прав и свобод личности. Расширение функций социального саморегулирования способствует усилению социологических аспектов в восприятии права.
Несмотря всю сложность проблемы, следует подчеркнуть, что позитивизм в методологическом плане расширяет горизонты научного анализа сущности права и власти и позволяет наполнить реальным содержанием правовые категории, исходя из потребностей правовой и социальной практики. Позитивизм права в прикладном аспекте предполагает обеспечение и защиту прав и свобод личности, достижение и поддержание правопорядка и социальной стабильности, создания социальной и правовой ба-
зы и механизмов по достижению социального согласия.
На сегодня в России единственным регулятором социальных отношений является позитивное право и действующее законодательство. В то же время юридический позитивизм утрачивает доминирующие позиции. Тем не менее, последовательно реализуемая в методологическом плане, позитивность права предполагает отход от формально-догматической юриспруденции и её трансформацию с учетом усиливающихся факторов саморазвития и саморегулирования, все более детерминирующих социокультурную динамику.
Г.Ш. Хамитова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Общество на протяжении всей своей истории всегда уделяло особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Когда общество сталкивается с острой потребностью разрешить те или иные конфликты или противоречия, связанные с нарушением чьих-то прав или законных интересов, и когда отмеченные конфликты становятся массовыми, они приобретают статус социальных явлений.
Переход российского общества к рыночным отношениям неизбежно повлек изменения во всех сферах жизни - экономической, политической, социальной, духовной, в результате которых выявился ряд острых социальных проблем, одна из которых - правовой нигилизм молодого поколения.
Явления социальной деформации в настоящее время проникли во все сферы общественной жизни. Негативные проявления правового нигилизма - экстремизм, преступность в подростковой и
молодежной среде - получили широкое распространение и обрели более опасный для российского общества характер по сравнению с прошлыми периодами времени. Данные отрицательные девиации наносят огромный вред и государству, и обществу, задерживая их развитие. В связи с этим правовой нигилизм молодежи следует рассматривать в качестве социальной проблемы современного российского общества, требующей безотлагательного решения.
Определенная группа противоречий связана с положением молодых людей в социуме. С одной стороны, они являются стратегически важным ресурсом общества и способны осуществлять прогрессивные экономические и социальные преобразования, определять активную движущую силу и роль в социуме. С другой стороны, российская молодежь поставлена перед необходимостью раннего выбора жизненного пути, торопясь попасть в поле зрения потенциальных работодателей, чтобы после получения образования приобрести интересную,
престижную, перспективную и высокооплачиваемую работу. Но вместе с этим выбором молодежь теряет главное в жизненном формировании - игнорирует воспитание и ценностное ориентирование. В стремлении быстрее адаптироваться к условиям жесткой реальности, обозначить для себя верные приоритеты, выбрать вид деятельности, дающий преимущества над другими такими же, молодые люди игнорируют многие политические, правовые и нравственные нормы и ценности общества, словно перешагивая через них. Кому-то это удается, а много таких, которые, наблюдая мнимое успешное восхождение (с помощью родителей, родственников и знакомых, занимающих значительное положение в обществе, неправомерных или безнравственных и т.п. действий), не верят в обязательность и справедливость законов, негативно относятся к праву в целом, игнорируют и нарушают правовые и моральные предписания. Они не успевают или не хотят формировать у себя прочное и устойчивое неприятие правонарушений или предпосылок к ним - моральных норм и ценностей.
Другая группа противоречий раскрывает проблему правового нигилизма молодежи со стороны ее готовности к отчуждению от права и моральных норм. Отказ в начале 90-х годов от воспитания и просвещения молодого поколения в учебных заведениях и армии, ограничиваясь только образованием, с одной стороны, снизил нравственно-правовое давление на молодых граждан. Однако, с другой стороны, предоставленная молодым людям полная свобода действий не привела к выбору осознанной морально-правовой модели их поведения в гражданской и социально-культурной среде общества.
