Научная статья на тему 'Детерминанты коррупционных преступлений и необходимость совершенствования уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за их совершение'

Детерминанты коррупционных преступлений и необходимость совершенствования уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за их совершение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯНИЙ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Геляхова Лейла Абдуллаховна, Тенгизова Жанна Адальбиевна

Современное распространение коррупции в России обусловлено тем, что коррупция имеет глубокие социальные корни, что способствует постоянному развитию данного явления параллельно со сложившимися отношениями в стране. Автором рассматриваются причины, порождающие возникновение коррупционных проявлений в обществе, а также отмечается необходимость совершенствования уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за коррупционные преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinants of corruption crimes and need of improvement of the criminal precepts of law providing responsibility for their commission

Modern distribution of corruption in Russia is caused by the fact that corruption has deep social roots that contributes to the continuous development of this phenomenon in parallel with the developed relations in the country. The reasons generating emergence of corruption manifestations in society are considered by the author and also need of improvement of the criminal precepts of law providing responsibility for corruption crimes is noted.

Текст научной работы на тему «Детерминанты коррупционных преступлений и необходимость совершенствования уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за их совершение»

7.16. ДЕТЕРМИНАНТЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Геляхова Лейла Абдуллаховна, канд. юрид. наук, старший лейтенант полиции. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: Lel4993@rambler.ru

Тенгизова Жанна Адальбиевна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: СевероКавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: Lel4993@rambler.ru

Аннотация: Современное распространение коррупции в России обусловлено тем, что коррупция имеет глубокие социальные корни, что способствует постоянному развитию данного явления параллельно со сложившимися отношениями в стране. Автором рассматриваются причины, порождающие возникновение коррупционных проявлений в обществе, а также отмечается необходимость совершенствования уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за коррупционные преступления.

Ключевые слова: коррупция, криминализация деяний, коррупционные преступления, борьба с коррупцией, взяточничество, уголовное законодательство.

DETERMINANTS OF CORRUPTION CRIMES AND NEED OF IMPROVEMENT OF THE CRIMINAL PRECEPTS OF LAW PROVIDING RESPONSIBILITY FOR THEIR COMMISSION

Gelyahova Leyla Abdullahovna, PhD at law, police senior lieutenant. Position: Lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute of Advanced training. Department: organization of Law enforcement. E-mail: Lel4993@rambler.ru Tengizova Jeanne Adalbievna, PhD at Law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Krasnodar university of MIA Russia. Branch: North-Caucasus institute of Advanced training. Department: organization of law enforcement chair. E-mail: Lel4993@rambler.ru

Annotation: Modern distribution of corruption in Russia is caused by the fact that corruption has deep social roots that contributes to the continuous development of this phenomenon in parallel with the developed relations in the country. The reasons generating emergence of corruption manifestations in society are considered by the author and also need of improvement of the criminal precepts of law providing responsibility for corruption crimes is noted. Keywords: corruption, criminalization of acts, corruption crimes, fight against corruption, bribery, criminal legislation.

Любое социальное явление продуцируется множеством различных детерминантов, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное дейст-

вие. Не является исключением и коррупция, проникшая практически во все сферы жизнедеятельности государства и общества.

Вместе с тем анализ феномена коррупции в российской действительности свидетельствует о трудности выделения конкретных причин, обусловливающих проявление коррупции, так как исследуемое явление не обладает естественными границами. Однако это не означает, что коррупция является беспричинным явлением.

К детерминантам коррупции можно отнести:

- рост латентной составляющей преступности;

- коррумпированные связи организованной преступности с правоохранительными органами;

- проявление бюрократизма;

- правовой нигилизм;

- недостаточно адекватный уровень заработной платы;

- несоблюдение в обществе моральных норм;

- негативное влияние СМИ, пропаганда жестокости, насилия, реклама алкогольной продукции, культ праздности и богатства, нередко полученного криминальным путем.

Достаточно традиционным является разделение факторов, продуцирующих коррупционные проявления, на следующие группы:

- экономические (высокий уровень инфляции и безработицы, расслоение в обществе, кризисные явления в экономике);

- политические (лоббизм, недостаточная информационная открытость органов власти, избыточное администрирование со стороны государства);

- правовые (пробелы и коллизии законодательства, низкий профессиональный уровень правоприменителей, неисполнение законов);

- социально-психологические (недоверие к органам государственной власти, распространение криминальных субкультур, правовой нигилизм);

- организационные (слабость внутреннего административного контроля, неэффективный режим управления).

При этом невозможно выделить преобладание какой-либо группы причин и условий. Уменьшение уровня коррупционной преступности возможно лишь путем воздействия на весь причинный комплекс.

Важным направлением повышения эффективности уголовно-правового реагирования на коррупционные преступления является совершенствование уголовно-правовых норм. В российской уголовной политике последнего десятилетия наблюдались процессы криминализации, пенализации коррупционных составов, законодательного оформления и модификации квалифицирующих признаков.

Как справедливо отмечается в научной литературе «одной из главных проблем, порождающих отсутствие единообразия в применении уголовно-правовых норм, являются недостатки, пробелы, двусмысленности и коллизии, находящиеся в тексте самого уголовного закона» [4, с. 64].

В настоящее время всесторонние исследования оптимальности законодательного оформления коррупционных составов продолжаются, сопровождаясь разнообразными предложениями по их модификации.

В юридической литературе неоднократно высказывались предложения о необходимости более детальной конкретизации величины предмета взятки, предлагалось установить в уголовном законе ответственность

НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Геляхова Л.А. Тенгизова Ж.А.

за взятку в особо крупном, и даже в сверхкрупном размерах.

