Научная статья на тему 'Коррупция: вопросы законодательного регулирования и совершенствования законодательства'

Коррупция: вопросы законодательного регулирования и совершенствования законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
387
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / НОВЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КОРРУПЦИИ / ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СИСТЕМА И ВИДЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CORRUPTION / THE NEW FEDERAL LAW ON CORRUPTION / RESPONSIBILITY FOR CORRUPTION CRIMES / SYSTEM AND KINDS OF CORRUPTION CRIMES / THE LAW ON CORRUPTION COUNTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидоров Б. В., Балаев А. Ш.

В статье продолжается исследование вопросов, обозначенных в ее названии, рассмотрение которых авторы начали в предыдущем номере журнала. Если ранее нами подвергались критическому анализу положения, касающиеся легализованного в отечественном законодательстве определения коррупции, то в настоящей работе предлагается его авторское определение, показывается роль законодательного определения коррупции в процессе оптимизации норм УК РФ, предусматривающих ответственность за коррупционные преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption: Questions of Legislative Regulation and Legislation Perfection

The article continues the research of the aspects stated in the title that was started in the previous issue of the journal. In the previous paper the authors criticized regulations of the domestic legislation concerning the legal definition of corruption, and in the paper under consideration the authors present their own definition, demonstrate the role of legislative definition of corruption in the process of the optimization of norms of Criminal Code concerning amenability for corrupt practices.

Текст научной работы на тему «Коррупция: вопросы законодательного регулирования и совершенствования законодательства»

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

Право

УДК 346.52

Коррупция: вопросы законодательного регулирования и совершенствования законодательства

Сидоров Б.В.

Доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права Казанского (Приволжского) федерального университета

Балаев А.Ш.

Аспирант кафедры уголовного права Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье продолжается исследование вопросов, обозначенных в ее названии, рассмотрение которых авторы начали в предыдущем номере журнала. Если ранее нами подвергались критическому анализу положения, касающиеся легализованного в отечественном законодательстве определения коррупции, то в настоящей работе предлагается его авторское определение, показывается роль законодательного определения коррупции в процессе оптимизации норм УК РФ, предусматривающих ответственность за коррупционные преступления.

Ключевые слова: коррупция, новый федеральный закон о коррупции, закон о противодействии коррупции,

Не плата за службу обогащает чиновника, а связанные со службой денежные оказии.

Эмуэл Пайнс.

Продолжение. Начало статьи: ВЭПС. 2010. - № 2. - С. 89-95.

В уголовном законодательстве России следует без промедления создавать систему наиболее опасных форм поведения, содержащих признаки законодательно определенной коррупции, криминализируя новые и совершенствуя редакции имеющихся видов коррупционных преступлений, а также сопутствующих или содействующих им преступлений.

Как говорится в ст. 1 Декларации ГА Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях (Резолюция ГА ООН 51\191 от 16 декабря 1996 г.), государства-члены обязуются принимать эффективные и конкретные меры по борь-

бе со всеми формами коррупции, взяточничества и связанными с ними противоправными действиями, в частности, обеспечивать эффективное применение действующих законов в целях противодействия этим деяниям там, где их не существует, и т.п.

Этот процесс, безусловно, должен быть дополнен мерами законодательного противодействия коррупции в таких, например, отраслях права, как конституционное, избирательное, административное, гражданское, предпринимательское, служебное, бюджетное, финансовое, налоговое, банковское, таможенное и др., в которых создаются специальные дыры для «правомерной» коррупции.