В Республике Башкортостан за 2008 год было зарегистрировано 36846 лиц, совершивших преступления. Из них 19365 человек составили молодые люди в возрасте до 30 лет, в том числе 2730 учащихся, студентов. При этом 2864
подростка на момент совершения уголовно наказуемого деяния являлись не-совершеннолетними1.
Таким образом, молодые люди составили более половины (52,6 %) от общего числа преступников. То есть молодежь, являясь наиболее социально активной частью населения, принимает непосредственное участие и в совершении противоправных деяний. Учитывая то, что 14,1 % от общего числа молодых преступников составили учащиеся, студенты, можно сделать вывод о том, что агенты социализации, в частности, образовательные учреждения, не обеспечивают молодому поколению необходимого и достаточного объема правовых знаний, которые способствовали бы их правомерному поведению.
Следовательно, молодые люди не уважают законы своего государства, не боятся преступать их, и, вероятно, даже не осознают в полной мере всех юридических, социальных последствий своих противоправных деяний. Это приводит к тому, что законопослушные граждане вынуждены жить в обществе, в котором не чувствуют себя в безопасности, не видят реальной защиты со стороны государства. То есть часть населения, нарушающая правовые запреты и предписания, ведущая нигилистический образ жизни, вынуждает других к аналогичному типу поведения.
В данном случае были приведены данные уголовно-правовой статистики в отношении только зарегистрированных преступлений. С учетом того, что отличительными чертами ювенальной, т.е. подростковой преступности (которая рассматривается в составе молодежной преступности) являются высокая степень латентности, активность и динамичность, а также принимая во внимание административные правонарушения, данные статистические показатели были бы значительно выше.
1 Комплексный сборник. Республика Башкортостан в цифрах. В 2 ч. Часть I. - Уфа: Башкорто-станстат, 2009. - С.90.
Также опасной особенностью юве-нальной преступности является повышение ее рецидивного характера. Повторные совершения преступлений свидетельствуют о формировании у подростков стойкой противоправной направлен-ности1. А это представляет собой деградацию общества, начинающуюся с молодого поколения.
Молодые правонарушители представляют большую угрозу для социума. Прежде всего, из молодых преступников вырастают взрослые с криминальной направленностью, часто - рецидивисты, которые способны совершить более тяжкие преступления. Такие граждане несут потенциальную опасность для всех представителей общества. Кроме того, юные нарушители правопорядка представляют угрозу для своих сверстников с позитивной правовой направленностью. Другим немаловажным фактором являются расходы государства, направленные на реализацию наказания, ресоциа-лизацию молодых преступников и правонарушителей после отбывания ими наказания. Таким образом, проблема правового нигилизма и подростково-молодежной преступности (как форм его проявления) затрагивает многие сферы социальной жизни общества, поэтому ее решение не допускает отлагательств.
Мы считаем необходимым рассматривать проблему правового нигилизма молодёжи во взаимосвязи с правовым образованием и воспитанием. Для этого, прежде всего, следует выделить понятийный аппарат, имеющий место в данном исследовании. К основным понятиям относятся правовое образование, правовое воспитание, правовая пропаганда, правовое просвещение.
1 Сальников В.П. Проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних/ Тез.докл. Международная научно-практическая конференция «Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений». Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 1999. - С. 4
Существует много взглядов на понятие правового воспитания. Профессор А.В. Малько рассматривает его как целенаправленную деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры. К.В. Науменкова определяет правовое воспитание как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры. Т.И. Акимова считает, что правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру2.
Мы предлагаем определение, согласно которому правовое воспитание - это система мер, направленных на формирование правовых идей, установок, принципов, навыков правомерного поведения, которая систематически и организованно воздействует на личность.
Целью правового воспитания в широком смысле является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан. Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду стремления к правомерному поведению. Конкретные цели правового воспитания заключаются в применении полученных знаний на практике.
Формами правового воспитания являются правовое обучение (образование), правовая пропаганда, правовое просвещение, юридическая практика и самовоспитание.
