Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ КОРРУПЦИИ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ КОРРУПЦИИ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
336
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗГЛЯДЫ НА КОРРУПЦИЮ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИИ / МОДЕЛИ ОТРАЖЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горюнов Владимир Евгеньевич

Статья посвящена рассмотрению различных подходов к происхождению и содержанию коррупции как комплексного общественно-социального феномена.В работе представлены результаты анализа философских, исторических, политических, экономических, психологических и правовых исследований коррупционных проявлений.Выводы проведенного исследования имеют теоретическое и практическое значение, могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях данного феномена, способствуют развитию комплексного учения о коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF UNDERSTANDING OF ESSENCE OF CORRUPTION AND ITS DISPLAYS

Article is devoted consideration of various approaches to an origin and the corruption maintenance as complex socially-social phenomenon.In work results of the analysis of philosophical, historical, political, economic, psychological and legal researches of corruption displays are presented.Conclusions of the conducted research have theoretical and practical value, can be used in the further scientific researches of the given phenomenon, promote development of the complex doctrine about corruption.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ КОРРУПЦИИ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЙ»

УДК 343.352; 343.91 ББК 64.400

DOI 10.47475/2618-8236-2020-15307

Формирование понимания сущности коррупции и ее проявлений

В. Е. Горюнов

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Статья посвящена рассмотрению различных подходов к происхождению и содержанию коррупции как комплексного общественно-социального феномена.

В работе представлены результаты анализа философских, исторических, политических, экономических, психологических и правовых исследований коррупционных проявлений.

Выводы проведенного исследования имеют теоретическое и практическое значение, могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях данного феномена, способствуют развитию комплексного учения о коррупции.

Ключевые слова: взгляды на коррупцию; исторические этапы эволюции понятия коррупции; модели отражения коррупционных проявлений.

Слово «коррупция» широко используется в современной научной и общественно-политической литературе. Термин «коррупция» (от лат. «еогишрег») имеет множество значений: порча, упадок, подкуп, обольщение, совращение, притон, превратность, расстраивать дела, подвергать разрушению, искажать, фальсифицировать, осквернять, позорить достоинство; приставка «со», употребляемая вместе с многозначным глаголом «гишреге» (разрушать, ломать, преступать закон, расторгать договор), указывает, что коррупция — это действие с участием нескольких субъектов.

Помимо того, латинское «еоггирУо» означает «подкуп», «разложение»; совращение, извращенность, превратность, расстройство, расшатанность, плохое состояние здоровья. Глагол «коррумпировать» трактуется в современной российской научной литературе как подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц, т. е. как преступная деятельность в политической, экономической, военной и других сферах, заключающаяся в использовании должностными лицами своих властных возможностей и служебного положения в целях личного обогащения. Обобщенно это означает «подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами».

Обращаясь к языку лингвистики можно констатировать, что термин является полисемичным (многозначным). Однако из всех его значений есть одно, которое и легло в основу этимологического критерия. Это значение — подкуп [13, с. 14]. В историческом контексте эпохи, коррупция рассматривается прежде всего как взяточничество.

В римском праве термин «еоггишр1ге» понимается как «разламывать, портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать», а также «совращение, упадок, извращенность, плохое состояние, превратность (мнения или

взгляда)». Наравне с общепринятыми формулировками термина «коррупция», есть мнение, что латинский термин «corruptio» происходит от двух корневых слов «cor» (сердце, душа, дух, рассудок) и «ruptum» (портить, разрушать). Поэтому сущность коррупции состоит не в подкупе лиц, имеющие соответствующее должностное положение, не в их личном обогащении, а в разрушении единства (разложении, распаде) социальной системы, в том числе системы государственной власти, измене законных интересов государства, сограждан посредством корыстного использования своего положения в обществе в личных целях.

Коррупция как социальный феномен представляет собой такое же «древнее явление, как и социальный порядок, управляющий жизнью людей, каков бы ни был этот социальный порядок» [2, с. 5]. Так, существование обычаев, направленных на дачу-получение различного рода взяток (в том числе получаемых в качестве даров и подношений), упоминается с начала известных науке времен: мыслители Древнего Востока (включая Индию и Китай), античности, средневекового арабского мира — в той или иной мере пытаются осмыслить, оценить данное явление и противостоять ему.

Рассмотрение классических правовых источников обнаруживает, что коррупция возникла практически одновременно с появлением управленческого аппарата и была в той или иной степени характерна всем странам в различные исторические этапы развития.

В истории цивилизованного человечества коррупция имеет очень глубокие корни. Вероятно, в основе современной коррупции лежит обычай древнего мира совершать подношения вождям и жрецам, чтобы добиться их расположения, традиционная дипломатическая практика обмена подарками и т. п. Однако уже задолго до появления понятия «коррупция» элита и общество

41

различали подношения легальные и, так сказать, избыточные. Одно из древнейших упоминаний о коррупции встречается еще в клинописях древнего Вавилона. Расшифрованные тексты середины третьего тысячелетия до нашей эры свидетельствуют о том, что уже тогда перед шумерским царем Урукагином весьма остро стояла проблема пресечения злоупотреблений судей и чиновников, вымогавших незаконные вознаграждения. [18, с. 28-29]

Первые упоминания о борьбе с коррупцией государственными средствами историки относят к XXIV в. до н. э. — временам шумерского правителя Урукагина (Уруинимгина) (2319 — 2311 гг. до н. э.) организовавшего реформу государственного аппарата с целью пресечения злоупотреблений со стороны чиновников и установившего ответственность за коррупционные деяния. Таким образом, на наличие ответственности за взяточничество около четырех тысячелетий назад в Древнем Вавилоне указывали законы царя Хаммурапи, ставшими одними из первых свидетельств существования коррупции, а также законы египетских фараонов.

