Научная статья на тему 'ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИЯ / LICENSE / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / STATISTICAL DATA / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / JURISPRUDENCE / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мясников И.И., Гарник Л.Ю.

В настоящей статье автор предпринимает попытку на основе краткого анализа правотворческой и правоприменительной практики выявить проблемы лицензирования на железнодорожном транспорте.In this article the author opens a licensing essence, compares to other types of licenses, provides data of jurisprudence. Characteristics licensing on railway transport are analyzed. Special attention is paid on statistical data in which transport incidents on railway transport are considered, caused death of people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

в) наличие в структуре соискателя лицензии (лицензиата) специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или соответствующего договора со сторонними специализированными организациями, предусмотренного статьей 24 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работника, ответственного за организацию перевозок пассажиров, имеющего высшее профессиональное или среднее специальное профессиональное образование и стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 3 лет за последние 10 лет трудовой деятельности;

д) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работника, ответственного за обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, ведение учета транспортных происшествий и обеспечение их анализа, включая причины возникновения;

е) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, обеспечивающих перевозку пассажиров, деятельность которых связана с движением поездов, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, аттестованных в установленном порядке и проходящих повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 5 лет.

Лицензионными требованиями по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются:

а) соблюдение лицензиатом федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части требований к перевозчику, в том числе технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, правил перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, предназначенных для перевозки опасных грузов, и оборудования, соответствующих установленным требованиям, технической и эксплуатационной документации, предусмотренным статьей 17 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

в) наличие в структуре соискателя лицензии (лицензиата) специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями, предусмотренного статьей 24 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работника, ответственного за организацию перевозок опасных грузов, имеющего высшее профессиональное или среднее специальное профессиональное образование и стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 5 лет за последние 10 лет трудовой деятельности;

д) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работника, ответственного за обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, ведение учета транспортных происшествий и обеспечение их анализа, включая причины возникновения;

е) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, обеспечивающих перевозку опасных грузов, деятельность которых связана с движением поездов, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, аттестованных в установленном порядке и проходящих повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 3 года.

Лицензионными требованиями погрузочно-разгрузочной деятельности, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются:

И.И. Мясников, Л.Ю. Гарник

Лицензирование на железнодорожном транспорте

а) соблюдение лицензиатом федеральных законов «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части требований к лицензируемой деятельности, в том числе технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) погрузо-разгрузочных устройств и сооружений, а также производственных объектов в собственности или на ином законном основании, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих установленным требованиям, предъявляемым нормативными правовыми и иными актами к погрузочно-разгрузочным устройствам и сооружениям, а также производственным объектам, используемым при осуществлении лицензируемой деятельности;

в) наличие в структуре соискателя лицензии (лицензиата) специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями;

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в местах осуществления лицензируемой деятельности средств противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения, необходимых для ликвидации пожара, и содержание этих средств в работоспособном состоянии;

д) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за организацию лицензируемой деятельности, имеющего высшее профессиональное или среднее специальное профессиональное образование и стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 5 лет за последние 10 лет трудовой деятельности;

е) обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) наличия в штате на каждом объекте, на котором осуществляется лицензируемая деятельность, должностного лица, ответственного за погрузку, размещение, крепление и выгрузку опасных грузов, прошедшего аттестацию в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

ж) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, аттестованных в установленном порядке и проходящих повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 3 года;

з) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) лица, ответственного за ведение учета происшествий и их анализ, включая причины их возникновения, при осуществлении лицензируемой деятельности.

Но, несмотря на жёсткость законов лицензирования на железнодорожном транспорте, железнодорожные происшествия всё равно происходят, и в большинстве случаев с летальным исходом.

Так, территориальными управлением Госжелдорнадзора с 24.08.2012 по 31.08.2012 проведено 53 инспекторских проверок. В результате проверок выявлено 755 нарушений, выдано 38 предписаний. За нарушение правил технической эксплуатации железных дорог, неудовлетворительное содержание железнодорожного пути, нарушение правил пожарной безопасности на подвижном составе, нарушение правил перевозки опасных грузов, наложено штрафов на сумму 190,2 тыс. рублей, привлечено к административной ответственности 159 должностных лиц, в том числе руководители, ответственные за обеспечение безопасности движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта. Согласно статистическим данным МЧС России, аварии, крушения грузовых и пассажирских поездов с 2012-2013 год уменьшилось на 16,35%, погибло за 2012 год 266 человек, за 2013 год 249 человек.

