УДК 378
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СЕТЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
М.В. Кручинин, Г.А. Кручинина
Аннотация. В статье рассматривается экспериментальное исследование по взаимодействию участников проектной деятельности с применением сетевых коммуникаций при изучении гуманитарных дисциплин (правоведения, психологии и педагогики) для формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов вуза. Нами представлены результаты экспериментального исследования и их анализ. Материалы статьи представляют практическую ценность для исследователей в сфере высшего образования, преподавателей вузов.
Ключевые слова: информатизация образования, метод проектов, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), сетевые коммуникации, общекультурные и профессиональные компетенции.
INTERACTION OF PARTICIPANTS OF PROJECT ACTIVITIES
AT THE UNIVERSITY WITH NETWORK COMMUNICATIONS
M. Kruchinin, G. Kruchinina
Abstract. The article deals with an experimental study on the interaction of participants in the project activities with the use of network communications in the study of humanities (Law, psychology and pedagogy) to form a common cultural and professional competence of students of high school. We present experimental results and their analysis. Article submissions are of practical value to researchers in the field of higher education and university teachers.
Keywords: informatization of education, project-based learning, information and communication technologies (ICT), network communications, general cultural and professional competence.
Общество предъявляет новые требования к путям приобретения и передачи знаний и той роли, которую играет образование в этих процессах. На первый план выходит задача принципиально нового конструирования содержания и организации усвоения учебного материала, коммуникативной деятельности преподавателя и студентов, студентов между собой, их репродуктивной и творческой работы с применением информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ). Применение информационных и
коммуникационных технологий в образовании изначально рассматривалось в контексте следующих двух направлений - увеличение доступности образования с помощью дистанционных форм обучения и повышение качества образования посредством изменения содержания, форм, методов и средств. Создание и развитие новых средств информационных и коммуникационных технологий, в том числе средств сетевых коммуникаций создало
принципиально новую ситуацию в работе с
информацией. Реализуется возможность
активизировать не только когнитивную деятельность студентов, но и коммуникативную, порождая дополнительную мотивацию учения, позволяя не только индивидуализировать обучение, но и делать его коллективным. В Федеральных целевых программах
«Электронная Россия» (2002 - 2010), «Стратегии развития информационного общества в Российской федерации», «Национальная
доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» акцентируется необходимость внедрения в систему высшего образования современных информационных и коммуникационных
технологий, которые способствуют повышению его качества, доступности и
конкурентоспособности [4, 10, 11].
Знания, умения и опыт использования новых средств информационных и коммуникационных технологий, в том числе сетевых коммуникаций, являются приоритетными в профессиональной деятельности преподавателя. Применение сетевой коммуникация (взаимодействия преподавателей и студентов, взаимодействие студентов между собой) - это необходимая составляющая учебно-познавательной
деятельности студентов в условиях
информатизации образования. Она требует постоянного роста профессионализма
преподавателя вуза. Интенсивное развитие информационных и коммуникационных
технологий, в частности, возникновение и развитие новых сервисов сети Интернет, таких как Web.2.0, создало условие для переноса проектной деятельности в сеть Интернет [1].
Метод проектов, как один из проблемных методов, является лучшим способом интеллектуального развития студентов. Учебный проект может выполняться индивидуально, но чаще и наиболее эффективно он используется в совместной групповой деятельности. Использование метода проектов способствует решению целого ряда образовательных задач: научить студентов
самостоятельному критическому мышлению и умению работать с информацией; научить размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы; принимать
самостоятельные аргументированные решения; работать в команде, выполняя разные социальные роли [2, 4, 5, 7].
Ранее нами были проведены исследования по формированию общекультурных и
профессиональных компетенций студентов вуза при изучении гуманитарных дисциплин
(правоведения, психологии, педагогики, иностранного языка и др.) в условиях информатизации образования с использованием метода проектов, акцент в которых был сделан
на дидактических аспектах учебно-
познавательной деятельности [3, 5, 6, 8 и др.]. В данном исследовании основное внимание мы уделяли на коммуникации участников образовательного процесса. Взаимодействие студентов в микрогруппах, студентов и преподавателя осуществлялась с применением разнообразных сервисов сети Интернет (сетевых, социальных сервисов, сервисов Веб 2.0): электронной почты, блога, скайпа,
смартфона, «в Контакте». Сложность организации коммуникативной деятельности состояла в том, что многие студенты испытывали затруднения при работе с сервисами Веб 2.0, поскольку либо слабо владели умениями их использования, либо имели только некоторые представления. Педагог помогал тем из студентов, кто проявлял желание применять их в проектной деятельности при изучении конкретной учебной дисциплины.
