Научная статья на тему 'Роль социальных факторов в формировании правосознания'

Роль социальных факторов в формировании правосознания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
431
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / LEGAL CONSCIOUSNESS / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SOCIAL AND LEGAL BEHAVIOR / НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL AND LEGAL EDUCATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / STATE IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стуканов Виталий Григорьевич.

Рассмотрена роль государственных институтов, учреждений образования, СМИ, а также семьи в осуществлении нравственно-правового воспитания граждан в целях формирования законопослушного правосознания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of social factors in the formation оf legal consciousness

The article discusses the role of public institutions, educational institutions, the media, as well as families in the implementation of moral and legal education of citizens in order to build a law-abiding of legal sense of the individual.

Текст научной работы на тему «Роль социальных факторов в формировании правосознания»

УДК 159.9.07 ББК 88.4

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ

ПРАВОСОЗНАНИЯ

ВИТАЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ СТУКАНОВ,

докторант Санкт-Петербургского университета МВД Российской Федерации, кандидат психологических наук, доцент, полковник милиции (Республика Беларусь) E-mail: Stukanoff@tut.by Научная специальность 19.00.06 - юридическая психология

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрена роль государственных институтов, учреждений образования, СМИ, а также семьи в осуществлении нравственно-правового воспитания граждан в целях формирования законопослушного правосознания личности.

Ключевые слова: правосознание, социально-правовое поведение, нравственно-правовое воспитание, государственная идеология.

Annotation. The article discusses the role of public institutions, educational institutions, the media, as well as families in the implementation of moral and legal education of citizens in order to build a law-abiding of legal sense of the individual.

Keywords: legal consciousness, social and legal behavior, moral and legal education, the state ideology.

Под правосознанием личности мы понимаем систему психологических свойств, реализующихся в когнитивной и чувственно-эмоциональной сфере, и детерминирующих субъективное отражение правовой действительности, а также социально-правовое поведение человека. К этим свойствам, в первую очередь, относятся оценочные отношения, ценностные ориентации, представления, личностные принципы и нормы, знания, убеждения, ожидания, оценочные эталоны и др. Проблема формирования свойств правосознания личности исследуется в основном в рамках педагогики и психологии. Глубоко изучены педагогические аспекты становления правосознания у несовершеннолетних и молодежи в рамках образовательного процесса в среднеспециальных и высших учебных заведениях. Серьезно проработаны вопросы формирования правосознания в рамках исследований психологических предпосылок преступного поведения. Одним из направлений изучения данной проблемы также должно выступить исследование социальных факторов, обуславливающих формирование правосознания.

На макроуровне свойства правосознания личности формируются под воздействием определенных социальных условий и влияний. К основным социальным условиям, непосредственно влияющим на формирование правосознания, мы относим, в первую очередь, социально-экономические условия, правовое устройство государства, а также деятельность органов государственного управления и власти.

Важнейшей составляющей социально-экономических условий жизни людей, обусловливающих

формирование правосознания, выступают уровень расслоения (материального, образовательного, культурного и т.д.) населения и, соответственно, наличие либо отсутствие в обществе возможностей для правомерного удовлетворения потребностей, интересов и притязаний, жизненных целей, планов, желаний членов общества. Чем меньше в обществе правопослушных возможностей для удовлетворения потребностей материального характера, в отдыхе и развлечении, в социальной справедливости, в решении жизненных проблем, в сфере межличностного общения, разрешении конфликтов, споров, в самоактуализации, и т.д., а также, чем выше уровень расслоения населения, тем ниже уровень его правосознания.

Правовая система государства, как необходимое условие формирования правосознания, предполагает нормативно правовую урегулированность общественных отношений, понятность, доступность законодательства, его адекватность реальной экономической общественно-политической ситуации в стране, реализацию в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп. Сюда же необходимо отнести доступность для большинства населения квалифицированной правовой помощи.

Эффективность, обоснованность и справедливость деятельности государственных органов, в том числе правоохранительных, выступает важным условием формирования правопослушного правосознания.

