Научная статья на тему 'Информационная подготовка учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство»'

Информационная подготовка учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КЕЙСТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / MODULAR APPROACH / CASE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кручинина Галина Александровна, Большакова Ирина Александровна

Рассматриваются проблемы совершенствования информационной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство» в условиях использования электронного цифрового инструментария. Описывается модель дидактической системы формирования общей и специальной составляющей информационной подготовленности. Приводятся результаты экспериментальной работы по повышению уровня информационной подготовленности при обучении системе информационных дисциплин учащихся Нижегородского хорового колледжа им. Л.К. Сивухина и Нижегородского музыкального колледжа им. М.А. Балакирева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY TRAINING OF STUDENTS AT SPECIALIZED MUSICAL SECONDARY EDUCATION INSTITUTIONS

The authors discuss the problems of improving information technology training of students at specialized musical colleges where electronic digital equipment is used. A model of didactic system for developing general and specific components of IT preparedness of musical college students is described. The results are presented of experimental work on enhancing the level of IT training of students at the Nizhni Novgorod Choral College named after L.K. Sivukhin and the Nizhni Novgorod Musical College named after M.A. Balakirev.

Текст научной работы на тему «Информационная подготовка учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство»»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета и/м. Н.И. Лобачевского, 2010, № 6, с. 235—31

УДК 377.5

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ

СРЕДНИХ специальных учебных заведений направления

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

© 2010 г. Г.А. Кручинина \ И.А. Большакова 2

1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2 Нижегородский хоровой колледж им. Л.К. Сивухина,

Нижегородский музыкальный колледж им. М.А. Балакирева

galinakruchinina2009@ rambler.ru

Поступила в редакцию 19.04.2010

Рассматриваются проблемы совершенствования информационной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство» в условиях использования электронного цифрового инструментария. Описывается модель дидактической системы формирования общей и специальной составляющей информационной подготовленности. Приводятся результаты экспериментальной работы по повышению уровня информационной подготовленности при обучении системе информационных дисциплин учащихся Нижегородского хорового колледжа им. Л.К. Сивухина и Нижегородского музыкального колледжа им. М.А. Балакирева.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, модульное обучение, кейс-технологии.

Введение

Развитие экономики и социальной сферы требуют от специалистов среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, среди которых информационная и коммуникативная культура; способность к осознанному анализу своей деятельности, приобретению новых знаний; творческая активность. Это обусловливает необходимость перехода системы среднего профессионального образования на реализацию модели опережающего образования, которое ориентируется при подготовке специалистов не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько на формирование готовности к освоению новых знаний и приобретению многофункциональных умений, обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынка труда. В основные направления развития системы среднего профессионального образования входят введение новых технологий и методов обучения (включая личностно-ориентированные, модульные, информационные технологии); расширение самостоятельности учебных заведений в формировании содержания образования; развитие внеаудиторной деятельности студентов [1].

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) приво-

дит к значительному изменению информационной среды современного общества и открывает новые возможности, в том числе и в сфере образования. Под средствами ИКТ понимаются программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (локальных и глобальных) [2]. Под ИКТ в образовании понимается совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе. Нами выделены следующие педагогические условия их использования в обучении: достаточный уровень информационной компетентности преподавателя и учащихся; наличие соответствующей материально-технической базы; моделирование образовательной среды, представленной обучающими ресурсами сети Интернет и мультимедийными средствами [3, 4]. В числе положительных моментов применения ИКТ в образовании необходимо выделить возможность самостоятельного обучения с открытым доступом к об-

ширным информационным ресурсам, факт наличия обратной связи.

Теоретической базой нашего исследования являются: контекстный подход (А.А. Вербицкий, Т.Д. Дубовицкая и др.); модульный подход (И.Б. Сенновский, П.И. Третьяков, М.А. Чоша-нов, П.А. Юцявичене и др.); личностно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.); методология, теория и практика информатизации образования (Г.А. Бордовский, Я.А. Ваграменко, Г.А. Кручинина, О.А. Козлов, А.А. Кузнецов, Е.С. По-лат, И.В. Роберт и др.).

