Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мещеров Р. Ш.

Воспитательная работа с несовершеннолетними имеет предупредительный характер в борьбе с преступностью. Правовая популяризация считается результативной формой обучения, которая сосредоточена на эффективном развитии и создании у лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, высокого показателя мировоззрения, внутреннего развития и уважения к уже существующим законам и правилам поведения в обществе, невыносимость к беззаконным поступкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION OF MINORS

Educational work with minors contains a preventive nature in the fight against crime. Legal popularization is considered to be an effective form of education, which focuses on the effective development and creation of the highest indicator of worldview, internal development and respect for already existing laws and rules of behavior in society, intolerability to lawless acts among persons under the age of eighteen.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Правовое воспитание несовершеннолетних Legal education of minors

Мещеров Р. Ш.

студент 4 курса, ф-т юридический,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный

исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»,

e-mail: Svetlana. belyaeva. 29@mail.ru

Meshcherov R. S.

4th year student, Faculty of Law,

Federal State Budgetary «Educational institution of Higher Education National Research Mordovian State University

named after N.P. Ogarev», e-mail: Svetlana. belyaeva. 29@mail.ru

Аннотация.

Воспитательная работа с несовершеннолетними имеет предупредительный характер в борьбе с преступностью. Правовая популяризация считается результативной формой обучения, которая сосредоточена на эффективном развитии и создании у лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, высокого показателя мировоззрения, внутреннего развития и уважения к уже существующим законам и правилам поведения в обществе, невыносимость к беззаконным поступкам.

Annotation.

Educational work with minors contains a preventive nature in the fight against crime. Legal popularization is considered to be an effective form of education, which focuses on the effective development and creation of the highest indicator of worldview, internal development and respect for already existing laws and rules of behavior in society, intolerability to lawless acts among persons under the age of eighteen.

Ключевые слова: правовое воспитание, несовершеннолетние, правовоспитательная деятельность, образование.

Key words: legal education, minors, legal education, education.

Правовое воспитание несовершеннолетних является эффективной профилактической мерой. Оно формирует гражданское правосознание, способствует развитию понимания необходимости соблюдения существующих законов. Для влияния на разум лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, с идеей формирования у них высокого показателя правовых знаний и правовой культуры. Воспитание следует анализировать как организованную систему управления и воспитания педагогического механизма.

Правовое воспитание понимается в двух аспектах: узком и широком.

В узком понимании правовое воспитание - это систематический, контролируемый и обдуманный механизм, который оказывает влияние на познание общества, чтобы совершенствовать у несовершеннолетних правосознание и правовую культуру.

В широком же понимании предполагает разносторонний механизм выстраивания правовой культуры и правосознания под влиянием самых различных факторов.

На сегодняшний день воспитание человека с высоким уровнем правосознания является одной из первостепенных задач. У несовершеннолетних лиц установки на противоправное поведение могут формироваться во время физиологической и психологической стадии роста. Правовое образование в школе и в семье несовершенно, а в каких-то семьях оно вообще отсутствует. Это способствует росту преступности среди несовершеннолетних. Для того, чтобы минимизировать данный эффект, по мнению Т. В. Худойкиной, необходимо заниматься с детьми, проводить с ними время, говорить им, что «можно», а что «нельзя».

Так, И. В. Калачева показывает, что правовое воспитание представляет собой широкомасштабную работу страны, социальных организаций, а также привлечение общества к передаче юридического опыта и систематического воздействия на сознание и действия людей в целях развития у них конкретных положительных эмоций, представлений, которые направлены на исполнение законов и использование правовых норм для устойчивой ориентации и законопослушного поведения.

Следует установить, кого причисляет государство к «несовершеннолетним». Согласно статье 26 Гражданского кодекса Российской Федерации, если судить по этому факту, то можно сделать вывод о том, что несовершеннолетние - это лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Как указано в статье 28 данного нормативного акта, несовершеннолетние, не достигшие возраста четырнадцати лет, считаются малолетним. Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с Конвенцией о правах ребенка несовершеннолетние или лица, не достигшие восемнадцати лет, являются детьми.

