УДК 343.97
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛАХ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
Логинова К.Ю. к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса Новокузнецкий институт (филиал) федерального
государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (НФИКемГУ), г. Новокузнецк
Ретроспективный обзор криминологической литературы по вопросам предупреждения преступности среди несовершеннолетних показал, что в советское время в деле борьбе с преступностью несовершеннолетних особый упор делался именно на правовое воспитание детей и подростков. При этом среди основных субъектов профилактической деятельности всегда особо выделялась школа. Считалось, что от того, насколько в школьные годы будет сформировано нравственное и правовое самосознание несовершеннолетнего, будет зависеть и то, пополнится ли «резерв» взрослой преступности в будущем.1
Современные условия жизни диктуют о необходимости возрождения неоправданно забытого правового воспитания и обучения в школах. Значимость правового воспитания именно в рамках школьного образования состоит, прежде всего, в том, что школьный этап жизни -это активный процесс самопознания, самосовершенствования, самореализации
ребенка. На наш взгляд, современное правовое воспитание и обучение как систематическая деятельность государственных органов, направленная на формирование правовой культуры и правосознания школьника, неразрывно связано с духовно-нравственной составляющей жизни общества. Само отношение к праву как к ценности, способной воплотить стремление к социальной справедливости, зарождается в недрах духовности, высокой нравственности.2 Учитывая органическую связь права и морали, можно с уверенностью сказать, что правовое воспитание и обучение - это одно из
1 Айзенберг А. М. Задачи и формы правового и нравственного воспитания подростков М., 1975. С. 23 ; Долгова А. И. Правовое воспитание несовершеннолетних : пособие для слушателей / А. И. Долгова. М. : Знание, 1977. С. 11-16 ; Татаринцева Е. В. Правовое воспитание (методология и методика) : метод. пособие. М., 1990. С. 3-17.
2 Алексеев С. С. Проблемы теории государства и права. Т. 1. Свердловск, 1974. С. 217.
направлений целостного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Правовое воспитание, на наш взгляд, необходимо рассматривать в двух аспектах. В широком смысле правового воспитание - это общий процесс формирования правосознания3 и правовой культуры4 членов общества, включая влияние на него социально-экономический условий жизни, духовно-нравственной атмосферы, системы законодательства и т.д.5 В узком смысле правовое воспитание представляет собой организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.6
Общей задачей правового воспитания несовершеннолетних является формирование личного убеждения строго следовать правовым предписаниям, а в последующем и внутренней потребности, привычки соблюдать закон. Профилактический потенциал правового воспитания состоит в том, что оно, посредством формирования правовой культуры человека, способно устранить и подавить влияние
негативных
сторон
действительности,
7
порождающих противоправное поведение.
Формой правового воспитания является правовое обучение - т.е. непосредственная передача знаний, принципов, норм права, а также формирование положительного отношения к праву и практике его применения, умение использовать свои права, соблюдать запреты и
Правосознание представляет собой совокупность
взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций,
переживаний, выражающих отношение человека к праву и другим правовым явлениям. // Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник. М. : Юристъ, 2004. С 312.
4 В настоящей работе под правовой культурой мы понимаем (в широком смысле) часть общей культуры; систему овеществленных и идеальных культурных элементов относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей. В узком смысле правовая культура являет собой правовую культуру личности. Правовая культура личности - это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании. Правовая культура личности проявляется в совокупности полученных правовых знаний, в уважительном отношении к праву, в стремлении строить свое поведение в соответствии с правовыми предписаниями. // Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 43.
5 Проведенное исследование и практика подтверждают, что правовоспитательную деятельность невозможно планировать в отрыве от влияния вышеуказанных объективных факторов.
6 Долгова А. И. Правовое воспитание несовершеннолетних : пособие для слушателей / А. И. Долгова. М. : Знание, 1977. С. 5.
7 Роль правового воспитания в предупреждении правонарушений / под ред. А. В. Мицкевича. М., 1985. С. 44.
исполнять обязанности.
