Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ'

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
187
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / правовое воспитание / правовой образ жизни / современная молодежь / правовой нигилизм / education / legal education / legal lifestyle / modern youth / legal nihilism

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Бердник Александр Александрович, Полянский Андрей Иванович

В статье рассматривается правовое воспитание современной молодежи с позиции психологии. Основным средством в воспитании правовой культуры молодежи будет выступать комплекс взаимосвязей и взаимоотношений в семье на основе «правового образа жизни». Предложены рекомендации по формированию правовой культуры молодежи внутри семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

The article examines the legal education of modern youth from the point of view of psychology. The main means of educating the legal culture of young people will be a complex of relationships in the family based on the "legal way of life". Recommendations on the formation of the legal culture of youth in the family are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ»

УДК 34+159.9+37

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Бердник Александр Александрович

студент, РАНХиГС при Президенте РФ, Российская Федерация, г. Москва E-mail: studranepa. berdnik@yandex. ru

Полянский Андрей Иванович

ст. преподаватель кафедры психологии безопасности ИПНБ РАНХиГС,

Российская Федерация, г. Москва E-mail: polyanskiy-ai@ranepa. ru

LEGAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

Berdnik Alexander

student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration, Russian Federation, Moscow E-mail: studranepa. berdnik@yandex. ru

Polyansky Andrey Ivanovich

Senior Lecturer of the Department of Security Psychology of the ILNS,

Russian Federation, Moscow E-mail: polyanskiy-ai@ranepa. ru

Аннотация. В статье рассматривается правовое воспитание современной молодежи с позиции психологии. Основным средством в воспитании правовой культуры молодежи будет выступать комплекс взаимосвязей и

взаимоотношений в семье на основе «правового образа жизни». Предложены рекомендации по формированию правовой культуры молодежи внутри семьи.

Abstract. The article examines the legal education of modern youth from the point of view of psychology. The main means of educating the legal culture of young people will be a complex of relationships in the family based on the "legal way of life". Recommendations on the formation of the legal culture of youth in the family are proposed.

Ключевые слова, воспитание, правовое воспитание, правовой образ жизни, современная молодежь, правовой нигилизм.

Keywords: education, legal education, legal lifestyle, modern youth, legal nihilism.

В любом государстве, где развиты социальные и правовые институты, с каждым днем возрастает роль социальной и правовой культуры. Правовое воспитание не теряет своей актуальности на протяжении всего взросления индивида. Это обуславливается тем, что в наше время цифровизации и доступности государственных услуг индивиду предстоит взаимодействовать как с общественностью, так и государственным аппаратом, где действуют определенные правила и законы. Для грамотного взаимодействия необходим набор устойчиво сложившихся в период воспитания установок на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Превознося юридическую ценность, общество и государственный аппарат укрепляют как законность, так и общественный правопорядок в целом, где социум и государство выступают основными выгодоприобретателями при формировании воспитанных и законопослушных граждан с молодежного возраста [1, с. 60-62].

Если поставить вопрос о значении правового воспитания, то, с нашей точки зрения, его значение состоит в том, чтобы оказать содействие государственному аппарату осуществлять политику и стратегию в сфере общественной и социальной охраны населения и молодежи в частности, но необходимо сразу заметить, что эту роль государственный аппарат сможет выполнить только лишь при условии точного исполнения субъектами права всего действующего законодательства.

В статье делается упор на психологический аспект в воспитании молодежи, а именно на формирование «законопослушного микроклимата» внутри семьи, где под «законопослушным микроклиматом» подразумевают семейный микроклимат, где индивиду прививаются правила и нормы законопослушного гражданина. Это комплекс взаимосвязей и взаимоотношений в семье, который способствует формированию устойчивых установок, основанных на уважении к праву и законопослушному образу жизни. На основании вышесказанного, для создания «законопослушного микроклимата» на основе высоконравственных семейных отношений, родителям необходимо помнить, что они сами должны быть воспитанными, так как они будут транслировать своё воспитание на воспитание ребенка [2].

На наш взгляд, одной из основ правового воспитания молодежи является воспитание с ранних лет. Правовое воспитание должно раскрывать в общих чертах суть прав и обязанностей гражданина, а также просвещать людей в том, как функционирует общество в целом. Таким образом, результатом правового воспитания с ранних лет является устойчивое формирование законопослушного образа жизни у воспитываемых и его последующее закрепление с возрастом, осознание того, что данная модель поведения в обществе является основной по умолчанию.

Формирование данных установок у молодежи необходимо на основании того, что индивиды молодежной возрастной группы наиболее мобильны при формировании каких-либо установок. Вследствие чего, необходимо на данном этапе взросления формировать у них установки, основанные на уважении к

праву и законопослушному образу жизни, так как по мере взросления индивидов будет расти и их ригидность, то есть неспособность к изменению собственного поведения, закреплённых уже установок или отношений. При всем вышесказанном, при перевоспитании индивида и попытках к изменению уже закрепленных у него установок, есть большой риск вызвать абсолютно противоположный эффект и лишь еще более закрепить отрицательные установки, так как они формировались в течение долгого времени.

Как пример к вышесказанному следует рассмотреть ситуацию, когда два несовершеннолетних лица попадают в правоохранительные органы в качестве привлекаемых к ответственности. Где лицо «А» имеет положительное воспитание, из благополучной семьи, где с детства прививались нормы морали и права, но вследствие мягкого характера и своей ведомости он попал под влияние лица «Б». Где лицо «Б» - асоциальная личность и имеет систематические правонарушения. Если лицо «А», после пережитой стрессовой ситуации, маловероятно, что совершит повторное нарушение, благодаря привитым качествам, установкам, и полученному опыту, то лицо «Б» маловероятно, что усвоит из этой стрессовой ситуации положительный опыт, а скорее всего наоборот, стрессовая ситуация лишь укрепит у лица «Б» установки, что правоохранители и «взрослые люди» являются для него и его внутреннего мира оппонентами.