Данные статистики говорят о положительной динамике, однако, хочется отметить, что обеспечение надёжности и безопасности функционирования железнодорож-

ного транспорта возможно только при наличие эффективной системе подготовки, переподготовки, повышения квалификации и закрепление кадров.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

[2] Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте»

[3] www.rostransnadzor.ru

[4] www.consultant.ru

[5] www.gesetze-im-internet.de

[6] mchs.gov.ru. - Статистические данные МЧС РФ

[7] www.destatis.de - статистическое федеральное ведомство ( таблица )

[8] www.rostransnadzor.ru - Госжелдорнадзор: надзор и контроль в сфере железнодорожного транспорта.

LICENSING OF RAILWAY TRANSPORT

I.I. Myasnikov, L. U. Garnik

Keywords: license, legislation, statistical data, jurisprudence, railway transport.

In this article the author opens a licensing essence, compares to other types of licenses, provides data of jurisprudence. Characteristics licensing on railway transport are analyzed. Special attention is paid on statistical data in which transport incidents on railway transport are considered, caused death of people.

УДК 34

С.А. Трофимов, студент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Л.Ю. Гарник, преподаватель ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Ключевые слова: договор, пассажир, перевозки, договорные отношения, транспортные обязательства.

В настоящей статье автор анализирует разные подходы к пониманию предмета договора перевозки грузов.

Отношения, складывающиеся в процессе деятельности предприятий железнодорожного транспорта, очень разнообразны. Они не ограничиваются только действиями, непосредственно направленными на перевозку грузов, пассажиров и багажа. Транспортные организации оказывают также множество иных услуг и работ, способствующих перевозке: погрузочно-разгрузочные, очистка перевозочных средств, обслуживание подъездных путей необщего пользования и др. Отсюда и так много договоров, опосредующих указанную деятельность и находящих применение только в транспортной сфере. Глава 40 ныне действующего Гражданского кодекса РФ, в отличие от Основ гражданского законодательства 1991 г. и ГК РСФСР 1964 г. содержит

С.А. Трофимов, Л.Ю. Гарник

Понятие и предмет договора перевозки грузов в контейнерах, железнодорожным

определения целого ряда договоров, регулирующих отношения по перевозкам грузов, пассажиров и багажа. Помимо традиционных договоров перевозки грузов и пассажиров, в данной главе ГК РФ упоминаются и иные договоры, опосредующие перевозки: договоры фрахтования (чартер); договор об организации перевозок; договор между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов) и др.

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации значительно расширил сферу применения договорных отношений между участниками перевозочного процесса. Теперь грузоотправитель (грузополучатель) и перевозчик вправе заключать договоры на выполнение перевозчиком работ, которые он не обязан выполнять в соответствии с действующим транспортным законодательством1. Более того, согласно ст. 11 и 12 ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» и ст. 50 Устава для осуществления перевозок грузов перевозчик обязан заключить договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры с владельцем (владельцами) инфраструктуры, а также договор об оказании услуг локомотивной тяги в случае отсутствия у перевозчика собственного локомотива. Все названые в ГК РФ и УЖТ РФ договоры, конечно же, отличаются друг от друга по самым различным признакам - правовому значению, субъектному составу, предмету вытекающих из них обязательств и другим, но объединяет их то, что все они в конечном счете предназначены для регулирования правоотношений, возникающих в процессе перевозки грузов, пассажиров и багажа. По мнению В.В. Витрянского, [2, С. 60] в современных условиях уже нельзя говорить только об одном договоре на перевозку конкретного груза, сконструированном по модели реального договора [3, С. 246] Теперь имеет смысл говорить о системе договоров, опосредующих перевозки грузов, пассажиров и багажа, организующих и обеспечивающих процесс транспортировки. В нее входит много различных, как по правовой природе, так и по содержанию, договоров, в том числе договор перевозки груза; договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры; договор об организации перевозки грузов; договор, связанный с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей; договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов).

Однако реальный договор перевозки груза традиционно занимает особое место среди транспортных обязательств. Это отнюдь не означает, что данный договор занимает главенствующее, центральное место в системе так называемых транспортных договоров или является «ядром транспортных обязательств», как это иногда подчеркивается в юридической литературе [4, С. 390-391]. Напротив, при наличии долгосрочного договора об организации перевозок грузов, в котором перевозчик и грузоотправитель урегулировали свои отношения на год и предусмотрели ежемесячные или ежедекадные объемы отправляемых грузов и количество подаваемых транспортных средств под погрузку, «перевозка отдельной партии грузов, оформляемая договором на перевозку конкретного груза, выглядит скорее в качестве исполнения (в весьма незначительной части) обязательства, вытекающего из договора об организации перевозок» [4, С. 390-391].