Целью нашего исследования была экспериментальная проверка отношения будущих бакалавров различных направлений подготовки (технического, естественнонаучного) к взаимодействию участников проектной деятельности в вузе с применением сетевых коммуникаций в процессе изучения гуманитарных дисциплин.
Исследование по взаимодействию участников проектной деятельности в условиях использования сетевых коммуникаций проводилось на базе: одного из технических факультетов Волжского государственного
университета водного транспорта
(судоводительского) при изучении учебной дисциплины «Правоведение» (n = 76);
химического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (n = 42) при изучении учебной дисциплины «Психология и педагогика» в 2014/2015 учебном году.
Мы считаем, что формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущих бакалавров станет более эффективным, если в процессе учебнопознавательной деятельности студентов в вузе будет использован потенциал не только активных методов обучения, в том числе метода проектов, но и новых видов информационных и коммуникационных технологий, как
педагогических инноваций.
Нами проведено исследование по проверке эффективности использования проектной деятельности с применением современных информационных и коммуникационных технологий при формировании педагогических компетенций бакалавров по направлению подготовки 020100 Химия, готовящихся к научно-исследовательской и педагогической деятельности. При изучении учебной дисциплины «Психология и педагогика» формируются профессиональные компетенции: понимание сущности и социальной значимости профессии, основных перспектив и проблем, определяющих педагогическую область деятельности (ПК-1); принципов построения педагогической деятельности в
общеобразовательных учреждениях (ПК-10); принципов построения педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях (ПК-10); владение методами отбора материала для теоретических занятий и лабораторных работ (ПК-11); получение опыта педагогической деятельности и знакомство с основами управления процессом обучения в общеобразовательных учреждениях (ПК-12); развиваются общекультурные компетенции -умение работать с компьютером на уровне пользователя и способность применять навыки работы с ним как в социальной сфере, так и в области познавательной и профессиональной (в данном случае - педагогической) деятельности (ОК-8); умение работать в коллективе, готовность к сотрудничеству с коллегами (ОК-14) [4, 9]. Более эффективное формирование вышеуказанных профессионально-
педагогических и развитие общекультурных компетенций в условиях отсутствия в учебных планах педагогической практики студентов в общеобразовательных учреждениях возможно
лишь при применении в курсе «Психология и педагогика» активных методов обучения, и как основного из них - метода проектов с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
Профессиональный стандарт педагога предъявляет новые требования к его ИКТ-компетентности (общепользовательской,
общепедагогической и предметно-
педагогической) [8]. Так, общепедагогический компонент ИКТ - компетентности педагога, предполагает умение организовывать образовательный процесс, при которой обучающиеся систематически в соответствии с целями образования: ведут деятельность и
достигают результатов в открытом контролируемом информационном
пространстве, следуют нормам цитирования и ссылок (при умении преподавателя использовать системы антиплагиата), используют
предоставленные им инструменты
информационной деятельности и т.д.
Мы должны готовить студентов к навыкам поиска психолого-педагогической информации в сети Internet, дистанционному
консультированию учащихся при выполнении заданий, организации и проведении групповой деятельности в телекоммуникационной среде. Этому в большей степени будут способствовать знания и умения, полученные студентами при работе с сетевыми коммуникациями в процессе проектной деятельности при изучении
психологии и педагогики.
В процессе формирования правовых компетенций у студентов технических направлений подготовки в процессе изучения
учебной дисциплины «Правоведение»
применялись: лекции-визуализации; работа в компьютерном классе с программами по праву, правовыми ресурсами сети Интернет; семинарские занятия с представлением докладов в виде компьютерных презентаций, элементами деловых игр и т.п. Однако проектная деятельность с использованием сетевых коммуникаций была одной из приоритетных. Студентами разрабатывались конкретные темы проектов по правовой проблематике в соответствии с учебной программой по курсу «Правоведение». Ее результаты представлялись в виде электронных презентаций на семинарских занятиях по правоведению.