В конце XX века музыкальная культура вступила в новую фазу своего развития в связи с широким доступом к цифровым музыкальным инструментам и компьютеру. Кодирование звука в цифровой форме дает возможность быстро и точно получать нужное звучание по многим параметрам (высота, ритм, тембр, динамика, пространственная локализация и др.). Использование электронных цифровых инструментов (семплеров, виртуальных синтезаторов и драм-машин, мультимедийных компьютеров) позволяет уделить большее внимание творческой деятельности учащихся.

В настоящее время при обучении учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство» все большее внимание уделяется использованию средств ИКТ, поскольку они нашли применение и в этой профессиональной деятельности. Значительное отставание в сфере педагогических музыкально-компьютерных технологий, которое обнаружила отечественная система музыкального образования, начинает постепенно преодолеваться. Использование средств ИКТ в музыкальном образовании взаимосвязано с общепрофессиональными дисциплинами (например, освоение музыкальной грамоты на уроках сольфеджио дает возможность для продвижения в области музыкальной теории на занятиях по цифровым инструментам, а выработка ряда творческих навыков на занятиях музыкальной информатики (гармонизация, построение фактуры, инструментовка) позволяет более эффективно решать проблемы исполнительского интонирования на традиционных механических инструментах).

Большое количество научных и научнометодических публикаций по использованию музыкально-компьютерных технологий говорит о возросшем в последнее время интересе к использованию средств ИКТ в музыкальном образовании (А.Г. Гейн, И.Б. Горбунова, А.В. Горель-

ченко, И.В. Заболотская, Р.Х. Зарипов, И.М. Красильников, В.В. Медушевский, Р.Ю. Петелин, Ю.В. Петелин, А.А. Подражанская, А.Б. Родионов, Г.Р. Тараева, А.В. Харуто, В.М. Цеханский и др.). Анализ данных, полученных в ходе изучения ситуации в области обучения ИКТ учащихся музыкальных специальностей средних специальных учебных заведений, свидетельствует о наличии серьезных проблем в данной сфере: низкая мотивация учащихся при обучении курсу информационных технологий (дисциплины «Математика и информатика» (раздел «Информатика») и «Музыкальная информатика»), недостаточное осознание роли ИКТ в будущей профессиональной деятельности; недостаточное использование в обучении инновационных технологий (ИКТ, метод проектов, модульное обучение); малое количество учебных материалов, которые по ряду причин не отвечают потребностям и возможностям учащихся в овладении информационными технологиями (ориентированность на высшее образование, большое количество англоязычных вставок, физических и специальных терминов и т.д.).

Говорить о формировании информационной культуры в среднем профессиональном образовании сложно, это приоритет высшего образования. Поэтому мы выделяем в нашем исследовании подготовку будущих музыкантов к использованию ИКТ в своей учебной и будущей профессиональной деятельности. Целью информационной подготовки учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство» является формирование информационной подготовленности, рассматриваемой как способность и готовность будущих специалистов использовать средства ИКТ в профессиональной деятельности. Информационная подготовленность имеет две составляющие: общую (способность и готовность будущих специалистов использовать средства ИКТ в профессиональной деятельности: выполнять поиск и анализ информации по проблемам музыкального творчества и музыкального образования; пользоваться электронной почтой; работать с приложениями MS Office и графическими редакторами) и специальную (способность и готовность будущих специалистов использовать средства ИКТ в профессиональной деятельности: выполнять поиск и анализ информации по проблемам использования электронных музыкальных инструментов в профессиональной деятельности, работать с учебной и научной литературой по компьютерной и электронной музыке, решать задачи в сфере учебной и профессиональной деятельности (электронное представление нотной записи

для сольфеджио и гармонии, использование программ для обучения игре на музыкальных инструментах, компьютерная аранжировка, оркестровка и инструментовка музыки)), каждая из которых включает мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и эмоционально-волевой компоненты.

