и оборудования, соответствующего установленным требованиям, а также технической и эксплуатационной документации, предусмотренным статьей 17 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

в) наличие в структуре соискателя лицензии (лицензиата) специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или соответствующего договора со сторонними специализированными организациями, предусмотренного статьей 24 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работника, ответственного за организацию перевозок пассажиров, имеющего высшее профессиональное или среднее специальное профессиональное образование и стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 3 лет за последние 10 лет трудовой деятельности;

д) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работника, ответственного за обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, ведение учета транспортных происшествий и обеспечение их анализа, включая причины возникновения;

е) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, обеспечивающих перевозку пассажиров, деятельность которых связана с движением поездов, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, аттестованных в установленном порядке и проходящих повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 5 лет.

Лицензионными требованиями по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются:

а) соблюдение лицензиатом федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части требований к перевозчику, в том числе технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, правил перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, предназначенных для перевозки опасных грузов, и оборудования, соответствующих установленным требованиям, технической и эксплуатационной документации, предусмотренным статьей 17 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

в) наличие в структуре соискателя лицензии (лицензиата) специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями, предусмотренного статьей 24 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работника, ответственного за организацию перевозок опасных грузов, имеющего высшее профессиональное или среднее специальное профессиональное образование и стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 5 лет за последние 10 лет трудовой деятельности;

д) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работника, ответственного за обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, ведение учета транспортных происшествий и обеспечение их анализа, включая причины возникновения;

е) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, обеспечивающих перевозку опасных грузов, деятельность которых связана с движением поездов, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, аттестованных в установленном порядке и проходящих повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 3 года.

Лицензионными требованиями погрузочно-разгрузочной деятельности, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.