Научная статья на тему 'Правовое образование и воспитание молодежи в современных условиях'

Правовое образование и воспитание молодежи в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
487
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / LEGAL NIHILISM / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ПРОПАГАНДА / PROPAGANDA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хамитова Гульнар Шафкатовна

Проблема правового нигилизма молодежи становится всё более актуальной в современном российском обществе в связи с тем, что в нем получают широкое распространение молодежная преступность, экстремизм и отрицание ценности права. И одним из главных на-правлений предупреждения правового нигилизма молодежи является правовое образование и воспитание молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal education and upbringing of the youth in the present-day conditions

The problem of the youth's legal nihilism is getting ever more topical in the modern Russian society because of youth crime, extremism, and denial of law's value are proliferating in it. One of the main areas of legal nihilism prevention is legal education and upbringing of the young generation.

Текст научной работы на тему «Правовое образование и воспитание молодежи в современных условиях»

прав и свобод личности. Расширение функций социального саморегулирования способствует усилению социологических аспектов в восприятии права.

Несмотря всю сложность проблемы, следует подчеркнуть, что позитивизм в методологическом плане расширяет горизонты научного анализа сущности права и власти и позволяет наполнить реальным содержанием правовые категории, исходя из потребностей правовой и социальной практики. Позитивизм права в прикладном аспекте предполагает обеспечение и защиту прав и свобод личности, достижение и поддержание правопорядка и социальной стабильности, создания социальной и правовой ба-

зы и механизмов по достижению социального согласия.

На сегодня в России единственным регулятором социальных отношений является позитивное право и действующее законодательство. В то же время юридический позитивизм утрачивает доминирующие позиции. Тем не менее, последовательно реализуемая в методологическом плане, позитивность права предполагает отход от формально-догматической юриспруденции и её трансформацию с учетом усиливающихся факторов саморазвития и саморегулирования, все более детерминирующих социокультурную динамику.

Г.Ш. Хамитова

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Общество на протяжении всей своей истории всегда уделяло особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Когда общество сталкивается с острой потребностью разрешить те или иные конфликты или противоречия, связанные с нарушением чьих-то прав или законных интересов, и когда отмеченные конфликты становятся массовыми, они приобретают статус социальных явлений.

Переход российского общества к рыночным отношениям неизбежно повлек изменения во всех сферах жизни - экономической, политической, социальной, духовной, в результате которых выявился ряд острых социальных проблем, одна из которых - правовой нигилизм молодого поколения.

Явления социальной деформации в настоящее время проникли во все сферы общественной жизни. Негативные проявления правового нигилизма - экстремизм, преступность в подростковой и

молодежной среде - получили широкое распространение и обрели более опасный для российского общества характер по сравнению с прошлыми периодами времени. Данные отрицательные девиации наносят огромный вред и государству, и обществу, задерживая их развитие. В связи с этим правовой нигилизм молодежи следует рассматривать в качестве социальной проблемы современного российского общества, требующей безотлагательного решения.

Определенная группа противоречий связана с положением молодых людей в социуме. С одной стороны, они являются стратегически важным ресурсом общества и способны осуществлять прогрессивные экономические и социальные преобразования, определять активную движущую силу и роль в социуме. С другой стороны, российская молодежь поставлена перед необходимостью раннего выбора жизненного пути, торопясь попасть в поле зрения потенциальных работодателей, чтобы после получения образования приобрести интересную,

престижную, перспективную и высокооплачиваемую работу. Но вместе с этим выбором молодежь теряет главное в жизненном формировании - игнорирует воспитание и ценностное ориентирование. В стремлении быстрее адаптироваться к условиям жесткой реальности, обозначить для себя верные приоритеты, выбрать вид деятельности, дающий преимущества над другими такими же, молодые люди игнорируют многие политические, правовые и нравственные нормы и ценности общества, словно перешагивая через них. Кому-то это удается, а много таких, которые, наблюдая мнимое успешное восхождение (с помощью родителей, родственников и знакомых, занимающих значительное положение в обществе, неправомерных или безнравственных и т.п. действий), не верят в обязательность и справедливость законов, негативно относятся к праву в целом, игнорируют и нарушают правовые и моральные предписания. Они не успевают или не хотят формировать у себя прочное и устойчивое неприятие правонарушений или предпосылок к ним - моральных норм и ценностей.