Для учащихся музыкальных специальностей приоритетным является использование личностно-ориентированной парадигмы обучения, в основе которой - признание уникальной сущности каждого учащегося и индивидуальности его учебной траектории. А.В. Хуторской под индивидуальной образовательной траекторией понимает персональный путь реализации личностного потенциала каждого учащегося в образовании: «Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории ... в том случае, если ему будут предоставлены следующие возможности: определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин; ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела; выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям.» [5, с. 101]. Построение индивидуальной траектории обучения для учащихся музыкальных специальностей ссузов наиболее оптимально, поскольку позволяет учесть специфику организации учебной деятельности: гастрольные поездки, участие в конкурсах и т.д. Построению индивидуальной траектории способствует модульное обучение.

Существует несколько разных понятий модуля. Словарь русского языка С.И. Ожегова дает такое определение: «модуль - вообще отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, организации» [6, с. 354]. Ряд зарубежных авторов (В. Голдшмидт, М. Голдшмидт и др.) понимают под модулем формирование самостоятельной единицы учебной деятельности, помогающей достичь четко определенных целей. По определению Т.И. Шамовой, учебный модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Автор технологии контекстного обучения А.А. Вербицкий рассматривает совокупность деятельностных (единица, задающая переход от профессиональной деятельности к учебной, от реальных задач и проблем к аудиторным) и обучающих (фрагмент содержания курса вместе с методическими материалами к нему) модулей как модель работы специалиста. П.А. Юцявиче-

не определяет модуль как блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, и указывает, что «сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой. При этом функции педагога могут варьироваться от информа-ционно-контролирующей до консультативно-координирующей» [7, с. 10].

Преобразование процесса обучения в средней профессиональной школе на уровнево-модульной основе позволяет:

- интегрировать и дифференцировать содержание обучения путем группировки модулей учебного материала, обеспечивающих разработку курса в полном, сокращенном и углубленном вариантах, что помогает решить проблему уровневой и профильной дифференциации в процессе обучения (возможность использования одного и того же учебного курса учащимися разных лет обучения и разных специальностей: инструментальное исполнительство; хоровое дирижирование, теория музыки и вокальное искусство; музыкальное искусство эстрады; возможность изучения углубленного варианта учебного курса учащимися, планирующими обучение в высших музыкальных учебных заведениях на отделениях звукорежиссуры и компьютерной музыки);

- производить самостоятельный выбор учащимися уровня изучения отдельных модулей, наиболее отвечающего их личностным и профессиональным наклонностям, и обеспечивать им индивидуальный темп продвижения по программе (возможность самостоятельной работы учащихся во время гастрольных поездок и во внеурочное время без присутствия педагога);

- переносить акцент в работе преподавателя с просветительской на консультативно-коорди-нирующую функцию (этому также способствует использование кейс-технологии и метода проектов. Под «кейсом» понимается комплект учебнометодических материалов, содержащих печатные и электронные пособия, позволяющий учащимся полноценно изучить курс в условиях сокращения очных контактов с педагогом [8]. Кейс-технология - технология создания «кейсов» и внедрения их в образовательный процесс с целью повышения качества обучения и подготовки конкурентоспособного специалиста).

Построение модели дидактической системы

информационной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений

направления «Музыкальное искусство»

В Государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования говорится о необходимости самообразования. Использование ИКТ в обучении меняет принципы организации и функционирования самообразования. Компьютерные технологии не только обеспечивают доступность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы в образовательной и иных областях жизни. Благодаря комплексному использованию средств ИКТ создаются условия для творчества и расширяются границы самообразовательной деятельности.

Для решения задачи совершенствования информационной подготовки учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство» нами была разработана модель дидактической системы (рис. 1). В ней представлены следующие компоненты: цель информационной подготовки, теоретические подходы к обучению, принципы информационной подготовки, ее структура и содержание, дидактические условия формирования информационной подготовленности учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство»; оценка сформированности информационной подготовленности.