В последние десять лет наблюдается тенденция спада правонарушений среди молодого поколения, что достаточно радует как родителей, так и научное сообщество. Около 29,1 тыс. лиц, не достигших совершеннолетия, совершили правонарушения в России в 2021 году, по сравнению с 33,6 тыс. годом ранее. Число несовершеннолетних преступников в стране постепенно сокращалось, по сравнению с 72,7 тыс., зафиксированными в 2010 году. Об этом свидетельствует графические данные, представленные ниже.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Рисунок 1. Число несовершеннолетних, совершивших преступления в России в период с 2010 по 2021 год

Существует множество факторов, приводящих к преступности, которые необходимо своевременно выявлять и устранять. Основная проблема заключается не только в нагрузке на правоохранительные органы, которым приходится рассматривать больше дел, но и в том, что субъектом правоотношений являются несовершеннолетние граждане. Им только предстоит пройти путь полной социализации и стать полноправными членами общества. Выполнение задач по формированию правовой культуры и правосознанию позволит сократить процесс возникновения правового конфликта.

Основной целью профилактических мер является предотвращение преступлений и правонарушений, устранение детской беспризорности. На практике это рассматривается как одно из направлений защиты детей в правовом отношении. С помощью применения мер правового воспитания субъектами профилактики, должны быть созданы условия, при которых несовершеннолетнему не придет в голову мысль о совершении правонарушения.

По мнению юристов, в концепции правового воспитания значительным компонентом считается внешкольная деятельность, где несовершеннолетних обучают решать трудные ситуации не абстрактные, а конкретные, возникающие в их жизни. Они проходят в тесном содействии с внешними организациями.

Наиболее известные способы развития уровня правосознания у несовершеннолетних лиц - это лекции и беседы. Проведение бесед в большей степени зависит от правильной постановки вопросов, они должны быть краткими и содержательными. Их можно проводить в рамках урока или внеклассного мероприятия, но они должны проходить в индивидуальной или групповой форме.

Наилучшее овладение и усвоение информации гарантирует использование всевозможных интерактивных форм мероприятий, такие как конкурсы, викторины, конференции, семинары.

Многие виды деловых игр содействуют в формировании различных навыков, которые в последующем можно использовать в повседневной жизни. Игра формирует у школьников навык сыграть роль другого человека и взглянуть на себя с позиции партнёра по разговору. Поэтому ролевая игра является ведущей в процессе обучения.

Главными способами развития правового сознания у лиц, не достигших совершеннолетия, в рамках внешкольной работы являются:

•проведение встреч со службами безопасности, в том числе и с полицией; •показ тематического кино и всевозможных телепрограмм;

•дискуссии, рассмотрение, прочитанных книжек и монографий, которые принадлежат к теме права и воспитания в юридических аспектах; •создание плакатов, щитов, статей, а также фотографии.

Плодотворная работа правовоспитательной деятельности дает возможность стабилизировать отношения в обществе с позиции правомерного поведения, а также моральных категорий. Следует выделить, что моральное воспитание отличается от правового своими способами и формами, выступающими в этом случае наиболее верными, а в моральном воспитании они не обладают той или иной систематизации и не устанавливают за собой наказание.

Таким образом, на формирование правосознания у несовершеннолетних влияют, в первую очередь, семья и образование. Они оказывают особое значение на то, как у несовершеннолетних формируются правосознание. Дошкольные учреждения закладывают основы правового воспитания. Школы формируют в сознании несовершеннолетних четкое понимание важности исполнения правовых норм в обществе. Для этого должна быть правильно организована работа, которая будет основана на глубоком понимании права и социальной справедливости. Повышение правового воспитания несовершеннолетних зависит от целенаправленной и регулярной работы родителей и педагогов по повышению собственной правовой культуры. Правовое обучение - это подготовительная работа для школы, семьи и полиции, она направлена на формирование правового сознания у несовершеннолетних.