Древнеиндийские законы Ману, составленные в одной из брахманских школ между II в. до н. э. и II в. н. э., выступают памятником древнеиндийского права. Данный сборник предписаний и правил, предписывает поведение индийца как в частной, так и в общественной жизни в соответствии с принятыми религиозными и этическими догматами брахманизма, а также включают наставления об управлении государством и по судопроизводству. Законы требовали от судейских чиновников «руководствоваться правилами судопроизводства» и не забывать о том, что «несправедливым решением можно лишить себя вечного блаженства, заключающегося в достижении неба».

С самыми различными проявлениями коррупции сталкивались и правители древнего Египта. В обнаруженных документах зафиксированы массовые проявлениях коррупции и в Иерусалиме в период после Вавилонского пленения евреев в 597 — 538 гг. до н. э.

В древнеиндийском трактате по искусству управления государством «Артхашастра» (IV в. до н. э.) подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. В трактате перечисляются 40 способов хищения казенного имущества и делается малоутешительный вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников. «Подобно тому, как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие во глубине вод рыбы (или не пьют), так и невозможно узнать, присваивают ли (или же нет) богатство чиновники, приставленные к выполнению дел» [5,

с. 75]. Основным средством борьбы с казнокрадством становится слежка, при которой доносчик получал долю имущества, конфискованного у лица, осужденного за должностное преступление.

Не избежала проявлений коррупции и античная эпоха. До наших дней дошло ставшее крылатым выражение царя Филиппа II Македонского (382 — 336 до н. э.). Когда он хотел взять одно хорошо укрепленное место, а лазутчики доложили, будто оно отовсюду труднодоступно и необозримо, он спросил: «Так ли уж труднодоступно, чтобы не прошел и осел с грузом золота?» [17, с. 178]

Довольно широкие познания относительно коррупции содержатся в античных источниках. Древнегреческие мыслители Платон и Аристотель в своих работах неоднократно указывали на разлагающее и разрушающее воздействие злоупотребления властью и взяточничества на экономическую, политическую и духовную жизнь общества, именовали корысть причиной коррупции, недопустимой в государственном управлении.

Правильная организация управления государством, по мнению Платона, способна обуздать и сделать невозможным корыстолюбие правителей, в котором Платон видит источник гибели государства. В своих работах «Политик» и «Законы» Платон указывал на первоочередность реформирования именно тех структур, которые в наибольшей степени подвержены злоупотреблениям.

Аристотель в произведении «Политика» определял коррупцию в качестве основного фактора, способного привести государство если не к гибели, то к вырождению. Противодействие коррупции Аристотель полагал основой в обеспечении государственной стабильности: «Самое главное при всяком государственном строе — это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться» (Книга пятая, раздел VII, п. 9) [3, с. 88].

Позднее Гегелем (1770—1831) было подмечено: «В Афинах существовал закон, предписывающий каждому гражданину отчитываться, на какие средства он живет; теперь же полагают, что это никого не касается» [22, с. 269].

Собственно в римском праве термин «коррупция» приобрел юридическую форму. Показательным примером является древнейший сводов римского права — Законы XII таблиц середины V в. до н. э., (451—450 гг.). лат. leges duodecim tabularum), в котором термин «corrumpere» применяется в значении обмена за деньги показаний в суде и подкупа судьи: Таблица IX ст. 3 (Авл Геллий, Аттические ночи, XX, 17: «Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при

42

судоговорении [для разбирательства дела] и были уличены в том, что приняли денежную мзду по [этому] делу» [24, с. 13].

Обобщенно термин «коррупция» в Древнем Риме понимался как противоправное действие, совершенное судьей или иным должностным лицом в процессе судопроизводства. В дальнейшем это понятие стало применяться в отношении злоупотреблений должностных лиц. Так же применялся термин «еоггишреге», имеющий до пятнадцати значений. Среди которых — «расстраивать дела», «расточать состояние», «искажать смысл», «фальсифицировать результаты», «искажать действительность», «подкупать кого-либо».

В теории отмечается, что позднеримская государственная система была коррумпирована на всех уровнях. Коррупция проявлялась непосредственно в области административных отношений, в фискальной сфере, в системе судопроизводства и порождала неэффективность государства в целом [19, с. 7]. Необходимо отметить, что разрушительное влияние коррупции на государство стало одной из причин распада Римской империи.

Сходное, и вместе с тем более широкое значение термин имел и в античной Греции, где под коррупцией понималось «повреждать желудок плохой пищей», «расстраивать дела», «расточать состояние», «приводить в упадок нравы», «поджигать имущество», «губить свободу», «обольщать женщин», «развращать молодежь», «искажать смысл», «фальсифицировать результаты», «искажать действительность». Такой подход к определению коррупции в античной Греции свидетельствует о глобальном значении, которое придавалось этому явлению. Возможно, коррупцию приравнивали к этическим категориям, наравне с добром, злом, справедливостью и др.