95

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

Право

Исходя, по-видимому, из того, что коррупция может проявляться в виде разнообразных злоупотреблений властью, служебным (должностным) положением или полномочиями, совершаемых из корыстной или иной личной заинтересованности, либо взяточничества или в результате иного подкупа - продажности в системе службы частного сектора, а также в виде иных общественно опасных деяний, обладающих признаками коррупции и содержащих в соответствующих статьях УК РФ указание на использование лицом своего служебного положения или должностных полномочий, авторы проекта настоящего Закона, подготовленного ко второму чтению в Государственной Думе РФ, в ст. 7 определяют перечень коррупционных деяний, запрещенных следующими статьями УК РФ: п.п. «а» и «б» ч. 2 ст. 141 УК РФ (в случае совершения путем подкупа); ст. 170 УК РФ; ст. 183 УК РФ (в случае совершения путем подкупа); ст. 184 УК РФ; ст. 201 УК РФ; ст. 202 УК РФ (в случае совершения в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц); ст. 204 УК РФ; ст. 210 УК РФ (при наличии цели совершения любого преступления, обладающего признаками коррупции); ст. 285 УК РФ; ст. 285.1 УК РФ; ст. 285.2 УК РФ; ст. 286 УК РФ (при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности); ст. 289 УК РФ; ст. 290 УК РФ; ст. 291 УК РФ; ст. 309 УК РФ (в случае совершения путем подкупа).

В указанном перечне не нашлось почему-то места для деяний, также содержащих признаки коррупции, которые предусмотрены ст. 169, 292, 292.1 и рядом других статей УК РФ.

Заслуживает внимания предложение В.В. Луне-ева [1, с. 22-26], впрочем, как и некоторых других ученых, предусмотреть ответственность в отдельных нормах УК РФ за: коррупционный лоббизм (влияние, давление экономически сильных структур на государственную политику); коррупционный фаворитизм (покровительство высокопоставленного лица); коррупционный протекционизм (покровительство в продвижении по службе не по деловым качествам); непотизм (покровительство на основе родственных и иных личных связей); тайные взносы на политические цели; взносы на выборы с последующей расплатой государственными должностями или лоббированием интересов взяткодателя; незаконное проведение приватизации, акционирования и залоговых аукционов; незаконное предоставление налоговых и таможенных льгот; переход государственных должностных лиц (сразу после отставки) на должности президентов или председателей совета директоров подкормленных банков и корпораций; коррупция за рубежом при заключении внешнеэкономических контрактов; совмещение государственной службы с коммерческой деятельностью в формах, еще не запрещенных УК РФ; незаконное обогащение и др.

Построение структуры Особенной части УК России по разделам и главам, исходя из основных родового и видового объектов преступления, не позволяет соединить в одном месте этого нормативного правового акта даже коррупционные преступления или преступления коррупционного характера, и тем более связанные с ними (способствующие им или создающие условия для их совершения) противоправные деяния. По примеру Конвенции ООН против коррупции 2003 г. («Глава III. Криминализация и правоохранительная деятельность») и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. («Глава II. Меры, которые должны быть приняты на национальном уровне») в национальном законодательстве России все коррупционные и тесно связанные с ними преступления должны быть указаны в Федеральном законе о противодействии коррупции, где они должны быть сформулированы в соответствии с международными нормативно-правовыми документами и новым законодательным определением коррупции.

Принятие комплекса мер, включая систему мер уголовно-правового противодействия коррупции, позволило бы существенно повысить эффективность антикоррупционной деятельности субъектов такой деятельности, углубить понимание обществом антикоррупционной политики властей, способствовало бы активному участию населения в предупреждении коррупции и борьбе с ней.

В основе коррупции (коррупционной деятельности) лежат различные формы злоупотреблений служебными (должностными) полномочиями, служебным (должностным) положением или властью, а также взяточничество и другие виды незаконного обогащения путем незаконного использования таких полномочий, положения или авторитета власти. Поэтому целесообразно было бы прежде всего предусмотреть в настоящем Законе и в УК РФ (если они там есть, то в новой редакции) уголовно-правовые нормы об ответственности за указанные виды коррупционной деятельности.

Так, ответственность за злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ) могла быть представлена в следующей редакции:

«Статья... Злоупотребление служебными полномочиями или служебным положением в частных организациях.

1. Умышленные действия, совершенные лицом, выполняющим управленческие функции в организации частного сектора, путем незаконного использования своих служебных полномочий или возможностей, которыми он обладает в силу своего служебного положения, из корыстной или иной личной заинтересованности, причинившие существенный вред охраняемым законом правам и интересам граждан либо интересам обществам или государства, -

96

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

Право

наказываются...