Представляется возможным говорить о том, что назрела необходимость пересмотреть законодательные модели составов коррупционных преступлений с позиций современных криминологических реалий, поскольку механизм их реализации, как показывает практика, не совершенен.

В частности, совершенствования требует уголовно-правовая норм. предусматривающая ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), диспозиция которой предполагает активные действия должностных лиц по использованию служебных полномочий. Однако думается, что указанные деяния могут совершаться и в пассивной форме, т.е. в форме бездействия. В этой связи представляется необходимым дополнить ч. 1 ст. 285 УК РФ следующим содержанием: «использование должностным лицом своих служебных полномочий и (или) неисполнение должностным лицом своих должностных обязанностей вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства». Думается, что подобное изменение позволит охватить многие формы злоупотребления должностными полномочиями и будет способствовать совершенствованию правоприменительной деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупционным проявлениям в органах государственной власти и местного самоуправления.

Сегодня практика применения норм о даче и получении взятки подтверждает положение о том, что законодательное закрепление минимального размера незаконного вознаграждения при взяточничестве не имеет смысла. Это обусловлено наличием законодательного запрета получения государственным служащим от физических и юридических лиц вознаграждения, связанного с исполнением должностных обязанностей, а также повышенной опасностью данного преступления. Взяточничество дискредитирует государственную власть, и потому не должно быть никакого компромисса относительно его минимальной денежной оценки [1, с. 22].

Важным ориентиром российской уголовной политики по противодействию коррупционным преступлениям выступает определение целесообразности криминализации новых коррупционных деяний и возможной декриминализации существующих коррупционных составов. Так, например, Л.Д. Гаухман отмечает: «минимизации уголовной ответственности за получение взятки (ст. 290 УК РФ) служат нормы, содержащиеся в ст. 304 «Провокация взятки либо коммерческого подкупа» УК РФ и ст. 575 «Запрещение дарения» ГК РФ, которые «в сочетании с общеизвестными трудностями доказывания взяточничества представляют собой прочную оболочку, защищающую должностных лиц от уголовной ответственности за взяток. В качестве основных, первоочередных и неотложных направлений повышения эффективности уголовно-правовой борьбы с коррупционными преступлениями отмечается необходимость исключения ст. 304 из УК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 575 из ГК РФ, а также включение в ст.ст. 91, 98 и 122 Конституции РФ оговорки, согласно которой статус неприкосновенности неприменим в случаях совершения лицами, указанными в этих статьях, общественно опасных

деяний, предусмотренных УК РФ (последнее направление может быть реализовано путем референдума)» [2, с. 7].

Однако совершенствование уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за коррупционные преступления, должно сопровождаться эффективной борьбой с данным негативным явлением современного общества.

Сегодня решение проблемы повышения эффективности борьбы с коррупцией видится не только в совершенствовании уголовного законодательства, введении санкций, соразмерных стоимости предмета взятки, но и в обеспечении неотвратимости наказания за коррупционные преступления.

В целях всеобщего предупреждения коррупционных проявлений, правоохранительные органы должны направить свою деятельность на исключение использования коррупции в качестве средства становления и укрепления отношений в обществе, а также отмывания криминальных капиталов. Так, деятельность правоохранительных органов должна быть направлена на:

- специальный контроль за доходами и расходами служащих; осуществление периодичной ротации кадров;

- создание безопасности для служащих, противодействующих коррупции;

- опубликование информации о расходах и имущественном состоянии бюджетных организаций;

- пропаганда среди населения содержания ст. 291 УК РФ;

- ограничение сектора теневой экономики и повышение уровня собираемости налогов и сборов;

- снижение уровня наличного оборота посредством расширения современных электронных платежных систем;

- облегчение процедуры привлечения к ответственности лиц, обладающих неприкосновенностью [3].

Таким образом, совершенствование уголовно-правовых норм о коррупционных преступлениях должно быть связано с выявлением и устранением пробелов в уголовном законодательстве, а также с устранением проблем в правоприменительной области. Реформирование уголовного законодательства, и в частности, совершенствование норм о должностных преступлениях сегодня криминологически обосновано и будет эффективным средством борьбы с ними.

Список литературы:

1. Баранчикова М.В. Проблемы дифференциации ответственности за получение взятки в зависимости от ее размера // Вестник Орловского государственного университета. 2012. № 1.

2. Гаухман Л.Д. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. 2013. № 6.

3. Зеленцов А.А. О мерах по противодействию преступлениям коррупционной направленности // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2015. № 18-3.

4. Сторчилова Н.В. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение: монография. М., 2014.

Рецензия

на статью «Детерминанты коррупционных преступлений и необходимость совершенствования уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за их совершение»

В настоящее время всесторонние исследования оптимальности законодательного оформления коррупционных составов продолжаются, сопровождаясь разнообразными предложениями по их модификации.

В юридической литературе неоднократно высказывались предложения о необходимости более детальной конкретизации величины предмета взятки, предлагалось установить в уголовном законе ответственность за взятку в особо крупном, и даже в сверхкрупном размерах.

Представляется возможным говорить о том, что назрела необходимость пересмотреть законодательные модели составов коррупционных преступлений с позиций современных криминологических реалий, поскольку механизм их реализации, как показывает практика, не совершенен.

Авторами справедливо подмечено, что Сегодня практика применения норм о даче и получении взятки подтверждает положение о том, что законодательное закрепление минимального размера незаконного вознаграждения при взяточничестве не имеет смысла. Это обусловлено наличием законодательного запрета получения государственным служащим от физических и юридических лиц вознаграждения, связанного с исполнением должностных обязанностей, а также повышенной опасностью данного преступления. В целом, статья отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.

Начальник кафедры ОПД, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции Тутуков А.Ю.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 76,46%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.