Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СПОСОБ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ'

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СПОСОБ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФАКТОРЫ / СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ / СПОСОБСТВУЮЩИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРОЯВЛЕНИЕМ / КОМПЛЕКС МЕР В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоренко Святослав Петрович

В статье рассматриваются условия зарождения и основные этапы развития коррупционных проявлений в России. Указывается, когда началась борьба с ней правовыми мерами, и какие методы использовались для ее подавления. Далее рассматривается, что из себя представляет современная коррупция в современной России. Анализируется, какие источники являются основными и служат ее распространению, какие факторы влияют на ее повышение и какие современные сферы деятельности государства и общества являются наиболее проблемными в контексте распространения коррупции. Рассматривается воспитательный процесс в контексте правовой сферы и указывается, каким образом правовое воспитание может способствовать минимизации коррупционных проявлений. В статье формулируются выводы о сущности, источниках коррупцией и путях ее преодоления с помощью правового воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION AS A WAY TO FIGHT CORRUPTION

The article discusses the conditions of origin and the main stages of the development of corruption manifestations in Russia. It is indicated when the fight against it began with legal measures, and what methods were used to suppress it. Next, we consider what modern corruption is in modern Russia. It analyzes which sources are the main ones and serve to spread it, which factors influence its increase and which modern spheres of activity of the state and society are the most problematic in the context of the spread of corruption. The educational process is considered in the context of the legal sphere, and it is indicated how legal education can contribute to minimizing corruption manifestations. At the end of the article, conclusions are drawn about the essence, sources of corruption and ways to overcome it with the help of legal education.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СПОСОБ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ»

Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 2. С. 135-140 North Caucasus Legal Vestnik. 2022;(2):135-140

Проблемы межотраслевого регулирования юридической деятельности

Научная статья УДК 34.01

doi: 10.22394/2074-7306-2022-1-2-135-140

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СПОСОБ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ Святослав Петрович Федоренко1' 2

1Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия, fsp018@yandex.ru 2Ростовский юридический институт МВД России, Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются условия зарождения и основные этапы развития коррупционных проявлений в России. Указывается, когда началась борьба с ней правовыми мерами, и какие методы использовались для ее подавления. Далее рассматривается, что из себя представляет современная коррупция в современной России. Анализируется, какие источники являются основными и служат ее распространению, какие факторы влияют на ее повышение и какие современные сферы деятельности государства и общества являются наиболее проблемными в контексте распространения коррупции. Рассматривается воспитательный процесс в контексте правовой сферы и указывается, каким образом правовое воспитание может способствовать минимизации коррупционных проявлений. В статье формулируются выводы о сущности, источниках коррупцией и путях ее преодоления с помощью правового воспитания.

Ключевые слова: правое воспитание, факторы, сущность и особенности коррупционных проявлений, способствующие коррупционным проявлением, комплекс мер в борьбе с коррупцией, правовое воспитание как основа борьбы с коррупцией

Для цитирования: Федоренко С. П. Правовое воспитание как способ борьбы с коррупцией // Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 2. С. 135-140. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2022-1-2-135-140

Problems of Intersectoral Regulation of Legal Activities

Original article

LEGAL EDUCATION AS A WAY TO FIGHT CORRUPTION Svyatoslav P. Fedorenko1- 2

1South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia, fsp018@yandex.ru

2Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rostov-on-Don, Russia

Abstract. The article discusses the conditions of origin and the main stages of the development of corruption manifestations in Russia. It is indicated when the fight against it began with legal measures, and what methods were used to suppress it. Next, we consider what modern corruption is in modern Russia. It analyzes which sources are the main ones and serve to spread it, which factors influence its increase and which modern spheres of activity of the state and society are the most problematic in the context of the spread of corruption. The educational process is considered in the context of the legal sphere, and it is indicated how legal education can contribute to minimizing corruption manifestations. At the end of the article, conclusions are drawn about the essence, sources of corruption and ways to overcome it with the help of legal education.

