Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ'

ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
822
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР / CONTRACT / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / PASSENGER TRANSPORTATION / ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CONTRACTUAL RELATIONS / ТРАНСПОРТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / TRANSPORTATION COMMITMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трофимов С.А., Гарник Л.Ю.

В настоящей статье автор анализирует разные подходы к пониманию предмета договора перевозки грузов.In this paper, the author analyzes the different approaches to understanding the subject of the contract of carriage of goods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ»

Ныне действующий Гражданский кодекс Российской Федерации и Устав железнодорожного транспорта РФ дают четкое понятие договора перевозки грузов. Так, п. 1 ст. 785 ГК РФ договор перевозки грузов определяет как договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель -уплатить за перевозку груза установленную плату. Устав (ч. 2 ст. 25) дает несколько иное определение договора: «В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза». В аналогичном определении данного договора, данном в ст. 31 ТУЖД РФ отсутствовали слова о том, что железная дорога обязана доставить в пункт назначения вверенный ей груз, что по смыслу ГК РФ означает заключение договора путем вручения груза перевозчику, т.е. реального договора. Однако это не означало, что Транспортный устав давал иное понятие договора перевозки груза по сравнению с предусмотренным ГК РФ. В настоящее время законодатель внес в определение договора перевозки груза признак реальности, тем самым исключил все основания для споров о природе данного договора.

Обязательства по перевозке груза в контейнерах на железнодорожном транспорте составляют один из видов обязательств российского гражданского права и разновидность договора перевозки груза. Несмотря на наличие достаточного количества специфических условий контейнерных перевозок, необходимо признать обоснованным заключение, ранее сделанное в юридической литературе, о том, что «... нет достаточных оснований считать, что контейнерные перевозки грузов являются самостоятельным видом договора перевозки грузов»[5, С. 241] Поэтому основные нормы главы 40 Гражданского кодекса РФ, регулирующие отношения по перевозке, в равной мере применимы и к контейнерным перевозкам. Общие условия перевозок грузов согласно ст. 784 ГК РФ определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Таким образом, обязательства по перевозке грузов в контейнерах подчиняются общим правилам гражданского законодательства лишь в той мере, в какой соответствующий вопрос не нашел специального урегулирования в Уставе железнодорожного транспорта РФ, а также в правилах, применяемых к отношениям по перевозке грузов в контейнерах.

Анализ новых федеральных законов и правил перевозки грузов позволяет выделить особенности контейнерных перевозок, главной из которых является то, что грузы при транспортировке находятся в контейнерах, принадлежащих грузоотправителю или перевозчику. Это сказывается и на содержании обязанностей, вытекающих из заявки и реального договора контейнерной перевозки. Так, при условии перевозки груза в контейнере, принадлежащем железной дороге, перевозчик обязан передать грузоотправителю контейнер для загрузки, осуществляемой как в местах общего пользования, так и непосредственно на складе отправителя. Грузоотправитель в последнем случае обязан вывезти со станции порожний контейнер, а после его загрузки доставить груженый контейнер в установленный срок на станцию. Грузоотправитель, независимо от места погрузки (место общего или необщего пользования), обязан самостоятельно осуществить погрузку груза в контейнер [6]. К тому же перевозка грузов в контейнерах производится без тары, в первичной упаковке или в облегченной таре. Следовательно, грузоотправитель должен предварительно подготовить груз таким образом, чтобы исключить при погрузке, перегрузке, выгрузке различного рода трения, деформацию, примерзание или перегрев груза и иное отрицательное воздействие груза на контейнер. При этом вес груза, перевозимого в контейнере, всегда определяется грузоотправителем [7]. Пломбирование контейнеров осуществляется также грузоотправителем [8].