Процесс правового воспитания должен включать следующие аспекты:
- правовое просвещение, которое само по себе является важным превентивным фактором, способным предотвратить противоправное поведение несовершеннолетнего. Практика и исследования показывают, что предвидение правовых последствий за совершаемые действия уже само по себе является сдерживающей мерой. Осознание несовершеннолетним неотвратимости наступления ответственности позволит минимизировать в будущем количество противоправных деяний;
- воспитание положительного отношения к нормам права и выработку устойчивых навыков (поведенческих стереотипов) правомерного поведения. Ориентация на духовно-нравственный фундамент, позволит к тому же не только воспринять границу дозволенного правом, но и определить иную границу, не допускающую за пределы нравственного - в пограничную зону еще правомерного, но уже безнравственного поведения;
- воспитание осознания у несовершеннолетнего ценности для общества его личного вклада в правоприменение, личной ответственности в целом. Именно так целесообразно использовать в правовом воспитании важнейший педагогический метод: воспитание в процессе деятельности.
Общим итогом правового воспитания в школах будет формирование желаемого образа современного гражданина страны, обладающего чувством личной ответственности, имеющего активную созидательную гражданскую и патриотическую позицию, необходимую для успешной интеграции в гражданское общество и правовое государство. Кроме того, у учащихся будет сформировано представление о целостной картине мира, основой которой являются морально-нравственные предписания общества и справедливые законы государства. Взаимосвязь морально-нравственных требований (незыблемые принципы «не укради!», «не убий!») с правовыми знаниями, объективно отражающими
современную правовую действительность, в свою очередь, сформирует у учащихся представление о праве как о социальной ценности, как основы, фундамента построения благополучия человека в обществе, как регулятора общественных отношений. Полученные знания обеспечат адаптацию несовершеннолетнего к условиям динамично развивающегося современного
общества; сформируют высокую правовую культуру; укрепят навыки правомерного поведения, соответствующие критериям правовой культуры, не средствами устрашения и наказания, а путем внутреннего осознанного убеждения. Приобретение умения применять полученные правовые знания для решения задач каждого дня повысит интерес к правовому обучению.
В рамках практической реализации правового воспитания и обучения в школах, а также во исполнение положений раздела VII Основ государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации,1 на наш взгляд, необходимо предпринять ряд мер, стимулирующих создание и реализацию в каждой школе целостной системы правового воспитания и обучения, охватывающей как учебный процесс, так и внеурочные формы работы с учащимися.
Во-первых, учитывая, что система правового воспитания и обучения должна охватывать весь образовательный процесс и, прежде всего, учебно-урочную часть, необходимо выделить изучение права из предмета «Обществознание» и, в целях единообразия образовательного процесса, создать
самостоятельный учебный предмет «Право. Основы правовой культуры». Комплексный подход к осуществлению правового обучения должен выстраиваться на едином образовательном стандарте по этому предмету, а также на единых образовательных программах, учебных
материалах и методических пособиях для
« 2
учителей.
1 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан : утв. Президентом РФ от 28 апр. 2011 г. № Пр-1168 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2011. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2 За основу разработки этих документов можно взять опыт единообразного преподавания основ права как самостоятельной дисциплины в средних образовательных школах в Советском союзе. // Долгова А. И. Правовое воспитание
Во-вторых, необходимо для каждого уровня образования предусмотреть
индивидуальные особенности преподавания этого учебного предмета, разработать примерные основные образовательные программы, которые должны быть ориентированы не только на усвоение учащимися определенной суммы теоретических знаний о праве, но и аксиологических компонентов - моральных и правовых ценностных ориентиров, нравственных принципов. На наш взгляд, изучение основ права должно охватывать все этапы школьного образования с 1 по 11 классы, обеспечивая преемственность между этапами и закономерную связь между учебным процессом и внеурочной деятельностью учащихся.
Так, видится обоснованным, что в качестве самостоятельного и обязательного для изучения учащимися учебный предмет «Право. Основы правовой культуры» должен быть введен во всех общеобразовательных учреждениях, начиная с 8 класса (возраст учащихся 13-14 лет) и по 11 класс. Такое видение обусловлено возрастными особенностями и изменениями, происходящими с несовершеннолетними в возрасте 14 лет: изменяется их правовой статус, они входят в период социального взросления, увеличивается объем возлагаемых на них обязанностей, прав, изменяется характер применяемой к ним юридической ответственности. Эти изменения обуславливают важность адаптации несовершеннолетних к изменившимся условиям окружающей действительности через овладение ими определенного массива правовых знаний, необходимого им для выполнения типичных для них социальных ролей в повседневной жизни, для определения собственной позиции, для правомерного поведения.
