Научная статья на тему 'Правовое воспитание как составляющая часть социально-предпринимательской компетенции обучающихся в образовательном пространстве'

Правовое воспитание как составляющая часть социально-предпринимательской компетенции обучающихся в образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEGAL EDUCATION / SOCIAL ENTREPRENEURIAL COMPETENCE / EDUCATIONAL ACTIVITIES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быданов Н. М., Бурнашева Э. П.

В данной статье рассматриваются возможные методы и способы организации правового воспитания студентов учреждений среднего профессионального и высшего образования в процессе учебной и внеучебной деятельности с учетом наличия в образовательном процессе социально-предпринимательской компетенции. В учебной деятельности правовое воспитание может передаваться через общие или профильные предметы, в которых идет изучение нормативно-правовых актов, регулирующих будущую трудовую деятельность. Во внеучебной деятельности продвигать идеи правового воспитания можно через различные формы проведения массовых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal education as an integral part of the social entrepreneurial competence of students in the educational activities

This article discusses possible methods and ways of organizing the legal education of students of institutions of secondary vocational and higher education in the process of educational and extracurricular activities, taking into account the presence in the educational process of social entrepreneurial competence. In educational activities, legal education can be transferred through general or specialized subjects, in which the regulatory acts governing future labor activities are studied. In extracurricular activities, the ideas of legal education can be promoted through various forms of mass events.

Текст научной работы на тему «Правовое воспитание как составляющая часть социально-предпринимательской компетенции обучающихся в образовательном пространстве»

После выполнения данного проекта был проведен опрос среди студентов. Респондентам предлагалось ответить на вопрос «В чем заключается преимущество использования сервисов для совместной работы?». Большая часть из них отметила возможность работать в команде (78%) и планировать ход своей работы (65%).

Таким образом, сервисы командной работы позволяют по-новому организовать самостоятельную работу студентов. С их помощью студенты могут имитировать аспекты будущей профессиональной деятельности, визуализировать этапы работы и оценивать результаты. Благодаря этому, студенты приобретают не только необходимый объем знаний и умений в области планирования и выполнения самостоятельной работы, но и опыт деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. - 480 с.

2. Коноводова, Ю.А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся [Электронный ресурс] / Ю.А. Коноводова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы Междунар. науч. конф. - Пермь : Меркурий, 2011. - С. 173-176. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/318/.

3. Сорок сервисов для управления задачами и проектами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vc.ru/services/50333-40-servisov-dlya-upravleniya-zadachami-i-proektami.

4. Федотова, Л.А. Активные методы при изучении гуманитарных дисциплин в техническом вузе: личностные аспекты [Текст] : учеб. пособие / Л. А. Федотова. - Волгоград : ВолгГТУ, 2016. - 87 с.

5. Trello [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.trello.com.

REFERENCES

1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical Psycology]. Rostov-na-Donu: Feniks, 1997. 480 p.

2. Konovodova, Yu.A. Otlichie samostoyatel'noj deyatel'nosti uchashchihsya ot samostoyatel'noj raboty uchashchihsya [Elektronnyi resurs] [The difference between independent activity of students and independent work of students]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy Mezhdunar. nauch. konf. [Problems and prospects for the development of education]. Perm': Merkurij, 2011, pp. 173-176. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/318/.

3. Sorok servisov dlya upravleniya zadachami i proektami [Elektronnyi resurs] [Forty services for managing tasks and projects]. URL: https://vc.ru/services/50333-40-servisov-dlya-upravleniya-zadachami-i-proektami.

4. Fedotova L.A. Aktivnye metody pri izuchenii gumanitarnyh disciplin v tekhnicheskom vuze: lichnostnye aspekty: ucheb. posobie [Active methods in the study of humanities in a technical college: personal aspects]. Volgograd: VolgGTU, 2016. 87 p.

5. Trello [Elektronnyi resurs]. URL: www.trello.com.

УДК 37.03

Н.М. Быданов, магистрант 2 курса

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия [email protected] Э.П. Бурнашева,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионально-технологического

образования

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия [email protected] ORCID: 0000-0002 9532 2189

Правовое воспитание как составляющая часть социально-предпринимательской компетенции обучающихся в образовательном

пространстве

В данной статье рассматриваются возможные методы и способы организации правового воспитания студентов учреждений среднего профессионального и высшего образования в процессе учебной и внеучебной деятельности с учетом наличия в образовательном процессе социально-предпринимательской компетенции. В учебной деятельности правовое воспитание может передаваться через общие или профильные предметы, в которых идет изучение нормативно-правовых актов, регулирующих будущую трудовую деятельность. Во внеучебной деятельности продвигать идеи правового воспитания можно через различные формы проведения массовых мероприятий.

Ключевые слова: Правовое воспитание, социально-предпринимательская компетенция, учебная деятельность, внеучебная деятельность.