Согласно ранее действовавшим Правилам перевозок грузов в универсальных контейнерах на железнодорожном транспорте (п. 12), на перевозчике лежала обязанность

«погрузить контейнеры в вагоны и автомобили и выгрузить их из вагонов и автомобилей в местах общего пользования железнодорожных станций». Данное положение Правил перевозок грузов в универсальных контейнерах на железнодорожном транспорте не позволяло четко уяснить, о порожних или груженых контейнерах шла речь. Обязан ли был перевозчик своими силами грузить выделенные грузоотправителю для загрузки контейнеры на его автомобили и своими силами выгружать возвращенные на станцию контейнеры из автомобиля грузополучателя? Или это было сказано о контейнерах с грузом, уже доставленных грузоотправителем на станцию отправления либо прибывших на станцию назначения? С принятием новых Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах сложившееся положение было исправлено в соответствии с п. 18 новой редакции обеспечение погрузки порожних или груженых контейнеров в вагоны, а также выгрузку из них таких контейнеров в местах общего пользования возложено на перевозчика, но за счет грузоотправителей (грузополучателей). Грузополучатель же, в свою очередь, обязан вывезти на свой склад груженый контейнер и после выгрузки груза доставить порожний контейнер в установленный срок на станцию (в случае принадлежности контейнера перевозчику).

Таким образом, исходя из указанных особенностей обязательств по перевозке груза в контейнерах, можно следующим образом сформулировать понятие данного договора: «По договору перевозки груза в контейнерах перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить загруженный в контейнер и взвешенный грузоотправителем груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать контейнер с грузом грузополучателю, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату». Обязанность грузополучателя возвратить порожний контейнер перевозчику не включается в понятие договора, так как грузополучатель не является субъектом обязательства по перевозке груза.

Отношения, возникающие в процессе перевозки грузов, устанавливаются по поводу территориального перемещения товароматериальных ценностей (объектов перевозки) с помощью средств транспорта, в частности, контейнеров. Деятельность по перемещению (транспортировке) грузов и составляет предмет договора перевозки.

Такая деятельность транспорта является «полезным эффектом», создаваемым транспортом в процессе производства (перевозки), или продуктом транспортной промышленности, особенность которого состоит в том, что он не является новым вещественным продуктом, он неотделим от самого процесса производства и потребляется по мере его производства.

Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза в согласованное место. Поэтому полезный эффект, создаваемый транспортом в процессе перевозки, называют «услугами» транспортной промышленности [9.] Последние, как и всякий иной продукт производства, обладают потребительной и меновой стоимостью, т.е. обладают свойством товара, а труд, затрачиваемый на производство транспортной продукции, относится к труду производительному, так как стоимость полезного эффекта деятельности транспорта «переносится как дополнительная стоимость на самый товар»2 - объект перевозки. Следовательно, продукция транспорта имеет ту же экономическую сущность, что и продукция промышленных предприятий, т.е. является товаром, и потому ее реализация может осуществляться только посредством договора.

Отношения, оформляемые договором перевозки груза в контейнерах, характеризуются прежде всего тем, что, будучи по своей экономической сущности актом обмена, они направлены на реализацию транспортной продукции. Особенность же этой продукции состоит в ее неотделимости от самого процесса перевозки как формы деятельности. Осуществление этой деятельности и составляет основную обязанность транспортного предприятия по договору перевозки грузов. Ее содержанием являются

услуги в виде действий по перемещению с помощью перевозочных средств материальных ценностей (грузов) из одного места в другое, территориально отдаленное от первого. Это положение можно считать общепризнанным в нашей литературе.

Но контейнерная перевозка грузов - процесс сложный. Кроме собственно транспортировки он включает в себя выполнение перевозчиком разнообразных по своему характеру и значению операций, в частности погрузку и выгрузку порожних и груженых контейнеров, завоз (вывоз) контейнеров на станцию (со станции), хранение грузов, выдачу их получателю и некоторые другие. Каждое из этих действий, взятое в отдельности, напоминает предмет некоторых других гражданско-правовых договоров - подряда, хранения, поручения, имущественного найма. В самом деле, транспортировка груза с экономической точки зрения представляет собой выполнение определенной работы, что сближает договор перевозки с договором подряда. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ, которые в силу закона или по договору с клиентурой нередко выполняет транспортная организация (ст. 21 УЖТ РФ), и вовсе позволяет говорить о наличии подрядных отношений в составе перевозки. Поскольку контейнеры передаются грузоотправителю до начала транспортировки во владение и пользование (для загрузки в них груза), а перевозочные средства в период транспортировки грузов фактически используются в интересах клиентуры, наблюдается сходство элементов отношений перевозки с договором аренды. Обязанность перевозчика обеспечить хранение груза свидетельствует о наличии функций, характерных для хранителя по договору хранения. Выдача транспортной организацией груза получателю по указанию грузоотправителя напоминает действие поверенного (агента) по договору поручения (агентирования).