Keywords: legal education, factors, essence and features of corruption manifestations, contributing to corruption manifestations, a set of measures in the fight against corruption, legal education as the basis of the fight against corruption

For citation: Fedorenko S. P. Legal education as a way to fight corruption. North Caucasus Legal Vestnik. 2022;(2):135-140. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2074-7306-2022-1-2-135-140

© Федоренко С. П., 2022

Проблемы коррупционного воздействия сопровождают любое общество с момента его возникновения. Даже в догосударственный период существовали проявления, которые можно было бы охарактеризовать сегодня как коррупционные. Разумеется, законов, пересекающих коррупцию в родоплеменном обществе, не было. Более того, ряд поведенческих алгоритмов древнерусского человека (равно как и во многих других древних обществах) был связан с подношением подарков представителям власти. Данное действие стало обычаем и поэтому в процессе воспитания старшие учили детей тому, что просьба к представителю власти (жрецу, старосте, вождю и т.д.) должна сопровождаться подарком. Это соответствовало мифическим представлениям древних славян о сверхъестественных силах, которые необходимо было умилостивить путем жертвоприношений, в том числе и человеческих. По большому счету вся система доисторических отношений строилась на подношениях носителям власти. По всей видимости, это один из факторов, тормозивших развитие общества [1, с. 95]. В настоящее время сущность и содержание искомых действий можно идентифицировать как подпадающие под категорию общественно опасных деяний, наказуемых действующим законодательством. То есть, правовые ценности и правовые установки изменились, а значит, изменилось правовое сознание и правовое мышление. Соответственно изменилось и правовое воспитание, целью которого является формирование правомерного поведения.

По большому счету, указанная система обычаев сохранила себя и при переходе от родоплеменных отношений к государственным. Так в статье 42 - одного из первых русских законов - Русской Правды, имеется указание о подношении жителями корма представителям власти [2, с. 10]. В дальнейшем эта схема трансформировалась в систему кормления, которая вплоть до середины XVI века была значительным тормозом в развитии общественных отношений. Данная сфера стала тотальным генератором коррупционных проявлений. Взятка воспринималась населением как обычный способ решения проблем [3, с. 88]. В частности, русское народное выражение «остаться с носом» означает, что оба участника судопроизводства несли «нос», то есть подношения представителю судебной власти. И тот, у кого подношения было хуже, оставался с ним, то есть с носом, а тот, кто давал лучшую взятку, выигрывал судебный процесс. Таким образом, на местах суд, зачастую превращался в конкурс взяток. И соответственно в процессе воспитания они определялись в качестве нормы.

Концептуальную борьбу с этим явлением начал Иван III Великий. Он в первой статье Судебника 1497 года формирует правовые основы борьбы с коррупцией [2, с. 17]. А Иван IV Грозный, понимая, что сложившиеся формы взаимодействия населения и местной власти не позволяют эффективно реализовывать функции управления и суда, заменяет систему кормления системой губных и земских старост. Даже опричнину можно рассматривать с позиции борьбы с коррупцией, так как бояре воспринимали последнюю не как преступление, а как свое исконное право облагать поборами народ. Начиная с указанного времени, борьба с коррупцией становиться неотъемлемой частью внутренней политики России. Она продолжилась и в имперский, и в советский период. То обстоятельство, что коррупция обнаруживала себя хоть в монархической, хоть в республиканской форме правление подчеркивает ее трансформационный характер и высокий уровень мимикрии. То есть независимо от формы государства в нем будут обнаруживаться элементы коррупционных процессов. К сожалению, в этом аспекте история не знает исключений. Любой поверхностный исто-рико-правовой анализ показывает, что коррупционные преступления характерны для любого периода развития любой государственности. Например, в период правления Петра I Великого, при котором жестокость уголовных репрессий достигает своего пика, коррупционные преступления имели многочисленные проявления. И ни одно государство в истории не могло заявить о полной победе над коррупцией. По всей видимости, это подчеркивает такую онтологическую черту коррупции как субъективно-объективный характер. Она является своего рода неотъемлемым побочным эффектом экономических отношений, без которых невозможно существование человека, общества и государства.

