Научная статья на тему 'Правовая социализация и правовое воспитание'

Правовая социализация и правовое воспитание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2632
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПРАВА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВО / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / RIGHT SOCIALIZATION / LEGAL EDUCATION / LEGAL CULTURE / THE RIGHT / LEGAL MEANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бессарабов Р. А.

Статья посвящена анализу социализации права и правовому воспитанию с использованием (привлечением) современных методологических концепций познания права. Автор предлагает разграничить классическую и неклассическую теории правового воспитания и показывает их различия. Его выводы позволяют критически переосмыслить концепцию социализации права и правового воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SOCIALIZATION AND LEGAL UPBRINGING

Article is devoted the analysis of socialization of the right and legal education with use (attraction) of modern methodological concepts of knowledge of the right. The author suggests to differentiate classical and nonclassical theories of legal education and shows their distinctions. Its conclusions allow to rethink critically the concept of socialization of the right and legal education.

Текст научной работы на тему «Правовая социализация и правовое воспитание»

Р.А. Бессарабов

ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

татья посвящена анализу социализации права и правовому воспитанию с использованием (привлечением) современных методологических концепций познания права. Автор предлагает разграничить классическую и неклассическую теории правового воспитания и показывает их различия. Его выводы позволяют критически переосмыслить концепцию социализации права и правового воспитания.

Ключевые слова: социализация права, правовое воспитание, правовая культура, право, правотворчество, правореализация, юридические средства.

Современное российское законодательство устанавливает основные принципы формирования и развития правового воспитания правосознания и правовой культуры личности как основы гражданского общества. Это в свою очередь требует превращения проблем правовой социализации в основную задачу теории права, т.к. никакой другой социально-правовой институт в настоящее время не имеет возможностей и ресурсов для исполнения этой важнейшей функции социализации права.

На первый план в данной ситуации выступает необходимость сориентировать как реформу правового воспитания, так и всю правовую политику государства, на создание эффективного механизма правовой социализации, адекватного состоянию правовой жизни граждан и современного российского общества в целом, на воспитание правомерного поведения и законопослушных граждан, на повышение уровня их правовой культуры и правосознания, на преодоление правового нигилизма и дилетантизма. Эта модель правового воспитания личности должна способствовать формированию новой системы правовой социализации граждан, а также должна разрабатываться комплексно, с участием специалистов различных научных отраслей. Правовое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста. Прав был К.Д. Ушинский, неоднократно высказывавший убеждение в том, что первое знакомство с отечеством должно войти в систему начального обучения и элементарные сведения о родной стране должны быть усвоены так же твердо, как и азбука. Правовой ликбез столь же важен для граждан, сколь и высокие информационные и производственные технологии [1].

Исходя из этого, правовая социализация подрастающего поколения представляет собой формирование и постоянное расширение системы социально-правовых связей, раскрытие перед личностью новых возможностей для вхождения в адекватную и позитивную жизнедеятельность общества в процессе правового воспитания. Применение к подростку мер правового воздействия для формирования необходимого, требуемого со стороны общества правомерного поведения не должно прерывать правовую социализацию личности несовершеннолетнего, которую необходимо продолжать и в условиях правового воздействия, предоставив для этого соответствующие правовые, социальные, материальные и другие условия [2, с. 49].

Особое внимание в правовой социализации следует уделить формированию толерантности в процессе правового воспитания молодежи. «Под толерантностью понимается разумная готовность молодых людей к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющих различное мировоззрение, разные правовые ценности, поведение. Реалии сегодняшнего дня требуют правового воспитания современного культурного человека, не только образованного, но и обладающего чувством самоуважения и уважаемого окружающими» [3, с. 100].