Другая группа противоречий раскрывает проблему правового нигилизма молодежи со стороны ее готовности к отчуждению от права и моральных норм. Отказ в начале 90-х годов от воспитания и просвещения молодого поколения в учебных заведениях и армии, ограничиваясь только образованием, с одной стороны, снизил нравственно-правовое давление на молодых граждан. Однако, с другой стороны, предоставленная молодым людям полная свобода действий не привела к выбору осознанной морально-правовой модели их поведения в гражданской и социально-культурной среде общества.

В Республике Башкортостан за 2008 год было зарегистрировано 36846 лиц, совершивших преступления. Из них 19365 человек составили молодые люди в возрасте до 30 лет, в том числе 2730 учащихся, студентов. При этом 2864

подростка на момент совершения уголовно наказуемого деяния являлись не-совершеннолетними1.

Таким образом, молодые люди составили более половины (52,6 %) от общего числа преступников. То есть молодежь, являясь наиболее социально активной частью населения, принимает непосредственное участие и в совершении противоправных деяний. Учитывая то, что 14,1 % от общего числа молодых преступников составили учащиеся, студенты, можно сделать вывод о том, что агенты социализации, в частности, образовательные учреждения, не обеспечивают молодому поколению необходимого и достаточного объема правовых знаний, которые способствовали бы их правомерному поведению.

Следовательно, молодые люди не уважают законы своего государства, не боятся преступать их, и, вероятно, даже не осознают в полной мере всех юридических, социальных последствий своих противоправных деяний. Это приводит к тому, что законопослушные граждане вынуждены жить в обществе, в котором не чувствуют себя в безопасности, не видят реальной защиты со стороны государства. То есть часть населения, нарушающая правовые запреты и предписания, ведущая нигилистический образ жизни, вынуждает других к аналогичному типу поведения.

В данном случае были приведены данные уголовно-правовой статистики в отношении только зарегистрированных преступлений. С учетом того, что отличительными чертами ювенальной, т.е. подростковой преступности (которая рассматривается в составе молодежной преступности) являются высокая степень латентности, активность и динамичность, а также принимая во внимание административные правонарушения, данные статистические показатели были бы значительно выше.

1 Комплексный сборник. Республика Башкортостан в цифрах. В 2 ч. Часть I. - Уфа: Башкорто-станстат, 2009. - С.90.

Также опасной особенностью юве-нальной преступности является повышение ее рецидивного характера. Повторные совершения преступлений свидетельствуют о формировании у подростков стойкой противоправной направлен-ности1. А это представляет собой деградацию общества, начинающуюся с молодого поколения.

Молодые правонарушители представляют большую угрозу для социума. Прежде всего, из молодых преступников вырастают взрослые с криминальной направленностью, часто - рецидивисты, которые способны совершить более тяжкие преступления. Такие граждане несут потенциальную опасность для всех представителей общества. Кроме того, юные нарушители правопорядка представляют угрозу для своих сверстников с позитивной правовой направленностью. Другим немаловажным фактором являются расходы государства, направленные на реализацию наказания, ресоциа-лизацию молодых преступников и правонарушителей после отбывания ими наказания. Таким образом, проблема правового нигилизма и подростково-молодежной преступности (как форм его проявления) затрагивает многие сферы социальной жизни общества, поэтому ее решение не допускает отлагательств.

Мы считаем необходимым рассматривать проблему правового нигилизма молодёжи во взаимосвязи с правовым образованием и воспитанием. Для этого, прежде всего, следует выделить понятийный аппарат, имеющий место в данном исследовании. К основным понятиям относятся правовое образование, правовое воспитание, правовая пропаганда, правовое просвещение.

1 Сальников В.П. Проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних/ Тез.докл. Международная научно-практическая конференция «Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений». Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 1999. - С. 4

Существует много взглядов на понятие правового воспитания. Профессор А.В. Малько рассматривает его как целенаправленную деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры. К.В. Науменкова определяет правовое воспитание как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры. Т.И. Акимова считает, что правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру2.

