Научная статья на тему 'Влияние родителей на делинквентное поведение детей'

Влияние родителей на делинквентное поведение детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1270
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛИНКВЕНТ / ДЕВИАЦИЯ / ДЕПРИВАЦИЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РАННЯЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / DELINQUENT / DEVIATION / DEPRIVATION / BREAKING OF LAW / LAW EDUCATION / LAW CULTURE / LAWFUL BEHAVIOUR / EARLY SOCIALISATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шуняева В. А.

Делинквентное поведение – фактор искажения условий ранней социализации, в результате авторитарного воспитания, либо воспитание в дисгармоничной семье. К факторам, предотвращающим развитие правонарушающего поведения, относятся не только правовое воспитание в семье, формирование правовой культуры и правосознания несовершеннолетнего. К подобным факторам относится и создание благоприятной обстановки в семье, выражающейся в различных способах и стилях общения. Люди должны понять, что преступления рациональнее предупредить, чем быть вынужденными наказывать за него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Influence of Parents on Delinquent Children’s Behaviour

Delinquent behaviour is the factor of perversion of early socialisation conditions as a result of authoritarian education or bringing up in disharmonious family. Factors which prevent the development of delinquent behaviour are bringing up respect for the law in the family, development of lawful culture and juvenile law consciousness. Creation of positive atmosphere in the family, including different means and styles of communication belongs to such factors. People must understand that crimes should be prevented than penalized.

Текст научной работы на тему «Влияние родителей на делинквентное поведение детей»

УДК 347.635

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ

В.А. Шуняева

Кафедра "Гражданское право и гражданский процесс", ТГТУ

Представлена профессором В.В. Никулиным и членом редколлегии профессором В. И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: делинквент; девиация; депривация; правонарушение; правовое воспитание; правовая культура; правомерное поведение; ранняя социализация.

Аннотация: Делинквентное поведение - фактор искажения условий ранней социализации, в результате авторитарного воспитания, либо воспитание в дисгармоничной семье. К факторам, предотвращающим развитие правонарушающего поведения, относятся не только правовое воспитание в семье, формирование правовой культуры и правосознания несовершеннолетнего. К подобным факторам относится и создание благоприятной обстановки в семье, выражающейся в различных способах и стилях общения. Люди должны понять, что преступления рациональнее предупредить, чем быть вынужденными наказывать за него.

Уже давно человечество осознало, что борьба с преступностью не должна ограничиваться наказанием за уже совершенное преступление. Люди поняли, что рациональнее предупредить преступление, чтобы не быть вынужденными наказывать за него.

Конечно, существует немало средств разрешения этой проблемы. Но несмотря на определенные различия в них, есть один объединяющий стержень. И древнегреческие философы, и просветители XVII века, и современные ученые находят его в улучшении нравов, в духовном воспитании общества как в целом, так и отдельных его членов.

Профилактика преступности - явление сложное и многогранное. В ее решении должны быть задействованы все жизненные механизмы, один из которых семья. Семья всегда считалась одним из важных субъектов профилактики в криминологической науке.

Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной темы, необходимо, на мой взгляд, дать определение таким понятиям как девиантное и делинквентное поведение.

Понятие "делинквент" трактуется как "правонарушитель, т.е. лицо с социально отклоняющимся поведением", а его поведение, отклоняющееся от нормы, является делинквентным.

Другим исходным понятием является "девиация, т.е. отклонение движущегося тела под влиянием каких-либо случайных внешних причин". В среде юристов понятие девиантного поведения применяется к действиям (бездействиям) людей, которые уже, как правило, прошли стадию делинквентного поведения.

Делинквентное поведение проявляется по-разному, индивидуально. Это зависит от многих факторов, влияющих на личность и ее развитие. На первом этапе оно может проявляться в том, что ребенок регулярно обманывает, проявляет изворотливость в общении с родителями и с другими людьми. В дальнейшем это может быть излишняя

агрессивность ребенка, выражающаяся в жестоком обращении с игрушками, домашними животными. Затем ребенок перестает подчиняться элементарным просьбам родителей и теряет психологический контакт с ними. Далее происходит процесс увлечения мелким воровством, а также курением, алкоголем, наркотиками. Объединившись в группу с себе подобными, он является уже членом преступного сообщества.

Делинквентное поведение развивается под действием различных внешних и внутренних причин. Одной из них является неблагоприятная атмосфера в семейных отношениях, в отношениях между родителями и детьми.

В криминологии с момента ее возникновения обнаружились два основных подхода к предмету своего изучения и становлению превентивной деятельности. Один из них видит "корень" преступности в человеке, другой же находит причину противоправного поведения в социальных условиях, т. е. в самом обществе.

Сегодня нельзя категорично подходить к причинам делинкветного поведения. Нужно учитывать как личность, так и факторы, влияющие на нее.