Некоторые из результатов проведенного нами экспериментального исследования, в частности, оценка студентами отдельных параметров применения сетевых коммуникаций в процессе проектной деятельности при изучении гуманитарных дисциплин, видов ИКТ,
Студентами
необходимость
коммуникаций
общекультурных
используемых в коллективной работе студентов по методу проектов, представлены в таблицах 1 и 2.
высоко оцениваются: применения сетевых
в формировании
и профессиональных компетенций (Mi = 4,45 балла; М2 = 4,36 балла); применение сетевых коммуникаций в будущей профессиональной деятельности (М1 = 4,53 балла; М2 = 4,62 балла); желание в будущем использовать сетевые коммуникации в проектной деятельности (М1 = 4,55 балла; М2 = 4,26 балла). Несколько ниже они оценивают: представление об информации теме проекта в сети Интернет (М1 = 4,00 балла; М2 = 4,03 балла); опыт работы с информацией по теме проекта (М1 = 3,16 балла; М2 = 3,21 балла). При этом велик разброс оценок студентов при оценке опыта работы в сети Интернет. Статистически достоверно различие между желанием студентов работать по методу проектов с применением сетевых коммуникаций и реальными возможностями в настоящее время. Нет достоверных статистических различий между показателями студентов технических и естественнонаучных специальностей вуза по выделенным нами в исследовании параметрам.
В наибольшей степени студенты как технических, так и естественно-научных направлений подготовки использовали для нахождения необходимой информации возможности такого сервиса Интернет как WWW («всемирной паутины»). И, в сущности, это действительно так. WWW является одним из самых совершенных инструментов для работы в глобальной мировой сети Интернет. Коммуникация осуществлялась: в большей
степени с помощью смартфона (52,6% и 60% соответственно), электронной почты (39,5 и 58% соответственно) и скайпа (15,8 и 12% соответственно); в меньшей степени с помощью использования блога (5,3 % и 10%
соответственно) и социального сервиса «В контакте» (8% и 17% соответственно).
Более 82% студентов использовали 4 и более средств ИКТ в процессе изучения учебной дисциплины «Психология и педагогика» (микрогруппы студентов составляли 2-3 человека); 56% - при изучении учебной
дисциплины «Правоведение» (в данном варианте работы микрогруппы студентов были более крупными - 3 - 5 студентов и они в большей степени распределяли отдельные структурные компоненты проекта).
В оформлении результатов проектной деятельности использовались офисные
технологии (MS Word, MS PowerPoint), сервисы Веб 2.0.
Таблица 1. - Оценка студентами отдельных параметров использования сетевых коммуникаций в процессе проектной деятельности
Оцениваемые параметры Данные экспериментальных исследований
Бакалавры технических направлений подготовки (ВГУВТ) Бакалавры естественнонаучных направлений подготовки (ННГУ) Досто- верность различий
Среднее значение оценки (Mi) Стандартное отклонение Среднее значение оценки (М2) Стандартное отклонение
Необходимость применения сетевых коммуникаций в формировании общекультурных и профессиональных компетенций 4,45 0,52 4,36 0,49 P > 0,05
Применение сетевых коммуникаций в будущей профессиональной деятельности 4,53 0,6 4, 62 0,41 P > 0,05
Работа по методу проектов с применением сетевых коммуникаций: в настоящее время 3,92 0,63 3,74 0,92 P > 0,05
было бы желательно 4,55 0,69 4,26 0,53 P > 0,05
Представление об информации по теме проекта в сети Интернет 4,00 0,57 4,03 0,32 p > 0,05
Опыт работы с информацией по теме проекта в сети Интернет 3,16 0,96 3,21 0,75 P > 0,05
Примечание: М - 1 балл - min значение оценки, 5 баллов - max; p - достоверность по t-критерию Стьюдента
Таблица 2. - Виды ИКТ, используемые в коллективной работе студентов по методу проектов
Оцениваемые параметры % студентов, использующих данный вид ИКТ
Бакалавры технических направлений подготовки (ВГУВТ) Бакалавры естественнонаучных направлений подготовки (ННГУ)
Работа в сети Internet: WWW 93,7 100
e-mail 39,5 58
Skype 15,8 12
blog 5,3 10
сетевые сервисы (В контакте) 8 17
MS Word 73,6 100
MS PowerPoint 76 100
Смартфон 52,6 60
Представление результатов проектной деятельности микрогрупп студентов осуществлялось на семинарских занятиях с демонстрацией полученных результатов с использованием компьютерных презентаций, разработанных по теме проекта моделей вебсайтов с несколькими веб-страницами.
