Данный вид деятельности учащимся приветствуется, и они с удовольствием выходят к доске и начинают с ней работать.
Таким образом, использование интерактивной доски на уроках информатики позволяет:
1. Расширить использование электронных средств обучения за счет быстрой передачи информации слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств.
2. Увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то обычная картинка или электронная таблица, текстовый файл или интерактивная карта.
3. Выполнять коллективную работу, решать общую задачу, поставленную педагогом, также можно проводить проверку ранее полученных знаний или провести закрепление нового материала и при этом сразу во всем классе. При использовании интерактивной доски можно организовать качественную обратную связь «ученик-учитель».
Кроме того, использование интерактивной доски в процессе обучения информатике соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на телевидении, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Интерактивная доска. Использование интерактивной доски учителем в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interaktiveboard.ru/publ/.
2. Кравченя, Э.М. Технические средства обучения и методика их применения [Текст] / Э.М. Кравченя. -Минск : БНТУ, 2014. - 55 с.
3. Психологические особенности использования ТСО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/psixologicheskie-osobennosti-ispolzovaniya-tso-page-5.html.
4. Усенков, Д.Ю. Интерактивная доска SMART Board: до и во время урока [Текст] / Д.Ю. Усенков // Информатика и образование. - 2006. - № 2.
REFERENCES
1. Interaktivnaya doska. Ispol'zovanie interaktivnoi doski uchitelem v shkole [Elektronnyi resurs] [Interactive board. Use of an interactive board by the teacher at school]. URL: http://www.interaktiveboard.ru/publ/.
2. Kravchenya E.M. Tekhnicheskie sredstva obucheniya i metodika ikh primeneniya [Technical means of training and technique of their application]. Minsk: BNTU, 2014. 55 p.
3. Psikhologicheskie osobennosti ispol'zovaniya TSO [Elektronnyi resurs] [Psychological features of use of TSO]. URL: http://www.profile-edu.ru/psixologicheskie-osobennosti-ispolzovaniya-tso-page-5.html.
4. Usenkov D.Yu. Interaktivnaya doska SMART Board: do i vo vremya uroka [Interactive board of SMART Board: to and during a lesson]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education], 2006, no. 2.
УДК 377
Д.И. Бузакова,
студентка 464 группы факультета технологии и предпринимательства ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected] Н.В. Ипполитова,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры профессионально-
технологического образования ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected] ORCID: 0000-0002-1453-4711 Применение кейс-технологии в процессе профессионального
образования
В статье раскрываются основные характеристики кейс-технологии, которая представляется как совокупность определенных учебных ситуаций, разработанных на основе фактического материала специально для использования на учебных занятиях в учебных целях. В качестве цели кейс - технологии выступает активизация субъектной позиции обучаемых в процессе профессиональной подготовки. В основе рассматриваемой технологии лежит кейс-метод, образовательный потенциал которого реализуется через аналитическую деятельность обучаемых, направленную на нахождение способов оптимального решения проблемы, используемой в учебном процессе. Данный метод включает в себя применение различных видов анализа (проблемного, системного, праксеологического, прогностического, причинно-следственного и др.). Использование кейс-технологии в процессе профессионального образования создает условия для активизации познавательной деятельности студентов, развития исследовательских и профессиональных умений и навыков (умений самостоятельной работы; ориентации в нестандартных ситуациях, возникающих в процессе труда; выбора эффективных способов действия в изменяющихся условиях и др.).
Ключевые слова: образовательная технология, кейс-технология, кейс-метод.
D.I. Buzakova,
Undergraduate student, Faculty of Technology and Business Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia N. V.Ippolitova,
Doctor of Pedagogy, Professor (academic rank), Professor, Department of Professional-
Technoloigical Education Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia
Application of case technology in professional training process
The article describes the main characteristics of the case technology which is represented as set of certain educational situations developed on the basis of the actual material especially for use in the educational process and for educational purposes. The goal of the case - technology is the activization of the trainees' subject position in the course of vocational training. The main method in this technology is the case method. Its educational potential is implemented through the analytical activity of trainees directed to finding the ways of optimal solution of the problem used in the educational process. This method includes application of different types of the analysis (problem, system, pracseology, cause and effect, etc.). The use of the case technology in the course of professional education creates conditions for activization of the students' cognitive activity, development of research and professional skills (abilities of independent work; orientation in unusual situations arising in the course of work; the choice of effective action ways in the changing conditions, etc.).
Keywords: educational technology, case technology, case method.
Внедрение новых технологий в систему отечественного образования позволило выявить ряд проблем и трудностей и усложнило применение технологического подхода и возможности разных путей и способов его реализации в образовательной практике.
Суть применения современных технологий в образовательной практике заключается в повышении эффективности тех сил и ресурсов, которые были затрачены на достижение поставленных целей и задач, а также оптимальности выбираемых для этого методов и средств. Широкое применение технологий в образовательной практике является средством повышения эффективности деятельности обучающихся в достижении более высоких результатов в образовании.