Одной из причин является искажение условий ранней социализации. Искажение происходит в результате взаимодействия многих факторов и явлений. Одно из них -авторитарное воспитание, либо воспитание в дисгармоничной семье.

Как правило, авторитарность способствует возникновению острых или хронических стрессовых ситуаций, в результате которых ребенок постоянно находится под давлением страха психического или физического насилия. При этом такое напряжение, как правило, не проходит бесследно. Существует риск развития нервнопсихических расстройств с разнообразными девиациями поведения.

Искажение ранней социализации может происходить и при пассивном воспитании. Как замечает Кравцов: "Сейчас психологи говорят о депривации общения в широкой социальной среде. Депривация, т. е. неудовлетворение потребности ребенка в общении. И дело здесь не в количестве, а в качестве общения". Именно с депривацией связано психологическое недоразвитие детей.

Равнодушие родителей, не уделяющих должного внимания детям, приводит к порочной самостоятельности. Такие дети, обычно, находят аморально-криминальное окружение с риском быть вовлеченными в преступную деятельность. У них происходит асоциальная личностная деформация, а также проявляются устойчивые формы делинквентной или криминальной активности.

К другим причинам, вызывающим риск делинквентности, относятся:

1) дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающихся с потворствующей гиперопекой или хроническими разнонаправленными, со стороны родителей, по отношению к ребенку конфликтными ситуациями;

2) конфликтный нестабильный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации затяжного развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

3) асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематической алкоголизацией, наркотизмом, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей и старших членов семьи, проявлениями маломотивированной "семейной жестокости" со случаями насилия и жестокого обращения.

При этом права и обязанности родителей изначально закреплены в Конституции РФ, где в статье 38 п.2. записано: "Забота о детях, их воспитание равное право и обязанность родителей".

В другом нормативно-правовом акте - Семейном кодексе РФ - права и обязанности родителей определены более конкретно. Здесь же за невыполнение последних предусмотрены определенные меры ответственности.

В Семейном кодексе РФ в статье 63 закреплены права и обязанности, выражающиеся в следующем: "Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей".

Рассмотрим перечень действий или бездействий родителей, за которые предусмотрено лишение родительских прав. В статье 69 СК РФ дается такой перечень подобных факторов:

1) уклонение от выполнения обязанностей родителей;

2) злоупотребление своими родительскими правами;

3) жестокое обращение с детьми;

4) хронический алкоголизм и наркомания родителей:

5) вредное влияние на детей своим аморальным, антиобщественным поведением;

6) совершение умышленного преступления против жизни и здоровья своих детей, либо против жизни и здоровья супруга.

Однако лишение родительских прав не наказывает родителей, а освобождает их от прав и обязанностей, официально разрешает и дарит им ту свободу и вседозволенность, к которой они так стремились и которую они уже имели. Некоторые родители целенаправленно проявляют подобное антиправовое поведение в надежде на то, что с их плеч наконец-то снимут ту "обузу", к которой они относят и своих детей. Поэтому данные меры воздействия не являются действенными и не приносят должных результатов.

Авторы книги "Семья, дети, школа" пишут: "Несовершеннолетний нарушитель закона - наиболее трудный объект воспитания. К серьезному правонарушению он чаще всего приходит через цепь мелких проступков, отступлений от элементарных норм и правил. Правонарушение, а тем более систематическое правонарушающее поведение связаны с коррозией положительных качеств личности".

Эта коррозия происходит постепенно и способствует этому и обстановка в семье. Поэтому для того чтобы положительные качества ребенка развивались целенаправленно и в полном объеме, родители должны создать тот микроклимат, который будет этому способствовать.

К факторам, предотвращающим развитие правонарушающего поведения, относятся не только правовое воспитание в семье, формирование правовой культуры и правосознания несовершеннолетнего. К подобным факторам относится и создание благоприятной обстановки в семье. Она, в свою очередь, заключается в отношении родителей к своим детям, в характере контроля за их поведением, в способе предъявления требований, в форме поощрения и наказания. К методам правовоспитательной работы относятся разнообразные приемы педагогического, эмоционального, логикогносеологического воздействия на воспитуемых.

В связи с этим различают несколько способов воспитания в семье. Наиболее приемлемой является так называемая "оптимальная форма воспитания".

Суть ее в том, что родители хотя и предоставляют своим детям определенную самостоятельность, а также возможность регулировать свое поведение, но при этом контролируют его, помогают найти оптимальное решение в той или иной ситуации. Такая форма воспитания предполагает, как правило, применение минимума наказания, что, в свою очередь, дает возможность не подавлять человеческое достоинство ребенка, вырастить его адаптированным, независимым, творческой, активной личностью, способной к сотрудничеству с другими людьми.

Для предотвращения развития делинквентного поведения у детей и подростков нужно учитывать комплекс рекомендаций психологов, педагогов и других специалистов.