Уровнево-модульное построение системы информационных дисциплин (общеобразовательная дисциплина «Математика и информатика» (раздел «Информатика»), общепрофессиональная дисциплина «Музыкальная информатика») с использованием метода проектов и кейс-технологии было взято нами в качестве основы процесса повышения уровня информационной подготовленности учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство». Мы исходили из предположения о том, что: уровнево-модульное построение системы информационных дисциплин позволит повысить уровень как общей, так и специальной подготовки будущего музыканта (исполнителя, преподавателя), являющейся необходимым условием осуществления продуктивной творческой деятельности; интегрированные уроки (по общеобразовательным, общепрофессиональным, специальным предметам) с применением ИКТ позволят реализовать междисциплинарный подход к обучению; метод проектов позволит связать обучение в системе информационных дисциплин с реальным контекстом употребления ИКТ в профессиональной деятельности; разработка и

внедрение в учебный процесс пособия по электронной и компьютерной музыке «кейс» позволит уменьшить количество лекционных часов и увеличить прикладную часть курса, а также позволит учащимся, по ряду причин отсутствующим на занятиях (участие в конкурсах, конференциях, гастроли, болезнь и т.д.), изучить часть курса самостоятельно.

В системе информационной подготовки нами использованы: общеобразовательный курс «Математика и информатика», общепрофессиональный курс «Музыкальная информатика», факультативные курсы («Компьютерная грамотность» (16 учебных часов, рассчитан для учащихся 6-8 классов), «Компьютер - инструмент искусства» (16 учебных часов, предназначен для учащихся 8 класса - 2 курса), «Нотный редактор и нотоиздание» (16 учебных часов, предназначен для учащихся 2-3 курсов специальностей 070106 «Хоровое дирижирование», 070104 «Вокальное искусство» и 070113 «Теория музыки») и адаптированный для учащихся ссузов курс «МГО1. Аранжировка» (16 учебных часов), используемый при переподготовке преподавателей в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена). Разработанные и адаптированные нами учебные курсы информационной направленности отражают специфику деятельности специалистов музыкальных специальностей и обеспечивают формирование общей и специальной составляющей информационной подготовленности.

В своей работе мы используем интегрированные уроки по общеобразовательным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам с применением ИКТ (музыкальная информатика и музыкальная литература; информатика и основы естественно-научного познания мира; информатика, физика и хороведение; музыкальная информатика и сольфеджио; музыкальная информатика и инструментоведение и т.д.). Самостоятельная творческая работа по информатике, музыкальной информатике и вышеуказанным факультативным курсам включает создание: музыкальных композиций и аранжировок к конкурсам, классным часам, спектаклям, КВН; презентаций и буклетов по сохранению творческого наследия Нижегородской области и учебных заведений; поздравительных коллажей и буклетов и т.д.

Разработанный нами «кейс» включает следующие структурные компоненты: учебно-

тематический план по курсу (разделы, темы и краткое содержание); учебный материал по общеобразовательным и общепрофессиональным курсам («Математика и информатика», «Музы-

ГОС СПО

Цель: формирование информационной подготовленности учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство»

мотивационно- когнитивно-деятельностный эмоционально-волевой

ценностный компонент компонент компонент

Теоретические подходы к обучению

системный личностно- деятельностный контекстный модульный

Принципы информационной подготовки:

опора на профессиональный опыт; локальность; актуализация результатов; индивидуализация; приоритет самостоятельной работы; интеграция с общеобразовательными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами

Структура и содержание информационной подготовки

Факультативный курс «Компьютерная грамотность»

Курсы «Математика и информатика» и «Музыкальная информатика»

Интегрированные уроки (общеобразовательные, общепрофессиональные и специальные дисциплины) с применением ИКТ

Факультативные курсы «Компьютер -инструмент искусства», «Нотный редактор», «МШІ. Аранжировка»

Самостоятельная творческая работа по информатике и музыкальной информатике во внеурочное время

Педагогическая практика

Дидактические условия:

проведение лекций-визуализаций и семинарских занятий с использованием электронных ресурсов; компьютерная поддержка ряда общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин; организация самостоятельной работы на основе модульных и проектных технологий; использование кейс-технологии (разработка и внедрение в учебный процесс кейса по электронной и компьютерной музыке)

Оценка информационной подготовленности

Результат

Начальный уровень информационной подготовки

Средний уровень информационной подготовки

Высокий уровень информационной подготовки

Рис. 1. Модель дидактической системы информационной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство»