При этом основным, наиболее эффективным методом правового воспитания являются групповые и индивидуальные беседы, которые должны иллюстрироваться новыми конкретными примерами правонарушений и проступков несовершеннолетних и негативными последствиями их совершения, подтверждающими принцип неотвратимости наказания для каждого, кто нарушает законы. «... Правовое воспитание несовершеннолетних должно быть направлено на формирование системы правовых знаний, представлений и правовых убеждений в необходимости, справедливости правовых предписаний, на создание в правосознании каждого подростка внутренней устойчивой основы, с помощью которой он мог бы в будущем правильно ориентироваться в сфере правовых отношений» [4, с. 6]. При решении задач правовой социализации молодежи необходимо ориентировать их правосознание на адекватную оценку происходящих в обществе процессов, научить правильно понимать законы, воспринимать их как защиту своих законных интересов и умело ориентироваться в острых (проблемных, конфликтных) жизненных ситуациях, вовремя чувствовать опасность преступить грань закона. В связи с этим одним из направлений правовой социализации является виктимологическая социализация - оказание консультативной помощи молодым людям по вопросам защиты и самозащиты от преступных посягательств.

Между тем, будучи социально-правовой категорией, правовое воспитание присутствует в повседневной правовой жизни общества и направлено не только на правовую социализацию молодежи, а также на уже сформировавшуюся личность. Правовая социализация личности -многогранное и разностороннее понятие, которое включает в себя целенаправленный процесс правового воспитания «правовых чувств», формирования правовых идеалов поведения, освоения правовых ценностей. В конечном счете - на формирование жизненной позиции путем предоставления возможности и запрета определенных действий, установления прав, свобод и обязанностей. Важное значение для правовой социализации личности имеет институт негативной юридической (классической) ответственности, четко определяющий, что такое зло, каковы пределы вмешательства государства в личную жизнь каждого человека

[5].

При этом расширяется также область применения данной юридической ответственности, что приводит к постепенному процессу «социализации ответственности», разложению меры и пределов ответственности на множество лиц, а такой характер общественных отношений неизбежно диктует необходимость повышения уровня правовой культуры как отдельных лиц и их групп, так и общества в целом. В связи с этим повышается роль правового воспитания, представляющего собой воздействие на людей с целью формирования у них определенного уровня правосознания, правомерного, социально активного поведения и, безусловно, ответственного. Согласимся с мнением авторов, в частности с позицией А.С. Михайлова, который утверждает, что правовое воспитание в Российской Федерации имеет меньшее распространение не из-за отмечаемого многими низкого уровня «правовой культуры, а в первую очередь из-за иных - объективных причин, в том числе и экономического, и политического характера» [6].

Психологические исследования подтверждают, что основу правового воспитания личности составляют два взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимозависимых элемента: представление общества о том, каким должно быть поведение личности на конкретном этапе развития, и своевременное изменение отрицательной направленности поведения личности. При этом в данном случае общение, наблюдение, контроль и поощрение являются основными методами правовой социализации личности.

Взяв за основу выделенные С. А. Беличевой признаки, можно назвать следующие элементы правовой социализации:

1) наличие правовых ориентиров, правовых установок, жизненных планов и профессиональных намерений;

2) степень правовой сознательности и дисциплинированности по отношению к правовому воспитанию и правовой социализации в целом;

3) уровень развитости правовых знаний, юридических навыков, умений, разнообразие и глубина законных интересов;

4) адекватное отношение к воздействиям правового воспитания;

5) способность уважать нормы права и закон;

6) способность критически, в соответствии с нормами морали и права, оценивать поступки окружающих - друзей, сверстников, одноклассников и других членов общества - вне зависимости от правового статуса;

7) самокритичность, наличие навыков правового анализа той или иной жизненной ситуации;

8) внимательность, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию;

9) волевые качества - умение самостоятельно принимать решения и преодолевать при этом возникающие трудности;

10) усвоенная правовая культура поведения [7, с. 45].

Как справедливо утверждает Е.Б. Кургузкина, достигнуть правовой социализации можно с помощью силы права или закона, а также общественного мнения, которыми должны поощряться законопослушные, достойные граждане своего общества и привлекаться к юридической ответственности личности, допускающие противоправные действия проступки и преступления [8, с. 119].

Вместе с тем не надо забывать о том, что каждый человек имеет собственное представление об идеалах добра и справедливости, которое формируется прежде всего в семье, в процессе правового воспитания и образования. Как справедливо отмечает Э. Геллнер, «... глубочайшая идентичность человека определяется отнюдь не его банковским счетом, родством или статусом, а культурой его воспитания» [9, с. 121]. На эти представления не может не оказывать влияние правовая среда, в которой живет индивид, происходит его правовая социализация, включая социально-правовую идентификацию, в том числе обусловленную этническим происхождением, конфессиональной принадлежностью и т.д. [10].