КМ. Bydanov, undergraduate of the 2nd year Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia E.P. Burnasheva,

candidate of pedagogical sciences, docent of the department of professional technological

education

Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia

Legal education as an integral part of the social entrepreneurial competence of students in the educational activities

This article discusses possible methods and ways of organizing the legal education of students of institutions of secondary vocational and higher education in the process of educational and extracurricular activities, taking into account the presence in the educational process of social entrepreneurial competence. In educational activities, legal education can be transferred through general or specialized subjects, in which the regulatory acts governing future labor activities are studied. In extracurricular activities, the ideas of legal education can be promoted through various forms of mass events.

Keywords: legal education, social entrepreneurial competence, educational activities, extracurricular activities.

Правовое воспитание играет одну из ключевых ролей в образовательной системе России. На сегодняшний день потребность в правовом воспитании испытывают большинство граждан Российской Федерации. Профессиональная подготовка будущих экономистов, менеджеров, предпринимателей предусматривает формирование у студентов социально-предпринимательской компетенции. Одним из основных направлений этой компетенции является знание основ права и законодательства Российской Федерации. Данное направление сегодня широко представлено в учебной и внеучебной деятельности образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования.

В учебной деятельности основы правового воспитания передаются через изучение правовых дисциплин. Так, при поступлении на первый курс учреждений среднего профессионального или высшего образования студенты начинают изучение дисциплины «Правоведение». В данном курсе рассматриваются основы теории права, а также основных отраслей права: конституционного, гражданского, семейного, трудового, уголовного.

Основными целями изучения дисциплины «Правоведение» являются:

- воспитание правовой культуры у студентов;

- развитие навыков использования нормативных правовых документов в профессиональной деятельности;

- реализации прав и свободы человека и гражданина в различных сферах жизни;

- познание основных государственно-правовых закономерностей развития общества, овладение понятийным аппаратом юриспруденции, усвоение основных институтов отраслевого законодательства.

Считаем, что внедрение такого курса в учебные программы образовательных организаций будет способствовать интересу студентов к самостоятельному изучению права.

В профильных учреждениях среднего профессионального образования, помимо изучения основ права, в учебную программу включены и другие правовые предметы. Так, например, в Шадринском финансово-экономическом колледже изучаются трудовое и гражданское право. Также изучение правовых основ проходит и в рамках профильных предметов. В программе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» можно выделить такие предметы как:

- Правовое обеспечение профессиональной деятельности. В период изучения данного предмета студенты учатся работать с нормативными правовыми документами; защищать свои права в соответствии с действующим законодательством; анализировать и оценивать результаты и последствия действия (бездействия) в профессиональной деятельности с правовой точки зрения. После окончания изучения данного предмета студенты знают основные положения Конституции Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина, а также механизмы их реализации; понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности.

- Налоги и налогообложение. Студенты учатся ориентироваться в налоговом законодательстве Российской Федерации; понимать сущность и порядок расчетов налогов, роль налогов в формировании финансов государства. После изучения предмета студент знают нормативные правовые акты, регулирующие отношения организации и государства в области налогообложения, Налоговый кодекс Российской Федерации; экономическую сущность налогов; принципы построения и элементы налоговых систем; виды налогов в Российской Федерации и порядок их расчетов.

- Аудит. Студенты учатся ориентироваться в порядке регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации; выполнять работы по проведению аудиторских проверок и составлению аудиторских заключений. По окончанию изучения дисциплины студенты знают основные принципы аудиторской деятельности; порядок регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации; основные процедуры аудиторской проверки; стандарты оценивания систем внутреннего и внешнего аудита [2].

Из анализа программы ФГОС можно сделать вывод, что многие профильные предметы содержат обязательное изучение нормативно-правовых актов, регулирующих различные отрасли экономической деятельности. Таким образом, происходит наиболее эффективное закрепление материала, и студенты, в будущем, будут самостоятельно следить за изменениями в законодательных актах своей отрасли.

Правовое воспитание должно осуществляться не только во время учебного процесса. Студенты должны получать информацию о праве также и на внеклассных мероприятиях. Рассмотрим возможности применения правового воспитания во внеурочное время.

Одной из интереснейших идей, выдвигаемых в последнее время, является возрождение агитационных бригад. Данное движение возникло в СССР в начале 1920-х годов. Одной из основных задач только образованных творческих коллективов было информирование малограмотного населения об идеях и преимущества коммунистической власти для страны [1]. Широкое распространение агитбригады получили во время Великой Отечественной войны. Популярные певцы, артисты кино и эстрады были призваны поднимать боевой дух бойцов Красной Армии. С середины 1950-х годов в репертуаре агитбригад - повседневная жизнь советских граждан. Были широко распространены темы трудовых успехов граждан, а также в сатирической форме высмеивались негативные проявления общества: алкоголь, курение, тунеядство.

На сегодняшний день агитбригады распространены лишь в образовательных учреждениях. В репертуаре коллективов представлены творческие постановки о соблюдении правил безопасности дорожного движения, бережного отношения к природе, преимущества поддержания здорового образа жизни и так далее. Одним из новшеств является продвижение идей правового воспитания, как один из наиболее эффективных способов доведения до населения информации об изменениях в законодательстве.

