Биоэтические проблемы, возникающие в процессе обучения
Биотехнологии и прогресс
Заключительное занятие. Выводы Зачет
В настоящее время курс проходит апробацию на Биологическом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
Литература
1. Т.Н. Павлова Биоэтика в высшей школе. М.: МГАВМиБ им. К. И. Скрябина, 1997. С. 45.
2. Соколов В.М. Биоэтика и нравственные императивы формирования социально-профессиональной ответственности современного поколения молодёжи: Автореф.дис. канд. фил. наук. - Уфа, 09.00.11 2007.- 16 с.
3. Швец И.М. , Веселов А.П. , Романова Е.Б. , Зимина Г.Н. Гуманистическая направленность в развитии биологического образования классического университета // Гуманизация образования: тезисы докл. (Сочи, МИУ, 2012 г.). - Сочи, 2012. -С. 2, 8 -14.
Кручинин МВ.1, Кручинина Г.А.2
1 Доцент, канд. педаг.н., кафедра транспортного права, Волжская, государственная академия водного транспорта - ВГАВТ;
2 Профессор, д.педаг.н., кафедра педагогики и управления образовательными системами, Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского - ННГУ
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрено формирование в учебном процессе вуза мотивационно-ценностного компонента правовой компетенции студентов неюридических направлений подготовки с использованием средств информационных и коммуникационных технологий, представлены результаты экспериментального исследования.
Ключевые слова: профессиональное образование, правовая компетенция, средства информационных и
коммуникационных технологий.
Keywords: professional education, legal competence, facility informational and communicational technology.
В Федеральных целевых программах - «Стратегии развития информационного общества в Российской федерации», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» - особое внимание уделяется внедрению в систему образования электронных средств учебного назначения, современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые способствуют созданию единого информационного пространства, повышению качества, доступности и конкурентоспособности отечественного профессионального образования.
Информационный век внес значительные изменения во все сферы нашей жизни, и профессиональное образование здесь не является исключением. Все более широкое применение находят сегодня электронные обучающие системы, позволяющие сократить время и затраты на изучение определенной учебной дисциплины, уменьшить нагрузку на преподавателя, повысить степень усвоения учебного материала, предоставить доступ к этому материалу самым разным категориям обучаемых в зависимости от специфики учебного процесса. Особое внимание мы уделяем дисциплинам юридического цикла, так как различные положения права меняются чрезвычайно часто.
В российской образовательной системе широко используется термин «компетентностный подход». Этот термин употребляется в официальных документах, в том числе в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы (раздел «Совершенствование содержания и технологий образования», п.3) и в Плане мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы (раздел 1)
[7].
Результаты образования, выраженные на языке компетенций - это путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности, к увеличению сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций. В условиях России реализация компетентностного подхода выступает дополнительным фактором поддержания единого образовательного, профессионально-квалификационного и культурно-ценностного пространства [1, 2 и др.].
Одной из важнейших компетенций, которая должна формироваться у студентов вузов в профессиональном образовании является правовая компетенция, как составляющая профессиональной компетентности бакалавра, специалиста, магистра. Правовая компетенция включает мотивационно-ценностный, когнитивный и эмоционально-волевой компоненты [5]. В нашем исследовании мы акцентировали внимание на формирование мотивационно-ценностного компонента правовой компетенции студентов неюридических направлений подготовки вуза в процессе обучения правоведению.
Сформированность правовой компетенции у студентов способствует достижению следующих целей:
• знанию основ права, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;
• осознанию себя полноправным членом общества, имеющего гарантированные законом права и свободы;
• воспитанию гражданской ответственности;
• уважению прав и свобод других людей, демократических правовых ценностей и институтов.
Освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, об эффективной реализации прав и законных интересов, овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности в решении практических задач социальноправовой сферы; формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере правовых отношений (что, собственно и есть правовая компетенция), к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности осуществляется в образовательный процесс при изучении правоведения.
Анализ современной ситуации в высшей профессиональной школе, обзор научной литературы и диссертационных исследований по вопросам профессионального образования показали: в обучении студентов преобладают традиционные технологии обучения с низким уровнем использования инновационных технологий; отсутствуют технологии, ориентированные на систематическое использование ИКТ в формировании правовых компетенций студентов вуза неюридического профиля. Вопросам информатизации профессионального образования посвящены исследования М.Ю. Бухаркиной, С.Д. Каракозова, Г.И. Кирилловой, И.М. Красильникова, О.А. Козлова, М.В. Моисеевой, Т.А. Матвеевой, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др. Нами проанализированы:
24
научные и методические работы по использованию средств ИКТ в зарубежном профессиональном образовании (E. Magiera, C. McLoughlin, W. R. Klemm, и J. R. Snell, T. Kikuo, A. Ellis., J. Cogan, K. Howey, R. Miller и др.); многоаспектность представления правовой информации в сети Интернет, возможности технологии Web-2 в формировании правовых компетенций студентов вузов (S. Schiavetta, J. Ard, R. Widdison, M. Aikenhead, T. Allen и др.) [3, 4].