Как отмечено в п. 1. Ст. 18 Конвенции о правах ребенка, сфера увлечений несовершеннолетнего считается объектом опеки, в первую очередь, его отца с матерью. Эту правовую норму можно назвать международно-правовой предопределенностью. Она обусловлена тем, что ребенок должен расти в семье, чтобы его личность полностью и гармонично развивалась.

Правовое воспитание относится к категории специфической деятельности, так как оно предполагает не только взаимосвязь наставлений, которые могут поспособствовать пониманию конкретных общественных социальных норм и юридически установленных правил, но и характеризуется как целенаправленный, постоянный механизм, который наделен определенными чертами:

- изначальным фактором юридического воспитания являются механизмы нормы права;

- в основе правового воспитания лежит государственное принуждение;

- правовой процесс воспитания проходит в особой форме, используя специальные средства и методы, характерные для юриспруденции.

Достигнутые результаты правовоспитательной деятельности дают возможность сбалансировать отношения между людьми с позиции правомерного поведения, а также нравственных категорий. Необходимо отметить, что нравственное воспитание отличается от правового своими методами и формами, выступающими в данном случае более точными. Они не имеют какой-либо конкретизации и не предусматривают за собой наказание.

Как считает А. С. Ахматов, главным стимулом правового мировоззрения у лиц, не достигших совершеннолетия, заключается в знании своих прав и свобод, а также возможности осуществить их в повседневной жизни. Так же сложность правового воспитания заключается еще и в том, что следует перевести несовершеннолетнего от моральных представлений к правовым знаниям. При этом они должны быть ответственными за свои действия и поступки.

Однако, по мнению А. П. Деткова, то или иное происшествие представляет собой уже сигнал к началу конфликтной ситуации. Для него характерно открытое столкновение, противоречие и стремительное нарастание разногласий, переходом непосредственно к полемике.

Таким образом, правовое воспитание несовершеннолетних следует расценивать как целостный, контролируемый, целеустремленный процесс, в пределах которого выполняется влияние на их сознание с мыслью о формировании у них высокого уровня правосознания, ведь чем выше уровень правового образования и информированность, тем меньше возможностей для появления правовых инцидентов. Поэтому правовое воспитание должно быть основано на понимании основных законов государства и мер ответственности за их невыполнение. Профилактические мероприятия в этой системе являются неотъемлемым атрибутом у лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Достигнутые результаты правовоспитательной деятельности позволяют стабилизировать взаимоотношения между людьми с позиции правомерного поведения, а также нравственных категорий. Необходимо отметить, что нравственное воспитание отличается от правового своими методами и формами, выступающими в данном случае более точными, а в нравственном воспитании они не имеют какой-либо конкретизации и не предусматривают за собой наказание.

Список используемой литературы:

1. Конвенция о правах ребенка: одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1899 г. [Электронный ресурс] : СПС «Консультант плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Дата обращения: 10.05.2022 г.

2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ. СПС «Консультант плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Дата обращения: 10.05.2022 г.

3. Адаева О.В. Организация правового воспитание в общеобразовательных учреждениях // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 4. С. 107-110.

4. Адаева О.В. Правовое воспитание как способ профилактики юридических конфликтов // Пробелы в российском законодательстве . 2021. № 7. С. 35-39.

5. Ахметов А.С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирования правовой культур // Юридическое образование и наука. 2014. № 3. С. 25-27.

6. Детков А.П. Динамика пенитенциарной конфликтной ситуации // Российский юридический журнал. 2012. № 1. С. 96-100.

7. Калачева И. В. К вопросу о формах и методах правового воспитания школьников // NOVAUM.RU. 2016. № 4. С. 211-216.

8. Состояние преступности несовершеннолетних в России в 2021 году. Статистический сборник.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://translated.turbopages.org/ Дата обращения: 10.05.2022 г.

9. Худойкина Т. В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. 2015. № 11(56). С. 206-208.

10. Худойкина Т. В. Формирование правовой культуры школьников // Социально-политические науки. 2016. № 4. С. 248-251.

11. Худойкина Т. В., Васягина М.М. Профилактика юридического конфликта: теория и практика. Саранск, 2007. 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.