#
культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков. - М., 1994.
3. Никитенко З. Н. Развивающее иноязычное образование: Моногр. - М.: Глосса-пресс, 2010.
4. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005. - 352 с.
5. Зимняя И. А., Боденко Б. Н, Кривченко Т. А., Морозова Н. А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. - М., 1999.
6. Манджиева С. И. Поликультурный аспект содержания обучения иностранным языкам в начальной школе (английский язык, Республика Калмыкия): Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2008.
7. Никитенко З. Н., Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. - М.: Ассоциация 21 век, 2007.
8. Пассов Е. И. Сорок лет спустя, или Сто и одна методическая идея. - М.: Глосса-Пресс, 2006.
9. Пассов Е. И. Танк модернизации на ниве образования. - М.: Глосса-Пресс, 2008.
10. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. - М., Глосса-Пресс, 2010.
11. Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Кузовлева Н. Е, Царь-кова В. Б. Мастерство и личность учителя на примере деятельности учителя иностранного языка. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2000.
12. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
13. Сафонова В. В. Социокультурный подход в обучении иностранным языкам как специальности: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1992.
14. Халеева И. В. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. - М., Высш. школа, 1989.
15. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учеб. пособие для преподавателей и студентов. - М., Филоматис, 2004.
16. By ram M. Cultural studies in foreign language education. - Clevedon: Multilingual Matters, 1989.
17. Knapp-Potthoff A. Interkulturelle Kommunikationsfähigkeit als Lernziel // Aspecte interkultureller Kommunikationsfähigkeit / Hrsg. A. Knapp-Potthoff, M. Liedke. - München, 1997.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
DEVELOPING POLYTECHNIC COLLEGE STUDENTS' ECONOMIC COMPETENCIES IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION
О. А. Пучкова
Рассматриваются проблемы совершенствования экономической подготовки студентов колледжа в условиях информатизации образования. Приведена схема технологии формирования экономических компетенций специалиста в условиях информатизации среднего профессионального образования. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию экономических компетенций при обучении экономике студентов Балах-нинского политехнического колледжа.
Ключевые слова: педагогика, компетентность, компетенция, информатизация образования, экономика.
O. A. Puchkova
The articles examines the problems of improving economic training of college students in the conditions of informatization of education. The author provides a scheme of the techniques of developing economic competencies of a technician in the conditions of informatization of secondary vocational education. The article includes the results of the experiment work on developing economic competencies when teaching economy to students of Balakhna Polytechnic College.
Keywords: pedagogy, competence, informatization of education, economy.
Актуальной проблемой среднего профессионального образования является формирование общих и профессиональных компетенций, в совокупности обеспечивающих готовность выпускников к эффективной трудовой деятельности. Решение данной проблемы, на
наш взгляд, частично возможно за счет формирования экономических компетенций будущего техника - специалиста, характеризующегося широким объемом знаний и мобильностью поведения на рынке труда, единством его теоретических знаний и практической подготовленности, способ-
Ф
ностью и готовностью осуществлять все виды профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Понятия «компетенция» и «компетентность» часто используются синонимически. Однако нам представляется целесообразным разделить эти термины. Современный экономический словарь дает такие определения: «компетентность - знания, опыт в определенной области науки, деятельности, жизни; компетенция - совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям» [1, с. 179].
На основании вышесказанного в педагогическом контексте примем следующие определения:
компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;
компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Таким образом, под компетенцией будем понимать некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке студента, под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество.
Анализ научной и научно-методической литературы по вопросам информатизации и компетентностному подходу в образовании (В. И. Байденко, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Г. А. Кручинина, И. В. Роберт, А. В. Хуторской и др.) показал, что в обучении студентов преобладают традиционные технологии обучения с низким уровнем использования инновационных технологий; отсутствуют обобщенные методические подходы, ориентированные на систематическое использование ИКТ в профессиональной подготовке обучающегося.
Изучение современных тенденций в развитии российской системы среднего профессионального образования, федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, нормативных документов в области среднего профессионального образования и в области экономической подготовки позволил сформулировать цель экономической подготовки студентов политехнического колледжа как формирование экономических компетенций, являющихся способностью и готовностью будущих техников применять систему экономических знаний, умений и навыков на практике с целью повышения эффективности своей профессиональной деятельности [2; 3].