До 8 класса правовоспитательную работу с учащимися оправданно проводить не в ходе специальных уроков по праву, а использовать для этого возможности дисциплин гуманитарного направления, а также классного часа. В рамках этих уроков можно приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения, а также развивать ценностно-смысловую сферу личности.
В частности, учащиеся начальной школы (1-4 класс, возраст учащихся 6-10 лет) первые представления о праве будут получать на уроке «Окружающий мир», в результате изучения
несовершеннолетних : пособие для слушателей / А. И. Долгова. М. : Знание, 1977. С. 39-47.
которого в игровой форме или через чтение увлекательных и поучительных рассказов они узнают название родной страны и ее столицы; родного региона, города (села), государственную символику России, основные правила поведения на дорогах, в общественных местах, в школе. При ознакомлении с Уставом школы учащиеся уяснят правила поведения в школе; необходимость выполнения законов класса, необходимость вести себя правомерно и т.п.
Учащиеся уровня основного общего образования основы права смогут постигать через изучение следующих обязательных учебных предметов: «История», «Обществознание», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Право. Основы правовой культуры». В частности, для школьников 5 класса (возраст 1011 лет) целесообразно организовывать и проводить классные часы, направленные на формирование умений и навыков правомерного поведения, а также способности
руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами совести, долга и справедливости. Начиная с этого класса целесообразно проводить беседы на темы, раскрывающие некоторые общие понятия о правонарушениях и преступлениях, которые может совершить учащийся этого возраста, о возможных неблагоприятных последствиях за их совершение. Важно добиться осознания несовершеннолетними того, что неправомерные посягательства на чужую собственность запрещены не только общечеловеческой моралью («не укради!»), но и нормами уголовного права. Через освоение нравственных и уголовно -правовых запретов будет сформировано осознание необходимости уважительного отношения к чужой собственности и недопустимости посягательства на нее.
В 6 классе (возраст 11-12 лет) могут быть рекомендованы более подробные беседы об ответственности несовершеннолетних за различные правонарушения и преступления. В ходе бесед необходимо дать учащимся представление об основных принципах уголовной и административной ответственности, в том числе важно дать информацию о возрасте наступления ответственности. Оправданно также рассмотреть вопросы, затрагивающие причины
правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними (особенно тех, что наиболее распространены в этом возрасте -имущественных преступлений), ознакомить с системой мер, направленных на предупреждение совершения этих преступлений.
У учащихся 7 класса (возраст 12-13 лет) на элементарном уровне уже должно быть сформировано общее представление о правовом и гражданском обществе, о понятиях и видах юридической ответственности за противоправное поведение, о необходимости соблюдения законов, о соотношении понятий «закон» и «справедливость», «правопорядок в обществе», об основных органах, обеспечивающих правопорядок. Поэтому, главный акцент необходимо делать на разъяснении социального, нравственного смысла уголовно-правовых предписаний, а не на строгих санкциях уголовного закона. Полученные знания о праве должны получить свое развитие - в умение пользоваться своими правами, исполнять юридические обязанности (положительные поведенческие навыки).
В примерную программу для 8 класса (возраст 13-14 лет) должны быть включены темы по основам конституционного,
административного, уголовного, трудового и гражданского права. Эти темы в совокупности составляют фундамент юридической науки, дают необходимую сумму знаний в определенной системе, доступной для усвоения учащимися. Учитывая прикладной характер приобретаемых знаний, несовершеннолетний получит
практические основы правильного поведения в тех областях правовой и общественной жизни, в которых он, по достижению возраста 14 лет, становится субъектом правоотношений. Принципиальное значение для предупреждения совершения имущественных преступлений будут иметь знания ярко выраженной
профилактической направленности: о
юридической ответственности
несовершеннолетних, о деятельности
правоохранительных и других органов в борьбе с правонарушениями и преступлениями.