Формы и средства организации процесса обучения при формировании правовых компетенций студентов в вузе представлена традиционными и инновационными (с применением средств ИКТ) формами обучения. Наряду с традиционными формами обучения (лекции, семинары), при формировании правовых компетенций нами были разработаны и апробированы инновационные формы обучения с использованием средств ИКТ: лекции-визуализации (с использованием компьютерных презентаций); «кейс»-технологии; семинарские и практические занятия с использованием электронных справочных правовых систем (СПС); творческая работа студентов с применением средств ИКТ; самостоятельная работа студентов с образовательными (по правовым дисциплинам) и правовыми ресурсами сети Интернет; контроль знаний студентов с применением в учебном процессе Интернет-технологий с интерактивным тестированием. При всем многообразии форм организации образовательного процесса преимущественными могут считаться те, которые ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого. Особое место занимает технология проектной учебной деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков студентов, уменийсамостоятельно структурировать и актуализировать свои правовые знания. Мы считаем, что формирование мотивационноценностного компонента правовой компетенции студентов будет более эффективным, если в их профессиональной подготовке будет использован потенциал ИКТ как педагогических информационных инноваций.
Нами проведено экспериментальное исследование: по оценке целей получения студентами правовых знаний; мотивов изучения правоведения и его значимости; отношения к различным сторонам изучения права, использованию ИКТ при изучении правоведения студентами Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Для выявления уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента правовой компетенции нами использовались опросники, в которых студентам предлагалось оценить по пятибалльной шкале (1-2 балла - низкий уровень, 3 балла - средний уровень, 4-5 баллов -высокий уровень): значимость изучения правоведения для формирования правовой компетенции в будущей профессиональной деятельности гражданина современного общества; интерес студентов неюридических направлений подготовки к изучению основ права, к использованию современных ИКТ в деятельности специалиста в информационном обществе и в процессе обучения в вузе, в том числе и в изучении права; интерес к различным видам учебных занятий при усвоении правоведения с использованием средств ИКТ - традиционным (лекция, семинар) и инновационным («мозговой штурм», дискуссия, деловая игра, групповая работа по методу проектов); работы с правовыми ресурсами сети Интернет; желание использования электронного учебно-методического комплекса «Кейс по правоведению»; желание научиться использованию средств ИКТ для повышения уровня правовой компетенции [5, 6].
Рассмотрим результаты проведенного нами исследования по изучению мотивов учебно-познавательной деятельности студентов экспериментальной (использование средств ИКТ в различных видах учебной деятельности) и контрольной (обучение по традиционной модели) групп при изучении правоведения. Результаты представлены в таблицах 1 и 2.
Студентами обеих групп, принимавших участие в исследовании, высоко оценивается значимость изучения правоведения для формирования правовой компетенции гражданина современного общества (Мк = 4,08 балла, Мэ = 4,28 балла). Несмотря на то, что некоторое различие в результатах экспериментальной и контрольной групп присутствует, оно статистически недостоверно. Несколько ниже студенты оценивают значимость изучения правоведения для будущей профессиональной деятельности (Мк = 3,08 балла, Мэ = 3,98 балла). Однако в данном случае различие результатов студентов контрольной и экспериментальной групп статистически достоверно.
Таблица 1 - Оценка студентами значимости изучения правоведения
Оцениваемые суждения: Среднее значение Стандартное отклонение Достов. различий Мэ/Мк
Мк Мк Мэ
значимость знания права для формирования правовой компетенции гражданина современного общества 4,08 4,28 0,64 0,69
значимость изучения правоведения для будущей профессиональной карьеры 3,08 3,98 0,83 1,04 *
использование основ права при решении социально-бытовых вопросов 3,33 3,75 1,36 1,05
чтобы стать более профессионально подготовленным в выбранной области 2,90 3,85 0,76 1,09 *
чтобы овладеть навыками применения права 3,05 3,88 1,49 0,97 *
насколько Вам интересно изучать правоведение 3,38 4,0 1,19 0,95 *
Примечание: в данной таблице и далее - оценка по пятибалльной шкале: 1 балл - минимальное значение оценки; 5 баллов - максимальное; * - различие в показателях статистически достоверно.
