Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии и их применение: кейс-технология'

Современные образовательные технологии и их применение: кейс-технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1011
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
технология / образовательная технология / кейс-технология / кейс-метод. / technology / educational technology / case technology / case method.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриенко О. А.

В данной статье рассматривается проблема применения современных образовательных технологий, а именно кейс-технологии, при подготовке студентов-педагогов. Рассмотрены понятия «технология», «образовательная технология», «педагогическая технология», «кейс-технология», раскрыты дидактические принципы кейс-метода. Также представлен опыт применения кейс-технологии при изучении студентами дисциплин психолого-педагогического цикла. Полученные результаты могут быть использованы педагогами образовательных учреждений, готовящих педагогов для более эффективной организации работы со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND THEIR APPLICATIONS: CASE STUDIE

This article deals with the problem of the use of modern educational technologies, namely case-technology, in the preparation of students-teachers. The concepts of "technology", "educational technology", "pedagogical technology", "case technology" are considered, the didactic principles of the case method are revealed. Also presented is the experience of application of case-technology in the study of students of disciplines of psychological and pedagogical cycle. The results can be used by teachers of educational institutions, training teachers for more effective organization of work with students.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии и их применение: кейс-технология»

<<Ш11ШетиМ-^©и©Ма1>#2126)),2(0]9 / PEDAGOGICAL SGQ1MC11S

последствии привести к снижению простудных заболеваний.

В коррекционном образовательном учреждении особое внимание необходимо уделять физическому воспитанию и через него развивать умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание [7].

Список использованной литературы

1. Синельникова Т.В. Совершенствование координационных способностей умственно отсталых школьников 9-12 лет // Автореферат дис. ... кан. п.н., Омск, «Сибирская государственная академия физической куль-туры//http://www.dissercatcom/content/sovershenstv оуате-кооМта1зюппукЬ-5ро5оЬпо51е1-ит51уеппо-otstalykh-shkolnikov-9-12-let#ixzz2qLrPZx3s, 2000.

2. Нежкина, Н. Н. Психофизическая тренировка - новая технология физического воспитания детей-инвалидов с легкой интеллектуальной недостаточностью / Н. Н. Нежкина // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2006. - N 4. -С. 36-41.

9

3. Гончаренко Н.Ю. Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста: Методическая работа. - Санкт-Петербург, 2012.

4. Ащеулова М.Г. Ритмопластика как инновационный подход в системе физического воспитания для детей с нарушением слуха: Методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие). -Санкт-Петербург, 2013.

5. Голова Е.В. Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики// Автореферат дис. ... кан. п.н., Москва, «Московский городской педагогический университет»// 2007.

6. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. -- метод. пособие / Составитель Е. А. Калмыкова. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. - 121 с.

7. Специальная психология Уч. -- метод. пособие / Составитель Н.Н Богдан, М.М. Могильная.-М.: Академия, 2002. - 25 С.

УДК: 378.147

Андриенко О.А.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ: КЕЙС-

ТЕХНОЛОГИЯ

Andrienko O.A.

PhD in Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy

Orsk Humanities and Technology Institute (branch) OSU

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND THEIR APPLICATIONS: CASE STUDIE

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема применения современных образовательных технологий, а именно кейс-технологии, при подготовке студентов-педагогов. Рассмотрены понятия «технология», «образовательная технология», «педагогическая технология», «кейс-технология», раскрыты дидактические принципы кейс-метода. Также представлен опыт применения кейс-технологии при изучении студентами дисциплин психолого-педагогического цикла. Полученные результаты могут быть использованы педагогами образовательных учреждений, готовящих педагогов для более эффективной организации работы со студентами.

Abstract

This article deals with the problem of the use of modern educational technologies, namely case-technology, in the preparation of students-teachers. The concepts of "technology", "educational technology", "pedagogical technology", "case technology" are considered, the didactic principles of the case method are revealed. Also presented is the experience of application of case-technology in the study of students of disciplines ofpsychological and pedagogical cycle. The results can be used by teachers of educational institutions, training teachers for more effective organization of work with students.