В настоящее время поиск технологий, обеспечивающих повышение качества профессионального образования становится одной из приоритетных задач педагогической науки.
Под образовательной технологией понимают систему, которая включает в себя: результаты обучения, средства диагностики текущего состояния учащихся, различные модели обучения и критерии выбора наиболее оптимальной модели для данных конкретных условий [2].
Как система работы педагога с обучающимися технология может рассматриваться как целостная структура, отражающая совокупность компонентов образовательного процесса в единстве его компонентов (познавательного, коммуникативного, учебного, ориентационного, контрольно-оценочного). В этом значении технология строится и применяется как совокупность методов, которые реализуют этот процесс во времени от момента выдвижения цели до получения и оценки ожидаемого результата.
В современных условиях среди современных образовательных технологий особое место занимает кейс-технология. Это обусловлено тем, что она имеет комплексный и интерактивный характер, отражающий ее ориентацию на индивидуальную и групповую активную самостоятельную деятельность обучающихся.
Кейс-технология в образовании представляет собой совокупность определенных учебных ситуаций, которые разработаны на основе фактического материала специально для их использования на учебных занятиях в учебных целях.
Необходимость внедрения кейс-технологии в практику профессионального образования в настоящее время обусловлена тем, что:
1. Современное образование ориентируется на формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов, непосредственно обусловленных их будущей профессиональной деятельностью; умений и навыков не только профессиональных, но и метапредметных, связанных с переработкой больших массивов информации;
2. Повышаются требования к качеству подготовки специалиста, который должен обладать способностью адекватного поведения в различных ситуациях.
Процесс обучения с применением кейс-технологии выступает как имитация реального события, которая представляет достаточно адекватное отражение действительности.
Особенность данной технологии состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений является результатом активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению имеющихся противоречий, в результате которой происходит постоянное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков.
Применение кейс-технологии в образовательном процессе обеспечивает расширение зоны ближайшего развития обучающегося за счет разрешения проблемных ситуаций. При этом переход от незнания к знанию перестает быть для учащихся самоцелью, естественно включается в зону активного развития.
Цель кейс-технологии заключаются в активизации субъектной позиции обучаемых в процессе профессиональной подготовки.
Это предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, включающих:
- повышение мотивации познавательной деятельности;
- совершенствование умений работы с информацией, необходимой для описания и конкретизации имеющейся ситуации;
- овладение навыками анализа ситуаций, моделирования их решений, нахождения правильного решения на основе общего анализа проблемы;
- выработку навыков критического оценивания различных точек зрения;
- развитие навыков осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки;
- совершенствование навыков ясного и точного изложения своей точки зрения (в устной и письменной форме); обоснования и отстаивания собственной точки зрения.
В основе рассматриваемой технологии лежит кейс-метод - метод анализа ситуации. Его образовательный потенциал реализуется через аналитическую деятельность обучаемых, посредством нахождения способов оптимального решения проблемы, используемой в учебном процессе.
При решении поставленной проблемы обучаемые могут использовать различные виды анализа:
- проблемный;
- системный;
- праксеологический;
- прогностический и др. [1].
Однако, анализ теории и практики изучаемого вопроса позволяет отметить, что наиболее часто используются такие виды, как:
- причинно-следственный анализ (выявление причин в изучаемом объекте);
- анализ документов (предметом анализа служит сам документ).
В целом, кейс-метод включает в себя различные виды аналитической деятельности, связанные с осмыслением ситуации. При этом раскрытие его образовательных возможностей зависит от количества и адекватности используемых аналитических методов.
Важным моментом в анализе возможностей использования кейс-технологии в процессе профессиональной подготовки студентов в организации среднего профессионального образования является создание самих кейсов, что должно осуществляться в соответствии с определенной последовательностью.
В работах современных ученых выделены следующие этапы данной деятельности (О.Г. Смолянинова):
1. Определение цели создания кейса, разработать вопросы и задания, позволяющие обучающимся освоить различные виды деятельности, связанной с решением предлагаемой ситуации.
2. Идентификация конкретной реальной ситуации с поставленной целью.
3. Проведение предварительной работы по поиску источников информации для кейса (Internet, статьи в журналах, статистические сводки, каталоги, печатные издания, публикации в газетах и пр.).
4. Сбор информации и данных для кейса с использованием различных источников, контактов с предприятием, организацией.
5. Подготовка первичного варианта представления материала в кейсе (макетирование, компоновка материала, выбор формы презентации)
6. Получение одобрения на публикацию кейса (если информация содержит данные по определенной фирме).
7. Обсуждение, анализ кейса с привлечением широкой аудитории и получение экспертной оценки перед его апробацией, внесение при необходимости изменений в кейс.
8. Составление методических рекомендаций по применению кейса, разработка заданий для обучаемых и возможных вопросов для представления кейса и ведения дискуссии, представление возможных действий обучающихся и преподавателя при обсуждении кейса.