Некоторые авторы рассматривают СМИ, кино, литературу, искусство, средства пропаганды и агитации не как формы, а как средства правового
2 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М.: Юрист, 2004. - С.142; См. также Авторский коллектив Allpravo.ru -2005. Правовое воспитание в Российской Федерации. - Режим доступа: www. Allpravo. ru
обучения и воспитания. Их позиция основана на том, что к средствам правового воспитания может быть отнесено всё, с помощью чего осуществляется целенаправленное
воздействие на сознание, волю и поведение людей, или всё, с помощью чего воспитываемым передается информация о праве, о законе1. Мы полагаем, что в данном случае более корректно говорить именно о формах правового воспитания, образования.
Под правовым образованием (обучением) понимают передачу, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях2. То есть правовое воспитание соотносится с правовым образованием как общее и частное.
Правовое образование молодежи имеет важное значение для социума, т.к., способствуя правомерному поведению граждан, обеспечивает условия его нормального функционирования. В связи с тем, что первичная социализация включает в себя период от рождения до формирования зрелой личности, образовательные учреждения являются одними из ведущих агентов первичной социализации молодежи.
Пропаганда (от лат. propaganda -подлежащее распространению) - это распространение политических,
философских, научных, художественных и др. идей в обществе3. Следовательно, правовая пропаганда - это распространение правовых идей, установок в обществе. Она оказывает воздействие на воспитуемых, прежде всего, на уровне идеологии. Правовая пропаганда может быть устной (например,
1 Сиротин А.С. Средства воспитания уважения к закону. // ФЕМИС. Ежегодник истории права и правоведения. - Выпуск 1. - М: МГИУ - 2000. -Режим доступа: http://www.hf.msiu.ru/nauka femis 1-18.htm
2 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М.: Юрист, 2004. - С.143
3 Советский энциклопедический словарь./ Глав.
ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд. - М.: Советская
энциклопедия, 1983. - С. 1065.
средствами радиовещания, телевидения) и письменной (информационные стенды, средства печати, распространение брошюр и т.п.). То есть для нее характерно наличие субъекта (того, кто осуществляет пропаганду) и объекта воздействия (того, на кого направлена пропаганда).
В советском обществе правовое воспитание, особенно в отношении молодых граждан, занимало важное место в идейно-воспитательной деятельности Коммунистической партии и государства. Его предметом являлось формирование у них социалистического правосознания. К видам правового воспитания молодого поколения относили правовую учебу, индивидуальное правовое воспитание и правовую пропаганду, просвещение4. Большое внимание в советском обществе уделялось правовой пропаганде.
Как полагали советские исследователи, чтение лекций по правовой тематике представляет собой наиболее гибкую форму устной пропаганды, позволяющей систематически повышать у молодых людей уровень правовых знаний. Так, лекторами только областной организации Всесоюзного Общества «Знание» в 1980-1981 гг. было прочитано свыше 100 тысяч лекций. Из них большая часть была представлена в «смешанных» группах, в которых аудитория слушателей состояла преимущественно из молодых людей в возрасте 18-30 лет5. Было отмечено, что большой популярностью среди молодежи пользовались встречи с учеными-правоведами, практическими работниками суда и прокуратуры, следствия и органов внутренних дел, а также проведение вечеров вопросов и ответов по актуальным правовым темам.
Посредством радио наряду с повседневной передачей текущей информации также может осуществляться непосредственно правовоспитательное воздействие на сознание, волю и
4 Ивлев А.К. Правосознание и правовое воспитание молодежи. - М., 1982. - С. 33, 39.
5 Ивлев А.К. Правосознание и правовое воспитание молодежи. - М., 1982. - С. 40-41
поведение миллионов людей. В спектр радиопередач по правовой тематике входят четыре основные группы: информация, беседы, репортажи, интервью1.
Позитивное воздействие радио на слушателей заключается в возможности получения правовой информации, не отвлекая своего внимания от основного занятия, например, по дороге на работу. А путем многократного повторения, как в случае с рекламой, правовая информация будет закрепляться в сознании граждан без специально приложенных для этого усилий слушателей.
