Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ФАКТОРЫ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / СМИ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мокеева И. И.

В данной статье рассматриваются факторы формирования правового сознания несовершеннолетнего в современных условиях, указана проблема определения факторов, а также более подробно расписаны такие факторы, как семья, друзья, СМИ, образование, экстремистские организации. Основная цель рассмотрения данных факторов - это выявление причин формирования правового сознания несовершеннолетних. Данные факторы являются основными в процессе становления правового сознания несовершеннолетнего, а как следствие и в выборе поведения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF A MINOR IN MODERN CONDITIONS

This article examines the factors of formation of legal consciousness of a minor in modern conditions, the problem of determining factors is indicated, and factors such as family, friends, media, education, extremist organizations are described in more detail. The main purpose of considering these factors is to identify the causes of the formation of legal consciousness of minors. These factors are the main ones in the process of formation of the legal consciousness of a minor, and as a consequence, in the choice of personal behavior.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Факторы формирования правового сознания несовершеннолетнего в современных

условиях

Factors of formation of legal consciousness of a minor in modern conditions

Мокеева И. И.

Студентка 4 курса, Юридический факультет ФГБОУ ВО МГУ им. Н. П. Огарева РФ, г. Саранск e-mail: mokeeva. irina2000@mail. ru

Mokeeva 1.1.

4th year student, Faculty of Law Ogarev Moscow State University Russian Federation, Saransk e-mail: mokeeva.irina2000@mail.ru

Аннотация.

В данной статье рассматриваются факторы формирования правового сознания несовершеннолетнего в современных условиях, указана проблема определения факторов, а также более подробно расписаны такие факторы, как семья, друзья, СМИ, образование, экстремистские организации. Основная цель рассмотрения данных факторов - это выявление причин формирования правового сознания несовершеннолетних. Данные факторы являются основными в процессе становления правового сознания несовершеннолетнего, а как следствие и в выборе поведения личности.

Annotation.

This article examines the factors of formation of legal consciousness of a minor in modern conditions, the problem of determining factors is indicated, and factors such as family, friends, media, education, extremist organizations are described in more detail. The main purpose of considering these factors is to identify the causes of the formation of legal consciousness of minors. These factors are the main ones in the process of formation of the legal consciousness of a minor, and as a consequence, in the choice of personal behavior.

Ключевые слова: правовоспитательная деятельность, правовое сознание, факторы, несовершеннолетние, СМИ, образование.

Key words: legal education, legal consciousness, factors, minors, media, education.

Проблема исследования факторов, формирующих правовое сознание несовершеннолетних в современных условиях, является достаточно актуальной, так как они являются главными элементами в становлении и развитии правового сознания несовершеннолетнего, а значит и в проявлении себя как личности. Цель становления правового сознания личности несовершеннолетнего связана с проблемой их нравственности и так же считается наиболее важным вопросом в ходе формирования правового государства и правового общества.

Изучение факторов, формирующих правовое сознание несовершеннолетних, необходимо с целью определения правильного выбора средств, которые влияют на технологии правовоспитательной деятельности.

Исследования в сфере психологии и физиологии несовершеннолетних говорят о том, что начиная с 10-летнего возраста у подростков начинают проявляться интенсивные изменения мозговой деятельности, которые заметно влияют на эмоциональную область и провоцирует подростка на спонтанные и необдуманные действия, рискованные поступки, приводящие к асоциальному поведению.

Правосознание - одна из форм общественного сознания, являющегося особым способом идеального отражения и духовного освоения правовой действительности.

Факторы формирования правового сознания - это элементы, которые способны повлиять на становление, а также развитие правосознания подростков в процессе формирования личности.

Проблема определения факторов, которые оказывают большое влияние на развитие правосознания лиц, не достигших возраста совершеннолетия, в настоящее время является важным вопросом рассматривается не только научным характером, но и уделяется большое внимание практике. Исследование факторов, которые оказывают огромное влияние на становление и развитие личности, дает возможность нам определить различные направления в работе на практике с подростками, которые, в свою очередь, направлены на организацию правовоспитательного процесса и способствуют развитию подростков в дальнейшем.

Воздействие на развитие правовых явлений подростка считается источником правовой информации, и выступает как результат соотношения с государственно-правовыми явлениями в разных общественных отношениях.