Деятельность органов государственного управления и власти будет способствовать формированию право-послушного правосознания, если в обществе укрепится мнение об эффективности работы местных и республиканских исполнительных и законодательных органов, их заботе о человеке, отсутствии масштабных коррупционных проявлений среди чиновников, своевременности и справедливости принимаемых решений. Правоохранительная деятельность также способствует формированию правосознания, укреплению правопорядка: если обеспечивается реализация принципа неотвратимости наказания, эффективно раскрываются и расследуются правонарушения, правосудие осуществляется открыто и доступно гражданам, осуществляется тесное взаимодействие органов правопорядка с населением и гражданским обществом. Как результат - граждане станут активно участвовать в поддержании правопорядка (выступать свидетелями правонарушений, оказывать помощь в раскрытии преступлений, пресекать определенные нарушения правопорядка и др.). И наоборот, деятельность органов управления, оцениваемая людьми как несправедливая, коррумпированная, нечестная, в угоду определенным категориям населения, нереализующая принцип неотвратимости наказания и т.д., будет формировать в правосознании граждан негативное отношение к власти и государству в целом.

К социальным влияниям мы относим: нравственно-правовое воспитание (в рамках государственной идеологии), которое должно осуществляться специальными бюрократическими аппаратами, в рамках учебно-воспитательного процесса учреждения образования всех уровней, средствами массовой информации, гражданским обществом, а также семьей. Указанные социальные факторы оказывают целенаправленное прямое воздействие в формировании правосознания, в отличие от опосредованного, осуществляемого социальными условиями.

Содержание нравственно-правового воспитания населения определяется, в первую очередь, государственной идеологией в сфере образования и воспитания граждан. Одной из центральных задач идеологического воздействия должно быть культивирование определенной системы ценностей, направленной на формирование в личности готовности вести правопо-слушный образ жизни, удовлетворять потребности, разрешать жизненные проблемы и конфликты законопослушными способами.

Вместе с тем, как показывает содержательный анализ, государственная идеология современной Беларуси не в достаточной степени отражает и реализует цели нравственно-правового воспитания граждан. Логично было бы стратегические концепты нравственно-правового воспитания предусмотреть в образовательных приоритетах государственной идеологии. Однако, практически во всех учебных и научных изданиях, посвященных государственной идеологии страны, дан-

ная проблема обходится стороной. Выделяются следующие приоритеты в сфере образования: сохранение и развитие лучших традиций системы образования, заложенных в советский период; своевременное и опережающее обеспечение запросов белорусского общества в целом и каждого гражданина, в частности [3, с. 377]; повышение качества образования, привидение его в соответствие с проводимыми в стране преобразованиями, направленными на создание высокотехнологичной, конкурентоспособной экономики [1, с. 72] и т.д. По сути, тактические вопросы государственной политики в различных сферах социально-экономической и политической жизни страны получили название стратегических идей государственной идеологии. Точную оценку данной ситуации дал профессор Я.И. Трещенок: «Улучшать производство, внутреннюю и внешнюю торговлю, качество сервиса, безусловно, надо, но не следует смешивать Божий дар с яичницей» [7, с. 88]. В настоящее время государственная идеология Республики Беларусь не определяет в достаточной степени стратегические ориентиры в воспитании граждан страны, не позволяет в полной мере осознать, к чему необходимо стремиться, не дает четких и ясных целей нравственно-правового воспитании, не является идейным источником законодательной политики и практики в данной сфере.

В целях выработки стратегических целей нравственно-правового воспитания и формирования законопослушного правосознания необходимо исходить, в первую очередь, из того, какие идеальные социальные роли должен выполнять человек. С позиции интересов государства и общества человек, в первую очередь, должен быть: гражданином, патриотом, любящим Родину, готовым стать на ее защиту; примерным членом общества, уважительно относящимся к законам, другим людям и чужой собственности; ответственным тружеником и хорошим профессионалом; добропорядочным семьянином, родителем, сыном (дочерью). На основании изложенного, с учетом результатов проведенного нами теоретического и эмпирического исследования, выделим стратегические цели-ориентиры государственной идеологии в сфере формирования нравственной, законопослушной личности:

• формирование гражданина, патриота, добросовестно выполняющего свой долг по защите отечества, других людей, в том числе от преступных посягательств, активно поддерживающий правопорядок; отличающегося нравственным максимализмом, готовностью пожертвовать материальным благополучием и самой жизнью во имя идейных убеждений и защиты Родины, способного мобилизоваться, отбросить все второстепенное и сосредоточиться на самом главном ради достижения победы; патерналистически воспринимающего власть, главу государства как государя, отца нации («бацьку»);

• формирование члена общества, уважительно относящегося к нравственно-правовым предписаниям

социума, другим людям, природе, чужой собственности, отличающегося совестливостью, милосердием, терпимостью, смиренностью, уживчивостью; способного жить в коллективе и учитывать его интересы, убежденного, что личное духовное и материальное благополучие и спасение должно достигаться сообща, для всех; способного к самоограничению и даже аскетизму, воздержанию от излишеств в еде, питие, развлечениях; демонстрирующего благопристойное поведение в сфере отдыха и потребления развлекательных услуг;

• формирование профессионала, труженика, считающего труд основным источником материальных благ; стремящегося максимально качественно исполнять профессиональные обязанности, проявляющего рационализаторские инициативы, направленные на улучшение качества производимой продукции, оказываемых услуг; не преклоняющегося перед богатством, у которого присутствует стремление не к богатству, а зажиточности; отличающегося приоритетом духовных ценностей над материальными, бескорыстием, душевной широтой и щедростью, нестяжательством;

• формирование семьянина, добропорядочного родителя, любящего детей и использующего педагогически адекватные приемы воспитания; преданного супруга и заботливого сына (дочери).

Данные цели (или сверх задачи) должны пронизывать всю систему государственной идеологии в сфере нравственно-правового воспитания, учебно-воспитательный процесс учреждений образования всех уровней, пропагандироваться СМИ, гражданским обществом. Центральной идеей государственной идеологии в сфере нравственно-правового воспитания человека должна быть аксиома «нельзя жить в обществе и быть независимым от общества». По сути, вся система нравственно-правового воспитания граждан должна давать ответы на два вопроса: кого мы хотим сформировать; что необходимо сделать для формирования достойного гражданина, члена общества, профессионала и семьянина.

Важная роль в формировании правосознания и культивирования стратегических целей-ориентиров принадлежит учебно-воспитательному процессу учреждений образования, а также СМИ. В ходе обучения и воспитания у индивида не только формируется система правил, норм, которыми он должен руководствоваться в своем социально значимом поведении, но и вырабатывается привычка соблюдать закон. Именно в процессе обучения и воспитания формируется такое свойство личности, как способность к самостоятельному сознательному отражению правовых явлений, их оценке, и на этой основе вырабатывается способность к самовоспитанию [5, с. 97]. Влияние СМИ в формировании правосознания может носить как конструктивный, так противоречивый и деструктивный характер. Конструктивное влияние выражается в формировании в правовом сознании адекватных правовых

представлений, а также соответствующих отношений, установок к правовым явлениям. «Деструктивное информационное воздействие - это негативное воздействие информации, распространяемой через СМИ, на правосознание с целью деформации имеющихся представлений о праве и правовых явлениях либо формирования и утверждения искаженных представлений о них» [6, с. 8].

Важнейшей воспитательной функцией семьи является «формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы общежития и поведения» [2, с. 343]. Только в благополучной семье возможно формирование здоровой личности ребенка и, соответственно, право-послушного правосознания личности. По нашему мнению, благополучная семья - это семья, в которой присутствуют эмоционально-позитивные отношения между родителями, а также в триаде родители - ребенок, родители демонстрируют нравственно-правовое поведение и используют адекватные педагогические методы воспитания ребенка. Отсутствие одного из четырех факторов в семье превращает ее в неблагополучную. Нарушение структуры семьи (неполная семья) является важным, но не определяющим фактором должного воспитания и формирования законопослушного правосознания личности. Если в диаде «ребенок-родитель» существуют устойчивые эмоционально-позитивные отношения, при этом родитель демонстрирует и проповедует нравственно-правовое поведение, применяет адекватные педагогические методы воспитания, и у ребенка есть законопослушный эмоционально привлекательный идеал для подражания (в случае разнополости ребенка и родителя) - неполная семья, как правило, является благополучной.