Однако сходство экономического содержания тех или иных отношений вовсе не обязательно влечет за собой тождества их юридического выражения и соответственно одинакового правового регулирования. То, что экономически представляет собой вообще работу, юридически выступает как производство работ или оказание услуг, а сами услуги могут носить как фактический, так и правовой, а также смешанный характер. Отсюда и разнообразие гражданско-правовых договоров, опосредствующих выполнение работ различных видов [10].

Поэтому, несмотря на сходство экономической природы отношений, лежащих в основе договоров контейнерной перевозки и подряда, между ними имеются существенные различия, не позволяющие рассматривать первый разновидностью второго. Это два договора, направленных на регулирование имущественных отношений, полезный эффект которых выражается в их результате. Именно на этом основании известный немецкий исследователь римского права Г. Дернбург перевозку рассматривал разновидностью подряда [11, С. 43]. Этот же признак положили в основу своего высказывания В.М. Новиков и Н.М. Иваницкий: «Договор перевозки грузов имеет большое сходство с договором подряда, так как по тому и другому договору исполнение заключается в достижении известного результата, и до тех пор, пока этот результат не достигнут, договор считается неисполненным, каковы бы не были отдельные услуги, оказанные перевозчиком или подрядчиком» [12, С. 45-46]. Г.А. Гусаков был единственным советским автором, который придерживался точки зрения на договор перевозки как на подряд. Однако, всем услугам присущ один общий признак - результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения, составляющих вместе с ним единое целое. Поэтому при оказании услуг «продается» не сам результат, а действия, к нему приведшие.

Кроме того, в обязательствах на выполнение работ результат труда выражается в какой-то вещественной объективной форме и, как правило, приводит к увеличению материальных или интеллектуальных ценностей общества, поскольку достигается не существовавший на момент возникновения правоотношения результат. Здесь потребительная стоимость труда воплощается в его объективированном результате. Перевозка груза в контейнере не увеличивает материальных богатств общества. При пере-

возке никакого нового вещественного продукта не создается. Сданный к перевозке объект не меняет своей вещественной формы. Результатом перевозки является перемена места его нахождения. Хотя такое изменение в положении вещи и связанно с изменением ее стоимости, это, однако, не может служить достаточным основанием для отождествления договоров подряда и перевозки. Работу подрядчика, как и деятельность перевозчика в широком смысле, конечно, можно рассматривать как обязательства по оказанию услуг, которые воплощаются в результатах. Не случайно И.Л. Брауде в свое время высказывал мнение, что работа подрядчика может состоять в изготовлении какой-либо вещи или в оказании услуг.[12, С. 45-46]. К этому мнению присоединился и М.К. Александров-Дольник, который договор на транспортно-экспедиционное обслуживание рассматривает как «договор подряда в форме оказания услуг» [13, С. 36]. Однако Е.Д. Шишенин, специально исследовавший вопрос о предмете обязательства по оказанию услуг, пришел к правильному выводу, что договоры, предметом которых являются услуги, не могут быть «разновидностью договора подряда в форме оказания услуг», а «работа подрядчика не может состоять в оказании услуг». К. Маркс в зависимости от результата деятельности различал два вида услуг. «Известного рода услуги, - писал К. Маркс, - иными словами потребительные стоимости, представляющие собой результат известных видов деятельности или труда, воплощаются в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют основательных результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товар». И далее - «выражение «услуга» в этом случае означает не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд подобно всякому другому товару. Но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги» потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности». Это различие услуг по их результатам и предопределяет различие правовой природы договоров подряда и перевозки, а, следовательно, и различное правовое нормирование регулируемых ими отношений.

Итак, в подрядных договорах предметом договора является выполнение определенной работы, результат которой находит свое выражение либо в вещественной (бытовой подряд, строительный подряд и т.д.), либо (при создании объектов духовного и интеллектуального творчества) в иной объективированной форме. К тому же предмет подрядных договоров, в отличие от договоров на оказание услуг, включает в себя не только выполнение подрядчиком определенной работы, но и сдачу ее результата заказчику (ст. 702 ГК РФ). Данный признак подрядных договоров не имеет места ни в одном из договоров перевозки по определению, поскольку в ходе транспортировки не создаются материальные ценности либо иной результат, который мог бы быть передан заказчику (грузоотправителю) [14, С. 67]. Предметом же договора перевозки груза выступает не имеющая вещественного либо иного объективированного результата деятельность как «определенная совокупность органически связанных между собой фактических и правовых мер и действий» [15, С. 145], направленная на территориальное перемещение с помощью перевозочных средств грузов либо обеспечение (обслуживание) этого процесса. Отсюда первая особенность договора контейнерной перевозки груза: он является правовой формой, опосредствующей отношения по производству и реализации самих услуг по перемещению, а не их результата.