На основании вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что подобные ситуации, как в случае с лицом «Б», у которого отсутствовали морально-нравственные ориентиры и ценностно-правовые установки, способствуют формированию в обществе правового нигилизма. Данное социальное явление поражает огромное количество молодёжи, взращивает в них пренебрежительное отношение к законопослушному образу жизни, поэтому, прежде всего, необходимо формировать правильное отношение к закону, закладывать с ранних лет в сознание молодежи положительные установки, которые будут подавлять отрицательные, как, например, самоуправство. Основой для развития мировоззрения, основанного на

верховенстве закона и права, должно быть воспитанное в индивиде чувство ответственности за свои поступки.

Исходя из примера выше, следует сделать акцент на том, что правовое воспитание должно быть направлено не только на категорию таких лиц, как лицо «А», но и на категорию лиц, как лицо «Б», то есть на лиц с конфликтным, противоправным поведением. Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод о том, что процесс по формированию установок законопослушного образа жизни можно и даже нужно делить на виды, а именно:

- формирование «законопослушного микроклимата» внутри семьи (формирование родителями среды на основе положительных образов для правового воспитания индивида внутри семьи);

- общеправовое воспитание (общее правовое воспитание в образовательных учреждениях)

- юридическое образование (специализация в учебных заведениях юридического профиля);

- масс-медиа воспитание (путем транслирования законопослушной модели поведения в СМИ, развлекательных медиа и др.);

- правовое воспитание лиц с девиантным поведением (детские дома и

т. п.);

- правовое воспитание правонарушителей правоохранительными органами, в местах лишения свободы [3, с. 207].

Из данных категорий следует выделить наиболее эффективные и менее эффективные виды правового воспитания.

На наш взгляд, наиболее эффективные методы это:

1) формирование «законопослушного микроклимата» в семье, на основании того, что большую часть взросления индивид проводит в кругу семьи, где впитывает часть образа жизни родителей и следует их примеру;

2) массовое правовое воспитание, так как в эпоху цифровизации информация распространится быстро, особенно среди молодежи, так как она целевая аудитория. Следовательно, можно запустить программу, в которой

упор будет делаться на правовое воспитание молодежи в медиа пространстве.

Наименее эффективный вид воспитания, на наш взгляд - это правовое воспитание правонарушителей правоохранительными органами, в местах лишения свободы, так как зачастую лицо, которое попало в поле зрения правоохранительных органов или в исправительные учреждения - это сформировавшаяся личность, которая приобрела асоциальные черты или установки и воспринимает сотрудников правоохранительных органов и сотрудников исправительных учреждений как своих оппонентов. На основании этого можно сделать вывод о том, что правовое воспитание таких лиц будет наименее эффективным.

Помимо видов воспитания, необходимо выделить еще и методику. З.Н. Каландаришвили отмечает: «Что касается методов воспитания, то они должны быть направлены не на раздельное формирование сознания, поведения и деятельности, а на их взаимосвязь и единство» [4, с. 139].

В качестве рекомендаций по формированию правовой культуры молодежи, «законопослушного микроклимата» и «правового образа жизни» предлагаем опираться на план, который имеет комплексный характер и который обеспечит наиболее полноценный подход к воспитанию индивида.

Данный план должен иметь следующие направления:

1) уведомительный характер, который информирует индивида о существовании правового поля, на которое опирается общественность и государство;

2) направление по формированию у индивида собственной положительной системы оценок по отношению к правовому полю;

3) направление на правомерное поведение, то есть формирование у индивида системы самоконтроля на основе его системы оценок;

4) направление по формированию фундаментальности и нерушимости правомерного поведения, как поведения по умолчанию;

5) направление по структуризации и организации полученных знаний о правовом поле и взаимодействии в нём как субъекта.

Также следует придать значение правовой социализации молодежи, как говорилось ранее: молодежь наиболее мобильная и изменчивая возрастная группа. Под правовой социализацией молодежи понимается процесс, когда лицо из данной возрастной группы приобретает те или иные качества и морально-нравственные установки под воздействием той или иной социальной группы. Данные установки оказывают влияние на поведение индивида во взаимодействии с другими индивидами в правовом поле [5, с. 100].

В заключение следует отметить то, что правовое воспитание молодежи необходимо для нормального функционирования государства и общества. Особенно, когда возраст совершения преступления все снижается и снижается [6].

На основании вышеизложенного абзаца следует сделать вывод, что необходимо заниматься правовым воспитанием молодежи, тем самым превентивно решая проблемы подростковой преступности [7].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мамазакиров Р.У. О способах рационального использования средств юридической техники в указах Президента КР // Вестник кыргызско-российского славянского университета. - 2010. - Т. 10. - № 4. - С. 60-62.

2. Островская Л.Ф. Педагогические знания - родителям / Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 1983. - 171 с.

3. Григорьева И.В. Теория государства и права. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 304 с.

4. Каландаришвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: дис. ... канд. юрид. наук. - Санкт-Петербург, 2004. - 202 с.

5. Казурова О.Ю. «Правовой образ жизни» как фактор социализации и интеграции молодежи в современном российском обществе // Logos et Praxis. -2010. - №7-12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-obraz-zhizni-kak-

faktor-sotsializatsii-i-integratsii-molodezhi-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 16.11.2022).

6. Еременкова Ю.И. Снижение возраста уголовной ответственности несовершеннолетних: за и против / Ю.И. Еременкова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 17 (97). - С. 361-362. - URL: https://moluch.ru/archive/97/21740/ (дата обращения: 27.11.2022).

7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. - М., 2004. -221 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.