Научная статья на тему 'Технологии формирования экономических компетенций студентов в современной образовательной среде'

Технологии формирования экономических компетенций студентов в современной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ECONOMIC COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пучкова Ольга Аркадьевна

В статье рассмотрена интеграция традиционных и инновационных технологий совершенствования экономической подготовки студентов колледжа в условиях информатизации образования. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию экономических компетенций студентов Балахнинского политехнического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пучкова Ольга Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of Forming Students Economic Competence in Contemporary Educational Environment

The article deals with the integration of the traditional and innovative technologies of perfecting students economic education within the framework of informatization of education. The article comprises the results of the authors experimental work on the formation of students economic competence of Balahninsky Polytechnical College.

Текст научной работы на тему «Технологии формирования экономических компетенций студентов в современной образовательной среде»

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

О. А. Пучкова

Аннотация. В статье рассмотрена интеграция традиционных и инновационных технологий совершенствования экономической подготовки студентов колледжа в условиях информатизации образования. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию экономических компетенций студентов Балахнинского политехнического колледжа.

Ключевые слова: педагогические технологии, экономические компетенции, информационные и коммуникационные технологии.

Summary. The article deals with the integration of the traditional and innovative technologies of perfecting students' economic education within the framework of informatization of education. The article comprises the results of the author's experimental work on the formation of students' economic competence of Balahninsky Polytechnical College.

Keywords: pedagogical technologies, economic competence, information and communication technologies.

38

С

оциально-экономическое реформирование в современной России требует радикального изменения в структуре и содержании современного образования. В этих условиях одним из приоритетных направлений развития среднего профессионального образования (СПО) является совершенствование технологий обучения. Инновационные технологии в их интеграции с традиционными призваны обеспечить высокий уровень среднего профессионального образования, создать условия для творческого самовыражения личности и развития способностей адаптации к быстро меняющимся условиям современного информационного общества.

Понятие «технология» является одним из самых распространенных как в зарубежной, так и отечественной педагогике. В истории развития и становления понятия «технология» в педагогике прослеживаются различные ее понимания, начиная с первоначального, как обучения при помощи технических средств, до рассмотрения педагогической технологии как систематической и последовательной организации заранее спроектированного процесса обучения. Педагогические технологии рассматриваются в научных работах Ю. П. Азарова, А. А. Богданова, В. П. Беспалько, Ю. К. Бабан-ского, И. П. Волкова, Ю. С. Гершунско-го, Т. А. Ильиной, М. В. Кларина, М. М. Левиной, И. Я. Лернера, В. М. Монахова,

Г К. Селевко, В. Д. Шадрикова, И. С. Якиманской и др.

В качестве психологической основы научного подхода к современным педагогическим технологиям выступают работы П. П. Блонского, Е. Д. Бо-жович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина.

Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США в 1979 г. опубликовала «официальное» определение педагогической технологии: «Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний...» [1, с. 21].

По определению П. И. Образцова, «педагогическая технология представляет собой системную целостность методов и средств, направленных на гарантированное достижение дидактических целей, развитие личности обучаемого, и через это - на формирование его интеллектуального, поведенческого и профессионального статусов» [2, с. 14].

В. П. Беспалько в работе «Слагаемые педагогической технологии» дает структурное описание дидактической сущности и назначения педагогической технологии, заключающихся в следующем:

- во-первых, в предварительном проектировании учебно-воспитательного процесса и последующем воспроизведении проекта в аудитории в контексте «дидактическая задача» и «технология обучения»;

- во-вторых, в определении структуры и содержания учебно-познавательной деятельности обучаемого;

- в-третьих, в целеобразовании, рассматриваемом в двух аспектах: диагностическом целеобразовании и объективном контроле качества обучен-ности (достижения целей) и развития личности обучаемого;

- в-четвертых, в реализации принципа структурной и содержательной целостности. Его суть состоит в достижении гармоничного взаимодействия всех компонентов педагогической системы как по горизонтали, так и по вертикали на весь период обучения. При этом недопустимо внесение изменений ни в один из компонентов системы, не затрагивая других;

- в-пятых, выбор организационных форм педагогической технологии, который диктуется вполне определенными и закономерными связями элементов в педагогической системе и которые следует понимать как необходимое начало дидактического процесса» [3].