В федеральных государственных образовательных стандартахсреднего профессионального образования [ФГОС СПО] по специальности 140101 «Тепловые электрические станции» компетентность как конечный результат подготовки техника-теплотехника также описывается наличием двух типов компетенций: общих и профессиональных [3]. Общие компетенции отражают междисциплинарные требования к результату образовательного
процесса и представляют собой совокупность личностных качеств и способностей, которые необходимо развивать у будущего техника. Общие компетенции в совокупности обеспечивают готовность выпускников к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества. В обобщенном виде они представляют собой: понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, организацию собственной деятельности, готовность к принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях, готовность и потребность работать с современными источниками информации, коммуникативные навыки, способность работать в команде, гибкое инновационное мышление, склонность и способность к непрерывному образованию.
Профессиональные компетенции связаны с областью специализации выпускника и предполагают наличие конкретных профессиональных знаний и умений, свойственных различным областям профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции применительно к специальности 140101 «Тепловые электрические станции» включают знания об управлении и контроле за технологическими процессами производства тепловой энергии, умение определять технико-экономические показатели работы основного и вспомогательного оборудования тепловых электрических станций, умение оценивать эффективность производственной деятельности по отладке новых технологических режимов, техническому переоснащению и реконструкции производства тепловой энергии и т. д.
Выпускники средних специальных учебных заведений нуждаются в профессиональных знаниях в области экономики. Экономическая подготовка студентов в среднем профессиональном образовании, соответствующая новым условиям производства и социальной жизни, способствует формированию у них нового экономического мышления.
Несмотря на достаточную изученность понятия «экономические компетенции» применительно к различным социально-экономическим сферам и системе высшего профессионального образования, формирование экономических компетенций студентов колледжа технического профиля в системе среднего профессионального образования, базирующейся на использовании средств ИКТ, остается неисследованной. Мы считаем, что выделение и решение проблемы формирования экономических компетенций обучающихся политехнического колледжа из общего тематического поля исследований, посвященных формированию профессиональных компетентностей, позволит повысить уровень экономической подготовки выпускников.
Эффективность экономической подготовки студентов политехнического колледжа зависит не только от учета общих тенденций в развитии современной системы среднего профессионального образования, но и специфических принципов разработки технологий формирования экономических компетенций в условиях применения ИКТ.
С этой целью нами была разработана схема формирования экономических компетенций техника-теплотехника в условиях информатизации среднего профессио-
Формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности по специальности
• Основные образовательные цели •Стандартизированный объем содержания
• Заданные учебным планом формы учебных занятий
• Традиционные формы, методы и средства обучения
Нормативные требования ФГОС СПО к технику-теплотехнику
Формирование экономических компетенций студентов политехнического колледжа Междисциплинарные связи
Учебная дисциплина «Основы экономики»
• Цели и задачи экономической подготовки, позволяющие эффективнее формировать и развивать экономические компетенции
• Инновационные формы, методы и средства обучения
• Дидактические условия, необходимые для формирования экономических компетенций студентов
•Обществозна-ние
•Основы контроля технологических процессов и управления ими
I
I
Экономически е компетенции
Техник-теплотехник
Рис. 1. Схема формирования экономических компетенций студентов политехнического колледжа в структуре
профессиональной подготовки техника-теплотехника
нального образования, реализуемая с учетом требований федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (рис. 1).
Формирование экономических компетенций обеспечивается через усвоение студентами знаний, умений и опыта творческой деятельности в области экономики. Экономические знания и умения студенты политехниче-
ского колледжа получают в курсе изучения дисциплин «Основы экономики», «Обществознание», а также междисциплинарного курса «Основы контроля технологических процессов и управления ими» (табл. 1).