Например, Аристотель (384 — 322 до н. э.), описывая государственное устройство Спарты в «Политике», отмечает: «Плохо обстоит дело и с эфорией. Эта власть ведает у них важнейшими отраслями управления; пополняется же она из среды всего гражданского населения, так что в состав правительства попадают зачастую люди совсем бедные, которых вследствие их необеспеченности легко можно подкупить, и в прежнее время такие подкупы нередко случались, да и недавно они имели место в андроском деле, когда некоторые из эфоров, соблазненные деньгами, погубили все государство, по крайней мере насколько это от них зависело» [8, с. 494].

Весьма специфичной была коррупция в древ-неазиатских государствах, прежде всего, в Древнем Китае и Японии. Специфика коррупционных проявлений (в современном понимании) предопределялась господствующими в то время

религиозными вероучениями. Конфуцианство рассматривало государство как «большую семью», где подарки «старшим» считались нормой поведения. Основой общественного устройства в Китае была предписываемая конфуцианством «Гуаньси»1 — система неформальных социальных связей, построенных обычно по семейному (клановому) принципу. В широком смысле слова термин «Гуаньси» означает межличностные связи и продолжительный обмен любезностями. Это больше, чем дружба или простые отношения, так как, состоя в «гуаньси», индивид не может отказать в помощи другому человеку из своей сети контактов. «Гуаньси» помогают решить различные вопросы и конфликты, не прибегая к официальным институтам власти [7, с. 3].

Неразрывная связь политики и морали со временем трансформировалась в манипулирование бюрократами моральной составляющей жизни общества в своих интересах. В конечном итоге это не могло не привести к формированию пренебрежительного отношения к закону и постепенному возвышению над ним чиновничества.

Во времена Средневековья термин «коррупция» получает исключительно церковное, каноническое значение и теологическую акцентировку, как «обольщение», «соблазн дьявола» и «грех». В связи с этим, латинский термин «соггириЫМа8» означает бренность человека, подверженность разрушению. Коррупция в богословии католицизма стала проявлением греховности.

Важным шагом к осмыслению коррупции стали труды итальянского мыслителя и политического деятеля Николо Макиавелли (1469—1527). В своей работе «Государь» он определял коррупцию как «использование публичных возможностей в частных интересах» [11, с. 286], сравнивал коррупцию с болезнью, которую вначале трудно распознать, но легче лечить, а когда она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно.

Английский государственный деятель философ-материалист Томас Гоббс (1588—1679) в работе «Левиафан» отмечает: «обычно люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпирования государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения» [21, с. 204].

Коррупция, согласно Томаса Гоббса (1588 — 1679), «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам» [21, с. 208]. Вывод, сделанный в

1 Китайский термин, в русском языке толкуемый как «связи», «кумовство», «круговая порука», «блат». В оригинале не несет в себе отрицательной окраски и обозначает помощь, поддержку, услугу.

43

середине XVII века, оказался актуален и в ХХ! веке.

Немецкий философ Максимилиан Карл Эмиль Вебер известный как Макс Вебер (18641920) также внес значительный вклад в развитие представлений о коррупции. В работе «Политика как призвание и профессия» ученый выделил два способа сделать из политики свою профессию: либо жить «для» политики, либо жить «за счет» политики и «политикой» («von» der Politik), сделать из политики свою профессию и призвание: «либо жить «для» политики, либо жить «за счет» политики. [6, с. 653] «За счет» политики как профессии живет тот, кто стремится сделать из нее постоянный источник дохода; «для» политики — тот, у кого иная цель». [6, с. 654] Вебер считал, что взяточничество и коррупция являются неотъемлемым свойством административного аппарата, который был свойственен средневековому обществу.

Коррупционные отношения развивались и в более поздние периоды всемирной истории. Католическая церковь считала коррупцию проявлением греховности. Святой Апостол Иоанн Богослов в первом соборном послании в главе 3. п. 4 писал: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие». [16] Послание адресовано, прежде всего, христианам Малой Азии с целью предостережение от лжеучителей. Послание даже в большей степени обращено к вождям церкви, которые должны быть верными в своих духовных воззрениях.

Тем не менее, по многочисленным свидетельствам современников, господствовавшая в средневековой Европе католическая церковь сама была средоточием коррупции (открытая торговля индульгенциями, покупка и продажа церковных санов). [18, с. 30]

Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) писал о коррупции: «Многие, думая, что они смогут все купить за свои богатства, сами прежде всего продали себя» [23, с. 221]. Французский мыслитель и историк Франсуа Вольтер (1694—1778) писал: «великие горести оказываются всегда плодом необузданного корыстолюбия» [20, с. 81]. Таким образом, именно в XV — XVIII вв. понятие коррупции начало приобретать современный смысл. В табл. 1 в хронологическом порядке представлены авторы, чьи высказывания о коррупции вошли в историю правовой науки.