Примерные программы для 9, 10, 11 классов (возраст 14-15 и 16-17 лет) должны углублять полученные теоретические знания по
основным отраслям российского права. 1 При этом изучение должно быть построено не столько по принципу отдельного изучения конкретных отраслей права, сколько акцент должен быть сделан на человеке, на его правах и обязанностях перед другими людьми, обществом, государством. Кроме того, целесообразно вводить в круг изучаемых правовых знаний гуманистические принципы и нормы международного права, в части закрепления основных положений по правам человека и ребенка, основным направлениям
предупреждения отклоняющегося поведения в мировой практике.
На этапе освоения правовых знаний необходимо сконцентрировать внимание на создании целенаправленного комплекса педагогических условий, для того, чтобы одновременно с формированием системы правовых знаний у учащихся возникло социально полезное эмоционально-положительное
отношение к изучаемым правовым явлениям, к праву и к законодательству; к правоохранительным органам; к правовому поведению окружающих; к своему собственному.
Формированию уважения к праву и правопорядку, позитивных правовых установок и ориентации учащихся на правомерно поведение будут способствовать такие формы обучения (помимо урока) как внеурочные и внешкольные формы правового воспитания. В этой связи, необходимо содержательно пересмотреть и дополнить новыми формами известные и ставшие уже традиционными методы внеурочного правового обучения и воспитания. 2
На наш взгляд действенной и интересной будет такая форма правового воспитания как студенческие факультативы, в рамках которых студенты юридических вузов будут привлекаться
1 Осуществление правового воспитания и обучения требует дифференцированного подхода, учета не только возраста, пола и социально-психических особенностей учащихся, но также и обстановку, окружение, в которых протекает учеба и досуговая активность подростков, уровень их интеллекта и нравственного развития. Педагогические приемы и методы должны быть строго отобраны и дифференцированы, в их общем массиве гораздо большее место следует отводить индивидуальным и личностно-ориентированным методам воздействия на сознание и мышление. Например, юношам целесообразнее активно изучать основы военного права, а также нормы, закрепляющие воинскую обязанность. Девушкам полезнее постигать правовые нормы, регламентирующие положение женщины в обществе, закрепляющие права и льготы в связи с беременностью, рождением и воспитанием детей (основы семейного права, права социального обеспечения) и т.п.
2 Так, среди традиционных форм правового воспитания и обучения можно назвать беседы, семинары, лекции, конференции, народные университеты правовых знаний, тематические вечера по правовым вопросам и др.
к обучению школьников средних и старших классов основам права. Живое общение на правовые темы со старшими, более «опытными» в правовом смысле, сверстниками, сформирует у школьников положительное эмоциональное отношение к изучаемым правовым явлениям (позитивные правовые установки и ценностно-правовые ориентиры).
Кроме того, в рамках реализации единого образовательно-воспитательного процесса
полезно проводить правовое воспитание и вне школы. Раздвигая рамки учебного процесса в непосредственную практическую деятельность можно в условиях реальной действительности выработать у несовершеннолетних привычку правомерного поведения, и научить правильно реагировать на смоделированные факты нарушения законности. Это поможет закрепить на практике, в непосредственном применении, приобретаемые в школе правовые знания. В частности, ролевые игры в юридические процедуры (например, процесс отправления правосудия по уголовным делам для несовершеннолетних или разрешение семейных конфликтов законными способами) способны внести новизну в обучение и правовоспитательный процесс, сделать более интересными и эффективными. Можно при помощи педагогов, юристов-практиков моделировать определенные жизненные проблем (так называемое «проблемное обучение»), с той целью, чтобы научить несовершеннолетнего выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять пути их разрешения правовыми средствами.
Инновационным и по замыслу, и по методике осуществления является внедрение информационных технологий в систему правового обучения и воспитания несовершеннолетних. Так, в частности, новые возможности в формировании правовой культуры несовершеннолетних предоставляют ресурсы сети Интернет.
Полагаем, что для интенсификации правового обучения необходимо более широкое внедрение форм и методов медиаобразования (создание собственных правовых веб-сайтов классов, школ), обмен опытом по вопросам правового просвещения посредством
информационных технологий. Современная техническая оснащенность образовательных учреждений позволяет не только выпускать электронные методические пособия по правовому воспитанию и обучению, внедрять информационно-коммуникационные технологии в
воспитательно-образовательный процесс и размещать используемые ресурсы (наглядные пособия, результаты мониторинга, анкетирования и опросов) на электронных носителях, но и приобщать самих учащихся к созданию медиа-продуктов в виде электронных презентаций, видео-роликов, кинофильмов на правовую тематику. 1 Все эти продукты школьного творчества будут служить вспомогательными средствами расширения правовой эрудиции и правовой культуры, а в дальнейшем могут быть многократно использованы учителями при проведении занятий по праву.