Положительной стороной печати является то, что она дает возможность читателю основательно разобраться в правовой информации путем
неоднократного прочтения и повторения прочитанного, способствует развитию его аналитических способностей, помогает выработать личное отношение к прочитанному, вероятно запомнить ряд моментов, а в необходимых случаях и сохранить напечатанное2. При этом широкий круг читателей в сочетании с массовыми тиражами и высокой оперативностью (особенно газет) делают печать важным средством передачи правовой и иной информации, связанной с правовым обучением и воспитанием в духе уважения к закону.
Просвещение рассматривают, с одной стороны, как знания, их распространенность, образованность3, с другой стороны, как систему воспитательно-
1 Сиротин А.С. Средства воспитания уважения к закону. // ФЕМИС. Ежегодник истории права и правоведения. - Выпуск 1. - М: МГИУ - 2000. -Режим доступа: http://www.hf.msiu.ru/nauka femis 1-18.htm
2 Там же
3 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник. - 1997. - С. 619.
образовательных и культурно- 4
просветительских учреждений.
Правовое просвещение, по мнению автора, представляет собой, во-первых, распространение правовых идей, установок в обществе субъектами правовой пропаганды, а также их восприятие самими объектами правовой пропаганды, во-вторых, систему воспитательно-образовательных учреждений, осуществляющих правовое образование.
Мы убеждены, что правовое просвещение может осуществляться как самим индивидом самостоятельно, так и извне, в образовательных учреждениях, средствами массовой информации и т.д. Одним из отличий правового просвещения от правовой пропаганды является заинтересованность самого индивида в первом случае в получении новых правовых знаний (например, сознательное целенаправленное чтение специализированных юридических журналов, газет, просмотр передач по правовой тематике). В то время как правовая пропаганда, устная, например, может осуществляться и без желания субъекта пропаганды.
Одной из причин правового нигилизма является элементарное незнание законов, неумение применять их в конкретных ситуациях. Поэтому правовое просвещение играет важную роль в жизни общества. Получая необходимую информацию по актуальным правовым вопросам, граждане становятся юридически более грамотными, начинают осознавать необходимость и социальную ценность права, правовых знаний. Это, в свою очередь, препятствует распространению правового нигилизма, особенно в молодежной среде.
Для молодежи характерно, что она представляет собой динамично развивающуюся группу. За короткое время молодые люди достигают социальной зрелости, включаются в жизнь общества, воспринимая характерные для него нор-
4 Советский энциклопедический словарь./ Глав. ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия. - 1983. - С. 1066.
мы, ценности и образцы отношений1. При этом они имеют собственные взгляды на жизнь, сформировавшиеся под влиянием современных условий взросления.
В российском обществе превалирует мнение о том, что молодые люди свободны в своем выборе как в вопросах образования, работы, так и творчества. Они молоды, полны сил, идей и возможностей их реализовать. Но при этом определенная часть молодежи воспринимает свободу личности как вседозволенность, забывая при этом, что подлинная свобода реализуется в сочетании с защищенностью и обязанностями. Поэтому для сбалансированного развития молодых граждан необходима продуманная государственная программа и соответствующая экономическая поддержка. Особое внимание государства должно быть направлено на правовое образование и воспитание молодого поколения. Государство должно управлять поведением молодежи, задавать положительный вектор развития, продолжая непрерывно воспитывать в духе уважения к праву, разъяснять, где и как молодые люди могут реализовать себя на законных основаниях.
Воспитание молодого поколения, как известно, сложнейший процесс, в котором взаимодействуют как стихийные моменты - микроклимат семьи, сверстники в школе и вне её, так и специальные социальные институты - система образования, внешкольные учреждении, средства массовой информации и т.д.
При этом обе составляющие данного процесса оказывают системно-направленное влияние на становление и формирование личности, даже в том случае, когда векторы воздействия названных компонентов диаметрально противоположны2.