Во-первых, принимать ребенка таким, каков он есть. Нельзя забывать, что он является индивидуальностью, обладающей собственными целями и своими планами. Выбирая путь к достижению цели, ребенок, однако, должен чувствовать помощь и заинтересованность своих родителей в достижении этой цели.

Во-вторых, родители должны искренне проявлять эмоциональное участие в проблемах и трудностях ребенка. Эмоциональное участие, проявление любви, окружение " теплой обстановкой" ребенка не должно быть безрассудным. Помимо суждений и чувств к нему, родительская любовь охватывает также и сферу активных стремлений, которые включают в себя: желание создать ему наилучшие жизненные условия, развивать в нем все достоинства, устранять недостатки, способствовать формированию личности.

В-третьих, нельзя допустить развитие ребенка в "тепличных условиях". Нередко родители стараются оградить своего ребенка от жизненных потрясений, от тех или иных неприятных ситуаций и жизненных проявлений, которые окружают людей. Между тем такое оберегание, способствует лишь сильному эмоциональному потрясению, когда рано или поздно ребенок сталкивается с тем, от чего его так бережно охраняли. Нельзя, конечно же, впадать в крайность и с малых лет ребенку показывать и объяснять все жизненные проявления. Это может способствовать формированию жестокой, циничной личности. Оптимальный вариант такого просвещения можно назвать "ступенчатой адаптацией", т. е. когда по мере накопления жизненного опыта, происходит знакомство с окружающими человека явлениями.

В-четвертых, при формировании позитивной личности определенное значение имеют методы воздействия на ребенка. От того, насколько они разнообразны и эффективны, зависит, как правило, и сам успех процесса воспитания. Родители, ограничивающиеся только "кнутом и пряником", вырастят запуганную, эгоистичную личность. Методами воздействия могут быть и различные проявления человеческих чувств и эмоций: выражение радости, восхищения, удивления, возмущения, обиды и т. д. Умение лавировать, проявлять неожиданность педагогических решений не простое искусство в воспитании ребенка.

Отношение родителей к своим детям, их искреннее участие в их развитии, их личный пример, как и весь уклад в доме, вырабатывают у детей привычное правовое поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и недопустимого, справедливого и несправедливого. Ведь от этого зависит, каким вырастет человек, будет ли он честным, добрым, справедливым или же он будет нравственным уродом, представляющим угрозу для других людей. И от того, каких людей будет в том или ином обществе больше, зависит и развитие и самого общества, а также его движение по пути свободы или деспотизма.

Список литературы

1. Большой юридический словарь. - М., 1999. - С. 714.

2. Горьковская И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. - 1994. - Т.15, №2.

3. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья. Дети. Школа. - М., 1990. - С. 453.

4. Кравцов Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. 1991,

№ 2.

5. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. - М.: Просвещение, 1990. - С. 141.

6. Советский энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 1457.

7. Филипчук Г. Знаете ли Вы своего ребенка? - М.: Прогресс, 1989. - С. 123.

The Influence of Parents on Delinquent Children’s Behaviour V.A. Shunyaeva

Department “Civil Law and Lawsuit”, TSTU

Key words and phrases: delinquent; deviation; deprivation; breaking of law; law education; law culture; lawful behaviour; early socialisation.

Abstract: Delinquent behaviour is the factor of perversion of early socialisation conditions as a result of authoritarian education or bringing up in disharmonious family. Factors which prevent the development of delinquent behaviour are bringing up respect for the law in the family, development of lawful culture and juvenile law consciousness. Creation of positive atmosphere in the family, including different means and styles of communication belongs to such factors. People must understand that crimes should be prevented than penalized.

Elterneinfluß auf das delinkventische Verhalten der Kinder

Zusammenfassung: Delinkventisches Verhalten ist ein Faktor der Entstellung der Bedingungen der früheren Sozialisation im Ergebnisse der autoritären Erziehung oder der Erziehung in der disharmonischen Familie. Zu den die Entwicklung des rechtverletzenden Verhaltens vorbeugenden Faktoren gehören nicht nur die Rechterziehung in der Familie, die Formierung der Rechtkultur und des Rechtbewußtseines des Minderjähriges. Zu solchen Faktoren gehört auch die Schaffung der günstigen Situation in der Familie, die in verschiedenen Verfahren und Stilen der Kommunikation besteht. Die Menschen sollen verstehen, daß es rationäler ist, die Verbrechungen zu verhüten, anstatt auf sie zu bestrafen.

Influence des parents sur le comportement délictueux des enfants

Résumé: Le comportement délictueux est le facteur de l’atération des conditions de la socialisation précoce liée à l’éducation autoritaire ou bien l’éducation dans une famille désharmonieuse. Les facteurs qui préviennent le développement du comportement délictueux sont non seulement l’éducation de droit des mineurs. L’ambiance familiale qui comporte de différents moyens et styles des contacts personnels est aussi un des facteurs importants. Les gens doivent comprendre que c’est plus rationnel de prévenir les crimes qu’appliquer la peine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.