Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

РОЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ПРЕСТУПНОСТЬ / CRIMENESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магомедов Ш. Б., Магомедов Д. Б.

В статье рассматриваются направления профилактики преступности молодежи, основным из которых является правовое воспитание. Предлагается система мер, направленная на повышение правовой культуры молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE YOUTH LEGAL EDUCATION IN CRIME PREVENTION

The article covers the directions of youth crime prevention, the basic of which is legal education. The system of measures, directed on rasing youth legal culture is proposed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

Ш.Б. МАГОМЕДОВ, ДБ. МАГОМЕДОВ

УДК 340.114.5-053.6

РОЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ*

Магомедов Ш.Б., декан юридического факультета Дагестанского государственного университета, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного муниципального права

E-mail: kafedraconst@mail ru

Магомедов Д.Б., доцент кафедры трудового права и основ правоведения Дагестанского государственного университета

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются направления профилактики преступности молодежи, основным из которых является правовое воспитание. Предлагается система мер, направленная на повышение правовой культуры молодежи.

Ключевые слова: правовое воспитание, правовая культура, молодежь, профилактика, преступность.

THE ROLE OF THE YOUTH LEGAL EDUCATION IN CRIME PREVENTION

Magomedov Sh.B., Dean of Faculty of Law at Daghestan State University, Doctor of Law, professor of Department of Constitutional and Municipal Law

Magomedov D^., Associate Professor of the Chair of Labor Law and Bases of jurisprudence at Daghestan State University

The article covers the directions of youth crime prevention, the basic of which is legal education. The system of measures, directed on rasing youth legal culture is proposed.

Key words: legal education, legal culture, youth, prevention, crime-ness.

В современных условиях проблема преступности молодежи в России приобрела особую актуальность, вследствие того, что сложилась крайне неблагоприятная и опасная социальная среда, постоянно воспроизводящая и стимулирующая антиправовые устремления субъектов [1, с. 88]. На сегодняшний день криминальная обстановка среди молодежи по России остается сложной и требует принятия адекватных мер социальной профилактики. Обеспечение нормальных условий развития и воспитания несовершеннолетних - важнейшее направление их защиты от поражения преступностью. Кроме гуманитарной и философской граней данной проблемы (борьба с детьми по существу есть борьба с самим собой), имеется криминальный аспект, который тоже имеет весьма большое значение. Дело заключается в том, что в большинстве стран мира ужесточение мер борьбы с преступностью молодежи приводило только к отрицательным результатам: ужесточение мер воздействия сопро-

* Исследование выполнено в рамках проекта 17С «Разработка эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации по борьбе с экстремизмом посредством анализа конституционно-правовых основ на базе НОЦ "Право"» программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет».

вождалось ростом преступности и ее общественной опасности [2, с. 29].

Основной целью правового воспитания молодежи является формирование ее правосознания и создание на этой основе активного правомерного поведения. А.А. Кваша трактует правовое воспитание через его структурные элементы. Он считает, что правовое воспитание заключается в передаче, накоплении и усвоении знания норм права, а также в создании определенного отношения к праву и практике его осуществления, способности реализо-вывать собственные права, не нарушать запреты и исполнять обязанности. Необходимо усвоить основополагающие положения законодательства и сформировать уважение к нему. Приобретенные знания должны преобразоваться в личное убеждение, в непоколебимую установку строго соблюдать предписания закона, после этого - во внутреннюю убежденность следовать нормам права» [3, с. 84].

Важную роль играет проблема «правового минимума», то есть необходимого уровня знания закона, обладать которым должен каждый человек, несмотря на его социальный статус. К сожалению, уровень этой работы не соответствует современному уровню развития Российского общества. Органы государственной власти, которые должны решать данную проблему, работают разобщенно. В эту работу практически не вовлекаются общест-

венные организации. На сегодняшний день недостаточно эффективно ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Мероприятия, направленные на правовое воспитание молодежи, проводятся бессистемно, без учета нынешнего состояния законности, также потребности общества в различного рода юридических знаниях. В нашем государстве нет концепции создания нетерпимого отношения к разного рода антисоциальным явлениям, особенно в области осуществления предпринимательской деятельности [4, с. 9].

Понятие «правовое воспитание» очень тесно связано с понятием «правовое просвещение». Под правовым просвещением подразумевается систематическая, имеющая определенную цель деятельность государства и населения, направленная на создание и укрепление правосознания и правовой культуры для противодействия правовому нигилизму и обеспечения формирования личности в духовной сфере, осуществляя идею создания правового государства [5].