В теории обращается внимание на существование в догосударственном обществе предкорруп-ционного обычая в виде подношения (подарка, подкупа), который представлял собой элемент легального первобытного механизма перераспределения общественных благ и в этой связи не являлся вредным деянием, а наоборот поощрялся

нормами морали (нравственности) и сыграл существенную роль в дальнейшей эволюции общества до государства. [4, с. 25]

Происхождению коррупции предшествовал продолжительный эволюционный процесс, основанный на объективном социальном неравенстве всех членов социума, в ходе которого возникла возможность извлечения различных, прежде всего, личных благ извлеченных непосредственно из своего социального положения.

Проведенный анализ научной литературы доказывает, что коррупция появилась достаточно давно с возникновением управленческого аппарата, не уступает по своей древности человеческой цивилизации и возникает в тех сферах, где государственные служащие реализуют организационные, исполнительно-распорядительные, контрольно-надзорные, юрисдикционные, а также разрешительные полномочия. [10, с. 1-2] Она является одной из самых старых форм общественно-опасного человеческого общения, появление которого неразрывно связано с образованием государства и возникновением группы лиц, выполняющие властные функции. [9, с. 11]

Установлено, что о существовании коррупции в древних цивилизациях говорят многочисленные письменные памятники минувших эпох. В теории выделяется три исторических этапа эволюции понятия коррупции, к которым относят: классический; средневековый и нового времени. [13, с. 14] В табл. 2 представлены исторические этапы эволюции понятия коррупции

Первый этап — «классический» — продолжался с VI в. до н. э. до V — VI вв. н.э. В это время появляется осмысление коррупции. Первоначально основой смысла коррупции была древнегреческая форма: «катаХит^» значение которой в более поздний период воспримет латинская форма «corruption». Платон и Аристотель неоднократно употребляли термин «катаХис^» в отношении власти гибнущей, терпящей упадок, одной из основных причин которого является корыстолюбие правителей.

В уникальном артефакте древневосточного права — своде законов вавилонского царя Хам-мурапи (1792—1750 гг. до н. э.) в § 5 указанно, что если судья разобрал дело, принял решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере. Кроме того, в судебном собрании его должны согнать с его судейского кресла и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде. [9, с. 11]

Содержится упоминание о коррупции и в величайшем памятнике римского права — Законах

44

Таблица 1

Отражение понимания коррупции в законах и трудах мыслителей

Фамилия Период жизни Вид документа Наименование работы

Царь Урукагина (Уруинимгина) 2319 — 2311 гг. до н. э. закон Реформы Уруинимгины

Царь Хаммурапи 1792 — 1750 гг. до н. э. закон Законодательные сборники царя Хаммурапи

Платон Между 427 и 347 до н. э. труды 1. Политик; 2. Законы

Фукид (Фукидид) ок. 460 — ок. 400 до н. э. труд Истории Пелопоннесской войны

Аристотель 384 — 322 до н. э. труд Политика

Царь Филип II Македонский 382 — 336 до н. э. высказывание

Каутилья (Кауталья или Вишна-гупта) 321—297 гг. до н. э. трактат Артхашастра или Наука политики

Ману-смрити между II в. до н. э. и II в. н. э. кодекс правил Законы Ману

Святой Апостол Иоанн Богослов 1 — 11 г. — около 101 г. письмо Первое соборное послание

Законы XII таблиц 451—450 гг. закон Институции Гая. Дигесты Юстиниана

Николо Макиавелли 1469—1527 гг. труд Государь

Фрэнсис Бэкон 1561 — 1626 гг. труд Великое восстановление наук

Томас Гоббс 1588—1679 гг. труд Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского

Уильям Петти 1623—1687 гг. труд Политическая арифметика

Франсуа Мари Аруэ, Вольтер 1694—1778 гг. труд Карманный философский словарь

Монтескье, Шарль де 1689—1755 гг. труд 1. О духе законов. 2. О трех различных образах правления

Георг Вильгельм Фридрих Гегель 1770 — 1831 гг. труд Философия права

Ламбер Адольф Жак Кетле 1796—1874 гг. труд О человеке и развитии его способностей

Франц фон Лист 1851 — 1919 гг. труд Преступление как социально-патологическое явление

Максимилиан Карл Эмиль Вебер 1864—1920 гг. труд Политика как призвание и профессия

Таблица 2

Исторические этапы эволюции понятия коррупции

Периодизация этапов Тип Период

Первый этап Классический с VI в. до н. э. до V — VI вв. н. э.

Второй этап Средневековье V — XVI вв. н.э.

Третий этап Новое время XVI — начало XIX вв.

двенадцати таблиц: Таблица IX. 3. Авл. Гений. Аттические ночи, XX. 17: «Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорения [для разбирательства дела] и были уличены в том, что приняли денежную мзду по [этому] делу?»

Упоминания о коррупции встречаются в Библии: «Князья твои законопреступники и сообщники воров, все они любят подарки и гонятся за мздою», «Горе тем, которые за подарки

оправдывают виновного и правых лишают законного» (Книга пророка Исайи, 5, 23); «Угощение и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах, отвращает обличие» (Ветхий Завет. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 20, 29) [9, с. 12].

Следующим эволюционным периодом понимания коррупции является Средневековье (V — XVI вв. н. э.) [13, с. 15].