Однако не всякое территориальное перемещение объектов с помощью транспортных средств приводит к возникновению обязательства перевозки. Последнее характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно должно быть товарным и строиться на эквивалентно-возмездных началах. Так называемые технологические перевозки, выполняемые собственным транспортом какого-либо лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и др.), не порождают обязательства перевозки. Во-вторых, необходимо учитывать способ перемещения. Перевозку характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, находящихся «на» и «в» самих транспорт-

ных средствах (в контейнере, на платформе, в вагоне и т.д.). Если перемещение объекта осуществляется с помощью тяги и толкания (например, баржи или плота с помощью буксира), то возникают особые обязательства буксировки. В-третьих, основная часть перевозок осуществляется организациями транспорта общего пользования, специально созданными для оказания транспортных услуг всем и каждому. Различия в особенностях результатов деятельности, составляющей предмет договоров подряда и контейнерной перевозки, предопределяет цели и сферу их применения. Договор подряда, имеющий своей целью создание каких-то новых ценностей, опосредствует отношения, возникающие в сфере производства (материального или интеллектуального). Договор же перевозки в силу специфики самого процесса транспортного производства, опосредствует отношения, возникающие в сфере обращения, а его целью является доставка груза его получателю. Отсюда вторая особенность договора контейнерной перевозки: он служит процессу обращения и является средством и правовой формой исполнения обязательств по передаче уже готовой продукции и товаров. Таким образом, различие не только в характере экономических отношений, лежащих в основе договоров подряда и перевозки, но и в их целях не позволяет рассматривать договор перевозки груза в контейнере как разновидность договора подряда. С другой стороны, договор подряда нельзя рассматривать в качестве составной части или одного из компонентов договора перевозки.

В силу своей специфики (груз размещается в контейнере) договор контейнерной перевозки груза приобретает значительное сходство с договором аренды. Особенность услуг, оказываемых транспортом при перевозке груза в контейнере, заключается в том, что они не могут быть оказаны без использования соответствующих материальных объектов - контейнеров, которые в свою очередь размещаются на платформах или в вагонах. Контейнеры на определенное время передаются грузоотправителям во владение и пользование для осуществления загрузки. После освобождения контейнеров от груза грузополучатель обязан возвратить контейнер перевозчику. Более того, предмет пользования и в обязательствах аренды, и в договоре контейнерных перевозок всегда индивидуально определен. Согласно Правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах каждый контейнер должен иметь маркировку установленного образца (маркировочный код) (п. 4); на каждый груженый или порожний контейнер, предъявляемый к перевозке, оформляется отдельная транспортная железнодорожная накладная (п. 12); даже при предъявлении к перевозке группы контейнеров назначением на одну станцию без сортировки контейнеров в пути следования накладная оформляется на каждый погруженный контейнер1; при учете времени нахождения контейнеров у грузоотправителей, грузополучателей и экспедиторов в наряде в обязательном порядке проставляются номера контейнеров.

Однако, владение и пользование индивидуально-определенными контейнерами и использование перевозочных средств в интересах клиентуры не может рассматриваться как отношения аренды, так как такое решение вопроса не соответствует существу складывающихся между грузоотправителем и транспортной организацией отношений. Эти отношения имеют своим предметом не предоставление в пользование перевозочных средств, а территориальное перемещение грузов с помощью этих средств. Предоставление перевозочных средств - лишь условие выполнения обязательств по перевозке. Без указанных перевозочных средств услуги по перевозке утрачивают свою специфику и превращаются в услуги по буксировке.

В специальном рассмотрении нуждается и обязанность транспортной организации по хранению принятых к перевозке грузов. Это необходимо сделать не только пото-

1 В качестве исключения п. 21 Правил допускает при отправлении с мест необщего пользования комплекта (нескольких) контейнеров, загруженных грузом одной позиции номенклатуры грузов, от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в места необщего пользования оформление одной накладной на комплект контейнеров с приложением к ней описи контейнеров.