Однако нельзя отрицать, что система правового регулирования отношений, связанных с перевозками грузов, традиционно исходит из необходимости урегулирования наиболее детальным образом обязательств грузоотправителей и перевозчиков, вытекающих именно из договора перевозки конкретного груза. Этим и определяется значение указанного договора.

1 Например: договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры (ст. 50); договор на подготовку под погрузку вагонов, контейнеров (ст. 20); договор на предоставление оборудования, материалов, средств пакетирования и иных приспособлений для размещения грузов (ст. 24); участие железной дороги в проверке состояния грузов (ст. 41); договор на особые условия перевозок (ст. 8) и др. 30

Ныне действующий Гражданский кодекс Российской Федерации и Устав железнодорожного транспорта РФ дают четкое понятие договора перевозки грузов. Так, п. 1 ст. 785 ГК РФ договор перевозки грузов определяет как договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель -уплатить за перевозку груза установленную плату. Устав (ч. 2 ст. 25) дает несколько иное определение договора: «В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза». В аналогичном определении данного договора, данном в ст. 31 ТУЖД РФ отсутствовали слова о том, что железная дорога обязана доставить в пункт назначения вверенный ей груз, что по смыслу ГК РФ означает заключение договора путем вручения груза перевозчику, т.е. реального договора. Однако это не означало, что Транспортный устав давал иное понятие договора перевозки груза по сравнению с предусмотренным ГК РФ. В настоящее время законодатель внес в определение договора перевозки груза признак реальности, тем самым исключил все основания для споров о природе данного договора.

Обязательства по перевозке груза в контейнерах на железнодорожном транспорте составляют один из видов обязательств российского гражданского права и разновидность договора перевозки груза. Несмотря на наличие достаточного количества специфических условий контейнерных перевозок, необходимо признать обоснованным заключение, ранее сделанное в юридической литературе, о том, что «... нет достаточных оснований считать, что контейнерные перевозки грузов являются самостоятельным видом договора перевозки грузов»[5, С. 241] Поэтому основные нормы главы 40 Гражданского кодекса РФ, регулирующие отношения по перевозке, в равной мере применимы и к контейнерным перевозкам. Общие условия перевозок грузов согласно ст. 784 ГК РФ определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Таким образом, обязательства по перевозке грузов в контейнерах подчиняются общим правилам гражданского законодательства лишь в той мере, в какой соответствующий вопрос не нашел специального урегулирования в Уставе железнодорожного транспорта РФ, а также в правилах, применяемых к отношениям по перевозке грузов в контейнерах.

Анализ новых федеральных законов и правил перевозки грузов позволяет выделить особенности контейнерных перевозок, главной из которых является то, что грузы при транспортировке находятся в контейнерах, принадлежащих грузоотправителю или перевозчику. Это сказывается и на содержании обязанностей, вытекающих из заявки и реального договора контейнерной перевозки. Так, при условии перевозки груза в контейнере, принадлежащем железной дороге, перевозчик обязан передать грузоотправителю контейнер для загрузки, осуществляемой как в местах общего пользования, так и непосредственно на складе отправителя. Грузоотправитель в последнем случае обязан вывезти со станции порожний контейнер, а после его загрузки доставить груженый контейнер в установленный срок на станцию. Грузоотправитель, независимо от места погрузки (место общего или необщего пользования), обязан самостоятельно осуществить погрузку груза в контейнер [6]. К тому же перевозка грузов в контейнерах производится без тары, в первичной упаковке или в облегченной таре. Следовательно, грузоотправитель должен предварительно подготовить груз таким образом, чтобы исключить при погрузке, перегрузке, выгрузке различного рода трения, деформацию, примерзание или перегрев груза и иное отрицательное воздействие груза на контейнер. При этом вес груза, перевозимого в контейнере, всегда определяется грузоотправителем [7]. Пломбирование контейнеров осуществляется также грузоотправителем [8].

Согласно ранее действовавшим Правилам перевозок грузов в универсальных контейнерах на железнодорожном транспорте (п. 12), на перевозчике лежала обязанность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.