Ключевые слова: технология, образовательная технология, кейс-технология, кейс-метод.

Key words: technology, educational technology, case technology, case method.

10

Ежегодно в школу, детские сады на практику приходят студенты вузов, обучающиеся на педагогических факультетах. Конечно, перед ними возникают проблемы, связанные с выстраиванием отношений с детьми, с учителями, администрацией, родителями, с нахождением выхода из сложных, нестандартных ситуаций [1]. Все это создает определенные трудности и вызывает тревогу у юношей и девушек, не имеющих опыта работы. Поэтому в процессе подготовки студентов - будущих педагогов, актуальным становится вопрос научить разрешать педагогические ситуации в учебно-воспитательном процессе.

Педагогическая ситуация - это факт, жизненная история, с которой педагог сталкивается в повседневной работе, и которая порождает педагогические задачи, требующие решения [7].

Использование кейс-технологии или метода конкретных ситуаций становится особо актуальным в современных условиях подготовки студентов-педагогов.

Слово «технология» пришло в педагогику из промышленного производства, где оно обозначает процесс изготовления продукции наиболее эффективным и экономичным образом.

Необходимо отметить, что в педагогической практике часто понятия «педагогическая технология» и «образовательная технология» являются синонимами, хотя второе по своему содержанию более широкое, поскольку может включать различные смежные аспекты (психологические, экономические, социальные и др.).

Что касается понятия «педагогическая технология», то оно прошло определенную эволюцию: изначально термин «технология в образовании» означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе, далее под ним стали подразумевать программированное обучение; в 70-е годы ХХ века появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей, а уже с начала 80-х годов - создание компьютерных и информационных технологий обучения [2].

В настоящее время под педагогической технологией понимается система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат [4].

Кейс - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Он может быть назван технологией анализа конкретных ситуаций, «частного случая». Метод кейсов является классическим интерактивным методом обучения.

В педагогической литературе представлены различные классификации «кейсов». Например,

Яруллина Л.Р. выделяет следующие виды: а) практический; б) обучающий; в) научно-исследовательский [7].

Другая классификация основана на размерах кейса: а) полный кейс; б) сжатый кейс; в) мини-кейс [6].

Важно указать, что кейс-метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов:

во-первых, индивидуальный подход к каждому студенту;

во-вторых, максимальное предоставление свободы в обучении;

в-третьих, обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач;

в-четвертых, освобождение студента от большого объема теоретического материала;

в-пятых, концентрация лишь на основных положениях;

в-шестых, обеспечение доступности преподавателя для студента, который должен иметь возможность в любое время обратиться к нему;

в-седьмых, акцентирование внимания на развитии сильных сторон студента [5].

Структура кейс-метода основывается на том, что студенты сталкиваются с конкретным случаем, взятым из педагогической практики. Затем, обсуждая этот случай, ищут различные варианты его решения, предлагают свой собственный, который обосновывают, а потом сравнивают с решением, которое было принято на практике. Важно, что студентам предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы [3].

Можно заключить, что потенциальные возможности кейс-технологий выше, чем у традиционных технологий обучения. Во многом это связано с тем, что они практикоориентированы, а это позволяет формировать достаточно широкий спектр качеств, необходимых в профессиональной деятельности.

Целью представленной работы явилось изучение применения кейс-технологии при изучении студентами следующих дисциплин: «Педагогика», «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Факультатив. Подготовка к летней педагогической практике».

Работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. В ней приняли участие 130 человек в возрасте 1845 лет - студенты очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета (профили «Психология образования», «Начальное образование», «Дошкольное образование») и факультета педагогического образования (профили «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности», «История», «Математика» и «Физика», «Русский язык» и «Литература»).

Нужно отметить, что данная технология вызывает огромный интерес, как у студентов очной

<<Ш11ШетиМ-^©и©МА1>#2126)),2(0]9 / PEDAGQGICAL SOllMgllS

формы обучения, не имеющих опыта работы, так и у студентов-заочников, многие из которых уже работают в образовательных учреждениях.

Реализация кейс-метода включает в себя следующие этапы.