В данном случае механизмом правового воспитания справедливости выступает «очищение» в правовом сознании личности представления о свободе не как о возможности выбора, а как изначальной экзистенции: человек рожден свободным, а вовсе не становится таковым в процессе правовой социализации через правовое воспитание и образование. Именно таким образом в итоге формируется правовая культура личности, такая форма правового сознания, при которой в принципе отсутствует раздвоенность между интуицией правды и потребностью в праве, потребностью в законопослушном, правомерном поведении. Человек справедливый - это человек порядочный, свободный, культурный [11].

Социализация включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

Правовое воспитание, как и образование, - сила, способная сформулировать и дать обществу полноценную, законопослушную личность, правовые позиции и правовые установки которой будут направлены только на правомерное поведение. «Эффективность воспитательного воздействия достигается целенаправленным, систематическим и квалифицированным руководством этим процессом. Такой подход резко повышает эффективность процесса воспитания» [12, с. 12]. Помимо морально-нравственных качеств, на изменение которых рассчитано правовое воспитание, личность должна приобрести правовые качества человека: правовые знания, профессиональные умения, правовые навыки, привычки

правомерного поведения и потребности в правовой культуре и высоком уровне правосознания, правовым опытом нормального социально-правового общения. В теории права этот процесс называется правовой социализацией личности. При этом правовое воспитание рассматривается как одно из главных средств правовой социализации.

Правовая социализация личности является частью социализации в целом. Поскольку одной из целей правовой социализации выступает формирование у людей правосознания и высокого уровня правовой культуры, адекватного правомерного поведения и привитие морально-нравственных и правовых ценностей человеческого общества. По мнению Э.И. Петрова, в ходе правовой социализации личности созревает ее правосознание, отражая и переводя во внутренний мир характерные признаки объективной реальности [13, с. 79-90; 14, с. 45-53; 15, с. 46-47]. При этом формируется система устойчивых внутренних связей, в которой моделируется определенный и стойкий стиль правомерного поведения, формируются правовая убежденность, уверенность в правоте позитивных воззрений. О необходимости введения правовой социализации в образовательных учреждениях, его содержании, формах и методах осуществления уже много сказано в отечественной литературе.

Правовая социализация - процесс непрерывный, он практически идет на протяжении всей жизни человека. В правовой социализации личности особо существенна роль образовательных учреждений. Формирование у обучаемых способности выбирать правильную линию поведения в разнообразных жизненных ситуациях немыслимо без правовой социализации, т.е. без разъяснения им смысла и назначения российских законов, сообщения необходимых правовых знаний, без выработки у них привычки соблюдать закон, без правового воспитания убежденности в необходимости и целесообразности следовать велениям права. Как отмечает А.В. Симоненко [16, с. 33], формирование и развитие правосознания личности и социальных групп осуществляются в результате сложного взаимодействия социальных факторов (социально-экономических и политических условий, культурной и идейной жизни, нравственной атмосферы и состояния законодательства) и целенаправленной идеологической, воспитательной деятельности общества.

При этом под правовыми факторами правовой социализации личности следует также понимать правовую защиту, о чем мы уже упоминали ранее в отношении молодежи. Правовая защита представляет собой деятельность по адресной юридической поддержке, оказанию социальной, материальной, медицинской и психологической помощи, созданию наиболее благоприятных условий развития каждого человека, способствованию правовой осведомленности, юридической грамотности и правовой активности. В первую очередь «это защита человека от неблагоприятных влияний морально-нравственных упречных социальноправовых отношений, существующих неизбежно в той или иной степени выраженности вокруг личности, последствия которых трудно поддаются прогнозированию» [2, с. 45], а также: 1) повышение благосостояния личности, ее ответственности за правовое воспитание подрастающего поколения; 2) благоустройство образовательных учреждений; 3) моральнонравственное содержание деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также средств массовой информации; 4) создание сети комплексов социально-правовой помощи; 5) улучшение структуры образовательных учреждений, содержания и методики подготовки кадров для правоохранительной системы; 6) повышение правовой социализации и правового воспитания личности; 7) новые подходы к организации юридической подготовки и профессиональной ориентации личности; 8) активизация

самоуправления.