2. То же деяние, сопряженное с явным нарушением своих функциональных обязанностей по службе либо совершенное группой лиц по предварительному сговору, -

наказывается.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, причинившие крупный ущерб или повлекшие иные тяжкие последствия, либо совершенные организованной группой, -

наказываются.

П р и м е ч а н и я: 1. Выполняющим управленческие функции в организации частного сектора (вариант: «... в коммерческой или иной частной организации») признается лицо, которое руководит работой такой организации или является иным ее служащим, постоянно, временно либо по специальному полномочию осуществляющим в ней организационно-распорядительные или административнохозяйственные функции.

2. Существенным вредом в настоящей статье и статьях... настоящего Кодекса признается имущественный вред, причиненный потерпевшим, на сумму свыше ста тысяч рублей либо физический вред в виде причинения вреда здоровью средней тяжести хотя бы одному человеку, либо вред, выразившийся в нарушении нормальной деятельности организаций публичного или частного сектора, либо в том, что данное деяние способствовало совершению другого преступления.

3. Крупным ущербом в настоящей статье или статьях. настоящего Кодекса признается имущественный ущерб, причиненный потерпевшим на сумму свыше двухсот пятидесяти тысяч рублей.

4. Иными тяжкими последствиями признается ущерб, выразившийся в причинении тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку по неосторожности, либо в том, что данное деяние было сопряжено с причинением тяжкого или особо тяжкого преступления или попустительством совершению такового».

«Статья... Умышленное бездействие по службе в частных организациях.

1. Умышленное бездействие лица, выполняющего управленческие функции в организации частного сектора из корыстной или иной личной заинтересованности, выразившееся в неисполнении им действий, которые оно могло и должно было совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, если это причинило существенный вред охраняемым законом правам и интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, -

наказывается.

2. То же деяние, сопряженное с явным нарушением своих функциональных обязанностей по службе либо совершенное группой лиц по предварительному сговору, -

наказываются.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, причинившие крупный ущерб или повлекшие иные тяжкие последствия либо совершенные организованной группой, -

наказываются.»

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями или должностным положением и умышленное бездействие по службе должностного лица должна быть предусмотрена в правовых нормах, сформулированных в редакциях, близких по своему содержанию указанным выше. При этом наказание за аналогичные деяния против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления должно быть, по нашему мнению, более строгим в сравнении с наказанием за деяния, посягающие на интересы службы в коммерческих и иных организациях, а наказание за сопоставимые формы преступного бездействия в указанных сферах общественных отношений должно быть, наоборот, сравнительно менее строгим, чем за преступные действия в соответствующей сфере служебной деятельности.

«Статья... Злоупотребление должностными полномочиями или должностным положением (Вариант: «. Злоупотребление властью»).

1. Умышленные действия, совершенные должностным лицом путем незаконного использования своих служебных полномочий, возможностей, которыми оно обладает в силу своего служебного положения и авторитета власти, из корыстной или иной личной заинтересованности, причинившее существенный вред охраняемым законом правам и интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, -

наказывается...

2. То же деяние, сопряженное с явным нарушением своих функциональных обязанностей по службе либо совершенное группой лиц по предварительному сговору, -

наказывается...

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, причинившие крупный ущерб или навлекшие иные тяжкие последствия либо совершенные организованной группой, -

наказывается...

Пр и м е ч а н и е: 1. Должностным лицом в статьях настоящего Кодекса (вариант: «... Закона») признается гражданин Российской Федерации, постоянно или временно занимающий должность в системе государственной гражданской или военной службы либо муниципальной службы, осуществляющий функции представителя власти, организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные либо оказывающий публичные услуги на платной основе или безвозмездно путем

97

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

Право

использования властных полномочий, предоставляемых ему в связи с занимаемой должностью, и подлежащий ответственности за неразумное и недобросовестное использование своих служебных полномочий либо неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Должностным лицом также признается лицо, исполняющее обязанности такового по специальному полномочию.

4. Иностранный гражданин, который в соответствии с национальным законодательством своего государства и законодательством России признается должностным лицом, подлежит ответственности по статьям настоящего Кодекса (вариант: «...Закона»), если это соответствует нормам международного права.