Участие в правовой жизни государства существенно влияет на правосознание человека, содействует усвоению им определенных знаний в области права. Воспитание правосознания в сочетании с нравственностью, демократизмом всех граждан и составляет процесс совершенствования уровня культуры граждан, всего общества. Воспитание правового сознания должно начинаться с усвоения нравственных ценностей в семье, школе, в общении с друзьями. Определенные правовые взгляды и представления формируются в наблюдениях над жизнью, размышлениях, различного рода конфликтах, которые связаны с правовыми, юридическими оценками.

Большое влияние на правовое воспитание оказывает СМИ, художественная литература. Воспитание в духе уважения к закону и праву не ограничивается одним лишь правовым просвещением, созданием позитивного отношения к ним, оно заключается также в правовой активности индивида, в правовой культуре. Правовое обучение взаимосвязано с правовым воспитанием молодёжи. Обучение означает непрерывную связь процессов формирования сознания законопослушной личности, в том числе правовые установки. Необходимо создать у молодёжи мотивацию, потребность и необходимость в непрерывном углублении знаний в сфере права. Только тогда можно будет сказать, что индивид будет не только иметь теоретические знания, но и расширять эти знания и правильно их применять в тех или иных ситуациях [6].

Д.Ю. Мартынкина считает, что правовое просвещение граждан посредством СМИ на сегодняшний день является одним из наиболее значимых средств формирования правовой культуры населения. Ведь без достаточно высокого уровня правовой культуры практически невозможно развитие гражданского общества и правового государства в России [7, с. 13].

В литературе различают понятия «формы правового воспитания» молодежи и «методы правового воспитания». Методы правового воспитания означают совокупность приемов и способов, посредством которых субъект правового воспитания оказывает воздействие на объект, побуждая его к действиям, направленным на развитие и улучшение уровня правового сознания [8, с. 62].

А.С. Сиротин считает, что метод представляет собой определенную систему элементарных актов, оказывающих влияние на сознание, волю и поведение объекта воспитания для выработки у него осмысленной правовой дисциплины и соответствующего ей соблюдения правовых норм. Продолжительная практика психолого-педагогического влияния на сознание и поведение общества сформировала разнообразные способы такого влияния. З.Н. Каландаришвили к методам правового воспитания относит такие, как: информационно-просветительный, ориентационно-деятельностный метод, который направлен на снабжение воспитуе-мых знаниями и информацией, метод, ставящий целью развитие правовой активности, методы, нацеленные на формирование оценочной способности. Если рассматривать основополагающий метод, то следует отметить, что в «чистой» форме его просто нет и не может быть. Центральное место должен занимать метод убеждения, в непрерывном взаимовлиянии с методом внушения и в некоторых случаях принуждения.

Как известно, одной из форм правового воспитания является правовое обучение. Оно реализуется в рамках образовательного процесса. В воспитательном процессе образование играет ключевую роль. Оно также является одним из главнейших институтов социализации. Правовое образование крайне необходимо для правовой социализации индивида [9, с. 200].

Следует обратить внимание на раннее предупреждение преступлений молодежи посредством оказания влияния на их правовое сознание. Правовое образование и правовое воспитание имеют большое значение при профилактике преступлений среди молодежи, так как оказывают значительное влияние на их правосознание. Нужно изменить личность в правовом плане до такой степени, чтобы в дальнейшем у индивида даже не возникало мысли о вступлении на преступный путь. Для этого нужно внедрять в практику правовое воспитание. При организации профилактики преступлений среди молодежи нужно принимать во внимание как социально-психологические явления, так и аспект правосознания. Этот аспект профилактики организовывается с обязательным участием правоведов, психологов, социологов. Они должны оказывать квалифицированную помощь при проведении воспитательно-профилактической работы, при формировании правовых установок, навыков активного правомерного поведения правонарушителей.

Ш.Б. МАГОМЕДОВ, ДБ. МАГОМЕДОВ

Представление о праве и правовой ответственности должно разрабатываться качественно и в определенное время. В связи с тем, что правовое воспитание представляет собой организованное, систематическое и целенаправленное воздействие на человека, которое развивает правовое сознание, установки, навыки, привычки активного правомерного поведения, в воспитательном процессе молодежи нужно акцентировать внимание как на интеллектуальном, нравственном, эстетическом развитии, так и на правовом. Отсутствие этого направления в проводимой воспитательной работе негативно скажется на правосознании молодежи.