Еще одной формой правового обучения и воспитания может стать живое общение учеников школ со своими сверстниками, которые уже преступили закон и находятся в местах лишения свободы. Большинство несовершеннолетних, как показало исследование, имеют очень поверхностные и, зачастую, искаженные представления не только об уголовном законодательстве, но и об условиях пребывания в местах отбывания наказания (такое представлении, как правило, иллюзорно и романтизировано в результате влияния средств массовой информации). Такая форма правового воспитания способна показать действительную картину последствий совершения
несовершеннолетними противоправных действий.
В-третьих, необходимо повышать правовую грамотность учителей учебного предмета «Право. Основы правовой культуры», а также совершенствовать их профессиональную и методическую подготовку. В частности, видится оправданным возложить общешкольное методическое руководство правовым
воспитанием и обучением на завуча по воспитательной работе. Для формирования основных направлений правового воспитания необходимо из числа должностных лиц постоянно действующих отделов по правовому воспитанию закрепить ответственное лицо для каждой конкретной школы.
Повышению эффективности правового воспитания будет способствовать проведение районных и городских конференций для учителей по проблемам правового обучения и воспитания школьников, на которых большое внимание следует уделять изучению опыта преподавания «Право. Основы правовой культуры», обмену программами, практическими наработками.
1 Корсаков К. В. Проблемы методики процесса правового обучения и воспитания. // Российский юридический журнал. 2010. № 3. С. 198.
Действенную практическую и информационную помощь учителям права могут оказать практикующие юристы, адвокаты, работники правоохранительной и судебной системы, которые могут проводить специальные семинары-
практикумы, консультации для учителей по наиболее проблемным аспектам изучения права.
Также видится обоснованным создание объединения школ (возможно, в форме общественной организации, ассоциации, союза), которое будет включать несколько школ района или города, в целях научно-методической поддержки учителей школ, входящих в это объединении, при осуществлении преподавания правовой дисциплины. Такое объединение может стать своеобразным консультационным центром для учителей соответствующего района, города.
В-четвертых, изучение показало, что правосознание несовершеннолетних во многом зависит от правосознания их родителей, а также широко распространенного общественного мнения их ближайшего окружения. Именно поэтому в правовое воспитание необходимо активно вовлекать родителей учащихся. Видится полезным проводить совместные классные часы, викторины на правовую тематику с участием родителей. На таких занятиях можно совместно анализировать наиболее сложные проблемы и жизненные ситуации: о причинах и условиях преступлений, совершаемых
несовершеннолетними, о нравственной упречности противоправного поведения, о материальных и духовных ценностях в жизни человека и их влиянии на поведение и т.п.
Таким образом, реализация
предложенных рекомендаций позволит сформировать современную модель правового воспитания и обучения в школе. Она будет включать в себя три ступени:
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные этико-моральные ценности, нормы поведения (в семье, в школе, среди сверстников, со старшими людьми), начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, умения разрешать конфликтные ситуации правовыми способами.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему моральных и правовых ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе, способы реализации в жизни приобретенных правовых знаний и умений. На этом этапе лейтмотивом является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и личной ответственности перед обществом.
На третьей ступени (средняя (полная) школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в правовой сфере общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества и государства, определяется гражданская позиция человека. Формируется устойчивое чувство справедливости, готовность и умение защищать свои права и права других людей посредством права.
Целенаправленная и системная работа по правовому воспитанию и обучению в соответствии с представленными выше предложениями будет способствовать решению задач профилактики имущественных
преступлений несовершеннолетних. На наш взгляд, положительных результатов в вопросе правового воспитания и обучения учащихся, в целях формирования того уровня правовой культуры, который способен устранить и подавить влияние негативных сторон действительности, порождающих противоправное корыстное поведение, можно добиться только при объединении усилий как самих
несовершеннолетних, их родителей, так и практикующих работников правовой сферы, государственных органов, научных,
образовательных организаций, общественных объединений и отдельных граждан.