Таким образом, основными характеристиками любой педагогической системы являются: целесообразность, наличие структурных компонентов, определенных связей и отношений между ними, взаимосвязь и взаимодействие с внешней средой, функционирование системы как целостного единства, динамичность, иерархичность и упорядоченность.

Опираясь на приведенный выше анализ, раскроем дидактическую сущность педагогической категории «информационная технология обучения».

Проблемам информатизации высшего профессионального образования посвящены работы Б. С. Гершунского, А. Л. Денисовой, Л. И. Долинер, С. Р. До-мановой, А. Н. Тихонова, О. А. Козлова, Г А. Кручининой, М. П. Лапчик, И. В. Ма-русевой, В. М. Монахова, И. В. Роберт, Ю. М. Цевенкова, Е. Ю. Семеновой,

39

40

Б. Е. Стариченко и многих других исследователей.

Некоторые исследователи (П. И. Образцов, С. Н. Шляпцев и др.) предлагают рассматривать информационные технологии обучения как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Они включают в состав электронных средств аппаратные, программные и информационные компоненты, а также способы их применения, которые указываются в методическом обеспечении информационных технологий обучения [4].

В. И. Гриценко, А. М. Довгяло, А. Я. Савельев информационную технологию обучения (computerized teaching technology) определяют как совокупность теоретических знаний компьютерных средств, а также методик, регламентирующих их использование в обучении [5].

Л. В. Луцевич [6] определяет информационную технологию обучения как технологию машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики.

В. И. Писаренко [7] предлагает рассматривать информационную технологию обучения как дидактический процесс с применением целостного комплекса компьютерных и других средств обработки информации, позволяющий на системной основе организовать оптимальное взаимодействие между преподавателем и студентами с целью достижения гарантированного педагогического результата. Информационная технология обучения рассматривается не только как процесс, но и как результат ее проектирования педагогом.

М. И. Жалдак приводит более широкую трактовку этого термина [8]. Он предлагает понимать под информационной технологией обучения совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

В. Ф. Шолохович [9] предлагает определять информационную технологию обучения с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования.

Содержательный анализ приведенных определений показывает, что в настоящее время существует два подхода к определению информационных технологий обучения. В первом случае предлагается рассматривать их как дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых в системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения), представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучаемых. Во втором случае речь идет о создании определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии. Таким образом, в первом случае речь идет об информационных технологиях обучения (как процессе обучения), а во втором случае - о при-

менении информационных технологий в обучении (как использование информационных средств в обучении) [2].

Говорить о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:

- она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность);

- решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены;

- средством подготовки и передачи информации обучаемому выступает компьютерная и информационная техника.

Особый интерес представляют информационные и коммуникационные технологии, поскольку они позволяют реализовать в аудиовизуальной среде интерактивные процессы обучения. Компьютерные обучающие мультимедиа-системы позволяют углубить знания, сделать их более прочными, сократить сроки обучения, создают условия, при которых обучаемый не может оставаться пассивным, а наоборот, активно участвует в процессе работы с мультимедиа-продуктами. Потенциал информационных и коммуникационных технологий в образовании проявляется многопланово, открывая следующие возможности:

- совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, внесение изменений в обучение традиционным дисциплинам;

- повышение эффективности обучения, его индивидуализация и дифференциация, организация новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;

- совершенствование управления учебным процессом, совершенствование его планирования, организация контроля, создание новых механизмов управления системой образования в целом.

Становление и развитие информационных и коммуникационных технологий в образовании и обучении - многоаспектная и многогранная проблема, нашедшая отражение в работах таких известных отечественных и зарубежных авторов, как И. Н. Антипов, В. П. Бес-палько, А. В. Батрашев, А. И. Берг, Я. А. Ваграменко, В. С. Гершунский,

B. М. Глушков, А. П. Ершов, А. А. Кузнецов, Г А. Кручинина, М. Л. Левицкий, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт, Н. Ф. Талызина и др. Применение средств информатизации в профессиональном образовании исследовано в работах Р. Н. Аба-луева, В. В. Алейника, М. А. Бовтенко, И. Н. Голициной, С. Г. Горинского,