5. Должностное лицо публичной международной организации также подлежит ответственности по соответствующим статьям настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено нормами международного права.

6. Лицом, занимающим государственные должности Российской Федерации, в статья настоящего Кодекса (вариант: «...Закона»), признается лицо, занимающее должность, устанавливаемую Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации.

7. Лицом, занимающим государственные должности субъекта Российской Федерации, в статья настоящего Кодекса (вариант: «... Закона») признается лицо, занимающее должность, устанавливаемую конституциями или уставами субъектов Российской Федерации или другими их законодательными актами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Сводный перечень государственных должностей субъектов Российской Федерации устанавливается главами субъектов Российской Федерации.

8. Государственные и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность за коррупционные преступления лишь в случаях, специально указанных в статьях настоящего Кодекса (вариант: «... » Закона»)».

«Статья ... Умышленное бездействие по службе в публичном секторе.

1. Умышленное бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности, выразившееся в неисполнении им действий, которые оно могло и должно было совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, если это причинило существенный вред охраняемым за-

коном правам и интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, -

наказывается...

2. То же деяние, сопряженное с явным нарушением своих функциональных обязанностей по службе либо совершенное группой лиц по предварительному сговору, -

наказывается.»

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, причинившие крупный ущерб или совершенные организованной группой, -

наказываются.

В совершенствовании нуждаются также некоторые правовые нормы, предусматривающие уголовную ответственность за специальные виды злоупотребления должностными полномочиями или должностным положением, которые должны быть сконструированы с учетом основных признаков коррупции, отраженных в ее законодательном определении, и определений данного вида злоупотребления властью в международных нормативных правовых актах. В противном случае их нельзя признавать коррупционными преступлениями.

Например, ст. 285-1 УК РФ предусматривает ответственность должностного лица за расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным законным основанием их получения, совершенное в крупном размере, а ст. 285-2 УК РФ - за расходование средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетами указанных фондов, также совершенное в крупном размере.

Указанные статьи УК содержат правовые нормы, связывающие ответственность за любое нецелевое расходование должностным лицом соответствующих денежных средств, в том числе по мотивам ложно понятной служебной необходимости, из альтруистических и иных подобных побуждений. Основным же признаком коррупционного преступления является направленность поведения виновного на получение чужого имущества или выгод имущественного характера для себя самого либо для другого физического или юридического лица или группы лиц, к которым он испытывает какой-то особый личный интерес, т.е. такая незаконная служебная деятельность, которая продиктована мотивами корысти или иной личной заинтересованности.

Согласно ст. 17 Конвенции ООН против коррупции 2003 г. каждое государство-участник принимает такие меры, чтобы признать в качестве уголовно-наказуемых деяний умышленные «хищения», неправомерное присвоение или иное нецелевое расходование публичным должностным лицом в целях извлечения выгоды для себя самого или другого

98

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

Право

физического или юридического лица какого-либо имущества или частных средств или ценных бумаг, или любого другого ценного предмета, находящегося в ведении этого публичного должностного лица в силу его служебного положения. Иными словами, Конвенция однозначно признает в качестве коррупционного преступления только такое нецелевое расходование денежных средств или иного имущества, находящегося в ведении виновного должностного лица в силу его служебного положения, как хищение, неправомерное присвоение или иное подобное деяние, совершаемого в целях извлечения имущественной выгоды для самого себя или другого физического или юридического лица, т.е. опять-таки из корыстной или иной личной заинтересованности.

По действующему уголовному законодательству России имущественные преступления, совершаемые с корыстной целью, подобные указанным конвенциональным уголовно-наказуемым деяниям, также совершаемым «в целях извлечения выгоды», признаются скорее хищениями с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 УК РФ), чем видом корыстного злоупотребления служебным (должностным) положением. Поэтому, на наш взгляд, было бы целесообразно предусмотреть в настоящем Законе и, соответственно, в главе 21 УК РФ после статьи 164 статью, устанавливающую в отдельной норме уголовную ответственность за хищение с использованием лицом своего служебного (должностного) положения, одновременно исключив указанный особо квалифицированный вид хищения из ч. 3 ст. 159 и ч. 3 ст. 160 УК РФ. Данная норма уголовного закона могла быть сформулирована в следующей редакции:

«Статья... Хищение с использованием лицом своего служебного положения.