Для того чтобы составить программу мероприятия, необходимо выявить среди студентов интересующие правовые темы. Для этого можно использовать анкетирование или устный опрос учащихся.

При подготовке сценария мероприятия необходимо учитывать тот факт, что студенты могут плохо ориентироваться в юридической терминологии, поэтому зрители должны получить развернутую информацию о терминах, которые будут упомянуты во время творческого мероприятия. Лучше всего составить выступление в форме развлекательной игры или спектакля. Одним из обязательных атрибутов мероприятия должно быть общение с залом. Через данный творческий ход можно будет понять, как трактуют тот или иной юридический термин зрители в зале. В сценарии необходимо указать, что нарушение общепринятых норм это не только правовой аспект, но и моральный.

Также, одним из направлений процесса правового воспитания - вовлечение студентов в работу кружков и секций дополнительного образования. У каждого человека есть свои интересы. Кто-то любит заниматься творческой деятельностью (вокал, игра на музыкальных инструментах, танцы, вышивание, создание теле- и радиопередач). Кому-то нравится спорт (футбол, баскетбол, волейбол, бокс). Кто-то любит участвовать в волонтерской деятельности, помогать людям и животным. А кто-то не мыслит свою жизнь без научно-исследовательской или военно-патриотической работы. Основная цель в данном направлении работы - направить деятельность студентов, на занятие в кружках и секциях образовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования.

Организовывать работу в данном направлении необходимо следующим образом. В начале нового учебного года проводится собрание первокурсников. Методист, ответственный за воспитательную работу в образовательной организации, должен рассказать новоиспеченным студентам об основных направлениях работы в данной сфере, а также проинформировать о кружках и секциях, которые функционируют в образовательном учреждении. Также, выявить талантов можно путем проведения анкетирования, где студенты могут указать свои интересы и хобби. На основе полученных данных разрабатывается план воспитательной работы (конкурсы творческого мастерства «Алло, мы ищем таланты!», «Мастера сцены»; спортивные мероприятия «Готов к труду и обороне», «О спорт, ты - мир!»; выставка изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Мастера и мастерицы», «Чудеса своими руками»; мероприятия волонтерских организаций «Помоги ближнему своему», «Ты не один»; научно-практические конференции «Моя профессия - взгляд в

будущее», «История родного края от А до Я», военно-патриотических мероприятия «Горжусь тобой, моя Россия», «Защитники Отечества»; организация молодежной редакции при образовательном учреждений, при которой проходит издание прессы, съемка теле- и радиопередач об учебной и внеучебной деятельности студентов). К сожалению, оборудование для дополнительного образования в образовательных учреждениях может быть устаревшим или вообще отсутствовать. В данном случае, на собрание первокурсников можно пригласить руководителей учреждений дополнительного образования города, которые расскажут о работе кружков и секций своих организаций, а также ответить на интересующие вопросы.

Данный подход сможет приобщить студентов к общественно-полезному делу, а также дать им возможность развивать и совершенствовать свои таланты.

Работа с родителями студентов также является одним из направлений правового воспитания в образовательных учреждениях. Методист по воспитательной работе, кураторы групп должны провести общее собрание, на котором родители смогут получить информацию об основных причинах, толкающих молодежь к нарушению правил поведения и совершению преступлений, какие из этого следуют последствия, как для самих правонарушителей, так и для их родителей. Изучение статистики, а также общение с сотрудниками правоохранительных органов будет способствовать повышению правовой грамотности взрослого населения, которые также, в свою очередь, могут донести полученную информацию до своих детей.

Таким образом, правовое воспитание является важной часть образовательного процесса студентов и способствует становлению и просвещению законопослушного гражданина нашей страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агитбригада - что же в этом слове? [Электронный ресурс] // СССР | Под знаком качества -Россия: 2015 : [web-сайт]. - Режим доступа: http://ussr-kruto.ru/2015/07/31/agitbrigada-chto-zhe-v-etom-81оуе/. - 16.02.2019.

2. Российская Федерация. Министерство образования и науки Российской Федерации. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) [Электронный ресурс] : приказ от 28 июля 2014 г. N 832. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70727304/. - 16.02.2019.

REFERENCES

Agitation brigade - what is in this word?].

Under the mark of quality - Russia: 2015].

1. Agitbrigada - chto zhe v etom slove? [Elektronnyi resurs] SSSR \ Pod znakom kachestva - Rossiya: 2015: [web-sajt] [USSR URL: http://ussr-kruto.ru/2015/07/31/agitbrigada-chto-zhe-v-etom-slove/ (Accesed 16.02.2019).

2. Rossijskaya Federaciya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 38.02.01 Ekonomika i buhgalterskij uchet (po otraslyam) [Elektronnyi resurs]: prikaz ot 28 iyulya 2014 g. N 832 [On approval of the federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 38.02.01 Economics and Accounting (by branches)]. URL: https://base.garant.ru/70727304/ (Accesed 16.02.2019).

УДК 372.8

Н.Б. Булдакова,

кандидат географических наук, доцент кафедры биологии и географии с методикой

преподавания

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия [email protected] ОЯСГО: 0000-0001-9614-7944

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.