В средневековый период само понимание corruption («коррупция») эволюционировало,

45

сменив греческий термин «катаХот^», — официального языка католического богослужения. Коррупция толкуется как бренность человеческого бытия (corruptibilitas), греховность и подверженность дьявольскому обольщению, ведущему к гибели души. Коррупция в своем теологическом трактовании практически полностью укладывалось в концепцию греха, которое позволяет сконцентрировать ответственность на самом грешнике, т. е. субъекте, отступившем от истины. Дословно corruption в схоластике означает «разрушение, разложение; изменение в категории «субстанция»; противоположность порождению, зарождению».

Третьим эволюционным типом понимания коррупции становится этатизм, сложившийся в рамках классической научной рациональности в период Нового времени. Его возникновение стало результатом утраты религиозного значения правовой культуры. В данном контексте право не обладает более трансцендентным (божественным) значением, а является единственно продуктом государственной власти [13, с. 16].

Становление современного учения о природе коррупции в Новое время, послужившим качественно новым периодом в его становлении. Это понимание стало осознаваться, прежде всего, как негативное и непосредственно связанное с механизмом осуществления государственной власти. Понимание коррупции, ее комплексного характера, а так же той негативной роли, которую коррупция выполняет, компрометируя власть и снижая ее авторитет в глазах своих граждан, что позволило феномене коррупции как о преступлении. Таким образом, непреднамеренное неправо и обман, становятся объектами разоблачения [13, с. 16].

Современное понимание коррупции как системы использования публичных возможностей в личных интересах сформулировал в XVI веке Никколо Макиавелли в своей работе «Государь», давая исчерпывающие характеристики советникам государей. Он, в частности, подчеркивал: «Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться» [9, с. 12].

Важным событием в правовой жизни новоевропейского общества стало осознание тенденции проявления коррупции в юридическом дискурсе. Окончательную же закономерность и фиксацию в качестве стабильного крайне негативного социального феномена коррупция приобрела после того, когда стала рассматриваться в качестве самостоятельного объекта научного исследования. Этому способствовала развивающаяся в этот период криминальная статистика.

Первопроходцами в данной области стали английские юристы, которые в XVII веке первыми пришли к пониманию закономерностей кажущихся случайными событий человеческой жизни. По словам Ф. Листа, последователи этих «политических арифметиков»1 сделали важный шаг в том, что усмотрели закономерность всех человеческих поступков, представляющих интерес с точки зрения юриста и моралиста. В результате их деятельности возникла статистика нравственности2, основателем которой в XVIII веке считается бельгийский астроном А. Ж. Кетле. Это обстоятельство явилось основанием для того, чтобы поставить явление коррупции на «эмпирические рельсы» — ими послужили статистические данные о выявленных фактах подкупа. Именно в этом, по мнению Д. В. Мирошниченко, видится источник современного конвенционального определения коррупции [13, с. 18].

При этом пределы коррупции в разное время и в разных странах не одинаковы. Эпохи, отстоящие друг от друга на тысячелетия, различные социокультурные реалии, неодинаковые политические условия — все это обусловило разнообразие, как самих коррупционных проявлений, так и различных подходов к их осмыслению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, А. Б. Артемьев на основе исследования механизмов государств: Лагаша, Древнего Вавилона, Древнего Египта, Персии, Византии, Арабского Халифата, Государства Франков пришел к выводу об их примитивности, поскольку в их основе лежал принцип кормления с утвердившимся коррупционным обычаем. Усилия верховной государственной власти были направлены не на подавление произвола и коррупции, а на пополнение государственной казны. Возникшие на территории Африки первые государства Аксум (IV — X вв.), Гана (X в.), Мали (XI — XV вв.), Сонгаи (XV — XVI вв.), Бенин, Конго, Ангола (XIII в.) и т. п. сохраняли общинный жизненный уклад и родоплеменной строй, что в сочетании с проникшими на данные территории из

1 Политическая арифметика (от греч. arithmus — число и politike — искусство управлять государством)

2 Нравственная статистика (Moralstatistik, Statistique Morale) — изучает массовые проявления человеческой деятельности вне сферы хозяйственных отношений. Вместе с демографией, рассматривающей биологические процессы, в которых человек играет лишь пассивную роль, и экономической статистикой, предмет которой — человеческая деятельность, направленная на обеспечение общества материальными благами, нравственная статистика представляет собою науку о массовых явлениях общественной жизни (Нравственная статистика. Толкование // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб. : Брокгауз — Ефрон, 1890—1907.URL: https://dic.academic. ru/dic.nsf/brokgauz_efron/73447/Нравственная (дата обращения: 08.05.2020)).

46

более развитых мусульманских стран взглядами на государственный аппарат создало условия для фактического разграбления общинного населения чиновниками и высокой коррумпированности государственных аппаратов [4, с. 37].

Необходимо отметить, что мировое сообщество вынуждено признать: «коррупция может быть выражена в виде различных правонарушений и проступков: этических, дисциплинарных, административных и уголовных» [12, с. 14]. При этом, какие-либо критерии для их соотношения в международно-правовых документах не выявлены.