Анализ современной правовой жизни и на ее основе правовой среды в России позволяет сделать вывод о наличии стойких негативных тенденций правового воспитания и правовой социализации личности. Очевидно, что ситуация является результатом отсутствия четкой

правовой политики, экономической и социальной незащищенности человека, пропаганды насилия, асоциального поведения и т.д. Сформировавшееся в подобных условиях девиантное мировоззрение личности выступает в качестве благодатной почвы для вовлечения личности в преступную деятельность [17].

Решением данной проблемы, на наш взгляд, могла бы стать разработка концепции правовой социализации личности. В ней необходимо было бы учесть, что изучение становления и развития системы использования правового воспитания и образования в обществе является острой потребностью правовой социализации личности. При этом в зависимости от социально-правовой организации общества меняются только терминология, относящаяся к процессу правовой социализации и глубине постановки проблемы, и смещаются ее акценты. Однако только в настоящее время общество определило примерные позиции и оценки правовой социализации личности, в процессе которой правовое воспитание будет занимать одно из главных направлений ее реформирования.

Подводя итог развернутой дискуссии по проблемам правовой социализации и правовому воспитанию личности, обратимся к авторитетному мнению Д.Б. Магомедова, с которым мы солидарны, и отметим, что важными условиями процесса правовой социализации признаются: целенаправленность, последовательность, систематичность соответствующих мероприятий; планирование и организационное обеспечение мер по правовой социализации; взаимодействие субъектов правовоспитательной деятельности; связь правовой социализации с морально-нравственным воспитанием; должный профессиональный уровень как правовоспитательной деятельности, так и ее субъектов; учет особенностей объектов правовоспитательного воздействия [8].

Литература

1. Затонский В. А. Правовой менталитет, правосознание и правовая активность граждан в контексте повышения эффективности российской государственности // Право и политика. 2007. № 6.

2. Зиядова Д.З. Проблемы профилактики преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних. Махачкала, 2000.

3. Канунников А. Д. Взаимодействие педагогов, родителей и общественности в формировании толерантного сознания у детей, подростков и молодежи // Формирование климата доверия и толерантного сознания как основы предупреждения экстремизма. Рязань, 2005.

4. Стецура С.В. Уголовно-правовое воспитание как средство предупреждения преступности несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2003.

5. Орлова О.В. Соотношение политико-правовой активности личности и функционирования гражданского общества // Право и политика. 2006. № 12.

6. Михайлова А. С. Особенности «страховой культуры», рассматриваемой с точки зрения страхования профессиональной ответственности // Социальное и пенсионное право. 2008. № 2.

7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

8. Петров Э.И. Правовое воспитание как часть криминологической профилактики // Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003.

9. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1992.

10. Исаева Н.В. Права человека в дискурсе правовой идентичности: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 6.

11. Сальников В., Сальников М. Правовая онтология гражданского сознания // Юридический мир. 2005. № 11.

12. Иванова А. А. Педагогическая профилактика в системе предупреждения преступлений: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006.

13. Долгова А.И. Правосознание в механизме преступного поведения и его дефекты у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Сб. статей. М., 1970.

14. Ефремова Г.Х. Некоторые вопросы правового воспитания школьников // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Сб. статей. М., 1970.

15. Сибиряков С.Л., Шеховцова Н.А. Из опыта организации системы этико-правового воспитания и профилактики девиантного поведения учащихся в общеобразовательной школе // Преступность и культура общества. М., 1998.

16. Симоненко А.В. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.

17. Щелочков Н.Н. К вопросу о типичных следственных ситуациях и соответствующих им типовых версиях по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, совершенных несовершеннолетними // Общество и право. 2009. № 2.

18. Магомедов Д.Б. К вопросу о социально-педагогических аспектах профилактики преступлений среди молодежи // Российский следователь. 2008. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.