Семья выступает базовым, стартовым фактором социального влияния на ребенка. С возрастом в формировании правосознания начинает принимать участие ближайшее окружение - родственная референтная группа (дедушки и бабушки, братья и сестры), а затем друзья, учителя, другие люди, с которыми начинает контактировать ребенок. С взрослением на личность подростка начинают оказывать опосредованное информационное влияние книги, искусство, художественные фильмы, телевидение, интернет и т.д. Каждый из факторов социального влияния в разные интервалы развития ребенка оказывает воздействие, отучающееся по интенсивности и длительности.

Мы согласны с А.Н. Пастушеней, который указывал, что результат социальных влияний может быть как положительным, так и отрицательным с точки зрения формирования индивидуального и общественного правосознания. Положительное воздействие заключается в формировании достаточно полных правовых знаний членов общества о наказуемых (запрещаемых)

деяниях и законных путях обеспечения своих прав и интересов, т.е. о возможностях удовлетворения потребностей и решения жизненных проблем. Отрицательный результат социальных влияний представляет противоположное явление, выражающееся в формировании таких ценностных ориентаций, ожиданий и общественных настроений, которые разрушают антикриминальную устойчивость членов общества и таким образом способствуют углублению внутренних предпосылок преступности [4, с. 14-30].

Таким образом, правосознание граждан непосредственно формируется под влиянием социально-экономических условий, правового устройства государства, благодаря деятельности органов государственного управления и власти, системы нравственно-правового воспитания через различные социальные институты, гражданское общество, учреждения образования. Ведущая роль в становлении правосознания личности принадлежит семье, а также СМИ. Конечной целью социального воздействия должно стать формирование в сознании граждан: правовых знаний, правомерных моделей поведения при удовлетворении психофизиологических, духовных и иных потребностей, разрешения жизненных проблем и конфликтов и т.д., уважительного отношения к органам государственного управления, в частности, правоохранительным органам.

Литература

1. Идеология белорусского государства в вопросах и ответах / Под общ. ред. О.В. Пролесковского и Л.Е. Криштаповича. Мн.: Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь, 2008.

2. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для ст-тов педагогических вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

3. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособ. для вузов / Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.

4. Пастушеня А.Н. Структура и содержание нравственно-правовой сферы личности как целеориенти-рующая основа воспитания // Проблемы нравствен-

но-правового воспитания молодежи в Республике Беларусь. Минск: БГУФК, 2006. С. 14-30.

5. Певцова Е.А. Реализация доктрины правового образования учащихся общеобразовательных учреждений в современной России: Дисс... докт. пед. наук: 13.00.01; Институт общего образования. М., 2004.

6. Рыков А.Н. Деструктивное воздействие средств массовой информации на правосознание граждан (правовые проблемы формирования информационного общества): Автореф. дис... канд. юрид. наук: 12.00.01; Кубанский государственный университет. Ростов н/Д., 2002.

7. Трещенок Я.И. Государственная идеология и национальная идея Республики Беларусь. Могилев: МГУ, 2006.

References

1. The ideology of the Belarusian state in questions and answers / Edit. by O.V Proleskovskiy and L.E. of Krishtapovich. Mn.: Information-analytical center of the Pesidential Administration of the Republic of Belarus, 2008.

2. Kukushin V.S. Theory and methods of education: Manual for students of pedagogical universities. Rostov-on-don: Phoenix, 2006.

3. The foundations of the ideology of the Belarusian state: Manual for high schools / Edit. by S.N. Knyazeva, S.V Reshetnikova. Mn.: Academy of management under the President of the Republic of Belarus, 2004.

4. Pastushenya A.N. The structure and content of the moral-legal sphere of the individual as clearinterval the basis of education // Problems of moral and legal education of youth in the Republic of Belarus. Minsk: BGUFK, 2006. P. 14-30.

5. Pevtsova E.A. Implementation of the doctrine of legal education in schools in contemporary Russia: dis... doc. ped. sciences: 13.00.01; Institute of General education. M., 2004.

6. Rykov A.N. The destructive impact of the media on the legal consciousness of citizens (legal problems of formation of the information society): author. dis... leg. sciences: 12.00.01; Kuban state University. Rostov-on-Don, 2002.

7. Treshchenok Ya.I. State ideology and national concept of the Republic of Belarus. Mogilev: MSU, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.