Мы предлагаем определение, согласно которому правовое воспитание - это система мер, направленных на формирование правовых идей, установок, принципов, навыков правомерного поведения, которая систематически и организованно воздействует на личность.

Целью правового воспитания в широком смысле является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан. Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду стремления к правомерному поведению. Конкретные цели правового воспитания заключаются в применении полученных знаний на практике.

Формами правового воспитания являются правовое обучение (образование), правовая пропаганда, правовое просвещение, юридическая практика и самовоспитание.

Некоторые авторы рассматривают СМИ, кино, литературу, искусство, средства пропаганды и агитации не как формы, а как средства правового

2 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М.: Юрист, 2004. - С.142; См. также Авторский коллектив Allpravo.ru -2005. Правовое воспитание в Российской Федерации. - Режим доступа: www. Allpravo. ru

обучения и воспитания. Их позиция основана на том, что к средствам правового воспитания может быть отнесено всё, с помощью чего осуществляется целенаправленное

воздействие на сознание, волю и поведение людей, или всё, с помощью чего воспитываемым передается информация о праве, о законе1. Мы полагаем, что в данном случае более корректно говорить именно о формах правового воспитания, образования.

Под правовым образованием (обучением) понимают передачу, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях2. То есть правовое воспитание соотносится с правовым образованием как общее и частное.

Правовое образование молодежи имеет важное значение для социума, т.к., способствуя правомерному поведению граждан, обеспечивает условия его нормального функционирования. В связи с тем, что первичная социализация включает в себя период от рождения до формирования зрелой личности, образовательные учреждения являются одними из ведущих агентов первичной социализации молодежи.

Пропаганда (от лат. propaganda -подлежащее распространению) - это распространение политических,

философских, научных, художественных и др. идей в обществе3. Следовательно, правовая пропаганда - это распространение правовых идей, установок в обществе. Она оказывает воздействие на воспитуемых, прежде всего, на уровне идеологии. Правовая пропаганда может быть устной (например,

1 Сиротин А.С. Средства воспитания уважения к закону. // ФЕМИС. Ежегодник истории права и правоведения. - Выпуск 1. - М: МГИУ - 2000. -Режим доступа: http://www.hf.msiu.ru/nauka femis 1-18.htm

2 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М.: Юрист, 2004. - С.143

3 Советский энциклопедический словарь./ Глав.

ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд. - М.: Советская

энциклопедия, 1983. - С. 1065.

средствами радиовещания, телевидения) и письменной (информационные стенды, средства печати, распространение брошюр и т.п.). То есть для нее характерно наличие субъекта (того, кто осуществляет пропаганду) и объекта воздействия (того, на кого направлена пропаганда).

В советском обществе правовое воспитание, особенно в отношении молодых граждан, занимало важное место в идейно-воспитательной деятельности Коммунистической партии и государства. Его предметом являлось формирование у них социалистического правосознания. К видам правового воспитания молодого поколения относили правовую учебу, индивидуальное правовое воспитание и правовую пропаганду, просвещение4. Большое внимание в советском обществе уделялось правовой пропаганде.

Как полагали советские исследователи, чтение лекций по правовой тематике представляет собой наиболее гибкую форму устной пропаганды, позволяющей систематически повышать у молодых людей уровень правовых знаний. Так, лекторами только областной организации Всесоюзного Общества «Знание» в 1980-1981 гг. было прочитано свыше 100 тысяч лекций. Из них большая часть была представлена в «смешанных» группах, в которых аудитория слушателей состояла преимущественно из молодых людей в возрасте 18-30 лет5. Было отмечено, что большой популярностью среди молодежи пользовались встречи с учеными-правоведами, практическими работниками суда и прокуратуры, следствия и органов внутренних дел, а также проведение вечеров вопросов и ответов по актуальным правовым темам.

Посредством радио наряду с повседневной передачей текущей информации также может осуществляться непосредственно правовоспитательное воздействие на сознание, волю и

4 Ивлев А.К. Правосознание и правовое воспитание молодежи. - М., 1982. - С. 33, 39.