Для более эффективного усвоения содержания дисциплин «Основы экономики», «Обществознание» и междисциплинарного курса «Основы контроля технологиче-
Ф
Рис. 2. Формы обучения, используемые на дисциплинах «Основы экономики», «Обществознание» и междисциплинарного курса «Основы контроля технологических процессов и управления ими»
$
Таблица 1
Формируемые экономические компетенции студентов политехнического колледжа
Дисциплины и междисциплинарные курсы Формируемые экономические компетенции
Обществознание знать: - тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы; уметь: - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических наук; - осуществлять поиск социально-экономической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); - систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социально-экономическую информацию, различать в ней факты и мнения; аргументы и выводы; - оценивать действия субъектов социальной жизни, с точки зрения экономической рациональности; - применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социально-экономическим проблемам
Основы экономики знать: - действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность; - основные технико-экономические показатели деятельности организации; - методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации; - методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования; - механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; - основные принципы построения экономической системы организации; - основы планирования, финансирования и кредитования организации; - современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; - состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; - способы экономии ресурсов, технологии; - формы организации и оплаты труда; уметь: - находить и использовать необходимую экономическую информацию; - определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; - оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев; - рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации)
Основы контроля технологических процессов и управления ими знать: - критерии надежности и экономичности работы котла и турбины в условиях максимальной и минимальной нагрузок; - условия рационального распределения нагрузки между параллельно работающими агрегатами; уметь: - рассчитывать основные технико-экономические показатели работы основного и вспомогательного оборудования тепловой электростанции (ТЭС); иметь практический опыт: - участия в оценке экономической эффективности производственной деятельности
ских процессов и управления ими» мы разработали технологии, включающие наряду с традиционными формами обучения (лекции, семинары) инновационные формы обучения с применением средств ИКТ (рис. 2).
К инновационным формам обучения относятся: - лекции-визуализации (с использованием компьютерных презентаций). Высокое качество лекций в специализированных мультимедиааудиториях достигается за счет четкого структурирования изложения, интерактивности, дополнительных форм представления информации с использованием звука и видео. Такая лекция позволяет излагать материал в режиме постоянного диалога «преподаватель -
студенты». Активность аудитории определяется содержанием учебного материала, средствами его реализации;
- кейс-технологии (студенты по данной технологии получают комплект (портфель) учебно-методических материалов в электронном виде, которые они изучает самостоятельно, руководствуясь разработанными преподавателем методическими указаниями);
- семинарские и практические занятия с использованием электронных ресурсов наряду с традиционными методами обучения; творческая самостоятельная работа студентов с применением ИКТ (программ Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher и др.);
#
Таблица 2
Динамика изменения некоторых элементов мотивационно-ценностного компонента экономических компетенций студентов
Оцениваемые элементы Среднее значение оценки в баллах
КГ ЭГ1 ЭГ2
Мн Мк Мн Мк Мн Мк
Необходимость изучения курса экономики для современного специалиста 2,5 3,2 2,4 3,5 2,5 3,7
Возможность использования знаний по экономике в вашей будущей профессиональной деятельности 2,3 3,3 2,4 3,6 2,3 3,8
Желание изучать курс экономики с использования ИКТ 2,7 3,4 2,9 3,8 2,8 3,9
Примечание: М - среднее значение оценки по 5-балльной шкале, где 1 балл - наименьшее значение, 5 баллов -наибольшее; Мн - в начале эксперимента, Мк - в конце эксперимента
визуализации, практические занятия с использованием ИКТ, кейс-технологии, творческую самостоятельную работу по дисциплинам «Обществознание», «Основы экономики» и междисциплинарному курсу «Основы контроля технологических процессов и управления ими» с использованием средств ИКТ.
Основные результаты, полученные по итогам экспериментальной работы, представлены в табл. 2 и на рис. 3.
В ходе эксперимента нами рассматриваются мотива-ционно-ценностный и когнитивно-деятельностный компоненты экономических компетенций. Одним из элементов мотивационно-ценностной составляющей экономических компетенций техника-теплотехника является понимание важности изучения курса экономики. Использование разработанных нами технологий обучения в процессе экономической подготовки техников не только способствует повышению уровня осознания студентами знаний курса экономики для профессиональной деятельности, но и развивает интерес к изучению данного курса с использованием ИКТ (табл. 2).
Степень сформированности у студентов когнитивно-деятельностного компонента экономических компетенций (рис. 3) определялась по результатам контрольных тестовых заданий как в контрольной, так и в экспериментальных группах.
Наиболее высокий средний балл (26,9 балла) при выполнении тестовых заданий показали обучающиеся группы ЭГ2, учебные занятия с которыми проводились по технологии, максимально использовавшей потенциал ИКТ. Самый низкий средний балл (18,7 балла) при выполнении тестовых контрольных заданий получили обучающиеся контрольной группы, учебные занятия с которыми проводились по традиционной технологии.