1 Зубок Ю.А. Материалы дискуссии, посвященной обсуждению проекта Стратегии государственной молодежной политики в РФ на 2006-2016 годы. - Режим доступа: http://www.asi.org.ru/ASI3/main.nsf/0/0524DB2D7 B279965C32570AD00567468
2 Баимбетов А.А., Кабакович Г.А., Насибуллин
Р.Т., Хайруллин Ф.Г. Молодежь в кризисном
Автор разделяет точку зрения многих исследователей, согласно которой формирование личности человека есть процесс комплексного воздействия окружающих условий, в котором участвует вся совокупность факторов. И центральное место в воспитании, по нашему мнению, занимает нравственное и правовое образование и воспитание.
Действительно, семья, как первичный агент социализации, оказывает огромное и самое первое воздействие на формирование личности молодого человека, на установление его ценностных ориента-ций. Именно в семье человек получает свои начальные представления о праве, о правомерной и противоправной модели поведения в обществе. Очевидно, что дети, лишенные попечения родителей, скорее окажутся в группе риска, чем дети, обеспеченные попечением и защитой.
Разрушение или серьезные изменения микросреды ребенка или подростка (семьи, школьного или ближайшего бытового окружения и т. д.) неизбежно подталкивают ребенка или подростка в группу риска. Процесс «вхождения» в группу риска может быть как длительным, так и быстрым. Это зависит от того, какие именно условия жизни разрушаются, насколько они жизненно необходимы ребенку, а также как долго или быстро во времени шел процесс их разрушения. Очевидно, что для детей опаснее всего разрушение семейной среды, которое ведет к попаданию ребенка, подростка в группу риска. «Неблагополучная» семья - главный для ребенка полигон длящейся виктимизации. В данном случае сама такая семья и есть группа риска3. Дополнительным фактором риска для развития подростка, особенно в условиях современного мирового экономического кризиса, затронувше-
социуме. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - С. 66.
3 Мельникова Э.Б. Дети и подростки - жертвы негативных явлений. Основные аспекты викти-мизации // Правозащитник. - 2000. - № 1.
го и Россию, становится также безработица родителей.
Известный юрист XX века Кони был также убежден в том, что нравственные требования и начала следует закладывать в человека только в юные годы, годы учебы и постижения жизни. «Ребенок - отец взрослого! Всему хорошему и плохому в себе человек обязан детским годам»1.
Одной из важнейших задач воспитания личности является превращение идейных ценностей, т.е. внешних мотивирующих факторов, во внутренние убеждения и реальные поступки. Поэтому проблема формирования у личности уважения к закону и его знание, управление правовым нигилизмом молодежи является актуальной. Особое значение эта проблема приобретает в современных условиях демократизации общества.
Особенностью и достоинством системы отечественного образования издавна является включение в ее структуру такой предметной области, как правоведение. Со второй трети XVIII веке в России функционировали средние военные учебные заведения - кадетские корпуса, учащиеся которых на третьей ступени обучения осваивали основы юриспруденции2.
Правительственная политика в первой четверти XIX века способствовала утверждению в ней гуманистических традиций. Это проявлялось, прежде всего, в расцвете духовного образования и в становлении церковной науки - отечественного богословия, патристике, церковной истории и права3.
В 60-х годах XIX в., когда кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, в учебный план входило законоведение. В середине XIX в. этот предмет был введен во всех гимназиях. Гим-
1 Цит. по: Гулина О.Р. Феномен правового нигилизма в современной России. - Уфа: РИО Баш-ГУ, 2003. - С.73.
2 Историко-статистический очерк общего и специального образования в России/ под ред. А.Г. Небольсина, СПб, 1883 г.
3 Вишенкова Е.А. Заботясь о душах подданных:
православная школа в России первой четверти
XIX в.// Педагогика. - 2002 г. - № 2 - С.49-52.
назисты, которые имели «особенные и отличные» познания в российском законоведении, получали право на XIV чин, если шли на государственную службу.