C. Н. Исакова, Г. А. Кручиниой [10], В. Н. Ларионова, М. В. Моисеевой, Е. В. Ткаченко, Е. С. Полат и др.

Возможности современных информационных и коммуникационных технологий в среднем профессиональном образовании интенсивно возрастают. Информационно-коммуникационные технологии являются средством профессиональной подготовки будущих специалистов, они предназначены для предъявления одного или ряда взаимодополняющих элементов теоретических, практических, экзаменационных и других форм обучения и самообучения. Информационные и коммуникационные технологии используются непосредственно в учебном процессе, в процессе измерения и контроля уровня знаний и умений студентов, при реализации научно-исследовательской и внеаудиторной деятельности, в орга-

ф

низации и планировании деятельности учебных заведений.

Переход на инновационные технологии возможен только с применением инновационных способов изложения учебного материала, обеспечивающих визуальное, слуховое и моторное восприятие информации; особенно эффективно использование в учебном процессе СПО видео-лекций, электронных учебников, электронных рабочих тетрадей с печатной основой, тестирования с применением компьютерных технологий.

Выпускники средних специальных учебных заведений нуждаются в профессиональных знаниях в области экономики. Экономическая подготовка студентов в среднем профессиональном образовании, соответствующая новым условиям производства и социальной жизни, способствует формированию у них нового экономического мышления.

Эффективность экономической подготовки студентов Балахнинского политехнического колледжа - филиала национального исследовательского 42 ядерного университета «Московский инженерно-физический институт», на базе которого проводилось экспериментальное исследование, зависит не только от учета общих тенденций в развитии современной системы среднего профессионального образования, но и специфических принципов разработки технологий формирования экономических компетенций в условиях применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Экономические знания и умения студенты политехнического колледжа получают в курсе изучения дисциплин «Основы экономики», «Обществозна-ние», а также междисциплинарного

курса «Основы контроля технологических процессов и управления ими». Для более эффективного усвоения содержания дисциплин и междисциплинарного курса мы разработали технологии, включающие (наряду с традиционными формами обучения - лекциями и семинарами), инновационные формы обучения с применением средств информационных и коммуникационных технологий [11-13]:

- лекции-визуализации (с использованием компьютерных презентаций). Высокое качество лекций в специализированных мульти-медиа-ауди-ториях достигается за счет четкого структурирования изложения, интерактивности, дополнительных форм представления информации с использованием звука и видео. Такая лекция позволяет излагать материал в режиме постоянного диалога «преподаватель-студенты». Активность аудитории определяется содержанием учебного материала, средствами его реализации;

- «кейс»-технологии (студенты по данной технологии получают комплект (портфель) учебно-методических материалов в электронном виде, которые они изучает самостоятельно, руководствуясь разработанными преподавателем методическими указаниями);

- семинарские и практические занятия с использованием электронных ресурсов наряду с традиционными методами обучения; творческая самостоятельная работа студентов с применением информационных и коммуникационных технологий (программ Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher и др.);

- самостоятельная работа студентов с образовательными и экономическими ресурсами сети Интернет;

Таблица

Оценка приобретения студентами знаний, умений и навыков в процессе экономической подготовки

Я хотел(а) бы Среднее значение оценки в баллах

Мкгн Мэг,н Мэг2н Мкгк Мэг,к Мэг9к

повысить свой уровень теоретической подготовки по экономике 2,2 2,3 2,2 2,3 3,4 ** 4,1 **

***

научиться решать задачи по экономике повышенной сложности 1,4 1,5 1,4 2,2* 3,5 ** 4,2 **

***

научиться пользоваться бухгалтерской программой 1С: «Бухгалтерия» и справочно-поисковой системой «Консультант плюс» 1,6 1,6 1,7 2,4* 3,1 ** 3,8 **

***

работать с Интернет-ресурсами по вопросам экономики в пределах учебной программы 2,9 2,9 2,8 3,2 3,9 ** 4,5 **

***

уметь использовать экономические расчеты в профессионально-ориентированных учебных дисциплинах 1,4 1,5 1,4 2,2* 3,5 ** 4,2 **