кальная информатика») и факультативным курсам («Компьютерная грамотность», «Нотный редактор и нотоиздание», «Компьютер - инструмент искусства» и «MIDI. Аранжировка»), представленный в текстах лекций, практикумах, заданиях для самостоятельной работы; методические рекомендации по организации самостоятельной работы; рекомендуемую литературу; список образовательных и музыкальных ресурсов сети Интернет; видеоматериалы в электронном виде (концерты, интервью с исполнителями электронной музыки, мастер-классы); необходимые ноты в печатном и электронном видах; раскладку компьютерной клавиатуры для различных музыкальных редакторов; список инструментов стандарта GM с примерами звучания; словарь терминов электронной и компьютерной музыки на русском и английском языках; выполненные и сохраненные на CD аранжировки в форматах mp3 и midi; электронные энциклопедии; список доступных для работы в описываемых программах инструментов с примерами звучания; различных видов тестовые задания для самопроверки усвоения учебного материала курса; глоссарий; примерный перечень вопросов к зачету; портретную галерею выдающихся композиторов и исполнителей электронной музыки; изображения электронных музыкальных инструментов с описанием принципа работы и примерами звучания.

В результативный компонент построенной нами дидактической системы входит определение уровня информационной подготовленности. Мы различаем начальный, средний и высокий уровни информационной подготовленности (используя функциональные показатели, разработанные Г.А. Кручининой, М.В. Лагуновой и П.В. Густовым): начальный уровень (информационные потребности и интересы в стадии формирования, репродуктивный уровень знаний, трудности в отборе информации); средний уровень (открытость к дальнейшему овладению ИКТ, интерес к процессу и результату информационной подготовки, владение информационной терминологией, навыки поиска, анализа и синтеза информации); высокий уровень (стремление к самосовершенствованию, высокая степень интереса к информационной проблематике, мотивы повышения профессиональной подготовки за счет ее информационной составляющей) [4, 9].

Результаты экспериментальной работы

С целью проверки эффективности модели дидактической системы информационной под-

готовки учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство» нами было проведено экспериментальное исследование на базе Нижегородского хорового колледжа им. Л.К. Сивухина и Нижегородского музыкального колледжа им. М.А. Балакирева. В первую экспериментальную группу (ЭГ1, п = 124) вошли учащиеся, подготовка которых осуществлялась в рамках системы информационной подготовки с использованием метода проектов и уровнево-модульного построения курсов, а также факультативного курса «Компьютер - инструмент искусства». Во вторую экспериментальную группу (ЭГ2, п = 108) вошли учащиеся, подготовка которых осуществлялась в рамках системы информационной подготовки с использованием кейс-технологии, метода проектов и уровнево-модульного построения курсов, а также факультативных курсов «Компьютерная грамотность», «Нотный редактор и нотоиздание» и (или) «МГО1. Аранжировка». Контрольную группу (КГ, п = 232) составили учащиеся, обучавшиеся по традиционной методике с использованием лекций-визуализаций.

Определение уровня информационной подготовленности проводилось на основании разработанных нами критериев оценки. Основные результаты, полученные по итогам экспериментальной работы, представлены в таблицах 1-3.

Использование технологии уровнево-модульного построения курсов информационных дисциплин способствует повышению уровня осознания учащимися значимости информационной подготовки для будущей профессиональной деятельности, развивает интерес к использованию ИКТ в педагогической и профессиональной деятельности (данные представлены в табл. 1 и 2). Только в экспериментальных группах присутствовали творческие проекты, выполнение которых нами оценивалось.

После проведения формирующего эксперимента учащиеся стали выше оценивать свои умения проведения учебных занятий с использованием ИКТ (во время педагогической практики, поскольку кроме специальности артиста учащиеся получают также специальность преподавателя соответствующих дисциплин); использовать ИКТ во внеурочной деятельности; использовать ИКТ в профессиональной деятельности и при подготовке к занятиям по специальным дисциплинам (увеличение соответствующей оценки в контрольной группе меньше, чем в экспериментальных). Подобная тенденция прослеживается и в оценке учащимися важности информационной подготовки для будущей профессиональной деятельности (рис. 2).