5 Ивлев А.К. Правосознание и правовое воспитание молодежи. - М., 1982. - С. 40-41

поведение миллионов людей. В спектр радиопередач по правовой тематике входят четыре основные группы: информация, беседы, репортажи, интервью1.

Позитивное воздействие радио на слушателей заключается в возможности получения правовой информации, не отвлекая своего внимания от основного занятия, например, по дороге на работу. А путем многократного повторения, как в случае с рекламой, правовая информация будет закрепляться в сознании граждан без специально приложенных для этого усилий слушателей.

Положительной стороной печати является то, что она дает возможность читателю основательно разобраться в правовой информации путем

неоднократного прочтения и повторения прочитанного, способствует развитию его аналитических способностей, помогает выработать личное отношение к прочитанному, вероятно запомнить ряд моментов, а в необходимых случаях и сохранить напечатанное2. При этом широкий круг читателей в сочетании с массовыми тиражами и высокой оперативностью (особенно газет) делают печать важным средством передачи правовой и иной информации, связанной с правовым обучением и воспитанием в духе уважения к закону.

Просвещение рассматривают, с одной стороны, как знания, их распространенность, образованность3, с другой стороны, как систему воспитательно-

1 Сиротин А.С. Средства воспитания уважения к закону. // ФЕМИС. Ежегодник истории права и правоведения. - Выпуск 1. - М: МГИУ - 2000. -Режим доступа: http://www.hf.msiu.ru/nauka femis 1-18.htm

2 Там же

3 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник. - 1997. - С. 619.

образовательных и культурно- 4

просветительских учреждений.

Правовое просвещение, по мнению автора, представляет собой, во-первых, распространение правовых идей, установок в обществе субъектами правовой пропаганды, а также их восприятие самими объектами правовой пропаганды, во-вторых, систему воспитательно-образовательных учреждений, осуществляющих правовое образование.

Мы убеждены, что правовое просвещение может осуществляться как самим индивидом самостоятельно, так и извне, в образовательных учреждениях, средствами массовой информации и т.д. Одним из отличий правового просвещения от правовой пропаганды является заинтересованность самого индивида в первом случае в получении новых правовых знаний (например, сознательное целенаправленное чтение специализированных юридических журналов, газет, просмотр передач по правовой тематике). В то время как правовая пропаганда, устная, например, может осуществляться и без желания субъекта пропаганды.

Одной из причин правового нигилизма является элементарное незнание законов, неумение применять их в конкретных ситуациях. Поэтому правовое просвещение играет важную роль в жизни общества. Получая необходимую информацию по актуальным правовым вопросам, граждане становятся юридически более грамотными, начинают осознавать необходимость и социальную ценность права, правовых знаний. Это, в свою очередь, препятствует распространению правового нигилизма, особенно в молодежной среде.

Для молодежи характерно, что она представляет собой динамично развивающуюся группу. За короткое время молодые люди достигают социальной зрелости, включаются в жизнь общества, воспринимая характерные для него нор-

4 Советский энциклопедический словарь./ Глав. ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия. - 1983. - С. 1066.

мы, ценности и образцы отношений1. При этом они имеют собственные взгляды на жизнь, сформировавшиеся под влиянием современных условий взросления.

В российском обществе превалирует мнение о том, что молодые люди свободны в своем выборе как в вопросах образования, работы, так и творчества. Они молоды, полны сил, идей и возможностей их реализовать. Но при этом определенная часть молодежи воспринимает свободу личности как вседозволенность, забывая при этом, что подлинная свобода реализуется в сочетании с защищенностью и обязанностями. Поэтому для сбалансированного развития молодых граждан необходима продуманная государственная программа и соответствующая экономическая поддержка. Особое внимание государства должно быть направлено на правовое образование и воспитание молодого поколения. Государство должно управлять поведением молодежи, задавать положительный вектор развития, продолжая непрерывно воспитывать в духе уважения к праву, разъяснять, где и как молодые люди могут реализовать себя на законных основаниях.

Воспитание молодого поколения, как известно, сложнейший процесс, в котором взаимодействуют как стихийные моменты - микроклимат семьи, сверстники в школе и вне её, так и специальные социальные институты - система образования, внешкольные учреждении, средства массовой информации и т.д.