Проблемы межотраслевого регулирования юридической деятельности

Федоренко С. П. Правовое воспитание как способ борьбы с коррупцией

Если вспомнить об органической теории происхождения государства [4], то коррупцию можно сравнить с болезнью. Ни одно общество и не один человек за всю историю не могли похвастаться тем, что полностью избавились от болезней. Аналогичная ситуация прослеживает и с коррупционными проявлениями. Но это не означает, что болезнь является нормой и не требует лечения. Поэтому нужно создавать условия, при которых ее распространение будет минимальными. А, как известно, в противодействии болезни важнейшую роль играет профилактика. В данном случае существенной профилактической мерой будет правовое воспитание.

Коррупционные проявления носят перманентный характер, так как человек является биологическим существом, которому постоянно требуются материальные ресурсы для поддержания жизни. Но в тоже время человек - это политическое существо, а в основе политики лежит выгода. Поэтому может происходить подмена общественных интересов личными, что выступает почвой для совершения коррупционных деяний. Эти деяния имеют мощный деструктивный эффект. Многие исследователи отмечают, что коррупция стоит в одном ряду с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, и не случайно при ее характеристике часто употребляют термин «угроза» [5, с. 35]. Она наносит серьезный ущерб не только развитию государства и общества в целом, но и правам, свободам и законным интересам отдельного гражданина. Коррупция - одна из наиболее острых тем, существующих в современном российском обществе. Под воздействием неофициальных деструктивных источников люди теряют веру в законность и справедливость, в обществе начинает формироваться мнение, что все можно решить через коррупционные схемы, обычному человеку ничего не добиться честным трудом, что, в конечном счете, ведет к стагнации и деградации всего общества. Поэтому ключевое значение приобретает профилактика коррупции, которая невозможна без эффективной системы правового воспитания.

История государства и права России показывает, что карательные меры, применяемые государством, в первую очередь, к субъектам криминальной коррупции, если и приносили, то только временный или сегментарный результат, а потом ее вирус продолжал поражать чиновников и хозяйственников, которые придумывали новые хитроумные ходы для обмана и ограбления государства.

Несмотря на систематические попытки государства усовершенствовать законодательную базу, ужесточить ответственность за коррупционные деяния, а также усовершенствовать контроль, все еще имеются серьезные проблемы в борьбе с коррупцией. К правовым причинам можно отнести: несовершенство закона; частое внесение поправок в законодательство, регулирующее экономическую деятельностью; несовершенство мер наказания за коррупционные деяния; возможность негативного влияния на деятельность правоохранительных органов и судебные решения. Теневая экономика заинтересована в коррупции, так как они обе имеют латентный характер и взаимосвязаны так же, как и в правовом поле экономика и финансы [4, с. 136].

Рассматривая все вышеперечисленные причины можно сказать, что причины, которые порождают коррупцию, в том числе и в нашей стране носит комплексный характер. Но в основе лежат экономические проблемы. Неэффективность механизмов защиты прав собственников, часто меняющееся налоговое законодательство, усиленный контроль, а также издержки налоговой политики, не дают адекватного развития малому и среднему бизнесу, это порождает напряженность, и недоверие к государству. К этому добавляются правоохранительные проблемы: несовершенство судебной системы; факты неэффективности работы правоохранительных органов; сложности и противоречивость в работе муниципальных органов власти. Все это в совокупности затрудняет реализовывать принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, которая определяет, что смысл и содержание законодательства должно определяться приоритетом прав человека.

Но проблема таится не только в органах государственной и муниципальной власти. Сегодня все еще не преодолена ситуация, при которой граждане ставят свои личные интересы выше, чем интересы государства и общества. При совершении коррупционных деяний,

лицо явно не учитывает общественные интересы, а желает удовлетворить свои собственные интересы неправомерным путем. В целом, это говорит о низком уровне правовой культуры у граждан нашей страны. Деградация моральных принципов, норм нравственности приводит к разрушению гражданского общества в целом, к упадку авторитета государства, к разладу между социальными группами и в итоге, к низкому уровню жизни. А низкий уровень жизни влечет распространение коррупции. Задача государства разорвать этот негативный замкнутый круг.