На основании проведенного экспериментального исследования был сделан вывод об эффективности разработанных нами технологий формирования экономических компетенций в условиях информатизации среднего профессионального образования. Использование ИКТ в экономической подготовке студентов способствует более эффективному формированию и развитию экономических компетенций будущих специалистов со средним профессиональным образованием.
Ф
- самостоятельная работа студентов с образовательными и экономическими ресурсами сети Интернет;
- контроль знаний студентов с применением в учебном процессе интернет-технологий с интерактивным тестированием.
С целью проверки эффективности технологии формирования экономических компетенций техника-теплотехника в условиях информатизации образования нами было проведено экспериментальное исследование на базе Балахнинского политехнического колледжа - филиала национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт». В эксперименте приняли участие 128 обучающихся.
В экспериментальные группы вошли студенты, экономическая подготовка которых осуществлялось в рамках разработанных нами технологий формирования экономических компетенций с использованием ИКТ. Контрольную группу составили студенты, которые обучались по традиционной технологии. В процессе педагогического эксперимента проверялась эффективность разработанных нами технологий формирования экономических компетенций по выделенным нами критериям, которые затрагивали мотивационно-ценностную, когнитивно-дея-тельностную и эмоционально-волевую составляющие экономической компетентности.
В контрольной группе (КГ) использовались традиционные формы обучения - лекции и семинарские занятия. В первой экспериментальной группе (ЭГ1) наряду с традиционными лекциями и семинарскими занятиями использовались лекции-визуализации, практические занятия с использованием ИКТ, кейс-технологии. Технология обучения студентов второй экспериментальной группы (ЭГ2) включала, наряду с традиционными формами, лекции-
25 — 21
Я
ешш □■и"!
ш
ВЙГ
I
О --вш
Рис. 3. Сформированность когнитивно-деятельностного компонента экономических компетенций
(максимальное значение оценки 30 баллов)
$
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 480 с.
2. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2010-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. №163-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: И'М;р://'№Ш'№.ге£егеп1;. ги/1/173627 (дата обращения 11.08.2011).
3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/ 2002/0423.МШ (дата обращения 09.08.2011).
4. Байденко В. И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода (лекция в слайдах): Авторская версия. - М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 30 с.
5. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория компетентностного обучения: Матер. к 4-му заседанию методол. семинара 16 ноября 2004 г. - М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.
6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании. - М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.
7. Кручинина Г. А. Готовность студентов педагогического колледжа к использованию информационных и коммуникационных технологий в учеб-
ном процессе: Моногр. - Н. Новгород, ВГИПУ, 2007. - 179 с.
8. Кручинин М. В. Модульный подход к обучению правоведению с использованием средств информационных и коммуникационных технологий: Учеб.-метод. пособие. - Н. Новгород: НФ УРАО, 1910. - 75 с.
9. Пучкова О. А. Формирование мотивов изучения экономики студентами политехнического колледжа // Теоретические и прикладные проблемы развития личности в образовательном пространстве: Сб. статей по матер. V Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. - С. 69-70.
10. Пучкова О. А. Активные методы обучения как инновационный подход к формированию экономических компетенций студентов политехнического колледжа // Глобализация социума и современное образование: инновационные тенденции: Матер. междунар. науч.-практ. конф. - Саратов, 2010. - с.145-149.
11. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). - 2-е изд., доп. - М.: НИО РАО, 2008. - 274 с.
12. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. Специальность 140101 Тепловые электрические станции [Электронный документ]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/files/materials/6574/ 10.01.20-140101.pdf (дата обращения 09.08.2011).
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
A MODEL OF DEVELOPING PRIMARY SCHOOLCHILDREN'S MATHEMATICAL ACTIVITY
Т. С. Куценкова
В данной статье рассматривается модель развития математической деятельности младших школьников с позиции структурно-компонентного состава. Приведены результаты исследования по выявлению значимости компонентов математической деятельности младших школьников, а также показателей математических знаний и умений, формируемые через математические действия и операции.
Ключевые слова: математическая деятельность, структура, компоненты, метод экспертных оценок, модель.
T. S. Kutsenkova
The article examines a model of developing mathematical activity of primary schoolchildren from the point of view of its structure and components. The author gives results of research on revealing the importance of primary schoolchildren' mathematical activity components, as well as the indicators of mathematical knowledge and abilities which are developed through mathematical actions and operations.
Keywords: mathematical activity, structure, components, method of expert estimations, model.