При этом обе составляющие данного процесса оказывают системно-направленное влияние на становление и формирование личности, даже в том случае, когда векторы воздействия названных компонентов диаметрально противоположны2.

1 Зубок Ю.А. Материалы дискуссии, посвященной обсуждению проекта Стратегии государственной молодежной политики в РФ на 2006-2016 годы. - Режим доступа: http://www.asi.org.ru/ASI3/main.nsf/0/0524DB2D7 B279965C32570AD00567468

2 Баимбетов А.А., Кабакович Г.А., Насибуллин

Р.Т., Хайруллин Ф.Г. Молодежь в кризисном

Автор разделяет точку зрения многих исследователей, согласно которой формирование личности человека есть процесс комплексного воздействия окружающих условий, в котором участвует вся совокупность факторов. И центральное место в воспитании, по нашему мнению, занимает нравственное и правовое образование и воспитание.

Действительно, семья, как первичный агент социализации, оказывает огромное и самое первое воздействие на формирование личности молодого человека, на установление его ценностных ориента-ций. Именно в семье человек получает свои начальные представления о праве, о правомерной и противоправной модели поведения в обществе. Очевидно, что дети, лишенные попечения родителей, скорее окажутся в группе риска, чем дети, обеспеченные попечением и защитой.

Разрушение или серьезные изменения микросреды ребенка или подростка (семьи, школьного или ближайшего бытового окружения и т. д.) неизбежно подталкивают ребенка или подростка в группу риска. Процесс «вхождения» в группу риска может быть как длительным, так и быстрым. Это зависит от того, какие именно условия жизни разрушаются, насколько они жизненно необходимы ребенку, а также как долго или быстро во времени шел процесс их разрушения. Очевидно, что для детей опаснее всего разрушение семейной среды, которое ведет к попаданию ребенка, подростка в группу риска. «Неблагополучная» семья - главный для ребенка полигон длящейся виктимизации. В данном случае сама такая семья и есть группа риска3. Дополнительным фактором риска для развития подростка, особенно в условиях современного мирового экономического кризиса, затронувше-

социуме. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - С. 66.

3 Мельникова Э.Б. Дети и подростки - жертвы негативных явлений. Основные аспекты викти-мизации // Правозащитник. - 2000. - № 1.

го и Россию, становится также безработица родителей.

Известный юрист XX века Кони был также убежден в том, что нравственные требования и начала следует закладывать в человека только в юные годы, годы учебы и постижения жизни. «Ребенок - отец взрослого! Всему хорошему и плохому в себе человек обязан детским годам»1.

Одной из важнейших задач воспитания личности является превращение идейных ценностей, т.е. внешних мотивирующих факторов, во внутренние убеждения и реальные поступки. Поэтому проблема формирования у личности уважения к закону и его знание, управление правовым нигилизмом молодежи является актуальной. Особое значение эта проблема приобретает в современных условиях демократизации общества.

Особенностью и достоинством системы отечественного образования издавна является включение в ее структуру такой предметной области, как правоведение. Со второй трети XVIII веке в России функционировали средние военные учебные заведения - кадетские корпуса, учащиеся которых на третьей ступени обучения осваивали основы юриспруденции2.

Правительственная политика в первой четверти XIX века способствовала утверждению в ней гуманистических традиций. Это проявлялось, прежде всего, в расцвете духовного образования и в становлении церковной науки - отечественного богословия, патристике, церковной истории и права3.

В 60-х годах XIX в., когда кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, в учебный план входило законоведение. В середине XIX в. этот предмет был введен во всех гимназиях. Гим-

1 Цит. по: Гулина О.Р. Феномен правового нигилизма в современной России. - Уфа: РИО Баш-ГУ, 2003. - С.73.

2 Историко-статистический очерк общего и специального образования в России/ под ред. А.Г. Небольсина, СПб, 1883 г.

3 Вишенкова Е.А. Заботясь о душах подданных:

православная школа в России первой четверти

XIX в.// Педагогика. - 2002 г. - № 2 - С.49-52.