му, что при осуществлении процесса перевозки транспортная организация действительно несет особую ответственность за несохранность перевозимых грузов, но и главным образом потому, что в литературе было высказано мнение, согласно которому содержание обязанности по хранению является одинаковым и подчиняется общему регламенту, независимо от того, имеет ли обязанность по хранению самостоятельное значение или она сопутствует другому обязательству в качестве его элемента [16, С. 145].

Устав железнодорожного транспорта РФ действительно возлагает на перевозчика обязанность обеспечить сохранность перевозимых грузов с момента принятия груза к перевозке и до его выдачи получателю (ст. 38, 79, 95). Следовательно, перевозчик отвечает за сохранность груза и тогда, когда он принят к перевозке (т.е. после заключения и оформления договора перевозки), но еще не погружен в транспортное средство (в вагоны, на платформы), а находится на складах, хранилищах перевозчика, а также в течение 24 часов после прибытия груза на станцию назначения без взимания специальной платы за хранение; по истечении указанного срока хранение осуществляется перевозчиком за плату. Однако, необходимо различать хранение как одну из форм экономической деятельности по оказанию услуг от хранения в смысле технической операции, без чего не могут быть осуществлены многие виды хозяйственной деятельности. В первом случае отношения по хранению получают самостоятельное правовое значение - услуга хранителя выражается в хранении переданного ему имущества и возвращении его другой стороне в надлежащем состоянии, во втором случае - не получают. Это имеет место и в договоре перевозки, применительно к которому хранение грузов в процессе перевозки - это не хранение в экономическом и, следовательно, правовом отношении, а одно из условий выполнения перевозочной операции. Поэтому ответственность за несохранность перевозимых грузов является ответственностью не за неисполнение (ненадлежащее исполнение) транспортной организацией специального обязательства хранения, а за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке [17, С. 100-101]. К тому же при контейнерных перевозках сохранность груза в большей степени зависит от самого грузоотправителя, нежели от перевозчика. Грузы, перевозимые в контейнерах, принимаются к перевозке за весом и пломбами грузоотправителя по наружному осмотру контейнеров и пломб. Контейнеры предназначены для перевозки груза без тары, в первичной упаковке или в облегченной таре. Поэтому при контейнерных перевозках для сохранности груза первостепенное значение приобретает надлежащее его размещение и крепление, что также осуществляется грузоотправителем самостоятельно.

Одни и те же права и обязанности могут включаться в содержание основного договора, но могут возникнуть и на основе особого соглашения, дополнительного к основному договору, уже заключенному или подлежащему заключению впоследствии. Во втором случае подлежат применению нормы, регулирующие отношения по дополнительному договору. Например, обязанность станции отправления по хранению груза, размещенного в контейнере, до заключения договора перевозки не может возникнуть из последнего. Напротив, с момента заключения договора перевозки и до выдачи контейнера получателю хранение осуществляется во исполнение обязанностей по договору перевозки. Однако последнее положение будет верным, если грузополучатель принял груз до истечения срока его бесплатного хранения на станции, так как анализ ст. 38 Устава позволяет прийти к выводу, что договором перевозки охватываются обязательства по хранению груза на станции назначения только в течение 24 часов после прибытия, когда груз хранится на станции бесплатно. Оплата услуги по хранению груза после истечения срока его бесплатного хранения (возмещение расходов перевозчика, связанных с таким хранением) означает, что такое хранение не является необходимым условием договора перевозки, так как груз должен быть вывезен грузополучателем в течение срока бесплатного хранения, если Правилами хранения грузов в местах общего пользования при перевозке железнодорожным транспортом

[18] не предусмотрены более сжатые предельные сроки хранения. Хранение перевозчиком доставленного в пункт назначения груза по истечении установленного срока бесплатного хранения и оплата грузополучателем расходов перевозчика по хранению бесспорно свидетельствует о том, что возникло новое, дополнительное к перевозке отношение по хранению груза. Основанием возникновения данного обязательства является такой юридический факт, как событие, с которым закон связывает наступление гражданско-правовых последствий (п. 1 ст. 8 ГК РФ). Истечение срока бесплатного хранения есть событие, с которым закон, а именно ст. 38 Устава (предусматривающая обязанность железной дороги хранить груз сверх срока бесплатного хранения, и обязанность грузополучателя возместить перевозчику расходы по хранению) связывает наступление обязательства по хранению.