***

Примечание: М - среднее значение оценки,1 балл - минимальное значение оценки, 5 баллов -максимальное (Мкгн - в начале эксперимента в контрольной группе, Мэг1н и Мэг2н - в начале эксперимента в 1 и 2 экспериментальных группах, Мкгк - в конце эксперимента в контрольной группе, Мэг1к и Мэ^к - в конце эксперимента в 1 и 2 экспериментальных группах); * - достоверность различий в начале и конце эксперимента у студентов контрольной группы, ** - достоверность различий между обучающимися контрольной и экспериментальных групп в конце эксперимента, *** - достоверность различий между студентами экспериментальных групп в конце эксперимента по ^критерию Стьюдента (р < 0,05)

- контроль знаний студентов с применением в учебном процессе Интернет-технологий с интерактивным тестированием.

С целью проверки эффективности технологии формирования экономических компетенций студентов СПО в условиях информатизации образования нами было проведено экспериментальное исследование. В эксперименте приняли участие 128 студентов Балахнинского политехнического колледжа, входящие в контрольную (КГ, п = 40) и экспериментальные (ЭГр п = 42; ЭГ2, п = 46) группы.

В контрольной группе (КГ) использовались традиционные формы обуче-

ния - лекции и семинарские занятия. В первой экспериментальной группе (ЭГ1) наряду с традиционными лекциями и семинарскими занятиями использовались лекции-визуализации (электронный вариант), практические занятия с использованием ИКТ, «кейс»-технологии. Во второй экспериментальной группе (ЭГ2) технология обучения включала, наряду с традиционными формами, лекции-визуализации (электронный вариант), практические занятия с использованием ИКТ, «кейс»-технологии, творческую самостоятельную работу студентов по курсу «Основы экономики» с использованием ИКТ, использование образова-

43

ф

44

тельных и экономических ресурсов сети Интернет в самостоятельной работе студентов и на семинарских занятиях, Интернет-технологии с интерактивным тестированием.

Данные экспериментального исследования обрабатывались по пятибалльной шкале (1 балл - минимальное значение оценки, 5 баллов - максимальное). Некоторые из результатов экспериментального исследования представлены в таблице.

На основании полученных экспериментальных данных можно сделать вывод об эффективности разработанных технологий формирования экономических компетенций специалиста в условиях информатизации среднего профессионального образования. Безусловно, разработанные технологии лишь рекомендуются к использованию, постоянно развиваются и дополняются по мере компьютерного оснащения учебного заведения, расширения форм использования информационных и коммуникационных технологий и улучшения соответствующего программного обеспечения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Silber K. H. Some implications of the history of Educational Technology: we're all in this together // Brown J. W. and Brown S. N. Educational Media Yearbook. - Littleton, Colorado: Libraries Unlimited, 1981.

2. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. - Орел: ОрелГТУ, 2000. - 145 с.

3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 191 с.

4. Образцов П. И. Научно-методические подходы к разработке компьютерных педагогических технологий // Сборник научных трудов ВИПС. - № 6. - Орел, 1996.

- С. 18-21.

5. Гриценко В. И. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник. -Киев: Наукова думка, 1992. - 652 с.

6. Луцевич Л. В. Вопросы эффективного использования ЭВМ в учебном процессе // Автоматизированные системы научных исследований обучения и управления в вузах. Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: НГУ, 1986. -С. 33-39..

7. Писаренко В. И. Система инновационного гуманитарного образования в техническом вузе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук.

- Сочи, 2007. - 48 с.

8. Жалдак М. И. Система подготовки учителя к использованию информационных технологий в учебном процессе. - М., 1989. - 48 с.

9. Шолохович В. Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях. - Екатеринбург: УГППУ, 1995. - 45 с.

10. Кручинина Г. А. Готовность студентов педагогического колледжа к использованию информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. - 179 с.

11. Кручинина Г. А., Исакова С. Н. Дидактические возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. - Н.Новгород: ННГУ - НПК, 2005. - 68 с.

12. Пучкова О. А. Интеграция традиционных и инновационных технологий в СПО // Инновационное развитие системы образования Российской Федерации: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - М.: Паганель, 2011. - 70-76 с.

13. Пучкова О. А. Формирование мотивов изучения экономики // Теоретические и прикладные проблемы развития личности. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. -69 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.