Учебные планы 5-7 классов одной из петербургских гимназий в XIX в. содержали разнообразные курсы, например, «Законы основные», «Законы гражданские определительные», «Законы о гражданском судоустройстве», «Законы уголовные и полицейские с судопроиз-
4
водством уголовным» .
Таким образом, изучение правоведения в России с давних времен является несомненным достоинством российского образования. Специфические формы его изучения наблюдаются как в изучении церковного права, так и в изучении непосредственно законов (законоведение). При этом изучение права было престижным, и в определенных случаях при отличных показателях знаний этой дисциплины давало преимущества при продвижении по служебной лестнице.
В советский период до 1970-х годов в школах ограничивались изучением вопросов государственного права на основе текста Конституции СССР. Однако с 1975 г. по начало 1990-х годов школьники изучали обязательный предмет «Основы Советского государства и права», систематизирующий знания о государстве, Конституции СССР, знакомящий с системой советского законодательства. Но в начале 90-х годов в связи с социально-политическими изменениями в России его преподавание было прекращено.
Принятие Министерством образования Российской Федерации в 1995 г. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, в котором не предусматривалось изучение права, узаконило исчезновение его из школы, как самостоятельного учебного предмета5.
4 Историко-статистический очерк общего и специального образования в России/ под ред. А.Г. Небольсина, СПб, 1883 г.
5 Проект концепции структуры и содержания правового образования в школе. - Российский
В Российской Федерации в учебных планах образовательных учреждений предусмотрен предмет «Обществозна-ние», либо «Обществоведение», либо «Основы государства и права». Однако изучение права в школах настолько минимально, что его совершенно не достаточно как для правового воспитания молодых граждан, так и для дальнейшей жизни. Часто «правоведение» даже не выделяется в отдельный предмет, а включается в блок «обществознание». В техникумах, колледжах, вузах изучение правовых дисциплин также осуществляется не на должном уровне. Это, очевидно, является недостаточным для полноценного правового развития, образования и воспитания молодого поколения. Более того, недостаточное правовое образование является катализатором распространения правового нигилизма в молодежной среде.
Как отметил председатель Комитета по образованию, науке, культуре, спорту, туризму и делам молодежи Законодательной Палаты Госсобрания Республики Башкортостан, по результатам проведенной комитетом проверки преподавания права в школах и учреждениях среднего неюридического специального профессионального образования были получены следующие данные. В общеобразовательной школе право как общеобразовательный предмет не существует. В рамках предметов «Обществознание» в 9 классе в разделе «Гражданин, мораль и право» всего 16 часов отводится на изучение правовых вопросов. В образовательных учреждениях начального профессионального образования в учебных планах - 55 часов. По государственному стандарту для неюридических специальностей в средних специальных учебных заведениях, т.е. в техникумах, колледжах, на изучение основ права отведено всего 32 часа .
Следовательно, молодые люди не получают необходимого объема правовых знаний, которые они могли бы применить в жизни. В результате этого у молодых людей возникает непонимание необходимости права, формируется скептическое, равнодушное или даже негативное отношение к нему, пренебрежительное и неуважительное отношение к требованиям закона, неверие в его потенциальные возможности решать социальные проблемы.
И одним из главных, по мнению автора, направлений предупреждения распространения правового нигилизма молодежи в российском обществе является правовое образование и воспитание молодых граждан. Для того, чтобы управлять поведением молодых людей, необходимо постоянное, системное воздействие социальных норм общества. Осуществление социального контроля со стороны государства в форме правового образования и воспитания молодых граждан, предупреждение неуважительного отношения к праву необходимо обществу и государству, так как позволит снизить уровень правонарушений, преступности в подростковой и молодежной среде, других отрицательных проявлений нигилизма, и, следовательно, сократить негативные для социума последствия.
фонд правовых реформ.//Учитель. - № 6. -
2001 г. - С.39. -
1 Гарипов М.И. И Рим бы не рушился, и закон бы http://www.kurultai.rb.ru/press/2002/press/garip300
торжествовал... - Режим доступа: 82002.html