1. Хищение, совершенное должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (вариант: «.... в частном секторе») с использованием своего служебного (должностного) положения, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца или без такового либо с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере, -

наказывается лишением свободы от шести до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного

дохода осужденного за период до трех лет либо с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или в крупном размере, либо сопряженные с хищением предметов, имеющих особую ценность, -

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет».

Хищение с использованием лицом своего служебного положения представляет собой довольно распространенное единое сложное коррупционное преступление, состоящее из таких преступных деяний, как злоупотребление служебным (должностным) положением и хищение путем обмана, злоупотребления доверием, присвоения или растраты, включая и так называемое «нецелевое расходования» вверенного имущества с корыстной целью («в целях извлечения выгоды»), поскольку термин «расходование» означает «растрата, употребление на что-нибудь» [2, с. 668]. Законодатель, конечно, вправе признавать (например, в ст. 285.1 и ст. 285.2 УК) уголовно-наказуемым деянием и иное «нецелевое расходование» государственных средств, тем более, что оно совершено в крупном размере, но коррупционным такое деяние не может признаваться.

В Конвенции ООН против коррупции (ст. 16-17 и 21 и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. (ст. 2-11) в качестве основных коррупционных преступлений на национальном и региональном уровнях рекомендуется признать подкуп (активный и пассивный) публичных должностных лиц и служащих частного сектора.

В Декларации ГА ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях 1996 г. деяния, аналогичные указанным конвенциональным преступлениям, именуются взяточничеством, которое в Декларации на наш взгляд, неоправданно выделяется в отдельное понятие наряду с коррупцией, хотя по смыслу ранее указанных международных правовых актов взяточничество рассматривается как один из наиболее ярких видов коррупционных преступлений.

Как известно, в УК РФ подобные деяния, совершаемые в частном секторе, законодатель определяет как коммерческий подкуп (ст. 204), а совершение их в публичном секторе - как взяточничество (ст. 290 и ст. 291). Полагаем, уголовно-правовые нормы, которые предусматривают указанные статьи УК РФ, нуждаются в совершенствовании.

99

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

Так, ст. 204 УК РФ могла бы предусматривать ответственность лишь за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, имущества или иных имущественных выгод, т.е. за продажность служащих в частном секторе, а ст. 204.1 УК РФ - ответственность за такое решающее содействие продажности данного лица как подкуп (коммерческий подкуп). В предлагаемой нами редакции эти уголовно-правовые нормы могли быть включены и в настоящий Закон в число уголовно-наказуемых коррупционных и содействующих им деяний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Статъя... Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в частной организации, имущества или иных имущественных выгод.

1. Согласие на получение или фактическое получение лично или через посредников лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества или других выгод имущественного характера в качестве незаконного вознаграждения за выполнение или невыполнение этих лицом в интересах дающего своих служебных обязанностей, -

наказывается...

2. То же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо сопряженное с вымогательством или с получением незаконного вознаграждения в крупном размере, -

наказывается.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, либо сопряженные с получением незаконного вознаграждения в особо крупном размере, -

наказываются.».

«Статья ... Коммерческий подкуп.

1. Предложение, обещание или передача лично или через посредников лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой и иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества или других выгод имущественного характера в качестве незаконного вознаграждения за выполнение или невыполнение этих лицом в интересах дающего своих служебных обязанностей, -

наказывается.

2. То же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействия), -

наказывается.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -

наказываются.».

Аналогичные составы преступлений, совершаемых в публичном секторе, могли быть сформулированы в редакциях, близких к тем определениям,

Право

которые даются в Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях 1996 г., Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. и Конвенции ООН против коррупции 2003 г.

«Статья... Получение взятки.

1. Согласие на получение или фактическое получение лично или через посредников должностным лицом денег, иного имущества или других выгод имущественного характера в качестве незаконного вознаграждения за выполнение или невыполнение этим лицом в интересах дающего своих служебных обязанностей либо за общее покровительство или попустительство по службе, -

наказывается..