Содержание транспортного законодательства не достаточно четко определяет момент, с которого перевозчика можно считать выполнившим свое обязательство по перевозке. Формулировка «... выдать груз управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю)» налагает на перевозчика обязательство, которое может быть им исполнено только при встречном исполнении своего обязательства грузополучателем - принять груз. Но грузополучатель не является стороной в договоре перевозки груза, следовательно, не может иметь обязанностей перед перевозчиком. Утверждение о том, что грузополучатель во всех случаях обязан принять груз, включая и не заказанную им, но отправленную в его адрес продукцию, поскольку это предусмотрено транспортными уставами и кодексами, что соответствовало правилу Транспортного устава железных дорог (ст. 42), вызвало в научной среде большие споры. По мнению К. Холопова, ни из содержания ст. 785 ГК РФ, ни из содержания ст. 31 ТУЖД РФ не следует, что грузополучатель обязан принимать груз от железной дороги: «Указание получателя в соответствующей графе накладной не обязывает его принимать груз даже при наличии договорных отношений с отправителем. И конечно, получатель не должен заниматься урегулированием отношений с отправителем. Кроме того, все известные нормы международного частного транспортного права указывают именно на право, а не на обязанность принимать получателем адресуемый ему груз» [19] По мнению В.В. Витрянского, это правило «представляет собой рецидив планово-командной экономики. Ему в определенной степени способствуют и представления о договоре перевозки как о трехстороннем, в котором обязанности грузополучателя -составная часть содержания договора перевозки». [20, С. 43].

Несмотря на это, ныне действующий Устав также содержит прямое указание на обязанность грузополучателя принять груз (ст. 36 УЖТ РФ). У перевозчика нет и не может быть никаких правовых средств, с помощью которых он мог бы заставить грузополучателя принять груз. Каким же образом перевозчику исполнить лежащее на нем обязательство передать груз, если грузополучатель отказывается его принять? Означает ли это, что в случае отказа грузополучателя от приема груза перевозчик является не исполнившим обязательство по доставке груза? Конечно, нет. Нельзя ставить в прямую зависимость исполнение обязанности по доставке с действиями по выдаче груза получателю. Необходимо признать, что с момента окончания бесплатного срока хранения прекращается обязательство по перевозке и возникает обязательство по хранению груза.

Подводя итог сказанному, необходимо признать, что услуги по хранению груза с момента заключения договора перевозки и до истечения сроков бесплатного хранения не являются самостоятельным гражданско-правовым обязательством, а охватываются содержанием договора перевозки. «Сущность или юридическая природа договора определяется его основной целью, а не сопутствующей последней моментами» [21, С. 261]. Такой целью в договоре перевозки является доставка грузов в пункт назначения и выдача (вручение) его получателю, а выполнение всех других указанных выше действий - лишь условия надлежащего исполнения этой основной обязанности перевозчика.

Обязательства, составляющие содержание договора контейнерной перевозки, по своей экономической сущности настолько специфичны, что вызывают необходимость их специального правового регулирования, существенно отличного от регулирования как отношений по выполнению работ, составляющих предмет договоров подряда, так и отношений по оказанию услуг, составляющих предмет договора хранения, поручения, комиссии и экспедиции. Правовые нормы, регулирующие отношения подряда, хранения, аренды, поручения ни порознь, ни в совокупности не могут быть использованы для регулирования грузоперевозочных обязательств. Экономическое содержание всех этих отношений существенно отличается, что не может не отражаться на их правовой форме. В соответствии с этим и права, и обязанности по договору перевозки груза в контейнере во всей своей совокупности, в комплексе присущи только ему. Не только договор грузовой перевозки, но и многие другие гражданско-правовые договоры включают права и обязанности, составляющие содержание иных самостоятельных договоров. Так, комиссионер по договору комиссии обязан хранить находящееся у него имущество и отвечает перед комитентом за его несохранность (ст. 998 ГК РФ). Но это не лишает договора комиссии самостоятельного характера, как не делает его особым договором, состоящим из элементов других договоров. Точно так же и обязанности подрядчика, которому вверено имущество заказчиком, осложняются требованием обеспечить его сохранность, не превращая, однако, вследствие этого подрядные отношения в договор хранения или сходный с ним. Во всей совокупности права и обязанности по каждому из этих договоров присущи только им. Поэтому совершенно справедливо многие авторы1 отводят в системе российского обязательственного права договору перевозки груза свое самостоятельное место. Таким образом, договор перевозки груза является договором самостоятельного типа, а договор контейнерных перевозок есть разновидность договора перевозки груза, обладающая рядом организационно-транспортных особенностей, имеющих важное значение как для организации самих перевозок, так и для решения правовых вопросов, возникающих в процессе осуществления перевозок грузов в контейнерах и разрешения споров между перевозчиками и грузоотправителями.