На подготовительном этапе преподаватель выявляет факты и определяет характер взаимоотношений участников в процессе реализации проблемы кейса; моделирует ситуацию, ее начало, развитие и завершение; определяет вопросы, аргументы и контраргументы, которые могут появиться у студентов; разрабатывает систему оценок решения кейса.

Сама же ситуация может быть описана в объеме от одной страницы нескольких десятков страниц.

Здесь используются конкретные ситуации из практики учителей общеобразовательных школ и воспитателей детских садов, а также видео сюжеты, отражающие ту или иную проблему, возникающую между участниками образовательного процесса. Например, конфликт между обучающимися и педагогом, между родителями и воспитателем дошкольного образовательного учреждения (например, педагог ведет себя некорректно, родители предъявляют повышенные требования к работе воспитателя, педагог не может найти подход к ребенку, мало занимается с учеником индивидуально и т.д.). Студентам представляются различные сложные ситуации, возникающие у педагога в ходе урока (например, ученик на уроке показал учителю начальных классов неприличный жест, ученик нелестно отзывается профессиональных качествах педагога, обучающийся регулярно опаздывает, обучающийся не выполняет требование учителя выключить звук на телефоне и т.д.). Отметим, что достаточно часто сложные ситуации возникают между обучающимися, но решение необходимо принимать учителю (например, два старшеклассника подрались на уроке, школьник разбил новый телефон одноклассника и др.).

При изучении студентами такой дисциплины как «Подготовка к летней педагогической практике» тематика кейсов выглядит следующим образом: слезы детей, их тоска по дому, дети ругаются нецензурными словами, курение, нежелание участвовать в различных мероприятиях, грубость в адрес вожатого и т.д.

Студенты на данном этапе изучают предоставленный преподавателем текст ситуации (кейса) и выполняют необходимые задания, которые к нему относятся.

Следующим этапом идет реализация кейса. Здесь для разбора представляется какая-то ситуация. Отметим, что в ходе занятий студенты предлагают ситуации из своей практической деятельности.

Этап диагностики ситуаций, предполагает описание реального состояния объекта с учетом конкретных параметров; определение должного состояние объекта; сравнение реального и должного состояния объекта.

11

Выработка альтернатив направлена на поиск решений, при помощи которых проблемная ситуация может быть разрешена. Основная задача - это определить все варианты, посредством которых проблема может быть решена. Результат - выработка нескольких вариантов, детальный разбор которых задаст темп дальнейшей работе. Следует отметить, что представляемые для обсуждения ситуации часто не предполагают однозначного готового результата.

Хотелось бы сказать, что при работе над кейсом должно прослеживаться взаимодействие преподавателя и студента, это творческий процесс. Педагог и студент - это равноправные партнеры в процессе обсуждения ситуации: они взаимодействуют, выбирают определенные формы поведения. Здесь очень важно преподавателю не навязывать свою точку зрения, свое мнение, а дать юношам и девушкам возможность, аргументировано высказать свои предположения и самим найти пути решения проблемы.

Обсуждение выводов - это завершающий этап. Преподаватель обсуждает со студентами выявленные ими в ходе кейса проблемы.

Таким образом, в рамках реализации кейс-технологии в процессе изучения дисциплин «Педагогика», «Введение в психо лого-педагогическую деятельность», «Факультатив. Подготовка к летней педагогической практике» студенты сталкиваются с различными педагогическими ситуациями. Анализ кейсов позволяет юношам и девушкам анализировать характер содержания педагогической ситуации, выбирать способы ее решения, производить самоанализ и самооценку принятого ими решения. Решение педагогических ситуаций будущими педагогами - это один из важных элементов профессионального становления будущих педагогов.

Список литературы

1. Андриенко О.А. Профессиональная адаптация студентов вуза в период прохождения производственной практики // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 84-88.

2. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии. Книга 1. Челябинск, ЧГПУ, 2012. 411с.

3. Китаева И.В., Щербатых С.В. Интерактивные методы в обучении стохастике учащихся основной школы (на примере кейс-метода и метода проектов) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 107-110.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: Издательство Юрайт, 2016. 719 с.