2. Те же деяния, сопряженные с явным нарушением лицом своих функциональных обязанностей по службе или с получением незаконного вознаграждения в крупном размере, либо совершенные группой лиц по предварительному сговору, -

наказываются..

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или главы органа местного самоуправления, а равно должностным лицом или избранным представителем Российской Федерации в связи с международной коммерческой операцией, -

наказываются..

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, с вымогательством взятки либо сопряженные с получением незаконного вознаграждения в особо крупном размере, -

наказываются.

Примечание 1. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.

2. Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать ему взятку под угрозой совершения действий, способных причинить вред правам и законным интересам гражданина, либо поставление его в условия, вынуждающие его дать взятку с целью предотвращения вреда его правоохраняемым интересам».

«Статья. Дача взятки.

(Вариант: «Подкуп должностного лица»)

1. Предложение, обещание или передача лично или через посредников должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества или предоставление ему других выгод имущественного характера в качестве незаконного вознаграждения за выполнение или невыполнение этим лицом в интересах дающего своих служебных обязанностей либо за

100

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

Право

общее покровительство или попустительство по службе, -

наказывается....

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействия), -

наказываются.

3. Те же деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -

наказываются..

Примечание. Лицо, давшее взятку (вариант: «...совершившее подкуп должностного лица») освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки, или лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки».

Весьма ощутимым и полезным для противодействия коррупции, по-нашему глубокому убеждению, было бы признание российским законодательством незаконного обогащения в качестве уголовно наказуемого деяния. Еще в Декларации ГА ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях 1996 г. государства-члены обязались «изучить возможность признания незаконного обогащения государственных должностных лиц или избранных представителей преступлением». Ст. 20 Конвенции ООН против коррупции 2003 г. рекомендует государствам-участникам принять такие законодательные и другие меры, «какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

Указанное деяние, являющееся результатом совершения коррупционных преступлений должностных лиц, полагали бы целесообразным криминализировать в следующей редакции:

«Статья ... Незаконное обогащение.

1. Незаконное обогащение, то есть умышленное увеличение имущества и (или) прав на него (активов) должностного лица, значительно превышающее его законные доходы, приобретение которых на законных основаниях оно разумным образом не может обосновать -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года или без такового.

2. Незаконное обогащение, совершенное в крупном размере или сопряженное с отмыванием доходов от незаконной деятельности, -

наказывается лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Примечание: 1. Значительным превышением незаконных доходов над законными в настоящей статье признается стоимость активов, составляющих незаконное обогащение, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей.

2. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость активов, составляющих незаконное обогащение, превышающая один миллион рублей, а особо крупным - пять миллионов рублей».

Еще Солон из Афин говорил о богатстве и богатых: «Быть я богатым хочу, но нечестно владеть не желаю этим богатством: поздней час для расплаты придет. Многие низкие люди богаты, а добрый беднеет» [3 , с. 18].

По словам С. Гелифакса, «.когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается особой честностью» [3, с. 195].

Период реставрации капитализма в современной России отличается одной уникальной особенностью развития экономических отношений: в процессе развала экономики и неконтролируемого передела собственности, прежде всего в разгар криминального беспредела 90-х годов прошлого века, происходило и еще продолжается управляемое обогащение чиновников, в первую очередь должностных лиц более высокого ранга, с использованием своих властных полномочий или должностного положения нередко в соучастии или при посредничестве организованных структур преступного мира и других нечистоплотных людей, «умеющих жить». Давно уже не секрет, что прослойка неправедно богатых и супербогатых (олигархов) в российском обществе сложилась в основном из таких лиц. Этот «управляемый» процесс продолжается, внося оживление и оптимизм в ряды коррупционеров. Возможность привлечения должностных лиц к уголовной ответственности за незаконное обогащение и применения в отношении таких лиц конфискации богатства, нажитого незаконным, чаще преступным путем, другие меры противодействия дальнейшему развитию этого негативного процесса способы внести перелом в предупреждение и борьбу с кор-

101

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

Право

рупцией, начатые, говоря на чистоту, как знаковая компания неких энтузиастов у власти.