Итак, использование кейс-технологии в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в организациях СПО обеспечивает активизацию познавательной деятельности студентов, развитие исследовательских, коммуникативных и профессиональных умений и навыков, расширение и углубление познавательного интереса и пр. Кроме того, применение данной технологии способствует повышению качества осмысления и усвоения изучаемого материала, формированию умений работы в коллективе, совершенствованию навыков самостоятельной работы.
При подготовке обучающихся к самостоятельной профессиональной деятельности кейс-технология позволяет им быстрее ориентироваться в не только типичных ситуациях, возникающих в процессе труда, развивает умения выбора эффективных способов действия в изменяющихся условиях, формирует профессиональные компетенции будущих специалистов.
В процессе профессионального образования применение кейс-технологии обеспечивает качественное повышение эффективности подготовки студентов к избранной профессии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белоусова, Н.Д. Использование кейс-метода при обучении студентов дисциплине инженерная графика [Электронный ресурс] / Н.Д. Белоусова // Открытый урок «Первое сентября». - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103801. - 10. 12.2017.
2. Смолянинова, О.Г. Дидактические возможности метода CASE STUDY в обучении студентов [Электронный ресурс] / О.Г. Смолянинова // Гуманитарный вестник. - Красноярск : Красноярский университет, 2000. - Режим доступа: http://ipps.institute.sfu-kras.ru/sites/ipps.institute.sfu-kras.ru/files/publications/53.pdf. - 10. 12.2017.
3. Сурмин, Ю.П. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода [Текст] / Ю.П. Сурмин. - Киев : Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
REFERENCES
1. Belousova N.D. Ispol'zovanie keis-metoda pri obuchenii studentov discipline inzhenernaya grafika [Elektronnyi resurs] [Use a case method when training students in discipline engineering graphics]. Otkrytyj urok «Pervoe sentyabrya» [Open lesson of "The 1st of September"]. URL: http://festival.1september.ru/articles/103801/ (Accessed 10.12.2017).
2. Smolyaninova O.G. Didakticheskie vozmozhnosti metoda CASE STUDY v obuchenii studentov [Elektronnyi resurs] [Didactic opportunities of the CASE STUDY method in training of students]. Gumanitarnyi vestnik [Humanitarian bulletin].Krasnoyarsk: Krasnoyarskii universitet, 2000. URL: http://ipps.institute.sfu-kras.ru/sites/ipps.institute.sfu-kras.ru/files/publications/53.pdf (Accessed 10.12.2017).
3. Surmin Yu. P. Situacionnyi analiz, ili Anatomiya Keis-metoda [Situational analysis, or the anatomy of the case method]. Kiev: Centr innovacii i razvitiya, 2002. 286 p.
УДК 378.4
Е.В. Булавина,
старший преподаватель кафедры информатики и программирования ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный
университет им. Н.Г. Чернышевского» г. Саратов, Россия [email protected] ORCID: 0000-0002-8675-7279
Образовательная система Чехии: на примере Университета Градец Кралове
В данной статье рассматривается образовательная система Чехии на примере Университета Градец Кралове. Особое внимание уделяется организации образовательного процесса в университете: о возможностях поступления в Чешские университеты, о специфике учебного процесса, об особенностях обучения и получения высшего образования. Затрагиваются вопросы студенческой и преподавательской мобильности в рамках проекта SOCRATES/ERASMUS, международному сотрудничеству в научных исследованиях. Знакомство с Университетом Градец Кралове состоялось в рамках международной стажировки. Руководитель стажировки доцент кафедры математики факультета естественных наук Университета Градец Кралове Галаев Антон Сергеевич (doc.Galaev A., DrSc.). Организация и проведение стажировки в рамках Летней школы алгебраической геометрии на кафедре математики факультета естественных наук для иностранных студентов и аспирантов.
Ключевые слова: стажировка, международное сотрудничество, образовательная система Чехии, высшее образование, система кредитов.
E. V. Bulavina,
Senior Lecturer, Department of Informatics and Programming Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky
Saratov, Russia
The educational system of the Czech Republic: on the example of University of Hradec Kralove
This article discusses the educational system of the Czech Republic on the example of Hradec Kralove University. Special attention is paid to the organization of the educational process at the University: the possibilities of admission to Czech universities, the specifics of the educational process, the features of training and higher education. The issues of student and teacher mobility in the framework of the SOCRATES/ERASMUS project, international cooperation in research are touched upon. Acquaintance with Hradec Kralove University took place within the framework of an international internship. Head of the internship associate Professor of mathematics Department of the faculty of natural Sciences of the University Hradec Kralove Galaev Anton (doc. Galaev A., DrSc.).Organization and conduct of training in the Summer school of algebraic geometry at the Department of mathematics of the faculty of natural Sciences for foreign students and postgraduates.
Keywords: internship, international cooperation, the educational system of the Czech Republic, higher education, system of credits.
Знакомство с образовательной системой Чехии состоялось в рамках стажировки в 2018 году в Университете Градец Кралове (University of Hradec Kralove). Руководитель