Таблица 1

Самооценка учащимися ссузов направления «Музыкальное искусство» необходимости знаний и умений в использовании ИКТ в учебной и профессиональной деятельности

Оцениваемые параметры Среднее значение оценки в баллах

Мкгн Мэг1н Мэг2н Мкгк Мэг1к Мэг2к

1. Представление о возможностях ИКТ (общих и специальных) 1.6 1.8 1.7 2.7* * * .0 4 4.3**

2. Интерес к работе с компьютером 2.2 2.3 2.2 2.3 * * 4. * * .4 3

***

3. Необходимость применения ИКТ при написании рефератов и курсовых работ (для дирижеров и теоретиков) 3.1 3.3 3.2 3.8* * * .0 5. * * .4 4

***

4. Желание использовать ИКТ во время педагогической практики (использование лекций-визуализаций, видеозаписей, набор нот) 1.4 1.5 1.4 2.2* * * .2 4 * * .5 3

***

5. Желание использовать ИКТ в профессиональной деятельности (набор нот и создание презентаций для вокалистов, дирижеров и теоретиков, аранжировка и инструментовка для инструменталистов и теоретиков) 1.6 1.6 1.7 2.4* * * .8 3 * * 3

***

6. Необходимость использовать ИКТ во время практики (использование лекций-визуализаций, видеозаписей, набор нот) 1.4 1.3 1.3 2.1* * * .8 3 * * .0 3

***

7. Необходимость использовать ИКТ в профессиональной деятельности (набор нот для вокалистов и дирижеров, создание презентаций и аранжировка для теоретиков, инструменталистов) 1.7 1.8 1.8 2.4* * * .5 3 * * .2 3

8. Желание и необходимость использовать ИКТ во внеурочной деятельности (создание нотного сопровождения, аранжировка музыки к праздникам, конкурсам, классным часам) 2.9 2.9 2.8 3.2 * * .5 4. * * .9 3

***

Таблица 2

Экспертная оценка имеющихся у учащихся знаний и умений использования ИКТ на практике

Оцениваемые параметры Среднее значение оценки в баллах

Мкгн Мэг1н Мэг2н Мкгк Мэг1к Мэг2к

1. Умение проводить учебные занятия с использованием ИКТ 1.1 1.2 1.2 2.3* 4 0** 4 6**

***

2. Умение использовать ИКТ в профессиональной деятельности (для теоретиков - создание презентаций, инструментовок, набор нот; для дирижеров и вокалистов - набор нот, транспонирование в другую тональность; для эстрадников - аранжировка, обработка звука) 1.6 1.6 1.6 * .3 3 * * .4 4 * * .9 3

***

3. Умение применять ИКТ при написании рефератов и курсовых работ (для теоретиков и дирижеров) 3.2 3.0 3.1 4.1* * * .9 4. .3 4

***

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Умение применять ИКТ при подготовке к занятиям по специальным дисциплинам (написание инструментовок, прослушивание материала с уходом в другую тональность) 1.1 1.2 1.1 * .3 2. * * .6 3 * * .9 2

***

5. Выполнение творческих проектов - - - - 4.1 14.7***

Примечание к таблицам 1 и 2. М - среднее значение оценки учащимися (Мкгн, Мэг1н и Мэг2н - в начале эксперимента в контрольной группе, 1 и 2 экспериментальных группах, Мкгк, Мэг1к и Мэг2к - в конце эксперимента в контрольной группе, 1 и 2 экспериментальных группах), подсчитывается по шестибалльной системе (0 баллов - минимальное значение оценки, 5 баллов - максимальное); * - достоверность различий между средними значениями оцениваемого параметра в начале и конце эксперимента у учащихся контрольной группы, ** (***) - достоверность различий средних значений оцениваемого параметра между учащимися контрольной и экспериментальных групп в конце эксперимента (между учащимися экспериментальных групп), все достоверности - по ¿-критерию Стьюдента (р < 0.05).