Соответствующие изменения следовало бы внести и в уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174 и 174.1 УК РФ).

«Статья 174. Отмывание доход от преступлений.

1. Отмывание, то есть совершение сделок, финансовых или иных операций в сфере имущественного оборота с использованием доходов от преступления или преступной деятельности при обстоятельствах, дающих основание полагать, что они извлечены преступным путем, с целью утаивания или сокрытия их природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности, -

наказывается...

2. То же деяние, совершенное

а) в крупном размере;

б) с использованием при отмывании доходов от тяжких и особо тяжких преступлений;

в) группой лиц по предварительному сговору;

г) лицом с использованием своего служебного положения, -

наказывается..

3. Отмывание, совершенное:

а) в особом крупном размере

б) организованной группой, преступным сообществом (преступной организацией) или организованным преступным формированием под иным названием, деятельность которого признается законодательством видом организованной преступной деятельности -

наказывается...

В примечании к ст. 174 УК РФ необходимо сформулировать следующее определение «дохода» как предмета отмывания:

«Примечания: 1. «Доход» в настоящей статье и статье 174-1 УК РФ означает любую экономическую выгоду, извлеченную в результате совершения любого преступления или любой преступной деятельности. Эта выгода может быть представлена в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, результатов интеллектуальной деятельности, исключительных прав на них (интеллектуальная собственность)».

Оставив в примечании определение «крупного размера» отмывания, предлагается дать в примечании к ст. 174 УК РФ определение понятия «особо крупного размера»:

«3. Отмыванием, совершенным в особо крупном размере в настоящей статье признаются сделки, финансовые и иные операции с доходами от преступной деятельности, совершенные на сумму, превышающую пять миллионов рублей».

«Статья 174-1. Использование доходов от преступной деятельности для осуществления экономической деятельности.

1. Использование доходов от преступной деятельности, извлеченных в результате совершения преступления или преступной деятельности другими лицами в целях придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению ими и (или) систематического извлечения прибыли при обстоятельствах, дающих основание полагать, что указанные доходы извлечены преступным путем, -

наказывается..

2. То же деяние, совершенное лицом, участвовавшим в преступлении или преступной деятельности, в результате которых извлечен доход, используемый в указанных в части первой настоящей статьи целях, -

наказывается..

3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере или с целью финансирования терроризма, организованной или иной преступной деятельности, связанной с совершением тяжких и особо тяжких преступлений, -

наказываются...»

Отмывание доходов от преступной деятельности (преступлений) - преступление, способствующее собственно коррупционным преступлениям, специально обозначенное и сформулированное как уголовно-наказуемое деяние в ст. 23 Конвенции ООН против коррупции 2003 г., и рекомендации указанного и целого ряда других международных нормативных правовых документов следует учитывать при определении этого вида преступлений в уголовном законодательстве России.

Необходимо, как отмечалось, разработать Кодексы этики должностных лиц и Кодексы поведения в области предпринимательской деятельности, стандарты или оптимальную практику, которые запрещают коррупцию и связанные с нею противоправные деяния при исполнении соответствующих обязанностей по службе, в том числе при осуществлении международных коммерческих операций.

Литература:

1. Лунеев В.В. Коррупция В России // Государство и право. - 2007. - № 11. - С. 20-27.

2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М, 1997. - 943 с..

3. Таранов П.С. Философская афористика: заповеди, притчи, наставления. - М.: Остожье 1996. - 575 с.

102

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

Право

Corruption: Questions of Legislative Regulation and Legislation Perfection

B. Sidorov, A. Balaev

The Kazan (Volga Region) Federal University

The article continues the research of the aspects stated in the title that was started in the previous issue of the journal. In the previous paper the authors criticized regulations of the domestic legislation concerning the legal definition of corruption, and in the paper under consideration the authors present their own definition, demonstrate the role of legislative definition of corruption in the process of the optimization of norms of Criminal Code concerning amenability for corrupt practices.

Key words: the corruption, the new federal law on corruption, the law on corruption counteraction, responsibility for corruption crimes, system and kinds of corruption crimes.

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.