Также мотивы, цели, интересы и потребности, являются основой формирования качеств личности несовершеннолетнего.

Одним из составляющих субъективной стороны формирования личности является мотив. Зная мотив, которого придерживается подросток в своей деятельности, можно узнать и понять уровень сформированности его правосознания, которое и будет определять уровень его поведения в обществе. Таким образом, понимая мотив совершения действий несовершеннолетнего можно предвидеть обстоятельства, которые он в дальнейшем будет совершать и предотвратить отрицательные моменты, которые могут возникнуть в последствии.

В зависимости от типа и характера правосознания, уровня мотивации несовершеннолетнего мотивы бывают устойчивыми и ситуативными.

Наиболее важными факторами, способствующими формированию правового сознания несовершеннолетнего являются такие как, семья, друзья, СМИ, образование, экстремистские организации.

Наиболее важным фактором, влияющим на правовое сознание несовершеннолетнего, является семья. Непосредственно данный фактор рассматривается ребенком в первую очередь и именно семья становится примером для подростка во всех сферах. Именно из семьи дети берут в первую очередь воспитание, его манеру, общение. Например, в семье где родители показывают на своем примере как нужно уважительно относится друг к другу, уважать взрослых, то здесь у ребенка будет формироваться правовое воспитание в положительную сторону, ведь родители, на личном опыте показывают уважение, а есть родители из неблагополучных семей, которые на своем примере ничего положительного показать не могут, тогда ребенок принимает все отрицательные стороны родителей и в дальнейшем это может привести к малолетней преступности, потому что родители сами веду асоциальный образ жизни, показывая ребенку плохой пример. Только родители являются самыми первыми, кто действительно может повлиять на правовое сознание подростков.

Также большое влияние на правовое воспитание оказывает фактор, который связан с проблемой неполноценных семей, где родители лишены родительских прав. Этот фактор, как правило, является основным в формировании асоциального поведения подростка. В семье данного типа может вырасти потенциальный преступник, так как данный ребенок воспитывался в беспризорной семье, он был никому не нужен, либо на него вымещали всю злость свои родители, заставляли что-то делать лишь бы их ребенок не мешал их асоциальному образу жизни. В такой ситуации у ребенка формируется гнев, злость, он хочет всем отомстить, и отсюда начинается детская преступность, дети начинают вымещать свою злость совершая противоправные поступки. Также негативно сказывается на формировании правового сознания подростка безработные родители, дети стараются во всем подражать и копировать своих родителей, тем самым ребенок может пойти воровать даже не задумываясь хорошо это или плохо. Почти каждый ребенок старается и хочет подражать своим родителям и не имеет значения какой образ жизни они ведут.

Не менее важным фактором является близкое окружение несовершеннолетних, их друзья, которые ведут асоциальный образ жизни и пытаются каким-либо способом завлечь в свою среду.

Инновационные ресурсы общественной информации, такие как сеть Интернет, телевидение, СМИ являются отрицательными факторами в правовом воспитании подростка. Сидя в различных видах социальных сетей, ребенок начинает узнавать разного рода информацию, и хорошо, когда она действительно полезная, но в большинстве случаев это нецензурная информация, которая отрицательно влияет на правосознание ребенка. Так же большое внимание уделяется играм, попадая в которые подросток забывает, что он живет в реальной жизни, в которой нельзя убивать людей, как в его игре. Иногда ребенок реальную жизнь воспринимает как виртуальную, отсюда и идет преступность, ведь в игре можно было стрелять в людей, ребенку хочется попробовать это в реальности, тем самым совершая преступления.

Видеофильмы тоже могут оказать отрицательное влияние на становление правосознания, есть фильмы которые пропагандируют жестокость, насилие, есть фильмы, не предназначенные для подростков, но они все равно начинают их смотреть, тем самым воспитывая в себе жестокость. Несовершеннолетние даже могут не осознавать этого, этот фильм может повлиять на его подсознание, благодаря чему увиденное обычно становится примером реального поведения.