А Б В Г

□КГн ПКГк ИЭГ1Н ЫЭГ1К ВЭГ2н ОЭПк

Рис. 2. Оценка учащимися важности для будущей профессиональной деятельности использования: А - обучающих музыкальных программ, Б - нотных редакторов, В - программ для инструментовки, оркестровки и аранжировки музыки, Г - программ для обработки звука. Среднее значение подсчитывается по шестибалльной системе (0 баллов - минимальное значение оценки, 5 баллов - максимальное)

Таблица 3

Результаты экспертной оценки информационной подготовленности учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство»

Уровень информационной подготовленности Количество учащихся до эксперимента, % Количество учащихся после эксперимента, %

Контр. гр. Экспер. гр. 1 Экспер. гр. 2 Контр. гр. Экспер. гр. 1 Экспер. гр. 2

Начальный 86 86 86 54 26 15

Средний 12 11 12 35 48 41

Высокий 2 3 2 11 26 44

По результатам констатирующего и контрольного экспериментов нами проанализирован уровень информационной подготовленности учащихся контрольной и экспериментальных групп (табл. 3).

Обобщенные результаты выделенных нами компонентов информационной подготовленности (мотивационно-ценностный, когнитивнодеятельностный и эмоционально-волевой компоненты), полученные в ходе контрольного эксперимента, показали, что большинство учащихся экспериментальных групп обладают средним (48% в ЭГ1 и 41% в ЭГ2) или высоким уровнем информационной подготовленности (26% в ЭГ1 и 44% в ЭГ2), в то же время в контрольной группе преобладает низкий уровень информационной подготовленности (54%). Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод об эффективности разработанной нами дидактической системы информационной подготовки учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство». Ис-

пользование разработанной дидактической системы информационной подготовки учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство» способствует совершенствованию информационной подготовки будущих музыкантов, если:

- целью обучения системе информационных дисциплин является формирование общей и специальной составляющих информационной подготовленности;

- в информационной подготовке используется уровнево-модульный подход к обучению с привлечением кейс-технологии и метода проектов, позволяющий: мотивировать учащихся к использованию средств ИКТ в учебной и будущей профессиональной деятельности; развивать способность к адекватной самооценке информационной подготовленности; воссоздавать предметный контекст профессиональной деятельности в учебном процессе.

Полученные результаты нашли отражение в ряде публикаций [10-12].

Список литературы

1. Среднее профессиональное образование. Сборник нормативных правовых документов / Под ред. П.Ф. Анисимова. М.: Институт проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России, 2004. 526 с.

2. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. 2001. № 5. С. 12-16.

3. Кручинина Г.А. Метод проектов и новые информационные технологии // Применение современных информационных технологий в образовании. Материалы учебно-методического семинара «Интел» 19 декабря 2003 года. Н. Новгород: ННГУ, 2003. С. 22-32.

4. Кручинина Г.А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: Монография. М.: МПГУ, Изд-во МПГУ им. В.И. Ленина, 1996. 176 с.

5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1964. 900 с.

7. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Изд-во КПТИ, 1989. 279 с.

8. Полат Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. 2005. № 4. С. 25-33.

9. Лагунова М.В., Густов П.В. Повышение уровня информационной культуры специалистов в условиях дополнительного информационного образования. Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. 228 с.

10. Большакова И.А. Модульное построение пропедевтического курса «Компьютер - инструмент искусства» // Современные проблемы науки, образования и производства: Материалы межвузовской науч.-практ. конференции. Н. Новгород: НФ УРАО, 2006. Т. 1. С. 97-99.

11. Кручинина Г.А., Большакова И.А. Построение системы формирования готовности учащихся музыкальных специальностей в среднем профессиональном образовании к использованию информационнокоммуникационных технологий // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства: Труды Международной науч.-практ. конференции. Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. С. 67-71.

12. Большакова И.А. Роль инновационных технологий при формировании информационной компетентности учащихся музыкальных специальностей колледжа // Наука. Образование. Молодежь: Материалы V Всероссийской научной конференции. Т. 1. Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. С. 301-303.

INFORMATION TECHNOLOGY TRAINING OF STUDENTS AT SPECIALIZED MUSICAL SECONDARY EDUCATION INSTITUTIONS

G.A. Kruchinina, I.A. Bolshakova

The authors discuss the problems of improving information technology training of students at specialized musical colleges where electronic digital equipment is used. A model of didactic system for developing general and specific components of IT preparedness of musical college students is described. The results are presented of experimental work on enhancing the level of IT training of students at the Nizhni Novgorod Choral College named after L.K. Sivukhin and the Nizhni Novgorod Musical College named after M.A. Balakirev.

Keywords: information and communication technologies, modular approach, case technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.