Студенты высоко оценивают:
самостоятельный поиск материала и ознакомление со структурой проекта; умение отбирать необходимую и достаточную информацию; возможность самостоятельно и
более полно разобраться в конкретной теме; возможность развития творческих навыков; формирование умений работать в команде -взаимодействовать друг с другом, распределять обязанности в коллективной работе. Они отмечают, что полученные умения педагогически грамотно составлять
презентации, модели веб-сайтов и выступать с ними перед студенческой аудиторией позволяют поделиться подготовленной информацией с коллегами в наиболее доступной для понимания форме, так как
подготовленный в процессе проектной деятельности материал легче усваивается из-за его наглядного представления.
Использование информационных и коммуникационных технологий в учебно -познавательной деятельности студентов (подготовке рефератов, элементах деловых игр, создании веб-сайтов, презентаций, тестовых заданий и т.п.) способствует более эффективному формированию как
общекультурных, так и профессиональных компетенций будущих бакалавров в вузе. Однако наибольший интерес вызывает использование сетевых коммуникаций в проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Как мы отмечали ранее «студенты учатся работать в команде, поочередно выполняя то роль лидера, отвечающего за успех всего проекта, распределение заданий в группе, принятие
окончательных согласованных решений, то роль исполнителей, умеющих слушать и слышать своих партнеров по команде, рассматривать альтернативные точки зрения, выполнять порученные задания. Помимо формирования профессиональных
компетенций студентов, использование метода проектов позволяет параллельно формировать необходимые социальные компетенции, связанные с культурой общения в команде, организацией совместной деятельности по проекту» [7, с. 171]. При оценке своей работы, 100% студентов отметили, что они положительно относятся к работе по методу проектов с использованием сетевых коммуникаций, так как данный вид учебнопознавательной деятельности позволяет работать в коллективе, что в большей степени характерно для будущей профессии.
Литература:
1. Канянина Т.И., Степанова С.Ю., Шевцова Л.А. Сервисы ВЕБ 2.0 как технологическая основа сетевого проекта // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2014. - № 12(44). - С. 125-144.
2. Кручинин М.В., Бутченко В.Н. Использование метода проектов при формировании правовых компетенций студентов неюридических направлений подготовки транспортного вуза в условиях информатизации образования // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2015. - № 43. - С. 15-25.
3. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Формирование правовой компетенции студентов вуза с использованием метода проектов в условиях информатизации высшего профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 1(16). - С. 107-
111.
4. Кручинина Г.А., Кручинин М.В. Учебный
проект как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в условиях информатизации образования // Вестник
Нижегородского университета им. Н.И.
Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2014. -№ 3(35). - С. 169-176.
5. Кручинина Г.А., Михайлова Е.Б.
Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных
специальностей в условиях информатизации высшего профессионального образования //
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 4-1. - С. 26-33.
6. Кручинина Г.А., Быкова Ж.Б.
Формирование психолого-педагогической
компетентности студентов вуза с использованием средств информационных и коммуникационных технологий: Монография. - Нижний Новгород, 2009. - 256 с.
7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2007. - 368 с.
8. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// минобрнауки.рф/документы/.
9. Федеральный государственный
образовательный стандарт высшего
профессионального образования по направлению подготовки 020100 Химия (квалификация (степень) «бакалавр»)). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// минобрнауки.рф/документы/1866
10. Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
документы/2974
11. Шайхутдинова Г.А., Мухаметзянова Ф.Ш. Введение в профессиональную педагогику: учебнометодическое пособие / Г.А. Шайхутдинова, Ф.Ш. Мухаметзянова. - Казань, Издательство «Данис», 2014. - 152 с.
Сведения об авторах:
Кручинин Максим Владимирович (г. Нижний Новгород, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры транспортного права, Волжский государственный университет водного транспорта.
Кручинина Галина Александровна (г. Нижний Новгород, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и управления образовательными системами, Национальный исследовательский университет, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, e-mail: [email protected]
Data about the author:
M. Kruchinin (Nizhny Novgorod, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, associate professor at Department of Transport Law, Volga State Water Transport University.
G. Kruchinina (Nizhny Novgorod, Russia), doctor of education, full professor, professor at Department of Pedagogy and Educational Systems Management, National Research University, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, e-mail: [email protected].