назисты, которые имели «особенные и отличные» познания в российском законоведении, получали право на XIV чин, если шли на государственную службу.

Учебные планы 5-7 классов одной из петербургских гимназий в XIX в. содержали разнообразные курсы, например, «Законы основные», «Законы гражданские определительные», «Законы о гражданском судоустройстве», «Законы уголовные и полицейские с судопроиз-

4

водством уголовным» .

Таким образом, изучение правоведения в России с давних времен является несомненным достоинством российского образования. Специфические формы его изучения наблюдаются как в изучении церковного права, так и в изучении непосредственно законов (законоведение). При этом изучение права было престижным, и в определенных случаях при отличных показателях знаний этой дисциплины давало преимущества при продвижении по служебной лестнице.

В советский период до 1970-х годов в школах ограничивались изучением вопросов государственного права на основе текста Конституции СССР. Однако с 1975 г. по начало 1990-х годов школьники изучали обязательный предмет «Основы Советского государства и права», систематизирующий знания о государстве, Конституции СССР, знакомящий с системой советского законодательства. Но в начале 90-х годов в связи с социально-политическими изменениями в России его преподавание было прекращено.

Принятие Министерством образования Российской Федерации в 1995 г. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, в котором не предусматривалось изучение права, узаконило исчезновение его из школы, как самостоятельного учебного предмета5.

4 Историко-статистический очерк общего и специального образования в России/ под ред. А.Г. Небольсина, СПб, 1883 г.

5 Проект концепции структуры и содержания правового образования в школе. - Российский

В Российской Федерации в учебных планах образовательных учреждений предусмотрен предмет «Обществозна-ние», либо «Обществоведение», либо «Основы государства и права». Однако изучение права в школах настолько минимально, что его совершенно не достаточно как для правового воспитания молодых граждан, так и для дальнейшей жизни. Часто «правоведение» даже не выделяется в отдельный предмет, а включается в блок «обществознание». В техникумах, колледжах, вузах изучение правовых дисциплин также осуществляется не на должном уровне. Это, очевидно, является недостаточным для полноценного правового развития, образования и воспитания молодого поколения. Более того, недостаточное правовое образование является катализатором распространения правового нигилизма в молодежной среде.

Как отметил председатель Комитета по образованию, науке, культуре, спорту, туризму и делам молодежи Законодательной Палаты Госсобрания Республики Башкортостан, по результатам проведенной комитетом проверки преподавания права в школах и учреждениях среднего неюридического специального профессионального образования были получены следующие данные. В общеобразовательной школе право как общеобразовательный предмет не существует. В рамках предметов «Обществознание» в 9 классе в разделе «Гражданин, мораль и право» всего 16 часов отводится на изучение правовых вопросов. В образовательных учреждениях начального профессионального образования в учебных планах - 55 часов. По государственному стандарту для неюридических специальностей в средних специальных учебных заведениях, т.е. в техникумах, колледжах, на изучение основ права отведено всего 32 часа .

Следовательно, молодые люди не получают необходимого объема правовых знаний, которые они могли бы применить в жизни. В результате этого у молодых людей возникает непонимание необходимости права, формируется скептическое, равнодушное или даже негативное отношение к нему, пренебрежительное и неуважительное отношение к требованиям закона, неверие в его потенциальные возможности решать социальные проблемы.

И одним из главных, по мнению автора, направлений предупреждения распространения правового нигилизма молодежи в российском обществе является правовое образование и воспитание молодых граждан. Для того, чтобы управлять поведением молодых людей, необходимо постоянное, системное воздействие социальных норм общества. Осуществление социального контроля со стороны государства в форме правового образования и воспитания молодых граждан, предупреждение неуважительного отношения к праву необходимо обществу и государству, так как позволит снизить уровень правонарушений, преступности в подростковой и молодежной среде, других отрицательных проявлений нигилизма, и, следовательно, сократить негативные для социума последствия.

фонд правовых реформ.//Учитель. - № 6. -

2001 г. - С.39. -

1 Гарипов М.И. И Рим бы не рушился, и закон бы http://www.kurultai.rb.ru/press/2002/press/garip300

торжествовал... - Режим доступа: 82002.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.