Список литературы:

[1] Витрянский В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки // Хозяйство и право, 2001. № 1. С. 60.

[2] Как справедливо замечает А.Г. Калпин, и сам договор перевозки понимается прежде всего как родовое понятие. (См. Гражданское право. Часть вторая: Учебник / Под общей ред. А.Г. Калпина. М.: Юристъ, 1999. С. 246).

[3] См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. II. М., 1997. С. 347.

[4] Витрянский В.В. Договор перевозки. М.: Сатурн, 2001. С. 390-391.

[5] Тарасов М.А.. Правовое регулирование перевозок грузов в контейнерах. Вопросы советского транспортного права. М., 1957. С. 241.

[6] См.: п. 8 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом: Утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 18.

[7] См.: п. 15 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах: Утв. приказом МПС РФ № 43 от 18 июня 2003 г. № 30.

[8] См.: п. 1.4. Правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте: Утв. приказом МПС РФ от 17 июня 2003 г. № 24. Такой точки зрения придерживается подавляющее большинство ученых. См., например: Медведев Д.А. Гл. 38. Транспортные обязательства. Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1998. С. 384; Яковлев А.И. Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом: Учебное пособие. М.: УМК МПС России, 2000. С. 13; Вопросы транспортного права: Межвузовский тематический сб. / Под ред. Н.М. Иваницкого. Ростов-на-Дону, 1987. С. 24; Новиков В.М., Иваницкий Н.М. Основы транспортного права: Учебник для специальностей железнодорожного транспорта. М., 1997. С. 38 и др.

[9] См., например: Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск, 1967; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. М., 1997.

[10] См.: Дернбург Г. Пандекты, обязательственное право. Т. II, 3-е изд. М., 1911. С. 299.

[11] См.: Основы транспортного права (железнодорожный транспорт): Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1997. С. 43.

[12] См.: Железнодорожное право по законодательству СССР. С. 45-46.

[13]См.: Отдельные виды обязательств. М.: Госюриздат, 1954. С. 221.

[14] См.: М.К. Александров-Дольник. Договоры советского транспортного права: Автореф. дис. ... доктора юрид. наук. М., 1963. С. 36.

Витрянский В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки // Хозяйство и право, 2001. № 1. С. 67.

[15] Смирнов В.Т. Правовое регулирование грузовых перевозок в СССР. Л., 1970. С. 145.

В качестве исключения п. 21 Правил допускает при отправлении с мест необщего пользования комплекта (нескольких) контейнеров, загруженных грузом одной позиции номенклатуры грузов, от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в места необщего пользования оформление одной накладной на комплект контейнеров с приложением к ней описи контейнеров.

[16] См.: Ажимов Р.С. Обязательство хранения имущества в советском гражданском праве / Ученые записки Казанского университета. Т. 114. Кн. 10: Сб. работ юридического факультета. Казань, 1954. С. 97.

[17] См.: Яичков К.К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. М: АН СССР, 1958. С. 100-101.

[18] Утв. Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 47.

[19] Холопов К. Основной закон железных дорог России: Комментарий и толкования // Закон, 2000. № 9.

[20] Витрянский В.В. Участники договорных отношений, связанных с перевозками // Хозяйство и право, 2001. № 2. С. 43.

[21] См.: Иоффе О.С. Советское гражданское право (курс лекций). Т. 1. Л., 1958. С. 267.

CONCEPT AND SUBJECT OF THE CONTRACT OF CARRIAGE OF GOODS IN CONTAINERS BY RAIL

S.A. Trofimov, L. U. Garnik

Keywords: contract, passenger transportation, contractual relations, transportation commitments.

In this paper, the author analyzes the different approaches to understanding the subject of the contract of carriage of goods.

Информатика, системы управления, телекоммуникации и радиолокация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.