Один из факторов, влияющих на правовое сознание несовершеннолетних это образовательные учреждения, которые вносят не малый вклад в становление и развитие ребенка как личности. Обычно в образовательных учреждениях у каждого человек проходит процесс становления личности, в результате чего и происходит формирование правового сознания подростка. Именно в момент зрелости подростка правовое сознание приобретает более осознанные черты. Именно личность способна адекватно оценивать свое поведение с правовой точки зрения. Некоторые родители, а также педагоги, воспитатели различных учреждений видя конфликт у детей разных возрастов, полагают, не нужно разрешать конфликты, а в некоторых ситуациях стараются даже не обращать внимания на подобные случаи, думая, что это разрешится само собой, либо же считают, что это совсем не конфликты, а просто детская игра. Также есть учителя в школах, которые по своим личным причинам к определенным детям относятся по-доброму, ласково, восхваляют их при всех незаслуженно, только потому что они им нравятся. А есть учителя которые незаслуженно поступают наоборот, то есть относятся строго к определенным детям, занижают оценки. Тогда дети начинают понимать, что к кому-то относятся незаслуженно ласково, а к кому-то строго и это тоже может привести подростков к конфликту. Для того, чтобы каким-либо образом повлиять на формирование сознания у несовершеннолетнего, необходимо формировать положительные качества, вводить дополнительные занятия, направленные на воспитание личности.

На правовое сознание несовершеннолетнего влияет все общество в целом, так же общественная практика, исторические традиции, которые относятся к правовым явлениям, существующим в обществе. Также большое влияние на правовое сознание подростков может повлиять отношение к определенной национально-этнической группе. Возможно проявление определенных стереотипов их правомерного поведения в сфере права.

Неформальные экстремистские организации оказывают негативное влияние на правосознание подростков, которое проявляется в сфере противоправного поведения для жизненного самоутверждения и материального обеспечения. Попадая в определенную организацию, несовершеннолетний не осознавая своих действий, может повести себя неадекватно, и взяв пример с того же члена данной организации, пойти за ним и делать все, что он говорит, что может привести к преступности, и в дальнейшем отрицательно сложится на психику подростка.

Итак, рассмотрев большое количество разных факторов, которые так или иначе влияют на развитие и становление правового сознания несовершеннолетнего, хочется отметить, что все факторы являются достаточно

важными. И говоря о теоретических аспектах, хочется отметить, что на практике тоже возможно решение проблемы формирования правового сознания подростков. В школах необходимо проводить различного рода классные часы, посвященные правовому воспитанию, необходимо вводить новый предмет для школьников, например, такой как «право», на котором подростки будут изучать правовые аспекты. Также возможно приводить в школы специалистов по работе с подростками, инспекторов, которые будут рассказывать о малолетней преступности, тем самым влиять на правовое воспитание подростков.

Применяются меры в области развития правосознания подростков, которые позволяют устранять воздействие условий, которые создают отрицательное отношение несовершеннолетних к праву.

Таким образом, можно сказать, что существует много различных факторов, которые оказывают влияние на формирование правового сознания, но наиболее значимыми можно считать такие как семья, друзья, СМИ, образование. Эти факторы являются главными в процессе становления правового сознания несовершеннолетнего, а значит и в выборе поведения личности и его отношения к обществу в дальнейшем.

Список используемой литературы:

1. Абрамов В. И. Правовая политика современного российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. 2004. № 8. С.79 - 84.

2. Адаева О. В. Организация правового воспитания в общеобразовательных учреждениях // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 4. С. 107-110.

3. Адаева О. В. Роль правового воспитания в преодолении деформации правосознания // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 8 (48). С. 203-207.

4. Налетова Н. Ю., Кузьмина А. Н. Формирование правового сознания несовершеннолетних в процессе воспитания // Проблемы современного образования. 2021. № 5. С. 2-8

5. Обедкина А. А. К проблеме формирования правосознания подростков // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2020. №1. С. 5-7.

6. Сапогов В. М. Правовая культура и правосознание несовершеннолетних. Работа с воспитанниками закрытых государственных учреждений. - 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С. 185-193.

7. Худойкина Т. В. Формирование правовой культуры школьников // Социально-политические науки. 2016. № 4. С. 248-251.

8. Худойкина Т. В., Лысенко В. В. Развитие клинического обучения как важного компонента модернизации юридического образования // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 1 (86). С. 124-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.