Анализ источников показывает, что основными мотивами, побуждающими чиновников совершать правонарушения, стали корыстное желание продвинуться по карьерной лестнице и мотивы личного обогащения, используя предоставленные в силу должностного статуса полномочия. Указанные мотивы обусловливали и основные формы, в которых проявляется коррупция в административной среде. Это, в первую очередь, подкуп с целью назначения на ту или иную должность и, как следствие, фактическая продажа должностей. Негативными последствиями обладало использование личных связей, в том числе родственных, на государственной службе. Факт злоупотребления ими подтверждается неоднократными требованиями императоров запретить провинциальным руководителям назначать на должности в провинциальных ведомствах людей, лично связанных с ними. Коррупция в административной среде проявлялась также в использовании предоставленных в силу должностного статуса полномочий в целях личного обогащения [19, с. 20].

Феномен коррупции привлекал внимание ученых практически одновременно с появлением государства как социального института. Аристотель, Платон, Фукид и Макиавелли рассматривали коррупцию как социальную болезнь, или, иными словами, как препятствие на пути легитимной политики [1, с. 5]. Указанные философы пытались найти четкие и емкие определения коррупции и затем уже на основе найденных определений характеризовать моральное состояние общества в целом [1, с. 15]. Шарль Монтескье

(1689—1755) писал: «...известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела» [14, с. 289]. Эти слова просветителя всецело подтверждены историей. Е. А. Музалев-ская обнаруживает исторические корни понятий мздоимства и лихоимства на Руси в Х — ХП вв. этих явлений в вассальной системе [15, с. 7].

На основе анализа обычаев и национальных традиций, в теории выделяют три модели отражения коррупционных проявлений, как в общественном сознании, так и в правовой науке, к которой относят: 1) азиатскую модель; 2) африканскую модель; 3) латиноамериканскую модель. В табл. 3 представлены модели отражения коррупционных проявлений.

Согласно азиатской модели коррупция является привычным и общественно приемлемым культурным и экономическим явлением, связанным с функционированием государства.

Согласно африканской модели власть аффилирована с группой основных экономических кланов. Коррупция в данном случае позволяет политическими средствами обеспечить надежность их существования. Данная модель характеризуется следующими условиями: 1) политическая власть в стране остается неконсолидированной; 2) финансово-бюрократические группы под давлением инстинкта самосохранения прекращают противостояние и договариваются между собой; 3) формируется олигархический консенсус между консолидированными финансово-бюрократическими группами и частью политической элиты.

Латиноамериканская модель фактически потворствует коррупции, которое дает возможность теневым структурам могущество и власть, соизмеримое с государственным. Такое понимание коррупции, по мнению М. С. Качелина, фактически означает формальное противодействие этому явлению. Это проявляется или как отсутствие антикоррупционного законодательства, или как фрагментарное правовое регулирование этого явления. [9, с. 13 — 14]

Начало Нового времени, появление в Европе централизованных государств привело к транс-

Таблица 3

Модели отражения коррупционных проявлений

Тип модели Характеристика модели

Азиатская модель Коррупция является привычным и общественно приемлемым культурным и экономическим явлением, связанным с функционированием государства

Африканская модель Власть аффилирована с группой основных экономических кланов. Коррупция в данном случае позволяет политическими средствами обеспечить надежность их существования

Латиноамериканская модель Политическая власть все в большей степени становиться «товаром»

47

формации коррупционных проявлений и восприятия обществом коррупции как социально-правового явления (коррупция стала восприниматься как серьезная общественная проблема, признак «больного» общества).

Появление значительного объема финансовых средств, связанных со сменой исторических формаций, как результат индустриализации, привела не только к экономическому росту, но и к увеличению спектра общественного распределения и повышению значения властных решений. Политическая власть все в большей степени становилась «товаром» на рынке. Победившая буржуазия активно участвовала в коррумпировании высших должностных лиц, а зачастую и «покупала» государственные должности. В Англии XVIII в. впервые стали говорить о случаях «парламентской» коррупции.

В XX в. коррупционные явления получают свое дальнейшее развитие. Разделение мира на два лагеря с различным социально-экономическим и политическим устройством не устранило

проблемы коррупции, а наоборот, продемонстрировало универсальность коррупции и ее высокий потенциал адаптации к меняющимся внешним и внутренним условиям [18, с. 31].

Развитие капитализма, рост благосостояния в Западной Европе и США, постепенный переход к постиндустриальному обществу высветили противоречия в самой сути капиталистического строя. В том числе это выразилось в масштабной коррупции правящих кругов Запада.

Первые серьезные научные исследования коррупции в мире появились только в 70 — 80 .г. XX в., например Political Corruption : A Handbook [25] В этих исследованиях наметился подход к коррупции как к универсальному социальному явлению, имеющему международное значение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование понятия сущности коррупции и ее внешних проявлений на сегодня окончательно не сформировано и является предметом исследования различных научных направлений.

Список литературы

1. Алакшина, И. С. Коррупции как элемент социальной действительности современного российского общества : автореф. дис. ... канд. филос. наук / И. С. Алакшина. — Краснодар, 2005. — 28 с.

2. Антикоррупционная политика : учеб. пособие для вузов / Г. А. Сатаров, М. И. Левин, Е. В. Батракова и др. ; под ред. Г. А. Сатарова. — Москва : Фонд ИНДЕМ, 2004. — 367 с.

3. Аристотель. Политика / Аристотель ; пер. с древнегреч. С. А. Жебелева — Москва : АСТ, 2016 — 384 с.

4. Артемьев, А. Б. Коррупция в механизме функционирования государства (теоретико-правовое исследование в рамках эволюционного подхода) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / А. Б. Артемьев. — Москва, 2015 — 60 с.