Нельзя также забывать и о социально-психологических условиях, способствующие развитию коррупции. Тиражируемые средствами массовой информации, новости об объемах взяток у задержанных чиновников, зачастую воспринимается народом не как факт борьбы с коррупцией, а оказывают отрицательное влияние на психику людей, и отбрасывает тень на всех остальных чиновников. Это продуцирует такое явление как правовой нигилизм - то есть негативное отношение к праву, недоверие к законодательству государства, в его возможность служить эффективным регулятором общественных отношений [7, с. 213]. Из-за этого в обществе наблюдается высокая готовность к коррупционным сделкам и решению проблем с помощью данного негативного феномена.

Спецификой социально психологического климата в гражданском обществе, способствующей распространению коррупции является раздвоенность мировоззренческих ори-ентаций. С одной стороны, преступность считается общественно-неприемлемой, а с другой в обществе (и не только российском) можно встретить распространение такого вида деформации правосознания как подмена законности целесообразностью. Поэтому, не видя ценности в праве, люди совершают коррупционные преступления, оправдывая это эффективностью. В данном контексте необходимы специальные программы правовоспитательного характера.

Ключевым фактором сегодня выступает эффективность антикоррупционной политики для бизнес-среды. Изучение динамики влияния коррупции на предпринимательские свободы и коммерческую активность приводит экспертов к мнению о положительной динамике институциональной компоненты бизнес-среды. Но в этом контексте эксперты отмечают и опасность сращивания корыстных интересов частных служб и государственных силовых структур. Службы безопасности разных бизнес-структур - это некий коммуникатор между бизнесом и правоохранительными органами. Он зачастую носит разлагающий характер. Как известно службы безопасности большинства коммерческих компаний укомплектованы бывшими работниками правоохранительных органов. Здесь также обнаруживается существенная проблема.

Коррупцию стоит рассматривать, как непосредственную угрозу национальной безопасности страны, подрывающей авторитет государственных органов и государственных служащих в целом. В современном мире, такой феномен, как коррупция является достаточно распространенным, что подрывает экономическую составляющую страны, а также увеличивает количество преступлений, совершенных должностными лицами.

Очерченный круг проблем проявляются в разных сферах, формах, видах и направлениях. Поэтому и общепризнанное мнение заключается в том, что для минимизации данной проблемы требуется комплексный подход. На наш взгляд, важной частью данного подхода выступает правовое воспитание. Вообще под процессом воспитания принято понимать обучение, защиту и заботу о детях, с целью их здорового развития во взрослой жизни [8. с, 138].

В ч. 2 ст. 2 Закона «Об образовании» говорится, что «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»1.

1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). http://pravo.gov.ru

Проблемы межотраслевого регулирования юридической деятельности

Федоренко С. П. Правовое воспитание как способ борьбы с коррупцией

Указанные процессы тесно связаны с правом, и поэтому актуальной выступает такая форма воспитания, как правовое воспитание. Очевидно, что в правовом воспитании требуются обучение, защита и забота обо всем населении Российской Федерации, с целью создания такого уровня правовой культуры, который в условиях соблюдения принципа законности обеспечит не только общественный порядок и общественную безопасность, но и возможность эффективно реализовывать свои права и свободы, закрепленные Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Поэтому необходимо создавать общую программу воспитания, начиная с самого раннего возраста и продолжая c последующими поколениями, в которой будет оказываться позитивное, воспитательное воздействие с целью восприятие права как базовой ценности.

Особенностью воспитания выступает то обстоятельство, что необходимо не только формировать правильное поведение человека, но и его нравственные чувства, которые позволяют ему сделать разумный, правильный выбор между правомерным-хорошим-справедливым поведением и неправомерным-нехорошим-несправедливым. В основе этой дихотомии и лежит правовое воспитание, а она становится базой поведенческих реакций в течение всего процесс социализации индивида и достаточной сложно подвергается корректировке. А в некоторых случаях не подвергается вообще.

Также следует понимать, что правовое воспитание не рассчитано на развитие интеллекта (на него рассчитано правовое обучение) в воспитании, следует больше внимания уделять формированию духа и воли. Они являются залогом исполнения правовых предписаний в контексте правовой этики. Несмотря на то, что выполнение требований права идет вразрез с личными интересами индивида. Правильное правовое воспитание позволяет лицу дать адекватную оценку своего действия в контексте предписании законодательства и выбрать тот вариант, который характеризуется как правомерный. Также необходимо понимать, что в правовом воспитании важную роль играет фактор индивидуальности, поэтому зачастую требуется индивидуальный подход к разным субъектам правовоспитательного процесса для того, чтобы добиться наибольшей эффективности.