В ходе осуществления процесса профилактики преступлений среди молодежи, необходимо обращать внимание на социально-психологические явления. СМИ является одним из ведущих направлений правовой пропаганды как формы правового воспитания. Особенность заключается в том, что данный процесс из-за массового характера и общедоступности охватывает большое количество людей и тем самым становится составной частью общественного сознания, а это впоследствии оказывает влияние на формирование тех или иных правовых представлений и предпочтений людей [10, с. 79]. По результатам опросов, проведенных среди студентов, наиболее известными источниками информации в правовой сфере для них являются телевидение, Интернет, а также разговоры в кругу семьи. Но публикации тревожно заявляют, что СМИ, к сожалению, приносят больше вреда, чем пользы, в частности, для молодого поколения страны. Отрицательное воздействие телевидения и Интернета на правосознание молодежи является явным. Без участия государства справиться в этом случае невозможно. В роли субъективного фактора правовой социализации выступает система правового обучения и воспитания, которая осуществляет воздействие на правовое сознание молодежи и использует систему методов и средств создания правовых убеждений и практических навыков обеспечения прав и свобод индивида в рамках, установленных законом [11, с. 253].

Для формирования взаимосвязанной системы правового воспитания и молодежи нашей страны, включающей в себя органы государственной власти, СМИ и общественные формирования, необходимо:

1) разработать и принять в виде Указа Президента РФ «Федеральную целевую программу развития правовой культуры в Российской Федерации», в задачи которой должно входить осуществление планомерной работы в данной области;

2) создать условия для создания и внедрение во всех учебных заведений (школа, профессионально-техническое училище, высшее и среднее специальное учебное заведение) специальных программ по изучению законодательства РФ;

3) организовать введение обязательных правовых дисциплин во всех учебных заведениях, начиная с начальной школы и заканчивая высшими учебными заведениями;

4) обеспечить публикацию нормативной, справочной юридической литературы в целях правового просвещения всех граждан;

5) устроить демонстрацию циклов информационных передач правового характера на телевидении;

6) создать возможность проведения за счет средств государственного и региональных бюджетов юридических консультаций для несовершеннолетних и молодежи;

7) министерствам юстиции, органам внутренних дел, образования создать комплексную программу правового образования и воспитания, нацеленную на формирование соответствующего уровня правового сознания молодежи и предупреждение преступлений;

8) восстановить правовоспитательную функцию в судах, правоохранительных органах, прокуратуре, органах юстиции.

Таким образом, хорошо продуманная и действенная система мер и правовой пропаганды повысит уровень правовой культуры молодежи и будет способствовать качественному повышению уровня правового сознания населения и сокращению девиантных форм поведения.

Литература

1. Малачилов Х.М., Магомедов Ш.Б. Актуальные проблемы правового воспитания молодежи // Юридический вестник ДГУ. 2009. № 2.

2. Аванесов Г.А., Эриашвили Н.Д. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних // Защити меня. 2012. № 2.

3. Бугаенко Ю.Ю. Правовое воспитание современной молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4 (14).

4. Горшенков А.Г. Виктимологический аспект предупредительного воздействия на преступность в сфере массовой информации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н.Новгород, 2009.

5. Концепция правового просвещения на период до 2020 года // http://www.pravo.khv.ru/concept (дата обращения: 28.05.2014 г.).

6. Джанибекова Н. А. Место правового воспитания в формировании правосознания молодежи // Молодой ученый. 2013. №7. С.272-274.

7. Мартынкина Д.Ю. Роль печатных средств массовой информации в правовом просвещении населения (на материалах общественно-политических газет): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2011.

8. Бондарев А.С. Объект, предмет и методы правового воспитания в их соотношении // Ученые записки юридического факультета. Вып. 18 (28) / под ред. А.А. Ливеровского. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2010.

9. Крутиков М.Ю. Правовое воспитание в системе правовой социализации в условиях современной России // Известия Тульского

государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3-1.

10. Биряева А.В. Правовая пропаганда правового воспитания (на примере СМИ) // Социально-политические науки. 2011. № 1.

11. Сандул Я.В. Соотношение объективных и субъективных факторов правового воспитания студенчества // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 2.

Поступила в редакцию 5 июня 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.