5. Артхашастра, или Наука политики : пер. с санскрита / изд. подгот. В. И. Кальянов. — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, 1959. — 793 с.

6. Вебер, М. Избранные произведения : пер. с нем. / М. Вебер ; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко. — Москва : Прогресс, 1990 — 808 с.

7. Веселова, Л. С. Институт «гуаньси» в социальной и культурной истории КНР : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Л. С. Веселова. — Санкт-Петербург, 2015 — 30 с.

8. Древнегреческая философия: От Платона до Аристотеля : пер. с лат. и древнегреч. — Москва : АСТ ; Харьков : Фолио, 2003 — 829 с.

9. Качелин, М. С. Международно-правовые аспекты борьбы с коррупцией : автореф. дис. . канд. юрид. наук / М. С. Качелин. — Москва, 2010 — 20 с.

10. Колчеманов, Д. Н. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в системах государственной службы зарубежных государств и возможности использования зарубежного опыта в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Д. Н. Колчеманов. — Москва, 2009 — 21 с.

11. Макиавелли, Н. Государь // Н. Макиавелли. Сочинения. — Москва : Эксмо-пресс, 2001. — 656 с.

12. Марьина, Е. В. Коррупционные преступления: отраслевое и межотраслевое согласование норм : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е. В. Марьина.— Самара, 2010 — 24 с.

13. Мирошниченко, Д. В. Коррупция и уголовно-правовое воздействие на нее : автореф. дис. . канд. юрид. наук / Д. В. Мирошниченко. — Саратов, 2009 — 30 с.

14. Монтескье, Ш. Л. Избранные произведения / Ш. Л. Монтескье ; общая ред. и вступ. ст. М. П. Баскина ; Акад. наук СССР. Ин-т философии. — Москва : Госполитиздат, 1955. — 800 с.

15. Музалевская, Е. А. Коррупция в системе государственной службы в России: истоки и тенденции (1992 — 2005 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Е. А. Музалевская. — Москва, 2006 — 22 с.

48 В. Е. Горюнов

16. Библия. Синодальный перевод. Новый завет. Первое послание Иоанн. URL: https://www. planeta.one/bible/n.htm (дата обращения: 11.05.2020)

17. Плутарх. Застольные беседы / Плутарх ; перевод М. Л. Гаспарова. — Ленинград : Наука, 1990. — 208 с.

18. Противодействие коррупции: учебное пособие / сост. А. М. Межведилов, Л. Т. Бакулина, И. О. Антонов, М. В. Талан и др. — Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2016. — 192 с.

19. Сахаров, С. А. Система государственной власти и проблема коррупции в поздней римской империи (по данным «Кодекса Феодосия») : автореф. дис. ... канд. ист. наук / С. А. Сахаров. — Белгород, 2013 — 25 с.

20. Семь смертных грехов и семь добродетелей / авт.-сост. А. Ю. Кожевников, Т. Б. Линдберг. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2012. — 303 с.

21. Гоббс, Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс. — Москва : Мысль — 2001 — 478 с.

22. Философия права : пер. с нем. — Москва : Мысль, 1990. — 524 с.

23. Бэкон, Ф. Великое восстановление наук. Разделение наук VI. Богатство / Ф. Бэкон. — URL: ttps://royallib.com/book/bekon_frensis/velikoe_vosstanovlenie_nauk_razdelenie_nauk.html (дата обращения: 08.05.2020)

24. Памятники римского права: законы 12 таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. — Москва : 3ерцало, 1997. — 608 с.

25. Political Corruption : а Handbook / eds. A. J. Heidenheimer, M. Johnston, V. T. LeVine. — New Brunswick : Transaction Books, 1989. — P. XVI, 1017.

Дата поступления: 20.09.2020

Дата принятия к опубликованию: 25.09.2020

Сведения об авторе

Горюнов Владимир Евгеньевич — кандидат юридических наук, доцент Института права Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. labour@csu.ru

Библиографическое описание: Горюнов, В. Е. Формирование понимания сущности коррупции и ее проявлений / В. Е. Горюнов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2020. — Т. 5, вып. 3. — С. 40 — 49.

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2020. Vol. 5, iss. 3. Pp. 40 — 49.

Formation of understanding of essence of corruption and its displays

V.E. Goryunov

Chelyabinsk State Univer.sity,Chelyabin.sk, Russia. labour@csu.ru

Article is devoted consideration of various approaches to an origin and the corruption maintenance as complex socially-social phenomenon.

In work results of the analysis of philosophical, historical, political, economic, psychological and legal researches of corruption displays are presented.

Conclusions of the conducted research have theoretical and practical value, can be used in the further scientific researches of the given phenomenon, promote development of the complex doctrine about corruption.

Keywords: sights at corruption; historical stages of evolution of concept of corruption; models of reflexion of corruption displays.

References

1. Alakshina I.S. Korruptsii kak element sotsial'noi deistvitel'nosti sovremennogo rossiiskogo obshchestva [Corruption as an element of the social reality of modern Russian society]. Abstract of thesis. Krasnodar, 2005. 28 p. (In Russ.).