Таким образом, подводя итог, проведенному исследованию, можно сформулировать следующие выводы:

во-первых, коррупция является объективной издержкой существования любого общества. История констатирует факт, что ни одно государство не в один период существования не смогло полностью победить коррупционные проявления;

в-третьих, коррупция получает широкое распространение при слабой экономике, а слабая экономика продуцирует коррупцию. Этот замкнутый круг размыкается путем государственного реформирования через систему материальных стимулов и систему контроля со стороны государственных органов, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества;

в-четвертых, сегодня необходимо повышенное внимание уделять правовому воспитанию, в ходе которого создается восприятие личностью и обществом закона как безусловной ценности;

в-пятых, только в процессе правового воспитания формируются дух и воля, направленные на соблюдение закона, который тоже имеет волевой характер. Поэтому правовое воспитание должно иметь отдельную государственную стратегию, разработанную и закрепленную на правительственном уровне.

Список источников

1. Федоренко С. П. Борьба с коррупцией: историко-правовой аспект // Философия права. 2021. № 1 (96). С. 94-99.

2. Хрестоматия по истории государства и права СССР (Дооктябрьский период) / Под ред. Ю.П. Титова. М.: Юридическая литература, 1990.

3. Андрианов В. Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность. М.: Экономика, 2011.

4. Гобсс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Мысль, 2001. 478 с.

5. Сотников К.И. Коррупционные угрозы национальной безопасности // Время и право. 2011. № 1. С. 34-35.

6. Гуляихин В. Н. Правовое воспитание человека как процесс формирования ценностно-смыслового компонента правосознания // Юридические исследования. 2014. № 8. С. 60-79.

7. Смолина И. Г. Правовой нигилизм и функции правовой культуры / В сборнике: Материалы VI Международной научной конференции «Народы и культуры Саяно-Алтая и сопредельных территорий». Материалы конференции, посвященной 75-летию Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Абакан, 2019. С. 213-219.

8. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М., 1868.

References

1. Fedorenko S. P. Fight against corruption: historical and legal aspect. Filosofiya prava = Philosophy of Law. 2021;1(96):94-99. (In Russ.]

2. Anthology on the history of state and law of the USSR (Pre-October period). Edited by Yu.P. Titov. Moscow: Legal Literature; 1990. (In Russ.]

3. Andrianov V. D. Corruption as a global problem: history and modernity. Moscow: Economics; 2011. (In Russ.]

4. Gobss T. Leviathan, or Matter, form and power of the church and civil state. Moscow: Mysl; 2001. 478 p. (In Russ.]

5. Sotnikov K. I. Corruption threats to national security. Vremya i pravo = Time and law. 2011;(1]:34-35. (In Russ.]

6. Gulyikhin V. N. Legal education of a person as a process of forming a value-semantic component of legal consciousness. Yuridicheskie issledovaniya = Legal research. 2014;(8):60-79. (In Russ.]

7. Smolina I. G. Legal nihilism and the functions of legal culture. In: Materials of the VI International Scientific Conference "Peoples and Cultures of the Sayano-Altai and adjacent territories". Materials of the conference dedicated to the 75th anniversary of the Khakass Research Institute of Language, Literature and History. Abakan, 2019:213-219. (In Russ.]

8. Ushinsky K. D. Man as a subject of education. The experience of pedagogical anthropology. Moscow; 1868. (In Russ.]

Информация об авторе

С. П. Федоренко - канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории права и государства ЮРИУ РАНХ и ГС; доцент кафедры теории государства и права РЮИ МВД России.

Information about the author

S. P. Fedorenko - Candidate of Law Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of Law and State of South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Associate Professor of the Department of Theory of State and Law of Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 22.05.2022; одобрена после рецензирования 07.06.2022; принята к публикации 08.06.2022.

The article was submitted 22.05.2022; approved after reviewing 07.06.2022; accepted for publication 08.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.