Рассмотрим цели, для достижения которых студентам может пригодиться знание основ права: для использования в повседневных ситуациях (Мк = 3,33 балла, Мэ = 3,75 балла), чтобы стать более профессионально подготовленным в выбранной области (Мк = 2,90 балла, Мэ = 3,85 балла), чтобы овладеть навыками применения права (Мк = 3,05 балла, Мэ = 3,88 балла). Студенты, которые учились по разработанной нами модели обучения, показали достоверно различные результаты, им более интересно было изучать основы права (Мк = 3,38 балла, Мэ = 4,0 балла).
25
Таблица 2 - Оценка интереса студентов к различным видам учебных занятий с использованием средств ИКТ при усвоении _______________________________________________правоведения_____________________________________________
Оцениваемые виды учебной деятельности: Среднее значение Стандартное отклонение Достов. разл. Мэ/Мк
Мк Мэ Мк Мэ
работа с электронными СПС 2,65 3,68 0,89 0,80 *
работа с Интернет-ресурсами по проблемам права 2,65 3,63 1,04 0,77 *
парная/групповая работа (по методу проектов) 3,12 3,93 0,71 0,73 *
деловые игры с использованием средств ИКТ 3,43 3,90 0,64 1,13
работа с электронным УМК «Кейс по правоведению» 2,38 3,55 1,19 0,75 *
Наибольшие различия в оценке студентов экспериментальной и контрольной групп выявились при оценке использования средств ИКТ при изучении правоведения. Так, работа с электронными справочными правовыми системами (Мк = 2,65 балла, Мэ = 3,68 балла) и ресурсами сети Интернет по различным отраслям права (Мк = 2,65 балла, Мэ = 3,63 балла), электронным учебнометодическим комплексом «Кейс по правоведению» (Мк = 2,38 балла. Мэ = 3,55 балла) студентами оценивалась по разному, в зависимости от включения средств ИКТ преподавателем в совместную учебно-познавательную деятельность. Студенты контрольной группы также могли использовать ресурсы сети Интернет, так как компьютеры с подключением к Сети, как показали исследования, есть дома практически у всех студентов, кроме того они могут использовать как общеуниверситетские компьютерные классы свободного доступа, так и компьютеры с подключением к Сети на специализированных кафедрах факультета; однако целенаправленная работа по использованию средств ИКТ в обучении основ праву не проводилась. Экспериментальные данные мотивационно-ценностного компонента правовой компетенции студентов контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Сравнительные оценки сформированности мотивационно-ценностного компонента правовой компетенции ______________________________________________студентов (в %)_____________________________________________
Уровни сформированности мотивационно-ценностного компонента правовой компетенции Группы Достоверность различий
контрольная экспериментальная
Низкий 42 0 *
Средний 46 21 *
Высокий 12 79 *
На основании полученных нами количественных данных мы осуществили качественный анализ результатов эксперимента. Экспериментальные данные мотивационно-ценностного компонента правовой компетенции у студентов экспериментальной группы достоверно выше, чем у студентов контрольной группы, что свидетельствует о положительном влиянии на его формирование использования средств информационных и коммуникационных технологий в процессе изучения правоведения студентами неюридических направлений подготовки вуза.
Литература
1. Байденко, В. И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода : лекция в слайдах : автор. версия / В. И. Байденко. - М. : Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 30 с.
2. Вербицкий, А. А. Компетентностью подход и теория контекстного обучения : материалы к 4-му заседанию методол. семинара, 16 нояб. 2004 г. / А. А. Вербицкий. - М. : Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -84 с.
3. Кручинин М.В. Информационные и коммуникационные технологии в правовой подготовке студентов вузов: учебнометодическое пособие. - Н. Новгород: ННГУ, 2010. - 70 с.
4. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Моделирование процесса формирования профессионального правосознания студентов неюридических специальностей в высшем образовании // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Инновации в образовании». - № 3. - 2012.- С. 17-24.
5. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Формирование правосознания студентов в вузе: монография. - Н. Новгород: НФ УРАО, 2010. - 310 с.
6. Кручинина Г.А. Кручинин М.В. Кейс-технологии в профессионально-правовой подготовке студентов вуза в условиях информатизации образования // Приволжский научный журнал. - 2010. - № 1. - С. 206-212.
7. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ed.gov/ru/ntp/fp/fepro2006. (дата обращения: 29.02.2012).
Линецкая Л.М
Кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
В статье показано содержание работы по формированию методической компетенции будущих учителей русского языка. Основой предлагаемой системы работы является опора на профессиональные знания и умения.
Ключевые слова: компетенция, методическая компетенция, содержание методической компетенции.
26