2. Antikorruptsionnaya politika [Anti-corruption policy]. Moscow, INDEM Foundation, 2004. 367 p. (In Russ.).

3. Aristotel'. Politika [Politics] Moscow, AST, 2016 384 p. (In Russ.).

49

4. Artemyev A.B. Korruptsiya v mekhanizme funktsionirovaniya gosudarstva (teoretiko-pravovoe issledovanie v ramkakh evolyutsionnogo podkhoda) [Corruption in the mechanism of the functioning of the state (theoretical and legal study within the framework of an evolutionary approach)]. Abstract of thesis. Moscow, 2015. 60 p. (In Russ.).

5. Artkhashastra , ili Nauka politiki [Arthashastra or Science of Politics]. Moscow, Leningrad, Publishing House Academia Sciences of the USSR, 1959. 793 p. (In Russ.).

6. Weber M. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow, Progress, 1990. 808 p. (In Russ.).

7. Veselova L.S. Institut «guan'si» v sotsial'noi i kul'turnoi istorii KNR [Institute of "Guanxi" in the social and cultural history of the People's Republic of China]. Abstract of thesis. St. Petersburg, 2015. 30 p. (In Russ.).

8. Drevnegrecheskaya filosofiya: Ot Platona do Aristotelya [Ancient Greek philosophy: From Plato to Aristotle]. Moscow, AST, Kharkov, Folio, 2003. 829 p. (In Russ.).

9. Kachalin M.S. Mezhdunarodno-pravovye aspekty bor'by s korruptsiei [International legal aspects of the fight against corruption]. Abstract of thesis. Moscow, 2010 20 p. (In Russ.).

10. Kolchemanov D.N. Administrativno-pravovoe regulirovanie protivodeistviya korruptsii v sistemakh gosudarstvennoi sluzhby zarubezhnykh gosudarstv i vozmozhnosti ispol'zovaniya zarubezhnogo opyta v Rossiiskoi Federatsii [Administrative and legal regulation of anti-corruption in the public service systems of foreign states and the possibility of using foreign experience in the Russian Federation]. Abstract of thesis. Moscow, 2009 21 p. (In Russ.).

11. Machiavelli N. Gosudar' [Sovereign]. Sochineniya [Works]. Moscow, Eksmo-press, 2001. 656 p. (In Russ.).

12. Maryina E.V. Korruptsionnye prestupleniya: otraslevoe i mezhotraslevoe soglasovanie norm [Corruption crimes: sectoral and intersectoral coordination of norms]. Abstract of thesis. Samara, 2010

24 p. (In Russ.).

13. Miroshnichenko D.V. Korruptsiya i ugolovno-pravovoe vozdeistvie na nee [Corruption and criminal legal impact on it]. Abstract of thesis. Saratov, 2009. 30 p. (In Russ.).

14. Montesquieu Ch.L. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow, State Political Publication, 1955. 800 p. (In Russ.).

15. Muzalevskaya E.A. Korruptsiya v sisteme gosudarstvennoi sluzhby v Rossii: istoki i tendentsii (1992 — 2005 gg.) [Corruption in the public service system in Russia: origins and trends (1992 — 2005)]. Abstract of thesis. Moscow, 2006 22 p. (In Russ.).

16. Bibliya. Sinodal'nyi perevod. Novyi zavet. Pervoe poslanie Ioann [Bible. Synodal translation. A new covenant. John's first message]. Available at: https ://www.planeta.one/bible/n.htm, accessed 11.05.2020. (In Russ.).

17. Plutarch. Zastol'nye besedy [Feast conversations]. Leningrad, Nauka, 1990. 208 p. (In Russ.).

18. Protivodeistvie korruptsii [Anti-corruption]. Kazan, Kazan State University Publ., 2016. 192 p. (In Russ.).

19. Sakharov S. A. Sistema gosudarstvennoi vlasti i problema korruptsii v pozdnei rimskoi imperii (po dannym «Kodeksa Feodosiya») [The system of state power and the problem of corruption in the late Roman Empire (according to the "Code of Theodosius")]. Abstract of thesis. Belgorod, 2013.

25 p. (In Russ.).

20. Sem' smertnykh grekhov i sem' dobrodetelei [Seven mortal sins and seven virtues]. Moscow: OLMA Media Group, 2012. 303 p. (In Russ.).

21. Hobbes T. Leviafan ili materiya, forma i vlast' gosudarstva tserkovnogo i grazhdanskogo [Leviathan or matter, form and power of the state of church and civil]. Moscow, Mysl', 2001. 478 p. (In Russ.).

22. Filosofiya prava [Philosophy of law]. Moscow: Mysl', 1990. 524 p. (In Russ.).

23. Bacon F. Velikoe vosstanovlenie nauk. Razdelenie nauk VI. Bogatstvo [Great restoration of sciences. Division of Sciences VI. Wealth]. Available at: ttps://royallib.com/book/bekon_frensis/ve-likoe_vosstanovlenie_nauk_razdelenie_nauk.html, accessed 08.05.2020. (In Russ.).

24. Pamyatniki rimskogo prava: zakony 12 tablits. Institutsii Gaya. Digesty Yustiniana [Monuments of Roman law: Laws 12 tables. Guy's institutions. Digests of Justinian]. Moscow, Zertsalo, 1997. 608 p. (In Russ.).

25. Political Corruption. New Brunswick, Transaction Books, 1989. Pp. XVI, 1017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.