5. Красикова Е.Н., Калашова А.С. Кейс-метод как инновационный метод обучения в дополнительном профессиональном образовании // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2016. № 29. С. 211-218.

6. Смирнова И.В. Использование интерактивных технологий в среднем профессиональном образовании (на примере кейс-технологии) // Конферен-циум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 2. С. 983-987.

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш11ШетУМ~^©УГМА1>>#М2&)),2(0]9

12_

7. Яруллина Л.Р. Использование кейс-метода как метода активного обучения педагогов профессионального обучения // В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции си-

стемы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 262-267.

УДК 378.147

Анищик Т. А.

Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОИСКУ РЕЛЕВАНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ

Anishchik T. A.

Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin

THE PROBLEM OF TEACHING STUDENTS TO SEARCH FOR RELEVANT INFORMATION ON CLASSES IN COMPUTER SCIENCE AND APPROACHES TO THEIR SOLUTION

Аннотация

Основой проблем поиска учебной информации в сети Интернет автор считает приоритетное использование обучаемыми поисковых систем по сравнению с использованием проверенной достоверной учебной и научной информации, размещенной в электронных библиотечных ресурсах и на образовательном портале вуза. Автором предлагаются подходы общего характера к решению рассматриваемых проблем.

Abstract

The author considers the priority use of search engines by students in comparison with the use of proven reliable educational and scientific information placed in electronic library resources and on the educational portal of the University to be the basis of the problems of searching for educational information on the Internet. The author offers General approaches to the solution of the considered problems.

Ключевые слова: информационный барьер, объем информации, релевантность информации, поиск данных, учебная информация.

Keywords: information barrier, volume of information, relevance of information, data search, educational information.

«В последние десятилетия достижения человека во всех сферах его деятельности, в том числе в области науки и техники, обеспечиваются поиском, сбором, обменом, хранением и переработкой больших объемов информации» [4]. Стремительное обновление технических и программных средств по хранению и обработке сверхбольших объемов сетевых данных неизбежно приведет к преодолению очередного информационного барьера. Под информационным барьером будем понимать процесс устранения накопившихся несоответствий между уровнем требований общества к их информационному обслуживанию и возможностями ее реализации с помощью ИТ. Следовательно, потребуются новые способы хранения, обработки и скоростного доступа к сетевому контенту [10].

Между тем, «человеческий мозг, по расчетам нейрофизиологов из института Салка, может вместить в себя примерно в 10 раз больше информации, чем считалось раньше, - несколько петабайт данных, чего должно хватить, чтобы вместить почти весь текущий контент интернета» [3]. В настоящем не существует способов записи такого объема данных в память человека, а любое превышение физиологической нормы осваивания объемной информации может приводить к негативным последствиям - накапливанию усталости человеческого организма, сопровождающегося ухудшением памяти, замедлением восприятия действительности, изменением внимания, пассивностью мышления, что

впоследствии может привести к развитию переутомления. Исследованиями жизнедеятельности мозга и проблемами переутомления человеческого организма занимались выдающиеся ученые и психологи: акад. И.П. Павлов, проф. И.М. Сеченов, проф. С.А. Косилов, проф. К.К. Платонов, их последователи и ученики. Было выявлено, что переутомление человека приводит к: появлению раздражительности, головной боли и расстройству сна; снижению уровня работоспособности; преобладанию шаблонного мышления и снижению творческого потенциала; появлению проблем с запоминанием даже важной информации и потере интереса к восприятию новых знаний.

Актуальность исследования проблем обучения, связанных с мыслительной деятельностью студентов по поиску и осмысленному выбору релевантной учебной информации из больших объемов данных не вызывает сомнения. Под релевантностью информации будем понимать степень соответствия ее поисковым запросам пользователя в данный момент времени.

Современные студенты стали чаще надеяться на применение гаджетов в учебном процессе, чем на знания, умения и навыки, полученные в ходе осваивания дисциплин. Многочисленные примеры использования смартфонов во время выполнения контрольных и самостоятельных работ; сдачи зачетов и экзаменов любого уровня подтверждают это. Приведем показательный пример из 15-летнего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.